Юридический портал. Льготный консультант

Прежде всего необходимо отметить, что эта система права стала так называться лишь в XVIII в. До этого ее именовали как "право народов", "общенародное право", используя существовавший в юриспруденции Древнего Рима термин jus gentium, переводя его с латыни на современные языки. Нельзя также не сказать, что в XIX и XX вв. неоднократно высказывалось предложение назвать эту систему "межгосударственным правом", ссылаясь на то, что оно регламентирует отношения между государствами, а не отношения физических и юридических лиц.

Если обобщить все высказывания о том, когда возникло международное право, то они могут быть сведены к трем вариантам:

а) международное право возникло еще во времена межплеменных отношений, до возникновения государств;

б) международное право появилось одновременно с государствами, которые придавали существовавшим до этого межплеменным правилам качество правовых норм и создавали новые;

в) международное право возникло в конце Средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств.

Наиболее распространенным было мнение, что государство и право - это явления, которые появились одновременно. Сторонники этой точки зрения считали, что, поскольку международное право - совокупность принципов и норм, регламентирующих отношения между субъектами этого права, т.е. государствами, оно не могло появиться раньше возникновения государств. В подтверждение этого тезиса обычно ссылались на один из наиболее ранних дошедших до нас договоров, заключенный в XIII в. до н.э. египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хатушили III, т.е. после того, как уже появились государства.

В соответствии с этим мнением международное право рассматривалось с учетом принятой периодизации истории человечества, государств, их общественного устройства. Оценивались характер и особенности международного права, присущие рабовладельческому или феодальному обществу, капитализму и империализму, а также периоду после Октябрьской революции; поэтому внимания тому, что было до возникновения государств и какие были правила взаимоотношений при первобытнообщинном обществе, не уделялось.

Однако еще до появления государств и писаных договоров человечество прошло долгий путь развития. Даже первобытные люди не были абсолютно обособлены друг от друга. Постепенно отношения между ними принимали постоянную основу. Родовые отношения вели к появлению племен, затем возникали союзы племен и т.д. Союзы племен могли появиться, употребляя современную терминологию, лишь в результате заключения договоров, хотя археологи пока не нашли соответствующих письменных источников.

Но договорам о союзах племен предшествовало осознание необходимости таких союзов как формы отношения племен. А это могло означать только одно: еще задолго до появления письменных договоров у людей, живших в те далекие времена, возникало, говоря современным языком, правосознание, присущее племенным народам. Это означало понимание необходимости установления некоторых правил взаимоотношений, что и выражалось в создании определенных правил, например о разграничении угодий охоты, рыболовства и т.п. Конечно, рассматривать эти правила как нормы международного права или как их зачатки было бы наивно. У них была другая природа, и они определялись иными критериями, чем нормы международного права. Но тем не менее это были правила, на основе которых строились взаимоотношения между племенами и союзами племен. Поэтому не случайно, что ряд видных ученых, исследовавших историю международного права, например Гуго Гроций, которого часто именуют "отцом международного права", говоря о волеизъявлении, в результате чего создаются правила поведения, отмечали, что правоотношения между субъектами этих отношений формировались задолго до того, как появились государства. Такими субъектами при первобытнообщинном строе были существовавшие тогда структуры (племена, их союзы), которые организовывали жизнь людей в те далекие времена.

После возникновения государств прошло уже несколько тысячелетий. Государства воспринимали и постепенно закрепляли сложившиеся до этого правила поведения, а также создавали новые нормы. Таким образом, правила поведения, существовавшие до появления государств и воспринятые ими, преобразовывались в правовые нормы и являлись зачатками международного права, которое было результатом развития человечества в течение длительного периода.

Упомянутые правила поведения, а затем и нормы международного права возникали не произвольно. Они создавались под воздействием реальных объективных процессов, проходивших на тех или иных этапах развития человечества... и прежде всего развития производства. Такие процессы проходили не только в материальной сфере, но и в общественно-политической жизни, например революции во Франции в конце XVIII в. или в России в феврале и октябре 1917 г., война за независимость в США, Первая и Вторая мировые войны, ликвидация колониальной системы в XX в. Происходившие в жизни человечества события формировали правосознание людей, общества, влияли на разрабатываемые правовые нормы и практику их применения. Но эти нормы становились реальностью только тогда, когда они отражали общественно-политические, экономические и иные потребности государств, всего мирового сообщества, поскольку жизнь мирового сообщества под воздействием объективных процессов постоянно изменяется; постоянно меняется и международное право: на смену устаревшим нормам приходят новые.

Что касается роли государств, то именно они создают нормы международного права. Нельзя не отметить, что под влиянием мощных держав порой создаются нормы, отражающие в большей степени их интересы. Примером может быть так называемое "международное право цивилизованных народов", созданное в XIX - начале XX в. крупными государствами Европы, США. Однако в современных условиях, поскольку в создании международно-правовых норм участвуют все члены ООН, эти нормы в целом отвечают интересам всего мирового сообщества.

Ныне в создании международно-правовых норм возрастает роль международных организаций... и прежде всего ООН. Количество международных организаций растет, что является закономерным процессом в жизни мирового сообщества.

Ученые, неправительственные организации не создают право, они анализируют происходящие объективные процессы, существующие международно-правовые нормы и вносят рекомендации по их совершенствованию. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву могут использоваться в международной практике. Но рекомендации ученых, неправительственных организаций могут стать нормой поведения только в случае признания их таковой государствами.

Учитывая роль государств в создании норм международного права, исключительно важно, чтобы правильно понимался ход исторического развития, его логика. Государство только тогда может оказать влияние на развитие международного права своей волей, когда ему удается правильно оценить объективный ход исторического развития; поэтому государственные деятели при осуществлении внешней политики, дипломатии должны опираться на науку, научные разработки, обладать широким кругозором, поскольку, как говорили ученые мужи древности Конфуций, Аристотель и Платон, нельзя доверять власть непросвещенным людям.

Итак, можно сделать следующие выводы:

Международное право является продуктом исторического развития; оно возникает объективно, независимо от воли людей;

Международное право и сегодня продолжает развиваться в основном объективно; люди оказывают влияние на его развитие только тогда, когда им удается правильно оценить объективный ход исторических событий;

Договоры должны соблюдаться - это незыблемый принцип международного права, однако любой договор есть юридическая форма, которая со временем может перестать адекватно отражать объективную действительность и нуждается в изменении.

Таким образом, под воздействием объективных факторов, именуемых источником международного права в материальном смысле, оно постоянно изменяется.

История становления и развития международного права достаточно исследована в отечественной правовой науке. В учебной литературе историческим вопросам отводится много внимания. Ряд учебников содержит подробные разделы о возникновении и развитии международного права.

В советской литературе по международному праву периодизация его развития давалась, исходя из формационного подхода (международное право в период рабовладельческого строя, международное право в период феодального строя, международное право в период капитализма, международное право в период социализма). В новейшей учебной литературе делаются попытки отхода от формационной периодизации развития международного права. Так, в учебнике под редакцией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова в основу периодизации положены важнейшие вехи становления международного права (период Древнего мира, период от падения Римской империи до Вестфальского мира, период от Вестфальского мира до Гаагских конференций мира, от Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права).

На наш взгляд, периодизацию истории развития международного права можно представить в виде четырех периодов:

1. Доклассический период развития международного права (период Древнего мира и Средних веков). Возникновение международного права связано с появлением государств и зарождением системы отношений между ними. В период Древнего мира особенностью межгосударственных отношений был очаговый характер. Зарождение международно-правовых институтов происходило в тех районах, где возникали цивилизации (долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей).

Международные нормы, регулировавшие отношения между государствами в этих регионах, первоначально носили религиозный и обычно-правовой характер. В данный период зарождаются институты будущих законов и обычаев войны; права международных договоров, посольского права, межгосударственных союзов.

В Средние века (VI-XVI вв.) силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания международного права, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны. Важнейшей вехой в развитии международного права стал Вестфальский трактат 1648 г., заключением которого завершилась тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, принцип политического равновесия, впервые была сформулирована декларативная теория признания, положено начало формированию понятия «суверенитет».

В Средние века возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция, который в 1625 г. издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.

2. Период классического международное право. Большой шаг вперед в развитии международного права был сделан Великой французской революцией. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г., созданные на основе естественно-правовой концепции, явились побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм (принципа невмешательства во внутренние дела других государств, территориального верховенства, соблюдения международных договоров, принцип суверенитета народа). Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания.

В данный период идет активное формирование международного гуманитарного права. Уже в Утрехтском трактате 1713 г. регулировался вопрос о защите собственности мирного населения. Существенные изменения произошли в правилах военной оккупации. В 1864 г. принимается Женевская конвенция о больных и раненых, а в 1868 г. по инициативе России подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль.

Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещению работорговли, развитию понятия международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.

Международное право в данный период стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений. Однако действие большинства прогрессивных норм международного права распространялось только «цивилизованные государства». Государства Востока не входили в их число.

3. Переход от классического к современному международному праву (1899 -1946 гг.).

Начало этому периоду дали Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.) обсудили вопрос о неувеличении вооружений и подписали ряд деклараций (Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, Декларация о неупотреблении сворачивающихся или сплющивающихся пуль, Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров, Конвенция о мирном урегулировании споров).

На второй Гаагской конференции (1906-1907) было принято 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г., которые касались вопросов мирного разрешения международных споров, порядка открытия военных действий, законов и обычаев сухопутной и морской войны, запрещение использовать некоторые виды оружия и др.

Важнейшей вехой этого периода стало создание первой международной организации универсального характера - Лиги Наций. Это была первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. Ее уставный документ – Статут исходил из цели поддержания международных отношений, основанных на справедливости и чести. Лигу Наций можно с полным правом считать прологом Организации Объединенных наций.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

4. Современное международное право. Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу международного права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного международное право является утверждение в нем прав человека. Из совокупности норм международное право превратилось в систему на базе единых целей и принципов.

1.2. Международное право: понятие, особенности и функции

Международное право - это особая правовая система, отличная от систем, существующих в конкретных государствах. Оно призвано посредством юридических норм регулировать международные (прежде всего межгосударственные) отношения.

Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом.

Общими чертами, присущими международно-правовой и внутригосударственной правовым системам следует признать следующее:

Обе правовые системы призваны регулировать правовые отношения.

Они имеют сходную структуру. Первичным элементом каждой из систем является норма права. Нормы права объединяются в институты, подотрасли и отрасли права.

И в международном, и во внутригосударственном праве используются практически одни и те же одни юридические определения и конструкции, обладающие в каждой из систем своей спецификой.

В основе разграничения международно-правовой и внутригосударственной правовых систем лежит предмет правового регулирования, процесс нормообразования, способ реализации норм, субъектный состав, формы объективирования юридических норм и другие характеристики.

Одним из основных отличий международного и внутригосударственного права является предмет правового регулирования . Внутригосударственное право призвано регулировать отношения между субъектами национального права в пределах юрисдикции соответствующего государства. Предметом регулирования международного права являются межгосударственные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования нескольких государств.

Существенно отличается и процесс образования норм в международном праве. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Адресаты норм в их создании участия, как правило, не принимают. В международных отношениях нет органа, подобного законодательному национальному органу, который издавал бы правовые нормы, обязательные для государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами (прежде всего государствами) путем соглашения, сущностью которого является согласование «воль государств относительно признания того или иного правила в качестве нормы международного права». Такая особенность делает процесс нормообразования в международном праве гораздо более сложным по сравнению с процессом нормообразования в национальном праве отдельных государств.

Отличается от внутригосударственного и способ реализации норм международного права. Нормы национального права устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. В международных отношениях над государством нет властных образований. Никто не вправе установить правила поведения субъектов международно-правовой системы. Норма международного права является результатом согласования воль государств, которые обязуются добровольно ее выполнять. Добровольное соблюдение международно-правовых обязательств составляет одну из характерных черт международного права как особой правовой системы. Вместе с тем в необходимых случаях обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Различается и перечень субъектов международного и внутригосударственного права. В общей теории права признано, что субъект права – это лицо, поведение которого регулируется нормами данной правовой системы. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, должностные лица и т.д. Субъектами международного права признаются суверенные государства, государственно-подобные образования, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации. Важной особенностью международного права, как особой правовой системы, является то, что его субъекты не только адресаты международно-правовой нормы, но и ее создатели.

Нормы международного и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах внешнего выражения (источниках) . Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, указов, постановлений, приказов и т. п. Международно-правовые - в виде международных договоров, международно-правовых обычаев, решений международных организаций, актов международных конференций и совещаний. Источники международного права едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов. Специфика международного права проявляется в том, что его субъекты, согласуя свои интересы, определяют не только содержание международно-правовых норм, но внешнюю форму их существования.

Функции международного права.

Координирующая - с ее помощью субъекты международного права устанавливают стандарты поведения между собой.

Регулятивная - нормы международного права призваны регулировать правоотношения, возникающие в межгосударственной системе.

Обеспечительная – международное право содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов международного права следовать общепринятым международно-правовым нормам.

Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.

1.3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы. Они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Проблеме соотношения и связи между системами международного и национального права в правовых исследованиях уделено не мало внимания. Главными аспектами проблемы соотношения международного и внутригосударственного права являются:

1) проблема самостоятельности систем международного и внутригосударственного права по отношению друг к другу; 2) проблема фактического взаимодействия правовых систем, т.е. влияние национального законодательства государств на становление и развитие принципов и норм международного права, с одной стороны, и влияние международного право на внутригосударственное право, с другой; 3) проблема установления приоритета между нормами международного и внутригосударственного права.

Существуют различные доктрины соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить два основных направления дуалистическое и монистическое .

Дуалистическая теория основывается на разграничении международного и национального права, их неподчинении друг другу, но взаимодействии.

Монистические концепции , напротив, исходят из соединения международного и внутригосударственного права в единую правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает - различают примат внутригосударственного или международного права.

Отечественная международно-правовая доктрина и законодательство РФ в целом придерживаются дуалистической концепции соотношения международного и национального права. В отечественной правовой науке международное и внутригосударственное право рассматриваются как самостоятельные правовые системы, отличающиеся методами нормотворчества, формами существования правовых норм, правоприменительной практикой, но взаимосогласованные и взаимодействующие.

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права проявляется в следующих основных моментах:

в воздействии сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках его нормообразования;

в рецепции и активном использовании в международном праве основных правовых формул внутригосударственного права;

в повышении эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

Международное право ,в свою очередь, влияет на развитие национального законодательства. Ряд исследователей полагает, что это воздействие осуществляется, прежде всего, путем инкорпорации – прямого включения в текст закона положений международного договора; рецепции – заимствования национальным законодательством, правовых категорий, рожденных международным правом, и путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. При этом выделяют две системы трансформации:

прямая , согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

опосредствованная , когда правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта.

Сторонники концепции трансформации полагают, что норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств. Органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы.

В настоящее время, когда традиционная конструкция международного права как права исключительно межгосударственного ломается, концепция трансформации подвергается критике. Ее оппоненты вполне обоснованно замечают, что, во-первых, трансформация означает прекращение существования «трансформируемого» явления, но международным договорам такая судьба не присуща; во-вторых, что на стадии правоприменения взаимодействие двух правовых систем, заменяется единоличным действием внутригосударственной правовой системы.

Воздействие международного права на право внутригосударственное проявляется не в трансформации международно-правовых норм во внутригосударственные, а в приведении национального законодательства в соответствие со вступившими в силу договорами, в усвоении демократических стандартов, выработанных международным правом.

В целом же взаимодействие правовых систем международной и национальной проявляется в согласованном регулировании отношений, относящихся к совмещенному предмету регулирования.

Процесс возникновения и развития м/п норм тесно связан с переломными событиями в истории.

Этапы становления МП:

  1. Предыстория МП (древние века);
  2. МП в Ср. века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.);
  3. Классическое МП (с 1648 г. по 1945 г.);
  4. Современное МП – право Устава ООН.

Предыстория МП (древние века)

Субъектами м/д отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры по таким вопросам, как окончание войн, о границах, о военных союзах, закрепления династических связей.

Например, одним из древнейших международных договоров о границах является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 2100 г. до н.э.

В Др. Греции государства-полисы поддерживали отношения дуг с другом путем направления посольств (послы пользовались неприкосновенностью).

Правила ведения войны: о начале войны следовало официально объявить, запрещалось применять отравленное оружие, отсутствовал режим пленных.

В Др. Греции и Др. Риме существовал институт покровительства иностранцам. В Др. Риме возникло право народов – применялось ко всем лицам, римлянам и иностранцам – с рецепцией в Европе возникло понятие МП.

МП в Ср. века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.)

В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания МП, оказалась Европа.

Христианство выступило духовной объединяющей силой европейских государств. С XV в. появляются постоянные посольства. Развивается право м/д договоров: договоры заключаются не только по вопросам, связанным с окончанием войны и передачей территории, но и развития и укрепления политических и торговых отношений.

Успехи в мореплавании обусловили развитие морского права . Стали появляться нормы, призванные регулировать отношения государств в связи с использованием открытого моря, территориального моря и портов (Родосское право, Олеронские свитки).

Правила ведения войны: изначально фактически отсутствовали. Со временем законными войнами признавались те, которые были официально объявлены, появлялись ограничения (нельзя убивать безоружных), использовался выкуп пленных.

Получили развитие способы мирного регулирования споров – посредничество и арбитраж.

В XVI в. появляется понятие суверенитета (Ж. Боден). Первое систематизированное произведение о МП «О праве войны и мира» Г. Гроция в 1625 г.

Классическое МП (с 1648 г. по 1945 г.)

Вестфальский договор 1648 г. впервые установил систему политического равновесия – общность европейских гос-в считалась неизменной и против государства-нарушителя договора могла вестись справедливая война. Все государства считались равноправными, обладали правом на территорию и суверенитетом.

Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип «чья власть - того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами.

Договор 1648 г. подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором

Кроме того, согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Выделяются договоры о торговле и мореплавании. Развитие мореплавания обусловило появление институтов открытого моря (свобода открытого моря) и территориального моря (3 мили).

Правила ведения войны: во второй половине 18 в. заключаются договоры, признающие на взаимной основе неприкосновенность военных госпиталей, мирных жителей, помощь взятым в плен больным и раненым.

С развитием учения Г.Гроция в МП стали различать естественное и позитивное право. (1758 г. Э. Ваттель).

Большой шаг вперед в развитии МП был сделан Великой французской революцией 1789-1793 гг. декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 и 1793 гг. провозгласили суверенитет народа, невмешательство во внутренние дела, неприкосновенность территории, правовое равенство иностранцев и граждан Франции). Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания.

С окончанием наполеоновских войн государства-победители стремились создать новый международный порядок, основанный на равновесии и легитимизме.

В 19 в. м/д вопросы стали решаться на международных конгрессах (Венский конгресс 1814-1815 гг.) – признал свободу судоходства по некоторым европейским рекам, постоянный нейтралитет Швейцарии.

Появляются договоры относительно рыболовства и добычи отдельных живых ресурсов. Появляются исторические заливы и прилежащие зоны.

С развитием экономики и научно-техническим прогрессом стали появляться м/д организации. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, который установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1865 г. – М/д телеграфный союз, 1875 г. – М/д комитет мер и весов и др.

Правила ведения войны: В 1899 и 1907 гг. – Первая и Вторая Гаагские конференции мира – были приняты конвенции о законах и обычаях войны, появляются акты о запрете применения отдельных видов оружия. (Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.).

В науке МП распространение получило позитивное направление.

После Первой мировой войны в 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. О развитии механизма м/п. регулирования свидетельствует положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все м/п споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата м/д правосудия - первый постоянный международный суд.

Важным шагом в направлении к современному МП было принятие в 1928 г. Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики.

Современное МП – право Устава ООН

На конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей м/д организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному МП.

Отличительная особенность современного МП - развитие происходит под влиянием ООН.

Устав ООН определил общие цели и принципы МП, которые являются главными системообразующими факторами современного МП. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов.

Фундамент заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу МП был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Главная задача м/д сообщества – обеспечение м/д мира и безопасности. Право государств на войну запрещено.

Одной из самых типичных черт современного МП является утверждение в нем прав человека. Возросла роль м\д договоров. Осуществлена кодификация многих отраслей МП – дипломатического и консульского права, права м/д договоров, морского права и др.

Заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

Своеобразным памятником международного права можно считать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права.

Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф , который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.

В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.

Международное право в средние века

На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как характерной чертой эпохи феодализма являлось «кулачное право ». Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан . Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право.

Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права . Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших международно-правовых принципов — принцип добросовестного выполнения международных обязательств (расta sunt servanda).

Формирование буржуазных институтов международного права

Крупнейшим международником данной эпохи был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1654 гг.), основное произведение которого «О праве войны и мира» (1625 г.) не утратило ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что: в основе международного права лежат международные договоры ; государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли. Книга Греция приобрела такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий ее положения использовались в качестве основания для разрешения спорных вопросов.

Великая Французская революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека , неотъемлемости основных прав и свобод.

В XIX столетии можно отметить четыре этапа в развитии международного права. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, Черное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории. На Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующие правила ведения войны и регламентирующие мирные способы разрешения международных споров.

Возникновение и развитие современного международного права

Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война . Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Версальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935—1936 гг., Советско-финской войны, Второй мировой войны.

Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов послевоенного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных держав.

На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН , который и был подписан 26 июня 1945 г. Устав ООН закрепил семь и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.

Универсальная система безопасности была дополнена региональными системами — Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американский государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50—60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных вооруженных конфликтов .

70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия.

В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодификации международного права . В это время, в частности, были заключены конвенции о праве международных договоров , правопреемстве государств, правах человека , дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.

80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой регламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.

Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США , не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства . Военный блок западных государств — НАТО — присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.

Одновременно с некоторым снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии.

Российское государство и международное право

Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами.

В ХIII-ХIV вв. Русь отражала натиск монголов и сил Запада, довольно активно заключая союзы и используя посольства.

С конца XVI в. на международную арену выступает Московское государство. «Изумленная Европа, в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах» (К. Маркс).

Процесс объединения русских земель сопровождался активными дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных союзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Турцией, Крымским ханством. К середине XVI в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел — посольского приказа.

В эпоху Петра I Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами . В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая союзников и используя противоречия в среде западных государств.

При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущественных европейских держав. Политика морского нейтралитета, провозглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государствами, содействовала получению независимости Соединенными Штатами Америки. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоманской империей позволили России в значительной мере решить проблему обеспечения безопасности ее южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.

Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В 1899 г. и 1907 г. были проведены две конференции мира, в которых Россия приняла активное участие. В этой связи нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споров.

Новый этап в международных отношениях начался после Октябрьской революции 1917 г. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов международного права .

В 30-х гг. СССР сыграл важную роль в демократизации международных отношений, в предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашизмом.

Являясь одним из основателей ООН , СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международную арену новые независимые государства.

С распадом СССР и проводимой перестройкой экономической и политических систем наше государство, к сожалению, утратило свою роль сверхдержавы. Были потеряны, в частности, ведущие позиции в решении важнейших вопросов мирового порядка, утрачено влияние России в Восточной Европе, арабском мире, Африке, Азии, Латинской Америке.

В настоящее время предстоит серьезная работа по восстановлению утраченных нашей страной внешнеполитических позиций, устранению возникших в мере дисбалансов. Хочется верить, что к концу нынешнего тысячелетия Россия восстановит свое значение ведущей мировой державы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант