Юридический портал. Льготный консультант

После медосвидетельствования собирается призывная комиссия, и на ее заседание по повестке приглашается призывник. Ему оглашают принятое решение относительно пригодности к службе. По письменному заявлению гражданина в течение 5 дней ему выдается выписка этого решения. Не всегда молодые люди с ним согласны. В этом случае гражданин имеет право или подать иск в призывную комиссию субъекта Российской Федерации (области, края, автономной республики), или обжаловать в суде.

Если не согласен с решением комиссии как обжаловать или оспорить?

В федеральном законе №53 «О воинской обязанности и военной службе» указаны права призывника, которые он имеет, если не согласен с решением районной комиссии.

  • Гражданин имеет право обжаловать решение призывной комиссии или заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу в суде или в призывной комиссии субъекта федерации. Это право он получает после того, как ему выдадут копию решения на руки. При этом не стоит забывать об установленных сроках, которые ограничивают данную процедуру. Подать прошение необходимо в течение 3 месяцев после оглашения постановления. Лучше сделать это сразу же, как только на руках оказалась копия.
  • Заявление с иском рассматривается в течение пяти дней с момента его подачи в вышестоящий орган по призывным мероприятиям, 30 дней – рассмотрение жалобы на заключение врача.
  • Любые действия по призыву гражданина приостанавливаются до того момента, пока не будет объявлено решение регионального призывного комитета или суда. То есть пока рассматривается дело, в армию молодого человека не заберут.

Какой срок действия?

Срок действия решения до конца призыва

С момента, когда подано и зарегистрировано исковое обращение на решение призывной комиссии, гражданин не может быть призван в армию, призыв откладывается до оглашения вердикта.

Оспаривание или как правильно составить заявление?

Если гражданин недоволен тем, что решили относительно его призыва на службу в армию, независимо от того, какой факт его не устраивает, подавать жалобу необходимо именно на решение призывной комиссии. Даже если несогласие обусловлено медицинским заключением, которое вынесли врачи военной медкомиссии, и в этом случае нужно составлять жалобу на решение призывного органа, но отдельным пунктом указать претензии к заключению врачей.

Такой порядок подачи обжалования важен, потому что если составить его только по факту недовольства медосмотром, то молодой человек будет призван в армию (если было принято такое решение), пока дело его рассматривается в вышестоящих органах или в суде.

Претензия подается в вышестоящий призывной орган субъекта федерации. Это значит, что обращение с претензиями направляется в областной, краевой, республиканский, региональный военный комиссариат руководителю призывных мероприятий.

Форма заявления на отмену решения

Заявление оформляется следующим образом:

  • подается на имя председателя вышестоящей комиссии;
  • вносятся фамилия, имя и отчество подателя заявления, указывается его адрес прописки, а также точная или примерная даты медосвидетельствования и дата проведения заседания комиссии, на которой было оглашено решение;
  • необходимо кратко и четко указать претензии и выразить требования;
  • в заявление обязательно вписывается просьба отменить ранее принятое решение о призыве в армию и отправить призывника на контрольное медосвидетельствование (КМО).

Как лучше написать заявление на выдачу копии?

Если призывник усмотрел нарушение своих прав во время призывных мероприятий, то он пишет заявление, в котором выражает свое недовольство либо принятым решением комиссии относительно службы в армии, либо результатами медкомиссии, либо еще какими-то нарушениями прав призывника.

Почему лучше отправить почтой?

Лучше всего обращение с претензиями отправить почтой заказным письмом с услугой уведомления. При вручении письма адресату тот расписывается в уведомлении, что является доказательством того, что жалоба дошла до места и должна быть рассмотрена в течение пяти дней или 30 дней после даты, указанной в уведомлении.

Несогласие можно выразить и без составления заявления. Достаточно в устной форме заявить об этом на заседании призывной комиссии и оставить запись с претензией в протоколе заседания. Но такой способ считается не эффективным, так как нет возможности к претензии приложить какие-либо документы, доказывающие правоту призывника.

После того как обращение гражданина будет рассмотрено, его вызывают на КМО.

Подаем заявление в суд

Если по какой-то причине призывник не доверяет рассмотрение своего дела вышестоящему призывному органу или есть какие-то иные причины, то он может направить обращение с претензиями к решению о его призыве на службу в суд.

Что делать, если копию решения призывной комиссии не дают?

Закон «О воинской обязанности и военной службе» гласит, что копия о решении по призыву в армию должна быть выдана гражданину по его требованию. Но бывает, что этот закон нарушается и копия не выдается. Вместо этого назначается дата отправки в уже определенную воинскую часть. Таким действием нарушается право призывника на обжалование.

В этом случае нужно сделать ксерокопию повестки в армию и приложить ее к заявлению, где следует указать на факт отказа в выдаче копии решения по призыву. В обращении также выражается просьба к председателю вышестоящей призывной комиссии потребовать данное решение у районного комиссариата.

Как получить юридическую помощь?

Специалисты ассоциации ВАЮР оказывают помощь призывникам в получении военного билета законным путем. Получить бесплатную консультацию можно несколькими способами:

  • заказать бесплатный звонок, заполнив заявку на сайте;
  • позвонить самому на горячую линию
  • написать в онлайн-консультант.
  • обсудить на форуме в ВК.

Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло своё отражение в п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятствует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования.

Обжалование решений призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию - призывную комиссию субъекта РФ - производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Законом определены достаточно мягкие требования к оформлению жалобы. В жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа, в который гражданин направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя. В случае несообщения фамилии гражданина ответ на жалобу не даётся;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не даётся;
  • суть жалобы;
  • личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе обращению документы и материалы либо их копии.
Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государственной пошлиной не оплачивается.
Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие).
В трёхдневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы, согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» - тридцать дней. Однако п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращённый срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ. Если для ответа на поставленные в жалобе вопросы требуется проведение контрольного медицинского освидетельствования, гражданин вызывается на него в порядке, освещённом выше (раздел, посвящённый призывной комиссии субъекта РФ).
Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения по жалобе призывной комиссией субъекта РФ.
Практика работы с призывниками показывает, что многие молодые люди, обжаловавшие решение призывной комиссии в административном порядке и вызванные в призывную комиссию субъекта РФ для рассмотрения жалобы, опасаются быть отправленными к месту прохождения военной службы непосредственно после вынесения решения по жалобе. С точки зрения законодательства, эти страхи беспочвенны. Гражданин, жалоба которого не удовлетворена, не ограничивается в праве на свободу передвижения. Он может выйти за пределы помещения призывной комиссии субъекта РФ и обратиться в суд, обжаловав то же решение призывной комиссии, равно как и решение призывной комиссии субъекта РФ, в судебном порядке. Попытки привести в исполнение решение призывной комиссии непосредственно после рассмотрения жалобы против воли призывника незаконны. Дабы обеспечить соблюдение закона, рекомендуем призывникам обжаловать решение призывной комиссии одновременно и в вышестоящую призывную комиссию, и в суд. Обжалование решения призывной комиссии в суде также приостанавливает выполнение оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Судебный порядок обжалования.

Порядок оспаривания актов управления в суде определён Кодексом административного судопроизводства (непосредственное регулирование осуществляется нормами главы 22) и разъяснён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

  • решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва - медицинском освидетельствовании: а) заключение врача-специалиста; б) заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва - заседании призывной комиссии: решения призывной комиссии;
  • решение о присвоении первого воинского звания рядового и действия, направленные на реализацию решения призывной комиссии (третий этап призыва);
  • иные связанные с призывом действия и решения органов (должностных лиц).

С момента подачи заявления в суд об оспаривании решения призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), выполнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, приостановлено не будет. В таком случае для того, чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путём запрещения призывной комиссии принимать в отношении призывника какие-либо решения.

Практика показывает, что, несмотря на установленный КАС РФ десятидневный срок рассмотрения заявления об оспаривании решения органа государственной власти, с момента подачи заявления об оспаривании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит достаточно много времени. Ранее, до 25 ноября 2006 года, это обстоятельство часто позволяло по окончании призыва требовать от призывной комиссии отменить оспариваемое решение: согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 года № 587, по завершении призыва призывная комиссия отменяет нереализованные решения о призыве на военную службу. При этом не имело значения, по каким причинам решение о призыве не реализовано: по причине уклонения призывника от отправки к месту прохождения военной службы или же по причине приостановления исполнения решения о призыве оспариванием этого решения в суде. Однако с 25 ноября 2006 года действует новое Положение о призыве на военную службу граждан РФ. П. 21 этого Положения обязывает призывную комиссию отменять только два типа решений: отменённые призывной комиссией субъекта РФ и отменённые судом. Нелогичность отмены отменённых решений очевидна. Но проблема заключалась не в этом. Призывная комиссия была лишена полномочий по отмене нереализованных решений о призыве. Сомнения (не с правовой точки зрения, а с точки зрения целесообразности) вызывала и появившаяся у органов, осуществляющих призыв, возможность приводить в исполнение в новую призывную кампанию решения, принятые в рамках предыдущей призывной кампании, без проведения повторного медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии. Проблема была разрешена принятием Инструкции от 2 октября 2007 года, обязавшей призывную комиссию субъекта РФ отменять нереализованные решения призывной комиссии по завершении призыва.

Как было сказано выше, подачей в суд заявления об оспаривании решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о принятии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приёме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление подавалось по почте). Предъявление этих документов должностным лицам военного комиссариата является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для отправки к месту прохождения военной службы. Неприостановление выполнения решения, а также вытекающие отсюда действия должностных лиц военного комиссариата (например, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению прав, незаконно возложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечён к ответственности. Это относится и к оспариванию решений и действий (бездействий) призывных комиссий и врачей-специалистов.
Законом установлен трёхмесячный срок обращения в суд 45 . Срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. В частности, срок оспаривания решения о призыве начинает исчисляться со дня оглашения этого решения призывнику на заседании призывной комиссии (если решение не было оглашено, что иногда случается, - со дня предоставления призывнику копии решения о призыве или повестки, из текста которой следует, что решение о призыве вынесено). Пропуск трёхмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако отсутствие уважительных причин пропуска может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Днём подачи заявления является день его регистрации в канцелярии суда или день сдачи его в организацию почтовой связи.
Заявление подаётся в суд общей юрисдикции по месту жительства гражданина или по месту нахождения ответчика.

В заявлении должны быть указаны:

  • Наименование суда, в который подаётся заявление;
  • Наименование истца 46 (фамилия, имя, отчество), его место жительства, а если заявление подаётся представителем - его наименование и адрес;
  • Наименование ответчика, его место нахождения. Если оспаривается решение о призыве призывника, то ответчиком является орган, вынесший решение - призывная комиссия. Её адрес теоретически должен указываться в нормативном акте, определяющем структуру и состав призывной комиссии конкретного субъекта РФ. Если в указанном акте адрес не указывается, то адрес призывной комиссии соответствует адресу органа местного самоуправления, в пределах которого комиссия осуществляет деятельность, либо адресу, по которому фактически проводятся заседания призывной комиссии. Ответчиком по заявлению об оспаривании заключения врача-специалиста или врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является соответствующий врач (как должностное лицо, т.е. тот врач, который занимает указанную должность в настоящий момент, независимо от того, что оспариваемое заключение могло быть вынесено его предшественником). Его адрес должен соответствовать адресу осуществления военно-врачебной экспертизы;
  • В чём заключается нарушение либо угроза нарушения прав истца. Нарушение, если мы говорим об оспаривании решения о призыве, заключается в непредоставлении гражданину освобождения или отсрочки от призыва на военную службу при наличии у гражданина права на освобождение (отсрочку), либо в незаконном (по причине несоблюдения процедуры принятия решения) наложении на гражданина обязанности проходить военную службу;
  • Требования истца. Типовыми для заявлений об оспаривании решений о призыве являются требования о признании незаконным и отмене оспариваемого решения. Дополнительно можно потребовать обязать ответчика совершить какие-либо действия, вынести какие-либо решения (например, решение об освобождении гражданина от призыва и зачислении в запас). Согласно КАС РФ, суд не связан требованиями заявителя. Признав заявление обоснованным, он принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Так, если призывник просит признать незаконным и отменить решение о призыве в связи с наличием оснований для предоставления освобождения или отсрочки от призыва на военную службу, то он должен указать в тексте заявления на эти обстоятельства (заболевание, обучение, семейное положение и пр.), а также на документы, подтверждающие эти обстоятельства. Копии документов должны быть приобщены к заявлению. К заявлению должен быть также приобщён комплект документов для ответчика и третьего лица (столько дополнительных комплектов, сколько ответчиков и третьих лиц), если у них копии этих документов отсутствуют. Если копии документов есть у ответчика, истец должен указать это в заявлении. Если документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, у истца нет, то он вправе обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательств в порядке ст. 59 КАС РФ. В ходатайстве истец должен указать, где находятся документы (если документы приобщены к личному делу призывника, то целесообразно ходатайствовать об истребовании всего личного дела, находящегося в военном комиссариате, наименование и адрес которого надо указать в ходатайстве) и по каким причинам он не смог самостоятельно получить эти документы. Ходатайство об истребовании доказательств прилагается к заявлению об оспаривании или включается в его текст;
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов. Так, к заявлению должны быть приобщены:

Его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
-документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Размер госпошлины составляет для дел указанной категории 300 рублей;
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя истца (если заявление подано представителем). Доверенность удостоверяется в нотариальном порядке. Может она в исключительных случаях удостоверяться и в ином порядке, прдусмотренном ст. 220 КАС РФ;
- как уже говорилось, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

  • Подпись истца (или его представителя, если тот наделён полномочиями на подписание заявления и предъявление его в суд).

Установленный двухмесячный срок рассмотрения заявления на практике не соблюдается ввиду наличия у суда полномочий на назначение срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за рамки сроков рассмотрения и разрешения дел.
В помощь читателю, столкнувшемуся с необходимостью обратиться в суд, привожу образец заявления об оспаривании решения о призыве на военную службу.

В ______________ский федеральный районный суд Санкт-Петербурга
Заявитель: _________________________, зарегистрированный
по месту жительства: Санкт-Петербург, ________________
Заинтересованное лицо: Призывная комиссия
МО «____________»: Санкт-Петербург, _____________________
Заинтересованное лицо: Врач,
руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан,
подлежащих призыву на
военную службу, __________________________:
Санкт-Петербург, ______________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании решения призывной комиссии МО «_______»
и заключений врача, руководящего работой
по медицинскому освидетельствованию граждан,
подлежащих призыву на военную службу

Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» ________________ 20___ года, я признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б»). Решением призывной комиссии МО «_______________» от «___» _____________ 20___ года я был призван на военную службу. Указанные решения нарушают мои права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Считаю решение призывной комиссии и заключение врача незаконными на следующих основаниях.

  1. Я, _______________, «___» ___________ 20___ года был обследован в __________________. По результатам обследования у меня было обнаружено заболевание: _______________. Указанное заболевание в соответствии со ст. ______ Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123) даёт основания для признания меня ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», освобождаются от призыва на военную службу.
  2. А) В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование. Таким образом, медицинское освидетельствование является элементом (входит в состав) такого комплексного мероприятия, как призыв на военную службу. Б) Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Поскольку призыв осуществляется в строго установленные законом сроки, то и все его составляющие могут проводиться только в эти сроки. Только в эти сроки может проводиться и медицинское освидетельствование. В) Медицинское освидетельствование в отношении меня было проведено «___» ____________ 20___ года, т.е. не в установленные законом сроки. Результаты освидетельствования, проведённого за рамками установленных законом сроков, ничтожны.
  3. Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объёме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ. П. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. Сведения о результатах исследований, согласно п. 8 вышеназванной Инструкции, записываются в разделе II учётной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу (указанные карты хранятся в личном деле призывника). Указанные диагностические мероприятия в отношении меня не проводились в течение 30 дней до медицинского освидетельствования. Следовательно, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать меня «___» ______________ 20___ года, и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и оспариваемое решение призывной комиссии, должны быть признаны незаконными.
  4. Согласно ст. _____ Расписания болезней, по категории годности «Б» освидетельствуются только граждане, подлежащие призыву на военную службу, страдающие следующими заболеваниями: «___________________________». При постановке заключения о годности к военной службе у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не было сведений о том, что я страдаю указанными заболеваниями. Учитывая, что в силу норм КАС РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возложена на должностное лицо, это решение принявшее, считаю необходимым затребовать у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, медицинские сведения, которыми он руководствовался, вынося заключение о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями.
  5. Врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, были юридически связаны диагнозом заболевания, представленным мною на медицинское освидетельствование. Согласно Отраслевому стандарту «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав. ОСТ 91500.09.0003-2001», утверждённому Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 269, установление диагноза возможно только в результате оказания комплексной медицинской услуги, являющейся совокупностью простых и сложных услуг. Любая медицинская услуга есть мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость. Таким образом, постановка нового диагноза врачом-специалистом-_____________ и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является медицинской услугой (при этом сопоставление формулировки диагноза, полученного в результате обследования в медицинском учреждении по направлению призывной комиссии, с формулировкой диагноза, присутствующей в Расписании болезней, завершающееся определением категории годности к военной службе, не является медицинской услугой, т.к. не направлено на профилактику заболевания, диагностику или лечение). Согласно же преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей», исполнителем услуги могут являться либо организация, либо предприниматель. Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение о годности к военной службе даёт не организация, а врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист. При этом врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, наделены распорядительными полномочиями (выражающимися в вынесении заключения о годности к военной службе, предопределяющего содержание решения призывной комиссии, членом которой является врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу) в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них (призывников). Таким образом, согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ, они являются должностными лицами. Будучи должностными лицами, они не является предпринимателями. Следовательно, они не могут оказывать медицинские услуги. Если врач-специалист-_____________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, прежде, чем дать заключение о годности, поставили мне диагноз заболевания, то они вышли за рамки своих полномочий.
  6. Возникновение у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сомнений в достоверности диагноза «_______________», правильности его постановки и т.п. не давало ему полномочий освидетельствовать меня по не обнаруженным у меня заболеваниям. В силу п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», невозможность дать заключение о годности к военной службе на месте является основанием для направления призывника на обследование, в рамках которого был бы определён диагноз заболевания, которое у меня присутствует. В том случае, если по результатам обследования был бы опровергнут диагноз, поставленный мне в __________________, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, имел бы основания для вынесения заключения о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями, а призывная комиссия - для вынесения решения о призыве меня на военную службу. Таким образом, именно направление на обследование является единственным предусмотренным законом средством опровержения недостоверных диагнозов в условиях ненаделённости врача-специалиста-______________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, полномочиями по постановке диагноза. Мне направление на обследование не было дано, при этом врачи либо ошиблись с квалификацией заболевания, неправомерно освидетельствовав меня по не применимой ко мне статье Расписания болезней, либо неправомерно поставили мне новый диагноз и освидетельствовали в соответствии с ним.
  7. А) Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Соотносясь с медицинской деятельностью как частное с общим, военно-врачебная экспертиза также подлежит лицензированию. Б) Согласно ст. 51 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, категория годности гражданина к военной службе определяется в рамках военно-врачебной экспертизы (путём проведения военно-врачебной экспертизы). При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрена. Таким образом, категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы - деятельности, осуществление которой требует лицензирования. В) Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», заключение о годности гражданина к военной службе даёт врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Согласно п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, теми же полномочиями обладает врач-специалист. Таким образом, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист-___________ осуществляют военно-врачебную экспертизу - деятельность, осуществление которой требует лицензирования. Г) Обозначенные ошибки врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врача-специалиста-____________ в квалификации имеющихся у меня заболеваний вызывают сомнения в компетентности врачей требуют установления правомочности осуществления ими военно-врачебной экспертизы. Поскольку обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должны представить суду лицензию на осуществление военно-врачебной экспертизы.
  8. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Несоблюдение врачом-специалистом и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, процедуры предоставления заключения о годности к военной службе вызывает сомнения в наличии у них полномочий на осуществление медицинской деятельности. Поскольку обязанность по доказыванию законности принятого решения возлагается на принявшее его должностное лицо, считаю необходимым истребовать от врачей дипломы о медицинском образовании, сертификаты специалиста, лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у них специального звания.
  9. В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначается из числа врачей-специалистов. Согласно той же норме, персональный состав врачей - специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Мне не известно, занимал ли ___________________ должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Если не занимал, то решение о назначении его на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должно быть признано незаконным, равно как и его заключение, данное в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Для правильного разрешения возникшего спора необходимо истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сведения о должности, которую он занимал на момент назначения на занимаемую должность.

Тексты оспариваемых актов - заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии - мне выданы не были. Я обратился к председателю призывной комиссии МО «________» с заявлением о выдаче мне копии оспариваемых решений. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение 30 дней. Кроме того, я получил повестку военного комиссариата, из текста которой следует, что я призван на военную службу. Повестка является доказательством вынесения оспариваемого решения.
На основании изложенного
ХОДАТАЙСТВУЮ:

  1. Вынести определение об обеспечении настоящего заявления путём запрещения реализовывать решение о моём призыве на военную службу до вступления в законную силу решения суда;
  2. Истребовать от отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по ______________скому району (Санкт-Петербург, _________________) личное дело призывника ____________;
  3. Истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, ______________, диплом о медицинском образовании, сертификат специалиста, лицензию на осуществление медицинской деятельности, документ, подтверждающий наличие у него специального звания, а также сведения о том, занимал ли он должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  4. Назначить судебную военно-врачебную экспертизу проучив её проведение __________________ (Санкт-Петербург, _______________________), представив на экспертизу _______________________________. Прошу поставить перед экспертами следующие вопросы: 1) Какие заболевания были обнаружены у __________________ по результатам обследования в _______________? 2) Какие из этих заболеваний являются основаниями для признания __________________ ограниченно годным и не годным к военной службе (категории годности «В» и «Д» соответственно) по первой графе Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года)?

ПРОШУ:

  1. Признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» _______________ 20___ года о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями;
  2. Признать незаконным решение призывной комиссии МО «__________________» от «___» ______________ 20___ года о призыве меня на военную службу.

Приложение:

    • Копия настоящего заявления - 2 экз.;
    • Квитанция оплаты госпошлины;
    • Копия медицинской справки _______________ - 3 экз.;
    • Копия заявления о выдаче копии оспариваемых актов - 3 экз.;
    • Копия описи вложения в ценное письмо - 3 экз.;
    • Копия повестки военного комиссариата - 3 экз.

«___» ___________ 20___ года________________/_______________

Важно заметить, что призывная комиссия, вынося решение о призыве гражданина на военную службу, юридически связана заключением врача. Именно заключение о категории годности «В» или «Д», а отнюдь не заболевание, соответствующее указанным категориям, является основанием для принятия решения об освобождении от призыва. Поэтому суд не может признать незаконным решение о призыве, если выявлено заболевание, соответствующее категории годности «В» или «Д», но заключение о годности по категории «А» или «Б» призывник не оспаривает. Решение призывной комиссии должно признаваться законным, поскольку законность основания, на котором базируется это решение, не опровергнута. Именно поэтому оспаривание решений призывной комиссии, несогласие с которыми лежит в медицинской плоскости, должно быть сопряжено с оспариванием заключения врачей.
Справедливости ради надо отметить, что судебная практика по данному кругу споров складывается иначе. Решение призывной комиссии отменяется по выявлении заболевания, соответствующего категориям годности «В» или «Д», даже если заключение о годности не оспорено и не признано незаконным. Стабильность и обоснованность такой практики очень сомнительны.

Прокурорский надзор за законностью проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Полномочия и структура прокуратуры определены ФЗ от 17 января 2002 года № 2202-1 «О Прокуратуре РФ». Этот закон определяет трёхзвенную структуру органов прокуратуры, соотносящихся в порядке подчинённости: Генеральная Прокуратура РФ - прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры - прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры.
В рамках осуществления надзорной функции прокуратуры прокурор проверяет исполнение закона органами управления, в том числе призывными комиссиями. Важным для темы нашего обсуждения является такое полномочие прокурора, как внесение представления об устранении нарушений закона. По факту выявления нарушений закона в деятельности призывной комиссии или военного комиссариата прокурор или его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Практика показывает эффективность обращения призывника, в отношении которого вынесено незаконное решение призывной комиссией или совершены незаконные действия со стороны её членов или работников военкомата, с заявлением на имя прокурора соответствующего района или гарнизона о внесении представлений об устранении нарушений закона. Обращение в прокуратуру не приостанавливает выполнение обжалуемых решений призывной комиссии. Следовательно, рекомендуем призывникам параллельно с обращением в прокуратуру подавать в суд заявление об оспаривании решения призывной комиссии.

Вы собрали пакет документов, доказывающих непризывной диагноз, но комиссия вынесла вердикт – годен? Еще не все потеряно: закон на вашей стороне. Согласно пункту 7 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданин вправе обжаловать решение призывной комиссии в установленный законом срок. Как юристы обжалуют решение военкомата – расскажу в статье.

Порядок обжалования решения призывной комиссии

По закону обжаловать решение призывной комиссии можно в течение трех месяцев со дня вынесения этого решения. Однако столь долгая выжидательная позиция может обернуться призывом на военную службу, поэтому мы всегда подаем жалобу до дня, указанного в повестке на отправку. Чем раньше это сделать, тем лучше.

Структуру жалобы обязательно выдерживаем в строгой логической последовательности:

  • Вводная часть. Здесь указываем наименование и контактную информацию органа, в который подаем заявление, а также ФИО и контактную информацию призывника.
  • Описательная часть. Здесь описываем суть обращения и аргументированные причины несогласия с решением военкомата.
  • Просительная часть. С какой просьбой мы обращаемся.
  • Приложения. Какие копии документов мы прикладываем к письму.

Так как жалобу подаем от лица клиента, то к ней обязательно прикладываем доверенность. После этого пакет документов отправляем в канцелярию военкомата заказным письмом.

Мнение эксперта

Процесс призыва начинается с получения призывником повестки и заканчивается вынесением решения призывной комиссией. Если вы уже получили повестку в военкомат или столкнулись с нарушением при прохождении призывных мероприятий, узнайте, как защитить свои права, на странице «» .

Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Военный комиссариат должен рассмотреть жалобу в течение пяти рабочих дней. После этого призывника вызывают на медицинское освидетельствование для уточнения категории годности. По его результатам будет принято решение о законности категории годности, которую выставила призывная комиссия районного военкомата.

Обжалование решения призывной комиссии в суде

Любая призывная комиссия должна выполнить норму призыва граждан. В случае недобора жалоба может быть рассмотрена не в пользу призывника. В таких случаях мы всегда обращаемся с исковым заявлением в суд с требованием признать решение призывной комиссии незаконным, отменить вынесенную категорию годности и признать клиента негодным к военной службе.

Как оспорить категорию годности к военной службе в судебном порядке? Сначала мы из протокола заседания призывной комиссии и предупреждаем военный комиссариат и Следственный комитет о том, что будем обжаловать решение о призыве. Затем готовим иск и отправляем его в районный суд заказным письмом. К заявлению обязательно прикладываем запрошенную копию решения призывной комиссии и пакет медицинских документов.

Заявление также направляем в суд до дня, указанного в повестке на отправку. После этого ждем вызов в суд и защищаем права клиента на судебном заседании. Когда дело будет выиграно, получаем определение и помогаем призывнику подготовить документы для оформления военного билета.

C уважением к Вам, Михеева Екатерина, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам.

Статья 46 Конституции РФ дает право гражданам на обжалование решений, действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается призывных комиссий (далее ПК) муниципального образования, то их решения могут быть оспорены в ПК субъектов РФ и в суде. Направлять обращения можно одновременно в обе инстанции.

О порядке работы районной ПК

Военно-Врачебная Комиссия (ВВК) является частью ПК. Ее основные задачи – проводить медицинские обследования и выносить заключения о состоянии здоровья призывника.

Гражданин проходит медкомиссию, а затем вызывается повесткой на заседание ПК, где ему сообщают о результате. Решение вступает в силу в момент его оглашения, однако это не значит, что призывник после этого ограничивается в праве на свободу передвижения. Иными словами, у него есть время подать жалобу и приостановить исполнение решения.

Основания для обжалования

Какие обстоятельства могут послужить основой для подачи жалобы:

  • нарушено Положение о военно-врачебной экспертизе (ПП РФ № 565), в результате чего неверно определена категория годности к военной службе;
  • отказано в выдаче отсрочки по учебе;
  • отказано в выдаче отсрочки по семейному положению (уход за близкими и др.);
  • вручена повестка на отправку в войска при наличии вышеперечисленных оснований для отсрочки.

Внимание! Важно понимать, что многократное оспаривание результатов заседания без законных оснований может послужить причиной для обвинения гражданина в уклонении от воинской службы. За этим следует серьезное наказание, которое определено ст. 328 УК РФ.

Если несение воинской службы противоречит моральным или религиозным принципам призывника, он вправе подать заявление на прохождение альтернативной гражданской службы.

Так или иначе, большинство претензий связано с нарушениями работы медкомиссии. Ознакомиться подробнее с порядком предоставления отсрочки можно изучив ст. 24 Федерального Закона № 53.

Как действовать призывнику

Гражданин может выражать свое несогласие с вердиктом без составления письменной заявки. Это можно сделать во время оглашения результата на заседании ПК, оставив пометку в протоколе. Этот метод неэффективен ввиду невозможности формулирования сути претензии и предоставления доказательных документов, указывающих на неправомерность решения.

Именно поэтому рациональнее обращаться в вышестоящую инстанцию и в суд уже после оглашения вердикта.

Внимание! В случаях с нарушениями, произошедшими при медицинских обследованиях, обращение с претензией только на ВВК (но не на решение ПК) не приостанавливает реализацию постановления ПК.

Обращение в судебные органы предполагает приложение копии вердикта призывной комиссии. Военный комиссар обязан вручать или высылать этот документ по письменному требованию призывника согласно п. 6 ст. 28 ФЗ № 53.

Образец заявки на предоставление копии вердикта

Военный комиссариат обязан вручить или отправить почтой выписку из протокола не позднее, чем через 5 дней с момента обращения.

Если требование было проигнорировано, к жалобе в областную призывную комиссию прилагается копия повестки для отправки в войска.

Как оформить и подать заявление в ПК субъекта

Порядок обжалования определен ФЗ № 59 . Законодательные акты не устанавливают жестких требований к оформлению документа. Поэтому он составляется в свободной форме, с обязательным указанием некоторых реквизитов.

  • ФИО военного комиссара соответствующего субъекта РФ;
  • ФИО отправителя. Анонимные обращения не рассматриваются;
  • контактные данные заявителя, в частности, его почтовый адрес для ответа;
  • суть жалобы;
  • дата написания, подпись и ее расшифровка.

Подтвердить основания для обращения можно приложив к заявлению соответствующие копии документов и материалов. Рассмотрение обращений любого типа производится без уплаты пошлин.

Сроки подачи и рассмотрения

Пунктом 7 ст. 28 ФЗ № 53 определен трехмесячный срок для обжалования вердикта ПК со дня его вынесения. Этим же законом ограничено время на рассмотрение обращения – 5 дней с момента подачи. Реализация решения во время рассмотрения приостанавливается.

Способы отправки

Для подачи заявления можно воспользоваться одним из двух способов:

  • лично в канцелярию военкомата. В этом случае понадобятся два экземпляра, один из которых должен остаться у призывника. Важно попросить работника канцелярии поставить штамп на оставшуюся у заявителя копию (входящий номер, дата и роспись ответственного за прием заявлений лица);
  • по почте. Следует отправлять заказное письмо с уведомлением о вручении. При наличии дополнительных документов (доказательств) необходимо воспользоваться описью вложения. Так можно снизить шансы потери корреспонденции до минимума, а также удостовериться в том, что письмо дошло до адресата.

Областной военный комиссариат

Полномочия этого органа определяет ст. 29 ФЗ № 53. В их число входит рассмотрение претензий на постановления ПК муниципального образования, а также контрольное медицинское освидетельствование (КМО) граждан, подавших такие заявления.

После рассмотрения жалобы гражданину высылается повестка на КМО. Во время прохождения освидетельствования следует сообщать врачам о проблемах со здоровьем, ссылаясь на медицинские справки и материалы, которые это подтверждают. В отдельных случаях КМО не может сформировать медицинское заключение и направляет призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза.

В итоге комиссия областного военкомата может отреагировать следующим образом:

  • подтверждает годность к несению военной службы. В личном деле призывника появляется соответствующая запись;
  • отменяет постановление, данное районным военкоматом. Призывника вызывают на повторный медосмотр, чтобы вынести заключение, учитывая новые обстоятельства.
  • бездействует или уклоняется от рассмотрения обращения.

Вердикт ПК субъекта РФ может быть оспорен в судебных органах. Это приостанавливает исполнение решения до того, как постановление суда вступит в законную силу. Кроме того, существует возможность обжаловать действия отдельных членов комиссии.

Обжалование в суд

Призывник или его доверенное лицо вправе жаловаться сразу в суд, в обход других инстанций. Глава 22 КАС РФ устанавливает порядок подачи таких обращений. В частности, ст. 218 КАС РФ указывает на право граждан оспаривать любые незаконные действия районной и областной комиссий, их должностных лиц и служащих.

Какие действия подлежат обжалованию в суде:

  • предпринятые в течение первой фазы призыва – медосмотре;
  • предпринятые во второй фазе – заседании ПК;
  • решение присвоить первое воинское звание рядового;
  • другие незаконные действия, связанные с призывом.

Как оформить и подать исковое заявление

Подать иск можно в местный районный суд. Заявление составляется в 3 экземплярах. Один из них останется у призывника с пометкой о подаче в суд, второй будет направлен ответчику, а третий останется в судебном органе.

Какие сведения указываются в документе:

  • наименование суда;
  • ФИО истца, адрес места жительства (при подаче представителем указываются его данные);
  • наименование ответчика и его местонахождение. Это может быть адрес военкомата, в котором комиссия, проводя свое заседание, вынесла незаконное решение. Если обжалованию подлежит заключение врача (Как написать жалобу на врача), то он является ответчиком как должностное лицо, а в качестве адреса указывается место прохождения освидетельствования;
  • суть нарушения. В данном случае она заключена в отказе от предоставления законного права на отсрочку или освобождение от призыва;
  • требования истца. Здесь уместно потребовать у суда признать незаконность постановления ПК, а также требовать его отмены;
  • основания, на которых выдвигаются требования (см. раздел «Основания для обжалования»). В тексте нужно указать на прикрепленные документы (доказательства), которые подтверждают основания. Если ответчик располагает копиями таких документов, это следует обозначить. Ст. 57 ГПК РФ дает право истцу обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательных материалов. В нем необходимо указать местоположение требующихся документов, а также причины, по которым истец не смог их получить.

Внимание! Призывная комиссия в момент принятия решения юридически связана с заключением врача-специалиста. Именно оно, а не конкретное заболевание, выступает в роли основания для выдвижения вердикта об отсрочке или освобождении. Поэтому, обжалование вердикта ПК следует сопрягать с оспариванием заключения ВВК.

Срок рассмотрения заявления судебным органом составляет 10 дней с момента его регистрации в соответствии со ст. 251 ч.1 ГПК РФ. Однако суд обладает полномочием назначения выходящей за эти рамки срока даты предварительного заседания.

Образец

Документ может использоваться в качестве образца при составлении искового заявления.

Обращение в прокуратуру

Призывник может обратиться с заявлением на имя районного или гарнизонного прокурора с требованием внести представление об устранении нарушений закона. Такое обращение по закону не может приостановить исполнение оспариваемых решений ПК, поэтому направлять заявление в военную прокуратуру следует одновременно с обжалованием в других инстанциях, указанных выше.

Если в действиях ПК или работе военкомата выявлены факты несоблюдения закона, прокурором вносится соответствующее представление в орган, полномочный устранить нарушения. Рассмотрение представления осуществляется в срочном порядке и в течение одного месяца со дня его внесения нарушения должны быть устранены.

Законодательная база

Порядок обжалования регулируется следующими законодательными актами:

  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017);
  • ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015);
  • ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.05.2017);
  • ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ.

Всем привет. Сегодня на мы говорим о том как написать заявление в военкомат . К сожалению бывает и такое, но к счастью все же в последнее время все меньше и меньше.

По достижении совершеннолетия лицо мужского пола в ВС России. Зачастую работники военкомата в целях набора необходимого количества молодых людей для призывной кампании «закрывают глаза» на причины, по которым призывник не может проходить службу.

Именно на этой почве начинаются проблемы с сотрудниками военкомата, нарушающими права призывников. В данной ситуации целесообразно будет написать заявление о произволе призывной комиссии в соответствующие инстанции.

Для обжалования действий работников военкомата или решения призывной комиссии существует административный метод, который предполагает предъявление претензии непосредственно в военкомате. Если имеет место грубое нарушение закона, вопрос решается через судебные органы. Выбор наиболее подходящего метода зависит от множества условий. Как обжаловать вердикт сотрудников призывной комиссии, не привлекая к делу судебные органы?

Причины, по которым следует разрешать ситуацию административным путем:

Призыв студента, имеющего отсрочку от прохождения военной службы.

Признание годности к военной службе лица, имеющего ограничения по состоянию здоровья.

Наличие веских причин, предусмотренных законом, для освобождения от призывной компании (семейные обстоятельства, рождение второго ребенка, уход за родителями – инвалидами).

Правила составления и оформления претензии

Предъявление претензий к действиям военного комиссариата имеет ряд особенностей. Жалоба должна соответствовать определенным критериям, то есть в ней должно быть указано:

Название учреждения, именуемое призывной комиссией субъекта РФ указывается в полном объеме, без сокращений.

Инициалы и контактные данные призывника.

Подробное описание сути претензии к действиям сотрудников военного комиссариата с юридической формулировкой.

Перечень прилагаемых свидетельств и справок, доказывающих основательность предъявляемой жалобы.

Даже незначительные нюансы могут изменить ход дела призывной компании. Советы юристов дадут ответы на многие вопросы: что сделать, чтобы дать заявлению выход на новый уровень; как получить право на вторичное медицинское освидетельствование; как доказать врачебные ошибки. Кроме того, юристы проконтролируют процесс проведения экспертизы.

Обжалование заключения комиссии посредством судебного разбирательства

Причины обжалования, требующие судебного вмешательства:

Заключение врача узкого профиля;

Вынесения вердикта призывной комиссией в одностороннем порядке;

Досрочное присвоение первого воинского звания без прохождения службы;

Другие неправомерные действия, связанные с произволом должностных лиц. В случае угроз и запугивания со стороны сотрудников военкомата призывник имеет законные основания для подачи жалобы.

Заявление в военкомат образец

При подаче жалобы в судебные инстанции заявление должно соответствовать установленной форме с соблюдением всех пунктов:

Полное название судебной организации, куда направляется исковое заявление;

Фамилия, инициалы и контактные данные призывника;

Юридический адрес организации — ответчика (военкомата), личные данные врача, вынесшего вердикт;

Детальное изложение проблемы с указанием оснований для обращения в суд; аргументация, пакет документов и справок, доказывающих основательность жалобы;

Дата, подпись.

И все же надеемся, что до заявления в военкомат дело не дойдет и призывник без проблем отправится проходит военную службу по призыву.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант