Юридический портал. Льготный консультант

ПОРЯДОК И ПРАВИЛА РАССЛЕДОВАНИЯ ГОЛОВНОГО ДЕЛА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ.

Срок предварительного следствия:

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК РФ.

Срок предварительного следствия, установленный частью, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 УПК РФ, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Производство предварительного следствия следственной группой.

Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.

Руководитель следственной группы принимает решения о:

Выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 - 155 УПК РФ;

Прекращении уголовного дела полностью или частично;

Приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

Привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;

Направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 УПК РФ;

Возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

Возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 УПК РФ.

Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.

Общие правила производства следственных действий.

Следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 УПК РФ, производятся на основании постановления следователя.

В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9, 11 и 12 части второй статьи 29 УПК РФ, следственные действия производятся на основании судебного решения.

Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 - 8 УПК РФ, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Перед началом следственного действия следователь предупреждает лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств.

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 УПК РФ.

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.

В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9, 10.1, 11 и 12 части второй статьи 29 УПК РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1 .

В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

Ходатайство о производстве следственного действия, касающегося реализации, утилизации или уничтожения вещественных доказательств, указанных в пунктах 1, 2 (за исключением скоропортящихся товаров и продукции), 3 (за исключением предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды), 6 и 7 части второй статьи 82 УПК РФ, рассматривается судьей не позднее чем через 5 суток со дня его поступления в суд. Ходатайство о производстве следственного действия, касающегося реализации, утилизации или уничтожения вещественных доказательств в виде скоропортящихся товаров и продукции, а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, рассматривается судьей с учетом их особенностей, но не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства в суд. При рассмотрении указанных ходатайств в судебном заседании вправе участвовать подозреваемый, обвиняемый, их защитники и (или) законные представители, собственник или иной законный владелец предмета, признанного вещественным доказательством по уголовному делу. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения указанных ходатайств, либо неустановление собственника или иного законного владельца предмета, признанного вещественным доказательством по уголовному делу, не является препятствием для рассмотрения ходатайств судом.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.

Протокол следственного действия.

Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе указываются:

Место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия начальника органа дознания выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя или дознавателя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия соответственно руководителя следственного органа, начальника органа дознания. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа, а постановление дознавателя - начальнику органа дознания для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

Участие специалиста.

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 УПК РФ.

Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, следователь удостоверяется в его компетентности, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет специалисту его права и ответственность, предусмотренные статьей 58 УПК РФ.

Участие переводчика.

В случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 УПК РФ, следователь привлекает к участию в следственном действии переводчика в соответствии с требованиями части пятой статьи 164 УПК РФ.

Перед началом следственного действия, в котором участвует переводчик, следователь удостоверяется в его компетентности и разъясняет переводчику его права и ответственность, предусмотренные статьей 59 УПК РФ.

Участие понятых.

В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 УПК РФ, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 УПК РФ, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.

В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия в соответствии с частью пятой статьи 164 УПК РФ разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, статьей 60 УПК РФ.


помощь адвоката

тел. 8 908 590 52 56.

Закреплено, что неотъемлемые элементы предварительного расследования - следствие и дознание. Выбор одного из них в рамках открытого уголовного производства оказывает существенное влияние на законность последующих процессуальных мероприятий. Рассмотрим далее подробно формы предварительного расследования, соотношение следствия и дознания, а также краткую характеристику судебного следствия.

Предварительное следствие

Нормы, регламентирующие его проведение, закреплены в 22 главе УПК.

Предварительное следствие - обязательная форма предварительного расследования по делам обо всех преступлениях, кроме тех, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК. В рамках этих производств выполняется дознание.

Как основная форма предварительного расследования предварительное следствие рассматривается в качестве системы процессуальных мероприятий и решений следователя. Их суть сводится к принятию материалов дела в производство, осуществлению процессуальных действий, предъявлению обвинения, применению мер принуждения, закрепленных в законе, приостановлению, окончанию следствия, исполнению решений по делу.

Уполномоченные лица

Предварительное следствие как форма предварительного расследования имеет ряд специфических черт. Особенности в первую очередь проявляются в субъектном составе лиц, уполномоченных его проводить.

В законодательстве указываются конкретные органы, осуществляющие предварительное следствие. При расследовании дел о деяниях, перечисленных в:

  • Пункте 1 ч. 2 151 статьи УПК - следователи СК РФ.
  • П. 2 2 части ст. 151 - следователи органов ФСБ. Эти же лица уполномочены на проведение предварительного следствия в случаях, закрепленных в ч. 4 ст. 151.
  • Пункте 3 части 2 151 статьи - следоватеи ОВД.
  • П. 5 2 части ст. 151 - сотрудники органов, реализующих функции контроля за оборотом психотропных и наркотических веществ.

Законодательство допускает проведение предварительного следствия или расследования органами, выявившими деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 151 УПК. В случаях, определенных частью 6 этой же нормы, процессуальная деятельность выполняется служащими той госструктуры, к подследственности которой относятся деяния, по которым открыто уголовное производство.

Общие правила

Порядок выполнения предварительного следствия как формы предварительного расследования регламентируется комплексом норм, закрепленных статьями 162-170 УПК.

Основанием для начала процессуальной деятельности является постановление о возбуждении дела или о принятии материалов к производству. Последнее имеет место в случае, когда дело возбуждено органом дознания.

Следствие в предварительном расследовании заканчивается прекращением дела (об этом выносится специальное постановление), оформлением обвинительного заключения или направлением материалов производства в суд для вынесения решения о применении принудительных медицинских мер.

Время проведения

Для предварительного следствия как формы предварительного расследования предусмотрены определенные сроки. В соответствии с положениями 162 статьи УПК, процессуальную деятельность уполномоченные служащие обязаны завершить в течение 2 месяцев с даты возбуждения дела. В этот период входит время со дня открытия производства до дня передачи материалов в прокуратуру с обвинительным заключением/постановлением о передаче материалов в суд для применения медицинских мер или до дня вынесения решения о прекращении производства.

В период проведения следствия не входит время, отведенное на оспаривание следователем постановления прокурора о возвращении дела для выполнения дополнительного следствия, корректировки объема обвинения (квалификации деяния) либо пересоставления заключения и устранения обнаруженных недостатков. Не учитывается и время, на протяжении которого производство было приостановлено по основаниям,

Продление периода

Срок следствия допускается продлевать до 3 месяцев, решение должен принять руководитель соответствующего органа. По делам, расследование которых сопряжено с особыми сложностями, период проведения процессуальных мероприятий может быть увеличен до 12 месяцев. Соответствующее решение принимается руководителем следственного подразделения по субъекту РФ или иным руководителем, приравненным к нему, или их заместителями.

Последующее увеличение срока следствия осуществляется в исключительных случаях. Основанием для этого выступает постановление председателя СК, руководителя следственного подразделения соответствующего федерального исполнительного органа или их заместителей.

При возвращении следователю материалов дела из прокуратуры в соответствии с частями 1.1 ст. 211, 1 ст. 214 и пунктом 2 1 части 221 статьи УПК, срок для выполнения указаний прокурора определяется начальником следственного органа, принявшего дело к своему производству. При этом он не может быть больше 1 месяца с даты поступления материалов.

В случае возобновления прекращенного или приостановленного дела или возвращения его для выполнения дополнительного расследования срок следствия не должен превышать 1 мес. со дня принятия его следователем. Последующее увеличение срока производится по общим правилам, закрепленным 162 статьей УПК (части 4, 5, 7).

Особенности осуществления процессуальных мероприятий

По общим правилам, в рамках предварительного расследования, осуществляемого следователем, предварительное следствие производится служащим единолично. При этом законодательство допускает выполнение процессуальных действий следственной группе. Такая необходимость возникает при расследовании особо сложных дел или при большом объеме процессуальных мероприятий.

Руководитель следственного подразделения принимает решение о привлечении группы специалистов и о корректировке ее состава. В соответствующем постановлении приводится перечень всех служащих, которые привлекаются к процессуальной деятельности. В обязательном порядке указывается лицо, руководящее и координирующее их действия. К работе группы могут привлекаться служащие органов, ведущих оперативно-розыскную работу.

Подозреваемые, обвиняемые, их представители знакомятся с перечнем служащих, уполномоченных осуществлять досудебное расследование в форме предварительного следствия.

Завершающий этап

Предварительное следствие как форма предварительного расследования может заканчиваться составлением обвинительного заключения, если все процессуальные мероприятия были выполнены, а собранных доказательств достаточно для предъявления обвинения. При этом должны отсутствовать основания для прекращения дела.

Прежде чем уполномоченный служащий приступит к составлению заключения, он должен выполнить ряд обязательных процессуальных действий. Среди них:

  1. Уведомление обвиняемого и разъяснение ему права ознакомиться с материалами дела самостоятельно или с помощью защитника (представителя). Соответствующее действие оформляется протоколом.
  2. Уведомление представителя (защитника), потерпевшего, гражданских ответчика и истца или их представителей.

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования, таким образом, включает в себя множество процессуальных действий. Все они должны быть зафиксированы в соответствующих протоколах и постановлениях.

Составив обвинительное заключение, следователь незамедлительно отправляет материалы прокурору. Дальнейшие решения и действия по делу регламентируются нормами главы 31 УПК.

Дознание

В рамках не всегда является обязательным. В случаях, предусмотренных законодательством, вместо него проводится дознание.

С законодательной точки зрения дознаватель не является единственным субъектом, уполномоченным проводить дознание. В выполнении может участвовать и следователь. Между тем, по мнению ряда авторов, упоминание этого должностного лица представляется достаточно сомнительным. Обусловлено это следующим.

Следствие и дознание как формы предварительного расследования имеют много общего, однако вместе с тем их отличают некоторые специфические признаки. Так, следователь не может руководствоваться процессуальными правилами, предусмотренными для дознавателя о сокращенном сроке выполнения расследования, составлении обвинительного акта, утверждении его у руководителя органа дознания и т. д.

В теории уголовного права традиционным считается мнение о том, что в рамках предварительного расследования предварительное следствие выполняется одними субъектами, а дознание - другими. Каждый из них наделяется соответствующими полномочиями. Следствие ведет следователь, а дознание - дознаватель. Этим и некоторыми другими признаками данные формы расследования разграничивались.

По производствам, подследственным дознавателю, следователь вправе вести расследование, но исключительно в порядке предварительного следствия. Согласно 4 части 150 статьи УПК, по письменному распоряжению прокурора дела, указанные в п. 1 ч. 3 этой же нормы, могут передаваться для выполнения предварительных следственных мероприятий. На практике еще не было случаев, когда следователь производил дознание.

Специфика применения норм

Правила производства дознания в общем виде закреплены в частях 1 и 2 223 статьи УПК. Оно осуществляется в порядке, определенном главами 21, 22, 24-29 с некоторыми изъятиями, указанными в гл. 32 Кодекса. Из этого следует, что на дознание распространяются абсолютно все положения, касающиеся проведения предварительного расследования, осуществления процессуальных действий, приостановления, возобновления следствия и прекращения производства. Если правила, установленные для дознания, не согласуются с порядком предварительного следствия, применению подлежат специальные нормы, регламентирующие именно эту форму расследования.

Общие положения

Дознание выполняется по делам о деяниях средней и небольшой тяжести, перечисленных в 1 пункте 3 части 150 статьи УПК, по которым следствие необязательно. Также эта форма расследования может применяться в рамках производства по иным преступлениям, но по письменному распоряжению прокурора.

В соответствии со статьей 223 УПК, на дознание отводится 30 суток с даты открытия дела. При наличии оснований он может быть продлен не больше чем на 30 суток. Соответствующее постановление выносится прокурором. При необходимости, в т. ч. для проведения экспертизы, срок может быть увеличен до 6 мес. Соответствующее решение уполномочен принять прокурор района, города, приравненный к нему или их заместители. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с выполнением запроса об оказании правовой помощи, сформированного и направленного по правилам 453 статьи УПК, допускается увеличить до 12 месяцев. Решение об этом принимает прокурор субъекта РФ или военный прокурор, приравненный к нему.

Направление уведомления

В случае, когда дело возбуждено по факту совершения уголовного деяния и в рамках дознания получен достаточный объем информации, дающий основания подозревать гражданина в причастности к этому посягательству, в законодательстве предусмотрена обязанность дознавателя составить специальный процессуальный документ. Им является уведомление о подозрении лица в совершении преступления.

Согласно правилам, закрепленным частью 2 ст. 223.1 УПК, в этом документе должны указываться:

  1. Место и дата составления.
  2. Ф. И. О. служащего.
  3. Ф. И. О. подозреваемого гражданина, дата его рождения.
  4. Описание признаков деяния с указанием времени и места совершения, иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии с пунктами 1 и 4.1 части 73 статьи УПК.
  5. Конкретная норма УК, ее часть, пункт, предусматривающие наказание за преступление.

Выводы

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно четко определить, чем отличается предварительное следствие от расследования. Последнее понятие является более общим. Оно охватывает два вида процессуальной деятельности - дознание, осуществляемое преимущественно дознавателями, и предварительное следствие.

Отличия предварительного расследования от иных видов процессуальной деятельности очевидны. В законодательстве четко устанавливается состав субъектов, уполномоченных на его выполнение, порядок осуществления необходимых действий, в т. ч. сбора и фиксации доказательств.

Какие признаки отличают судебное следствие от предварительного расследования?

Процессуальная деятельность суда, направленная на исследование полученных доказательств и установление фактических обстоятельств деяния, считается центральным звеном судопроизводства. Судебное следствие позволяет создать фундамент, на котором базируются дальнейшие предусмотренные законом процедуры. Речь, в частности, о прениях сторон и вынесении приговора. Законность и обоснованность итогового постановления по делу во многом определяются качеством судебного следствия.

От предварительного расследования эта процессуальная деятельность отличается рядом существенных черт. В первую очередь, исследование собранных по делу доказательств в суде осуществляется устно, гласно, непосредственно и непрерывно. Это позволяет максимально достоверно воссоздать события.

Судебное следствие выполняется другим лицом - судьей. При этом стороны производства принимают непосредственное и активное в нем участие. При этом в ходе процесса обеспечивается одновременное изучение и анализ собранных доказательств с различных позиций.

В процессе разбирательства проверке подлежат любые возможные версии происшедшего. Суд будет следовать той, которая отражена в обвинительном заключении. Он должен принять решение, основываясь на доказательствах, изученных и проанализированных в судебном заседании.

Ход процесса

Перед началом исследования материалов суд оглашает содержание документов, отражающих обвинение. Далее обсуждается и устанавливается порядок изучения доказательств.

Оглашение обвинительного документа направлено на публичное сообщение о предмете разбирательства.

Если дознание либо следствие по делу не осуществлялось, заседание начинается с оглашения заявления жертвы преступления. При наличии в материалах дела гражданского иска его содержание также сообщается участникам слушания.

После оглашения обвинения суд должен выяснить отношение к нему подсудимого. Для этого председательствующий опрашивает его. В ходе опроса устанавливается, признает ли гражданин себя виновным в содеянном. После этого обсуждаются и устанавливаются правила исследования доказательств.

Стоит сказать, что, несмотря на достаточно подробную регламентацию процессуального порядка выполнения каждого судебного действия, в законодательстве не закрепляется заранее определенной последовательности их осуществления. Это обусловлено спецификой доказывания по каждому конкретному делу.

Закон предусматривает для суда право самостоятельно определить в начале следствия наиболее целесообразный порядок изучения доказательств. Для этого заслушиваются предложения обвинителя, защитника, подсудимого, гражданских ответчика и истца, потерпевшего, их представителей о последовательности допросов лиц, привлеченных к разбирательству (в т. ч. экспертов и специалистов). По результатам их изучения суд выносит постановление, в котором отражает порядок изучения представленных материалов. В любой момент при этом он может изменить установленные ранее правила, о чем выносит соответствующее определение.

Заключение

Предварительное расследование считается самой продолжительной частью уголовно-процессуальной деятельности. В ходе него составляется достаточно большое количество документов. На стадии досудебного расследования решается множество уголовно-процессуальных задач.

Деятельность следователей и дознавателей основывается на принципах законности, общих правилах, закрепленных УПК. Выполнение законодательных предписаний способствует повышению эффективности борьбы с преступностью, воспитанию у граждан уважения к нормам права, укреплению правопорядка.

Вместе с тем производство предварительного расследования при отсутствии достаточных к этому оснований признается грубейшим нарушением закона. В таком случае причиняется значительный ущерб интересам общества и государства, правам и свободам отдельных лиц.

Еще сравнительно недавно часто фиксировались случаи нарушения сроков расследования, порядка его проведения, игнорирование процессуальной независимости следственных органов и прочие нарушения. Все это приводило к необоснованной трате средств, сил, времени правоохранительных органов, отвлечению их внимания от раскрытия тяжких преступлений. Несомненно, любые нарушения закона сотрудниками уполномоченных органов подрывают их авторитет.

В настоящее время случаи несоблюдения предписаний встречаются все реже. Сегодня предварительному расследованию как стадии досудебного производства уделяется повышенное внимание. Прокуроры тщательно проверяют поступающие к ним материалы, не допускают необоснованных обвинительных заключений. Обеспечению соблюдения законности способствует и судебное следствие. В рамках разбирательства все собранные доказательства исследуются повторно независимым должностным лицом.

Предварительное следствие - одна из двух формпредварительного (досудебного) расследованияпреступлений (наряду сдознанием) поУголовно-процессуальному кодексуРоссийской Федерации.

По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Предварительное следствие производится следователямисогласноподследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.

Подследственность уголовных дел (ст. 151 УПК)

    Следователи Следственного комитета РФ - убийства; изнасилования; похищение человека; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.

    Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.

    Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления

    Следователи ФСКН - о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Предварительное следствие - это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем.

По общему правилу срок предварительного следствия составляет 2 месяца. Однако для обеспечения быстроты расследования дела при наличии возможности следствие должно быть закончено как можно раньше, не дожидаясь истечения этого срока.

Началом течения 2-месячного срока следствия служит день возбуждения дела, при этом текущие сутки не учитываются. Поэтому срок начинает течь с начала следующих суток (ст. 128 УПК РФ). Для исчисления срока следствия неважно, какой орган возбудил уголовное дело, поэтому в срок следствия входит время выполнения неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК РФ), а также время проведенного дознания (ст. 223 УПК РФ) после направления дела для производства следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Окончание срока предварительного следствия происходит в день: а) вынесения постановления о прекращении дела (ст. 213, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ) либо б) направления уголовного дела прокурору (с обвинительным заключением - ч. 6 ст. 220 или с постановлением о передаче дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера- п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ). Сроки дальнейшей деятельности прокурора установлены отдельно (10 суток по обвинительному заключению - ч. 1 ст. 221 и 2 суток по обвинительному акту - ч. 1 ст. 226 УПК РФ). В отличие от срока предварительного следствия срок дознания оканчивается в день составления обвинительного акта, а время ознакомления сторон с материалами дела в срок дознания не входит.

Процессуальный закон допускает возможность только одного перерыва в течение срока следствия - время приостановления дела в связи с невозможностью участия в деле подозреваемого или обвиняемого, когда его место нахождения известно (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), или в случае его тяжкого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). В срок предварительного следствия включается все время ознакомления участников процесса с материалами оконченного предварительного следствия (ст. ст. 216, 217 УПК РФ), а также время обжалования и рассмотрения жалобы следователя на постановление прокурора о возвращении дела для дополнительного расследования (ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

Срок предварительного следствия, установленный частью первой статьи 162 УПК РФ, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном статьей 162 УПК РФ.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей статьи 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Предварительное следствие - это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Предварительное следствие - это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК) и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения (ст. 318). Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделено на рассмотренные выше этапы. При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Предварительное следствие включает производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.

Основным видом предварительного расследования является следствие, так как именно в форме следствия осуществляется расследование подавляющего большинства уголовных дел, за исключением преступлений небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч.3 ст.150 УПК, по которым предварительное расследование производится в форме дознания.

Между формами расследования - следствием и дознанием нет принципиального различия, так как обе они направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах всего судопроизводства, общие условия предварительного расследования распространяются и на дознание за отдельными исключениями. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные на предварительном следствии. Органы следствия и дознания по делам, отнесенным к их компетенции, производят все необходимые следственные действия и через прокурора передают дело в суд.

Вместе с тем имеются определенные различия между дознанием и следствием по кругу и характеру дел, отнесенных к дознанию и следствию; по срокам, органам и отдельным особенностям процессуальной формы производства дознания и его окончания.

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования, которая обязательно производится по подавляющему большинству преступлений.

Предварительное следствие - это уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства, определяющих порядок производства предварительного расследования и одновременно это расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Разграничение форм предварительного расследования производится по ряду оснований. Предварительное следствие характеризуется наличием следующих особенностей.

По категориям тяжести расследуемых преступлений для данной формы типично, что большинство преступлений отнесено законодательством к предварительному следствию (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам за исключением тех, для которых предусмотрена форма дознания (ч.2 ст.150 УПК РФ). В силу того, что не допускается производство дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ), по данной категории дел обязательно предварительное следствие, и в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности.

Предварительное следствие осуществляется исключительно следователем. Согласно п.41 ст.5 УПК РФ следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. К числу органов и должностных лиц , управомоченных осуществлять предварительное следствие, относятся:

1) следователи прокуратуры (п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ);

2) следователи органов федеральной службы безопасности (п.2 ч.2 ст.151 УПК РФ);

3) следователи органов внутренних дел Российской Федерации (п.3 ч.2 ст.151 УПК РФ);

4) следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п.5 ч.3 ст. 151 УПК РФ).

Ранее (до 1 июля 2003 г.) к числу уполномоченных осуществлять предварительное следствие относились также следователи органов налоговой полиции.

Предварительное следствие может быть проведено также начальником следственного отдела (ч.2 ст.39 УПК РФ), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Сроки производства по уголовным делам. В соответствии с ч.1 ст. 162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено


Согласно ч.4 ст. 162 УПК РФ срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

Итоговые документы : переченьитоговых решений исчерпывающе установлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ: согласно ч.1 ст. 158 УПК РФ по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, производство предварительного расследования оканчивается в порядке, установленном главами 29 - 31 УПК.

1. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением: признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь составляет обвинительное заключение и после его подписания уголовное дело немедленно направляется прокурору (ч.6 ст.220 УПК РФ).

2. На основании ст. 213 УПК следователь вправе при соблюдении условий вынести постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, копия которого направляется прокурору. Уголовное дело и уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК (ст.212).

3. В отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, по окончании предварительного следствия следователь выносит постановление (ст. 439):

1) о прекращении уголовного дела - по основаниям, предусмотренным ст. 24, 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;

2) о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

К промежуточным решениям можно отнести постановление следователя о приостановлении уголовного дела, о его возобновлении.

Таким образом, предварительное следствие – форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант