В последнее время туроператорывсе чаще не выдерживают конкуренции и заявляют о своей неспособности и далее вести дела на рынке туристических услуг. В связи с этим важно понимать, существует ли страховка от банкротства туроператора, и как ее получить.
Особенно урожайным на закрытие туристических компаний стал 2014 год. Основной причиной можно назвать спад интереса к данной сфере. Сложившаяся ситуация стала напоминать замкнутый круг: турфирмы закрываются, потребители теряют к ним доверие и занимаются планированием путешествий самостоятельно, в результате чего турфирмы закрываются.
Как полагают сами туристические компании, причин вызвавших такую ситуацию в стране, три:
По данным статистики, потери платежеспособных клиентов в данной сфере составили 15 % от общего числа путешествующих граждан.
Во многом эта цифра, по мнению туристических компаний, зависит от политической ситуации. Чиновники же, в свою очередь, не перестают обвинять сами компании в построении мошеннических схем. Как бы там ни было, страдает все равно турист.
С точки зрения государственного влияния, также имеется ряд тормозящих развитие данной сферы причин:
Как выглядит ситуация на практике? Очень просто – вы покупаете путевку, оплачиваете стоимость всего, и в этот момент узнаете, что ваш оператор – банкрот. Самое время наступить тому самому страховому случаю, но оказывается, что это может произойти только в день начала тура, и вам просто приходится ждать наступления этого дня.
Если же банкротство компании застало вас уже во время отдыха, а деньги за обратный перелет перечислены еще не были, тогда есть все шансы, что платить вам придется дважды.
Страхование от банкротства туроператора, конечно же, в нашей стране предусмотрено. Такой вид услуг может предложить «Росгосстрах» или «Ингосстрах». Данный полис, безусловно, защитит от непредвиденных обстоятельств, но только если у вас уже есть подписанный с туроператором договор и счет об оплате его услуг. Дополнительно обратите внимание на следующие обстоятельства:
Самый действенный способ – это, конечно же, заняться планированием отпуска самостоятельно. Так вы сможете сами проложить маршрут следования к пункту вашего назначения, выбрать понравившийся отель, дату, перевозчика. Таким способом вы еще и деньги сэкономите, поскольку услуги туристических компаний, как правило, обходятся недешево. И последнее: ни в коем случае не путайте страховку, которую предусматривают визовые правила, и ту, которой вы оберегаете себя от неблагополучных операторов.
В последние годы на рынке туроператоров начались проблемы. Прослеживается тенденция разорения туроператоров, так как те не выдерживают конкуренции и заявляют о своем банкротстве.
В таком случае крайне актуальна страховка от банкротства туроператора. Она поможет получить гарантии, но как ее оформить?
Проблемы начались еще в 2014 году, и тогда они заявили о себе крайне остро. Почему такое начало происходить? Суть проблемы необходимо искать в уменьшении доверия к подобного рода «конторам». Теперь туристы начинают самостоятельно планировать свои туры. В итоге у фирм просто нет работы, и впоследствии те начинают закрываться. Сами же компании официально заявили о следующих причинах спада их деятельности:
Если верить официальной статистике, 15% всех ранее путешествующих граждан потеряли способность оплачивать услуги туроператора. Неофициальные цифры выглядят более угрожающе.
Фирмы также винят во всем политическую ситуацию, которая сложилась в Восточной Европе. А вот чиновники, в свою очередь, нападают на сами компании, указывая, что причина их банкротства заключается в мошеннических схемах, которые они «проворачивали» с клиентами. Какими все-таки не были причины, страдать придется туристу и только туристу.
Правительство в целом недовольно состоянием туристического бизнеса в стране, ведь он хоть и имеет большой потенциал, но ему присущи определенные проблемы. Чаще всего называют следующие:
Итак, вы решили отдохнуть, но самим организовывать тур вам некогда. А потому вы идете за помощью к туроператору. Вы покупаете путевку, приближается время тура, и к вам доходит печальная информация о банкротстве фирмы. В таком случае вам придется ждать момента поездки, и только тогда в ход пойдут страховые меры.
Все гораздо печальнее, если проблема настигла во время самого тура. Тогда оператор не оплачивает вам обратный билет, а ведь деньги вы ему уже заплатили. С этим ничего не поделать – придется платить дважды.
В нашей стране, к счастью, существует страховка по данному случаю. Такие виды услуг предлагают большие финансовых структуры, как то «Ингосстрах» или «Тинькофф». Страховой полис защитит вас от неприятных ситуаций в связи с банкротством компаний, однако у вас должен быть на руках подписанный договор о предоставлении организаторских услуг. Дабы получить максимальные гарантии при выборе и заключении договора, обращайте внимание на следующие моменты:
Зная о проблемной ситуации на рынке туроператоров, лучше всего заняться планированием отпуска своими силами. Таким образом, вы сами сможете выбрать отель, маршрут и перевозчика. Кроме того, вам удастся сэкономить немаленькие средства – услуги оператора стоят достаточно дорого. В таком случае вам, конечно, придется потратить немало времени на планирование, но зато у вас будут гарантии, что такой отпуск не прогорит.
Итак, в статье мы узнали, что сейчас рынок операторов туристических услуг переживает свои далеко не лучшие времена. На то есть масса причин, большинство которых связано с плохой организацией бизнеса и минимумом гарантий, предоставляемых операторами. При этом стоимость их услуг достаточно высока, а потому многие просто не могут позволить себе такой дорогостоящий отпуск.
Раз уж вы решили заказать услуги оператора, то не забывайте перестраховаться. Не пожалейте времени на оформление страхового полиса – это займет не более пары дней и чуточку ваших денег. В любом случае это обойдется дешевле, нежели повторная покупка билетов.
Прежде чем начать рассмотрение вопросов, связанных со страхованием туроператора, разберемся с понятиями «туристический агент» и «туроператор». Турагент – лицо, продающее путевки туроператора. При этом турагент не отвечает за их качество и имеет небольшой процент. Туроператор – организация, которая занимается разработкой маршрутов и формированием цены на турпутевки, а также обеспечивает их рекламу.
Причиной банкротства многих, даже самых крупных туроператоров, является снижение спроса на туры и жесткая конкуренция со стороны других фирм. К тому же, банки начали массово отказываться от финансирования турагентств (реализаторов путевок) и туристических компаний, что повлекло за собой прекращение деятельности последних. И хотя сегодня участились проверки туроператоров со стороны государства на предмет их финансирования, Ростуризм не исключает, что в дальнейшем возможны очередные закрытия турфирм. Вернуть потраченные деньги поможет страховка от банкротства туроператора. Рассмотрим, как правильно выбрать туристическую фирму и как поступить, если вы узнали, что компания, продавшая вам тур, разорилась во время вашего отдыха за рубежом.
От банкротства туроператора не застрахован никто, поэтому эксперты в области зарубежных путешествий рекомендуют уделить особое внимание его выбору.
Прежде всего, следует узнать такие аспекты деятельности туристической фирмы:
Покупая тур, необходимо провести беседу с сотрудником и узнать, есть ли у туристической компании страховка от банкротства, и кто выступает в роли страховщика. Если у вас в будущем возникнут претензии к турфирме, вы всегда сможете обратиться к страховщику и потребовать возмещения материальных убытков. Как правило, страховкой убытков туроператора занимаются страховые фирмы, которые зарегистрированы на территории РФ и имеют соответствующие сертификаты на проведение своей профессиональной деятельности.
Нарушение обязательств со стороны туроператора дает клиенту право требовать денежного возмещения у гаранта или страховщика: банка, кредитной или страховой организации.
При банкротстве туроператора, клиент имеет полное право на страховую выплату, а также возмещение моральных убытков и запланированных выгод, которые потеряны вследствие банкротства фирмы-перевозчика.
Минимальная финансовая гарантия для туроператора, который занимается заграничным туризмом в нынешнем (2014-м) году, равняется 30 миллионам рублей (если годовая выручка не превышает 250 млн. руб.). При выручке свыше 250 млн., туроператор обязан застраховаться на сумму 12% от общих поступлений.
Удовлетворение требований по материальным выплатам страховая компания туроператора должна осуществить в течение тридцати дней с момента официального обращения клиентов турфирмы. В соответствии с законом «О туристической деятельности», если страховщик не в состоянии выплатить требуемые суммы всем пострадавшим, то сумма делится пропорционально между заявленными участниками споров.
Еще до заключения договора и покупки тура, клиенту рекомендуется узнать, является ли данный туроператор членом Единого федерального реестра перевозчиков.
Особое внимание следует обратить на следующие моменты при составлении договора:
Это и послужило основной причиной серьезных изменений законодательства, многие из которых действительно усилят ответственность игроков на этом рынке и защитят туристов. Как минимум обязательное наличие обратного билета гарантирует возврат клиентов, проблемами которого были все озабочены. Но в целом разработчики законопроекта "перестарались" с усилением ответственности. На туроператоров пытаются возложить такую ношу, которая может стать причиной новых банкротств и уходов с рынка. Это же касается и страхования финансовых гарантий туроператоров. То есть если законопроект примут в текущей редакции, то, по сути, продолжать работать в качестве туроператора смогут лишь массовые игроки, а стать туроператором по выездному туризму будет просто невозможно из-за финансовых ограничений.
Альтернативой финансовым гарантиям предлагалось страхование каждой индивидуальной путевки за счет клиента. Этот путь также кажется тупиковым: пока страховщики не могут просчитать риски банкротства каждого отдельного оператора, они не будут в этом участвовать. Да, сейчас пара страховых компаний в экспериментальном порядке предлагает на добровольной основе этот вид страхования, но рынок в целом не поддержал эту инициативу, так как это, по сути, дискредитирует туроператорский рынок. Оператор, таким образом, должен призывать туриста приобрети полис от его (туроператора) собственного же банкротства. Это никуда не годится. И опять же, при страховании каждой путевки речь будет идти о рисках на миллиарды рублей - никто из страховщиков такую ответственность на себя не возьмет.
В том виде, в котором сейчас существует инструмент финансовых гарантий в законодательстве, он не имеет будущего. Основная причина нежелания страховых компаний заниматься этим состоит в невозможности просчитать риск того, что какой-либо туроператор вдруг решит объявить о приостановке или неисполнении обязательств. А ведь именно это сейчас и является страховым случаем.
С самого начала страховщики не воспринимали это в качестве бизнеса. Подумайте сами, реестр состоял из 2-3 тысяч "выездных туроператоров" (а сейчас их не более 1000) - на этом бизнес и заканчивается. И никакое увеличение тарифа не поможет этому рынку, будь то 5% от страховой суммы или 10%. Такая стоимость обременяет туроператора, но при этом и не компенсирует потери страховщиков, так как риски и страховые суммы существенно превышают их доходы. Даже с учетом инструмента перестрахования.
Одно можно сказать точно - страховщики выступили единым фронтом против страхования фингарантий. Мы проанализировали всю накопленную статистику и поняли, что риски совершенно непрогнозируемы. Вот простейший пример. Изначально речь шла о страховании от банкротства, на деле же стали предъявляться иски и при приостановке деятельности по непонятным причинам, которые никем и никак не прописаны. Начало этому было положено уже в конце 2008 года, когда заявил о "временной приостановке деятельности до марта" оператор "Вояж-Люкс". Начались суды, и решением суда эта "приостановка" была признана страховым случаем. Так возник прецедент, и в дальнейшем суды руководствовались уже прецедентным правом при вынесении решений о компенсации при любом неисполнении оператором своих обязательств, независимо от признания банкротства. В прошлом году многие закрывшиеся операторы воспользовались этой возможностью, чтобы прикрыть свои собственные просчеты: неумение спрогнозировать объемы, а часто и просто кассовые разрывы. А были и такие игроки, которые прямо заявляли: мы не банкроты, мы просто приостанавливаем деятельность, а для компенсаций "включаем" страховку. То есть можно откровенно сказать, что закон сам и явился причиной многих "банкротств".
Уже в 2007 году при принятии нового закона были заложены противоречия: с одной стороны, увеличивалась ответственность операторов, с другой - отсутствовал механизм проверки надежности компаний, их финансовой устойчивости. Отсутствовала система регулирования рынка, и в нынешних поправках роль регулятора, контролирующей инстанции по-прежнему не видна. А в такой ситуации гарантировать ответственность компаний невозможно.
В этом году мы столкнемся с тем, что страховые компании не будут пролонгировать договоры по страхованию ответственности, тем более с учетом увеличения объемов этой ответственности, требуемых в законопроекте, в отсутствие каких-либо "отладочных" механизмов. Конечно, это не коснется всех туроператоров и не произойдет за один день, но вызовет большой резонанс на рынке. Поэтому я очень надеюсь, что законодатели "услышат" рынок и как минимум переформулируют свои требования к его финансовой устойчивости. Ведь оставив страхование или банковскую гарантию в качестве обязательного вида финансового обеспечения туроператора, нет ни единой иной возможности продолжить эту деятельность в правовом поле. При этом существует прекрасный вид страхования путешествующих, по которому у туроператоров сложилось тесное сотрудничество со страховыми компаниями. И этот рынок растет и развивается. Очень много новых продуктов, интересных туристу и пользующихся большим спросом. И это можно назвать хорошим здоровым рынком с большим будущим. Конечно же, турист старается экономить на каком-либо дополнительном сервисе, особенно сейчас. Но тем не менее, так называемая культура страхования нашего туриста развивается, что не может не радовать. В этом сегменте страховщики работали, работают и будут продолжать работать с турбизнесом, здесь сомнений нет.
К тому же сейчас будут рассматриваться поправки к N132-ФЗ о страховании выезжающих за рубеж, согласно которым на туриста будет возложена обязанность самому оплачивать медицинские услуги, а также услуги по транспортировке и репатриации на родину. Государство за него ответственности нести не будет. Этот законопроект, несомненно, усилит роль и значимость страхования в выездном туризме.
Оформление путевки через туроператора это прекрасная возможность полностью насладиться своим отдыхом, не заботясь об оформлении бумаг и поиске комфортного отеля. При этом туроператор, как и любая другая организация, не застрахован от банкротства.
Рассмотрим, чем может грозить отдыхающему подобный поворот событий и как максимально обезопасить себя от финансовых проблем.
✔
✔
✔
✔
✔
✔
✔
✔
Банкротство турператора мало отличается от ликвидации иных юридических лиц. Осуществляется на основании признания компании несостоятельной в силу невозможности оплаты по счетам. Ликвидация возможна после вынесения судом соответствующего решения.
Отличительной особенностью банкротства туроператора является большое число кредиторов - физических лиц.
Деятельность турагентств регламентируется Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 №132-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить настоящему Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.
(ст. 2 №132-ФЗ).
Процедура ликвидации туристического агентства регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
(п.1 ст.1 №127-ФЗ).
Признание банкротства зачастую является оптимальным выходом из ситуации для туристического агентства, которое больше не может выполнять свои обязанности. Для того, чтобы процедура прошла как можно менее безболезненно, важно учитывать все ее тонкости.
Если процесс банкротства запускается самим туроператором, необходимо подготовить заявление в суд о признании агентства банкротом и приложить к нему перечень документации, состоящий из двух блоков.
Обязательным пунктом процесса ликвидации турагентства является рассылка соответствующих уведомлений. Они должны быть доставлены всем клиентам, перед которыми у оператора возникли неисполненные обязательства. Желательно отправлять уведомления заказными письмами с уведомлением о вручении. Впоследствии это станет доказательством исполнения своих обязательств.
Важным этапом процедуры является готовность к диалогу с клиентами. Не стоит отсылать их сразу в суд или к страховщику, тем самым, формируя негативное отношение к себе. Стоит учесть, что чем больше информации готов представить туроператор, тем спокойнее себя чувствует клиент.
Чтобы точно получить уплаченные средства, туристу нужно как можно скорее начать действовать.
В согласии с ст. 17.1 №132-ФЗ, каждый туроператор должен заключить договор страхования либо оформить банковскую гарантию. Это является стабилизатором финансовых отношений компании и гарантией выполнения ею своих обязательств перед клиентами.
Таким образом, туристу необходимо обратиться к страховщику в течение полугода с момента получения уведомления и представить:
Подобный порядок освобождает от необходимости инициирования судебного процесса и существенно облегчает возврат потраченных средств.
Если турист не получает ответа на свое обращение, он может инициировать судебный процесс по возврату средств. Для этого нужно подать исковое заявление по месту регистрации туроператора с указанием отсутствия реакции на свое ходатайство о компенсации. К заявлению нужно приложить:
Также основанием для обращения в суд будет частичный возврат средств.
Направление претензии – это способ урегулировать конфликт в досудебном порядке. В случае положительного решения о его рассмотрении, вы получите компенсацию, в случае отрицательного ответа или его отсутствия, придется обращаться в суд.
Претензия составляется в свободной форме с указанием:
Обращение желательно направить заказным письмом, чтобы иметь доказательство его подачи.
Срок рассмотрения обращения – 10 дней с момента получения.