Юридический портал. Льготный консультант

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.

Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.

Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX–XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.

Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.

Причины миграции рабочей силы

Причины миграции рабочей силы могут быть различными. За последние годы все большую роль стали играть экономические причины: поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.

Миграционные потоки направляются, как правило, из развивающихся в промышленно развитые страны. В промышленно развитых странах блаодаря возможности решать комплекс социально-экономических задач сложился достаточно высокий жизненный уровень населения, обладающего, в основном, определенным уровнем образования и культуры. Поэтому в производстве и инфраструктуре существует целый перечень непрестижных низкооплачиваемых работ и специальностей, на которые трудно найти работника. В то же время в развивающихся и бывших социалистических странах, где высок уровень безработицы, а зарплата низкая, существует много желающих занять такие места и решить, таким образом, проблему материальной обеспеченности семьи.

Международная миграция рабочей силы между осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема – так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

Еще одно направление в миграции рабочей силы – это отъезд квалифицированных специалистов и ученых в развивающиеся страны, который зачастую вызван экономическими факторами, новыми возможностями в работе и, наконец, просто желанием устроиться на новом месте, проверить свои возможности в новых условиях работы. Данный поток мигрантов сравнительно небольшой.

Последствия миграции рабочей силы

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

  • тенденции роста потребления заработанных за границей средств,
  • желание скрыть получаемые доходы,
  • «утечку мозгов»,
  • в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

Особенностью современной международной трудовой миграции становится возрастание ее объемов. Если в 1960 году в мире насчитывалось 3,2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

Выход России на международный рынок труда ограничивается рядом обстоятельств. Более высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и более высокая оплата труда постоянно увеличивают количество желающих выехать на работу. Но возникают противодействующие факторы: языковой барьер, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический интерес мигрантов состоит в повышении своего жизненного уровня в стране прибытия. Страны в зависимости от разных факторов могут быть заинтересованы как в иммиграции, так и в эмиграции. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где весьма сложная демографическая ситуация и относительно низкий уровень жизни. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу.

Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек – природа. Концентрация населения в городах вызывает рост социальной напряженности, ведет к разжиганию национальных конфликтов, росту преступности и т. п. При формировании концепции миграционной политики следует учитывать и те, и другие аспекты.

Регулирование миграции рабочей силы

Для ликвидации отрицательных последствий и усиления положительных эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования миграционных процессов. Вмешательство государства в процесс перемещения рабочей силы через государственные границы возникло раньше, чем регулирование международных рынков товаров и услуг. Уже на исходе XIX века появились законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

Сегодня в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.

Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов и действует в пользу более молодых претендентов.

Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы. выделяются:

  • хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
  • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами):
  • ограничения личностного и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что значение какого-либо качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Но по ряду характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Определенную роль в регулировании миграции рабочей силы играют мировое сообщество и . Мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Ныне немалое число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

Миграция — латинское слово, означающее перемещение, переселение. Этим словом обозначают перемещение людей, животных, капиталов, химических элементов в земной коре и т.д. Интересующая нас миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему.

Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция — выбытие за границу, а иммиграция — прибытие из-за границы. Разница между этими двумя потоками дает объем чистой миграции, их сумма — объем валовой миграции.

Перемещение населения из одного международного региона в другой всегда было свойственно людям. Начиная с древнейших времен, миграция населения, нередко выливавшаяся в форму завоевательных походов, играла огромную роль в истории человечества, в его расселении по всему земному шару, в образовании рас и народов. Истории известны массовые переселения ариев и басков, вестготов и остготов, гуннов, финно-угров, монголо-татар и др.

В зависимости от географических направлений различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней — из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

В зависимости от долговременности каждого перемещения миграция населения делится на: постоянную или безвозвратную (безвозвратный характер имеет обычно межконтинентальная миграция, а также миграция из села в город); временную — как правило, внутриконтинентальную; сезонную, связанную с ежегодными поездками на заработки или передвижением кочевников; маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта. Ярким примером тому являются мексиканские фронтальеры.

В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной или нелегальной. Нелегальные мигранты — это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально или прибывают в нее на законных основаниях (например, туристами, по приглашению) и нелегально трудоустраиваются. Количественную оценку нелегальной иммиграции дать практически невозможно.

Наряду с миграцией всего населения различают миграцию отдельных его групп — социальных, этнических, возрастно-половых и др. Например, выделяют миграцию рабочей силы — перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в размещении производства, условиях существования. По классификации ООН постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года.

В развитии миграционных процессов обычно выделяют фи больших социальных волны. Первая, получившая название «старой миграции», охватывает примерно две трети XIX в. Для этого периода наиболее характерным было перемещение промышленных рабочих. Вторая волна прошла в конце XIX в. и в первую треть XX в. Она получила название «новой миграции». В это время преимущественно мигрирует разорившееся крестьянство. Наконец, третья волна миграции рабочей силы началась после окончания Второй мировой войны. На этом этапе характерным становится перемещение двух прямо противоположных групп мигрантов из отсталых стран в развитые. С одной стороны, наблюдается большой преобладающий поток мало-обученных и неквалифицированных трудящихся, а с другой — идет отток научных кадров и специалистов, т.е. так называемая утечка умов.

Какие же причины побуждают людей перемешаться из одной страны в другую? Прежде всего, миграция рабочей силы связана с развитием крупного машинного производства, которое предопределило неравномерность социально-экономического развития разных стран. В странах с ускоренным развитием обнаруживается нехватка рабочей силы, а в странах с замедленным ростом складывается относительный избыток рабочей силы и возникает . Для преодоления подобных ситуаций необходимо заполнить кадрами образовавшиеся экономические ниши, используя для этого импорт рабочей силы. В странах с замедленным развитием существует низкий и небольшая . Безземелье крестьян гонит их в другие страны. Иммиграция — важный источник пополнения стран с незначительным уровнем рождаемости, средство его приспособления к нуждам капиталистического воспроизводства. В период экономического подъема иммиграция иностранных рабочих резко возрастает. Действует система вербовки.

Кроме социально-экономических есть и другие причины миграции населения. Политическая нестабильность режимов или бегство от политических преследований расовой, религиозной и национальной дискриминации. Военные обстоятельства — эвакуация, реэвакуация и т.д. Расширение международной системы информации, что дает людям осознать широкие социально-экономические возможности других стран. Наконец, развитие и удешевление транспортных средств.

В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции.

Основу миграционных потоков по-прежнему составляют рабочие, в меньшей степени — служащие. Но сравнительно новой формой международной миграции рабочей силы является перемещение научно-технических кадров. В поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни лица высшей квалификации переселяются в США и Западную Европу.

Среди побудительных факторов миграции преобладают материальные мотивы. Однако, как и раньше, имеют место политические, религиозные, этнические факторы.

Одна из главных закономерностей современной международной миграции заключается в значительном и постоянном увеличении ее масштабов, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех континентов. В начале 90х годов только в мировом капиталистическом хозяйстве насчитывалось не менее 25 млн. мигрантов. С учетом же их семей, мигрантов сезонников и других категорий общая численность иммигрантов примерно в три четыре раза выше. Более половины из них выехали из развивающихся государств, 2/3 из них оказались в промышленно .

В последнее время усилилась нелегальная иммиграция. Ки тайцы штурмуют границы США и России, кубинцы перебираются во Флориду, алжирцы — во Францию, пакистанцы в Англию и т.д. Главной причиной нелегальной иммиграции является возможность для предпринимателей использовать самую дешевую и бесправную рабочую силу и получать при этом огромные прибыли. Поэтому американская полиция и не справляется с потоками нелегальных мексиканских иммигрантов.

Основные международные регионы притяжения мигрантов

Выше указывалось, что в зависимости от географической направленности различают межконтинентальную и внутриконтинентальную внешнюю миграцию населения. Так куда же конкретно двигались потоки трудовой миграции?

Первый массовый межконтинентальный перелив рабочей силы был насильственным. Это было связано с развитием работорговли в ХVIII —XIX вв. Вследствие такого перелива население Африки за 1650—1850 гг. уменьшилось на 22%.

Что касается перемещения свободных лиц наемного труда, то наиболее крупным миграционным потоком был выезд европейцев за океан в XIX—XX вв. В XIX в. эмигрировало до 30 млн. человек. В начале XX в. до Первой мировой войны из Европы выехало свыше 19 млн. человек. Во время 1914—1918 гг. эмиграция была прервана, а затем возобновилась, и за период 1918— 1939 гг. эмигрировало 9 млн. человек. Вторая мировая война снова прервала заокеанскую миграцию населения из Европы; после окончания войны она оживилась, а затем пошла на убыль.

Куда конкретно направлялись эмигранты? Прежде всего, в США, где бурно развивался , которому требовались рабочие руки. Однако ехали в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция населения явилась важнейшим источником роста их населения. Уезжавшие из европейских стран — из Ирландии и Англии, Франции и Германии, ехали и из России — молокане.

В последнее десятилетие XX в. сложились новые мировые рынки рабочей силы вследствие не только межконтинентальной, но и внутриконтинентальной миграции населения.

Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. Здесь только в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Основную часть иммигрантов принимают такие западноевропейские страны, как Германия, Франция, Англия, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария.

По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого рынка в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит место по целевому назначению. Несмотря на то что преобладающую часть будут составлять низко и полуквалифицированные работники, приоритетное право получат высококвалифицированные Профессионалы, число которых в перспективе возрастет.

Второй центр притяжения трудящихся мигрантов в 1990е годы сформировался в регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны притягивают на промыслы огромное количество людей из Индии, Бангладеш, Пакистана, Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90х годов здесь работало более 4,5 млн. иностранцев, в то время как число местных рабочих составило только 2 млн человек. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%, Кувейте — 86, 5%, Саудовской Аравии — 40%, т.е. подавляющую или большую часть всей промышленной рабочей силы.

Особую группу мигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с 1989 по 1994 г. из стран СНГ в Израиль выехало свыше 500 тыс. человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политических неопределенностей и экономических трудностей, желание воссоединится с родственниками и религиозные мотивы.

Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США. этой страны исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Иностранцы и сейчас составляют около 5% рабочей силы страны. Послевоенная иммиграция в США состояла из нескольких этапов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в СШ1А из стран Западной Европы въехало 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет третий этап, когда отдается предпочтение эмигрантам из Европы — Ирландии, Италии, Польши, а также из Аргентины. Означенная переориентация объясняется тем, что к началу третьего тысячелетия США могут стать страной, где белые окажутся в меньшинстве в результате прогнозируемой высокой рождаемости цветного населения.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В этой стране трудится 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, сориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Поэтому она не может рассматриваться в качестве перспективного центра для миграции рабочей силы из Российской Федерации. Кроме того, с 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В соответствии с ней в страну в первую очередь принимались иммигранты, делавшие инвестиции в экономику страны.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, о. Тайвань, Пакистан. Например, Япония начинает вывозить рабочую силу высокой квалификации, сопровождающую ее прямые инвестиции в страны АТР. Этот тип миграции называют транзитной профессиональной миграцией.

В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют латиноамериканцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточно-европейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах химиках, фермерах.

Существует и африканский центр. По приблизительным оценкам меж страновая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительства.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Сначала рассмотрим влияние миграции рабочей силы на страны импортёры. Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце 80х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более высок. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров и т.п.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых, отраслей — строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР иди процессором . Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные секторы экономики ведет к росту ее квалификации.

В результате развития "процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом — иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой — отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы Предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате утечки умов СШД сэкономили лишь в сфере образования и, научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В США учатся тысячи людей из стран Азии, Африки и Латинской Америки, и многие из них остаются в этой стране.

Политику импорта иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции» оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации, или бывших членов Президентского Совета экономических советников.

Что касается влияния миграции рабочей силы на страны экспортеры, то проводившиеся в 80е годы на эту тему исследования дали положительные результаты. Они показали, что отъезд части населения отдельных стран за рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Так, в Пакистане во второй половине 80х годов миграция за рубеж позволила сократить безработицу на 1/3. То же произошло в Бангладеш и Индии.

Более того, многочисленные эмпирические данные свидетельствуют, что миграция рабочей силы способствует повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран доноров.

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, можно назвать рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран — экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

Важное значение для экономики стран экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся мигранты. Причем их переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и тем самым способствуют нормализации финансовой ситуации. Вот какие доходы получали страны—экспортеры своей рабочей силы в 1990 т.

Уместно напомнить, что ранее значительная часть специалистов исходила из того, что утечка рабочей силы за границу наносит большой ущерб стране. Действительно, такой итог был, когда эмигрировали «сливки» рабочей силы, а возникавшие вакансии заполнялись менее подготовленными работниками. К примеру, подобная ситуация возникла в Египте, когда строительные рабочие массово отправлялись на заработки в страны Персидского залива, что привело к снижению производительности труда в строительстве. Но исследования 80х годов показали, что миграция во многих случаях выражается в оттоке, прежде всего неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Да и отток квалифицированных работников не всегда наносит ущерб стране. Так, если предложение квалифицированного труда превышает спрос, то трудовая эмиграция повышает шансы на трудоустройство образованной молодежи.

Государственное регулирование внешней трудовой миграции

Чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников, практически все мира регулируют процесс трудовой миграции населения с этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления, выездных виз; контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывания иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца . Взвесить все обстоятельства. Служба иммиграции и натурализации может представить иммигранту разрешение на проживание в США.

Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и Словакии и других странах.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двусторонними и многосторонними Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения для процесса трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или Межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии — Министерство труда, а в Швейцарии — Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет по уполномоченному органу принимающей страны.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между этими странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. эти страны на Венской конференции приняли местное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.

При фильтрации въезда иммигрантов разработана сложная система ограничений. Большое внимание уделяется квалификации рабочей силы. Требования к качественным характеристикам импортируемой рабочей силы в разных странах практически очень похожи. Отметим здесь лишь наиболее типичные из них.

Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или среднем специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы — инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей монтажников, электромехаников, рабочих металло-прокатчиков. В то же время требуется определенный стаж работы по специальности. Так, во многих компаниях и исследовательских институтах США, несмотря на наличие вакансий, на работу могут быть приглашены лишь опытные исследователи, имеющие как минимум пятилетний стаж. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее пяти лет.

Возрастной ценз является приоритетным требованием стран импортеров. Они желают получить работников самого трудоспособного возраста, от которых можно ожидать наибольшей отдачи. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В ОАЭ требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20—45 Лет.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние здоровья. В США, в соответствии с иммиграционным актом 1990 г., не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными психическими заболеваниями. А шведские и.норвежские фирмы наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд.

Еще одним требованием к качеству рабочей силы является ее социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В тех же США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. В эту страну не допускаются также иностранцы, осужденные за уголовные преступления, и лица, присутствие которых может нанести ущерб ее международным интересам.

Регулирование въезда иммигрантов проводится на только путем реализации ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда других ограничений. Во многих странах применяется прямое квотирование соотношения между иностранными и местными работниками на предприятиях принимающей страны. В частности, Греция запрещает наем иностранных рабочих предприятиям, на которых работает менее пяти лиц греческого происхождения. В том же случае, когда на них занято большее число работников, то соотношение численности иностранцев и местных работников должно составлять 1:10.

Вместе с тем используются и финансовые ограничительные нормативы, что по идее должно принести какую-то пользу принимающей стране. Так, в США предусмотрена ежегодная выдача до 10 тыс. иммиграционных виз инвесторам, вкладывающим в американскую экономику свыше 500 тыс. долларов. В Словакии простые трудящиеся мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение четырех месяцев следует уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Наряду с финансовыми применяются и временник ограничители. Введение таковых означает, что для иммигрантов устанавливается ограниченный срок пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии разрешения на работу выдаются только на один год, хотя и допускается возобновление.

В странах реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов. Так, в Турции действует закон, который содержит подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. Сюда относятся врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы и т.п.

Профессионально-отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т.е. когда выделяются приоритетные профессии для въезда.

Предпочтительный режим принимающих стран, как правило, касается следующих пяти групп:

Работников, претендующих на малооплачиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу (работа по уборке урожая, в теплицах или ремонтных мастерских, строительство жилья, бурение нефтяных скважин);

Специалистов быстро развивающихся сфер национального хозяйства — бухгалтеров, работников торговли, банков, новых высокотехнологичных отраслей;

Представителей редких профессий, т.е. «штучных» специалистов (огранщики алмазов, реставраторы картин и рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения и т.д.);

Специалистов высшего класса и представителей свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты, скульпторы, спортсмены, высококвалифицированные врачи и т.д.);

Руководящего персонала фирм и их подразделений, а также предпринимателей; которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают рабочие места.

В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных Профессий», составленный Министерством миграции на основе тщательного анализа национального рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.

Во всех принимающих странах всегда действовали национально-географические приоритеты. Они предусматривали льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Выше указывалось, что США с 90х годов отдают предпочтение мигрантам из стран Европы. Но в последнее время такую же иммиграционную политику стали проводить почти все промышленно развитые страны, ограничивая въезд мигрантов из стран Африки и Азии.

Во многих принимающих странах предусмотрены ц скрытые правовые нормы защиты национального рынка труда, которые включаются при возникновении редких ситуаций. Так, в Германии разрешение на работу, выданное иностранцу, может быть досрочно отозвано, если возникнут особые условия на рынке труда.

В настоящее время промышленно развитые страны разработали системы стимулирования оттока трудящихся мигрантов. При определенных обстоятельствах меры по ограничению въезда иммигрантов дополняются различными способами стимулирования их репатриации. Программы репатриации касаются профессий или этнических групп. Например, отток «синих воротников или Турок и греков из Германии, а также северо-африканцев из Франции. Используется, как правило, три вида таких программ.

Программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие страны выплачивают не только отступное пособие, но и компенсируют расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость билетов.

Программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину организуют специальную профессиональную подготовку, которая позволяет им "быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера касается, прежде всего, неквалифицированных рабочих.

Программы экономической помощи регионам массовой эмиграции являются самыми радикальными, так как стимулируют внутреннее развитие стран массовой эмиграции. Одной из подобных программ была осуществленная в 1974 г. в Нидерландах государственная программа под названием «Репатриация рабочих мигрантов и разработка возможностей национального развития». Согласно этой программе в Югославии в 1980—1981 гг. было реализовало около 50 проектов по стимулированию занятости в экономических районах, в том числе предоставление кредитов рабочими мигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия.

Во многих принимающих странах действуют также системы санкций за нарушение установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении нелегальных иммигрантов поменяются не только штрафы и депортация, но и привлечение к уголовной ответственности. Иностранец, выехавший в США на Основании ложных сведений или иным мошенническим путем, может быть лишен свободы сроком до шести месяцев или оштрафован на 500 долл. За такое же преступление, совершенное вторично, предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет; или штрафа в размере 1 тыс. долл.

Санкции практикуются в отношении нелегальных посредников, занятых незаконным импортом рабочей силы. В США в настоящее время расширяются полномочия Службы иммиграции и натурализации в отношении «живого товара». Предполагается увеличить им наказание от пяти до десяти лет тюремного заключения за каждого незаконно провезенного в страну иммигранта.

Введены санкции в отношении предпринимателей, незаконно использующих иммигрантов. Выгода, которую получает предприниматель от найма дешевой рабочей силы, толкает его на нарушение действующих законов. В связи с этим против предпринимателей применяются крупные штрафы. В Словакии, например, штраф составляет 100 тыс. крон, за повторное нарушение — 500 тыс. крон. Во многих странах расходы по депортации нелегальных иммигрантов возлагаются на предпринимателя, у которого работал иммигрант.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы — двойственны. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых районов, сосредоточивает огромные массы населения наиболее активного и энергичного в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.

С другой — приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов и обострению экологической ситуации: обезлюдению села, постарению и феминизации его населения; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов коновым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Наконец, не следует думать, что миграция населения может значительно уменьшить безработицу в странах выезда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А страны импортеры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.



Назад | |

Массовая миграция населения стала одним из наиболее характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Понятие «миграция населения» предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Если перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, то осуществляется международная трудовая миграция, или миграция рабочей силы.

Современный международный рынок рабочей силы включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет, таким образом, национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства (ПМЖ) в другую страну; под

Иммиграцией – въезд в страну на ПМЖ. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Существует множество причин международной миграции:

1. Основная причина – экономическая, а именно – межстрановые различия в оплате труда и уровне жизни. Люди выезжают из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.

2. Политические мотивы.

3. Религиозные.

4. Семейные причины.

5. Природные бедствия, войны.

6. Демографические, национальные и ряд других неэкономических причин.

По оценкам экспертов, правда весьма приблизительным, считается, что в мире в середине 90-х годов постоянно около 125 млн человек находились за пределами тех стран, гражданами которых они являлись. В последние годы в мире переезжают из страны в страну порядка 20 млн человек в год.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

1. Иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов (США, Канада, Германия, Израиль), 80–90-е годы были периодом высокого уровня иммиграции.

2. Работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х годов в мире насчитывалось более 25 млн человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Например, во Франции? занятых в строительстве и? в автомобилестроении – иммигранты; в Бельгии половина всех горняков – иммигранты; в Швейцарии 40% строительных рабочих – иммигранты.

3. Нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х годов превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Обычно они занимают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии, либо занимаются нелегальным криминальным бизнесом. По данным Министерства по делам Федерации национальной и миграционной политики, на территории России сейчас незаконно находятся от 700 тыс. до 1,5 млн иностранцев. Лишь чуть более 30 тыс. иностранных граждан зареги-

Стрированы и имеют официальный статус. Среди нелегальных иммигрантов граждане 56 стран. В основном это китайцы, вьетнамцы и афганцы.

4. Лица, просящие убежища по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах. До 80-х годов численность этой категории мигрантов была незначительна, затем она заметно увеличилась – до 1 млн человек к концу 90-х годов.

5. Беженцы. По данным ООН, в мире на конец 90-х годов насчитывалось более 22 млн беженцев, большинство из которых – жертвы войн. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы:

1. США, Канада. Ежегодно в США приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны вместе взятые. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира. Низкоквалифицированная рабочая сила направляется в США в основном из близлежащих латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. Приток иммигрантов в США и Канаду к концу 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек. При этом к началу 1998 года в США, по оценкам, проживало более 5 млн нелегальных иммигрантов.

2. Западная Европа. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет до 600 тыс. человек. Лидерство по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция и Великобритания. В ЕС насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, республик бывшего СССР активно используется в экономике самых развитых стран Европы. В ФРГ иностранная рабочая сила составляет 8% от общего числа занятых, во Франции – 7%, Швейцарии и Люксембурге – до 30%.

3. Ближний Восток. Нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. К началу 80-х годов сюда оказалось стянуто около 3 млн иностранных рабочих. Более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иммигранты в основном из соседних арабских стран.

4. Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, сезонные рабочие направляются в Аргентину и Мексику из Латинской Америки. На Нигерию, ЮАР, Берег Слоновой Кости приходится более 50% притока всех иммигрантов.

5. Новые индустриальные страны. Значительно увеличился приток иммигрантов в государства Юго-Восточной Азии (Малайзия, Южная Корея) в основном на временные работы. По большей части это – иммигранты из Мексики и развивающихся стран Азии.

6. Израиль. Государство, которое существует с 1947 года и имеет на сегодня население более 5 млн человек, на? растет за счет притока иммигрантов (более 1 млн человек населения Израиля – выходцы из бывшего СССР).

7. В качестве примеров более локальных региональных центров притяжения мигрантов можно назвать Австралию и Россию.

Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений:

– миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

– миграция в рамках промышленно развитых стран;

– миграция рабочей силы между развивающимися странами;

– миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);

– миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны (в небольших объемах).

Международная миграция рабочей силы охватывает весь мир: как его развитую часть, так и отсталую периферию. По данным 2005г., В мире насчитывается почти 200 млн трудящихся, работающих за пределами родины; более половины из них являются выходцами из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Международная миграция рабочей силы является одной из объективных оснований становления целостной мирохозяйственной системы. Вместе с тем проблема свободной миграции является опасной для правительств как в политическом, так и в социальном аспекте. Этнические, религиозные предрассудки и прямая экономическая угроза интересам отдельных групп, которые опасаются конкуренции со стороны иммигрантов, делают эту проблему слишком острой. Следовательно при проведении миграционной политики очень важно знать природу, общеэкономические и социальные последствия этого явления.

Международная миграция рабочей силы - это перемещение рабочей силы из одной страны в другую. Она включает два основных взаимосвязанных процесса: эмиграционный и иммиграционный.

Эмиграция - это выезд рабочей силы из одной страны в другую.

Иммиграция - это въезд рабочей силы в принимающую страну. Реэмиграция - возвращение рабочей силы в страну эмиграции (на родину).

Формы миграционных процессов

Основными формами миграционных процессов является постоянная, временная и нелегальная миграция

o Постоянная миграция преобладала до Первой мировой войны. Значительные массы людей навсегда покидали свои страны и переселялись на постоянное место жительства в США, Канады, Австралии и т. Переселение в обратном направлении было незначительным.

o Временная миграция предполагает возвращение мигрантов на родину по истечении определенного срока. В связи с этим современная трудовая миграция приобрела ротационного характера.

o Нелегальная миграция слишком выгодна предпринимателям стран-Мигран-тов и составляет своеобразный резерв необходимой им дешевой рабочей силы.

Разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы, образуют международный рынок труда, который функционирует во взаимосвязи с рынками капитала, товаров и услуг. Иначе говоря, международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.

Причины миграции рабочей силы

Международная миграция рабочей силы вызвана внутренним экономическим развитием каждой отдельной страны и внешними факторами: состоянием международной экономики в целом и экономическими связями между странами. В определенные периоды факторами и движущими силами международной трудовой мобильности могут выступать также политические, военные, религиозные, национальные, культурные, семейные и другие социальные мотивы. Причины международной трудовой миграции можно понять только как конкретную совокупность названных факторов.

Таким образом, международная трудовая миграция - это прежде всего форма движения относительно избыточного населения из одного центра накопления капитала в другой. В этом заключается суть экономической природы трудовой миграции и ее главная причина.

Однако к международной трудовой миграции вовлекаются не только безработные, но и часть работающего населения. В этом случае движущим мотивом миграции выступает поиск более выгодных условий труда. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни и заработной платы в страны с более высоким уровнем. Национальные различия в заработной плате является объективной основой миграции труда.

Рассмотрены причины могут объяснить главным образом миграцию рабочей силы из развивающихся стран и стран с переходной экономикой или миграции из менее экономически развитых европейских стран в более развитых. Но для объяснения миграции между США и Канадой, Англией и США, внутри ЕС этого недостаточно. В миграции между этими странами большую роль играют факторы гуманитарного, социально-культурного, экологического, психологического, правового, семейного порядков.

Основные этапы международной миграции рабочей силы

Исторически международное перемещение трудовых ресурсов проходит 4 этапа.

I этап международной миграции непосредственно связан с промышленной революцией, которая осуществилась в Европе в последней трети XVIII - середине XIX в. Следствием этой революции стало то, что рост капитала привело к образованию "относительного перенаселения", что повлекло массовую миграцию из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Этим было положено начало формированию мирового рынка труда.

Формирование мирового рынка труда способствовало:

o экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах в условиях высоких темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы;

o колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему мирового хозяйства новых стран.

II этап международного перемещения трудовых ресурсов охватывает период с 80-х годов XIX в. до Первой мировой войны.

В этот период значительно возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового хозяйства.

Высокий уровень концентрации производства и капитала в передовых странах (США, Великобритании и др.) Обусловливает повышенный спрос на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию из менее развитых стран (отсталые страны Европы, Индия, Китай и т.д.). В этих условиях изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в. основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила.

III этап развития международной миграции охватывает период между двумя мировыми войнами.

Особенностью этого этапа является сокращение масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинентальной миграции и даже реэмиграции из классической страны-иммигранта - США.

Это было обусловлено следующими причинами:

o последствиями мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., что проявились в росте безработицы в развитых странах, и необходимостью ограничения миграционных процессов;

o замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который исключил его из круга стран-эмигрантов рабочей силы.

1. IV этап развития международной миграции рабочей силы начался после Второй мировой войны и продолжается поныне.

Этот этап обусловлен научно-технической революцией, монополизацией международных рынков труда и капитала. Его характерные черты:

o рост внутриконтинентальной миграции, в частности в Европе и Африке;

o рост спроса со стороны современного производства на высококвалифицированные кадры, возникновения нового вида трудовой миграции, который получил название "бегство умов";

o усиление государственного и международного регулирования трудовой миграции.

На фоне долгосрочных циклов происходят всплески (взрывы) миграции. Так, в 40-е годы XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США из-за "картофельного голода". В начале 80-х годов XIX в. широкомасштабная эмиграция из Италии и Восточной Европы в США была вызвана падением цен на европейскую пшеницу. Перед Первой мировой войной, с началом экономического оживления, усилилась миграция, но была прервана войной. Великая депрессия и Вторая мировая война серьезно снизили уровень миграции. После Второй мировой войны поток мигрантов снова стал увеличиваться. Во-первых, образовался устойчивый поток высококвалифицированных специалистов в США и Канаду. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии после восстания 1956, Вьетнама (1975) и с Кубы (1980). В-третьих, эмиграция из бывших соцстран после распада бывшего СССР и прекращения действия Варшавского договора. В-четвертых, с созданием Европейского Союза и других экономических объединений свободное передвижение рабочей силы между странами стало необходимым условием нормального функционирования мирового хозяйства.

Современные центры притяжения рабочей силы

На сегодняшний день сформировались следующие направления международной миграции рабочей силы:

o миграция из развивающихся стран, в промышленно развитых стран;

o миграция в рамках промышленно развитых стран;

o миграция рабочей силы между развивающимися странами;

o миграция научных работников и квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающихся;

o миграция из бывших социалистических стран в развитые страны;

o миграция рабочей силы в рамках бывшего СССР.

Международная трудовая миграция в современных условиях приобрела глобальный процесса. Миграцией охвачено большинство стран мира. К концу XX в. количество стран, вовлеченных в международный миграционного процесса, существенно возрастает, прежде всего за счет Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Количество мигрантов составляет около 3% населения планеты, в абсолютном выражении составляет около 200 млн человек.

Среди важнейших центров притяжения иностранных работников, которые определяют современные направления международной трудовой миграции, можно выделить: Северо и Южноамериканский регион, Западную Европу, Юго-Восточную и Западную Азию. Из них крупнейшими центрами выступают США и Канада, которые исторически были и остаются районами массовой миграции населения и рабочей силы.

Успешно конкурируют с ними страны Западной Европы, где общая численность людей, охваченных миграцией, оценивается в 65 млн человек. Характерно, что в последние 20 лет более 1 млн чел. ежегодно переезжает в поисках работы из одной европейской страны в другую, то есть участвует в внутриконтинентальном межгосударственном обмене рабочей силой. Для современных европейских миграций характерны следующие направления: из менее развитых стран Южной и Восточной Европы (Греции, Испании, Турции, Польши, Венгрии и др.) До высокоразвитых стран Западной и Северной Европы (Франции, Англии, Германии, Швеции и т.д.); из стран Северной Африки, Индии, Пакистана на западноевропейский рынок труда; переезд работников из одной высокоразвитой страны в другую.

В 90-е годы XX в. увеличилась эмиграция в страны Западной Европы по СНГ и Прибалтийских государств. Например, в Германию переселилось 2 млн советских немцев, а всего количество иммигрантов из бывшего СССР в Германию достигла 5 млн человек.

Важным центром притяжения рабочей силы остается Австралия. Новым пунктом концентрации интернациональных отрядов рабочей силы стал район Персидского залива, где уже в 1975 общая численность неместного населения в 6 странах (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты) составила 2 млн, а в 1980 г.- 4 млн чел., или почти 40% всего населения. Большая часть арабских эмигрантов поступает из Палестины, Египта, Ирака, Сирии, Иордании.

На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной Африки. Общая численность мигрантов во всех странах Африки достигает 6 млн человек.

Наряду с Западной Европой за последние два десятилетия создаются новые центры притяжения иностранных рабочих, которые отражают трудовую миграцию из одних развивающихся стран, в другие, перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитых стран, не было характерно для межгосударственной миграции в прошлом. Это прежде всего "новые индустриальные страны" Азиатско-Тихоокеанского региона. А в Латинской Америке - Аргентина, Венесуэла, Бразилия.

Структура мигрирующей рабочей силы

Структуру рабочей силы, мигрирует к развитым странам, и между самими развитыми странами, характеризуют два момента.

Первый: высокая доля высококвалифицированных и научных кадров, необходимых для развития направлений научно-технического прогресса. Развитые страны стимулируют такое перемещение рабочей силы.

Так, в начале 90-х годов XX в. доля иностранцев среди инженеров в США составляла более 10 врачей - более 20%. "Утечка умов" в США происходит как с развивающихся, так и из стран с переходной экономикой. Внутри Европейского Союза высококвалифицированные кадры концентрируются в наиболее развитых странах.

Второй: значительная часть рабочей силы для отраслей с физически тяжелыми, малоквалифицированными и непривлекательными видами труда. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

Последствия перемещения трудовых ресурсов

Последствия международной миграции рабочей силы достаточно разнообразны. Они проявляются как в странах, экспортирующих рабочую силу, так и в странах, импортирующих ее, перенося определенные выгоды и потери обеим сторонам, хотя, как показывает анализ, выгод больше в странах-импортерах рабочей силы, а в странах-экспортерах в целом потери превышают выгоды. Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции дает людям возможность перемещаться в страны, где они могут внести больший доход в мировое производство.

2. Страны, принимающие рабочую силу, получают следующие преимущества:

o в стране, ввозит рабочую силу, особенно квалифицированную, ускоряются темпы роста экономики: дополнительный спрос на товары и услуги иммигрантов стимулирует рост производства и создает дополнительную занятость в стране их пребывания;

o повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанного с более низкой ценой иностранной рабочей силы и возможностью сдерживать рост заработной платы местным работникам из-за повышенной конкуренции на рынке труда;

o принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками;

o значительный доход приносит трансферт знаний из страны эмиграции. В случае импорта квалифицированных работников и научных кадров принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку. Так, в США 230 членов Национальной Академии Наук, 33% лауреатов Нобелевской премии - иммигранты;

o иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор на случай роста безработицы: они могут быть освобождены в первую очередь.

o иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих от старения населения. В Германии, Франции, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24, в Люксембурге - 38%.

К негативным последствиям, порожденных иммиграцией, относятся: социальные распри, конфликты, обострение межнациональных проблем, преступность и т.

Изменения плотности населения и социальные распри используются правительствами принимающих стран как аргументы в пользу политики ограничения или постепенности иммиграции, отбора иммигрантов, допускаемых в страну.

3. Страны-экспортеры рабочей силы также получают определенные выгоды:

o снижение уровня безработицы и как следствие - социальной напряженности в стране;

o бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой технологией, организацией труда и тому подобное;

o получение доходов вследствие денежных переводов эмигрантов.

Это - одна сторона последствий миграции для стран-экспортеров рабочей силы. С другой стороны, эти страны имели такие последствия экспорта рабочей силы:

o сокращение налоговых поступлений из-за уменьшения числа налогоплательщиков;

o постоянная миграция означает, что происходит отток квалифицированных, инициативных работников - "утечка умов", который приводит к замедлению темпов роста научно-технического и культурного уровня страны. По подсчетам специалистов, эти потери в середине 90-х годов составляли около 73 млрд долл.

Возможными путями снятия негативных последствий эмиграции рабочей силы могут быть такие меры государства:

o запрет эмиграции;

o введение налога на "утечку умов" с целью компенсировать государственные капиталовложения в эмигрантов

o создание государством высокодоходных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы. Такая практика существует. Например, азиатские страны создали мощную высокоприбыльную отрасль экономики - экспорт рабочей силы; которая занимается подготовкой и вербовкой работников необходимых специальностей для работы за рубежом. Переводы денег на родину экспортируемыми работниками приносят государству значительный доход. Так, экспортные работники Южной Кореи, в соответствии с действующим законодательством, обязаны 80% заработка переводить на родину в твердой валюте через национальные банки.

Международная миграция рабочей силы - процесс перемещения трудовых ресурсов через границы стран с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране места жительства. Основой миграции являются различия в стоимости рабочей силы, соотношение спроса и предложения ее в различных странах, неравномерность экономического развития стран.

Эмиграция - выезд из страны на постоянное место жительства и работы. Отток рабочей силы уменьшает размер безработицы. Возвращение эмигрантов обеспечивает реализацию зарубежного опыта на родине, создает приток в страну иностранной валюты, заработанной за рубежом.

Иммиграция - въезд в страну на постоянное место жительства и работы. Мигранты замещают самые непривлекательные рабочие места, получают заработную плату ниже, чем отечественные рабочие (снижаются производственные затраты), не участвуют в забастовках, не обеспечиваются пенсиями. Однако увеличивается безработица, социальная незащищенность и неуверенность, а с ней - наркомания и преступность.

Основные центры притяжения иностранной рабочей силы - США, Германия, Франция, Великобритания. Локальными региональными центрами притяжения мигрантов являются Австралия и Россия.

На мировую миграцию груда воздействуют следующие факторы:

  • - разрыв в уровне заработной платы и экономических возможностей в различных странах;
  • - региональные конфликты и политическая нестабильность в некоторых развивающихся странах;
  • - доля молодых людей в населении посылающих и принимающих стран;
  • - число мигрантов, проживающих в принимающих странах;
  • - снижение издержек и неудобств миграции.

Для различных принимающих стран существуют различные источники миграционных потоков. Это обусловлено ролью принимающей страны в современном мире и се возможностями, а также конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами.

Каждое государство проводит протекционистскую политику в регулировании миграции рабочей силы, включающую законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта, установление квот для прибывающих в поисках места работы, разработку и реализацию программ стимулирования репатриации. Миграционная политика проводится через национальные службы миграции. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля въезда в страну. Они выдают въездные визы, согласуют их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, контролируют время пребывания иностранной рабочей силы в стране.

Социально-экономические последствия грудовой миграции можно рассматривать с позиции мигранта, принимающей страны и страны выбытия. На них невозможно дать однозначный ответ. Интересы всех трех субъектов могут совпадать или противоречить друг другу. Экономический интерес мигрантов состоит в повышении жизненного уровня в стране прибытия. Эмиграционный интерес, как правило, имеют развивающиеся страны, где сложная демографическая ситуация и низкий уровень жизни.

Специфика современной миграции рабочей силы состоит в том, что значительную часть иммигрантов составляют высококвалифицированные специалисты. Происходит «утечка умов» из многих стран в центры притяжения, что экономит им огромные средства на образование и подготовку собственных научных и высококвалифицированных кадров. Отдача от таких мигрантов высокая для принимающих государств.

Иммиграция является источником покрытия дефицита как квалифицированной, гак и неквалифицированной рабочей силы. Во Франции иностранные рабочие составляют 25% занятых в строительстве, 33% - в автомобилестроении, в Бельгии - 50% всех горняков, в Швейцарии - 40% всех строительных работ выполняются иностранцами. В странах иммиграции растет объем национального продукта и доход предпринимателей, повышается эластичность (гибкость) национального рынка груда.

Иммиграция оказывает давление на рынок труда, усугубляется безработица, снижается уровень заработной платы для коренного населения, ведет к разжиганию национальных конфликтов и росту преступности.

В стране-эмиграции уменьшается давление на рынок труда, объем национального продукта, доходы предпринимателей. Для стран, где относительно высокий уровень образования, работники, выезжающие за рубеж, обычно заняты на работах, требующих более низкого уровня образования, чем тот, которым они обладают.

Многие ученые из развивающихся стран, поработав в развитых странах, вернулись на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Повысив квалификацию и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий, изменяя качественный состав и структуру рабочей силы. Все они принесли в свои страны новые знания, достаток своим семьям. Это происходит тогда, когда родные страны создают условия для реализации их потенциала.

Положительным эффектом экспорта товара «рабочая сила» является рост валютных доходов стран-экспортсров. Согласно оценкам эффективность экспорта рабочей силы выше валютной эффективности товарного экспорта. У государств, которые специализировались на экспорте трудовых ресурсов (например, Турция), доля валютных переводов удерживается на высоком уровне. Этот источник валютных поступлений существенно улучшает положение национальных валют стран-экспортсров рабочей силы. Турция смогла сделать свою валюту конвертируемой.

Мир в целом выигрывает от свободы передвижения рабочей силы, поскольку свобода миграции позволяет рабочей силе использоваться с большей отдачей и вносить больший чистый вклад в мировое производство.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант