Юридический портал. Льготный консультант

В пресс-центре РИА Новости 22 апреля состоится , приуроченная к отмечаемому в мае текущего года 200-летию Консульской службы России.

Вы можете задать свой вопрос уже сейчас. Для этого нужно отправить SMS на номер 2320 в формате: МИД текст вопроса . Примечание: МИД - обязательный префикс перед текстом вопроса.

1. Штатные консулы получали определенное содержание от правительства, нештатные консулы его не получали.

2. Штатные назначались из лиц, находящихся на государственной службе, нештатные консулы избирались из числа местных жителей и могли быть как русскими, так и иностранными подданными.

3. Нештатные консулы назначались, как правило, в такие пункты, где при недостаточности оснований к учреждению штатного консульского поста существовала необходимость в присутствии консульского представителя для защиты интересов русских подданных и для осведомления штатного консульства.

4. Сфера деятельности нештатного консула ограничивалась тем портом или городом, в котором он проживал.

В царской России в 1909 году насчитывалось свыше 300 почетных консулов.

После Октябрьской революции по советскому законодательству допускалось назначение почетных консулов. Первым законодательным актом, специально относящимся к консульской службе и сформулировавшим основные ее принципы, был Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 октября 1918 года. В статье 2 Декрета, в частности, предусматривалось использование института почетного консула: "В странах и местностях, в которых нет самостоятельных консульств или консулов Рабоче-крестьянское правительство права и обязанности консулов поручает кому-либо из местных граждан данной страны, изъявивших на то свое согласие".

Советское правительство еще до заключения Брестского мира возложило обязанности почетного консула в США на писателя Джона Рида, в Стокгольм почетным генеральным консулом РСФСР назначался шведский социалист Фредрик Стрем (1918), в Великобританию (в Глазго) почетным консулом Советской России был назначен видный британский профсоюзный деятель Джон Маклин. Но осуществить эти назначения и организовать работу советских почетных консулов не удалось из-за противодействия правительств названных государств.

В принятом в 1921 году Общем положении о советских органах за границей уже не предусматривалась возможность назначения нештатных (почетных) консулов, хотя и не содержалось отказа от такой возможности. Консульский Устав СССР 1926 года уже содержал прямой отказ советского государства от назначения почетных консулов.

Консульский устав СССР 1976 года предусмотрел возможность поручения, по согласованию с государством пребывания, выполнения отдельных консульских функций нештатным консулам, которыми могли быть как граждане СССР, так и иностранцы.

В развитие Консульского устава 27 апреля 1988 года было принято Положение о нештатном (почетном) консуле СССР, которое явилось основой для деятельности около двадцати почетных консулов СССР/РФ в 1989 - 1998 годах.

13 октября 1998 года приказом по МИД России было утверждено Положение о почетном консуле Российской Федерации, которое заменило Положение 1988 года.

Согласно Положению о почетном консуле РФ 1998 года, он подчиняется МИД РФ и выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения РФ в государстве пребывания. При отсутствии дипломатического представительства и консульств (штатных) почетный консул действует под руководством МИД РФ или, по его поручению, российского дипломатического представительства в сопредельном государстве.

Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

1. Почетный генеральный консул.
2. Почетный консул.
3. Почетный вице-консул.
4. Почетный консульский агент.

Местонахождение резиденции и канцелярии почетного консула, его класс и консульский округ определяются по соглашению с государством пребывания.

Почетный консул во взаимодействии с дипломатическим или консульским учреждением, под руководством которого он действует, защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц РФ, принимает меры к тому, чтобы граждане и юридические лица РФ пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными ими законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, а также общепризнанными нормами и принципами международного права.

Почетный консул осуществляет регистрацию граждан РФ , находящихся на территории его консульского округа; участвует в мероприятиях по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений на территории государства пребывания; принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его консульском округе несовершеннолетними гражданами РФ, которые остались без родительского попечения, и над недееспособными или не полностью дееспособными совершеннолетними гражданами РФ; принимает меры к охране имущества, оставшегося после смерти гражданина РФ; содействует иностранным гражданам и организациям в оказании ими гуманитарной помощи, а также в оформлении передачи денег, ценностей и имущества в дар РФ, юридическим лицам и гражданам РФ и др.

Почетный консул может покинуть свой пост, если его отзовет направившее государство или же власти страны пребывания отзовут свое согласие на его работу.

Почетные консулы получают фактически те же привилегии и иммунитеты , что и карьерные консульские лица (их «охранные грамоты» - Венская конвенция о консульских сношениях от 1963 года и двусторонние консульские соглашения). Разница, как правило, состоит лишь в том, что почетный консул имеет эти привилегии и иммунитеты лишь в рамках исполнения им консульских функций. Кроме того, его нередко частично освобождают от налогов и сборов. Почта и багаж почетных консулов, как правило, не подлежат досмотру, транспортные средства - реквизиции.

В последнее время становится все более востребованным. При этом как Российская Федерация назначает своих почетных консулов в иностранных государствах, так и принимает их у себя.

По данным на ноябрь 2008 года, Российская Федерация представлена за рубежом 73 почетными консулами, действующими в 51 стране. На территории России действуют 76 почетных консульских должностных лиц иностранных государств.

Корпус российских почетных консулов формируется в основном из среды деловых людей - местных граждан или выходцев из России, пользующихся соответствующей репутацией в аккредитующем государстве, не работающих в государственных учреждениях и не занимающих выборные должности, а также с учетом мнения страны пребывания.

Среди консульских функций , выполняемых почетными консулами, весьма актуальными становятся услуги в следующих вопросах:

1. Оказание консультационных услуг в вопросах установления контактов и развития делового сотрудничества с партнерами в стране пребывания, информирование о законах страны пребывания в сфере экономической деятельности, о правилах оформления документов, связанных с такой деятельностью.
2. Оформление документов для осуществления экспортно-импортных операций (лицензий, сертификатов и т.д.), таможенных документов, а также легализации их в случае необходимости.
3. Оформление статуса пребывания в стране, помощь в получении виз, разрешений на работу, вида на жительство.
4. Содействие в приобретении или продаже движимой и недвижимой собственности, другого имущества, найм квартир и помещений, оформление необходимых для этого документов.

Несмотря на то, что в Интернете довольно часто используется термин «почетное консульство», в законодательстве такого термина нет. В законе есть понятие консульского учреждения, возглавляемого почетным консулом. Справедливости ради отметим, что в России в практике назначения почетных консулов идут по пути назначения почетных консулов в тот или иной регион с четко определенными границами ответственности (консульский округ), но без консульства как такового. Это означает, что почетный консул работает один, а на его помощников привилегии статуса не распространяются.

Различают два вида штатных консульских учреждений:
  1. Консульские отделы дипломатических представительств
  2. Самостоятельные (отдельные от дипломатического представительства) консульские учреждения.

Кроме вышеупомянутых вариантов, государства могут осуществлять консульские сношения через так называемых почетных консулов . Это нештатные консулы, которые за выполнение консульских функций жалованья не получают. Практика показывает, что затраты на открытие почетного консульства стоят того, чтобы их понести. Кратко перечислим основные иммунитеты и привилегии, которыми наделены консульские учреждения и члены их персонала.

Какие преимущества дает почетное консульство и дипломатический паспорт?

  1. Неприкосновенность личности. "Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений". (Статья 41 Венской конвенции 1963).
  2. Дипломатический паспорт выдается почетным консулам не всегда; этот вопрос определяется законодательством страны, которая назначает консула. В тех случаях, когда такой документ выдается, он должен использоваться для служебных поездок.
  3. Право беспошлинно ввезти в страну и оформить на консульство три автомобиля. Право иметь красные дипломатические номера автомобилей и парковать автомобиль там, где угодно.
  4. Освобождение консульских помещений "от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин" (Статья 32 Венской конвенции 1963). Почетный консул может ставить визы лицам, направляющимся в представляемое государство, и получать в качестве дохода консульские сборы (Статья 39 Венской конвенции 1963). Почетное консульство может совершать нотариальные действия, выполнять функции органов ЗАГС. Существует возможность открыть магазин tax free при консульстве.
  5. "Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных". (Статья 49 Венской конвенции 1963).
  6. Возможность проводить культурные, спортивные и другие мероприятия, причем полученный от данных мероприятий доход не облагается налогами.
  7. Возможность через определенный срок пребывания в должности почетного консула получить должность генерального почетного консула (как правило, при продлении полномочий на второй или третий срок). Впоследствии есть возможность получить второе гражданство и второй паспорт за особые заслуги перед государством.
  8. Почетное консульство открывает очень большие возможности. К примеру, эти возможности могут открывать доступ к экспортным ресурсам страны, которую вы представляете, и к её экспортным квотам.
  9. Багаж почетного консула освобождается от таможенного досмотра
  10. Статус почетного консула дает массу других льгот и преимуществ. Например, статус почетного консула позволяет получать "бонусы" за подписание разного рода рекомендательных писем и, наконец, заводить множество полезных знакомств в деловых кругах и высших эшелонах власти.

Правовой статус почетных консулов

Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц и консульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами. Данный вопрос вызвал широкий обмен мнениями на Венской конференции по консульским сношениям 1963 г. В результате ст. 68 конвенции зафиксировала положение о том, что каждое государство может свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц .

Что касается привилегий и иммунитетов, то они должны предоставляться почетным консулам в рамках осуществления ими своих консульских функций. При этом почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьего государства, с согласия государства пребывания. При назначении круг его полномочий определяется государством назначения по согласованию с государством пребывания, что дает возможность наделить почетного консула только определенными функциями (например, развитие экономических и культурных связей). На почетных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью.

В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции, Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и ряда других стран. Это связано с тем, что функции консула принимают политический характер, поскольку их осуществление происходит от имени представляемого государства. Почетный консул находится под контролем как дипломатического представительства, так и штатного консульства государства пребывания. Ст. 66 Венской Конвенции устанавливает, что почетное консульское должностное лицо не освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и зарплату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций. Дипломатические и политические функции почетным консулам государства обязуются не поручать. Основными функциями нештатных (почетных) консулов , как правило, являются торговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукции представляемого государства на местные рынки.

Как начать оформление?

Для начала процедуры оформления почетного консульства необходимо предоставить "правильно и в нужном ключе" написанную краткую автобиографию. Правильно составленная автобиография должна показать респектабельность и серьезность намерений.

Правительство страны при рассмотрении заявок на почетное консульство рассматривает документы обратившегося человека, состоятельность, происхождение средств, состав семьи, принимает во внимание его возможности и связи. Также принимается во внимание участие человека в благотворительных акциях, если это имело место. Рассматривается, достоин ли данный кандидат того, чтобы представлять государство, сможет ли он внести вклад в развитие межгосударственных и культурных связей. Человека проверяют по Интерполу, проверяют представленную справку об отсутствии судимости. На основании всех этих сведений принимается решение. Стоимость нашего юридического содействия оговаривается индивидуально с заинтересованными лицами.

Звоните нам по телефонам: 8-906-0527106, записывайтесь на консультацию, пишите нам письмо

Международной практике известны, помимо штатных, и категории нештатных (почетных) консулов. Венская конвенция 1963 г. закрепляет это деление консульских должностных лиц на две кате гории, регулируя режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе.

Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать нештатных консулов. В России действует Положение о почетном консуле Российской Федерации, утвержденное приказом МИД России от 13.10.199864.

Почетный консул - это лицо, не состоящее на консульской, дипломатической либо иной государственной службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания, гражданство которого оно чаще всего имеет.

Согласно Положению о почетном консуле Российской Федерации почетным консулом является любое лицо, не занимающее поста консульского должностного лица, которому поручено выполнение отдельных консульских функций на территории государства пребывания от имени Российской Федерации. Почетные консулы назначаются, как правило, из местных коммерсантов и других деятелей, имеющих вес в политических и деловых кругах. Жалованья от назначающего государства они не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Положение о почетном консуле РФ предусматривает, что им может быть как гражданин России, так и гражданин иностранного государства. Требуется, чтобы он занимал «видное общественное положение в государстве пребывания», обладал необходимыми личными качествами и «имел возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции». Почетный консул назначается министром иностранных дел РФ или лицом, его замещающим, по предложению российского дипломатического представительства или консульского учреждения. Он выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения в государстве пребывания.

Почетные консулы России действуют в США, Великобритании, Италии, Монако, Греции, Турции, Бразилии, Доминикан- ской Республике, Тринидаде и Тобаго, Боливии, Парагвае, Пакистане, Малайзии, Ливане и ряде других государств. В 1998 г. состоялось первое в истории российской консульской службы совещание почетных консулов РФ.

Институтом почетного консула широко пользуются латиноамериканские, скандинавские и другие европейские государства; значительное число почетных консулов имеется у США и Великобритании. В городах России, в том числе портовых, почетных консулов имели на конец 2007 г. Австралия, Австрия, Великобритания, Коста-Рика, США, Таиланд, Филиппины и другие государства. Привлекательность института почетных консулов определяется не в последнюю очередь и финансовыми соображениями.

Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консулов совпадают во многих отношениях. С учетом этого Венская конвенция 1963 г. предусматривает применимость к почетным консулам и консульским учреждениям, возглавляемым ими, ее ключевых положений, касающихся статуса и деятельности штатных консульских учреждений, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульское учреждение. В ряде вопросов, таких как неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение их от налогов, таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей, Венская конвенция 1963 года закрепила положения, которые отражают специфику консульских учреждений, возглавляемых почетными консулами. В случае, если почетный консул является гражданином государства пребывания, оно вправе по своему усмотрению определить и ограничить его привилегии и иммунитеты. Вместе с тем при выполнении консульских функций он должен освобождаться от уголовной юрисдикции государства пребывания.

Еще по теме 18.5. Почетные консулы:

  1. Права и обязанности консула РФ в отношении российских судов
  2. 2.4. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
  3. § 5. ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД
  4. Базанов И.А.. Идея настоящего исследования зародилась у автора при ознакомлении с русским проектом вотчинного устава 1893 г. Проект вотчинного устава целится насадить у нас тот самый вотчинно-ипотечный режим, который с неодинаковым успехом давно завоевал себе почетное место в праве наших западных соседей и который явился там результатом сложной серии разнообразных факторов. Тем более это новшество нуждалось у нас в научном освещении. Освещая новинку нашего правообразования, возможно было пойти д
  5. § 19. Ординарные патрицианские (патрициано-плебейские) магистраты
  6. 282. Какие сведения о награждениях и поощрениях вносятся в трудовые книжки работников?

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант