Юридический портал. Льготный консультант

Предписание трудовой инспекции

В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований в сфере труда инспектор труда одновременно с актом проверки выдает работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений (абзац шестой ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ), а также принимает меры по контролю за устранением работодателем выявленных нарушений (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 86 Регламента N 354н).

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку. А в случае неявки руководителя (его полномочному представителю) или отказа дать расписку предписание направляется работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, хранящемуся в деле (п. 87 Регламента N 354н).

Внимание

Государственный инспектор труда не вправе выдавать предписание по вопросам, принятых к рассмотрению судом или по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Поэтому если работодателю известно, что работник обратился в суд, то ему следует незамедлительно уведомить об этом инспектора, проводящего проверку и представить соответствующие документы (копии искового заявления и определения о принятии его к производству либо копию решения суда).

В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных актов, требования которых нарушены. Срок устранения нарушений устанавливается инспектором отдельно по каждому пункту предписания и определяется исходя из характера нарушения, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 87 Регламента N 354н).

Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки. В случае, когда выполнить предписание (или его отдельные требования) в указанный инспектором срок не представляется возможным, то до окончания этого срока работодателю следует в письменной форме обратиться к инспектору, вынесшему предписание, с просьбой о его продлении. О решении инспектора труда продлить (или не продлить) срок выполнения предписания работодатель также должен быть проинформирован в письменной форме (п. 88 Регламента N 354н).


В предписании также указывается требование к определенному сроку сообщить в государственную инспекцию труда о выполнении выданного предписания. Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя отчитываться об исполнении предписания. Однако отсутствие у инспектора труда соответствующих сведений является основанием для проведения трудовой инспекцией дополнительной внеплановой проверки по контролю за исполнением ранее выданного предписания (п. 1 ч. 2 , ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 89 Регламента N 354н). Поэтому во избежание возникновения оснований для очередной проверки работодателю следует составить отчет в свободной форме и предоставить его в государственную инспекцию труда по адресу, указанному в предписании, лично либо посредством почтовой связи. К отчету следует приложить документы, подтверждающие исполнение предписания. Когда работодатель направляет отчет о выполнении предписания посредством почтовой связи, то необходимо учитывать, что он должен быть получен трудовым инспектором до окончания указанного в нем срока его исполнения.

В случае установления факта невыполнения предписания государственного инспектора труда в установленный срок или ненадлежащее его выполнение, в том числе по результатам проведения внеплановой проверки по контролю за исполнением выданного предписания, в отношении работодателя составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, и направляется в суд для принятия решения о назначении административного наказания (

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

Как было?

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие - по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • является документом властно-распорядительного характера;
  • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке .

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны.

Здравствуйте! Сегодня мы обсудим, что представляет собой проверка трудовой инспекцией, какие она выявляет нарушения, и что грозит нарушившему закон работодателю. Проверка от налоговой инспекции вторая по популярности после проверки налоговой.

Если у вас есть хотя бы один наемный сотрудник - будьте готовы , что вас будут проверять на предмет соблюдения трудового законодательства и норм охраны труда. Но, как говорится, предупрежден, значит вооружен. Нежелательных последствий можно избежать, если знать, когда, как будут проверять, и как можно подготовиться.

Порядок проведения проверки трудовой инспекцией

Весь процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Оповещение . О плановой выездной или документарной проверке инспекция уведомляет работодателя не позже чем за трое суток, посредством отправления ему под роспись копии распоряжения о проведении проверки. Со своей стороны проверяемый вправе запросить полную информацию об органах и их служащих, которые будут осуществлять проверку, и регламент с подробным порядком контрольных мероприятий. Даже о внеплановой проверке предпринимателя обязательно должны предупредить письмом за сутки до ее начала.
  2. Проверка документов, выездная проверка трудовой инспекцией . Обычно проверка начинается с запроса копий интересующих инспекцию документов, но бывает, что первой осуществляется проверка выездная. Начинать работу инспектор должен с предъявления индивидуального удостоверения и приказа о проверке, которое вы получали ранее в качестве уведомления. Законной будет только та инспекция, которую проводит лицо, указанное в распоряжении на проведение проверки.

Максимальная длительность проверки:

  1. По итогам инспекции составляется два экземпляра акта . В редких случаях акт составляется сразу у работодателя, чаще всего для оформления документов проверяемого вызывают в инспекцию.
  2. Если инспектор обнаружит нарушения (как не печально, но происходит это в большинстве случаев), то он выдаст предписание, содержащее:
  • Описание нарушения и дата его совершения;
  • Ссылка на соответствующий закон;
  • Сроки на устранение нарушений. Если повторная проверка покажет, что нарушения так и не были устранены, предприятию грозит административная ответственность.

Согласно закону, результаты проверки можно обжаловать.

Границы дозволенного

На что же инспекторы труда имеют право, а какие действия выходят за рамки их должностных инструкций?

Подробно полномочия указаны в постановлении Правительства №875, но вот основные из них:

  1. Осуществлять проверку работодателя в любое время суток. Однако обязательным условием является наличие удостоверения и приказа;
  2. Получать бумаги и данные для проверки, причем как от самих работодателей, так и от органов федеральной или территориальной власти;
  3. Брать для анализа пробы веществ. Только если будет составлен соответствующий акт;
  4. Осуществлять расследование несчастных случаев, причиной которых могло послужить нарушение норм охраны труда;
  5. Предъявлять предписания к устранению нарушений. Даже об отстранении от работы определенных лиц. Работодатель не вправе отказываться в их исполнении;
  6. В крайних случаях направлять в суд требование о прекращении деятельности компании;
  7. Участвовать в судебном процессе в роли эксперта.

Обращаем ваше внимание на то, что в 2019 году проверки будут проходить в новом формате, который был установлен постановлением Правительства №1080 от 08.09.2017г. Полномочия и порядок действий инспекторов остались прежними. Изменения коснулись результатов проверки. Теперь они будут вноситься в проверочные листы, которые сгруппированы по темам. Один лист – одна тема.

Взять, к примеру, трудовой договор. Инспектор вправе поинтересоваться у работника, заключал ли он с компанией трудовой договор. Если выяснится, что нет, и это будет подтверждено ходом проверки – договор не предъявлен руководством компании по запросу, в проверочный лист вносится нарушение. Все выявленные нарушения должны быть подтверждены документально, чтобы потом не возникало споров – несогласий с результатами проверки.

По сути, проверочные листы представляют собой некий опросник – руководство, согласно которому инспектор задает вопросы в рамках определенной темы чек-листа, а получая ответы, требует подтвердить их документально. Всего утверждено 132 чек-листа, но это вовсе не означает, что они будут все заполнены. В каждом конкретном случае инспектор, исходя из деятельности компании, решает самостоятельно, какие применять листы, а какие нет. Что примечательно, он не вправе проверять больше, чем указано в чек-листах.

Инспекторы не могут:

  1. Запрашивать информацию, образцы, не имеющих отношение к объекту проверки;
  2. Изымать оригиналы каких-либо документов.

Основания для проверки трудовой инспекцией

Проверки трудовой инспекцией, как и большинство других проверок, могут быть плановыми или внеплановыми.

Под плановую проверку трудовой инспекцией может попасть любая организация, для внеплановой нужны более веские основания.

Итак, поводом для проведения инспекции могу стать:

  1. Плановая проверка может иметь в основе один из поводов:
  • Работодатель зарегистрировался или начал вести предпринимательскую деятельность 3 года назад;
  • 3 года назад закончилась предыдущая проверка.

Согласно действующему на территории России мораторию на проверки малого бизнеса, до конца 2018 года попадающие под действие закона предприятия были освобождены от плановых проверок трудовой инспекцией. В настоящее время Минэкономразвитие и Генеральная прокуратора, по поручению Правительства, разрабатывают поправки в законодательство, предусматривающие продление данного моратория на срок до 2022 года.

График проверок на 2019 год уже представлен на сайте генпрокуратуры.

  1. Толчком для внеплановой проверки (ограничения по частоте таких проверок законом не предусмотрено) может стать:
  • Окончание срока исполнения предписания с прошлой проверки;
  • Выход приказа на основании поручения прокуратуры;
  • Задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
  • Начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимума;
  • Нарушение Трудового Кодекса РФ, вызвавшее угрозу здоровью сотрудников;
  • Поступление жалоб от сотрудников о нарушении их прав, указанных в ТК РФ или запроса на проверку условий труда (инспекция не рассматривает анонимные обращения, но действовать она должна конфиденциально, не афишируя, по чьей жалобе проверка организована).

Что проверяет трудовая инспекция

Под проверку попадает соблюдение на предприятии любых норм трудового законодательства.

Инспектор труда вправе затребовать (и вы будете обязаны предоставить) следующие документы:

  1. Трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  2. Трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  3. Рабочий график и табель учета отработанных часов;
  4. Больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  5. График отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  6. Расчетные листы;
  7. Бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  8. Устав компании и правила внутреннего распорядка;
  9. Оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  10. Положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  11. Доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

Точный список документов для проверки трудовой инспекцией зависит от основания ее проведения.

Как подготовиться к проверке трудовой инспекции

Самым частым нарушением, влекущим за собой штраф работодателю, является отсутствие всех необходимых документов.

Локальные акты обязательны для каждой, даже самой маленькой организации с наемными сотрудниками. Например, это свод правил внутреннего распорядка, положение о персональных данных работников.

Также обязательно выдавать расчетный листок (не является исключением оплата через безналичный расчет) - они не обязательно должны выдаваться под роспись, но сотрудники должны знать о своем праве – знать произведенный расчет за месяц. При желании у работодателя есть способ застраховать себя ведением журнала выдачи расчетных листков.

У работодателя в сейфе должны храниться трудовые книжки на всех сотрудников.

Зачастую работодатели допускают неточности в оформлении базовых документов. Например:

  • В не прописана ставка оплаты труда;
  • На экземпляре трудового договора (любого другого документа), принадлежащего работодателю, не поставлена подпись работника;
  • График отпусков подписан позже, чем за 14 дней до начала календарного года.

Помимо документов стоит позаботиться и о соблюдении всех норм трудового права. Очень важны своевременные аттестации и безопасность сотрудников на их рабочем месте. Необходимы ли специальная одежда для работников или аксессуары, защитные маски или перчатки, и многое другое зависит от типа осуществляемых ими работ.

Прочие распространенные ошибки:

  • Ежегодный отпуск разделен на мелкие части, и ни одна из них не достигает 14 дней;
  • Заработная плата ниже МРОТ;
  • Размер заработной платы указан не в российских рублях;
  • Заработная плата выдается реже одного раза в 15 дней, при этом нет письменного согласия сотрудника на подобный график выплат;
  • Наем иностранных граждан по срочному договору до окончания срока действия разрешения на работу. Чтобы избежать административной ответственности с иностранными гражданами лучше заключать стандартные бессрочные договоры.

Штрафы от трудовой инспекции

Если инспектор труда выявил нарушения, то прежде всего работодателю будет предъявлено предписание. Неустранение всех пунктов предписания может грозить приостановлением деятельности или штрафом.

В зависимости от нарушения, штраф может быть предъявлен самой компании, ее руководителю, индивидуальному предпринимателю, или ответственным лицам (это могут быть начальник кадрового отдела или главный бухгалтер), если это предусмотрено правилами компании.

Наиболее распространенные штрафы, вынесенные трудовой инспекцией в 2018 году:

Нарушение

Штраф для должностного лица Штраф для ИП

Штраф для юридического лица

Нарушение трудового законодательства

1 000 — 5 000 рублей

30 000 — 50 000 рублей

Повторное нарушение трудового законодательства 10 000 — 20 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не имеющего на это право (например, без санкнижки), при этом сотрудник это отрицает.

10 000 — 20 000 рублей для работодателя и 3 000 — 5 000 для сотрудника

Уклонение от заключения с работником трудового договора или его неверное оформление

10 000 — 20 000 рублей 5 000 — 10 000 рублей

50 000 — 100 000 рублей

Повторное уклонение от заключения трудового договора, заведомо неверное его оформление или повторный допуск к работе не имеющего на это права сотрудника

Дисквалификация на срок до трех лет 30 000 — 40 000 рублей

100 000 — 200 000 рублей

Нарушение требований охраны труда

2 000 — 5 000 рублей

50 000 — 80 000 рублей

Повторное нарушение охраны труда

30 000 — 40 000 рублей или дисквалификация до трех лет

100 000 — 200 000 рублей или прекращение деятельности на срок до трех месяцев

Нарушение требований проведения специальной проверки

5 000 — 10 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Допуск к работе сотрудника, не прошедшего инструктаж по охране труда

15 000 — 25 000 рублей

60 000 — 80 000 рублей

Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты (когда таковые требуются)

25 000 — 30 000 рублей 130 000 — 150 000 рублей

Административное расследование трудовой инспекцией

Трудовая инспекция навещает предприятие с проверкой, чтобы контролировать соблюдение закона, но если инспектор проводит работу по установлению и фиксированию факта нарушений со стороны работодателя и привлечению нарушителя к ответственности согласно Кодексу РФ об административных нарушениях, то речь идет уже об административном расследовании.

Решение о начале расследования принимается самим сотрудником Роструда или сотрудником государственной инспекции труда.

Инициируется расследование в следующих случаях:

  1. В качестве итога проверки, выявившей нарушения. Но прежде чем приступать к расследованию, инспектор обязан получить объяснения подозреваемого в нарушении, показания свидетелей и потерпевших (если таковые имеются), затем официально запросить информацию для разрешения дела;
  2. В результате поступления жалобы на работодателя или сообщения, содержащего достаточно данных для подозрения работодателя в административном нарушении.

Документ о возбуждении расследования называется определение. В течение суток после его составления копия документа под расписку предоставляется работодателю и потерпевшему.

Текст определения содержит:

  1. Дата и место его составления;
  2. Ф.И.О., должность составителя;
  3. Повод возбуждения административного дела;
  4. Показания свидетелей и прочие возможные доказательства правонарушения;
  5. Соответствующая статья Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  6. Запись о разъяснении участникам расследования их прав и обязанностей.

Длится расследование не более месяца с даты возбуждения дела, вести его может как инспектор, проводивший ранее проверку, так и другой государственный инспектор труда.

Дальнейшее развитие событий зависит от итогов расследования.

Если нарушение не подтвердилось - инспектор выносит постановление о прекращении дела.

Если факт нарушения был доказан - инспектор формирует протокол об административном правонарушении. В течение 15 дней дело будет рассмотрено государственной инспекцией труда, в редких случаях (как правило, если нарушение было повторным) инспектор передает дело в суд.

Завершением расследования будет вынесение инспекцией или судом постановления о назначении административного наказания или о прекращении дела.

Инспекцией по труду вынесено предписание от 25.05.2016 устранить допущенные нарушения в срок до, например, 01.07.2016. А 31.05.2016 по тем же нарушениям составлен административный протокол об админ. правонарушении, предусмотренном ст.5.27 КоАП РФ. В протоколе указано, что основанием для его составления послужило в том числе и это предписание. Правомерно ли за аналогичные нарушения помимо предписания устранить нарушения привлекать к адм. ответственности за при условии, что еще не истек установленный для устранения таких нарушений срок? Если нарушения устранены после вынесения предписания, будет ли юр. лицо привлечено к адм. ответственности? Возможно ли по данной статье ограничиться предупреждением?

Ответ:

  1. Предписание об устранении нарушений обязательных требований не является административным наказанием. Соответственно, к описанной в вопросе ситуации нельзя применить запрет, в соответствии с которым никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
    В случае если при проведении проверки были выявлены нарушения обязательных требований в сфере труда, государственный инспектор труда обязан предъявить работодателю предписание об устранении этих нарушений. Кроме того, при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, он обязан составить протокол об административном правонарушении.
  2. Действующий КоАП РФ не допускает возможности назначения не предусмотренного санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ административного наказания. Соответственно, не допускается замена административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 5.27 КоАП РФ, на предупреждение.
  3. Выполнение в установленный срок законного предписания инспектора позволит не смягчить наказание, назначенное по результатам плановой проверки, а избежать привлечения к административной ответственности по статье 19.5 (часть 23) КоАП РФ.

Обоснование:

1. В соответствии с пунктом 7 "Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предписание - это документ, содержащий обязательные для исполнения требования (в указанный в самом предписании срок) об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Предписание само по себе не является административным наказанием (исчерпывающий перечень видов административных наказаний установлен частью 1 статьи 3.2 КоАП РФ).

Следовательно, к описанной в вопросе ситуации нельзя применить запрет, установленный частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ, в силу которого никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Таким образом, если при проведении проверки были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектор обязан предъявить работодателю предписание об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, а при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, - составить протокол об административном правонарушении (т.е. возбудить дело об административном правонарушении).

В соответствии со статьей 16 (часть 3) Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 60 "Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Административный регламент), утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.

2. В соответствии с пунктом 60 Административного регламента при наличии оснований для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, виновных в выявленных в ходе проверки нарушениях обязательных требований, протоколы об административных правонарушениях прилагаются к актам проверок только в тех случаях, когда в соответствии с требованиями КоАП РФ дело об административном правонарушении могло быть рассмотрено в установленные для проведения проверки сроки.

В случаях когда дело об административном правонарушении не могло быть рассмотрено в установленные для проведения проверки сроки, дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по завершении проведения проверки и подписания акта проверки.

Таким образом, в описанном в вопросе случае дело об административном правонарушении было рассмотрено по завершении проведения проверки и подписания акта проверки, что соответствует правилу пункта 60 Административного регламента.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год.

3. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, суд может, с учетом обстоятельства, указанных в частях 2 и 3 статьи 4.1 либо части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, вынести решение об изменении постановления в части меры ответственности, назначив штраф в меньшем размере либо заменив штраф на альтернативное наказание в виде предупреждения в соответствии с санкцией указанной статьи КоАП РФ.

4. За невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, статьей 19.5 (часть 23) КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц - в виде административного штрафа или дисквалификации, юридических лиц - в виде административного штрафа.

Соответственно, выполнение в установленный срок законного предписания государственного инспектора труда позволит не смягчить наказание, назначенное по результатам плановой проверки, а избежать привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 19.5 (часть 23) КоАП РФ.

Груша Г.А.,

эксперт Линии профессиональной поддержки

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс : Помощник юриста » в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Любой работодатель должен быть готов к визиту инспекторов Роструда. Даже если вы:

  • не штрафовали сотрудников за нарушение правил, с которыми предварительно не ознакомили;
  • не увольняли беременных женщин;
  • достоверно указали в трудовом договоре размер оклада и поощрительных выплат;
  • вовремя выдавали зарплату и предоставляли всем сотрудникам отпуска;
  • выплачивали отпускные, командировочные и оплачивали больничные листы;
  • заблаговременно уведомляли сотрудников о грядущем увольнении, а в последний рабочий день выдали трудовые книжки, - не считайте себя застрахованным от проверки Государственной инспекцией труда

Раз в три года к вам может явиться плановая проверка. А если сотрудник написал жалобу, жди проверки внеплановой.

Внеплановая выездная проверка последует в течение суток, если имеет место причинение вреда:

Либо - чрезвычайная ситуация. В таких случаях в течение 24 часов будет извещена и прокуратура.

Жалоба сотрудника: решаем миром

Жалобу от сотрудника (или коллектива) государственный инспектор обязан рассмотреть в течение 30 дней. До проверки он может (но не обязан!) предложить сторонам мировое соглашение.

Если решить дело миром не удалось, ждите проверку!

Жалоба сотрудника: автор неизвестен

Руководитель может не знать, кто именно из работников написал жалобу. Этого не скажет и пришедший инспектор: согласно ст. 358 Трудового Кодекса (ТК), он не имеет права сообщать, от кого поступила жалоба.

Однако, если сам сотрудник не против «раскрыть себя» (и письменно подтвердил это), инспектор вправе назвать его.

А вот анонимные жалобы инспекция не рассматривает.

Готовимся к проверке

Поэтому руководителю нужно быть уверенным, что все кадровые документы оформлены правильно. А именно:

  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Штатное расписание;
  • Книга учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них;
  • Положение о персональных данных работников;
  • Инструкции по охране труда по профессиям;
  • Журнал инструктажа;
  • График отпусков;
  • Трудовой договор, подписанный обеими сторонами. В нём должны быть прописаны все обязательные условия, указан размер заработной платы. Этот размер должен соответствовать тому, что написано в ведомости о выдаче зарплаты. У работника должен быть свой экземпляр договора;
  • Приказ о приёме на работу;
  • Личная карточка работника;
  • Трудовая книжка;
  • Приказ о предоставлении отпуска работнику;
  • Табель учёта рабочего времени и оплаты труда.

Если обязанности сотрудников не урегулированы в трудовых договорах, потребуются также должностные инструкции и положение об оплате труда сотрудников.

В случаях материальной ответственности сотрудников потребуются договоры о материальной ответственности. Если работа идёт по сменам, потребуется график сменности. Если в трудовом договоре указано, что работник должен хранить коммерческую тайну, - потребуется положение о коммерческой тайне.

Что позволено инспектору

Представители ГИТ имеют право:

  • в любое время суток при наличии удостоверений посещать работодателей для проверки;
  • запрашивать документы, объяснения, информацию;
  • изымать образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ,
  • расследовать несчастные случаи;
  • предъявлять предписания об устранении нарушений, восстановлении прав работников, привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранению от должности;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

Когда пришёл инспектор

И вот у входа в организацию стоит человек и предъявляет удостоверение инспектора ГИТ. Вы обязаны его впустить. Что дальше?

Позвоните в ГИТ

Чтобы удостоверится, что это именно чиновник указанной организации, позвоните в ГИТ сами и спросите, действительно ли в вашей фирме назначена проверка.
Телефоны территориальных отделов вы найдете на сайте Роструда .

Спросите документы

Инспекторы ГИТ могут явиться и в компании коллег из налоговой или фонда социального страхования, если причина проверки - информация ФНС или внебюджетных фондов. У всех должны быть удостоверения.

Проверяющие ГИТ обязаны иметь, кроме удостоверений, распоряжение о проведении проверки. Распоряжение подписывает руководитель региональной инспекции труда или его заместитель. Там должны быть указаны фамилии всех проверяющих, причина, сроки и предмет внеплановой проверки (ст.8 Закона № 134-ФЗ).

Отсутствие любого из этих пунктов позволяет на законных основаниях не допустить пришедших на территорию организации.

Если, однако, у инспекторов есть все необходимые документы, а их не впустили, они вернутся уже с представителями правоохранительных органов. Тогда работника, который не пускал комиссию, могут оштрафовать.

Покажите отчётность

Проверка первым делом будет смотреть, как и где хранятся трудовые книжки, ведётся ли их учёт. Записи в книжках сверят с приказами о приеме на работу или о назначении на новую должность. Очень вероятно, захотят ознакомиться с бухгалтерскими документами: с платежной ведомостью, например.

Убедитесь, что всё верно описано

После проверки инспектор обязан составить акт.

Если отмечены нарушения, кроме акта составляется предписание об устранении таковых.

Если инспектор квалифицирует нарушения как подпадающие под административную ответственность, составляется ещё протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Ответственность руководителя: штрафы

Если у вас всё же нашли нарушения и оштрафовали, на оплату отводится 60 дней с момента вступления постановления в законную силу.

Можно подавать в ГИТ ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки. Об уплате штрафа следует отчитаться в ГИТ.

В рамках одной проверки могут назначить несколько наказаний за разные нарушения трудового законодательства. Например, за ненадлежащее оформление трудового договора грозит штраф 30 000 рублей, за нарушение порядка направления работников в отпуск — 30 000 рублей, за нарушение порядка привлечения работника к материальной ответственности — ещё 30 000 рублей.

За неисполнение постановления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в двукратном размере неуплаченного штрафа, административного ареста до 15 суток, обязательными работами до 50 суток.

Если руководство фирмы устранило допущенные ошибки, ГИТ прекратит производство по делу.

Подпишитесь на блог и получите скидку
на ближайшее мероприятие!

Получить скидку

Оспариваем решение ГИТ

В соответствии со ст. 361 ТК РФ, предписание трудовой инспекции можно обжаловать. Первоначально - у руководителя того инспектора самой ГИТ, который был с проверкой.

Вышестоящий чиновник ГИТ обязан принять ваше обращение в течение:

  • 15 дней после проверки, если составлено только предписание об устранении нарушений;
  • 10 дней после проверки, если составлено постановление об административном правонарушении.

К обращению можно приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Решение инспекции можно оспорить и в суде. По практике, лучше сразу обращаться в обе инстанции, так как факт подачи жалобы в ГИТ не прерывает и не останавливает течение срока обращения в суд, и этот срок легко пропустить.

Суд рассматривает жалобу два месяца со дня поступления.

Учитывайте, что трудовые отношения не относятся к предпринимательской деятельности, поэтому дела по ним подсудны суду общей юрисдикции (Определение Конституционного Суда от 11.07.2006 № 262-О).

Подведём итоги

  • Написать жалобу на работодателя может любой сотрудник.
  • Если достичь договорённости с ним не удалось, стоит ждать проверки ГИТ.
  • Государственные инспекторы будут смотреть документы, рабочие места, могут опрашивать коллектив.
  • После проверки, независимо от её результатов, они обязаны составить акт.
  • Если есть нарушения, будет составлено ещё предписание, а в случае административной ответственности - постановление и протокол.
  • Обжаловать выводы проверяющих можно у их начальства и в суде общей юрисдикции.

Ведите грамотный кадровый учёт, соблюдайте нормы охраны труда и берегите сотрудников!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант