Юридический портал. Льготный консультант

Незаконная добыча песка влечёт ответственность за неправомерное пользование недрами. Избежать наложения санкций за действие в отношении освоения участка недр с находящимся на территории освоения песком можно получением лицензии. Однако при отсутствии лицензии уполномоченные органы, помимо оплаты штрафа, обяжут произвести возмещение государству вреда, связанного с незаконной добычей песка.

В Российской Федерации действия по добыче песка связаны с соблюдением требований по прохождению лицензирования этого вида деятельности, поскольку песок относится к полезным ископаемым и причисляется к объекту недр.

При этом нормативно определены субъекты, которые могут свободно добывать песок, не боясь санкций за этот вид деятельности:

  1. Владельцы земельных участков, категория пользования которыми определена как приусадебная, садовая или огородно-садоводческая. На территории такой земли в границах частной собственности добывать полезные ископаемые не противозаконно.
  2. Юридические лица, которые добывают песок на территориях геологического отвода земель либо в границах горного отведения. При этом такая деятельность должна быть занесена в ОКВЭД такого предприятия.

Коммерческое предприятие, принимающее решение о добыче песка в промышленных масштабах, должно позаботиться о наличии:


Помимо наличия персонала и оборудования, следует иметь определённые права на участок.

В зависимости от квалификации деяния, а также от тяжести нанесённого ущерба ответственность за незаконную добычу песка может носить административный характер либо подлежать уголовному наказанию.

Чаще всего привлечение правонарушителя к ответственности производится по части 3 статьи 8.13 КоАП РФ. Эта статья содержит восемь различных диспозиций, в том числе и по незаконной добыче песка в границе водного объекта. Данное правонарушение имеет формальный состав. Объектом охраны в этом случае являются общественные отношения в сфере добычи водных ресурсов, причисляемых к природным ископаемым.

В соответствии с санкцией данной статьи размеры штрафа невелики:

  1. Для нарушителя – физического лица ответственность не может превышать полторы тысячи рублей.
  2. Для нарушителя – представителя от организации максимальный размер штрафа удваивается и не может быть вменён более чем трёх тысяч рублей.
  3. Как и положено самая высокая ответственность наступает у юридического лица. При этом максимальный размер штрафа превышает в десять раз ту сумму, которая накладывается на представителя или должностного лица организации.

В отдельных случаях нарушителей привлекают к ответственности за нарушение ч. 1 статьи 7.3. Эта норма предусматривает ответственность за самовольную добычу песка, без специального дозволения уполномоченного органа.


Штрафные санкции за такое правонарушения гораздо весомее. Гражданин, осуществляющий самовольную добычу, будет оштрафован на сумму до 5 000 рублей. Тогда как уполномоченное от организации лицо (представитель или должностное лицо) понесёт наказание не более чем в 50 000 тысяч рублей. Организация может быть подвержена административному наказанию до 1 000 000 рублей. При этом минимальный размер штрафа обозначен суммой в 800 000 тысяч.

Если в процессе добычи песка организация получила прибыль в большом размере и при этом не соблюла требования по лицензированию, то она будет привлечена к уголовной ответственности.

Частью первой указанной статьи предусмотрено наказание, накладываемое на руководителя организации в виде:

  • штрафа (максимальный барьер не может превышать 300 000 рублей);
  • размера дохода или зарплаты за два предшествующих года;
  • обязательных работ общей протяжённостью до 8 дней;
  • ареста сроком не более полугода.


Статьёй 171 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за ведения предпринимательской деятельности без получения разрешительных документовданном случае без лицензии на добычу песка).

Отягчающее обстоятельство предусмотрено частью 2 указанной статьи и предусматривает то же деяние, которое совершается организованной группой или с извлечением сверхприбыли.

Ответственность может наступить в виде:

  • штрафных санкций от 500 000 до 1 000 000 рублей;
  • размера дохода или зарплаты от 12 до 36 месяцев;
  • принудительных работ общим сроком до 60 месяцев;
  • лишения свободы общим сроком до 60 месяцев с обязательным наложением штрафа до 80 000 рублей (штраф может быть заменён суммой размера зарплаты не более чем за 6 месяцев).

В зависимости от квалификации преступления и от обнаруженных последствий незаконной добычи песка, суд может установить ответственность как на основании норм КоАП, так и на основании норм УК РФ.

Перед тем как обратиться за лицензией на право добычи песка, необходимо получить предварительное согласие местного органа, уполномоченного на управление земельными ресурсами. Если участок, на котором планируется производить добычу песка, находится в частной собственности, то его отчуждение можно получить при наличии согласия на отвод земли под недропользование.

После получения таких одобрений следует составить проект работ по недропользованию. Поскольку лицензия выдаётся на каждый вид работ с полезными ископаемыми, то и проект работ следует составить с учётом добычи только песочка. Если предполагается вылов, то лицензионный орган, осуществляющий регистрацию организации в качестве лицензиата, является Федеральным агентством по недропользованию.

Для получения лицензии на добычу песка понадобятся следующие документы:

Важно знать, что право на добычу песка по лицензии не может быть передано третьим лицам. То есть, подрядные отношения в данном случае запрещаются.

Если организация передаёт права в порядке цессии (например, переуступки долга и права заниматься деятельностью), то и разрешение подлежит переоформлению.

Законодательно предусмотрено, что несанкционированная добыча песка влечёт не только штрафные санкции в отношении нарушителей, но и накладывает бремя возмещения вреда.


Вопрос о возмещении вреда решается в рамках судебного заседания, но возможен вариант и добровольного возмещения. В 2013 году Правительство установило расчёт, по которому следует выводить сумму, возмещающую вред государству.

Главный критерий, вносящий ясность в возможность взыскания вреда, – вина нарушителей. Если в отношении лиц, самовольно добывающих песок, возбуждено административное производство (равно как и уголовное или гражданское), то вина автоматически признаётся.

Такие платежи перечисляются в местные бюджеты или бюджеты районов с оговоркой «по месту нанесения вреда».

В расчёт итоговой суммы возмещения вреда вкладывают:

  • стоимость всех запасов, которые были самовольно добыты;
  • расходы на восстановление последствий вреда (возможен учёт сумм, которые не затрачены, но предусмотрены техническими документами);
  • расходы уполномоченного органа на выведение суммы причинённого ущерба и восстановления вреда.

Подобные подсчёты производит местное отделение Росприроднадзора или иной уполномоченный в субъекте РФ орган.

Лица, добывающие песок на законных основаниях, производят отчисление налога на добычу полезных ископаемых.

Если такая деятельность ведётся незаконно, то и обязанность по уплате налога отсутствует. При этом внесение в ФНС налога на добычу не будет приравниваться к возмещению вреда от нелегальной деятельности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

СОБСТВЕННОСТИ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

на тему «Правовое обеспечение борьбы с незаконной добычей полезных ископаемых »

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем совершенствования действующего законодательства и мер, необходимых к принятию для борьбы с незаконной добычей и использованием полезных ископаемых, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Минерально-сырьевая база Российской Федерации является основой экономики России , ее рациональное использование способно на ближайшие десятилетия обеспечить развитие других видов производства и непроизводственной сферы. В недрах России сосредоточены более 25% мировых запасов природного газа, 34% алмазов, 14% запасов никеля, 18% калийных солей, 19% угля.

На территории страны обнаружены залежи практически всех известных полезных ископаемых. Соответственно, Россия занимает лидирующие позиции и в сфере добычи основных видов полезных ископаемых, являясь крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса.

Между тем, существует ряд негативных факторов, сдерживающих эффективное функционирование минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации: это ухудшение качества и усложнение минерально-сырьевой базы, сложная внешне - и внутриэкономическая обстановка: замедление экономического роста, неблагоприятная конъюнктура на рынках сырья, режим санкций. Самовольное пользование участками недр и самовольная добыча полезных ископаемых, несомненно, является одним из таких факторов.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что пользование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности, песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и уголовную ответственность .

Так, частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Также предусмотрена уголовная ответственность по статье 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственность ю) и статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, - лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет, либо без такового.

Статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Между тем, ситуация с самовольным пользованием участками недр пока не меняется.

Ежегодно на территории Российской Федерации выявляются сотни различных нарушений законодательства о недрах.

Основными нарушениями со стороны недропользователей являются: пользование недрами без лицензии; невыполнение условий лицензионных соглашений по срокам добычи, разработки технической документации; по установлению уровня добычи полезных ископаемых; несоблюдение порядка водопользования и землепользования ; нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов ; нарушение законодательства об охране окружающей среды , об охране атмосферного воздуха; несвоевременное представление статистической отчетности и др.

Например, на территории Республики Татарстан в порядке надзора в области недропользования в рамках своих полномочий Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан за 2016-2017 годы выявлено 364 нарушения требований законодательства в области недропользования. Наложены штрафные санкции на общую сумму более 27 млн. руб. Размер вреда, причиненного недрам в результате незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, составил более 500 млн. рублей. За нарушение лицензионных условий приостановлено действие 32 лицензий на пользования недрами.

С начала 2015 года на территории Московской области пресечена незаконная деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на более чем 40 объектах (в 2014 – 39 объектов). Привлечено к административной ответственности юридических, должностных и физических лиц на сумму более 20 млн. руб. (в 2014 – 14 млн. руб.). Произведены расчёты экономического ущерба, причинённого в результате незаконной деятельности, более 2,5 млрд. руб. (в 2014 – свыше 3 млрд. руб.), изъято свыше 70 единиц спецтехники (в 2014 – около 120). К наиболее ярким примерам можно отнести незаконную добычу песка в д. Алексеевское Солнечногорского района (-Инвест»), пос. Рыбхоз Ногинского района (рыбокомбинат»), в Шаховском районе ().

Перечисленные нарушения наносят огромный ущерб регионам. В результате незаконных действий юридических лиц, бюджеты разных уровней недополучают в полном объеме доходы, наносится ущерб государству в части неуплаты налогов на добычу полезных ископаемых и остается невзысканной упущенная выгода от использования общераспространенных полезных ископаемых. Увеличиваются площади незаконных выработок, рекультивация которых в последствие ложится на расходы государства .

Кроме того, страдают добросовестные недропользователи, которые испытывают сильное конкурентное давление на рынке со стороны нелегальных добытчиков: незаконно добытые песок и гравий стоят на рынке намного дешевле сырья, добытого легально.

В апреле 2017 г. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации был представлен доклад «Природные ресурсы: эффективность и контроль», подготовленный по инициативе председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее-Доклад).

Доклад, подготовленный с привлечением экспертов и аналитиков, содержит сведения об основных направлениях теневого природопользования , в нем проанализирована организация учёта природно-ресурсной базы, планирование и использование контрольно-надзорной деятельности в целях пресечения нелегальной добычи природных ресурсов, обеспечение компенсации нанесённого вреда природе и неотвратимость адекватного наказания для нарушителей, в том числе и в области недропользования.

Так, по экспертной оценке, представленной в Докладе, ежегодная нелегальная добыча составляет: угля – 3 млрд руб., золота – 10 тонн или 26,9 млрд руб., янтаря – от 70 тонн и более или от 5,8 млрд руб., нефрита – 2080 тонн или 125 млрд руб., песка, гравия - на сумму 40 млрд. руб.

Специалисты отмечают, что применять санкции за незаконную добычу полезных ископаемых весьма сложно. По мнению экспертов, взимание штрафов – малоэффективная мера, размеры взыскания несопоставимы с доходностью от самовольной добычи полезных ископаемых. Решением проблемы может стать изъятие техники прямо на месте преступления. Сейчас в силу части четвёртой статьи 3.7 КоАП РФ с 2013 года не подлежат конфискации орудия и предметы совершения правонарушения, если они не принадлежат на праве собственности лицам, которые совершили правонарушения. Исключением при этом являются лишь дела о таможенном законодательстве. В итоге, такие лица задерживаются, а орудия и предметы совершения правонарушения возвращаются без дальнейших материальных последствий для их реальных владельцев .

Эффективным решением данной проблемы стало бы законодательное закрепление именно в статье 3.7 КоАП РФ новой части, которая бы прямо указала, что конфискация судов, спецтехники, автомобилей, бензопил, буров и других предметов совершения правонарушения, даже если они не принадлежат на праве собственности лицам, которые совершили правонарушения, является обязательным, в том числе по тем составам, касающимся нелегальной добычи общераспространенных полезных ископаемых.

То же самое можно говорить об уголовной ответственности. Согласно пункту «г» части 1 статьи 104.1 УК РФ, конфискация имущества возможна, если принудительное безвозмездное изъятие осуществляется в отношении лица, которому, принадлежат те орудия и оборудование, которым он совершал уголовные деяния, что на практике также не работает.

Конфискация у нарушителей тяжелой техники и оборудования позволит не только уменьшить масштаб незаконного оборота полезных ископаемых, но и пополнить бюджет за счет реализации конфискованного имущества. К примеру, по имеющимся данным, только на территории Амурской области в нелегальной добыче драгметаллов задействовано около 150 единиц землеройной спецтехники общей стоимостью порядка 550 миллионов рублей.

Кроме того, статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в большей части фиксируются сотрудниками полиции и направляются в органы, уполномоченные рассматривать дела, что предопределяет большие временные затраты. Помимо этого, при рассмотрении материалов часто возникает необходимость получения дополнительной информации для полного и всестороннего рассмотрения дела, надлежащего уведомления лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения.

Недостаточно довольствоваться результатами проведенных проверок, выявленными нарушениями, суммой наложенных штрафов. Требуется комплексный подход к пресечению фактов незаконной добычи полезных ископаемых. Решение проблемы незаконного недропользования невозможно без эффективного взаимодействия региональных органов власти и правоохранительных органов с органами местного самоуправления , средствами массовой информации , общественностью.

Проанализировав возможные направления совершенствования действующего законодательства и меры, необходимые для борьбы с незаконной добычей и использованием полезных ископаемых, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Считать проекты федеральных законов, направленные на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.

1.2. Ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 000-6 «О внесении изменений в статью 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за самовольную добычу нефрита и сбыт незаконно добытого нефрита);

№ 000-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части установления уголовной ответственности за самовольную добычу драгоценных металлов , природных драгоценных камней , жемчуга, полудрагоценных камней или янтаря).

2. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос о возможности увеличения срока привлечения к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ и установления срока привлечения к административной ответственности не с момента совершения административного нарушения, а с момента обнаружения такого нарушения.

2.2. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в статью 3.7 КоАП РФ новой части, которая бы прямо указала, что конфискация судов, спецтехники, автомобилей, бензопил, буров и других предметов совершения правонарушения, даже если они не принадлежат на праве собственности лицам, которые совершили правонарушения, является обязательным, в том числе по тем составам, касающимся нелегальной добычи общераспространенных полезных ископаемых

2.3. Рассмотреть возможность внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на повышение роли общественного контроля в выявлении и противодействии правонарушениям в области использования и охраны недр, предусмотрев наделение общественных инспекторов соответствующими полномочиями.

2.4. Внести изменения в законодательство Российской Федерации о недрах (Закон Российской Федерации «О недрах», Положение о порядке лицензирования пользования недрами) в целях повышения ответственности недропользователей за исполнение условий лицензий.

2.5. Сформировать перечень предложений по совершенствованию положений Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части:

Точной квалификации преступлений и правонарушений в области использования и охраны недр;

Способов доказывания и фиксации фактов нарушений;

Профилактики преступлений коррупционной направленности в области использования и охраны недр;

Соответствия мер ответственности размеру нанесенного ущерба.

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на:

Установление возможности предоставления права пользования участком недр единственному участнику аукциона, а также запрета на участие в торгах связанных между собой лиц, входящих в одну группу лиц по одному или нескольким признакам, установленным антимонопольным законодательством ;

Установление порядка актуализации лицензий на пользование недрами, определения содержания лицензии на пользование недрами, а также ее существенных условий;

Отнесение к компетенции Правительства Российской Федерации принятия решения о предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения участков недр, расположенных во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации;

Обеспечение недропользователем безопасности всех буровых скважин, расположенных на лицензионном участке;

Закрепление порядка предоставления права пользования недрами для создания и эксплуатации полигонов отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья, отнесенного к баженовским, абалакским, хадумским, доманиковым продуктивным отложениям;

Закрепление порядка организации учета прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

Установление возможности осуществления пилотного проекта по добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями на территории Магаданской области ;

Применение повышающих коэффициентов к расходам на геологическое изучение недр при исчислении налога на прибыль организаций;

Установление конкретных оснований для отказа в переходе права пользования участками недр, а также определение особенности перехода права пользования участками недр федерального значения;

Закрепление полномочий по предоставлению права пользования участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, при пользовании которых необходимо использование земельных участков из состава земель обороны и безопасности;

Установление договорных форм недропользования;

Установление возможности проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации среди лиц, имеющих право быть пользователями на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации;

Установление запрета восстановления лицензии на пользование недрами, по которой право пользования недрами в установленном порядке прекращено;

Закрепление основания предоставления участков недр в пользование в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений федерального значения;

Упрощение порядка предоставления права пользования недрами для добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, либо объектов сельскохозяйственного назначения, объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки;

Создание реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр;

Совершенствование правового механизма предоставления земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

3.2. Обеспечить открытый доступ к государственным реестрам природных ресурсов, за исключением информации ограниченного доступа, составляющей государственную, коммерческую или служебную тайны, персональные данные. Обеспечить качественные средства поиска и навигации на этих информационных ресурсах.

3.3. Разработать предложения по привлечению внебюджетных механизмов поддержки работы открытых информационных систем.

3.4. Внести изменения в госпрограммы и ФЦП, направленные на введение дополнительных целевых показателей и установление объективных значений уже имеющихся показателей по контрольным мероприятиям в части охраны и использования природных ресурсов.

3.5. Разработать дополнительные меры по повышению ответственности руководителей субъектов Российской Федерации и органов государственной власти федерального и регионального уровня за достижение показателей госпрограмм в части контрольно-надзорной деятельности направленной на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр.

3.6. Разработать технико-экономическое обоснование и дорожную карту внедрения современных технических средств контроля в сфере добычи полезных ископаемых (например, усилить мониторинг за проводимыми на территории регионов горными работами в режиме фиксации средствами космического мониторинга по образцу мониторинга пожаров и лесных разработок).

3.7. Рассмотреть целесообразность создания в субъектах Российской Федерации межведомственных групп по организации проверок в оперативном режиме в случае выявления незаконной добычи или поступления сигналов об этом. В состав должны войти органы исполнительной власти регионов, Федерального агентства лесного хозяйства , прокуратуры, Росприроднадзора, Ростехнадзора, ОБЭП МВД, Роснедр и Роспотребнадзора.

3.8. Разработать предложения по дальнейшему развитию механизмов возмещения ущерба в сфере природопользования.

3.9. Провести анализ направлений совершенствования системы финансирования контрольно-надзорной деятельности.

Председатель Комитета

Государственной Думы

по природным ресурсам,

собственности и

земельным отношениям

Ст. 255 УК РФ размещена в девятой главе кодекса. Согласно статье нарушение закреплённых правил защиты и использования недр во время строительства, создания проекта расположения и применение горнодобывающей техники, изменение и разрушение мест залежей карается по закону. Запрещено самовольно строить на территории, где расположены залежи полезных ископаемых. Эта статья регулирует правоотношения в сфере охраны полезных ископаемых.

За пренебрежение данной статьёй законодатель предусмотрел наказание в виде:

Каждая из перечисленных санкций применяется как самостоятельное наказание, совмещать санкции законодательно недопустимо. Тип карательных мероприятий зависит от степени тяжести нанесённого ущерба природным ресурсам и месту их расположения.

Чаще всего эта статья относится к предпринимателям и строительным компаниям. Привлечь к ответственности можно только физическое лицо, если по вине организации произошла самовольная застройка мест залежей полезных ископаемых, то отвечает перед судом директор организации или ответственное за застройку лицо.


Чтобы понимать, какие действия запрещены относительно мест нахождения сланцевых пород, нужно разобраться, что к ним относится, и слой почвы, задействованный при исследовании.

Природные ископаемые – это минералы, газы, руда и другие элементы, в том числе водные источники, извлекаемые из земных глубин. Каждому виду присущ свой слой земной коры. Поэтому перед строительством нужно изучить местность и выяснить у геологов, нет ли здесь залежей какого-либо вида ископаемых.

Все полезные ископаемые и территория, на которой они находятся, являются предметами преступления. Но Уголовный кодекс не относит к этой категории жемчуг. Как биологический вид, жемчуг относится к тому виду ресурсов, действия относительно которого регулируются другой нормой УК РФ.

Объект правонарушения – отношения в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов. Согласно нормативному акту, объективная сторона преступления – это пренебрежение установленными нормами и правилами в области защиты земных глубин. К другим нарушениям относятся противоправные деяния – действие или бездействие относительно природных источников. Незаконное строительство на месте залежей руды или газа считается противоправным деянием, за это предусмотрены санкции. Согласно диспозиции ст. 255 УК РФ, преступление квалифицируется как противоправное деяние небольшой тяжести.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» говорит, что защита мест залежей природных ресурсов является частью определения «охрана окружающей среды». Недрами вправе пользоваться граждане, организации, в том числе и иностранные компании, занимающиеся строительством на территории страны. Если иностранная компания нарушит закон на территории России, то и отвечать она будет по Российскому законодательству.

Чтобы осуществлять деятельность по разработке недр, гражданам и организациям выдаётся лицензия. Она действует как разрешение на осуществление определённой деятельности относительно исследования и проведения действий на территории месторасположений. Согласно установленным нормам, добывать биоресурсы без специальной лицензии запрещается. Порядок выдачи лицензий устанавливает государство.

Распространёнными нарушениями в сфере природопользования законодатель определяет:

Этот перечень законодатель оставляет открытым, так как норма применима к плодородной почве и к животному миру.

Если нет признаков преступления – причинённого вреда, то преступления тоже нет. Деяние считается совершённым, когда природе нанесён значимый ущерб. Он может быть нанесён по неосторожности и по незнанию или со злым умыслом. Если пренебрежение правилами охраны было ненамеренным, то и наказание суд предъявит мягче.

Что касается субъекта преступления, то им выступает гражданин в возрасте от 16 лет, достигший полной дееспособности. Подлежит наказанию тот, кто отвечает за создание проекта, организацию стройки и введение в пользование и непосредственное использование техники.

Незаконная добыча полезных ископаемых регулируется УК РФ, а пренебрежение правилами проведения геологического изучения земных глубин – КоАП. Поэтому законодатель разграничивает нарушение принципов охраны национальных ресурсов и противоправные действия во время исследований недр.

Правоотношения в сфере охраны месторождений природных ресурсов регулируются УК РФ, законами и Постановлениями Верховного Суда РФ. Постановление Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняет, какие нарушения относятся к тяжким, средней тяжести и лёгким.

Верховный суд Республики Хакасиявынес оправдательный приговор в отношении лица, обвинённого в нарушении охраны и правил использования недр.В действиях управляющего компанией, занимающейся добычей угля, злого умысла апелляционный суд не увидел. Организация владела необходимыми документами, разрешающими добычу угля в месте расположения залежей, но разработка велась после выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы касательно проекта разработки месторождений. На этом факте основывается обвинение управляющего.

Верховным судом установлено, что разработка месторождений сланцевых пород без утверждённого государственной экспертизой проекта запрещена, несмотря на наличие лицензии, позволяющей осуществлять указанную деятельность.

Основываясь на правоустанавливающих документах, юрист:

  • рассмотрит совершённое деяние, с точки зрения закона, и выяснит, оно было совершено со злым умыслом или по неосторожности или небрежности;
  • проверит документы лица или организации, нарушивших закон.
  • отыщет сильные и слабые стороны в документах: неутверждённые проекты разработок месторождений, проекты, получившие отрицательную визу и т. д.

Описанный алгоритм позволяет углубиться в вопрос клиента и продумать тактику защиты для судебного заседания.


Юрист, разобравшись в законе о недрах, определит, какой вид деятельности нельзя осуществлять без лицензии. К этому виду относится и разработка артезианских скважин, так как вода - тоже природный ресурс.

Прежде чем добывать полезные ископаемые или размещать деятельность на месте их залежей, стоит обратиться к юристу и подготовить пакет документов для получения соответствующей лицензии. Это обойдётся дешевле, нежели незаконная разработка месторождений.

29 мая 2015 г.

Вопрос о правоприменительной деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, направленной на защиту государственных интересов в сфере изучения и разработки месторождений полезных ископаемых, становится все более актуальным с учетом активного развития отраслей по добычи полезных ископаемых в РФ. Нынешнее законодательство о недрах "разрывает" право на недра и
право на поверхность земли. Это позволяет признавать недра во всех случаях государственной собственностью. Однако фактически допускаются исключения, когда дело касается малоценных (так называемых общераспространенных) полезных ископаемых непромышленного значения вроде торфа, сапропеля, песка, глины, камня, некоторых подземных вод.

Для их регулирования рыночных отношений в сфере недропользования, был принят Федеральный закон "О недрах", последняя редакция которого относится к 2000 году. Согласно этому Закону к изучению и разработке недр допускаются как государственные, так и частные предприятия, в том числе иностранные компании, которые, несомненно, испытывает трудности в связи с тем, что иностранцы в РФ не могут быть собственниками земли. Все недра земли остаются в собственности государства, и за их разработку полагается определенная плата. Месторождения полезных ископаемых должны сдаваться для разработки на конкурсной основе и предоставляться тем претендентам, которые предложат за них наивысшую цену.

На протяжении ряда лет становится известно о многочисленных случаях незаконной хищнической добычи песка, торфа, угля, нефритового камня и т.д., во многих случаях сопряженных с нелегальными способами их реализации с последующей контрабандой за границы Российской Федерации. Однако уголовно-правовому противодействию криминализации отраслей недропользования мешает целый ряд обстоятельств. Так, анализ следственной и судебной практики выявляет неоднозначный подход правоприменителя при квалификации деяний, связанных с незаконной добычей полезных ископаемых, в том числе общераспространенных.

Например, следственными органами ГСУ ГУ МВД России в 2012 г., по п. "б" ч. 4 ст. 158 УК РФ квалифицированы действия лиц, незаконно изъявших из горной выемки в районе "Подземгаза" г. Киселевска Кемеровской области более 16600 тонн угля на обшую сумму 18592 миллионов рублей. Напротив, по факту совершения неустановленными лицами в период с 2000 по 2010 г. незаконной добычи каменного угля в количестве более ста тыс. тонн на неопределенном участке недр, расположенном между границами горных отводов, предоставленных в недропользование ОАО УК "Южкузбассуголь" и ОАО "Междуречье" на территории Кемеровской области, уголовное дело возбуждено и расследуется по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ, - незаконное предпринимательство.

В практике встречаются случаи привлечения лиц, виновных в незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, например угля, песка, гравия и т.д., по ст. 255 УК РФ - за нарушение правил охраны и использования недр. Принципиальным является вопрос правомерности применения понятия хищения к тем объектам недвижимости - участкам недр, которые содержат полезные ископаемые, в т.ч. общераспространенные: нефть, уголь, торф, песок и т.д.

В настоящее время в теории уголовного нрава и в уголовном законодательстве выстроена традиционная система имущественных преступлений, в которой не находится места пониманию некоторых объектов недвижимости, например содержащихся в участках недр полезных ископаемых, как предметов хищения. Понятие хищения может применяться к тем объектам недвижимости, в т.ч. участкам недр (горным отводам) федерального, регионального и местного значения, содержащим полезные ископаемые, в т.ч. общераспространенные, которые могут находиться в чьей-то собственности или в частном владении (пользовании) при соблюдении ряда условий. Например, в случае неправомерного завладения уже добытыми из окружающей природной среды полезными ископаемыми, вне зависимости от того, законно или незаконно они добыты.

Подобный подход к применению понятия хищения может быть использован и при неправомерном завладении геологически изученными и
разведанными, но не добытыми из участка недр полезными ископаемыми. Это следует из понятия недропользования, включающего в себя, помимо добычи полезных ископаемых, и мероприятия по их отысканию и последующему изучению. Учитывая, что участки недр, на которых производится незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых, практически всегда являются разведанными и учтенными в качестве объектов недропользования соответствующими органами государственной власти, следует считать полезные ископаемые в таких участках недр обособленными от окружающей природной среды и обладающими признаками предмета хищения. Часто в практике полезные ископаемые признаются предметом хищения лишь в том случае, если они находятся в пределах горного отвода, находящегося в распоряжении пользователя недр, которому такой отвод предоставлен уполномоченным государственным органом, т.е. определенным образом обособлены.
Подобное понимание предмета хищения применительно к полезным ископаемым неоправданно сужает сферу применения статей Особенной
части УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против собственности но высказанным выше соображениям. Вполне очевидно то обстоятельство, что разведанные в соответствии с определенными промышленными технологиями и учтенные государственными органами месторождения полезных ископаемых также обособлены от окружающей природной среды, т.к. труд людей - специалистов соответствуюш,его профиля был направлен на такое обособление. Как правило, такого рода обособление содержащихся на участках недр полезных ископаемых происходит по причине того, что собственник в лице уполномоченных органов государственной власти и управления намерен в будущем отделить (добыть) предмет - полезные ископаемые - от участков недр для их последующей реализации в качестве экспортного продукта либо для удовлетворения потребностей собственного населения.

Не существует каких-либо причин не рассматривать незаконную добычу полезных ископаемых на таких участках недр как хищение, однако при этом следует учитывать конкуренцию норм против собственности и норм об экологических преступлениях (например, ст. 255 УК РФ - нарушение правил охраны и использования недр), а в ряде случаев и конкуренцию административно-правовых норм (например, ч. 3 ст. 8.13 Ко АП РФ -
незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля и т.д.).

Сложившаяся ситуация отсутствия единообразия в применении уголовного закона в столь важной сфере функционирования хозяйственного
механизма государства, как разработка и добыча полезных ископаемых, в т.ч. общераспространенных, не способствует борьбе с криминальным
проникновением преступного элемента в целые отрасли недропользования.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант