Юридический портал. Льготный консультант

1. Объектный подход - Рынок понимается как определенная сфера обращения товара.

2. Субъектный подход - Рынок - это институт, обеспечивающий совершение сделок покупателем и продавцом.

3. Территориальный подход - Рынок - это определённая территория, на которой совершаются сделки.

Понятие структуры рынка

Структура рынка - это характеристика конкретного рынка по следующим количественным и качественным параметрам.

1) Количество и размеры долей хозяйствующих субъектов. 2) Степень сходства или отличия товаров различных хозяйствующих субъектов. 3) Барьеры на входе и выходе с рынка.

4) Доступность рыночной информации.

Типы, структуры рынка. 1. Совершенная конкуренция. 2. Монополистическая конкуренция.

3. Полигополия. 4. Монополия.

Товарный рынок

Определение дано в законе (ФЗ «О защите конкуренции»).

Товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

Антимонопольные органы проводят анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Чтобы определить степень концентрации на конкретном рынке

Чтобы наметить возможные формы и методы воздействия на ХС, действующих на этих рынках

Этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка (перспективный, ретроспективный).

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

3. Определение географической границы.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

5. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

7. Определение барьеров входа на товарный рынок.

8. Определение состояния конкуренции на рынке.

Что является источником информации для проведения анализа и оценки конкурентной среды?

Информация, получаемая от органов статистики

Сведения об объёмах производства и реализации, предоставляемые непосредственно ХС

Информация, получаемая от покупателей - физических и юридических лиц

За какой период будет анализироваться конкурентная среда?

Как правило, это год. Но может быть и за 2 года.

Функции рынка:

    коммерческая, так как торговцы получают прибыль от ведения ϲʙᴏей деятельности;

    ценообразующая, что выражается в формировании цен на товары под влиянием спроса и предложения;

    информационная – рынок предоставляет сведения о производителях и торговцах, о товаре и товарных сделках;

    регулирующая – рынок определяет виды и объемы заказов, качество и внедрение результатов деятельности;

    коммуникационная – рынок позволяет устанавливать контакты между предпринимателями на условиях открытости, равенства, регулярности, известности и в установленных общепринятых формах, причем для более развитого рынка ϲʙᴏйственны разнообразные формы сотрудничества на биржах, выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях, брифингах, конференциях;

    социокультурная, поскольку применение маркетинга в бизнесе повышает культурный уровень предпринимателя, кᴏᴛᴏᴩый использует в ϲʙᴏей работе научные данные;

    санирующая – выигрывают наиболее предприимчивые и эффективно работающие, а недобросовестные и неэффективные уходят с рынка.

Рынок – институт или механизм, кᴏᴛᴏᴩый ϲʙᴏдит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара. Взаимодействие участников товарного рынка обеспечивается его инфраструктурой (транспортные и складские компании, информационные агентства, консалтинговые фирмы и т. д.), но качество ϶ᴛᴏго взаимодействия зависит не только от уровня развития инфраструктуры, но и от степени государственного воздействия на данный рынок.

По законодательству товарным рынком будет сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей территории и отсутствия ϶ᴛᴏй возможности за ее пределами (Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

В НК рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения данных товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.

Товарный рынок имеет много характеристик: продуктовые особенности (например, рынок лазерных принтеров), географические границы (например, рынок Москвы), субъектный состав, объем товарных ресурсов и т. д.

Организованный рынок – ϶ᴛᴏ сфера отношений по определенным правилам, в основном сформулированным тем субъектом, кᴏᴛᴏᴩый его организовал, например товарная биржа, аукционный дом, ярмарка. К неорганизованным рынкам можно отнести все остальные сферы торговли, не отвечающие данному признаку.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Значение понятия «конкуренция». 1. Цель антимонопольного законодательства и критерии его эффективности - это защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

2. Ограничение, устранение и недопущение конкуренции - это противоправные и наказуемые деяния.

3. Сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции.

4. Условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией.

Например, субъектам может быть отказано в осуществлении сделки по слиянию, если это может привести к ограничению конкуренции.

Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commercium» – «торговля».

Предмет коммерческого права – регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по купле-продаже объектов торгового оборота. Предмет коммерческого права – коммерческая (торговая) деятельность как один из видов предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, кᴏᴛᴏᴩая направлена на получение прибыли в результате торговых сделок. Под торговой деятельностью следует понимать последовательность взаимосвязанных между собой действий по продвижению товара от производителя к потребителю.

Метод правового регулирования – способы и приемы регулирования отношений между субъектами сучетом отличительных черт предметов правового регулирования. Стоит сказать, для коммерческого права характерен в большей степени диспозитивный метод регулирования торговых отношений.

Диспозитивный метод регулирования подразумевает:

    равенство по отношению друг к другу участников торговых отношений;

    возможность выбора участниками торговых отношений вариантов ϲʙᴏих действий в процессе организации торговой деятельности;

    возможность включения в договоры обязательств по взаимному усмотрению сторон.

Для некᴏᴛᴏᴩых отношений, кᴏᴛᴏᴩые регулируются коммерческим правом, характерен императивный метод. Стоит заметить, что он предполагает наличие между субъектами отношений власти и подчинения, а также наличие правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые обязательны для исполнения. Императивным методом, к примеру, регулируется торговая деятельность в государственной сфере. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в коммерческом праве в качестве метода правового регулирования могут быть использованы как диспозитивный, так и императивный метод, однако с преобладанием диспозитивного.

Принципы коммерческого права:

    признание равенства участников коммерческих отношений, кᴏᴛᴏᴩые регулируются гражданским законодательством;

    неприкосновенность собственности;

    ϲʙᴏбода договора;

    запрет на произвольное вмешательство какого-либо в частные дела коммерсанта;

    беспрепятственное осуществление гражданских прав;

    восстановление нарушенных прав;

    судебная защита нарушенных прав;

    дозволенная направленность частноправового регулирования.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах. В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности: - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8); - вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34); - определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71); - не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.- *(источник № 656) Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Незавᴎϲимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.). Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации. Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 657) (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополᴎϲтической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации. Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации- *(источник № 658). Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц- *(источник № 659). Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений. В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции- *(источник № 660). Во-вторых, на отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"- *(источник № 661) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках). Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия. Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц- *(источник № 662) и группу лиц. Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права- *(источник № 663). Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"- *(источник № 664) содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. 26-27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"- *(источник № 665) определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"- *(источник № 666) устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций. При характерᴎϲтике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"- *(источник № 667), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"- *(источник № 668) и др. Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"- *(источник № 669) (далее - Закон о естественных монополиях). Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа- *(источник № 670). Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба- *(источник № 671), определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте- *(источник № 672). Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы- *(источник № 673) во взаимодействии с другими органами власти и организациями. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения моно­полистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется систе­мой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирова­ния определены Конституцией РФ (ст.8, п.2 ст.34, ст.74). Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отноше­ния, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, явля­ются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (далее - Закон о кон­куренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон по­нимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денеж­ных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, вклю­чает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, Функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются спе­циальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Федеральный антимонопольный орган проводит государственную поли­тику по содействию развитию конкуренции, по предупреждению, ограниче­нию и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного орга­на определены Законом о конкуренции и Положением о МАП России, ут­вержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N° 793. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные управления, Положение о которых было утвержде­но приказом МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441.

Рынок -- многогранное понятие. Можно отметить два основных подхода к его определению. Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания: рынок рассматривается как способ организации общественного производства, поведения хозяйствующих субъектов, мышления. Второй подход акцентирует внимание на его конкретном экономическом содержании: рынок рассматривается как механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров в данное время и в определенном месте. Исходя из этого основными элементами рынка являются: субъекты (продавцы, покупатели, поставщики, посредники и др.), объекты (товары, услуги, платежные средства и др.), отношения (обмен, партнерство, конкуренция и др.), среда (природная, социальная, культурная и др.).

Важнейшим базовым отношением субъектов рынка являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Эквивалентность при этом устанавливается в форме взаимного соглашения продавца и покупателя. В идеале такое соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена. В основе этого процесса лежит идея удовлетворения потребностей.

Потребность -- надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. На рынке потребности проявляются в виде спроса. Он представляет собой форму проявления потребности в товаре, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.

Вполне естественно, что каждое отдельное предприятие интересует спрос на его собственные товары. Говорить о спросе безотносительно к конкретному рынку бессмысленно. Поэтому в практическом маркетинге абстрактное понятие рынка не применяется. Рынок всегда конкретен. Товарные рынки разнообразны, среди них нет двух одинаковых. Для каждого из них характерно свое сочетание факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения. Таким образом, прежде чем принимать какие-либо маркетинговые решения, предприятие должно определить -- что для него является рынком. Только через четкое понимание рынка того или иного товара можно определить всю совокупность субъектов и объектов, функционирующих в данной сфере обмена, т.е. выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, условия торговли, реализуемые товары, что чрезвычайно важно для организации эффективной маркетинговой деятельности.

Выбор рынка базируется на различных аспектах его структурирования. Поэтому в маркетинге классификация рынков осуществляется с использованием широкого круга признаков. Отметим лишь наиболее важные, имеющие первостепенное значение для целей практического использования.

Классификация рынков

В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых усилиу: в условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. И ему, следовательно, абсолютно нецелесообразно заниматься какими-либо исследованиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.

Совершенно другая ситуация характерна для рынка покупателя. Он возможен при превышении предложения над имеющимся спросом. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепции маркетинга.

С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:

местный (локальный);

региональный (внутри страны);

национальный;

региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т.д.);

мировой.

Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния или особенностей предлагаемого товара. Немаловажное значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в процессе ожесточенной конкурентной борьбы.

Товарные рынки различаются по характеру конечного использования товара. По данному признаку выделяют: рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения, рынок услуг. Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д. Специфика исследования рынка потребительских товаров связана с тем, что они рассчитаны на множество индивидуальных потребителей. Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, запросов, предпочтений и поведения потребителей.

Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Особое значение в исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товаров.

Рынок услуг является одним из самых перспективных и охватывает широкий спектр деятельности: от транспорта, туризма, связи до страхования, кредитования, образования. Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг, -- это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы. Рынок услуг имеет ряд специфических черт, которые определяют особый подход к маркетинговой деятельности.

В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми.

Розничный (потребительский) рынок -- это рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: на нем действуют различные по величине доходов, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения. Соответственно у каждой из этих групп свои запросы, требования к товарам (их качеству, цене и т.п.), своя реакция на появление определенного товара, на рекламу. Поэтому предприятию следует определить целесообразность работы с каждой группой потребителей рынка, который оно собирается обслуживать.

Оптовый рынок, или рынок предприятий, -- это рынок лиц или организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. В соответствии с этим можно говорить о следующих разновидностях оптового рынка: 1) рынок предприятий, закупающих товары для их последующей переработки; 2) рынок промежуточных продавцов; 3) рынок государственных учреждений.

Рынок предприятий, закупающих товары для их последующей переработки (производства других товаров), характеризуется крупными, но немногочисленными покупателями, их сравнительной географической концентрацией, организацией закупок с использованием профессионалов (агенты по снабжению, отделы материально-технического обеспечения и т.п.).

Особенностью рынка промежуточных продавцов является то, что он представлен главным образом предприятиями розничной и оптовой торговли. При взаимодействии с предприятиями-посредниками следует принимать в расчет их особенности, связанные со спецификой стоящих перед ними задач.

Рынок государственных учреждений состоит из организаций, осуществляющих закупку товаров для обеспечения выполнения своих функций, обусловленных решением различных социальных, политических и других вопросов. Характерная особенность рынка государственных учреждений (школы, больницы, армия и т.п.) состоит в том, что закупки производятся за счет государственного и местных бюджетов. Значительная доля всех покупок приходится на правительство. Диапазон закупок, осуществляемых от имени государственных учреждений, чрезвычайно широк и включает приобретение продукции, начиная с товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции и заканчивая различными видами вооружений. Еще одной чертой данного рынка, которую необходимо принимать во внимание при взаимодействии с государственными учреждениями, является повышенное внимание и контроль за этой сферой деятельности со стороны общественности.

Таким образом, оптовый рынок имеет большую емкость, чем розничный; он характеризуется сравнительно небольшим числом субъектов, действующих на нем, преобладанием крупных партион-ных закупок и значительной ориентацией на потребительский рынок. Наиболее существенной особенностью, которую стоит учитывать при выходе на рынок предприятий, является тот факт, что от их имени покупки осуществляет конкретный человек, на принятие решений которым оказывает влияние множество факторов, являющихся объектом изучения маркетинга.

Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения организационной структуры. Последняя определяется условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями и обусловливает деление рынков на закрытые и открытые.

Закрытый рынок -- это рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими сугубо коммерческого характера. На таком рынке доминируют различные меры и формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.

Открытый рынок -- сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей не ограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость отношений между ними.

В зависимости от конъюнктурной оценки различают следующие рынки: развивающийся, сокращающийся, стабильный, нестабильный, стагнирующий. Каждый из них определяет особенности политики использования финансовых ресурсов и краткосрочных инвестиций. При благоприятной ситуации предприятие реализует атакующую стратегию, вкладывает средства в расширение ассортимента товаров и наращивание объемов их производства. Неблагоприятная конъюнктура ориентирует на оборонительную тактику ресурсосбереже-ния и выжидания, а иногда и ухода с данного рынка.

Конъюнктурная оценка состояния рынка органично сочетается с качественной. Для более четкого и наглядного представления о классификации рынков по качественной структуре обратимся к рисунку 1.

Рисунок 1. Качественная структура рынка: а -- весь рынок; б -- потенциальный рынок

Потенциальный рынок составляет здесь 10% жителей (страны, региона, области и т.п.). В его состав входят покупатели, которые проявляют интерес к приобретению товара. Между тем одного желания недостаточно, необходимо располагать средствами для покупки. Платежеспособные же покупатели должны иметь доступ к товарам, способным удовлетворить их потребности. Если перечисленные условия выполняются, можно говорить о действительном рынке. Из числа его покупателей следует исключить тех, которые по тем или иным причинам (законодательные ограничения, состояние здоровья) не реализуют свою заинтересованность на квалифицированном рынке. Последний на рисунке 1 составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного. Предприятие активно обслуживает 10% покупателей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия товаров, предлагаемых, в том числе, и конкурентами.

Освоенный рынок образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия. В нашем примере они составляют лишь 5% потенциального рынка и 50% обслуживаемого.

Подобная классификация полезна для планирования маркетинга: будучи неудовлетворенным размерами продаж, предприятие рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка -- и прежде всего за счет обслуживания его части.

С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:

целевой, т.е. рынок, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;

бесплодный, т.е. не имеющий перспектив для реализации определенных товаров;

основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;

дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема товара;

растущий, т.е. имеющий реальные возможности для роста объема продаж;

прослоенный, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения его при определенных условиях в активный рынок (однако он может стать и бесплодным).

Таким образом, проведение классификации по определенным признакам позволяет углубить маркетинговые исследования конкретного товарного рынка, имеющие целью определение условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса на товары и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка его конъюнктуры.

2. Сущность и значение товарной политики

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная политика. Дело в том, что решения по товару являются главенствующими в рамках разработки и реализации комплекса маркетинга.

Основная задача товарной политики состоит в разработке направлений оптимизации товарной номенклатуры и определении ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом .

Ассортимент -- набор товаров, формируемый по определенным признакам. Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

· для определенной области применения (бытовая радиоэлектронная аппаратура, обувь, одежда и т.д.);

· реализации в конкретных торговых предприятиях (универмаги, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины и т.д.);

Ассортимент товаров конкретизируется по их видам, разновидностям, наименованиям и т.д.

Вид -- совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Достаточно часто вид товаров определяется по их внешнему виду, а для продуктов питания -- дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике. Так, виды сахаристых изделий -- карамель и конфеты -- отличаются в первую очередь внешним видом и консистенцией (структурой). Они имеют как общее назначение -- удовлетворение потребностей в ощущении приятного сладкого вкуса, так и индивидуальное -- потребность в разной консистенции.

Разновидность -- совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, например, различают две разновидности карамели -- леденцовая и с начинкой.

Наименование -- совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией и технологией производства. Наименование товаров может быть номинальным и марочным .

Номинальное наименование -- именное обобщенное название товара, выпускаемого разными производителями (например, хлеб «Бородинский», «Суражский», «Нарочанский» и др.).

Марочное наименование -- (товарная марка) индивидуальное название товара, выпускаемого определенным предприятием (например, игристое вино «Абрау-Дюрсо», автомобили «Мерседес» и т.п.).

Конкретная марка, модель или размер товара, представляемые на рынке предприятием, называются ассортиментными позициями.

Как правило, предприятие предлагает набор взаимосвязанных ассортиментных позиций, который образует ассортиментную группу Совокупность товаров отдельной ассортиментной группы в маркетинге достаточно часто рассматривают как товарный ряд или товарную линию.

Товарная номенклатура включает все ассортиментные группы, предлагаемые конкретным предприятием. Например, для нефтеперерабатывающего предприятия бензин А-76 является ассортиментной позицией. Набор выпускаемых двигательных топлив (бензин А-76, бензин А-93, бензин А-95, дизельное топливо) образует ассортиментную группу «топливо». Товарная же номенклатура предприятия состоит из нескольких ассортиментных групп: «топливо», «масла и смазки», «ароматические углеводороды» и т.п.

В основе товарной политики предприятий маркетинговой ориентации лежит определение оптимального ассортимента товаров. Это означает включение в товарную номенклатуру тех товаров, производство и сбыт которых, с одной стороны, ориентированы на потребности рынка, а с другой -- положительно влияют на обеспечение экономической эффективности деятельности предприятия в целом, приносят ему прибыль и способствуют достижению других целей.

Отсутствие детально проработанной товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за влияния случайных или кратковременных изменений постоянно действующих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые в таких случаях оперативные маркетинговые решения нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы. Напротив, хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

При формировании товарной политики предприятия, прежде всего, исходят из двух взаимодополняющих и взаимоисключающих принципов: синергизма (или внутренней взаимосвязи) и стратегической гибкости (или конгломерата).

Осуществление эффективной товарной политики связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, предприятие должно рационально организовать работу в рамках существующей товарной номенклатуры и, во-вторых, заблаговременно осуществлять разработку новых товаров. Поэтому формирование и реализация товарной политики предусматривает решение принципиальных задач, связанных:

· с управлением ассортиментом товаров;

· разработкой и внедрением на рынок новых товаров;

· товарной маркой, упаковкой, маркировкой;

· организацией сервисного обслуживания товаров.

Коммерческое право: конспект лекций Горбухов В А

1. Структура товарного рынка

1. Структура товарного рынка

Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются:

1) изготовители товара;

2) оптовые торговые и иные посреднические организации;

3) организации розничной торговли;

4) потребители.

Изготовитель товара – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Торговля представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать другой стороне (покупателю) вещь (товар), а покупатель обязуется уплатить за нее определенную сумму (цену).

Оптовая торговля представляет собой торговлю товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования. Стороны оптовой торговли называются контрагентами. Виды оптовой торговли:

1) по месту исполнения – в местах оптовых продаж, в торговом заведении;

2) по времени передачи товара – по предварительным заказам, с немедленной передачей товара;

3) по сроку оплаты товара – с предварительной оплатой, с оплатой в кредит, в рассрочку;

4) по обязанности доставки товара – с доставкой, без доставки.

Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые для личного, семейного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Сторонами розничной торговли являются продавец, который является индивидуальным предпринимателем, и покупатель, которым может быть любой гражданин. Предметом розничной торговли являются вещи, не изъятые из гражданского оборота. Виды розничной торговли:

1) продажа товара с условием принятия товара покупателем в определенный срок; Продавец не имеет права реализовать товар другому лицу в срок, определенный договором;

2) продажа товара по образцам. Договор заключается на основании ознакомления с товаром покупателя или по каталогу или по описанию;

3) продажа товаров с использованием автоматов. Владелец автомата обязан довести до покупателя информацию о продавце, продукции и действиях, которые необходимо совершить для получения товара путем помещения на автомате информации или иным способом;

4) продажа товара с условием доставки. При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу.

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

26. Структура товарного рынка Основой рыночных отношений является товарный рынок, т. е. совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе реализации товаров или товарного обращения, под которым понимается массовая купля-продажа товаров, созданных

27. Инфраструктура товарного рынка Под инфраструктурой товарного рынка понимают всю массу организаций, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе движения товаров. Чем более развита инфраструктура,

Статья 1507. Регистрация товарного знака в иностранных государствах и международная регистрация товарного знака 1. Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его

СТАТЬЯ 1507. Регистрация товарного знака в иностранных государствах и международная регистрация товарного знака 1. Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в иностранных государствах или осуществить его

Участники рынка Граждане (физические лица) и различные организации (юридические лица) Самыми многочисленными участниками на рынке жилья являются граждане (физические лица) и различные организации (юридические лица), права и обязанности которых определены ст. 17–65 ГК

СМИ рынка недвижимости Во-первых, это печатные издания (газеты и журналы):? газеты «Из рук в руки», «Квартира. Дача. Офис», московская жилищная газета «Квартирный ряд», «Столичная недвижимость», «Экстра-М» и др.;? журналы «Недвижимость и цены», «Собственник», «Анализ рынка

ЛЕКЦИЯ № 17. Становление товарного рынка в России Товарный рынок в России находится в стадии своего становления. Это рождает ряд проблем в его функционировании на первоначальном этапе перехода от командно-административной экономической системы к развитым рыночным

1. Структура товарного рынка Под структурой товарного рынка понимается совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Основными звеньями товарного рынка являются:1) изготовители товара;2) оптовые торговые и иные

2. Правовое обеспечение развития товарного рынка В настоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, которые тем или иным образом касаются развития

58. Понятие структуры и инфраструктуры товарного рынка Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.Структура товарного рынка - это совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении

Начнём с того, что товарный рынок есть, с одной стороны, сфера товарного обмена, а с другой — хозяйственная деятельность, система организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от станка к потребителю.

Таким образом, товарный рынок – не что иное, как сфера товарного обмена, отличающаяся наличием взаимоотношений в виде купли-продажи товара и места проведения какой-либо хозяйственной деятельности, напрямую связанной с реализацией товара.

Состав товарного рынка

Товарный рынок по большей части представлен 3-мя составными элементами. В общем, в классическом определении понятия, такой рынок представляет собой не что иное, как товарное предложение, цена товара и, конечно, спрос населения.

Товарное предложение определяется массой товаров, направленных на реализацию. К его главным источникам относят производство товаров в целом по государству, товарные запасы и импортные закупки.

Спрос можно характеризовать только платежеспособной потребностью населения государства. Этот элемент товарного рынка определяют запросами потребителей, а также — величиной, которую они могут оплатить.

Цена товара – это не что иное, как выражение в деньгах стоимости товара. Понятия стоимости и цены отличаются рядом факторов. Первое, и самое главное — стоимостным выражением финансов. На него влияет стоимость самого популярного в финансовых делах метала — золота, через что выражается стоимость прочих товаров, а также сумма денег, находящихся в обращении и не соответствующих числу замещаемого ими золота.

Кроме этого различия есть и в качестве товара и в стоимости потребителя. Определяют соотношение цен потребительские свойства между некоторыми популярными товарами, а также их видами и подвидами. Кроме данного условия продвижения товара зависят от изменения показателей предложения и спроса, что напрямую влияет на конъюнктурные колебания цены. В общем, товарный рынок формирует факторы, которые влияют на создание цены — на факторы двух порядков (рис. 1).

Основные показатели в работе товарного рынка

Деятельность всех товарных рынков определяют при помощи нескольких основных показателей. Это:

  • Динамика роста товарных рынков государства по части отраслей, объединенных в общий товарный рынок государства.
  • Емкость товарного рынка, представляющая из себя наиболее мощный объем продаж товаров в условиях существующего уровня финансовых возможностей населения, товарного предложения и цен в рознице.
  • Качество товара, продвигаемого на рынке. Этот параметр определяется совокупностью полезных свойств товара. Потребители, как правило, ждут от товара высокие требования к безопасности упаковки, потребления, а также обеспечения всех требуемых экологических норм, маркировки и предоставления обслуживания после продаж.
  • Конкурентоспособность товаров. Говоря вкратце это способность какого-либо конкретного товара подходить тем требованиям, которые создались на рынке в этот временной отрезок.
  • Степень диверсифицированности такого рынка. Подразумевается степень охвата подобным видом товара платежеспособной составляющей населения, с учётом всей этнической и географической специфики.

Как классифицируется товарный рынок?

Товарный рынок имеет несколько классификаций , одна из них – по географическим показателям (рис. 2). По ним выделяют товарные рынки отдельных регионов, которые, обычно, представляются подсистемой рынков отдельных стран или их формирований. Товарный аспект в этой классификации не выделяется, т.к. она состоит из совокупных рынков, которые в свою очередь разделяются на товарные рынки.

Товарный рынок подразделяют, в общем, на рынки полуфабрикатов и сырья. С учётом товарно-отраслевых признаков, все мировые рынки делятся на рынки услуг и рынки готовых изделий. Все из этих групп, разбиваются, в свою очередь, на несколько своих подклассов — до рынка отдельного товара (рис. 3).

Например, товарный рынок промышленного сырья — это рынки стали, стальных труб, платины, проката, алмазов, никеля, драгметаллов, медикаментов и т.д. В рынке топлива, обычно, отдельно выделяют рынок нефти и нефтепродуктов, ведь эти товары – традиционно, важнейшие предметы торгов на нефтяных товарных биржах.

Какие есть особенности товарного рынка нефтепродуктов и нефти?

Все товарные рынки зависят от его участников, выполняющих свои определенные функции. Давайте попытаемся рассмотреть это на примере рынка нефти. Сегодня в число его участников можно отнести:

  • Нефтяные компании, которые занимаются добычей, разведкой, переработкой и реализацией, как продуктов переработки нефти, так и простой сырой нефти. Кроме этого, часть нефтяных компаний открыто торгуют правами на нефть и нефтепродукты – это осуществляется при помощи фьючерсов, опционов, а также обменов фьючерсов на реальные товары.
  • Независимые торговые компании, работающие не только на реальном, но и на прочих видах рынка.
  • Нефтеперерабатывающие заводы, выступающие в роли покупателей сырой нефти и продавцов (поставщиков) данного продукта на товарный рынок.
  • Инвесторы, и коллективные, и частные, которые заняты новыми видами рынков и пытаются заработать на вливаниях своих денежных средств в различные опционные и фьючерсные контракты, связанные с нефтю и нефтепродуктами;
  • Инвестиционные финансовые компании, банки и дома торговли, работающие на новых рынках. Сегодня цены на рынке нефти определяют работой механизмов ценообразования. А, как ни странно, индивидуальные интересы покупателей, интересы независимых производителей и государств, входящих в число договора ОПЕК зависят от рынка и никак не влияют на этот процесс.

Нефтяная промышленность, как и раньше, носит интернациональный характер, а большую долю нефти продают с помощью долговременных соглашений. Цену в данном случае определяют механизмом «спот», то есть от наличных сделок. Они зависят от всех поставок по отдельности.

Финансовые риски за время работы компаний научились сводить к минимуму. Они появляются из-за постоянных колебаний цен, при помощи применения срочных товарных сделок, занимающих нынена рынке подавляющее большинство. Компании получают прибыль при помощи применения факторов, которые были созданны в силу каких-либо объективных обстоятельств (речь идет, прежде всего, о развитии спот-рынков, а также фьючерсной и форвардной разновидностей торговли, продвижении успехов в торговле нефтепродуктами и нефтью).

Стоит особо отметить , что нефтяные компании, которые занимаются рыночной торговлей, однородными назвать трудно, если говорить о проводимой ими политике. Наиболее успешные предприятия применяют новые рынки, а остальные лишь недавно начали свою работу с ними. Есть и те, кто слишком консервативно реагируют на новые рынки, и не принимают никакого участия в их развитии. Все большие компании при этом ставят только на на разведку и добывание нефти.

Состав товарного рынка. Проводя изучение товарного рынка, следует заострить внимание определению типа состава рынка классификации элементов в плане характера и условий проводимых сделок. Состав рынка — ряд условий, определяющих его функциональные особенности. Характер и степень монополизации товарного рынка играют большую роль в создании его структуры.

Вот самые основные варианты:

  • монополия. Это система с одним продавцом и практически неограниченным количеством покупателей;
  • монопсония, когда у одного покупателя есть выбор из практически неограниченного числа продавцов.
  • олигопсония, определяется также неограниченным количеством продавцов, но и уже некоторым количеством покупателей;
  • полипсония и полипопия. Эти два понятия можно характеризовать состоянием неограниченной конкуренции.

На основании фактической концентрации предложения товара, являющейся самым важным фактором монополизации, по структуре товарные рынки различают следующие:

  • монополистический товарный рынок это когда владеет всей ситуацией лишь один поставщик;
  • олигополистический товарный рынок система, в которой господствуют важнейшие продавцы;
  • атомистический товарный рынок – это когда концентрация предложения товара не высока, что влечёт за собой обострение конкуренции.

Такая классификация структуры рынков достаточно абстрактна, ведь при любом раскладе на рынке есть немало функциональных форм, различающихся степенью конкурентной и монополизации борьбы. Условия функционирования рынка можно дифференцировать более точно на основании разнообразий в схемах взаимодействий между покупателями и продавцами. На основании таких отношений определяют особенность монополизации и регулирования государством конкретного элемента рынка, формы и метода продвижения товаров (рис. 4). Таким образом, товарный рынок подразделяют на открытый и закрытый.

Закрытая фракция товарного рынка – это тот сегмент рынка, где контрагенты работают вместе при помощи отношений, не носящих исключительно характер коммерции. Закрытые товарные рынки подразделяют на сегменты:

  • поставки товаров по программам помощи и особым межправительственным соглашениям, проводящимся по специальной торговле;
  • поставки внутри фирмы, характеризуются оборотом товаров между филиалами, главными и второстепенными предприятиями крупной монополии;
  • субпоставки средних и мелких независимых организаций, выступающих подрядчиками больших монополий в пределах специализации и кооперирования.

Открытая часть товарного рынка – из себя, представляет ни что иное как совокупность сегментов, которые характеризуются операциями с характером коммерции. Открытый товарный рынок подразделяется на:

  • встречную торговлю, охватывающую, прежде всего, взаимообусловленные экспортные операции.
  • не долгосрочные сделки, создаваемые на период до года-полтора;
  • розничная и оптовая торговля;
  • сделки на свободном рынке, где нет ограничений в свободной конкуренции.

В общем, «свободный» товарный рынок подразделяется в на рынки биржевой торговли, «спот» и «черный рынок».

Отметим также, что коммерческие сделки с большими сроками имеют положение промежутка между закрытым и открытым сегментами товарного рынка. Они –по сути и являются формой товарообмена, характеризующейся сильными, нерушимыми товарными связями в течение от двух до 25 лет. Определяется это формами преференциальных экономических соглашений, другими словами — торговля ведется с учётом длительных коммерческих контрактов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант