Юридический портал. Льготный консультант

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий -правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие икомплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты - изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты - события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются направомерные (соответствующие предписаниям нормы) инеправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяютправовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные , в свою очередь, подразделяются наюридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий - приговор суда) июридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают - художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные - на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделятькратковременные (штраф) идлящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяютсяпростые исложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

11) правонарушение понятие признаки состав

Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (т. е. действие или бездействие) деликтоспособного лица.

Противоправность выражается в:

    прямом нарушении правового запрета;

    неисполнении обязанности;

    злоупотреблении субъективным правом;

    превышении полномочий.

Всякое правонарушение должно быть общественно вредным. Наибольшей степенью общественной вредности (общественной опасностью) обладают преступления. Правонарушение – обязательно виновное деяние. Вина – психическое отношение правонарушителя (в формах умысла и неосторожности) к деянию и его последствиям.

По характеру и степени общественной вредности правонарушения подразделяются напреступления и проступки.

Проступки могут быть гражданско-правовыми (деликты), административными идисциплинарными. Нельзя за одно и то же деяние привлечь и к уголовной, и к административной ответственности. С другой стороны, за преступление или административный проступок можно одновременно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Напр., лицо, совершившее на работе мелкое хищение, можно привлечь к административной ответственности, уволить с работы и взыскать с него причиненный ущерб.

Состав правонарушения – фактическое основание юридической ответственности, сложный юридический факт, с которым закон связывает возникновение охранительного правоотношения.

Элементы состава правонарушения: объект, объективная и субъективная стороны, субъект.

Общий объект – охраняемые законом общественные отношения.

Объективная сторона включает:

    деяние в форме действия или бездействия;

    вредные последствия;

    причинную связь между ними.

Некоторые составы, кроме того, характеризуются факультативными признаками, которым также придается правовое значение: время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения.

Субъективная сторона характеризуется виной. Формы вины: умысел и неосторожность.Умысел может быть прямой и косвенный: а) при прямом лицо:

    предвидит реальную возможность или неизбежность вредных последствий;

    желает их наступления;

б) при косвенном лицо:

    осознает общественную вредность своего деяния,

    предвидит реальную возможность вредных последствий,

    не желает их наступления, но сознательно их допускает или относится к ним безразлично.

Неосторожность возможна в виде легкомыслия или небрежности: а) при легкомыслии лицо предвидит абстрактную возможность вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение; б) при небрежности лицо не предвидит вредных последствий, хотя должно и могло было при должной внимательности и предусмотрительности их предвидеть.

Субъект – физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью.

12)Юридическая ответственность понятие признаки разновидности

Юридическая ответственность - применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Она имеет государственно-принудительный характер . Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т. е. сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.

Деятельность государства в сфере принуждения строго регламентирована законом. Субъектами этой деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

    опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);

    наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

    выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;

    воплощается в процессуальной форме.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Правоотношение порождается, изменяется и прекращается юридическим фактом на основе норм права.

Само существование юридической нормы конкретных правоотношений не производит. Чтобы конкретное отношение возникло, а возникшее изменилось или прекратилось, необходимо наступление строго определенных обстоятельств, которые закрепляются в гипотезах правовых норм (события или действия). М.Н.Марченко определяет юридические факты как «сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений».При этом указывается на то, что в зависимости от характера взаимоотношений с нормами права юридические факты действия бывают правомерными или неправомерными. Данные факты являются юридическими, «поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции». Юридические последствия часто связаны не с одним фактом, а с их совокупностью (фактическим составом). Различают следующие фактические составы – простую совокупность (по принципу независимого накопления элементов) и сложную совокупность (по принципу последовательного накопления элементов, когда юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в определенном порядке). Правомерный юридический состав образует титул права, неправомерный – состав правонарушения.

Юридические факты обладают следующими признаками:

– они вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами;

– выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений;

– юридические факты опосредуют движение (возникновение, изменение и прекращение) правоотношений;

– выступают общественно-юридическими явлениями.

Юридические факты могут быть классифицированы по следующим основаниям:

– По характеру юридических последствий они подразделяются на правообразующие (связаны с возникновением правоотношений), правоизменяющие (изменяют содержание правоотношения, т.е. взаимные права и обязанности, цели, субъектно-объектный состав) и правопрекращающие (связаны либо с реализацией прав и обязанностей, либо в силу других объективных и субъективных причин, например, в силу невозможности правопреемства, в силу решения суда);

– По волевому моменту они делятся на события и действия. События возникают независимо от воли людей. Действия возникают по воле лиц (коллективных или индивидуальных субъектов права). Выделяют также юридически значимые состояния – факты, которые обусловлены физиологическими процессами (беременность, нетрудоспособность, невменяемость);

– По юридической природе действий – на правомерные (индивидуальные юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (проступки и преступления, выраженные в действии или бездействии);

– По целевой направленности – на юридические поступки (совершаются без намерения вызвать правовые последствия), сделки (правомерные действия в гражданском праве) и юридические акты (решения государственных органов, направленные на возникновение, изменение и прекращение правоотношений);

– По структуре юридические факты подразделяются на простые (элементарные) и сложные (фактические) составы;

– По характеру воздействия различают позитивные (способствующие возникновению правоотношений) и негативные (препятствующие возникновению правоотношений) юридические факты.

В некоторых случаях в роли юридических фактов выступают презумпции (лат.

– предположение, основанное на вероятности). Правовой презумпцией называют предположение о существовании юридических фактов, вызвавших наступление определенных юридических последствий. Потребность в презумпциях вызвана необходимостью в теории доказательств установления фактов, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение правоотношений. В основе презумпции – социальный опыт, многократно повторяющееся в практической жизниюридической практике) знание. Можно сказать, что юридическая презумпция является «аксиомой», так как применяется без доказательств. «Презумпция – это правовое положение, согласно которому с учетом обычного соотношения фактов можно (по умолчанию права) судить на основании определенного факта о существовании другого факта, не доказанного, а только предполагаемого».

Презумпции классифицируются по следующим основаниям:

– По форме существования презумпции бывают легальными (закрепленные нормами права) и фактическими (основанные житейском опыте, эмпирические);

– По сфере действия презумпции делятся на общеправовые (действуют во всех отраслях права) и отраслевые (действуют в пределах одной отрасли права, например, презумпция невиновности);

– По юридической силе различают опровергаемые (презумпция отцовства) и не опровергаемые презумпции (презумпция невиновности).

Кроме того, в юридической практике используются в роли юридических фактов такие положения, которые не существуют в действительности – юридические фикции. Они используются для обеспечения формальной определенности права, упрощают правовые отношения. Например, гражданин считается несудимым, если судимость в установленном законом порядке снята (по решению суда) или погашена (по истечении определенного срока в зависимости от тяжести преступления). В законодательстве РФ юридические фикции формально закреплены (легальные). Они являются неопровержимыми доказательствами, помогающими преодолеть состояние правовой неопределенности. Фикции широко применяются в теории права, где под фикциями понимается особый прием нормотворчества. «Суть этого приема заключается в том, что определенные юридические последствия закон связывает с заведомо несуществующими фактами, а смысл фикции при этом выражается вводными словами «как бы», «как если бы», «хотя бы» и т.п. С помощью такого приема законодатель стремится преодолеть им же установленный режим правового регулирования».Например, лицо считается извещенным о дате и месте судебного разбирательства, если местонахождение его не известно, а повестка доставлена по последнему, известному месту жительства; например, признание лица по решению суда безвестно отсутствующим или умершим (особое производство в гражданском процессе). Презумпции и фикции позволяют в ряде случаев упростить и оптимизировать процесс правового регулирования, помогают разрешать правовые коллизии.

Текущая страница: 29 (всего у книги 59 страниц)

Шрифт:

100% +

6. Юридические факты

Воплощение норм права в конкретных правоотношениях осуществляется не только по желанию их участников. Например, для того, чтобы получать пенсию по старости, недостаточно одного желания, если отсутствуют жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление пенсионных отношений: возраста и трудового стажа. Когда названные факты из сферы воображаемого перейдут в сферу реального, человек вправе обратиться в компетентные органы государства за назначением ему пенсии по старости.

Аналогичным образом дело обстоит и с другими правоотношениями, которые оказываются возможными в той мере, в какой в реальной жизни имеются все необходимые для их возникновения обстоятельства. Появление новых обстоятельств может повлечь за собой изменение, а при определенных ситуациях и прекращение существующих отношений. Так, пенсионные отношения могут меняться в связи с изменением трудового стажа работающего пенсионера и будут прекращены в день его смерти.

Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, называются юридическими фактами.

Для наступления одних правоотношений оказывается вполне достаточно одного жизненного обстоятельства, для других необходимо одновременно два и более обстоятельств. Так, для возникновения договора перевозки в городском транспорте требуется единственный факт – оплата стоимости поездки. Образовательные отношения с вузом могут быть заключены при наличии трех фактов: документа о наличии полного среднего образования, успешной сдачи вступительных экзаменов и приказа ректора о зачислении в вуз. Совокупность двух и более юридических фактов, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, называется фактическим составом.

Юридические факты необходимо предшествуют возникающим на их основе отношениям и поэтому не входят в их состав в качестве самостоятельного элемента наряду с субъектом, объектом и содержанием. Они существуют реально, и как нечто наличное не являются благом, ради которого субъекты вступают в соответствующее правоотношение. Однако факты могут выступать и нередко выступают объектом других правоотношений. Так, уже упоминавшийся трудовой стаж, будучи юридическим фактом пенсионных отношений, в свою очередь выступает объектом трудовых отношений. Отсюда и вытекает возможность юридических фактов влиять на поведение людей, заставлять их организовывать свое поведение таким образом, чтобы обеспечить появление такого юридического факта, который, в свою очередь, позволяет им вступить в другие жизненно необходимые отношения.

Для возникновения конкретных правоотношений нередко требуется подтверждение, обоснование реальности существования необходимых для этих отношений юридических фактов. Такие сведения важны в правоприменительной деятельности и особенно при разрешении дел, связанных с привлечением правонарушителей к юридической ответственности. Недоказанность преступления, иного правонарушения освобождает виновных лиц от ответственности. Умение устанавливать и доказывать юридические факты представляет собой один из важнейших профессиональных навыков и умений юриста.

Действительное многообразие видов правоотношений порождает еще большее многообразие жизненных обстоятельств, признаваемых законодателем в качестве юридических фактов. Поэтому представляется необходимым все это многообразие свести в определенную систему с помощью классификаций. Наиболее полной и имеющей существенное значение для понимания функции юридических фактов в генезисе правоотношений является их классификация по волевому принципу на события и действия.

Юридические факты-события понимаются как обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей.

В свою очередь, события подразделяются на две группы: абсолютные и относительные. К абсолютным относятся события, которые порождены силами, независимыми от человека и человечества, и наступают помимо их воли и желаний. По преимуществу в этом качестве выступают естественные, природные явления: землетрясение, наводнение, течение времени, рождение и смерть человека. Относительные события понимаются как обстоятельства, которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и полученные результаты от воли и желания людей не зависят. Это, например, пожар, производственная авария и др. Начало этим событиям кладет человек, действуя умышленно или по неосторожности. Однако дальнейшее развитие событий протекает по законам природы, естественным путем и не зависит от воли породившего их лица или других лиц.

К юридическим фактам-действиям относится поведение граждан, организаций, иных лиц, осуществляемое в соответствии с их волей и желанием. Такое поведение может вытекать из требований действующего законодательства, быть полностью согласованным с ним либо, наоборот, противоречить ему. В зависимости от степени согласования с правовыми нормами юридические факты-действия подразделяются на правомерные действия и неправомерные.

По форме объективации, выражения результатов, совокупность правомерных действий может быть дифференцирована на три вида: юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат.

Юридические акты понимаются как правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного правового результата. Например, государственный орган принимает акт применения нормы права, организации заключают договор аренды, суд выносит приговор по уголовному делу. Специфика юридических актов состоит в том, что субъект получает тот объективированный результат, на достижение которого была направлена его воля: «получил, то что желал». Юридические акты составляют большую часть правомерных действий, осуществляемых в сфере отдельных отраслей права. Это, в частности, акты административного управления, гражданско-правовые сделки, судебные решения, действия субъектов трудового, семейного и других отраслей права. Юридические акты связываются с осознанным проявлением воли и, следовательно, могут совершаться только дееспособными гражданами.

Правомерные действия, которые обусловливают появление юридически значимых результатов независимо от воли и намерений лица, называются юридическими поступками. Данный вид правомерных действий отличается от юридических актов двумя особенностями:

1) правовые последствия связываются с объективированным вовне действием и могут наступать помимо воли совершившего их лица: «не хотел, но так получилось». Например, гражданин нашел ценную вещь по дороге на работу. Нахождение вещи не входило в его планы, но произошло совершенно случайно; 2) юридический поступок не требует осознанного понимания действий и результатов, а поэтому может совершаться как дееспособным, так и недееспособным лицом.

Специфика результативных действий как вида правомерного поведения состоит в том, что такие действия гражданина, иного лица приводят к созданию материальных или духовных благ. Это, в частности, могут быть предметы промышленного или сельскохозяйственного производства, здания и сооружения, предметы интеллектуальной собственности – произведения науки, литературы, искусства.

Неправомерные действия понимаются как акты волевого поведения граждан, иных лиц, противоречащие действующему законодательству. Большую часть таких действий составляют правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействия. По степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на четыре вида: преступления, административные гражданские и дисциплинарные проступки. (См. гл. 14).

В систему неправомерных действий входят и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. такие акты поведения, которые создают противоправный результат при отсутствии как умысла, так и неосторожности у допустившего их лица. Сюда относятся случаи неисполнения обязательств вследствие действия непреодолимой силы, принятия нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам либо содержащих иные правотворческие ошибки, противоправные действия, совершаемые неделиктоспособными лицами.

Вопросы для самопроверки к главе 17

Какие признаки присущи понятию «правоотношение»?

Из каких элементов состоит правоотношение?

Какие признаки присущи субъектам правоотношений?

Может ли домашнее животное быть субъектом правоотношений и почему?

Какие виды объектов правоотношений выделяются в теории права?

Какие виды правомочий составляют содержание субъективного права в правоотношении?

Почему юридические факты не входят в содержание правоотношений?

Глава 18 Правообеспечение
1. Понятие и формы правообеспечения

Современное государство, его органы и учреждения, выполняя общепризнанные нормы и принципы международного права, гарантируют своим гражданам право на образование, труд, социальное обеспечение, медицинскую помощь, материальную помощь социально незащищенным слоям населения. Реализация этих прав становится возможной благодаря не столько действиям граждан, сколько обеспечительной деятельности государства, которое, во-первых, берет на себя расходы, связанные с реализацией этих прав, во-вторых, возлагает на органы государства, государственные учреждения и должностных лиц обязанность обеспечить реальное действие законов , создать необходимые условия для реализации прав и свобод личности , иных лиц.

Чтобы добиться такого результата на стадии реализации норм права, государственные органы осуществляют разноплановую организационно-распорядительную, правоохранительную и правовоспитательную деятельность.

Правовоспитательная деятельность, как говорилось ранее (см. гл. 8), направлена на формирование правовой культуры граждан и должностных лиц, выработку у них правовых установок на правомерное поведение и устранение ценностных ориентаций на неуважительное отношение к законам, правам и свободам других лиц, на уклонение или ненадлежащее исполнение своих юридических обязанностей. Правовое воспитание, таким образом, ориентировано на устранение препятствий, которые могут возникать в субъективной сфере вследствие недостаточной правовой культуры граждан и должностных лиц.

Но значительная часть причин неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей, как известно, коренится в материальных и иных социальных условиях деятельности участников конкретных правоотношений. Органы местного самоуправления задерживают выплату заработной платы работникам сферы образования, здравоохранения из-за несвоевременного получения соответствующих бюджетных средств от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Государственное (унитарное) предприятие несвоевременно выполняет свои обязательства по договорам поставки из-за отсутствия у него современного оборудования и новейших технологий. Органы исполнительной власти допускают правоприменительные ошибки вследствие пробелов, противоречий и иных дефектов законодательства.

Создание необходимых условий для реального осуществления конкретных правоотношений составляет важнейшую задачу органов исполнительной власти. Именно они призваны своевременно выявлять препятствия, которые имеются или могут появиться на стадии осуществления конкретных правоотношений, и оперативно устранять их. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ как высший орган исполнительной государственной власти обязывается обеспечивать реализацию федеральных законов во всех сферах общества и государства. В частности, предписывается принимать меры по реализации трудовых прав граждан, программ сокращения и ликвидации безработицы, прав граждан на охрану здоровья, материнства, отцовства и детства, обеспечивать проведение единой государственной политики в области образования, осуществлять меры государственной поддержки развития науки и культуры и др.

Деятельность органов исполнительной власти по созданию необходимых условий для реального и добросовестного исполнения обязанностей субъектами конкретного правоотношения понимается как правообеспечение.

В отличие от правотворчества и правоприменения, правообеспечение ориентировано на процессы реального действия законов, подзаконных нормативных правовых актов и индивидуальных правоприменительных актов в конкретных отношениях, в которых обязанной стороной выступают государственные органы и учреждения. Это прежде всего правоотношения, связанные с реализацией конституционных прав граждан на образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, иные льготы и гарантии, предоставляемые населению из государственного бюджета.

Надлежащее исполнение государством изложенной конституционной обязанности осуществляется посредством организационно – распределительной деятельности. Государство создает систему соответствующих органов и учреждений, осуществляет финансирование их деятельности, обеспечивает необходимым оборудованием, иными материальными средствами. В результате создаются необходимые организационные и материальные условия для того, чтобы каждое управомоченное лицо могло беспрепятственно удовлетворить свою потребность в материальном или духовном благе, защищенном соответствующим субъективным правом.

Организационно-распределительная деятельность органов государства осуществляется в тесном единстве с их правоохранительной деятельностью, направленной на оперативное выявление и устранение противоправных, вредоносных деяний, которые могут возникать в процессе исполнения субъектами конкретных правоотношений своих юридических обязанностей.

Наиболее действенными методами правоохранительной деятельности государства признаются контроль и надзор за деятельностью субъектов конкретных правоотношений по соблюдению действующих законов, подзаконных нормативных правовых актов и исполнению своих юридических обязанностей. Подобный контроль осуществляется всеми органами исполнительной власти. Имеется развитая система органов, специализирующихся на осуществлении контрольно-надзорной деятельности в какой-либо отдельной сфере деятельности общества и государства. Например, существуют таможенный контроль, пожарный надзор, надзор за соблюдением работодателями правил техники безопасности, санитарии и гигиены. Значительную роль в охране правопорядка играют органы внутренних дел и прокуратуры. Применяются и иные меры по обеспечению законности, в том числе регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, сделок с недвижимостью, лицензирование определенных видов деятельности, учет и отчетность.

Благодаря всесторонней правоохранительной деятельности создается такой правовой режим, который побуждает большую часть участников конкретных правоотношений добросовестно и надлежащим образом выполнять свои юридические обязанности. Реальная угроза быть привлеченным к юридической ответственности, подвергнуться обязанности исполнить дополнительные юридические обязанности является действенным стимулом правомерного поведения. Чем результативней органы государства обеспечивают реализацию принципа неукоснительного наступления юридической ответственности, тем меньше лиц, желающих совершать вредоносные, противоправные деяния.

Таким образом, на стадии реализации права государство действует самым активным образом, осуществляя правообеспечительную, правовоспитательную и правоприменительную деятельность. При этом правообеспечение, в свою очередь, осуществляется в форме организационно-распорядительной и правоохранительной деятельности.

2. Организационно-распорядительная деятельность государства

Можно без какого-либо преувеличения утверждать, что в современных условиях организационно-распорядительная деятельность государства является основой механизма реализации как публичного, так и частного права. Государство играет подобную роль благодаря тому, что оно: 1) выделяет из государственного бюджета значительные материальные средства, необходимые для реального обеспечения субъектных прав участников правоотношений в сфере гражданского, семейного, образовательного, жилищного, социального законодательства; 2) в лице государственных организаций, учреждений принимает самое непосредственное участие в гражданских правоотношениях в качестве стороны, способной удовлетворять потребности граждан и юридических лиц в материальных и духовных благах, а также услугах; 3) создает систему органов и учреждений, обеспечивающих каждому возможность реально использовать свои социально-экономические права, закрепленные Конституцией РФ; 4) осуществляет материальное, кадровое и методическое обеспечение деятельности государственных органов и учреждений.

Свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом, создавая максимально благоприятный правовой режим для трудовой и предпринимательской деятельности, реализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому современное государство принимает и специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев населения.

Современное государство – это прежде всего социальное государство, призванное оказывать действенную материальную и иную помощь социально незащищенным слоям населения либо всем членам общества. Социальная политика Российской Федерации осуществляется тремя способами: 1) оказанием материальной помощи социально незащищенным слоям населения; 2) предоставлением бесплатных услуг, обеспечивающих реализацию ряда социально-экономических прав и свобод граждан; 3) трудоустройством лиц, оставшихся без работы.

Государство оказывает материальную поддержку семье, материнству, детству и отцовству, выплачивает пенсии инвалидам и лицам, достигшим пенсионного возраста, пособия по безработице, а также стипендии студентам образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования. В Российской Федерации каждому реально обеспечивается право на бесплатное получение общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на бесплатное пользование библиотечными фондами. Гражданам России в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно оказывается медицинская помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Кроме того, малоимущие слои населения имеют право на бесплатное или за доступную цену получение жилья.

Таким образом, реальность, осуществимость значительной части гражданских, трудовых, семейных, образовательных и иных правоотношений, в которые вступают граждане, возможной становится благодаря непосредственному участию в этих правоотношениях государства, его органов, учреждений.

Материальная помощь государства, оказываемая семье, материнству, детству и отцовству, увеличивает бюджет семьи и тем самым покупательную способность ее членов, их возможности выступать субъектом различных имущественных гражданских правоотношений. Бесплатность и доступность образования, медицинских услуг гарантируют каждому беспрепятственное вступление в конкретные образовательные или медицинские правоотношения. Государство помогает всем трудоспособным лицам, потерявшим работу, вновь стать субъектами трудовых отношений, в том числе предоставляет им право неоднократно получать бесплатное профессиональное образование.

Государство, его органы, учреждения, предприятия являются непосредственными участниками значительной части гражданских и трудовых правоотношений. Будучи собственником земли, промышленных, оборонных, транспортных, добывающих, строительных и иных предприятий, государство в лице его органов и предприятий вступает в конкретные правоотношения с организациями, учреждениями, имеющими иную организационно-правовую форму, а также с гражданами в целях удовлетворения их потребностей в материальных и духовных благах или услугах. В частности, государство обеспечивает граждан и юридических лиц электроэнергией, осуществляет перевозку грузов железнодорожным транспортом, выступает основным заказчиком на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Государство выступает и основным работодателем, предоставляя работу значительной части населения Российской Федерации в государственных органах, учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, под организационно-распорядительной деятельностью государства понимается деятельность по организации участия государственных органов и учреждений в конкретных правоотношениях в качестве обязанной стороны, призванной реализовать конституционные социально-экономические права личности либо обеспечивать удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц в материальных или духовных благах и услугах.

Реальное исполнение государством своих обязанностей осуществляется с применением разнообразных методов управления, используемых государственными органами исполнительной власти. Это организационный и распорядительный методы, методы планирования, прогнозирования и др.

Метод организации характеризуется формированием системы органов и учреждений, способных обеспечить исполнение действующих законов, их воплощение в конкретных отношениях.

Во-первых, государство создает систему органов, способных осуществлять управление экономической, социально-культурной и иными сферами общества. В Российской Федерации эта система состоит из федеральных исполнительных органов государства – Правительства РФ, федеральных министерств, иных центральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, государство формирует широкую сеть государственных учреждений, способную удовлетворить потребности каждого гражданина в образовании, медицинской помощи, в жилье, социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, по инвалидности и иных предусмотренных законом случаях, а также в бесплатном пользовании библиотечными фондами.

Распорядительный метод характеризуется оперативным управлением системой государственных органов и учреждений в целях их обеспечения материальными, кадровыми ресурсами и информацией. Так, государство осуществляет строительство служебных и иных зданий, удовлетворяющих всем требованиям санитарии и гигиены, обеспечивает государственные органы и учреждения необходимой техникой, оборудованием, иным имуществом.

Важнейшим направлением организационно-распорядительной деятельности государства является подготовка, подбор и расстановка кадров, а также периодическое повышение их квалификации, поскольку наличие квалифицированных кадров является необходимым условием эффективной деятельности государственных органов и учреждений. Государственные органы и учреждения также осуществляют сбор, обработку и анализ информации о своей деятельности, о состоянии социальной среды и прежде всего об отношении граждан и иных лиц к деятельности этих органов и учреждений.

Государство оплачивает все расходы, связанные с организацией и деятельностью государственных органов и учреждений, в том числе расходы на заработную плату их работникам, на бесплатные услуги, оказываемые государственными учреждениями в целях обеспечения конституционных социально-экономических прав граждан. Поэтому метод финансирования по праву входит в число основных методов, используемых в процессе организационно-распределительной деятельности органов государства.

Успешное осуществление деятельности государственных органов и учреждений на стадии реализации норм права во многом зависит от их способности предвидеть тенденции дальнейшего развития экономических, социальных и иных сфер общества и применительно к этим тенденциям разработать систему адекватных мер. Государство должно быть заранее готово и к позитивным, и к негативным процессам в развитии объекта управления таким образом, чтобы его деятельность полностью соответствовала современным процессам и тенденциям, а не была ориентированной на решение задач вчерашнего дня. Поэтому государственные органы активно используют методы прогнозирования и планирования для приведения своей организационно-распорядительной деятельности в соответствие с потребностями и задачами текущего дня.

Осуществляя организационно-исполнительную деятельность, государство, его органы должны использовать все вышеназванные методы. Только при этом условии государство успешно и надлежащим образом исполнит свои обязательства на стадии реализации норм права и позволит гражданам и иным лицам в полной мере и беспрепятственно реализовать свои права и свободы. Об этом убедительно свидетельствуют, в частности, затруднения, которые испытывают в настоящее время государственные органы Российской Федерации в сферах образования и здравоохранения.

Недостаточное финансирование образовательной сферы, государственных учреждений здравоохранения снижает качество оказываемых ими услуг. Граждане не имеют возможности получать качественное образование, надлежащую медицинскую помощь из-за отсутствия квалифицированных кадров. Недостаток последних обусловливается неспособностью государства достойно оплачивать труд педагогов и врачей.

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий -правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие икомплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты - изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты - события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются направомерные (соответствующие предписаниям нормы) инеправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяютправовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные , в свою очередь, подразделяются наюридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий - приговор суда) июридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают - художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные - на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделятькратковременные (штраф) идлящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяютсяпростые исложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

11) правонарушение понятие признаки состав

Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (т. е. действие или бездействие) деликтоспособного лица.

Противоправность выражается в:

    прямом нарушении правового запрета;

    неисполнении обязанности;

    злоупотреблении субъективным правом;

    превышении полномочий.

Всякое правонарушение должно быть общественно вредным. Наибольшей степенью общественной вредности (общественной опасностью) обладают преступления. Правонарушение – обязательно виновное деяние. Вина – психическое отношение правонарушителя (в формах умысла и неосторожности) к деянию и его последствиям.

По характеру и степени общественной вредности правонарушения подразделяются напреступления и проступки.

Проступки могут быть гражданско-правовыми (деликты), административными идисциплинарными. Нельзя за одно и то же деяние привлечь и к уголовной, и к административной ответственности. С другой стороны, за преступление или административный проступок можно одновременно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Напр., лицо, совершившее на работе мелкое хищение, можно привлечь к административной ответственности, уволить с работы и взыскать с него причиненный ущерб.

Состав правонарушения – фактическое основание юридической ответственности, сложный юридический факт, с которым закон связывает возникновение охранительного правоотношения.

Элементы состава правонарушения: объект, объективная и субъективная стороны, субъект.

Общий объект – охраняемые законом общественные отношения.

Объективная сторона включает:

    деяние в форме действия или бездействия;

    вредные последствия;

    причинную связь между ними.

Некоторые составы, кроме того, характеризуются факультативными признаками, которым также придается правовое значение: время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения.

Субъективная сторона характеризуется виной. Формы вины: умысел и неосторожность.Умысел может быть прямой и косвенный: а) при прямом лицо:

    предвидит реальную возможность или неизбежность вредных последствий;

    желает их наступления;

б) при косвенном лицо:

    осознает общественную вредность своего деяния,

    предвидит реальную возможность вредных последствий,

    не желает их наступления, но сознательно их допускает или относится к ним безразлично.

Неосторожность возможна в виде легкомыслия или небрежности: а) при легкомыслии лицо предвидит абстрактную возможность вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение; б) при небрежности лицо не предвидит вредных последствий, хотя должно и могло было при должной внимательности и предусмотрительности их предвидеть.

Субъект – физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью.

12)Юридическая ответственность понятие признаки разновидности

Юридическая ответственность - применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Она имеет государственно-принудительный характер . Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т. е. сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.

Деятельность государства в сфере принуждения строго регламентирована законом. Субъектами этой деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

    опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);

    наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

    выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;

    воплощается в процессуальной форме.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение правоотношений).

Юридическими фактами являются самые разнообразные жизненные обстоятельства, относящиеся как к области природы, так и к социальной жизни. Вместе с тем к ним относятся только те жизненные обстоятельства, которые предусмотрены правом.

Юридические факты классифицируются по связи факта с волей субъекта правоотношения на юридические действия и юридические события. Это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания субъектов права. Отличительная черта этого вида фактов состоит в том, что нормы права связывают с ними юридические последствия именно в силу их волевого характера.

Действия разделяются на правомерные и противоправные.

Правомерные действия - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, содержанию прав и обязанностей субъектов. Правомерные действия делятся на индивидуальные акты, юридические поступки и результативные действия.

Индивидуальные акты представляют собой правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности действия на эти последствия (например, совершение гражданско-правовой сделки).

Юридические поступки - это такие правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу самого факта действий вне зависимости от того, были ли направлены действия на наступление данных последствий или нет. Таким образом, юридические последствия связываются непосредственно с самим фактом действия лица безотносительно к его волевой направленности (например, признание долга).

Результативные действия представляют собой действия, с которыми нормы права связывают правовые последствия в силу достижения известного практического результата деятельности, выраженного в объективной форме (деятельность автора, изобретателя).

Противоправные действия (правонарушения, деликты) - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права других лиц, не согласуется с предусмотренными юридическими обязанностями.

Юридические события - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. События разделяются на относительные и абсолютные.

Относительные события - обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но проявляющиеся независимо от породивших их причин, например техногенные аварии.

Абсолютные события - обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее, например, буран, наводнение.

Юридические факты классифицируются но такому основанию, как последствия, к которым приводит юридический факт: правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие.

По форме проявления юридического факта и по характеру его действия факты делятся на положительные и отрицательные.

Положительные юридические факты представляют собой реально существовавшее или существующее в данный момент явление действительности (административные акты, явления стихийного характера и др.).

Отрицательные юридические факты выражают отсутствие определенных явлений. Норма права связывает здесь определенные юридические последствия не с наличием того или иного обстоятельства, а с его отсутствием. Таковы, например, некоторые из условий, необходимые для регистрации брака (отсутствие другого зарегистрированного брака, отсутствие определенной степени родства и др.).

По характеру действия юридические факты делятся на факты ограниченного действия и состояния.

Факты ограниченного (однократного) действия есть обстоятельства, с которыми нормы права связывают юридические последствия только в данном конкретном случае. Эти факты существуют лишь в данный момент или известный отрезок времени, а потом исчезают, порождая те или иные юридические последствия (смерть, истечение срока).

Состояния - обстоятельства, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия (например, состояние в браке, нетрудоспособность и т.п.).

Фактический состав - это система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий

(возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Можно выделить три вида фактических составов: простые, сложные, смешанные.

Простые фактические составы - система фактов, между которыми существует «свободная», нежесткая связь. В простом составе факты могут накапливаться в любом порядке.

Сложные (связанные) фактические составы - система фактов, между которыми существует взаимообусловленность, жесткая зависимость. Факты должны накапливаться в жестком, строго определенном порядке.

Смешанные фактические составы - система фактов, связь между которыми является частично «свободной», а частично - жесткой, «связанной».

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие признаки правовых отношений позволяют отделять их от иных видов общественных отношений?
  • 2. Что является основанием для возникновения правоотношений?
  • 3. Назовите виды фактических составов.
  • 4. В чем проявляется волевой характер правоотношений?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант