Юридический портал. Льготный консультант

), интересы которых несовместимы или противоречат друг другу. Является закономерностью и движущей силой развития всех антагонистических общественно-экономических формаций; разрешает основное противоречие, свойственное каждому антагонистическому способу производства. Посредством ее осуществляется переход от старого, отжившего свой век общественно-экономического строя к новому, более прогрессивному.

В докапиталистических формациях носила преимущественно стихийный характер. При капитализме достигает наибольшего развития, становится сознательной и организованной. Неизбежность классовой борьбы при капитализме вытекает из коренной противоположности экономического и политического положения двух основных классов буржуазного общества - буржуазии и пролетариата. Только рабочий класс - самый передовой и последовательно революционный класс в историк - способен навсегда уничтожить частную собственность, эксплуатацию человека человеком, построить коммунизм. Коренные интересы пролетариата совпадают с поступательным развитием общества и интересами всех трудящихся. Поэтому борьба рабочего класса и возглавляемых им трудящихся масс против господства буржуазии приводит не только к ликвидации капиталистической формы производства, но и к созданию условий для окончательного уничтожения классов и классовой борьбы.

Рабочий класс создает свои профсоюзы, политические партии. Огромная роль,в классовой борьбе пролетариата принадлежит марксистско-ленинской партии, которая вооружает его научным пониманием своих коренных классовых интересов и путей их достижения. Борьбу против капитализма пролетариат ведет в трех основных формах: экономической, политической, идеологической. Экономическая борьба ведется за повышение заработной платы, сокращение продолжительности рабочего дня, против чрезмерной интенсификации труда и т. д. Противодействуя тенденции к обнищанию пролетариата, она способствует формированию классовой солидарности и классового самосознания рабочих, но не может освободить их от наемного рабства. Глазной и решающей формой классовой борьбы является политическая борьба, в которой на первый план выдвигаются общеклассовые интересы пролетариата.

Это борьба против политического господства буржуазии, за установление власти рабочего класса, с помощью которой он только и может удовлетворить свои коренные экономические и политические интересы, совершить социалистическое переустройство общества. Борьба за власть требует не только общенационального, но и международного объединения рабочего класса, единства международного коммунистического движения. Цель идеологической борьбы - освободить рабочий класс от влияния буржуазной идеологии, выработать у него марксистско-ленинское мировоззрение, непримиримость к буржуазной идеологии, реформизму , ревизионизму . В современных условиях углубления общего кризиса капитализма , наличия мировой социалистической системы, развития научно-технической революции борьба рабочего класса против эксплуатации, засилья монополий, за демократию и социализм резко усиливается, становится еще более массовой и организованной, расширяется ее социальная база. Неуклонно растет в развитых капиталистических странах численность участников забастовок.

На современном этапе для классовой борьбы характерно тесное переплетение экономической борьбы с политической, что находит отражение в расширении круга социально-экономических требований, включая и требование демократической национализации ведущих отраслей промышленности, установления контроля профсоюзов над деятельностью предприятий и т. д. В союзе со всеми демократическими силами рабочий класс добивается ограничения всевластия монополий в экономике и осуществления таких политических и экономических преобразований, которые создадут наиболее благоприятные предпосылки для борьбы за социализм.

В развивающихся странах рабочий класс, по мере увеличения его численности и организованности, укрепляет свой союз с трудовым крестьянством и другими слоями трудящихся, все активнее борется против капиталистической и других форм эксплуатации, за полное национальное и социальное освобождение. Рабочий класс капиталистических и социалистических стран оказывает поддержку народам, борющимся за свое освобождение. В переходный период от капитализма к социализму рабочий класс, завоевавший государственную власть, в союзе с руководимым им трудовым крестьянством и другими слоями трудящихся ведет классовую борьбу, против свергнутых эксплуататорских классов и поддерживающей их международной буржуазии, решая вопрос «кто - кого» в пользу социализма. Борьба ведется за уничтожение эксплуататорских классов, социалистическое преобразование общества, победу социализма.

Она направлена также на укрепление союза рабочего класса с непролетарскими массами трудящихся, против попыток буржуазии оказывать идейно-политическое влияние на непролетарские массы трудящихся, на социалистическое перевоспитание и искоренение пережитков прошлого в сознании и поведении людей, создание новой, социалистической дисциплины, организованности, воспитание у трудящихся нового отношения к труду. В современную эпоху классовая борьба ведется не только внутри капиталистического мира, она перенесена на международную арену и выступает как борьба между мировой системой капитализма и мировой системой социализма, в форме экономического соревнования, идеологической борьбы и др. Однако это не означает, что борьба должна перерастать в войны между странами. Социалистические страны последовательно проводят принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Классовая борьба

борьба между классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу. К. б. представляет собой основное содержание и движущую силу истории всех антагонистических классовых обществ. К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит открытие великого закона исторического движения классовых обществ, согласно которому «... всякая историческая борьба ≈ совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области ≈ в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 259). Создание теории К. б. дало возможность обобщить бесконечно разнообразные действия отдельных лиц и свести их к действиям больших групп людей, различающихся по своему положению в системе общественного производства, ≈ классов. Тем самым был дан объективный критерий для обнаружения повторяемости в истории, для «... сведения индивидуального к социальному...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 429), а стало быть, и для понимания закономерности исторического процесса (см. Закономерность общественная). Теория К. о. Имеет громадное методологическое значение для всех отраслей общественных наук, так как помогает понять реальное классовое идеологической и политической борьбы во всех ее формах. Как подчеркивал В. И. Ленин, люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся разыскивать за любыми социальными фразами, заявлениями, обещаниями интересы тех или иных классов. Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом теории К. б. имела решающее значение для научного обоснования необходимости социализма и путей перехода к нему. Логическим выводом из этой теории является признание необходимости признания диктатуры пролетариата как орудия его К. б. и социалистического преобразования общества. В. И. Ленин отмечал: «Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может еще оказаться невыходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики... Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата» (там же, т. 33, с. 34). Источником К. б. является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы ≈ рабовладельцы, крестьяне ≈ феодалы, пролетарии ≈ буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая при всем многообразии ее форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов», ≈ так характеризовали Маркс и Энгельс основные фазы К. б. до возникновения капитализма (Соч., 2 изд., т. 4, с. 424). Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса ≈ буржуазию и пролетариат. Пролетариат ≈ первый из угнетённых классов, К. б. которого принимает действительно интернациональный характер и всемирный размах. В отличие от предшествовавших угнетённых классов, пролетариат ведёт К. б. под руководством своей политической партии, которая вооружает его научным пониманием коренных классовых интересов и путей их осуществления. Пролетариат ведёт свою К. б. в трёх основных формах: экономической, политической и идеологической. Экономическая борьба ≈ это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.). Она противодействует наступлению предпринимателей на жизненные условия рабочих, подготавливает рабочих к борьбе за более широкие цели, способствует их революционному воспитанию и организации. В этой борьбе выросли профсоюзы, объединяющие в 70-х гг. 20 в. 250 млн. рабочих во всём мире. Экономическая борьба, особенно в современных условиях, переплетается и перерастает в борьбу политическую. Число забастовок в странах развитого капитализма составляло в 1951≈55 ≈ 13211 (в среднем за год), в 1956≈60 ≈ 12 790, в 1961≈65 ≈ 15 323, в 1966≈70 ≈ 18 650. С 1960 по 1970 в развитых капиталистических странах было 260 крупнейших общенациональных забастовок ≈ значительно больше, чем за предшествующее десятилетие. Забастовщики предъявляют не только политические требования, а борются за расширение демократических свобод, выступают против актов империалистической агрессии. В условиях государственно-монополистического капитализма борьба даже за повседневные экономические нужды не может быть успешной без политической борьбы. Марксисты борются как против реформистов, пытающихся свести К. б. пролетариата к экономической борьбе, так и против сектантской недооценки экономической борьбы. Политическая борьба является высшей формой К. б. пролетариата. Особенности этой формы К. б., взятой в её полном развитии, состоят, во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата. Во-вторых, политическая борьба ≈ это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятия против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов. В-третьих, в политической борьбе складывается партия ≈ высшая форма классовой организации пролетариата. Самое главное в политической борьбе пролетариата ≈ борьба за установление и упрочение им своей власти. Достижение этой цели невозможно без идеологической К. б., задача которой состоит прежде всего в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния буржуазной идеологии. Идеологическая борьба призвана внести в массы пролетариата социалистическую идеологию, что необходимо для превращения стихийной К. б. в борьбу сознательную. Идеологическая борьба партии пролетариата, направленная против всех форм буржуазной и реформистской идеологии, приобретает в современную эпоху особенно широкий размах. «Эта борьба ≈ отражение в духовной жизни человечества исторического процесса перехода от капитализма к социализму» (Программа КПСС, 1972, с. 5

    Понятие «формы К. б.» употребляется также в более узком смысле слова, совпадающем в понятии средств, методов К. б. (стачки, демонстрации, бойкот выборов, парламентская борьба, вооруженное восстание и т. д.). Марксизм-ленинизм отвергает абсолютизацию тех или иных форм К. б. В. И. Ленин подчеркивал, что партия пролетариата должна уметь владеть всеми формами К. б., применять те или иные формы в зависимости от исторической обстановки. «Успех борьбы рабочего класса за победу революции будет зависеть от того, насколько он и его партия овладеют всеми формами борьбы ≈ мирными и немирными, парламентскими или непарламентскими ≈ и будут готовы к самой быстрой и неожиданной смене одной формы борьбы другой» (там же, с. 41).

    Важнейшая особенность К. б. пролетариата на современном этапе истории состоит в органическом сочетании борьбы за демократию с борьбой за социализм. Перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм сопровождается наступлением монополий на интересы рабочего класса и широких масс народа по всем линиям. В то же время растут трудности, испытываемые мелкой и средней городской буржуазией. Т. о., вместе с обострением основного классового противоречия буржуазного общества ≈ между трудом и капиталом ≈ углубляется противоречие между большинством нации и монополиями. Эта новая расстановка классовых сил дает возможность для установления союза рабочего класса с широчайшими слоями народа в борьбе за ликвидацию господства монополий. Борьба за мир, демократию, в защиту национального суверенитета, за коренные социальные реформы ≈ это борьба за общедемократические задачи, вокруг решения которых пролетариат может объединить самые широкие слои народа, что облегчает ему и борьбу за социализм. Сближение значительной части интеллигенции и служащих с пролетариатом, рост численности студенческой молодежи в условиях научно-технической революции, обострение социальных конфликтов и возрастание активности различных групп населения увеличивают массу «горючего материала» в капиталистических странах и расширяют ряды потенциальных союзников пролетариата. В современных условиях рабочий класс как главный и наиболее сильный противник власти монополий, как центр притяжения всех антимонополистических сил.

    К. б. в национальных рамках тесно переплетается с К. б. на международной арене. Объединение силы монополий и буржуазного государства в единый механизм связано и с международными монополиями. В борьбе против растущего революционного движения буржуазные государства вступают в военные союзы и блоки (типа НАТО и др.), которые ставят своей целью не только проведение империалистической политики в международных отношениях, но и подавление в случае острых кризисов в отдельных странах их революционных сил путём вмешательства извне.

    В современную эпоху произошло существенное изменение соотношения классовых сил на мировой арене в пользу трудящихся. Это связано прежде всего с образованием мировой системы социализма, которая является главным завоеванием международного рабочего класса.

    С победой Великой Октябрьской социалистической революции и появлением на мировой арене социализма образовался новый фронт К. б.: противоборство двух социальных систем. Взаимоотношения двух систем, какую бы форму они ни принимали ≈ от вооружённого отражения империалистической агрессии до мирного сосуществования государств и экономического соревнования социализма с капитализмом, ≈ представляет собой поприще К. б. Борьба двух систем выражает основное противоречие современной эпохи. Под влиянием этого противоречия развертывается в современных условиях К. б. и в странах так называемого «третьего мира». Изменившееся соотношение сил на международной арене создало благоприятные условия для разрушения колониальной системы империализма и освобождения многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Классовая структура этих стран отличается большой сложностью, так как их экономика была деформирована империализмом, капиталистические отношения в ряде стран переплетаются с докапиталистическими: феодальными и дофеодальными. В национально-освободительной борьбе против империализма, которая по своему содержанию является общедемократической, различные классы могут выступать единым фронтом. По мере решения задач национального освобождения всё больше выступают на первый план социальные проблемы, в которых особенно остро проявляются классовые противоречия. Это, однако, не исключает возможности объединения всех прогрессивных сил вокруг рабочего класса, который является наиболее последовательным борцом за решение задач национального и социального освобождения.

    Исторический опыт показывает, что К. б. против реакционных сил ≈ единственный путь освобождения трудящихся. Через К. б. осуществляется и переход на социалистический путь развития, утверждается социализм.

    Установление диктатуры пролетариата означает не прекращение К. б., а её продолжение в новых формах и новыми средствами. Пролетариат превращается в господствующий класс и приобретает такое орудие К. б., как новая государственная власть. В связи с этим отпадает ряд форм К. б., которыми пользовался пролетариат (восстание и др.), и появляются новые формы К. б., которые можно назвать государственными. В. И. Ленин определил следующие новые формы К. б. пролетариата: 1) подавление сопротивления эксплуататоров;

    гражданская война;

    нейтрализация мелкой буржуазии;

    «использование» буржуазии и буржуазных специалистов;

    воспитание новой дисциплины. Первая форма К. б. является всеобщей, обязательной для всех стран в переходный период от капитализма к социализму. Вторая ≈ необязательна для всех стран. Как показывает опыт европейских социалистических стран, при благоприятных для рабочего класса условиях (помощь социалистических стран и ослабление мирового капитализма) есть возможность избежать гражданской войны. Ленинская характеристика охватывает и такие новые формы К. б. пролетариата, которые выражают его руководящее воздействие на непролетарские слои трудящихся ≈ крестьянство, буржуазную интеллигенцию и даже на отсталые слои рабочего класса. Конкретное выражение этих форм К. б. может быть различным. Например, при некоторых условиях может оказаться необходимой политика нейтрализации середняка (как в первый период пролетарской революции в Советской России), на смену которой затем приходит политика прочного союза со средним крестьянством. В странах народной демократии почти везде не было надобности проводить политику нейтрализации среднего крестьянства, а оказалось возможным сразу установить с ним отношения союза. Но и здесь государственное руководство крестьянством со стороны рабочего класса представляло своеобразную форму К. б.

    Основным вопросом К. б. в переходный период является вопрос «кто ≈ кого», кто победит ≈ социализм или капитализм. Марксизм-ленинизм отвергает как правооппортунистическую теорию затухания К. б., которая отрицает антагонистические противоречия между пролетариатом и буржуазией, так и левацкую теорию необходимости разжигания К. б. Рабочий класс, стоящий у власти не заинтересован в искусственном разжигании К. б. Обострение К. б. может быть вызвано двоякими причинами: 1) действиями враждебных эксплуататорских классов, пользующихся поддержкой со стороны капиталистического мира; 2) наступлением социалистических элементов на капиталистические, вызывающим усиление сопротивления последних.

    В странах народной демократии К. б., как правило, имела менее острые формы, чем в Советском Союзе, что определяется прежде всего изменением соотношения классовых сил в пользу социализма. Однако развитие не идёт по прямой линии, К. б. в эпоху строительства социализма может в связи с теми или иными изменениями внутренней и внешней обстановки в отдельные периоды усиливаться и принимать самые острые формы, вплоть до вооруженного выступления врагов социализма против власти рабочего класса (например, в Венгрии в 195

    Как показали события 1968 в Чехословакии, враги социализма учитывают уроки К. б. и могут попытаться добиться своей цели путём разложения социализма изнутри, широко используя для этого ревизионистские элементы («тихая контрреволюция»).

    С построение социалистического общества исчезает почва для классовых столкновений. Вопреки утверждению левосектантских элементов о неизбежности К. б. при социализме вплоть до победы коммунизма, отношения между всеми социальными группами социалистического общества (рабочими, кооперированными крестьянами, интеллигенцией) есть отношения дружественного сотрудничества. Однако остается фронт К. б. против внешнего, капиталистического мира. Внутри общества остается также необходимость борьбы против пережитков капитализма в сознании и поведении людей, против идейного наследия старого мира. В современных условиях, когда резко обострилась идеологическая борьба между двумя системами, особое значение приобретают решительное разоблачение происков империализма, коммунистическое воспитание всех трудящихся, усиление идеологической деятельности партии.

    Лит.: Маркс К., Наёмный труд и капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; его же, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т.7; его же. Заработная плата, цена и прибыль, там же, т. 16; его же, Гражданская война во Франции, там же, т, 17; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, [Письмо] Ф. Больте 23 ноября 1871, там же, т. 33; Маркс К. и Энгельс Ф., «Циркулярное письмо» А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. 17≈18 сент. 1879, там же, т. 34; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; его же, Крестьянский вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; его же, К критике проекта социал-демократической программы 1891 г., там же; Ленин В. И., Что делать?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 11; его же. Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23: его же, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, О диктатуре пролетариата, там же, т. 39; Лабриола А., Очерки материалистического понимания истории, пер. с итал., М., 1960; Плеханов Г. В., Первые фазы учения о классовой борьбе, Соч., т. 11, М.≈ Л., 1928; Программа КПСС, М., 1972; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Программные документы коммунистических и рабочих партий капиталистических стран Европы, М., 1960; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, Прага, 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Кадар Я., О политическом положении и задачах партии, М., 1960; его же, Из опыта классовой борьбы в Венгрии, в его кн.: Избранные статьи и речи, М., 1960; Гусак Г., Избранные статьи и речи, М., 1969; Уроки кризисного развития в Компартии Чехословакии и обществе после XIII съезда КПЧ, М.,1971; Ленинизм и мировое революционное рабочее движение, М., 1969. См. также лит. при ст. Классы.

    Г. Е. Глезерман.

Википедия

Классовая борьба

Кла́ссовая борьба́ - столкновение интересов и противодействие классов общества.

Наибольшее значение классовой борьбе придавалось в марксизме.

Ольга Нагорнюк

Существует ли сегодня классовая борьба?

Еще 30 лет назад понятие «классовая борьба» не сходило с телеэкранов и страниц газет, а об антагонизме в буржуазном обществе не слышал разве что ребенок. Сегодня это словосочетание звучит крайне редко, но означает ли данный факт прекращение классовой борьбы? Ответ на этот вопрос мы будем искать в нашей статье.

Историческая справка

Классовая борьба рассматривается учеными как противостояние интересов социальных групп, называемых классами. В основе разделения общества на классы лежит владение средствами производства, к которым можно отнести фабрики, заводы и даже землю. Когда средства производства находятся в собственности одной из групп, она вправе диктовать условия другим и присваивать себе большую долю общественного богатства.

Например, при капиталистическом строе практически все средства производства сосредоточены в руках у буржуазии, и рабочие, чтобы обеспечить свое существование, вынуждены предлагать себя в качестве наемной силы на условиях, установленных владельцами предприятий. Таким образом устанавливается гегемония буржуазии, присваивающей себе труд пролетариата и владеющей всеми материальными благами.

Во времена первобытнообщинного строя классового антагонизма не существовало, поскольку не было средств производства. Социальное неравенство возникло при рабовладельческом строе, тогда же, по мнению ученых, и зародилась классовая борьба.

Историки прошлого долгое время подводили под нее политический фундамент, рассматривая правящий класс как потомков народа-завоевателя (например, норманны в Англии), а в лице угнетаемых слоев общества представляя потомков побежденного народа (саксы в Англии). Сторонниками этой теории были выдающиеся французские историки, жившие в XIX веке, Огюстен Тьерри и Франсуа Минье, а также немецкий философ Фридрих Ницше.

Классовая борьба в марксизме

Первым, кто доказал, что к разделению общества на классы приводят экономические причины, был немецкий философ Карл Маркс. Согласно его теории, классовая борьба является движущей силой развития человечества. Ученый утверждал: антагонизм классов неизбежно приводит к социальной революции, а та, в свою очередь, становится причиной смены общественно-экономических формаций.

В качестве примера можно привести Октябрьскую революцию 1917 года в России, ставшую результатом противостояния буржуазии и дворянства, с одной стороны, и рабочих и крестьян, с другой. Чем закончилось это противоборство, известно всем: на смену капиталистическому строю пришел социалистический, провозглашавший равенство всех социальных групп.

Маркс полагал, что классовая борьба может быть стихийной, если угнетаемые слои общества неосознанно пытаются отстаивать свои права (к примеру, восстание под предводительством Емельяна Пугачева). Говоря о сознательной форме социального противостояния, ученый имел в виду осознанные и спланированные действия, направленные на защиту интересов угнетенного класса. Высшей формой сознательной классовой борьбы Маркс называл партийность.

Ученый выделил три формы социального противостояния:

  1. Экономическую. Применительно к пролетариату, это повышение оплаты труда, сокращение рабочей недели, обеспечение безопасных условий производства.
  2. Политическую. Рабочий класс ставил своей целью приход к власти и установление диктатуры пролетариата.
  3. Идеологическую. Она была призвана изменить сознание человека, перенастроив его с буржуазного на социалистическое мировосприятие.

Согласно марксистскому учению, компромиссного варианта разрешения классового конфликта не существует, он неизбежно должен завершиться революцией и привести к смене власти и общественного строя. Иногда в результате такого противостояния с карты мира исчезают целые государства .

Ленин о классовой борьбе

К. Маркс считал, что после революции и установления диктатуры пролетариата классовая борьба будет завершена. В. Ленин придерживался иной точки зрения, утверждая: противостояние продолжится, изменится лишь его форма и расстановка сил. В своих трудах вождь Октябрьской революции писал, предугадывая вероятность сопротивления проигравших классов: после прихода рабочих и крестьян к власти, им придется прибегнуть к подавлению сопротивления бывших эксплуататоров, вплоть до ведения гражданской войны.

История подтвердила правильность его предположений: гражданская война, в которой проигравшие и побежденные поменялись местами, завершилась победой пролетариата. Спустя десятилетие в Советском Союзе объявили о прекращении классовой борьбы внутри государства, перенеся ее на международный уровень. Началось формирование социалистического сообщества, призванного уравнять в правах все группы населения.

Существует ли классовая борьба сегодня?

Социальное неравенство, лежащее в основе разделения общества на классы, в XXI веке не только не исчезло, а даже углубилось. Поэтому говорить о прекращении классовой борьбы пока преждевременно. Противостояние богатых и бедных по-прежнему существует, просто во времена глобализации экономики оно приобрело другую форму и не всегда заканчивается всплеском социальной активности в виде революции.

Общество научилось решать классовые конфликты мирным путем, выработав для этого соответствующие инструменты: избирательную систему, позволяющую народу оказывать влияние на управление страной, многопартийность, дающую возможность всем и каждому стать у руля своего государства, а также правовую защищенность, обеспечивающую свободу и равенство всех граждан, независимо от социального статуса, национальности и вероисповедания.

Вспомните о забастовках украинских шахтеров, недовольных невыплатой зарплат, протестную акцию греческих авиадиспетчеров, требующих повышения пенсий, захват мексиканскими учителями нескольких радиостанций с требованием сохранить бесплатное образование, и вы поймете: классовая борьба в современном обществе продолжается.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Введение

Кла́ссовая борьба́ - выражение противоположности интересов классов общества. Наиболее развитое учение о классовой борьбе даётся марксизмом.

1. Домарксистские представления о классовой борьбе

Несмотря на распространённое убеждение, что представление о классовой борьбе является исключительной принадлежностью марксизма, в действительности факт расщепления общества на борющиеся между собой классы был отмечен ещё ранее. Так, французский историк и орлеанистский политический деятель Гизо в работе «Правительство Франции со времен Реставрации и нынешнее министерство» (1820 год) говорил об истории Франции, как об истории двух народов. Один народ - победитель, - дворянство; и другой - побежденный - третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними не возможен. Примирить их - химерический замысел.» Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил:

Я хотел только вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю. Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил.

Однако, до Маркса классовая борьба считалась не столько экономическим, сколько политическим явлением. Её возникновение обычно связывали с происшедшим в древности завоеванием одного народа другим (германским завоеванием территории Западной Римской империи, норманнским завоеванием Англии, и т. д.): при этом угнетающий класс рассматривался в качестве потомков народа-победителя, а угнетённый - в качестве потомков народа-побеждённого. Такой точки зрения придерживались, в частности, французские историки начала XIX века Тьерри и Минье, а также современник Маркса немецкий философ Фридрих Ницше.

2. Учение марксизма о классовой борьбе

С точки зрения марксистской теории исторического материализма, деление общества на классы, характеризующиеся различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых общественно-экономических формаций. При этом объективным результатом борьбы между классами - которая обусловлена противоположностью их интересов и непосредственно ведётся именно за эти интересы - является приведение производственных отношений в соответствие с уровнем развития постоянно меняющихся производительных сил общества. В частности, именно таким образом происходит смена самих общественно-экономических формаций (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, далее к феодальному и капиталистическому). Поэтому классовая борьба является основной движущей силой истории разделённого на классы общества. Она же должна привести к уничтожению разделения общества на классы, когда уровень развития производительных сил перестанет требовать такого разделения.

Одним из основных продуктов классовой борьбы является государство - которое, с точки зрения марксизма, есть «машина для подавления одного класса другим» , то есть аппарат для поддержания внутри общества порядков, угодных и выгодных господствующему классу. При подавлении направленных против этих порядков выступлений угнетённых классов государство не связано никакими законами, а потому представляет собой насильственную диктатуру господствующего класса. С этой точки зрения античное государство является диктатурой рабовладельцев (направленной против рабов); средневековое - диктатурой феодалов (над крестьянами); капиталистическое - диктатурой буржуазии (над рабочим классом). В результате социалистической революции возникает государство диктатуры пролетариата (призванное подавить сопротивление буржуазии).

Мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты - экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.

Письмо К. Маркса И. Вейдемейеру от 5.03.1852

Взгляды Маркса на общество и классовую борьбу были неоднократно подвержены критике. Например, русский философ Б.П.Вышеславцев писал:

Что-то другое скрывается за этим неудачным выражением «бесклассового общества», а именно вот что: общество без классовой борьбы. Все недоразумение состояло в том, что уничтожение классовой борьбы Маркс не мыслил иначе как посредством уничтожения классов. На самом деле, однако, классы и сословия могут и должны оставаться, а борьба между ними может и должна прекратиться, ибо существует не только борьба классов, но и гармоническое сотрудничество классов . Тезису «Коммунистического манифеста»: «вся история есть история борьбы классов» можно противопоставить антитезис: «вся история есть история сотрудничества классов». Оба истинны, но антитезис перевешивает в своей истинности и в своей ценности, ибо только при взаимовосполняющем разделении труда, при «сотрудничестве» возможно производить и создавать что-либо; если вся энергия направлена на взаимную борьбу, то всякое производство прекращается, происходит «забастовка».

Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма (1957)

3. Усиление классовой борьбы при социализме

Тезис об усилении классовой борьбы был выдвинут Лениным в 1919 году . По его мнению, антагонизм между классами неизбежен в капиталистическом обществе и должен в конце концов привести к установлению диктатуры одного из основных классов, и единственной альтернативой диктатуре пролетариата он считал диктатуру буржуазии. Однако после создания пролетарского, «рабоче-крестьянского» государства и победы большевиков в Гражданской войне, которая являлась по мнению Ленина пиком усиления классовой борьбы в России, тезис утратил свою актуальность.

Начиная с 1933 года, Сталин возродил этот тезис в качестве обоснования массовых репрессий. Согласно трактовке Сталина, с построением социализма классовая борьба усиливается и принимает более острые формы, так как обречённые остатки эксплуататорских классов предпримут последнюю отчаянную попытку свергнуть советский режим. Сталин предполагал, что классовые враги даже могут проникнуть в партию большевиков, которая является ведущей силой социалистического государства. Сталин также считал «гнилым либерализмом» внутрипартийную демократию и наличие особого мнения, не совпадающего с официальной линией партии, и верил, что такая толерантность может ослабить партию и привести её к разрушению. Следовательно, необходимо усилить политические репрессии, чтобы предотвратить эти попытки, и также периодически «чистить» партию от несогласных.

Данную точку зрения не поддерживали такие коммунисты, как Николай Бухарин и Лев Троцкий, которые считали, что с классом буржуазии покончено окончательно, и официально построенный к 1936 году социализм исключает само понятие классовой борьбы, так как отсутствует антагонизм классов.

4. Источники

    Ю. И. Семёнов «Французские историки эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы» //Философия истории. «Современные тетради», 2003; ISBN 5-88289-208-2

    К.Маркс, Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии

    Г. В. Плеханов. Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории

    В. И. Ленин. Государство и революция

    Ю. И. Семёнов «Глобальная классовая борьба: её возможный ход и результаты» //Философия истории. «Современные тетради», 2003; ISBN 5-88289-208-2

    Сергей Ермолаев«Классовая война» в «гипермаркете»: кто против кого?

Список литературы:

    Гизо. Правительство Франции со времен Реставрации и нынешнее министерство. Париж, 1820 г. Цитируется статье Г. В. Плеханова «Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории»

    Энгельс Ф., Предисловие к 3-му изданию «Гражданской войны во Франции»

    Вышеславцев Б.П. Философская нищета марксизма (1957)

Тема классов и классовой борьбы – центральная у Маркса. Марксисты часто отождествляли “марксистскую точку зрения” с “классовой точкой зрения”. Такое деление существовало и до Маркса. Тюрго различал “земледельческий класс” и “класс ремесленников” предпринимателей и наемных работников по признаку собственности на средства производства. Адам Смит выделял 3 класса: наемных рабочих, капиталистов и земельных собственников, противопоставляя первый класс двум остальным. Д. Рикардо своим законом обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталиста доказывал противоположность экономических интересов рабочего класса и буржуазии. Фр. историки (Ф. Гизо, Ф. Минье, А. Тьер, О. Тьерри) рассматривали классовую борьбу как главную движущую силу истории. Важное значение классовому делению общества придавал Сен-Симон.
Сам Маркс отмечал, что не он открыл существование классов в современном обществе, классовую борьбу, историческое развитие этой борьбы и “экономическую анатомию классов”. «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
- существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства
- классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата
- эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов»
Маркс нигде не дает его общего определения, считая, что оно очевидно. Он хотел определить это понятие в третьем томе “Капитала”. Но завершающая глава рукописи обрывается. ,
На основании его работ можно сказать, с его точки зрения, классовое деление отсутствует в первобытных обществах, в которых существует коллективная собственность на средства производства; оно возникает только в так называемых антагонистических формациях, в результате развития разделения труда и частной собственности на средства производства.
В самом широком смысле классы это любые соц. группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. В этом смысле классы включают в себя сословия и любые более или менее значительные социальные категории, расположенные на различных ступенях социальной лестницы. («Манифесте Коммунистической партии»).
В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия. В Древнем Риме: патриции, всадники, плебеи, рабы; в средние века – феодальные господы, вассалы, цеховые мастера, подмастерьея, крепостные. В классах есть градации.
Класс в полном смысле – это “класс для себя”, т. е. класс, осознавший себя как особую соц. группу со своими интересами, противостоящую другим группам. Наряду с такими признаками, как отношение к средствам производства, экономическое положение, образ жизни, уровень образования и т. п., классовое самосознание составляет важнейший признак класса. Маркс: «наиболее адекватная форма выражения классового самосознания – полит. партия»
В “Немецкой идеологии”: “Отдельные индивиды образуют класс лишь потому что им приходится вести борьбу против какого-нибудь другого класса; в остальных отношениях они сами враждебно противостоят друг другу в качестве конкурентов”. Таким образом, марксова концепция классов неотделима от его концепции классового господства и классовой борьбы.
Маркс исходит из дихотомического деления общества на классы (есть 2 формы):
- сквозное противостояние, характерное для всех “антагонистических” формаций, где на одном полюсе располагаются, господствующие, эксплуатирующие классы, извлекающие пользу из другого класса, а на другом - производительные, подчиненные.
- в каждой формаций есть специфические пары классов, выражающие определенный способ производства. Каждый класс предполагает своего антипода, с которым он находится в противоборстве: явно или скрыто; осознанно или неосознанно; реально или потенциально; в прошлом, настоящем или будущем.
Борьба между классами – это выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. В определенный исторический период один класс (“реакционный”) воплощает отжившие производственные отношения, другой (“прогрессивный”) – нарождающиеся производственные отношения, соответствующие развивающимся производительным силам. Один и тот же класс на разных фазах развития общественной формации бывает прогрессивным и реакционным. Так, буржуазия, которая на ранней стадии капиталистической формации была прогрессивным классом, на завершающей стадии становится реакционным классом.
Примеры: “Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.” (1850) и “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” (1852).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант