Юридический портал. Льготный консультант

Директор Службы внешней разведки (СВР) Российской Федерации (назначен Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.); бывший Председатель Правительства Российской Федерации (5 марта 2004 г. - 12 сентября 2007 г.); родился 1 сентября 1950 г. в с. Курумоч Красноярского района Куйбышевской (ныне Самарской) области; окончил Московский станкоинструментальный институт в 1972 г., Всесоюзную академию внешней торговли в 1981 г., кандидат экономических наук; академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; 1973-1975 - сотрудник аппарата советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии; 1975-1984 - на различных должностях во внешнеторговом объединении "Тяжпромэкспорт" Государственного комитета экономических связей СССР (ГКЭС СССР); 1984-1988 - заместитель начальника Главного управления поставок ГКЭС СССР; 1988-1991 - первый заместитель начальника Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических операций (МВЭС) СССР; 1991-1992 - старший советник Постоянного Представительства РФ при отделении ООН и других международных организаций в Женеве и заместитель постоянного представителя России при ГАТТ; с октября 1992 г. - заместитель, 1993-1997 - первый заместитель Министра внешних экономических связей РФ; 1997-1998 - Министр внешних экономических связей и торговли РФ; ушел в отставку в составе кабинета министра после смещения В.Черномырдина с поста премьера в марте 1998 г.; с апреля 1998 г., в связи с упразднением министерства, возглавлял ликвидационную комиссию; в мае 1998 г. был избран председателем Совета директоров компании "Ингосстрах", одновременно с декабря 1998 г. возглавлял секцию по страхованию в Консультативном совете по иностранным инвестициям под патронажем Е.Примакова; февраль - май 1999 г. - генеральный директор страховой компании "Ингосстрах"; май 1999 г. - май 2000 г. - Министр торговли РФ, занял пост Министра торговли РФ в составе правительства С.Степашина и сохранил его при формировании кабинета В.Путина в августе 1999 г.; в мае 2000 г. Министерство торговли было упразднено при реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти с передачей части его функций новообразованному Министерству экономического развития и торговли РФ; 31 мая 2000 г. был назначен первым заместителем секретаря Совета Безопасности РФ; март 2001 г. - март 2003 г. - директор Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) РФ (была упразднена указом Президента РФ в марте 2003 г. с передачей функций Министерству внутренних дел РФ); март 2003 г. - март 2004 г. - Полномочный представитель Российской Федерации при Европейских Сообществах в Брюсселе (Королевство Бельгия) в ранге министра РФ, также являлся специальным представителем Президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским Союзом с июня 2003 г.; удостоен государственных наград, в т.ч. Указом Президента РФ от 1 сентября 2005 г. "за большой личный вклад в проведение государственной экономической политики и многолетнюю добросовестную работу" награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, а Указом Президента РФ от 12 сентября 2007 г. "за выдающийся вклад в реализацию социально-экономической политики государства" - орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени; лауреат премии им. Ю.В. Андропова (с вручением золотой медали) - за выдающийся вклад в обеспечение безопасности РФ (2003); владеет английским и испанским языками; женат, имеет двоих детей.

1 марта 2004 г. Президент РФ В.Путин впервые назвал М.Фрадкова своим кандидатом на пост Председателя Правительства РФ (предыдущий премьер М.Касьянов и его кабинет были отправлены в отставку 24 февраля). 2 марта кандидатура Фрадкова была внесена Президентом на рассмотрение в Государственную Думу РФ. 5 марта Государственная Дума утвердила кандидатуру Фрадкова на пост премьер-министра страны: за это назначение проголосовало 352 депутата, против - 58, воздержались - 24 (для принятия это решения требовалось 226 голосов). В тот же день, 5 марта 2004 г., Президент РФ В.Путин подписал Указ о назначении М.Фрадкова Председателем Правительства РФ.

Предложение президента России заставило СМИ покопаться в недавних архивах и снова достать на свет божий все, что известно об этом человеке. Газета "Yтро" решила пролистать подшивки СМИ и архивы за прошлые годы, и вот что удалось найти.

Становление

Родился в 1950 г. в тогда еще Куйбышевской области. Окончил в Москве с красным дипломом Станкоинструментальный институт и по распределению поехал в Дели. Для тех, кто помнит, в середине 70-х за границу сразу после окончания института отправлялись лишь родственники высокопоставленных работников или чекисты.

Правда, сведений о принадлежности М.Фрадкова к тогдашнему КГБ нет, и в Федеральной службе налоговой полиции, которую он возглавлял, также всегда отрицали его причастность к спецслужбам. И тем не менее, для того, чтобы пройти отбор, Фрадкову пришлось совершенствовать свой английский на спецкурсах при Лубянке.

Михаил Фрадков осенью 1991 г. стал в первом реформаторском правительстве заместителем Петра Авена, министра по внешнеэкономическим связям, ныне известного в качестве одного из богатейших людей страны и главы "Альфа-банка".

Бурная деятельность

В эпоху Авена руководство МВЭС активно начало приватизацию доставшихся ему в наследство крупных советских внешнеэкономических предприятий: "Союзнефтеэкспорта" (проводил до 70% сделок СССР по экспорту нефти), "Техмашимпорта", "Новоэкспорта", "Продинторга", "Тяжпромэкспорта", "Технопромимпорта", "Технопромэкспорта". Получали или нет первые лица министерства какие-то дивиденды от этих сделок, доподлинно неизвестно, но масштабы самих операций можно оценить хотя бы по одной из них - приватизации государственной нефтяной компании "Нафта-Москва", летом 1994 г. преобразованной из вышеупомянутого "Союзнефтеэкспорта".

В политической биографии М.Фрадкова уже было расставание с министерской службой - в мае 1998 г. он не вписался в правительство Сергея Кириенко. Тогда он возглавил "Ингосстрах". С этого непыльного места он с потерей в доходах согласился снова идти в министры в правительство Евгения Примакова. После кончины своего министерства при Михаиле Касьянове он мог или снова вернуться в коммерцию, или остаться главным по торговле в ранге заместителя Германа Грефа. Однако его ждала другая судьба.

В мае 2000 г. Михаила Ефимовича назначили первым заместителем секретаря Совбеза и поручили курировать вопросы экономической безопасности страны. В СБ Фрадкова запомнили как "осторожного, выверяющего каждое слово и действие человека. Очень милого и корректного".

Указы о назначении трех гражданских - Грызлова, Иванова и Фрадкова - на руководящие должности силовых ведомств Путин подписал в один день. Назначение Фрадкова на должность руководителя ФСНП стало для сотрудников налоговой полиции явлением неожиданным. Никто не предполагал, что на его место может прийти гражданский человек: настолько все привыкли, что с момента создания полиции ею руководили выходцы из силовых министерств.

Находясь на должности директора Федеральной службы налоговой полиции, писали "Известия", Михаил Фрадков утвердил инструкцию "Об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений". Согласно этому документу, полицейские могли в любое время вмешиваться в жизнь компаний и граждан, даже не возбуждая против них уголовных дел.

В инструкции было указано, что для предотвращения готовящихся преступлений полицейские должны выявлять "лиц, склонных к совершению преступлений" и оказывать на них "профилактическое воздействие для недопущения с их стороны преступных посягательств". Нарушителя будут всячески позорить, рассылая его деловым партнерам и клиентам порочащую его информацию и публикуя ее в СМИ. В инструкции также были подробно описаны формы воздействия на "объекты профилактики". Как писала газета "КоммерсантЪ", таковыми могли быть индивидуальные беседы: "ознакомительно-разъяснительные", "воспитательные с привлечением общественности", а также "предупредительные с вынесением официального предостережения". К профилактике советовали привлекать и членов семьи вызвавшего интерес полицейских налогоплательщика.

Пункт 23.7 инструкции рекомендовал "создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения". То есть, не дожидаясь приговора суда, полицейские должны были смело объявлять, в том числе и в средствах массовой информации, что у такой-то компании выявлена недоплата налогов.

Самым любопытным высказыванием директора ФСНП было описание типичного налогового преступника: "В большинстве своем налоговые правонарушители и преступники - это люди с высшим или средним специальным образованием, встречаются даже с ученой степенью. По преимуществу налоговыми преступниками являются мужчины, поскольку в основном они возглавляют предприятия и фирмы. Средний возраст злостных неплательщиков налогов достаточно высок - примерно 40 лет".

Может и правда, они такие, эти злостные неплательщики. Впрочем, под это описание подходит практически любой российский чиновник, включая и самого г-на Фрадкова.

Скандалы

Кстати, о компании "Нафта", которая чуть было не прикупила итальянский суперклуб "Рома". В марте 1999 г. "Новые Известия" опубликовали занимательную информацию: по данным независимых экспертов, только зарубежное имущество "Нафты", в частности, самые ценные ее жемчужины, компании "Тебойл" и "Суомен петрооли", оценивались в $1 миллиард. Аудиторы же, приглашенные МВЭС, оценили компанию в сумму, в долларовом выражении недотягивавшую до $2 тысяч. Подобную операцию в "Новых Известиях" назвали "вершиной в искусстве присваивания госимущества".

В 1995 г.разразился громкий скандал. В ходе проверки, начатой контрольным управлением Администрации президента и Минфином, в МВЭС были обнаружены гигантские растраты. По сообщениям "Известий", в мае 1996 г., из доходов министерства за 1994 г. чиновники истратили на себя более 4,9 млрд рублей. Эти деньги ушли на премии, материальную помощь и покупку элитной недвижимости министерским руководителям.

Помимо министра внешнеэкономических связей Олега Давыдова финансовые документы о выдаче этих денег подписывал и его первый заместитель Михаил Фрадков. Как сказано в "Известиях", в то время он "любовно возводил небольшой особнячок по престижному Рублево-Успенскому шоссе" и выписывал себе счета на покупку цемента, кирпича и бруса. Ревизоры насчитали на его счетах-фактурах около 150 млн рублей.

Cотрудники Главного управления по экономическим преступлениям МВД России, с неподдельным интересом изучавшие деятельность ряда высших чиновников МВЭС, были прекрасно осведомлены о результатах ревизии. С огромным трудом им удалось вытащить многострадальный акт из "архивной пыли", провести дополнительную проверку и направить в Генеральную прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В пять часов Yтра 30 сентября 1995 г. в здании Генеральной прокуратуры дежурный милиционер обнаружил пожар в одном из кабинетов. К тому времени, когда удалось сбить пламя, помещение выгорело практически дотла со всем содержимым. Волей рока среди немногих чудом уцелевших бумаг, в закопченом и оплавленном сейфе оказалась и папка с материалами проверки по финансовым нарушениям в МВЭС. По официальной версии, причиной пожара стало короткое замыкание. А через несколько месяцев, дав первые показания, скончался 12 января в Центральной клинической больнице один из главных свидетелей по делу Александр Кольцов - начальник Главного контрольно-финансового управления МВЭС. По врачебному заключению, смерть наступила в результате длительного заболевания (лимфосаркома).

Фрадкову повезло. Следствие установило, что использованные Михаилом Ефимовичем средства были получены им у своего руководства в качестве кредита. Газеты ничего не сообщали о том, вернулись ли в министерство эти деньги. Так или иначе, М.Фрадков продолжал счастливо продвигаться по служебной лестнице. С тех пор он всегда старается держаться в тени и не попадать в эпицентр щекотливых ситуаций. У коллег по министерству он заслужил репутацию "очень осмотрительного" человека. То же самое о нем сказали в Совбезе и ФСНП.

Михаил Ефимович Фрадков родился в 1950 г. в тогда еще Куйбышевской области. Окончил в Москве с красным дипломом Станкоинструментальный институт и по распределению поехал в Дели. Для тех, кто помнит, в середине 70-х за границу сразу после окончания института отправлялись лишь родственники высокопоставленных работников или чекисты.

Михаил Ефимович Фрадков родился в 1950 г. в тогда еще Куйбышевской области. Окончил в Москве с красным дипломом Станкоинструментальный институт и по распределению поехал в Дели. Для тех, кто помнит, в середине 70-х за границу сразу после окончания института отправлялись лишь родственники высокопоставленных работников или чекисты.

Правда, сведений о принадлежности М.Фрадкова к тогдашнему КГБ нет, и в Федеральной службе налоговой полиции, которую он возглавлял, также всегда отрицали его причастность к спецслужбам. И тем не менее, для того, чтобы пройти отбор, Фрадкову пришлось совершенствовать свой английский на спецкурсах при Лубянке.

Михаил Фрадков осенью 1991 г. стал в первом реформаторском правительстве заместителем Петра Авена, министра по внешнеэкономическим связям, ныне известного в качестве одного из богатейших людей страны и главы "Альфа-банка".

В эпоху Авена руководство МВЭС активно начало приватизацию доставшихся ему в наследство крупных советских внешнеэкономических предприятий: "Союзнефтеэкспорта" (проводил до 70% сделок СССР по экспорту нефти), "Техмашимпорта", "Новоэкспорта", "Продинторга", "Тяжпромэкспорта", "Технопромимпорта", "Технопромэкспорта". Получали или нет первые лица министерства какие-то дивиденды от этих сделок, доподлинно неизвестно, но масштабы самих операций можно оценить хотя бы по одной из них - приватизации государственной нефтяной компании "Нафта-Москва", летом 1994 г. преобразованной из вышеупомянутого "Союзнефтеэкспорта".

В политической биографии М.Фрадкова уже было расставание с министерской службой - в мае 1998 г. он не вписался в правительство Сергея Кириенко. Тогда он возглавил "Ингосстрах". С этого непыльного места он с потерей в доходах согласился снова идти в министры в правительство Евгения Примакова. После кончины своего министерства при Михаиле Касьянове он мог или снова вернуться в коммерцию, или остаться главным по торговле в ранге заместителя Германа Грефа. Однако его ждала другая судьба.

В мае 2000 г. Михаила Ефимовича назначили первым заместителем секретаря Совбеза и поручили курировать вопросы экономической безопасности страны. В СБ Фрадкова запомнили как "осторожного, выверяющего каждое слово и действие человека. Очень милого и корректного".

Указы о назначении трех гражданских - Грызлова, Иванова и Фрадкова - на руководящие должности силовых ведомств Путин подписал в один день. Назначение Фрадкова на должность руководителя ФСНП стало для сотрудников налоговой полиции явлением неожиданным. Никто не предполагал, что на его место может прийти гражданский человек: настолько все привыкли, что с момента создания полиции ею руководили выходцы из силовых министерств.

Находясь на должности директора Федеральной службы налоговой полиции, писали "Известия", Михаил Фрадков утвердил инструкцию "Об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений". Согласно этому документу, полицейские могли в любое время вмешиваться в жизнь компаний и граждан, даже не возбуждая против них уголовных дел.

В инструкции было указано, что для предотвращения готовящихся преступлений полицейские должны выявлять "лиц, склонных к совершению преступлений" и оказывать на них "профилактическое воздействие для недопущения с их стороны преступных посягательств". Нарушителя будут всячески позорить, рассылая его деловым партнерам и клиентам порочащую его информацию и публикуя ее в СМИ. В инструкции также были подробно описаны формы воздействия на "объекты профилактики". Как писала газета "КоммерсантЪ", таковыми могли быть индивидуальные беседы: "ознакомительно-разъяснительные", "воспитательные с привлечением общественности", а также "предупредительные с вынесением официального предостережения". К профилактике советовали привлекать и членов семьи вызвавшего интерес полицейских налогоплательщика.

Пункт 23.7 инструкции рекомендовал "создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения". То есть, не дожидаясь приговора суда, полицейские должны были смело объявлять, в том числе и в средствах массовой информации, что у такой-то компании выявлена недоплата налогов.

Самым любопытным высказыванием директора ФСНП было описание типичного налогового преступника: "В большинстве своем налоговые правонарушители и преступники - это люди с высшим или средним специальным образованием, встречаются даже с ученой степенью. По преимуществу налоговыми преступниками являются мужчины, поскольку в основном они возглавляют предприятия и фирмы. Средний возраст злостных неплательщиков налогов достаточно высок - примерно 40 лет".

Может и правда, они такие, эти злостные неплательщики. Впрочем, под это описание подходит практически любой российский чиновник, включая и самого г-на Фрадкова.

Кстати, о компании "Нафта", которая чуть было не прикупила итальянский суперклуб "Рома". В марте 1999 г. "Новые Известия" опубликовали занимательную информацию: по данным независимых экспертов, только зарубежное имущество "Нафты", в частности, самые ценные ее жемчужины, компании "Тебойл" и "Суомен петрооли", оценивались в $1 миллиард. Аудиторы же, приглашенные МВЭС, оценили компанию в сумму, в долларовом выражении недотягивавшую до $2 тысяч. Подобную операцию в "Новых Известиях" назвали "вершиной в искусстве присваивания госимущества".

В 1995 г.разразился громкий скандал. В ходе проверки, начатой контрольным управлением Администрации президента и Минфином, в МВЭС были обнаружены гигантские растраты. По сообщениям "Известий", в мае 1996 г., из доходов министерства за 1994 г. чиновники истратили на себя более 4,9 млрд рублей. Эти деньги ушли на премии, материальную помощь и покупку элитной недвижимости министерским руководителям.

Помимо министра внешнеэкономических связей Олега Давыдова финансовые документы о выдаче этих денег подписывал и его первый заместитель Михаил Фрадков. Как сказано в "Известиях", в то время он "любовно возводил небольшой особнячок по престижному Рублево-Успенскому шоссе" и выписывал себе счета на покупку цемента, кирпича и бруса. Ревизоры насчитали на его счетах-фактурах около 150 млн рублей.

Cотрудники Главного управления по экономическим преступлениям МВД России, с неподдельным интересом изучавшие деятельность ряда высших чиновников МВЭС, были прекрасно осведомлены о результатах ревизии. С огромным трудом им удалось вытащить многострадальный акт из "архивной пыли", провести дополнительную проверку и направить в Генеральную прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В пять часов утра 30 сентября 1995 г. в здании Генеральной прокуратуры дежурный милиционер обнаружил пожар в одном из кабинетов. К тому времени, когда удалось сбить пламя, помещение выгорело практически дотла со всем содержимым. Волей рока среди немногих чудом уцелевших бумаг, в закопченом и оплавленном сейфе оказалась и папка с материалами проверки по финансовым нарушениям в МВЭС. По официальной версии, причиной пожара стало короткое замыкание. А через несколько месяцев, дав первые показания, скончался 12 января в Центральной клинической больнице один из главных свидетелей по делу Александр Кольцов - начальник Главного контрольно-финансового управления МВЭС. По врачебному заключению, смерть наступила в результате длительного заболевания (лимфосаркома).

Фрадкову повезло. Следствие установило, что использованные Михаилом Ефимовичем средства были получены им у своего руководства в качестве кредита. Газеты ничего не сообщали о том, вернулись ли в министерство эти деньги. Так или иначе, М.Фрадков продолжал счастливо продвигаться по служебной лестнице. С тех пор он всегда старается держаться в тени и не попадать в эпицентр щекотливых ситуаций. У коллег по министерству он заслужил репутацию "очень осмотрительного" человека. То же самое о нем сказали в Совбезе и ФСНП.

    Фрадков Михаил Ефимович

    ФРАДКОВ Михаил Ефимович - (р. 1 сентября 1950, село Курумоч Красноярского района Куйбышевской области) российский государственный деятель, председатель правительства Российской Федерации (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО Российской Федерации) (2004 2007), действительный государственный… … Энциклопедический словарь

    Фрадков, Михаил Ефимович - Председатель Правительства Российской Федерации; родился 1 сентября 1950 г. в селении Курумоч Красноярского района Куйбышевской области; окончил Московский станко инструментальный институт в 1972 г., Всесоюзную академию внешней торговли в 1981 г … Большая биографическая энциклопедия

    ФРАДКОВ Михаил Ефимович - (р. 01.09.1950) Председатель Правительства Российской Федерации с 05.03.2004 г. по 12.09.2007 г., директор Службы внешней разведки РФ с 09.10.2007 г. во втором президентском сроке В. В. Путина. Родился в г. Куйбышеве во время командировки… … Путинская энциклопедия

    Михаил Ефимович Фрадков - Михаил Ефимович Фрадков … Википедия

    Фрадков, Михаил - Михаил Ефимович Фрадков … Википедия

    Михаил Ефимович Фрадков - родился 1 сентября 1950 года. В 1972 г. окончил Московский станкоинструментальный институт, в 1981 г. Всесоюзную академию внешней торговли. В 1973 1975 гг. работал в посольстве СССР в Индии. С 1975 г. на различных руководящих должностях в системе … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Фрадков, Михаил - Директор Службы внешней разведки России Директор Службы внешней разведки России, полковник запаса, кандидат экономических наук. С 1992 по 1998 год работал в министерстве внешних экономических связей РФ. В 1999 году был назначен министром торговли … Энциклопедия ньюсмейкеров

Фрадков, Михаил

Директор Службы внешней разведки России

Директор Службы внешней разведки России, полковник запаса, кандидат экономических наук. С 1992 по 1998 год работал в министерстве внешних экономических связей РФ. В 1999 году был назначен министром торговли РФ, в 2000 году - первым заместителем секретаря Совета Безопасности РФ, в 2001 - директором Федеральной службы налоговой полиции РФ, в 2003 году - постоянным представителем РФ при Европейских сообществах в Брюсселе в ранге министра РФ. В марте 2004 года стал председателем правительства РФ, в сентябре 2007 года добровольно ушел в отставку.

Михаил Ефимович Фрадков родился 1 сентября 1950 года в селении Курумоч Красноярского района Куйбышевской области , , (сейчас поселок находится в Волжском районе Самарской области ). Его родителями были еврей и русская , , , . Некоторые сведения позволяют предположить, что отцом Фрадкова был Ефим Борисович Фрадков 1921 или 1922 года рождения: в 1941 году он пошел служить в Московское ополчение, в 1945 году демобилизовался, в 1948 году окончил Московский институт инженеров транспорта и начал работать в Московской проектно-изыскательской конторе "Мостранспроект" , (с 1951 года - Московский государственный проектно-изыскательский институт "Мосгипротранс" ). В Курумоч родители Фрадкова приехали в 1949 году , , когда там строили железную дорогу "Смышляевка - ГЭС имени В. И. Ленина - Сызрань" протяженностью 200 километров . Причем она была переведена на баланс Куйбышевской железной дороги лишь в 1962 году, а до того времени обслуживала военные объекты и, по некоторым сведениям, находилась в ведении органов госбезопасности . Родители Фрадкова жили в съемной комнате в одном из домов на улице Садовой поселка Курумоч. Они вернулись в Москву лишь через пять или семь месяцев после рождения Фрадкова , .

Фрадковы сначала жили в небольшой комнате общежития "Мостранспроекта" ("Мосгипротранса") в Вешняках на юго-востоке Москвы, а потом получили квартиру на улице Киевской, возле станции метро "Студенческая" . В семье родилась младшая сестра Фрадкова - Ольга . Их мать работала заведующей детского сада , а отец со временем стал главным специалистом технического отдела "Мосгипротранса" .

В 1957 году Фрадков начал учиться в школе. С первого по восьмой класс он ходил в среднюю школу №80 на Студенческой улице. Потом ее объединили с соседней средней школой №170, построенной в конце 1950-х годов. Фрадкова перевели в эту школу: он учился без троек, поэтому его зачислили в девятый класс с физико-математикой специализацией, несмотря на конкурс 3-4 человека на место. В школьные годы Фрадков увлекался волейболом, ходил в фотокружок в Доме пионеров Киевского района и играл в КВН , .

После окончания института Фрадков еще в течение года продолжал изучать английский язык на кафедре иностранных языков. В то же время в качестве переводчика он участвовал в международных машиностроительных выставках, проходивших в Москве , . По другим сведениям, в 1972-1973 годах Фрадков проходил в это время переподготовку на курсах английского языка при КГБ, где получил диплом технического переводчика , .

В 1975 году Фрадков вернулся в Москву и был назначен старшим инженером управления по строительству металлургических заводов в Индии, Пакистане и Шри-Ланке всесоюзного внешнеэкономического объединения "Тяжпромэкспорт" при ГКЭС СССР , , . По некоторым сведениям, эта должность, равно как и предыдущая, была прикрытием его кураторской работы на КГБ - он оказывал методическую и практическую помощь в организации деятельности территориальных органов госбезопасности , : "Тяжпромэкспорт", например, в числе прочего занимался продажей советского оружия странам третьего мира .

C 1978 по 1981 год Фрадков учился на вечернем отделении Всесоюзной академии внешней торговли , , , , , , . В академии студентам преподавали политэкономию, конъюнктуру мировых рынков, маркетинг и международное право. Кроме того, Фрадков в совершенстве выучил испанский язык. Он хорошо учился, не опаздывал и не прогуливал, единственный из тридцати сокурсников окончил вуз с красным дипломом , , . Кроме того, по словам Фрадкова, он проходил курсы (но не учился) в академии Генштаба .

В 1978 году Фрадков стал заместителем начальника планово-экономического отдела планово-коммерческого управления "Тяжпромэкспорта", в 1979 году - заместителем начальника планово-экономического управления, а после окончания академии, в 1982 году - начальником планово-экономического управления .

В 1984 году Фрадков был назначен заместителем начальника главного управления поставок ГКЭС СССР , , , , . По некоторым сведениям, в 1985-1991 годах он входил в экспертную рабочую группу при председателе ГКЭС СССР (позже - министр внешнеэкономических связей) Константине Катушеве, которого генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев вернул из опальной ссылки на Кубу , . По некоторым сведениям, в 1988 году именно по указанию Катушева Фрадков был назначен первым заместителем начальника главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических связей СССР (МВЭС СССР) , , , образованного на базе ГКЭС СССР и Министерства внешней торговли СССР , . По мнению экспертов, в то время значительную часть ключевых постов МВЭС СССР занимали сотрудники КГБ . Органы госбезопасности контролировали торговлю оружием с дружественными коммунистическими режимами: в конце 1980-х годов Катушев лично проводил переговоры с членами правительства Эфиопии об оплате долга за поставленное советское оружие , , .

В конце 1991 года Фрадков был назначен заместителем постоянного представителя России при организации Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ, в настоящее время - Всемирная торговая организация, или ВТО) - старшим советником постоянного представительства России при отделении ООН и других международных организаций в Женеве , , , , , , .

Осенью 1992 года Фрадков был назначен заместителем министра внешних экономических связей Петра Авена , , . После отставки Авена и назначения министром Сергея Глазьева он сохранил свой пост . Осенью 1993 года после отставки Глазьева Фрадков был назначен первым заместителем нового министра внешних экономических связей Олега Давыдова , , . В начале 1990-х годов Министерство внешних экономических связей продавало фирмам разрешения на внешнюю торговлю и курировало приватизацию крупных внешнеэкономических предприятий СССР - "Техмашимпорта", "Новоэкспорта", "Продинторга", "Тяжпромэкспорта", "Технопромимпорта", "Технопромэкспорта" и "Союзнефтеэкспорта", контролировавшего до 70 процентов сделок Советского Союза по экспорту нефти и владевшего зарубежной собственностью стоимостью 1 миллиард долларов , . По некоторым сведениям, "Союзнефтеэкспорт" был приватизирован менее чем за 2 тысячи долларов, а его акции вновь созданной нефтяной компании "Нафта" распространялись по закрытой подписке среди бывшего руководства предприятия и министерства, после чего компанию сразу освободили от уплаты экспортной пошлины на нефть , .

По мнению некоторых экспертов, Фрадков помогал развитию бизнеса "Альфа-групп" Михаила Фридмана . Компания Фридмана "Альфа-Эко", которая поставляла чай, сахар и ковры из Индии, получила правительственную поддержку: например, чай закупался в Индии и Индонезии в счет их государственных долгов. Альфа-банк Фридмана получил возможность работать с зарубежными долгами России: долги скупали за 25-30 процентов от их стоимости, а затем получали за них сполна из российского бюджета. В 1992 году "Альфа-Эко" подключилась к правительственной программе экспорта нефти и нефтепродуктов для государственных нужд и получила возможность продавать нефть в неограниченном количестве. В декабре 1993 года, когда Фрадков входил в продовольственную комиссию России, "Альфа-Эко" получила правительственный контракт на ежегодные поставки 1,5 миллиона тонн российской нефти в обмен на 500 тысяч тонн кубинского сахара (по некоторым сведениям, в мешках с сахаром перевозили наркотики). Когда в июне 1994 года Фрадков входил в комиссию по защите государственных интересов, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей в сфере производства и реализации алкогольной продукции, "Альфа-Эко" стала лидером по продаже в России молдавских вин , . При этом некоторые эксперты заявляли об антипатии Фрадкова к нефтяной компании "ЮКОС" .

В первой половине 1990-х годов Фрадков познакомился с Владимиром Путиным , возглавлявшим тогда Комитет по внешним связям (КВС) в Санкт-Петербурге. На специальной встрече с журналистами в марте 2004 года, посвященной назначению Фрадкова на пост премьер-министра РФ, Путин сообщил, что их первая встреча состоялась примерно в 1995 году, причем "не в связи с внешнеэкономической деятельностью петербургского КВС", а во время визита замминистра Фрадкова к своему младшему сыну, учившемуся в Суворовском училище , . По мнению некоторых экспертов, Путин хотел таким образом опровергнуть предположения о том, что Фрадков содействовал в 1992-1993 годах окончательному закрытию инициированного депутатами Петросовета дела об экспортных лицензиях, выдававшихся Путиным и его подчиненными петербургским коммерческим фирмам - не опротестовав выданные петербургским КВС незаконные лицензии, министерство тем самым фактически легализовало их , , .

В середине 1990-х годов глава ФСБ Сергей Степашин вручил Фрадкову знак "Почетный сотрудник контрразведки России" за укрепление связей между Министерством внешнеэкономических связей и Федеральной службой контрразведки. Этот знак считается высшей ведомственной наградой после знака "За службу в контрразведке 1-й степени" и является аналогом советского знака "Почетный сотрудник госбезопасности" - он был учрежден в 1994 году, за 10 лет его получили меньше тысячи человек .

В 1995 году Фрадков и его начальник, министр внешних экономических связей Олег Давыдов, оказались в центре финансового скандала. Проверка контрольного управления президентской администрации и Министерства финансов выявила гигантские растраты: в 1994 году чиновники потратили 4,9 миллиарда рублей из доходов министерства на премии, материальную помощь и покупку недвижимости. Сам Фрадков в это время строил себе дачу на Рублево-Успенской трассе и получил из внебюджетного фонда МВЭС кредит на 120 миллионов рублей , . После передачи дела сотрудниками управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ в Генеральную прокуратуру России руководители министерства вернули в бюджет и фирмам-спонсорам то, что не успели потратить. В январе 1996 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело, но основной свидетель - начальник главного контрольно-финансового управления министерства Александр Кольцов - умер от лимфосаркомы , , , . Следствие пришло к выводу, что при получении Фрадковым кредитов на строительство дачи из внебюджетного фонда МВЭС нарушений законодательства не было. Министр внешних экономических связей и его первый заместитель досрочно вернули полученный кредиты , , но Давыдов ушел в отставку, а Фрадков остался в должности .

В марте 1997 года Фрадков стал временно исполняющим обязанности министра внешних экономических связей и торговли РФ, в апреле того же года был утвержден министром , , , входил в спецкомиссию под руководством Виктора Черномырдина , составлявшую списки крупных предприятий, которые не платят налогов и незаконно выводят капиталы за рубеж , . В это время компания "Альфа-Эко" выиграла тендер по продаже "Тюменской нефтяной компании", предложив за 40 процентов ее акций 810 миллионов долларов. Позже Счетная палата России пришла к выводу, что цена акций была занижена минимум на 920 миллионов долларов. По результатам проверки Генпрокуратура возбудила уголовное дело, но оно вскоре было закрыто , . В 1997 года благодаря Минвнешэкономсвязей компания "Альфа-Эко" стала комиссионером Западно-Сибирского металлургического комбината по внешнеэкономической деятельности и получила право экспортировать до 80 процентов нефти "Запсиба" , . В марте 1998 года Фрадков не вошел в состав правительства Сергея Кириенко . 30 апреля 1998 МВЭС было упразднено, а председателем ликвидационной комиссии министерства был назначен Фрадков .

В мае 1998 года Фрадков стал председателем совета директоров АО "Ингосстрах" , а в феврале 1999 года - генеральным директором . По некоторым сведениям, этим назначением он был обязан Евгению Примакову. На новом посту Фрадков занимался не столько бизнесом, сколько неудачными проектами по созданию на базе "Ингосстраха" государственного экспортно-страхового агентства . C декабря 1998 года по май 1999 года Фрадков возглавлял секцию по страхованию в Консультативном совете по иностранным инвестициям при правительстве Примакова .

В мае 1999 года Фрадков был назначен министром торговли РФ в правительстве Сергея Степашина , , , а в августе того же года сохранил свой пост в правительстве Путина . В мае 2000 года Фрадков не вошел в состав правительства Михаила Касьянова , а Министерство торговли было ликвидировано , .

В мае 2000 года Фрадков был назначен первым заместителем секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова , , , , курировал вопросы экономической безопасности . По мнению некоторых экспертов, в аппарате этого ведомства всегда было много высокопоставленных чиновников, отправленных в отставку. Назначив первого заместителя секретаря СБ, президент Путин одновременно увеличил и штатную численность аппарата, но лишь на одного человека: сначала у Фрадкова не было ни секретарши, ни управления, которое он мог бы курировать. По мнению экспертов, на протяжении всех восьми месяцев работы в СБ Фрадков был в стороне от главных событий и не участвовал в разработке концепции военного строительства . В это время Фрадков подготовил под руководством ректора Всероссийской академии внешней торговли Сергея Долгова диссертацию "Современные тенденции международных экономических отношений и внешнеэкономические связи России", защитил ее и стал кандидатом экономических наук , , , . По некоторым сведениям, в СБ Фрадков сблизился с так называемой "питерской командой" президента Путина .

В марте 2001 года Фрадков занял должность директора Федеральной службы налоговой полиции РФ , , сменив на этом посту Вячеслава Солтаганова . До его прихода ФСНП вела дела по 27 статьям Уголовного кодекса РФ, а с лета 2002 года – по 53 статьям, вплоть до незаконного ношения оружия. В 2002 году было раскрыто 24 тысяч налоговых преступлений, но осудить удалось лишь 40 человек. По мнению экспертов, Фрадков не был сторонником начатых его предшественником и продолжавшихся при нем так называемых "маски-шоу" (вооруженных "налетов" налоговых инспекторов на коммерческие структуры), предпочитая организацию тихих и незаметных проверок под прикрытием шумных "масштабных операций". При этом он занял жесткую позицию по отношению к неплательщикам налогов. При Фрадкове был снят сериал "Маросейка, 12" о налоговых полицейских, съемки которого, по некоторым сведениям, оплачивали подопечные ведомства ФСНП , .

По мнению экспертов, осенью 2001 года Фрадков претендовал на руководящую роль во вновь созданной финансовой разведке России - Комитете по финансовому мониторингу, но его возглавил Виктор Зубков , бывший подчиненный Путина в питерской мэрии . В декабре 2001 года появилась информация о возможном назначении Фрадкова на пост главы правительства вместо Касьянова , .

Усилия Фрадкова на посту главы ФСНП по преследованию неплательщиков налогов создавали ему славу борца с коррупцией, что, по некоторым сведениям, вызвало недовольство министра внутренних дел Бориса Грызлова , который требовал роспуска этого ведомства как коррумпированного и нереформируемого . При ФСНП действовала негосударственная организация - Фонд содействия развитию налоговых реформ, куда перечисляли деньги концерны "Росэнергоатом" и "ТВЭЛ", "Интеррос" и некоторые нефтяные компании; при всех других министерствах и ведомствах фонды к тому времени были строжайше запрещены . В марте 2003 года ФСНП была ликвидирована , а налоговая полиция включена в состав МВД .

В марте 2003 года Фрадков был назначен постоянным представителем РФ при Европейских сообществах в Брюсселе в ранге министра РФ, а в июне 2003 года - еще и специальным представителем президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом , , , . Некоторые эксперты расценили это назначение как досрочный уход Фрадкова на пенсию . Предполагалось, что он будет отстаивать интересы России в условиях предстоящего расширения Евросоюза, вести переговоры по вступлению страны в ВТО. По мнению экспертов, при Фрадкове отношения России и Евросоюза заметно ухудшились . Москва отказалась автоматически распространить действующее с 1997 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС на десять стран, вступивших в Евросоюз 1 мая 2004 года, не стала ратифицировать Киотский протокол и заниматься либерализацией газового сектора экономики. С другой стороны, Россия требовала обеспечить свободный транзит для своих граждан через Литву в Калининград, признать официальный статус русского языка в Латвии и Эстонии, не препятствовать ее вступлению в ВТО .

В марте 2004 года Фрадков был назначен председателем правительства РФ , . 24 февраля 2004 года Путин отправил в отставку правительство Касьянова, но лишь 1 марта того же года выдвинул кандидатуру Фрадкова на пост главы правительства , после чего 5 марта 2004 года премьер был утвержден Государственной думой РФ - "за" проголосовали 352 человека (депутаты "Единой России " и ЛДПР) . 12 мая 2004 года, после президентских выборов и инаугурации Путина, Фрадков был вновь представлен Государственной думе на утверждение в качестве премьера - "за" проголосовали 356 человек (представители "Единой России", ЛДПР и 11 депутатов от "Родины") .

Назначение Фрадкова премьер-министром страны стала неожиданностью для экспертов. Когда кандидатура премьера еще не была определена, единственным человеком, правильно назвавшим будущего премьера, стала Елена Азерцковская - слушательница радиостанции "Эхо Москвы" из Швеции, подруга жены Фрадкова . По мнению одних экспертов, Фрадков не был связан ни с одной из московских группировок, сумел остаться незаметной и малоизвестной фигурой, устраивал всех - и либералов, и силовиков, и олигархов . Другие подчеркивали, что премьер-еврей будет более покорным и исполнительным , чем другие потенциальные кандидаты , . По мнению третьих, Фрадков был признанным специалистом по выводу активов за рубеж, что должно было предопределить развитии экономики России .

Весной 2004 года в СМИ была опубликована противоречивая информация о прошлом Фрадкова и его родственниках. Его отцом был назван Ефим Борисович Фрадков 1921 года рождения: в июне 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, и он стал одним из 137 евреев, получивших эту награду в годы Великой Отечественной войны , , , (правда, официально он был записан русским и из-за этого в конце 1970-х годов, когда командование в первый раз решило присвоить звание генерала еврею, так и не стал генералом ). Кроме того, СМИ разыскали генерального директора радиостанции "Европа Плюс-Самара" Бориса Фрадкова , который сначала представился двоюродным братом премьера , , а потом отправил в правительство России письмо с извинениями , . Михаил Фрадков лично опроверг информацию о своих якобы имевшихся двоюродном брате и отце-герое , .

Многие эксперты окрестили Фрадкова "техническим премьером" за исполнительность и отсутствие политических амбиций , , , некоторые называли его "терминатором", или "ликвидатором", за серию упраздненных при нем ведомств . Первоначально планировалось, что он займется реорганизацией правительства - сокращением министерств и чиновников , . Но позже Фрадков заявил, что это не является его основной задачей, и предложил взамен популярный набор обещаний: борьба против кумовства и коррупции, либеральный экономический курс, снижение налогов для повышения их собираемости, решение социальных проблем, борьба с бедностью и удвоение ВВП . В конце 2004 года Фрадков отказался подписывать программу развития России на 2005-2007 годы, так как она не предусматривала удвоения ВВП за 10 лет .

По мнению экспертов, Фрадков мог выступить в роли политического "камикадзе", на которого ближе к выборам можно свалить неудачи в проведении непопулярных реформ . В январе 2005 года прошли многочисленные митинги пенсионеров, недовольных монетизацией льгот (заменой социальных льгот денежными компенсациями) и требовавших отставки правительства Фрадкова , . Льготников поддержали КПРФ и "Родина", в Государственной думе даже собирались подписи под предложением о вынесении вотума недоверия правительству . В марте 2005 года на заседании бюджетной комиссии было решено на три года заморозить снижение ставок налогов, то есть был отвергнут план снижения НДС, поддержанный ранее Фрадковым .

По мнению экспертов, в первой половине 2005 года против Фрадкова началась широкомасштабная информационная война. В СМИ регулярно появлялась информация о грядущей отставке премьера и его хронических болезнях. Эксперты утверждали, что практически все были недовольны Фрадковым: у населения он прочно ассоциировался с монетизацией льгот, региональных руководителей не устраивала новая система финансовых отношений с правительством, либералы обвиняли премьера в том, что он остановил рыночные реформы, "государственники" - в том, что он не дает изменить экономический курс, сотрудники аппарата правительства - в том, что в результате административной реформы они лишились многих полномочий, а работы стало в несколько раз больше. В то же время подчеркивалось, что Фрадков значительно усилил свои аппаратные позиции и даже якобы получил от президента Путина карт-бланш. Среди заказчиков "антифрадковской" информационной кампании журналисты называли министра экономического развития Германа Грефа , министра финансов Алексея Кудрина , спикера Государственной думы и лидера "Единой России" Бориса Грызлова, представителей крупного бизнеса, собственный аппарат премьера и даже самого Фрадкова, якобы пытавшегося таким образом предупредить возможное развитие событий и усилить свои позиции . Другие эксперты отметили, что Фрадков стал самым незаметным премьером России. Он практически не был замечен в громких скандалах и, в отличие от министров, не нес персональной ответственности за реализацию реформ: за монетизацию льгот, провал пенсионной реформы и реформу здравоохранения отвечал Михаил Зурабов , за реформу ЖКХ - Греф, за реформы в науке - Андрей Фурсенко .

В ноябре 2005 года у Фрадкова, помимо вице-премьера Александра Жукова , появились еще два заместителя: первый вице-премьер Дмитрий Медведев , переведенный на эту должность с поста главы администрации президента, был назначен ответственным за реализацию приоритетных национальных проектов, вице-премьер Сергей Иванов, до этого бывший министром обороны и сохранивший за собой этот пост, - за военно-техническое направление и развитие ВПК. В ведении Жукова остались экономическая, финансовая, торговая, инвестиционная политика и структурные вопросы , .

В конце 2005 года Фрадков возглавил комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы и комиссию по военно-промышленным вопросам, отдав министру обороны Сергею Иванову лишь морскую комиссию , . Таким образом, премьер возглавил основные правительственные комиссии и советы: помимо упоминавшихся, комиссию по экономической интеграции, совет по предпринимательству и конкурентоспособности, бюджетную комиссию, комиссию по взаимодействию федерального центра и регионов и консультативный совет по иностранным инвестициям .

В январе 2006 года Фрадков подписал программу развития России на 2006-2008 годы. Она предусматривает снижение НДС до 13 процентов и удвоение ВВП, правда без указания точных сроков. Это решение стало результатом компромисса между Фрадковым, согласившимся убрать из программы отдельную главу об удвоении ВВП, и Грефом, утверждавшим ранее, что за 10 лет ВВП удвоить нельзя .

В феврале 2006 года, по официальным сведениям, Фрадков заболел и неделю не ходил на работу. Тогда некоторые эксперты заявляли о возможной отставке премьера и назначении на его место одного из потенциальных претендентов на пост президента России - вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова или первого вице-премьера Медведева, отвечающего за национальные проекты , . В марте 2006 года руководство военно-промышленной комиссией перешло от Фрадкова к Сергею Иванову, но премьер остался на своем посту .

В июне 2006 года в ходе заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству Фрадков одобрил создание правительственной комиссии, которая должна была заняться научно-технологической политикой, изъявив желание стать во главе этой организации . В сентябре 2006 года он создал и возглавил правительственную комиссию по вопросам развития промышленности и технологий, назначив своим заместителем бывшего помощника - профессора-экономиста Андрея Белоусова . Эта комиссия стала еще одним рычагом влияния Фрадкова на экономическую политику, так как в ее компетенции оказалась значительная часть полномочий экономических ведомств правительства - Министерства экономического развития и торговли, Министерства промышленности и энергетики и Министерства финансов. По мнению экспертов, с помощью новой комиссии Фрадков фактически создал альтернативную систему управления экономикой, получив возможность выключать из процесса принятия решений любого "либерального" министра , .

Начиная с ноября 2005 года, периодически появлялись слухи о скором появлении у Фрадкова четвертого заместителя, не исключал такую возможность и сам председатель правительства. Новому вице-премьеру прочили работу то с губернаторами, то с естественными монополиями , . Но в течение следующего года новый заместитель главы правительства так и не появился. Однако, по мнению экспертов, увеличение количества вице-премьеров не изменили бы кардинально структуру исполнительной власти, в которой Фрадков, лишенный собственной политической линии, фактически был лишь менеджером на посту премьер-министра .

Во время различных международных переговоров значительную часть времени Фрадков уделял российским нефтегазовым проектам. 8 апреля 2006 года в ходе своего визита в Аргентину он заявил, что правительство России готово способствовать выходу "Газпрома " на рынки Латинской Америки, а сама компания может стать партнером в строительстве трансконтинентального газопровода "Венесуэла-Бразилия-Аргентина" , .

18 и 19 апреля 2006 года Фрадков находился с двухдневным визитом в Финляндии, в ходе которого, в том числе, обсуждалось строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) и возможность строительства газоотвода в Финляндию. СЕГ - это проект России и Германии, но газовая труба из Выборга в Грайфсвальд должна быть проложена по дну Балтийского моря, в том числе в финских территориальных водах. Стоимость всего проекта оценивается в 10,5 миллиарда долларов, из которых 4,5 миллиарда долларов выделены для строительства подводной части газопровода. "Газпром" и финский нефтегазовый концерн Fortum заключили контракт на прокладку СЕГ в территориальных водах этой страны, но финны были обеспокоены соответствием проекта экологическим стандартам , . Уже в ноябре 2006 года, когда Москву посетил премьер-министр Финляндии Матти Ванханен, этот вопрос перестал быть острым: финские компании начали проводить независимую экспертизу проекта, а Фрадков вновь подтвердил экологические обязательства России . C другой стороны, финны были заинтересованы в строительстве ответвления от основной магистрали Выборг-Грайфсвальд в свою страну, так как Россия обеспечивает значительную часть потребностей страны в газе. По мнению экспертов, Финляндия могла бы инвестировать средства в этот проект, в отличие от СЕГ, контрольный пакет которого принадлежит "Газпрому", а оставшиеся 49 процентов разделены между немецкими компаниями E.ON и BASF , . 11 декабря 2006 года финская компания Gasum заявила о своем намерении присоединиться к СЕГ и построить ответвление в Суоми .

5 октября 2006 года в Афинах Фрадков сумел окончательно договориться с греческой стороной о строительстве нефтепровода "Бургас-Александруполис", по которому российская нефть будет поставляться в Европу в обход черноморских проливов. Достижение соглашения, по которому Россия получила 51 процент акций данного нефтепровода, а Греция и Болгария разделили оставшиеся 49 процентов акций, было неожиданным для экспертов. Сам проект обсуждался более 10 лет, а примерно за месяц до визита Фрадкова страну посетил Путин, но тоже не смог решить этот вопрос. Страны не могли договориться о долях своего участия в строительстве нефтепровода: Россия собиралась оставить себе 51 процент, а Греция и Болгария предлагали разделить все поровну - по 33 процента . 31 октября 2006 года были определены участники проекта с российской стороны: "Транснефть", "Роснефть " и "Газпром нефть" получили равные доли в российском консорциуме - по 33,3 процента .

С 16 по 18 октября 2006 года Фрадков находился с официальным визитом в Южной Корее. В ходе его визита было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли, рассчитанное на 30 лет: начиная с 2012-2013 годов, "Газпром" будет поставлять в эту страну природный газ в объеме около 10 миллиардов кубометров в год. Кроме того, обсуждались возможные проекты строительства газопровода из России в Южную Корею: который может быть как морским, так и сухопутным (через Северную Корею) , .

Весной-летом 2006 года Фрадков провел ряд переговоров с белорусским премьером Сергеем Сидорским , связав вопросы дальнейшего сотрудничества в энергетической сфере с выполнением Белоруссией своих обещаний по созданию Союзного государства. По мнению экспертов, российская сторона не видела смысла дотировать экономику чужого государства . "Газпром" заявил о повышении с 1 января 2007 года цен на газ для Белоруссии с 47 долларов за тысячу кубометров до 130-150 долларов. Белорусская сторона, в свою очередь, заявила, что в случае сохранения Россией низких цен на газ будет готова рассматривать вопрос о создании совместной с "Газпромом" газотранспортной организации на базе "Белтрансгаза" , . Белорусская сторона сопротивлялась до последнего , но 31 декабря 2006 года заключила с "Газпромом" контракт на 2007-2011 годы . По условиям достигнутого соглашения, Белоруссия получила газ по цене 100 долларов за тысячу кубометров, а "Газпром" должен получить 50 процентов акций "Белтрансгаза" за 2,5 миллиарда долларов в течение четырех лет .

В декабре 2006 года Фрадков подписал постановление правительства, которое с 1 января 2007 года вводило пошлину на экспорт нефти в Белоруссию в 180 долларов за тонну. В январе 2007 года белорусская сторона ответила приостановлением контрактов государственного концерна "Белнефтехим" с нефтяными компаниями России, а также введением платы за транзит нефти по территории своей страны в размере 45 долларов за тонну. В ходе конфликта была остановлена прокачка нефти по трубопроводу "Дружба", а Польша и Венгрия, не получившие российскую нефть, сообщили о планах использования своих стратегических резервов нефти. 10 января 2007 года состоялся телефонный разговор Путина и президента Белоруссии Александра Лукашенко , после которого последний объявил об отмене пошлины на транзит нефти. 12 января 2007 года Фрадков и Сидорский подписали соглашение о сотрудничестве в области экспорта нефти и нефтепродуктов, договорившись о снижении российской экспортной пошлины до 53 долларов за тонну , , . 15 января 2007 года Путин поблагодарил правительство за переход к рыночным отношениям с Белоруссией в энергетической сфере .

В 2006 году правительство Фрадкова, спровоцировав кризис на российском легальном алкогольном рынке, не смогло оперативно с ним справиться. 1 января 2006 года в силу вступил федеральный закон №102, который внес ряд изменений в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Поправки предполагали введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета оборота алкогольной продукции на территории России одновременно с отменой лицензирования импорта алкоголя и введением новой системы маркировки как отечественных, так и импортных спиртных напитков. ЕГАИС должна была стать эффективным механизмом борьбы с нелегальной алкогольной продукцией , , , , .

Сначала российские чиновники не успели вовремя принять необходимые подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи новых марок. Большинство российских компаний были вынуждены остановить производство алкогольной продукции с начала года на несколько месяцев , . По данным Росстата, в январе 2006 года российские заводы произвели лишь 330 тысяч декалитров алкоголя, что на 95,8 процента меньше аналогичного показателя за 2005 год , . Помимо этого, у импортеров алкоголя, которых отныне обязали клеить акцизные марки в России, не было технических возможностей для перемаркировки продукции .

Когда марки все же начали раздавать, а необходимое программное обеспечение устанавливать в организациях, выяснилось, что ЕГАИС не успевают ввести в срок - к 1 июля 2006 года . 28 июня 2006 года Фрадков подписал постановление правительства №396, которое откладывало до 1 февраля 2007 года введение специальных автоматических спиртовых счетчиков, но тем не менее сохранило положение о необходимости передачи в ЕГАИС информации обо всех отгрузках производителей и поставщиков алкоголя , , . В итоге, 1 июля 2006 года, когда ЕГАИС была официально введена в строй, в российских магазинах резко сократился ассортимент алкогольной продукции. К тому времени система ЕГАИС была установлена только у 10-15 процентов операторов рынка, но отказывалась работать в автоматическом режиме. Система поставок алкогольной продукции в России оказалась полностью парализована. По оценке экспертов, ежедневно убытки от простоя только московских оптовых компаний составляли 25-27 миллионов долларов. Постепенно участники рынка вынужденно перешли на ручной режим введения информации , .

21 июля 2006 года, перед тем как уйти в отпуск, Фрадков распорядился навести порядок на рынке алкоголя , а аппарат правительства распространил пояснительную записку, из которой следовало, что наиболее провинились Министерство финансов и ФСБ, в подчинении которой находился создатель ЕГАИС - НТЦ "Атлас" . Выполняя поручение премьера, Минфин провел серию совещаний о кризисе на алкогольном рынке, в которых принимали участие представители Федеральной налоговой службы (ФНС), Министерства сельского хозяйства и НТЦ "Атлас". Итогом стало решение отказаться от попытки перевести ЕГАИС в тестовый режим и подождать нормализации ее работы . В то же время в своем закрытом докладе Фрадкову министр финансов Алексей Кудрин признавал, что ЕГАИС фактически не работала, а ответственными за кризис были названы все 6 ведомств, внедрявших ЕГАИС: Минфин, Минсельхоз, МЭРТ, ФСБ, Федеральная таможенная служба (ФТС) и ФНС , . Лишь 10 августа 2006 года Фрадков передал ЕГАИС под контроль одного ведомства, которым стало ФНС . Правда, статус этой службы в качестве единого государственного заказчика ЕГАИС так и не был закреплен законодательно .

26 октября 2006 года Фрадков призвал членов правительства повысить исполнительскую дисциплину, поручив своему аппарату провести инвентаризацию хода выполнения ранее дававшихся поручений , а затем обязал вице-премьера Жукова в трехдневный срок найти виновных в кризисе на алкогольном рынке , . Эксперты отметили, что поиски виновных активизировались сразу после проведенной 25 октября 2006 года прямой линии с президентом России, в ходе которой Путин заявил, что Фрадков пытался, но не смог найти и наказать ответственных чиновников . 2 ноября 2006 года виновными в кризисе были названы заместитель министра финансов Сергей Шаталов , заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов и заместитель министра сельского хозяйства Игорь Руденя. Им объявили выговоры: глава МЭРТ Греф вступился за своего заместителя, назвав выговор "наказанием невиновных", а Фрадков, в свою очередь, пообещал продолжение расследования алкогольного кризиса . В то же время, по мнению некоторых экспертов, в случившемся в первую очередь был виноват сам Фрадков, который вовремя не назначил ответственного за исполнение федерального закона №102 о контроле за оборотом спирта .

В течение 2006 года с правительством Фрадкова судился "Нижегородский завод шампанских вин" (НЗШВ), требуя возместить убытки от алкогольного кризиса. В начале 2006 года года предприятие было вынуждено остановить производство, что привело к ущербу на сумму в 120 миллионов рублей, правда, иск к федеральному правительству был подан всего на 9 миллионов рублей. По мнению экспертов, чтобы спасти правительство РФ от банкротства, Арбитражный суд Москвы решил не создавать прецедента, хотя в личной беседе с директором НЗШВ судья подтвердил его правоту. В ноябре 2006 года 9-й арбитражный апелляционный суд Москвы вновь отклонил жалобу истца. Руководство завода стало готовить кассацию в Федеральный арбитражный суд Московского округа, заявляя о готовности дойти до Европейского суда по правам человека . По данным Росстата, в 2006 году в России произвели 60,8 миллиона декалитров этилового спирта, что на 29,5 процента меньше показателя 2005 года, а водки и ликероводочной продукции - 119 миллионов декалитров, что на 9,6 процента меньше аналогичного показателя 2005 года .

26 декабря 2006 года Фрадков получил письмо от Путина, в котором последний указал на необходимость срочно нормализовать работу алкогольного рынка - до 1 февраля 2007 года. В противном случае, по мнению экспертов, в этот день может начаться новый виток алкогольного кризиса в стране , . Именно с 1 февраля 2007 года, когда ЕГАИС должна перейти на автоматический режим работы, все предприятия-производители должны быть оборудованы специальными спиртовыми счетчиками, но многие могут не успеть к этому сроку. Большинство необходимых подзаконных актов были приняты лишь осенью 2006 года с опозданием на три-четыре месяца, а основной производитель счетчиков - Арзамасский приборостроительный завод - не справлялся с большим объемом заказов . По некоторым сведениям, в конце января 2007 года Министерство финансов внесло в правительство предложение о перенесении срока введения автоматической передачи данных при производстве водки и спирта заводами в ЕГАИС .

В конце 2006 года Фрадков указал своим подчиненным не недостаточную эффективность их работы. На заседании правительства в начале ноября был зачитан доклад о работе кабинета министров, подготовленный руководителем аппарата правительства Сергеем Нарышкиным . В докладе были представлены следующие данные: если в 2002 году из 4300 поручений президента и премьера с нарушениями были выполнены 27 процентов, а в 2003 году - 24,9 процента из 4400 поручений (то есть прослеживалась положительная динамика), то с приходом Фрадкова этот показатель сталь неуклонно ухудшаться: в 2004 году из 4500 поручений были провалены 32,8 процента, в 2005 году - 34,9 процента из 5300, а в 2006 году ожидались 39,5 процента из 5400 поручений. Кроме того, было отмечено, что документы приходят и с опозданием, и некачественные, а процедура их согласования между министерствами достаточно сложна. Правительство приняло доклад Нарышкина к сведению и призвало кабинет министров повысить уровень исполнительской дисциплины .

Еще одной аппаратной победой Фрадкова и усилением фигуры премьера эксперты назвали концепцию создания Банка развития России (Банка внешнеэкономической деятельности и развития). 14 декабря 2006 года правительство приняло принципиальное решение об учреждении нового института общегосударственного масштаба с целью привлечения инвестиций, поддержки и продвижения экспорта в сферах, где коммерческие банки не работают либо из-за долгосрочности кредитования (от пяти лет и более), либо из-за масштаба сделок. Банк развития планировалось создать на базе Внешэкономбанка, которому должны были быть переданы контрольные пакеты акций Российского банка развития и Росэксимбанка. Уставной капитал новой организации изначально должен был составить 70 миллиардов рублей с последующим увеличением (Греф, например, пообещал передать новому банку управление Инвестиционным фондом). На том же заседании кабинета министров было принято решение, что правительство самостоятельно будет назначать руководящие органы Банка развития: правление, наблюдательный совет и его председателя, - а Фрадков уточнил, что председателем наблюдательного совета должен стать премьер .

Во время доработки законопроекта Фрадков отстоял не только свое право лично управлять Банком развития (против чего возражал Греф), но и неподконтрольность организации Центральному банку России, хотя из всех возможных сфер деятельности новой кредитной организации запрещена лишь работа с физическими лицами. Президент страны получил право назначать и увольнять председателя банка, а наблюдательный совет - человека, его контролирующего (руководителя службы внутреннего контроля банка). Планируется, что Банк развития будет допущен к распределению государственных инвестиций, которые пока контролирует МЭРТ (предполагалось, что в 2007 году их объем превысит 1 триллион рублей). 19 января 2007 года законопроект был внесен в Госдуму. По мнению экспертов, если Фрадков сохранит за собой кресло премьера во втором полугодии 2007 года, когда заработает Банк развития, то политические дивиденды от поправок к закону "О Банке развития" достанутся именно ему .

В конце 2006 - начале 2007 годов большинство экспертов связывали возможную отставку Фрадкова и роспуск правительства не с неудовлетворительной работой, а с тем или иным сценарием предстоящих президентских и парламентских выборов, зависящих, в свою очередь, от окончательного определения фигуры преемника Путина. Многие эксперты предположили, что преемник президента России сменит Фрадкова на посту премьер-министра страны , . Другая версия гласила, что Путин уже определился с преемником, и новым президентом станет именно Фрадков , . Сообщалось, что его кандидатуру, возможно, поддержат заместители руководителя администрации президента России Игорь Сечин и Виктор Иванов , которые, по мнению экспертов, проиграют при любом выборе Путина между первым вице-премьером Медведевым и вице-премьером Ивановым .

15 февраля 2007 года в правительстве Фрадкова произошли существенные перестановки. Вице-премьер и глава Минобороны Сергей Иванов лишился своего министерского поста, но был повышен в ранге до первого вице-премьера . Помимо этого, руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин был назначен вице-премьером , после чего эксперты сразу же назвали его третьим возможным преемником Путина , , .

В конце февраля 2007 года были окончательно определены полномочия заместителей Фрадкова. В ведении первого вице-премьера Медведева осталась социальная сфера - национальные проекты в сфере образования, Службыздравоохранения, демографической политики и реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также природопользование. Другой первый вице-премьер Иванов оказался ответственным за диверсификацию экономики: в сферу его компетенции вошли военно-промышленный комплекс, связь и высокие технологии, атомная энергетика и космические проекты. Кроме того, ему поручено было заниматься вопросами национальной обороны и деятельности правоохранительных органов. Вице-премьер Жуков был назван ответственным за макроэкономическую стабильность: ему досталась макроэкономика, инвестиционная политика, деятельность естественных монополий, координация статистики, вопросы страхования и налогообложения, а помимо этого - физическая культура и спорт. Вице-премьер Нарышкин должен был координировать внешнеэкономическую деятельность, таможенно-тарифное регулирование, управление федеральной собственностью, проведение административной реформы, развитие культуры и туризма. Вдобавок он сохранил за собой должность главы аппарата правительства, а следовательно - контроль за документооборотом Белого дома. Также было решено, что каждого первого вице-премьера будет заменять строго определенный вице-премьер: Медведева - Жуков, а Иванова - Нарышкин. При этом нерешенным остался один вопрос - кто из первых вице-премьеров будет заменять отсутствующего Фрадкова [

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант