Юридический портал. Льготный консультант

Глобальные проблемы современного общества

Глобальные проблемы (от франц. «глобаль» - всеобщий) возникли во второй половине XX в. Исторически им предшествовали локальные (местные) и региональные проблемы. Сам термин «глобальные пробле­мы» появился в научной литературе в конце 60-х годов XX в. Глобаль­ные проблемы обладают тремя признаками:

1. они охватывают все стра­ны;

2. их решение возможно усилиями всего человечества, если несколько стран иди даже одна большая страна будет уклоняться от их решения, то человечеству будет грозить серьёзная опасность;

3. неспособность решить какую-либо из глобальных проблем будет означать либо глубо­кую катастрофу для человечества, либо даже его гибель. Таким обра­зом, глобальные проблемы - это проблемы жизни и смерти человече­ства. Никогда ещё человечество не было таким могущественным в тех­ническом и научном отношении, как сейчас, но никогда до этого не стояло оно на грани всеобщей катастрофы.

В целом глобальные проблемы представляют собой сложную систе­му, включающую в себя три основные группы взаимосвязанных про­блем. Первая группа - это интерсоциальные проблемы, выражающие противоречия между странами и группами стран. Первая из интерсоци­альных проблем и самая важная из всех вообще глобальных проблем на данном этапе - это проблема сохранения мира между ведущими держа­вами и предотвращения термоядерной войны. Какими бы серьёзными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные гло­бальные проблемы (экологическая, демографическая, сырьевая и др.) они даже в совокупности несопоставимы с гибельными последствиямимировой термоядерной войны. Она может привести не только к непо­средственной гибели многих сотен миллионов людей, но и к необрати­мой экологической катастрофе. По мнению специалистов, даже 5% име­ющегося к настоящему времени ядерного оружия (в случае его применения) будет достаточно, чтобы вызвать необратимые экологические по­следствия: поднявшаяся сажа от испепелённых городов и лесов создаст непроницаемый для солнечных лучей экран и приведёт к падению сред­ней температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом по­ясе наступит долгая полярная ночь. В итоге от такой «ядерной зимы» погибнет не только всё человечество, но и, по-видимому, все биологи­ческие виды за исключением простейших.

После распада СССР исчезло противостояние Запад - СССР. Бывшие республики СССР возвратились к обычному капиталистическому пути развития и, казалось бы, международный климат потеплел. Но западные страны, сохранив блок. НАТО, надобность в котором после роспуска Вар­шавского блока исчезла, стали использовать его для того, чтобы диктовать свою волю всему остальному миру. Произведя в 1999 г. агрессию против Югославии, подвергнув впервые после второй мировой войны бомбарди­ровке города в Центральной Европе, НАТО вновь показало, насколько хрупким является мир на Земле. Поэтому предотвращение мировой вой­ны по-прежнему остаётся первой из глобальных проблем.

Вторая из интерсоциальных проблем - преодоление разрыва в уров­не экономического и культурного развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Амери­ки, устранение в последних голода, нищеты и неграмотности миллионов людей. В малоразвитых странах живёт более 75% населения Земли, и этот громадный регион служит постоянным источником социальных взры­вов, экологических бедствий и эпидемий. Особая опасность, исходящая от этих стран, заключается в терроризме и возможности использования ими ядерного оружия.

Вторая группа глобальных проблем - проблемы в системе «человек-общество». К ним относятся проблемы здравоохранения и демографии. Несмотря в целом на улучшение условий жизни и развитие медицины на планете растёт количество таких заболеваний, как алкоголизм, нарко­мания, злокачественные опухоли, гипертония, СПИД, которые угрожа­ющим образом подрывают трудоспособность общества. В развивающих­ся странах миллионы людей не имеют медицинской помощи, часто воз­никают эпидемии. Из-за распространения в окружающей среде хими­ческих и радиоактивных мутагенов нарастает генетическая отягчённость человеческой популяции.

Серьёзной проблемой на планете является «демографический взрыв». В начале нашей эры численность человечества составляла около 200 млн. человек, в 1850 г. - 1 млрд., в 1930 г. - 2 млрд., в 1960 г. - 3 млрд., в 1987 г. - 5 млрд., в 1999 г. - 6 млрд. человек. При современных технологиях и агротехнике Земля позволит содержать при средних аме­риканских нормах потребления продуктов питания около 6 млрд. человек. Но рост населения продолжается. Острота ситуации состоит в том, что свыше 80% роста населения падает на развивающиеся страны, в результате чего их доля в численности мирового населения неуклонно растёт из-за увеличения в развивающихся странах разрыва в росте чис­ленности населения и росте производства материальных благ усилива­ется нестабильностью в мировой экономике и политике. В этих странах свыше 90% мирового количества голодающих, неграмотных, не полнос­тью занятых.

Не являются в демографическом отношении благополучными и развитые страны. Здесь наблюдается снижение рождаемости, постарение населения, роет удельного веса пенсионеров в общей массе населения и соответственно увеличение расходов на их содержание. Поэтому де­мографическая политика в развивающихся странах направлена на сни­жение рождаемости, а в развитых странах - на её повышение. В нашей стране на фоне происходящих катаклизмов смертность превышает рож­даемость, и население России уменьшается.

Третья группа глобальных проблем - проблемы в системе «общество - природа». К ним относятся экологическая, сырьевая, энергетическая и продовольственная проблемы. О первой из них, которая, по-видимо­му, по своей остроте после военной проблемы стоит на втором месте среди всех глобальных проблем. Здесь отме­тим, что в обозримом будущем человечество исчерпает традиционные сырьевые ресурсы и источники энергии (уголь, нефть, газ, уран и др.). Интенсивные технологии истощают плодородие почвы. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящаяся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть. С 1984 г. мировое производство зерна (которое используется не только в пищу человека, но и служит кормом для мясного и молочного скота) ежегодно возрастало лишь на 1% - в 2 раза медленнее, чем рост населения. По­этому число голодающих на планете не уменьшается, а увеличивается.

Перечень глобальных проблем не исчерпывается перечисленными выше. Многие учёные относят к ним ещё проблемы международного терро­ризма, образования, сохранения духовной культуры и др. Почему воз­никли глобальные проблемы? К предпосылкам их возникновения отно­сится огромный размах хозяйственной деятельности человечества и ко­лоссальное возрастание его воздействия на природу. Человечество пре­вратилось в геологический фактор, отрицательно действующий на био­сферу. Другая предпосылка состоит в возрастании процесса интернаци­онализации всей общественной деятельности. Если бы его не было, то проблемы остались бы локальными. Ещё одна предпосылка - эксплуата­ция развивающихся стран развитыми и обострение неравномерности социально-экономического и научно-технического развития различных регионов планеты. Непосредственной же причиной глобальных проблем послужила стихийность общественного развития и анархия производ­ства в масштабах планеты, погоня транснациональных корпораций за максимальной прибылью в ущерб долговременным коренным интересам общества в целом.

Проблемы состоит в чрезвычайно быстром и неравномерном росте населения Земли со второй половины XX в.

В начале сельскохозяйственной революции, 10 000 лет до н.э., на нашей планете жили 10 млн человек, а в начале новой эры -100 - 250 млн.

В 1830 г. численность населения Земли достигла 1 млрд, в 1930 г. -2 млрд, т. е. для удвоения населения потребовалось 100 лет. Население Земли достигло 3 млрд уже в 1960 г., 4 млрд жило на Земле в 1990, 2003 –6,1млрд.

По оценке экспертов ООН, 17 июля 1999 г. в 8 ч 45 мин по Гринвичу в родился шестимиллиардный житель Земли.

В странах третьего мира доля городского населения с 1980 по 2000 год удвоилась. Безземелье и отсутствие шансов получить работу в сельской местности выталкивают миллионы неквалифицированного населения в города. Взрывной рост населения городов проходит с образованием трущобных районов, характеризующихся антисанитарными условиями жизни. Такой тип урбанизации называют «трущобной» или «ложной урбанизацией». Этот процесс Порождает очень серьезные проблемы: жилищную, санитарно-гигиеническую, энергетическую, обеспечения городов водой, транспортную, загрязнения окружающей среды и т.п.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Д. А. БЕЗБОРОДОВ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА
В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ РАБОТ

Общественная опасность нарушения правил безопасности при осуществлении строительных и иных видов работ состоит в том, что такого рода деяния могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для жизни и здоровья не только лиц, производящих различные виды работ, но и для иных лиц, оказавшихся в сфере их выполнения, а также причинить крупный материальный ущерб. Однако данные обстоятельства далеко не всегда учитываются при применении ст. 216 УК РФ. Исследование практики возбуждения уголовных дел по фактам нарушения правил безопасности при выполнении строительных и иных видов работ позволяет обозначить следующие проблемы.

1. Неверная оценка вида выполняемых работ влечет за собой в ряде случаев ошибочную квалификацию таких деяний как неосторожных посягательств на личность (ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118 УК РФ). Следует учитывать, что строительные работы — родовое понятие для группы специализированных работ. Пленум Верховного Суда СССР в п. 10 постановления «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ» от 5 декабря 1986 г. № 16 разъяснил, что под строительными работами понимаются:

а) земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного и иного назначения;

б) работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей.

В этой связи вызывает сомнение квалификация Ленинградским областным судом действий Р. по признакам ч. 2 ст. 143 УК РФ. Машинист самоходного катка Р. производил асфальтобетонные работы по ремонту автодороги. Он видел, что машинист В. остановил свой каток в рабочей зоне, вышел из него и встал рядом; нарушив правила предосторожности, несмотря на экстренное торможение, Р. произвел наезд движущимся катком на В., который оказался зажат между двумя катками. Своими действиями Р. нарушил требования пп. 36, 38 Типовой инструкции по охране труда для машиниста катка, утвержденной первым заместителем генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса России 11 марта 1993 г., и требования Инструкции по охране труда для машинистов дорожных катков, утвержденной генеральным директором ЗАО <…> 5 мая 2003 г. В результате преступной небрежности Р. по неосторожности причинил В. тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, повлекший его смерть на месте происшествия .

В данной ситуации, как представляется, имелись все основания для квалификации действий Р. по ч. 2 ст. 216 УК РФ по следующим причинам: а) имел место специальный вид строительных работ, а именно прокладка дорог; б) Р. не соответствует признакам субъекта преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, поскольку согласно разъяснениям, данным в

п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» от 23 апреля 1991 г. № 1, ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил. Действующая редакция ст. 143 УК РФ фактически изменила подход к пониманию субъекта данного преступления — им является лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда. Такое описание признаков субъекта соответствует обязанностям, возложенным на каждого работника трудовым законодательством (ст.ст. 21, 214 Трудового кодекса Российской Федерации).

Под иными работами применительно к ст. 216 УК РФ следует понимать любые производственные работы, приравненные к горным или строительным по уровню сложности и вероятного травматизма как рабочих, так и иных лиц и причинения материального вреда, требующие в связи с этим соблюдения при их осуществлении специальных правил безопасности (сварочные, погрузочно-разгрузочные вне строительной площадки, снегоуборочные и т. п.) .

В целом перечень горных, строительных и иных работ содержится в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 787. Требования по безопасному проведению отдельных видов работ, например, регламентируются Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98), утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 марта 1998 г. № 16.

В каждом случае нарушения правил ведения строительных или иных видов работ должно быть установлено и отражено в процессуальных документах, кем и какие конкретно пункты правил безопасности ведения работ нарушены.

2. Использование источников повышенной опасности при выполнении различного вида работ требует детального правового регулирования обращения с ними и четкого соблюдения установленных правил. Стоит отметить, что общие требования к безопасному ведению общестроительных и специальных строительных работ определяются постановлениями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу . Наиболее часто встречающимися нарушениями специальных правил ведения строительных и иных видов работ являются:

а) отсутствие обозначения опасных зон, в пределах которых осуществляются работы, либо ненадлежащее их обозначение.

Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 сентября 2012 г. Л. признан виновным по ч. 2 ст. 216 УК РФ. Л. обвинялся в том, что, будучи начальником производственного участка на объекте электроснабжения административно-бытового комплекса ЗАО <...>, ответственным за содержание территории

зоны производства работ, обязанным осуществлять руководство производственно-хозяйственной деятельностью участка, обеспечивать применение технологической оснастки, строительных машин, не обеспечил должным образом и не организовал безопасное содержание территории зоны производства работ, в результате была причинена смерть человеку от ожогов, полученных в результате его падения в промоину с горячей водой, образовавшейся при прорыве теплотрассы;

б) использование при осуществлении работ механизмов, устройств и установок, не пригодных по техническому состоянию для осуществления конкретных видов работ.

Так, Приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 ноября 2011 г. А. и Г. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ. А. — начальник участка в ЗАО <...>, а Г. — производитель работ в ЗАО <...>, назначенный ответственным за безопасное производство работ по текущему ремонту путепровода. Выполняя согласно договору работы по текущему ремонту путепровода, Г. не обеспечил должным образом и не организовал безопасное производство работ.

При выполнении асфальтоукладочных работ по текущему ремонту путепровода произошло разрушение газового баллона, установленного на асфальтоукладчике. При этом произошел залповый выброс углеводородных газов, образовалось газово-воздушное облако пропан-бутана, которое вспыхнуло. Одной из причин разрушения газового баллона явилось низкое качество изготовления продольного сварного шва обечайки. В результате разрушения газового баллона машинисту асфальтоукладчика Б., а также К. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью. От телесных повреждений потерпевшие скончались в клинике термических ожогов. Кроме того, в результате разрушения газового баллона Т. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью;

в) отсутствие надлежащего инструктажа по технике безопасности;

г) отсутствие необходимого контроля за соблюдением техники безопасности при ведении работ;

д) предоставление допуска к выполнению работ, требующих специальной подготовки, лицам, не имеющим достаточной квалификации;

е) нарушение правил эксплуатации сложных механизмов и устройств и т. п.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, действия, повлекшие вредные последствия при производстве горных, строительных и иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаватор, грейдер, скрепер, бульдозер и т. п.), совершенные лицом, управлявшим самоходной машиной и нарушившим специальные правила производства определенных работ, следует квалифицировать по ст. 216 УК РФ, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины .

Так, приговором Петроградского районного суда г. Санкт-Петербурга от 4 мая 2011 г. К. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 216 УК РФ. К. обвинялся в том, что он, управляя экскаватором-погрузчиком, принадлежащим ООО <...>, осуществляя работы по уборке снега с проезжей части, двигаясь задним ходом, совершил наезд на Г., в результате чего последняя скончалась на месте происшествия.

3. При квалификации нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ необходимо устанавливать, имеется ли причинная связь между этими нарушениями и наступившими общественно опасными последствиями либо наличием реальной опасности наступления такого рода последствий.

4. Поскольку состав преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, сформулирован как материальный, обязательным признаком объективной стороны является наступление общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека или смерти либо крупного ущерба. Преступление признается

оконченным только при условии наступления одного из указанных последствий. Общественно опасные последствия характеризует причинение вреда дополнительным непосредственным объектам рассматриваемого преступления — жизни и здоровью человека, а также собственности. Причинение вреда данным благам не требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности и собственности.

5. Следует учитывать, что специальные правила предназначаются для людей определенных категорийспециальных субъектов, на которых возложено исполнение строго определенных данными правилами обязанностей при осуществлении конкретных видов работ. Ответственность по ст. 216 УК РФ, в отличие от ст. 143 УК РФ , могут нести:

а) лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил и норм охраны труда;

б) работники, постоянная или временная деятельность которых связана с производством конкретного вида работ.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда отношения между работодателем и лицом, осуществлявшим конкретные виды работ, допустившим нарушение специальных правил безопасности и причинившим своими действиями последствия, указанные в ст. 216 УК РФ, не оформлены надлежащим образом. Как следствие, возникают проблемы оценки фактических отношений между работодателем и работником в сфере обеспечения безопасных условий труда. Принятие решения о возможной квалификации часто зависит от установления типа и содержания правоотношений, возникших между указанными лицами: гражданско-правовые или трудовые отношения.

Трудовые отношения в соответствии со ст. 15 ТК РФ представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. На основании этого можно сделать вывод о том, что фактическое выполнение работ может быть оценено как трудовые отношения, но исключительно при соблюдении требований ст. 15 ТК РФ, в противном случае речь можно вести только о гражданско-правовых отношениях. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Поэтому при установлении фактических трудовых отношений, возникших между работодателем и работником, постановка вопроса об уголовной ответственности правомерна.

Гражданско-правовые отношения в анализируемой ситуации могут быть основаны на договоре подряда. В соответствии ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии со ст. 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

В соответствии с ч. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. При этом обязанность обеспечить соблюдение правил безопасности ложится на подрядчика.

6. Потерпевшими в случае нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ могут стать следующие категории лиц: работники организации, выполняющей строительные работы или иные виды работ; лица, случайно оказавшиеся в зоне проведения работ или проживающие в этой зоне и являющиеся потребителями услуг, предоставляемых данной организацией.

Учитывая это обстоятельство, можно сделать вывод о том, что в случаях, когда в результате нарушения правил безопасности при ведении строительных или иных работ оказались потерпевшими лица, являющиеся потребителями услуги, действия виновных нужно квалифицировать по ст. 238 УК РФ.

В тех случаях, когда имеет место нарушение правил бытовой предосторожности лицами, не имеющими отношения к постоянной или временной работе на соответствующем объекте, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо причинившее крупный ущерб, это деяние должно квалифицироваться по статьям Особенной части УК РФ с учетом фактически причиненного вреда (например, по ст. ст. 109, 118, 168).

Так, приговором Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 19 марта 2012 г. К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ. Органами предварительного следствия К. обвинялся в том, что, действуя в нарушение утвержденного Распоряжением Администрации г. Санкт-Петербурга от 23 сентября 2002 г. № 1784-ра Положения о мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга, без соответствующего согласования произвел переоборудование находящегося в его квартире, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Замшина, д. 27, корп. 1, кв. 278, балкона, а впоследствии, действуя в нарушение Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 октября 2007 г. № 1334, видя образовавшиеся наледи на принадлежащем ему балконе, своевременно их не удалил, что привело к самопроизвольному падению наледи, а в дальнейшем к смерти потерпевшей Л. Таким образом, К. не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий в виде смерти Л. и не желал их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступление этих общественно опасных последствий, т. е. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 109 УК РФ.

7. Достаточно часто возникают вопросы, связанные с отграничением состава преступления, предусмотренного ст. 216 УК РФ, от состава преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ. При решении данного вопроса, как представляется, нужно исходить из того, что ст. 216 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение специальных правил безопасности ведения работ, ст. 143 УК РФ регламентирует ответственность за нарушение общих требований охраны труда в любой сфере. В этой связи вызывает некоторые сомнения позиция Верховного Суда Российской Федерации, который в п. 6 постановления «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» от 23 апреля 1991 г. № 1 констатирует, что при разграничении рассматриваемых составов следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности, и если нарушение допущено при ведении горных, строительных и иных работ, рекомендует квалифицировать содеянное по ст. 216 УК РФ. Представляется, что данные составы преступлений являются взаимопересекающимися, но не находящимися между собой в отношениях конкуренции.

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и правовых нормативных актов по безопасности труда определена в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Трудовом кодексе РФ, а также Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе.

За нарушения работодатель и должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по вине должностных лиц допускаются нарушения правил и норм по охране труда, которые не влекут за собой тяжелых последствий и не могли бы их повлечь. Дисциплинарная ответственность выражается в объявлении виновному лицу дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение).

Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. Правом налагать штраф обладают руководители государственных инспекций труда (до 100 минимальных размеров оплаты труда), государственные инспекторы по охране труда (до 50 минимальных размеров оплаты труда), органы надзора и контроля. Размер штрафа определяется степенью нарушения правил и норм безопасности и охраны труда.

Материальная ответственность возникает, если по вине должностного лица предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб из-за нарушения норм и требований охраны труда. Материальный ущерб возникает, если в результате несчастного случая или профзаболевания, предприятие обязано выплатить пострадавшему, родственникам, органам социального страхования определенную денежную сумму. Эта денежная сумма частично или полностью может быть взыскана с виновных должностных лиц.

Кроме материальной ответственности виновных должностных лиц предусмотрена также ответственность предприятия (учреждения, организации). За невыполнение требований законодательства об охране труда и предписаний государственных органов надзора и контроля на предприятие налагаются штрафы, размер и порядок наложения которых определяется законодательством РФ и субъектов в составе РФ.

Уголовная ответственность возникает, если нарушения норм и правил безопасности и охраны труда могли или повлекли за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Уголовную ответственность несут лишь те виновные должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на соответствующих участках. Виновные могут наказываться лишением свободы на срок до 1 года, исправительными работами на тот же срок, штрафом до 500 минимальных размеров оплаты труда, увольнением с должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Новая страница 3

Комиссия, проводившая расследование, отказала заявителю в составлении акта формы Н-1, сославшись на отсутствие доказательств происшествия несчастного случая. Правильно ли она поступила?

Нет, неправильно. Задача комиссии при расследовании несчастного случая - собрать доказательства, подтверждающие или опровергающие факт несчастного случая на производстве.

В данном случае комиссия должна аргументировать, почему она пришла к выводу, что несчастного случая на производстве не было, и привести доказательства, подтверждающие такой вывод.

Какова роль профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве?

Положением (ТК РФ) предусматривается участие в расследовании несчастного случая представителя профсоюзного органа организации. При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае (по Схеме определения тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве) работодатель или уполномоченное им лицо в течение суток по форме, установленной Министерством труда и социального развития РФ, обязан направить извещение также в территориальное объединение профсоюзов, представитель которого включается в состав комиссии и участвует в расследовании.

О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель извещает в числе других и соответствующий профсоюзный орган.

Кроме того, комиссия по расследованию группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом формирует документы (материалы), включающие и представления профсоюзной инспекции труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда, выданных ранее на данном производстве (объекте), что является дополнительной формой контроля за их выполнением.

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматривает работодатель с участием профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия соответствующих решений, направленных на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве.

При определении степени вины пострадавшего рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Кроме того, ст. 22 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» профессиональным союзам в лице их соответствующих органов предоставлено право осуществлять самостоятельное расследование несчастных случаев на производстве.

Является ли критерием оценки работы инженера по охране труда состояние производственного травматизма в организации?

Каждый несчастный случай на производстве обусловлен конкретными нарушениями правил охраны труда, следовательно, имеются и конкретные лица, допустившие эти нарушения. Что касается инженера по охране труда, то в каждом отдельном случае нужно самым внимательным образом определять, есть ли какая-то доля его вины, например, он знал о систематическом нарушении требований безопасности на рабочем месте, где произошел несчастный случай, но не принял необходимых мер по устранению этих нарушений.

Оценивать работу инженера по охране труда следует за дело, а не за должность. Это в равной степени относится и к оценке работы государственного инспектора труда.

В соответствии с заключением государственного инспектора труда несчастный случай квалифицирован как не связанный с производством. Какой в таких случаях порядок оформления акта произвольной формы?

Данный вопрос Положением (ТК РФ) прямо не регулируется. На наш взгляд, здесь необходимо поступать в соответствии с п. 31 Положения, который устанавливает, что акты формы Н-1 по несчастным случаям на производстве, расследование которых проводилось без образования комиссии (пп. 16 и 20 (второй абзац), 25 и 38 Положения), оформляет работодатель (его представитель) или уполномоченное им лицо на основании и в соответствии с заключением, составленным государственным инспектором труда, проводившим в установленном порядке расследование несчастного случая, о чем в акте формы Н-1 делается соответствующая запись (вместо подписей членов комиссии).

Оформление акта произвольной формы производится в соответствии с формой, утвержденной Минтрудом России для группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (форма 4). В таких случаях этот акт должен утверждаться работодателем и заверяться печатью организации.

В каком количестве экземпляров составляется акт произвольной формы? Имеет ли пострадавший (в случае смерти - его родственники) право на получение акта произвольной формы?

В соответствии с п. 26 Положения акт произвольной формы составляет комиссия, проводившая расследование несчастного случая, в двух экземплярах. Акты произвольной формы подписывают все члены комиссии. Их подписи заверяются печатью организации или акт утверждает работодатель и его подпись заверяется печатью.

Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая обязан выдать один экземпляр акта пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом - доверенным лицам пострадавшего (по их требованию).

Акты о расследовании несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследования как не связанные с производством, вместе с материалами расследования работодатель (юридическое или физическое лицо) хранит в течение 45 лет. Копии актов о расследовании указанных несчастных случаев и материалов их расследований председатель комиссии направляет в соответствующую государственную инспекцию труда.

Некоторые государственные инспекторы труда при проведении расследования требуют от работодателя представления справки о заработке пострадавшего за 12 месяцев работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве. Этот документ не поименован в ст. 229 ТК РФ. Правомерно ли требование инспектора о предоставлении такой справки?

Да, правомерно. Это делается исключительно в интересах пострадавшего или членов его семьи.

Конкретный объем (состав) материалов расследования определяет председатель комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого расследуемого происшествия.

Включение в состав материалов расследования справки о заработке пострадавшего преследует цель избавить его (или членов его семьи) от лишних хлопот по сбору таких сведений в организациях, в которых в расчетный период работал пострадавший, в случае постоянной утраты профессиональной трудоспособности (или смерти) при решении вопроса об обеспечении по страхованию.

Еще труднее самому пострадавшему собирать справки о заработке, если потеря профессиональной трудоспособности наступила через несколько лет после несчастного случая.

Наличие такой справки в материалах расследования несчастного случая избавит пострадавшего от излишних хлопот при получении этих сведений в организациях, которые ко времени обращения могут уже прекратить свое существование.

Что писать в разделах акта «Обстоятельства несчастного случая» и «Причины несчастного случая», если очевидцев несчастного случая со смертельным исходом не было и существует несколько версий гибели работника, включая криминальную?

Вначале рассмотрим некриминальную версию гибели работника. В практике расследования несчастных случаев на производстве не так уж и редки ситуации, когда нет непосредственных очевидцев происшествия несчастного случая с работником. Это значительно затрудняет установление обстоятельств и причин несчастного случая, особенно если он со смертельным исходом.

Исходя из требований, предъявляемых к содержанию акта о расследовании несчастного случая, в нем приводятся только те факты, которые установлены комиссией в ходе расследования. Заполнение соответствующих разделов акта должно производиться только на основании документов (журналов регистрации инструктажей, личной карточки по форме Т-2, протоколов опросов очевидцев, постановлений (решений) правоохранительных ор ганов и др.), формируемых в ходе расследования.

Комиссия при расследовании несчастного случая устанавливает, что предшествовало несчастному случаю, кто выдал задание и руководил производством работ, как протекал процесс труда, какие действия выполняли пострадавший и другие работающие с ним лица и т. д., причем устанавливает события почти по минутам до того момента, когда пострадавший исчез из поля зрения окружающих. Выясняет обстоятельства, при которых он был обнаружен.

Выводы комиссии при этом не должны быть предположительного характера, в них нет места домыслам и сомнительным утверждениям, они должны быть изложены в утвердительной форме и свидетельствовать о том, что события развивались именно так, а не иначе.

В соответствии со ст. 229 ТК РФ и п. 23 Положения на основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай, не связанный с производством.

В данном случае комиссии следует руководствоваться также ч. 3 ст. 49 Конституции РФ, в которой говорится, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу, а также ч. 2 п. 15 постановления № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и ч. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Исходя из этих правовых актов применительно к данному конкретному несчастному случаю следует, что комиссия при отсутствии доказательств и невозможности их получения всегда должна толковать события в пользу пострадавшего.

Если комиссия не установила обстоятельства и причины несчастного случая, то, следовательно, она не может квалифицировать его как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством, не может определить лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, не может выработать мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев и в итоге не может оформлять акт о расследовании несчастного случая. Это означает, что комиссия не выполнила свое предназначение, установленное Положением (ТК РФ).

Как правило, всегда можно найти очевидцев и на основании их показаний максимально приблизиться по времени к самому факту несчастного случая, неизвестные подробности которого не мешают комиссии сделать выводы и дать оценку происшествия.

Следует понимать, что комиссия ведет расследование, а не следствие, у нее одна из основных задач - определить, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности и квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. Безусловно, для этих целей подробности происшествия и его причины очень важны, но во многих случаях можно обойтись и без них, бывает достаточно «укрупненных причин», соответствующих текстовой части классификатора причин, например несовершенство или нарушение технологического процесса, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, неудовлетворительная организация производства работ, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений и территории, недостатки в обучении безопасным приемам труда, неприменение средств индивидуальной защиты и т. д.

Таким образом, при квалифицированном расследовании несчастного случая у комиссии всегда имеется достаточно сведений для заполнения соответствующих разделов акта, в том числе разделов «Обстоятельства несчастного случая» и «Причины несчастного случая».

Но если нет очевидцев и причину гибели пострадавшего комиссии установить не удается или существует много не подтверждаемых вещественными доказательствами версий, то в таких случаях комиссия делает вывод: «Обстоятельства и причины несчастного случая не установлены», после чего их выяснение будет находиться в компетенции правоохранительных органов. В таком случае решение о составлении акта принимается комиссией только после получения официального постановления (решения) правоохранительного органа.

До получения указанного постановления (решения) оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается.

Теперь рассмотрим криминальную версию гибели работника. В соответствии со ст. 228 ТК РФ о каждом тяжелом или несчастном случае со смертельным исходом с работником работодатель обязан сообщить в прокуратуру. В случае предполагаемой криминальной версии гибели работника работодателю или председателю комиссии необходимо инициировать расследование правоохранительными органами данного факта. В этих целях следует дополнительно письменно обратиться в правоохранительный орган с просьбой выдать официальное постановление (решение) с квалификацией указанного происшествия. Еще лучше, когда с такой же просьбой в правоохранительный орган обратятся также родственники погибшего.

Гибель работника может наступить либо при совершении самим пострадавшим действий, которые содержат признаки уголовного правонарушения, либо в результате уголовного преступления, совершенного другими лицами.

В обоих случаях решение о квалификации несчастного случая принимается комиссией с учетом официального постановления (решения) правоохранительных органов, квалифицирующих данные уголовные правонарушения. До получения указанного постановления (решения) председателем комиссии оформление материалов расследования временно приостанавливается.

Комиссии по расследованию несчастного случая не следует подменять правоохранительные органы по квалификации действий пострадавшего или других лиц, содержащих признаки уголовного правонарушения.

В остальном порядок расследования несчастного случая и оформления его результатов такой же, как и в случае некриминальной версии гибели работника. При этом следует учитывать, что каждый конкретный несчастный случай требует индивидуального подхода к установлению обстоятельств и причин его происшествия.

Акт о расследовании несчастного случая, в соответствующих разделах которого имеется запись: «Обстоятельства и причины несчастного случая не установлены», не является надлежаще оформленным юридическим документом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Почему для оформления акта произвольной формы должна применяться форма, утвержденная Минтрудом России (форма 4)? Какой же тогда это акт произвольной формы?

В соответствии с ранее действовавшим Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве уже в самом наименовании акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом содержалась квалификация несчастного случая как несчастного случая на производстве, т.е. по этой форме можно было составлять только акты о несчастных случаях, происшедших на производстве.

Утвержденная Минтрудом России форма акта о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (форма 4) не содержит квалификации несчастного случая в его наименовании, поэтому эту форму можно применять для оформления любых несчастных случаев, расследование которых проводилось комиссией в порядке, установленном Положением (ТК РФ). Квалификация несчастного случая делается в соответствующем разделе акта (пункт 7 «Квалификация и учет несчастного случая»), в котором излагается решение лиц, проводивших расследование несчастного случая, о квалификации несчастного случая со ссылками на статьи ТК РФ и пункты Положения.

Как показала практика, некоторые работодатели и специалисты по охране труда понимают акт произвольной формы как документ, который составляется по усмотрению комиссии. В результате допускаются принципиальные ошибки при квалификации несчастных случаев, поэтому возникла необходимость в регулировании содержания акта.

Форма акта, утвержденная Минтрудом России (форма 4), отвечает всем необходимым требованиям, поэтому несчастный случай, не связанный с производством, или несчастный случай, не подпадающий под действие Положения (ТК РФ), расследование которых проводилось комиссией в порядке, установленном Положением (ТК РФ), должны оформляться актом формы 4. Это служит целям улучшения качества расследования.

На мой взгляд, тот, кто недоволен таким порядком оформления результатов расследования несчастных случаев, не связанных с производством, или несчастных случаев, не подпадающих под действие Положения (ТК РФ), не заинтересован в качественном проведении расследования.

Под «сокрытым несчастным случаем» некоторыми го сударственными инспекторами труда понимается несчастный случай, о котором не было сообщено работодателем в соответствующие органы и организации в сроки, установленные ст. 229 ТК РФ (в течение суток). Значит ли это, что такой несчастный случай инспектор вправе расследовать самостоятельно, а не совместно с комиссией?

Если извещение о групповом несчастном случае, тяжелом не счастном случае, несчастном случае со смертельным исходом не направлено в указанные в ст. 228 ТК РФ органы и организации в установленный срок, то это является не только нарушением законодательства о труде, за которое предусмотрена соответствующая ответственность, но и одновременно основанием для квалификации данного правонарушения и действий работодателя как сокрытие несчастного случая. Это в соответствии с требованиями ст. 230 ТК РФ обусловливает возможность проведения особой процедуры расследования данного несчастного случая: без формирования комиссии, когда расследование проводится должностными лицами государственной инспекции труда с привлечением (при необходимости) профсоюзных инспекторов труда и представителей государственных органов надзора и контроля.

Если работодатель по объективным причинам не уложился в сроки, определенные Положением (ТК РФ) для извещения о происшедшем несча стном случае, но сам сообщил о нем, или не известил только отдельные органы и организации, то данный несчастный случай не считается сокрытым и расследуется комиссией. За несвоевременное извещение о несчастном случае или за неизвещение только отдельных органов и организаций государственный инспектор труда может применить соответствующие санкции к виновным в пределах своих полномочий.

Не слишком ли усложнен и бюрократизирован рекомендованный порядок определения и документального оформления степени вины застрахованного в случае установления факта грубой неосторожности, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью? Разве не достаточно указания степени вины застрахованного в соответствующем разделе акта о расследовании несчастного случая, который подписывается лицами, принимавшими в нем участие?

Заполнение соответствующих разделов (пунктов) акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве или акта формы 4 производится на основании документов (материалов), подготовленных (собранных) комиссией в ходе расследования несчастного случая.

В ст. 229 ТК РФ указан перечень документов, формируемых в ходе расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом. В соответствии с п. 22 Положения указанный перечень является примерным. Конкретный объем (состав) материалов определяет председатель комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого расследуемого несчастного случая.

Ни у кого не вызывает сомнения, что дата проведения вводного инструктажа должна быть подтверждена выпиской из журнала регистрации вводного инструк тажа, характер полученных повреждений - заключением лечебно-профилактичес кого учреждения здравоохранения, обстоятельства несчастного случая - объяснениями очевидцев и должностных лиц и т.д. Почему этот принцип не хотят применять при внесении сведений о степени вины застрахованного в соответствующий раздел (пункт) акта формы Н-1 или формы 4? Эти сведения также должны подтверждаться соответствующими документами: протоколом заседания комиссии о предварительном установлении степени вины застрахованного с обо снованием сделанных выводов; заключением профсоюзного или иного уполномо ченного застрахованным представительного органа данной организации; постанов лением (решением) комиссии об окончательном размере (величине) степени вины застрахованного, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.

Существующая в некоторых организациях практика, когда сначала заключение о степени вины застрахованного дает не комиссия, а профсоюзный или иной уполномоченный застрахованным представительный орган, противоречит функции общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Профсоюзному или иному уполномоченному застрахованным представительному органу нельзя быть инициатором заключения о степени вины застрахованного.

Сначала к выводу о наличии факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, должна прийти комиссия по расследованию данного несчастного случая, причем инициатором этого, как правило, является представитель работодателя либо ФСС РФ в комиссии.

Вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой или же относится к простой неосмотрительности, в каждом конкретном случае должен решаться в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела (характера деятельности пострадавшего, обстоятельств причинения вреда и т.п.). В частности, в соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 3 грубой неосторожностью должно быть признано нетрезвое состояние потерпевшего, содействовавшее возникновению или увеличению вреда.

Затем комиссия инициирует рассмотрение вопроса о степени вины застрахованного профсоюзным или иным уполномочен ным застрахованным представительным органом и только после получения их заключения может принимать постановление (решение).

Здесь можно провести аналогию между порядком установления степени вины застрахованного и привлечением должностных лиц к административной ответственности.

Прежде чем привлечь должностное лицо к административной ответственности (оштрафовать), необходимо составить акт (протокол) о нарушении правил и норм охраны труда и взять объяснение у лица, допустившего эти нарушения.

На основании акта, с соблюдением определенной процедуры, государственный инспектор труда принимает постановление о наложении штрафа. И акт, и постановление в обязательном порядке направляются оштрафованному.

Сложная процедура привлечения должностных лиц к административной ответственности установлена для того, чтобы штрафы не налагались под действием сиюминутных настроений; не нарушалось законодательство и штрафы налагались только на должностных лиц, которые в порядке исполнения своих служебных обязанностей должны принимать меры к своевременному соблюдению установленных правил и норм охраны труда, но не делают этого; имелось время для обоснования государственным инспектором труда принятого решения соответствующими статьями и положениями законодательства об охране труда.

Если при расследовании страхового случая комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличе нию вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 %.

Упрощение процедуры установления степени вины застрахованного может привести к ошибкам в оценке событий.

Если в материалах расследования несчастного случая отсутствуют документы, обосновывающие законность установления степени вины застрахованного, в суде можно оспорить решение комиссии. В настоящее время обращения застрахованных в суд по таким вопросам нечасты.

Во время обеденного перерыва на голову работника, находящегося в санитарно-бытовом помещении предприятия, упали часы, висевшие на стене много лет, в результате работник получил травму головы. Несчастный случай был квалифицирован как связанный с работой и оформлен актом произвольной формы. Фондом социального страхования РФ данный несчастный случай с работником признан нестраховым случаем. Правомерны ли такие действия работодателя и ФСС РФ?

Несчастный случай должен квалифицироваться как несчастный слу чай на производстве и оформляться актом формы Н-1, так как он произошел с работником в результате действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем (нахождением в санитарно-бытовом помещении во время обеденного перерыва).

При наличии акта формы Н-1 данный несчастный случай на производстве является страховым случаем, так как он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (при работе в организации по трудовому договору).

А.Б. Демин, начальник отдела управления охраны труда ОАО «МПСМ»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант