Юридический портал. Льготный консультант

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 1

Регулирование иммиграции

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву - и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии - Министерство труда, а в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

1) работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

2) специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

3) представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

4) специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

5) крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие.

Профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране - экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3 - 5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы - инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

Ограничение личного характера. Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20 - 40 лет. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках-нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20 - 45 лет. Чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигранта, которая иначе называется "социальная чистота", что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест.

Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, и только после этого они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, в рамках географических квот правительства проводят лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона. В США, например, географическая структура иммиграции устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на не дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее.

Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.

Стимулирование реэмиграции

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. Но приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить уже существующую работу в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться трудоустроиться у себя на родине.

Программы экономической помощи странам с массовой эмиграцией. Развитые страны заключают соглашения со странами - экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с Турцией. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей. Главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению "узких мест" и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце 80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих, в Бельгии - 50% шахтеров и т.д.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, угольной промышленности, сферы услуг.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом - иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов, занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ, имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате "бегства умов" Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд долл.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд "Экономические последствия иммиграции", оценивает безусловно позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации или бывших членов президентского Совета экономических советников.

Е.Глинкин

Менеджер

компании "Астур XXI"

Подписано в печать

    Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.

    Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов. К положительным последствиям можно отнести следующие:

    Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

    Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

    Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

    Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

    Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции. На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих. Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок. Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений. Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз). Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов). Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны. В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:

    Работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу.

    Специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.

    Представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения).

    Специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).

    Руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции. В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме. Количество нелегальных иммигрантов пополняется не только за счет людей, нелегально въехавших в страну. Серьезной проблемой для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране. В ряде западноевропейских стран принимались программы, направленные на стимулирование репатриации. Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев. Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране. Кроме программ, стимулирующих репатриацию путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы в декабре 1975 года ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. ФРГ в начале 70-х годов объявила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Турции, Югославии, Греции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации. Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых европейских странах плата за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую. Наряду с "мягкими" методами регулирования нелегальной иммиграции (выплата премий за возвращение на родину и т.п.), правительства стран-реципиентов используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки их из страны. В целом можно сказать, что процесс репатриации иностранных рабочих из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принимаемые меры экономического и внеэкономического характера. Увеличение репатриации стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни и труда между странами-реципиентами и странами-донорами, улучшения социально-экономических условий в странах эмиграции.

47. Положительные последствия: Переводы, которые эмигранты направляют из-за рубежа. Приток денежной массы для страны эмигрантов. Налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом. Инвестиции эмигрантов в экономику своей страны (многие эмигранты, хорошо устроившиеся за рубежом инвестируют свои средства в деятельность своего государства) Сокращение социальных расходов после отъезда эмигрантов (после эмиграции граждан в другие страны, исчезает необходимость их социального обеспечения: обучение, медицинские услуги, безопасность и т.д) Смягчение проблемы безработицы (отток граждан за границу снижает напряженность безработицы в стране, сокращая предложение труда) Отрицательные последствия: Утечка мозгов (отток высококвалифицированных кадров за границу, нехватка умных, необходимых стране кадров) Сокращение количества рабочих мест, безработица среди местного населения (Иммигранты предлагают более дешевый труд, чем местное население и производителей это устраивает, растет рост безработицы среди местного населения, т.к. вакансии занимают иммигранты) Нелегальная миграция (социальная напряженность, снижается уровень безопасности, растет безработица) Социальная напряженность в стране Потери при переводах в другие страны (чем больше эмигрантов в стране, тем больше отток денежных средств в другие страны). Внешняя трудовая миграция представляет собой отток рабочей силы из менее развитых стран в экономически более благополучные с последующим возвращением мигрантов на родину. Такая миграция, несомненно, выгодна обеим сторонам, но она же открывает ряд социально-экономических проблем. К ним относится «утечка мозгов», трата заработанных денежных средств на территории другого государства.

Также существует проблема, при которой работник за рубежом работает не по своей специальности, полученной на родине, а выполняет неквалифицированную работу, так как не может в полной мере реализовать свои возможности в чужой стране в силу объективных причин. Получают своего рода выгоду страны, в которые приезжают эти работники: появляется дешевая рабочая сила, так как многие приезжие по причине тяжелого материального положения устраиваются на работу, которая считается низкооплачиваемой для развитых стран. Других возможностей у них просто нет, и они вынуждены работать в тяжелых условиях за небольшие деньги. Рабочая неделя у таких людей зачастую длиннее, а заработная плата – ниже. Особо остро в некоторых странах стоит проблема нелегальной миграции. Но есть и положительные последствия трудовой миграции. Для стран, из которых происходит отток населения, выгода в том, что по возвращении эти люди привозят свои сбережения, которые они могут вложить в собственное дело. Иммигранты способствуют нормальной работе некоторых трудоемких отраслей, которые пользуются маленьким спросом со стороны населения. Сейчас в некоторых странах доля иностранных рабочих, занятых в определенной области, настолько высока (более 30 %), что они уже просто не могут отказаться от их услуг и требуется все большее количество иммигрантов для нормального бесперебойного функционирования. Другая выгода для стран, принимающих мигрантов, в том, что за счет квалифицированных кадров из-за рубежа экономятся средства на обучение собственных специалистов в своей стране. К тому же, как правило, такие работники уже имеют опыт работы и зарекомендовали себя с лучшей стороны на прежнем рабочем месте. Страны – экспортеры трудовых ресурсов получают выгоду, которая выражается в сокращении безработицы в этой стране.

Многочисленные исследования, проведенные в этой области, показывают, что отток части трудовых ресурсов положительно сказывается на рынках труда, увеличивается средний уровень размера доходов беднейших слоев населения. Эмигранты за рубежом приобретают новые знания и опыт в различных сферах, которые они могут применить и в своей стране. Они осваивают новые технологии, приобщаются к новым стандартам организации производства. По возвращении к себе на родину они могут совершенствовать процесс производства и социально-экономическое развитие в целом. Не последнюю роль играют денежные переводы рабочих-мигрантов. Они посылают часть своих заработанных денег своей семье, родственникам, близким людям, которые их тратят, естественно, уже на территории своей страны. Такие переводы имеют большое значение для экономик беднейших государств и способствуют улучшению финансовой ситуации. Раньше трудовая миграция оценивалась негативно. Сейчас тоже существует это мнение, хотя по большей части так рассуждают неспециалисты. Конечно, такая ситуация может произойти при массовой миграции лучших рабочих. Но согласно исследованиям такая трудовая миграция во многих случаях касается рабочих неквалифицированного или малоквалифицированного труда. При оттоке же квалифицированных кадров тоже можно найти положительные стороны: у образованной молодежи повышается шанс найти достойную работу в своей стране. В любом случае государство должно регулировать миграционные процессы и политика, проводимая в этой области, должна способствовать стабилизации ситуации на трудовых рынках страны.

48. Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий: - работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие); - рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин); - специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей); - крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места. Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики. Основными инструментами миграционной политики являются. - качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет; - возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране; - ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления; - временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране.

Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты; - количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране; - финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег; - национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы; - система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы); - программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине. Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д. Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются: - реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения; - гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом; - обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов. Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи. Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом. Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций: - Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда; - Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев; - Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения; - Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих

К традиционным центрам относят:

1. Страны Западной Европы. Здесь насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Странами, принимающи­ми основную часть иммигрантов, являются Германия (4,63 млн иностранцев), Франция (4 млн), Великобри­тания, Швейцария, Бельгия (I млн), Швеция (1 млн), Нидерланды. В этих странах, активно использующих ино­странных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Например, во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строи­тельстве; 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии - 1/2 горняков и т. д. Среди стран-экспортеров рабочей силы в данный регион следует выделить страны так называе­мой европейской периферии (Турция, Италия и др.), страны Восточной Европы, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Характерной особенностью международного миграционного процесса в данном ре­гионе является существование Единого рынка труда, который был образован как одна из стадий интеграции ЕС, поэтому в Западной Европе высока доля мигрантов (примерно 40%) из стран-членов ЕС.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже "сориентированы" на использование пришлой рабочей силы.

В связи с проходящим процессом объединения Европы во вто­рой половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создаст рабо­чие места, но не вызовет иммиграции по образу и подобию 60-хгодов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Ве­ликобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.

В Великобритании и Германии будет создано 40% от всех но­вых рабочих мест, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, на транспорте, в строительстве. Возникает вопрос: если дополнительные рабочие места появятся в Северной Европе, в которой не предвидится рост населения, и в то же время миграция внутри ЕС существенно не возрастет,токаким образом будут заполнены вновь созданные места? По еди­нодушному мнению большинства европейских экспертов, эти стра­ны предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии, ак­тивнее использовать труд женщин и т.п.

2. США. Ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс. человек. Сегодня иност­ранцы, которые мигрируют в США из различных стран мирового хозяйства, но, в большей степени, из Мекси­ки, составляют 5% рабочей силы страны.


Послевоенная иммиграция в США состояла из двух этапов: первый этап включал мощную европейскую иммиграцию в конце 40- 50-х годах, до середины 60-х годов в США въехало около 711 млн. человек из Западной Европы. Второй этап начался в 1965 г., с принятия закона, создавшего условия особо благоприятные для выходцев из Азии и Латинской Америки. Очевидно, 1993 г. стал началом третьего этапа, когда появились преимущества у имми­грантов из европейских стран, особенно из Ирландии, Велико­британии (Северная Ирландия), Италии, Польши, а также из Ар­гентины. Подобная переориентация объясняется тем, что к нача­лу следующего десятилетия США могут стать страной, где белые будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости цветного населения. По прогнозам института Хадсона, с 1985 по 2000 доля белого населения в занятости уменьшится с 83 до 57%, цветного, напротив, возрастет с 10 до 20%. Ожидается, что доля иммигрантов должна увеличиться с 7 до 22%.

3. Австралия. В стране используется около 200 тыс. иност­ранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Цент­ральной Европы. С 1982 г. Австралия проводит миграци­онную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие ин­вестиции в экономику страны, например, в начале 90-х годов в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд долл.; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы.

С конца 60-х - начала 70-х годовXX в. стали появлять­ся новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы . В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономи­ческого роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиаловТНК, а, соответственно отме­чается высокая потребность в дополнительных трудовых ре­сурсах. К ним относят:

1. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являлись: Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Южная Ко­рея, Тайвань. Основными поставщиками рабочей силы выступают Китай, Вьетнам, Лаос и другие соседние го­сударства.

2. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Этот ры­нок рабочей силы сформировался в 70-е годы. Сюда к началу 90-х годов оказалось стянуто более 4,5 млн ино­странных рабочих, в то время как численность местных рабочих - 2 млн человек. Значителен удельный вес ино­странной рабочей силы в общей численности рабочих региона, например, в ОАЭ он составляет около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%. Главным экспор­тером рабочей силы на Ближнем Востоке является Еги­пет. В середине 90-х годов доходы по трудовым перево­дам эмигрантов составили здесь 3,2 млрд долл. Также высока доля мигрантов из других близлежащих арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания и др.), из Восточ­ной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Филип­пины и др.).

3. Страны Латинской Америки. Здесь общее число мигран­тов составляет 3 млн человек. Наиболее распространен­ной формой является сельская сезонная миграция, а так­же кратковременная - на работу в машиносборочных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «ФИАТ». Крупные производства в данном регионе имеет и шведская ком­пания «Нестле». Уже семь стран Латинской Америки заинтересовались иммигрантами из бывшегоСССР и Во­сточной Европы. Аргентина, Боливия, Бразилия, Вене­суэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные про­граммы по привлечению восточноевропейцев. Среди специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров, - нефтяники, инженеры-химики, фермеры.

4. Страны Африки. Этому региону характерна внутренняя миграция, составившая в начале 90-х годов 2 млн чело­век. Основными принимающими странами здесь высту­пают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сложных отраслях, как алмазодобыча, золотодобыча, добыча урана.

5. Россия. В настоящее время РФ, которая переживает де­мографический кризис, связанный со снижением рож­даемости и увеличением смертности, вынуждена проти­востоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличение притока иммигрантов в страну. Со­гласно статистическим данным Министерства внутрен­них дел и Федеральной Миграционной Службы РФ в конце 1996 г. в РФ насчитывалось 1 200 тыс. иммигран­тов из стран ближнего зарубежья и около 530 тыс. иност­ранных граждан; особую, весьма проблематичную, ка­тегорию иммигрантов в РФ представляют беженцы и вынужденные переселенцы, количество которых на нача­ло 1995 г. достигло 702,5 тыс. человек. Количество эмигран­тов по официальным данным составило в 1995 г. 340 тыс. человек. В перспективе Россия могла бы экспортировать за рубеж 1-1,5 млн человек, получая ежегодно 10-20 млрд долл.

Большое влияние на численность и состав населения стран, их рабочую силу оказывают внешние миграции, т.е. эмиграции и иммиграции, или соответственно выезд трудоспособного населения из данной страны и въезд в нее. Внешние миграции играли и играют многостороннюю роль в развитии человечества, выступая формой приспособления человека к меняющимся условиям его существования. В результате международной миграции за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Принципиальное ее отличие от других факторов производства заключается в том, что она сама является фактором производства других факторов, создателем прибавочной стоимости.

Выделяются следующие виды международной миграции: безвозвратная, временно- постоянная (от года до шести лет), сезонная, маятниковая (ежедневный, еженедельный переезд для работы в соседнюю страну).

Международную миграцию вызывают причины экономического и политического, военного порядка. Первые носят более или менее постоянный характер, вторые связаны с переломными политическими событиями в отдельных странах, а также с войнами, которые порождают вынужденных мигрантов - беженцев, перемещенных лиц.

Вынужденная миграция. Хотя вынужденные миграции населения и вызываются причинами внеэкономического порядка, они тоже ведут к перераспределению трудовых ресурсов между странами, что оказывает влияние на развитие экономики как стран эмиграции, так и стран иммиграции.

Число беженцев драматически возросло в 80-90-е годы. В Африке оно приблизилось к 12 млн, в Азии превысило 5 млн человек. Наибольшее число беженцев (5 млн) приходится на выходцев из Афганистана. Большие массы камбоджийских беженцев - 350 тыс. - живут в Таиланде, 100 тыс. иракцев - в Иране, 100 тыс. мьянмарцев - в Бангладеш. В Европе насчитывается около 1,8 млн беженцев, а в США - 1 млн. Гражданские конфликты в бывших Советском Союзе, Югославии создали самый глубокий кризис в движении беженцев в последнем десятилетии.

XX в. называют веком беженцев. В 2000 г. их общее число в мире превысило 21 млн человек (1995 г. - 27,4 млн, 1980 г. - 9,6 млн). Вынужденная миграция приобрела мировой характер, затронув многие страны.

Трудовая миграция. Основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Международная трудовая миграция приобрела большие масштабы и становится типичным явлением социально-экономической жизни современного мира. Каждый год эмигрирует 2-3 млн человек. В 2000 г. 830 млн человек проживало вне страны их рождения (это более 1% мирового населения).

Возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в доходах, в уровне жизни. Необходимость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относительного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран, богатых трудовыми ресурсами, к странам, более богатым капиталом. Более половины международных мигрантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых масс мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.

Потоки трудовой миграции в течение длительного времени претерпели определенные изменения. В прошлом веке международная миграция была направлена в основном в бедные капиталом колонии, и прежде всего в Северную Америку и Австралию. Массовая иммиграция в отдельных районах мира привела к возникновению и развитию там переселенческих обществ, что придало импульс развитию мировой хозяйственной системы. Перемещение иммигрантов, средств производства и денежного капитала способствовало образованию во второй половине XIX - начале XX вв. группы переселенческих государств, основные направления общественного развития которых определялись европейскими державами. В этот период происходили также значительные перемещения населения из Китая и Индии преимущественно в Юго-Восточную Азию и в районы Индийского океана.

Во второй половине истекшего столетия сформировались новые центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Наряду с США мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. Крупнейшими принимающими странами выступают США и Германия (свыше 400 тыс. чел. в год).

В середине 70-х годов крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. Своеобразным центром притяжения иммигрантов, националистическим по своему характеру, стал Израиль, созданный в 1947 г. Его население на 2/3 увеличивалось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 1/3) - за счет выходцев из Советского Союза. В Латинской Америке центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот-д"Ивуар.

Основными поставщиками рабочей силы в Азии были Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия; на Ближнем Востоке - Ливан, Иордания, Турция; в Африке - Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик; в Северной Америке - Мексика; в Европе - Польша. В 90-е годы страны Южной Европы - Греция, Италия, Испания превратились из стран чистой миграции в страны нетто-иммиграции.

Влияние миграции на принимающие страны. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран и регионов. В результате миграционных потоков целый ряд промышленно развитых стран нивелировал суженное воспроизводство населения. Нетто-иммиграция обеспечивает почти половину прироста населения развитых стран.

Вместе с тем значительные эмиграции приводили в ряде стран к процессу депопуляции, что наблюдалось в 60-е годы в Ирландии, Греции, Португалии, несмотря на высокий прирост населения в этих странах. Во второй половине 80-х годов Ливан потерял 1/10 часть населения, Мексика - около 1%. Известный французский демограф А. Сови приравнивал эмиграцию к смертности.

Международная миграция оказывает серьезное воздействие на возрастную и половую структуру населения стран-доноров и принимающих стран. Среди иммигрантов преобладают лица трудоспособных возрастов. Доля иммигрантов в рабочей силе обычно выше, чем в населении.

Доля иностранцев в населении развитых стран достигает 4,5% по сравнению с 1,6% в развивающихся странах. Иностранные рабочие составляли значительную часть трудоспособного населения в странах Западной Европы, особенно в Швейцарии (19,6,% в 1997 г.), Германии (8,8%), Франции (6,3%). В США они составляли 7,9% рабочей силы.

В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению ВМП. В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Оценить их масштабы непросто, так как не все они поддаются количественному учету. Складываются такие выгоды из экономии на подготовке специалистов в принимающих странах, стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем в среднем население, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.

Разные категории иммигрантов оказывают неодинаковое воздействие на воспроизводство валового продукта. Заметное влияние на экономическое развитие индустриальных стран Запада оказывает такое явление, как «утечка умов». К этой категории относят работников науки, инженеров, врачей. В 50-60-е годы «утечка умов» шла главным образом из одних развитых стран в другие, в основном в США. С 60-х годов эмиграция научно-технических и других высококвалифицированных специалистов начала осуществляться из развивающихся стран, а в 90-е годы - из стран Восточной Европы.

По крайней мере 2/3 притока «умов» приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов составляет там 17%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах. По оценкам, чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученого в области общественных наук - 235 тыс., инженера - 253 тыс., врача - 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд долл. Прибыль, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в семь раз больше объемов ее помощи развивающимся странам. В Британии выгоды от привлечения иностранных специалистов втрое превышают размеры ее экономической помощи странам Азии и Африки.

Анализ ситуации в США показывает, что приток иммигрантов не сопряжен с обострением конкуренции на рынке труда и ростом безработицы среди коренного населения. Более того, косвенно через расширение спроса и прямо - через развитие нового предпринимательства он стимулирует создание новых рабочих мест.

Иммиграция существенно не влияет на средний уровень заработной платы и дифференциацию доходов. Лишь в отдельных случаях усиление конкуренции внутри определенных профессионально-квалификационных групп приводит к некоторому снижению заработной платы. Иммигранты обычно используются в рамках так называемого вторичного сегмента рынка труда, который характеризуется тяжелыми условиями труда, низким уровнем оплаты и отсутствием возможностей для профессионального роста. Эти обстоятельства ограничивают социальную мобильность мигрантов, создают основу для их сегрегации. В первичном секторе рынка труда находятся лишь мигранты, относящиеся к научно-техническим работникам. Обычно их ассимиляция происходит достаточно мягко в обществе стран-реципиентов. И только ухудшение экономической обстановки обычно приводит к обострению противоречий между коренным населением и пришлыми специалистами.

Социально-экономические последствия миграции. Эмиграция представляет собой перемещение наиболее ценного фактора производства. Домашние хозяйства, местные административные единицы, государства вкладывают значительные средства в его создание. Миграции не приводят к соответствующей отдаче странам, которые покидают уезжающие. Исследования показали, что к выезду из развивающихся стран наиболее расположены группы населения со средними доходами. Не отмечается прямая связь между бедностью и трудовой миграцией. Группы с наименьшими доходами в бедных странах не имеют перспектив, финансовых средств и информации, чтобы в больших масштабах включиться в международную миграцию, хотя отмечались случаи обратной тенденции. Поэтому чаще всего в результате эмиграции страны теряли наиболее квалифицированную рабочую силу, и возникавшие вакансии замещались менее подготовленными работниками, что сказывалось на эффективности производства. Подобные случаи были характерны для Египта, Иордании, Йемена, Лесото и других стран. Некоторые страны Тропической Африки, Южной Азии, Центральной Америки потеряли 1/3 профессиональных работников.

Эмиграция нередко наносит тяжелый урон интеллектуальному потенциалу стран- доноров, который является самой ценной субстанцией любого общества. Суть этой проблемы состоит не столько в количестве уезжающих за рубеж специалистов, сколько в их значении. Отъезд того или иного неформально ведущего научного сотрудника может парализовать работу творческого коллектива. Отток «мозгов» усиливает диспропорции научно-технического развития основных подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.

Миграция рабочей силы, базируясь на различиях в уровнях экономического развития, вместе с тем способствует ослаблению ряда проблем стран эмиграции. В частности, для ряда особенно малых стран денежные переводы эмигрантов играют важную роль в качестве источника их валютных поступлений. В Албании они составляют 150% объема экспорта товаров и услуг, в Буркина Фасо и Иордании - 31-42%, в Йемене - 23-29% их поступлений от товарного экспорта. В крупных странах (Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины) они составляют 20-27% экспортных поступлений.

Для рабочих-эмигрантов характерна высокая норма сбережений. Их средняя склонность к сбережениям колеблется от 35% у турецких эмигрантов до 70% - у пакистанских. Средняя склонность переводить в страну выезда ниже и колеблется в пределах 11-50%. Она понижается по мере увеличения срока пребывания иммигранта в принимающей стране.

Денежные переводы стимулируют внутренний спрос, который может приводить к росту производства и занятости. В ряде стран с узким внутренним рынком они могут увеличивать инфляционное давление и вызывать расширение импорта. Исследования по Бангладеш и Пакистану показали, что только небольшая часть переводов расходуется на производственные инвестиции. В социальной сфере позитивный эффект миграции связывают обычно с ростом благосостояния если не всего общества, то хотя бы некоторой его части.

Положительное влияние может оказывать приобщение временных мигрантов к более передовым технологиям, применяемым в странах иммиграции, более высоким стандартам трудовой этики. По оценкам, из США в свою страну возвращается примерно 25% иммигрантов, но возвращение эмигрантов не всегда приносит выгоду стране. Нередко только половина возвращающихся являются экономически активными.

Международная миграция трудовых ресурсов слабо влияет на перераспределение дохода в мировом хозяйстве и тем более на выравнивание уровней экономического развития. Рабочая сила до сих пор остается немобильным фактором производства по сравнению с капиталом, который перемещается в мировой экономической системе более свободно. Общий эффект международной миграции для экспортирующих стран значительно ниже, тем в торговле и движении капитала. Так, переводы мигрантов составляют лишь более 1 % мирового экспорта товаров.

Подобное положение предопределяется политикой прежде всего индустриальных стран, которая носит ярко выраженный иммиграционный характер. Начиная с 70-х годов страны Запада начали ужесточать меры по ограничению иммиграции, почти одновременно с этим западные страны, и прежде всего США, в рамках политики защиты прав человека развернули кампанию за свободу передвижения людей. Усилилась селективность допуска исходя из целей внешней политики и решения своих экономических проблем. Иммиграционные правила пересматривается в сторону поощрения притока научных и высококвалифицированных лиц. В этом отношении представляются обоснованными предложения ряда стран о выработке механизма компенсации за использование трудовой иммиграции

Международная миграция рабочей силы в условиях современной экономики

Столбовская Анна Геннадьевна,

магистрант Донского государственного технического университета.

Рассматривается международная миграция, основные центры притяжения рабочей силы, причины и последствия миграции населения для страны и отдельно взятого гражданина, регулирование миграционных потоков. Актуальность работы обусловлена превращением нелегальной миграции в серьезную проблему для многих стран мира, особенно для Евросоюза и России, постоянным ростом числа нелегальных мигрантов.

Ключевые слова : миграция, мигрант, эмигрант, иммигрант, развитые страны, развивающиеся страны, рабочая сила, миграционный поток, Евросоюз, конвенция, налоговая система, трудовая мобильность, международные соглашения, Организация Объединенных Наций.

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы, которая перемещается в страны с более высоким уровнем жизни, для улучшения своего материального положения. В современных условиях международная миграция трудовых ресурсов приобрела глобальный характер. В последнее десятилетие возросло количество стран, вовлеченных в международный миграционный процесс (за счет государств Центральной и Восточной Европы, также стран СНГ).

Центрами притяжения иностранной рабочей силы являются: Северная и Южная Америка, Западная Европа, Юго-Восточная и Западная Азия. Крупнейшими центрами привлечения населения являются США, в которых 13,5 % всего населения составляют мигранты, Канада (21%), Австралия (21,9 %) . Неравномерность перемещений трудовых ресурсов характеризуется тем, что 90% мигрантов проживают лишь в 55 странах мира. Основными странами-донорами являются Китай, Индия, Филиппины, Мексика и Индонезия. Успешно конкурируют с ними страны Европы. Характерно, что в последние десятилетия свыше 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую.

В январе 1993 г. Европейский союз объявил себя единым рыночным пространством. Жители государств-членов ЕС получили возможность свободно мигрировать по территории ЕС. В настоящее время численность иностранцев, проживающих в странах Евросоюза, превышает 23 млн. чел. Из них около 7 млн. являются гражданами стран, входящих в ЕС. В Западной Европе главным центром притяжения иммиграции является Германия. Общее количество долгосрочных иммигрантов в 2013 г. составило 692 тыс. 713 чел.. За Германией следует Франция – 332 тыс. 640 чел.. Главные источники иммиграции в эту страну – бывшие французские колонии, прежде всего страны Магриба, а также Испания, Португалия и Мальта. Великобритания также является одним из главных центров притяжения рабочей силы. Иммигрантами в основном являются представители стран британского содружества наций.

Серьезной проблемой на сегодняшний день для стран Евросоюза является нелегальная миграция. По данным Международной морской организации (IMO) в 2015 число мигрантов, нелегально пытающихся попасть в Европу по Средиземному морю, может составить 500 тыс. Как сообщает телеканал BFMTV, в конце июля этого года около 300 мигрантов предприняли попытку незаконно проникнуть в Евротуннель под проливом Ла-Манш, чтобы попасть из Франции в Великобританию. Всего рядом с туннелем правоохранительные органы насчитали от 800 до 1 тысячи мигрантов.

Кто является мигрантом? В соответствии с Международной конвенцией ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990г.), трудящийся-мигрант - это лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает .

Существует несколько видов миграции:

1. В зависимости от сроков: окончательная или временная.

Миграцию, приводящую к изменению места жительства, называют окончательной, постоянной или безвозвратной. Окончательная миграция бывает внешней (международной) и внутренней (миграция внутри страны).

Миграцию, означающую перемещение населения на короткий срок, предполагающую возвращение населения к прежнему месту постоянного жительства, называют временной.

2. По причинам перемещения населения: добровольная или вынужденная.

Миграцию называют добровольной, если перемещение за границу осуществляется по причинам, зависящим от мигранта. Вынужденная миграция порождается причинами, не зависящими от мигрантов.

3. По характеру перемещения населения: периодическая, сезонная и маятниковая.

Совокупность перемещения населения за пределы национальных границ, происходящее в данное время, образует миграционные потоки. Согласно классификации МОТ выделяют пять типов потоков международной миграции.

1. Переселенцы. К этой категории относятся лица, переезжающие в другую страну на постоянное местожительство. Основной поток переселенцев направляется в развитые страны – США, Канаду, Австралию. Чаще всего этот поток основывается на воссоединение семей.

2. Работающие по контракту. Срок пребывания в принимающей стране данной категории мигрантов строго ограничен. К ним относятся сезонные рабочие, а также лица, занимающиеся неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, занятые на тяжелых работах, не дающие возможности для профессионального роста.

3. Профессионалы. К ним относятся лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующим практическим опытом работы.

4. Нелегальные иммигранты, въезжающие в принимающую страну не на законных основаниях.

5. Потоки вынужденных мигрантов. К массовым перемещениям за пределы национальных границ их вынуждают войны, насилие, нарушение прав человека, стихийные бедствия, экологические катастрофы.

Выделяют несколько категорий вынужденных мигрантов. Это беженцы и фактически приравненные к ним в некоторых странах вынужденные переселенцы. Статус беженца имеют люди, подвергающиеся непосредственной опасности преследования по политическим, религиозным, расовым мотивам, а также лица, жизнь которых подвергается угрозам вследствие войны или агрессии. Другая категория - внутренние мигранты, не покинувшие своих стран беженцы. Есть еще экологические мигранты и жертвы стихийных бедствий.

По целям миграции населения можно разделить на две большие группы:

1) экономические – связаны с извлечением перемещающимися лицами материальной выгоды;

2) социальные – обусловлены преимущественно потребностью в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Самой распространенной разновидность экономической миграции является трудовая – добровольные перемещения людей, связанные с наличием у них способности и желания осуществлять целесообразную деятельность, направленную на создание материальных и духовных ценностей .

Одной из разновидностей экономической миграции является налоговая миграция, которая получила развитие в последнее десятилетия. Она связана с межстрановыми различиями в налоговых системах, что находит существенное отражение в размерах получаемых гражданами доходов.

К экономическим перемещениям населения относится и так называемая инвестиционная миграция, связанная с желанием вложить средства в создание предприятий за рубежом. Данный вид миграции активно стимулируется США, Канадой, Австралией и некоторыми другими государствами посредством предоставления данной категории мигрантов определенных льгот и преференций.

К социальной миграции обычно относят брачную, учебную, религиозную, этническую миграцию населения, перемещения с целью воссоединения с семьей, а также паломничество, туризм и другие виды перемещения.

По структурным признакам миграцию дифференцируют в зависимости от возраста, пола, семейного положения, уровня образования, квалификации, гражданства перемещающихся лиц.

В определенные периоды движущимися силами международной трудовой мобильности могут выступать также политические, военные, религиозные, национальные, культурные, семейные и другие социальные факторы.

Что заставляет людей менять место жительства? Каковы причины миграции населения? Проблемы миграции рассматривали Дж. Хикс, М. Тодаро, Дж. Харрис. Данные представители неоклассической теории в качестве основных выделяют экономические причины международной миграции трудовых ресурсов, связанные с масштабами, структурой и темпами накопления капитала:

- отличия в темпах накопления капитала обусловливают различия сил притяжения или выталкивания трудовых ресурсов в различных регионах мирового хозяйства, что в конечном итоге определяет направления перемещения данного фактора производства между странами;

- уровень и масштабы накопления капитала оказывают непосредственное воздействие на уровень занятости трудоспособного населения и, следовательно, на размер относительного перенаселения (безработицы), которое является основной исходной предпосылкой миграции;

- темпы и размеры накопления капитала, в свою очередь, в определенной степени зависят от уровня миграции. Это зависимость заключается в том, что сравнительно низкая заработная плата иммигрантов и возможность снизить оплату труда отечественным работникам позволяет снизить издержки производства и тем самым увеличить накопление капитала. Данная цель также достигается путем организации производства в стране с дешевой рабочей силой. Транснациональные корпорации для ускорения накопления капитала как используют движение рабочей силы к капиталу, так и перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы .

В современном мире возрастает неравенство между странами в уровнях доходов, дефицита достойного труда, личной безопасности, условий для самореализации, экономических и гражданских свобод, демографический контракт между стареющим населением развитых стран и молодым населением развивающихся. Население более развитых стран мира росло с годовыми темпами 0,25 %, а в менее развитых регионах – в шесть раз выше (1,5 % в год, и эта разница может сохраняться до 2050г.) 97 % прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны, что усугубляет и так серьезную проблему безработицы, затрагивающую более 1 млрд. чел. Эти различия нарастают, условия жизни и труда стран часто ухудшаются, способствуя расширению миграции.

Процесс миграции имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Потенциальные преимущества и недостатки процесса миграции можно выделить на уровнях – самих мигрантов, предприятий и страны в целом .

Таблица 1.

Потенциальные недостатки и преимущества эмиграции и иммиграции .

Вид/уровень

Недостатки

Преимущества

Эмиграция

Иммиграция

Эмиграция

Иммиграция

Для иммигрантов/отдельных лиц

Перерыв в работе, потеря трудового стажа

Конкуренция за рабочие места, маргинализация малоквалифицированных работников

Улучшение занятости и условий жизни

Услуги, освобождающие женщин от необходимости трудиться

Плохие условия труда и жизни

Снижение зарплаты местных работников

Более высокий доход

Более дешевые товары и услуги

Работа более низкого уровня, потеря квалификации

Переполнение больниц, школ, яслей, садов

Бесплатное обучение новым знаниям и профессиональным навыкам, приобщение к передовым технологиям

Более "дешевые" рабочие для тяжелых, монотонных, непрестижных работ

Дискриминация или расизм

Непривычные языки или обычаи

Новый и разнообразный культурный опыт

Более свободная и богатая культурная жизнь

Отделение от семьи, неблагоприятное воздействие на детей

Ущемление экономических интересов отдельных категорий населения при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники

Продуктивные встречи с новыми людьми

Расширение знаний о других странах и обычаях

Для предприятий

Потеря квалифицированной рабочей силы и заполнение вакансий менее подготовленными людьми

Менее стабильная и лояльная рабочая сила

Навыки возвращающихся мигрантов

Повышение конкурентоспособности товаров из-за снижения издержек производства

Нехватка рабочей силы, приводящая к повышению зарплаты

Зависимость от иностранной рабочей силы по отдельным видам работ

Привлекательный бизнес агентств по набору рабочей силы

Разнообразие и гибкость рабочей силы

Для станы в целом

Потеря более молодых и энергичных людей

Социальные трения, конфликты и обострение политических, национальных, религиозных, иных противоречий

Дополнительный бизнес для коммуникационных и туристических фирм

Увеличение рынков и экономии на масштабах производства

Откладывание назревших социальн0-экономических реформ

Сдерживание назревших социальных реформ (в пенсионной системе, здравоохранении, ЖКХ, образовании и др.)

Снижение демографического и социального давления избыточных ресурсов и безработицы

Омоложение населения и повышение его активности

Проблемы, связанные в внезапным возвращением работников

Задержки в модернизации технологий (автоматизации производств и др.)

Значительный объем переводов в иностранной валюте

Экономия затрат на образование и профессиональную подготовку квалифицированных иммигрантов

Потеря потенциального объема производства и налоговых поступлений

Рост неравенства доходов, ощущений несправедливости

Увеличение платежеспособного спроса за счет переводов

Рост населения, платежеспособного спроса и снижение инфляции

"Утечка умов", потеря более квалифицированных работников; сокращение объема НИОКР, научно - технического потенциала; ущерб национальному престижу

Затраты на интеграционные программы (обучение языку, адаптация в обществе и производстве)

Личные инвестиции эмигрантов в отечественный бизнес и создание рабочих мест

Рост ВВП, капиталов, ввозимых иммигрантами-инвесторами

Нарушение социального единства и культурная эмиграция (анклавы)

Усиление расслоения общества, образование иммигрантских гетто

Расширение среднего класса за счет возвращения эмигрантов и их родственников

Экономия на пенсиях и других социальных расходах

Растущее неравенство (во всех сферах)

Издержки на социальные услуги, пособия и др.

Передовые знания и профессиональные навыки возвратившихся мигрантов

"Приток умов", идей, инициатив

Ограничение совокупного спроса как стимулятора хозяйственной конъюнктуры

Ограничение среднего уровня зарплаты в отраслях высокой занятости иммигрантов

Образование транснациональных сообществ и ассоциаций земляков

Расширение товарооборота с другими странами (этническими и др.) продуктов и услуг

Задержка в развитии национального бизнеса и важных отраслей

Расширение теневой экономики, коррупции, уклонений от уплаты налогов, прочих форм преступности

Как мы видим, миграция влияет на состояние экономики всей страны и на отдельно взятого человека. Данный процесс необходимо регулировать, чтобы избежать отрицательных последствий.

Система международного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения об использовании труда мигрантов и их социально - экономических правах; деятельность международной экономической организации, таких как Международная организация (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и другие.

Ведущую роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г., согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Нации как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда .

Разработка конвенций и рекомендаций о труде – важнейшая форма деятельности МОТ. Содержащая в них международные нормы о труде охватывает самые различные области трудовых отношений и социальных вопросов, относящихся к трудящимся – мигрантам . Например, Рекомендация Об отношении к трудящимся – иностранцам (1919г.); О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся – мигрантов (1939 г.); О защите трудящихся - мигрантов в слаборазвитых странах и территории (1955 г.). В этом же году МОТ разрабатывает Рекомендацию 100 – О защите трудящихся – мигрантов развивающихся стран.

Первым нормативным актом МОТ стала Конвенция 48, принятая в 1935 г., вступившая в силу в 1938 г. В соответствии с этой Конвенцией устанавливалась система международного сотрудничества по страхованию по старости, инвалидности, на случай потери кормильца.

Еще одной важной организацией в регулировании миграции на международном уровне является Международная организация по миграции (МОМ). Её основная деятельность – разработка программ, направленных на упорядочение миграционных потоков, оказания практической помощи в организации миграции.

Большую работу по защите беженцев и их репутации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Итак, международная миграция трудовых ресурсов – это движения относительно избыточного населения из одного центра накопления капитала в другой. Это и есть суть экономической природы миграции населения и ее ключевая причина. Международная миграция занимает важное место в мировой экономике и международных экономических отношениях. Ее регулирование является одной из характерных черт развития международных экономических отношений в современных условиях. Международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов, руководствуясь принципами свободы и демократии, при этом учитывают и национальные интересы.

Литература

1. Козак Ю. Г., Международная экономика: учебное пособие / Козака Ю. Г., Лебедевой С. Н., - Минск: Издательство Гревцова, 2011. 368 с. ил.

2. Ливенцева Н. Н., Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. - Издательство с обновлениями / под редакцией под. ред. проф. Ливенцева Н. Н., - М.: Магистр, 2010. - 654 с.

3. Николаевой И. П., Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Николаевой И. П., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 510 с.

4. Пузакова Е. П., Международные экономические отношения. Учебное пособие / Пузакова Е. П., Ростов - на / Д: Издательский центр «МарТ», 2000. - 352 с.

5. Шаховской Л. С., Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / под ред. проф. Шаховской Л. С., - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашкови К.», 2013. - 244 с.

6. Шкваря Л.В. Мировая экономика. Курс лекции: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Шкваря Л. В., - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. – 303с.

7. Щенина Р. К., Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / под ред. Щенина Р. К., Полякова В. В., - М.: Издательство Юрайт, 2013 - 446 с. - серия: Бакалавр. Базовый курс.

8. World Migrant Stock: web - based migrant stock data base // United National / Mode of access: http://esa/un/org/migration.

9. www.europa.eu.int/comm/eurostat - Дата доступа 08.08. 2015.

10. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] – 1990 – Режим доступа: http://www.un.org/russian/document/convents/migrant.pdf.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант