Юридический портал. Льготный консультант

Субъектами социального управления являются социальная организация, социальная система, коллектив, группа, личность.

Социальная организация имеет особое значение формирования и функционирования социального управления, так как ее определяющим признаком является цель.

Социальная организация выступает и как целевой объект социального управления, и как целевая общность, в которой достижение общих целей возможно только через достижение целей индивидуальных, и наоборот, достижение индивидуальных целей возможно только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые коллективы (учреждения, предприятия), а во втором - общественные организации (ассоциации), что особенно характерно для периода расцвета (некоторые определяют его как «разгул») свободы индивидуальной инициативы в России с начала до конца 1990-х гг., когда число ассоциаций, общественных организаций, в частности партий, росло как на дрожжах, а число государственных предприятий и учреждений катастрофически сокращалось.

Коллективное целедостижение требует иерархии в управлении.

Категория «организация» может совпадать с категорией «управление» (хотя его и не исчерпывает). В рассматриваемом случае объект социального управления - социальная организация - означает деятельность по распределению функций, координации. Иначе говоря, это процесс целенаправленного воздействия на объект, а поэтому предполагает наличие и организатора, и организуемых. Кроме того, термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности самого объекта.

Но нас интересует не вообще организация, а организация социальная.

Социальные свойства организации - организационные цели, функции, эффективность результатов, мотивация, стимулирование персонала.

Таким образом, социальная организация формируется как социальная среда, включающая социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, сплоченности и конфликтности и рассматривается как наиболее развитый вид социальной системы, элементами которой являются люди и возникающие между ними отношения, а системообразующими характеристиками выступают цель, управление и взаимодействие. Основной элемент этой системы - человек - имеет собственную природу и наибольшую свободу выбора форм поведения. Этим объясняется неопределенность функционирования и обязательное наличие границ управляемости.

В социальную систему входят также элементы другой природы (например, материалы, техника, технологии). В таком случае формируются социотехнические системы. Все социотехнические системы в качестве целевой функции имеют производство того или иного вида продукции или услуг, в том числе управленческих, информационных. Эффективность деятельности таких организаций оценивается через степень достижения поставленных целей.

Существуют два вида социотехнических систем:

  • 0 организации, занимающиеся производством и распределением материальных ценностей и услуг, т.е. производственные, торговые, обслуживающие организации;
  • 0 учреждения, функционирующие в сфере умственного труда, образовательные, лечебные, пенсионные, культурные, научные, проектные.

Социотехнические системы сталкиваются с проблемой личность - общество. Поэтому выделяют еще три группы социотехни- ческих систем для повышения эффективности управления ими:

  • 0 занятые удовлетворением человеческих потребностей, «работающие на каждого», производя предметы материального и духовного потребления, и обеспечивающие рекреацию личности;
  • 0 занятые в сфере общественной интеграции, «работающие на целое», осуществляя социальный контроль и управление, например всевозможные НПО;
  • 0 промежуточные группы организаций, занятых социализацией, т.е. «работающие на каждого и на целое общество», - учреждения воспитательные, информационные, образовательные, здравоохранения.

Все социальные организации участвуют в общественных отношениях, в связи с чем выделяют организации двух типов:

  • 0 организации, партнерами которых являются другие организации, т.е. участники межорганизационных отношений. Содержанием этих отношений являются промежуточные результаты деятельности (например, хозяйственной - база, предприятия по изготовлению комплектующих и т.д.);
  • 0 организации, партнерами которых является массовый потребитель (какие-либо группы населения). Эти организации выступают участниками организационно-массовых отношений по поводу конечного продукта своей деятельности. Поведение этой среды всегда более неопределенное и часто стихийное. Отношения в этих организациях либо аудиторные, осуществляющиеся вне организаций, либо клиентурные, осуществляющиеся внутри организаций.

Согласно функциональному критерию типологии социальных организаций выделяют формальные и неформальные организации.

Формальные базируются на функциональном разделении труда, их характеризуют: рациональность и принципиальная безличность; в основном служебные отношения людей; только функциональные цели. Главная функция такой организации - соединение людей со средствами и целями коллективного труда.

Все современные формальные организации являются по своей природе бюрократическими. В буквальном смысле бюрократия - это правление официальных лиц.

Бюрократия - явление историческое. Его изучению посвящали свои работы такие известные социологи, как М. Вебер (социология бюрократий), М.Ю. Блау, М. Рэйпал и др. Вебер ввел понятие «идеальный тип бюрократии» и дал ему следующую характеристику:

  • 0 наличие четкой иерархии авторитетов;
  • 0 действие предписаний на всех уровнях организации, которыми руководствуются официальные лица (регламенты прав и обязанностей);
  • 0 получение каждым работником фиксированного оклада, более высокий оклад достигается при последовательном продвижении по служебной лестнице;
  • 0 распоряжение материальными ресурсами, которыми члены организации не владеют;
  • 0 отдаление работников от участия в управлении;
  • 0 осуществление контроля каждого высшего авторитета за авторитетом более низкого уровня, отсутствие горизонтальных связей между ними.

Достоинствами организаций этого типа являются:

  • 0 возможность принимать решения согласно общим критериям;
  • 0 заинтересованность в поддержании высокого уровня компетенции своих служащих;
  • 0 уменьшение коррупции благодаря полной занятости и фиксированному окладу.

Существенное влияние на современные формальные организации оказывают процессы профессионального роста кадров и развития информационных технологий. Дело в том, что высококвалифицированные кадры более автономны, они слабо зависят от иерархии авторитетов, имеют больше полномочий, чем работники средней квалификации. Это ломает бюрократическую иерархическую структуру и способствует повышению гибкости системы управления. Развитие информационных технологий усиливает ответственность человека и роль социального выбора по сравнению с социальной необходимостью, что еще более расшатывает бюрократическую модель организации.

Неформальные организации возникают как социально-психо- логические объединения, складывающиеся спонтанно в результате длительного межличностного и внутригруппового общения, системы связей, норм и действий. В таких организациях возникают отношения лидерства и в результате группа распадается на формальную и социально-психологическую. Рано или поздно такое раздвоение может привести к дезорганизации. Поэтому важно вовремя находить формы совмещения этих двух типов организаций, используя для этого выборность руководителей, их ротацию, кадровую политику, обновление персонала, подбор новых кадров и т.д.

Таким образом, помимо формальной складывается и система самоорганизации, которая обеспечивает совершенствование и дальнейшее развитие организации. На этой основе, в частности, выстраивается важная часть системы формирования корпоративных ценностей и культуры.

Суммируя изложенное выше, отметим, что реализация функций социальных организаций всегда требует координации, управления взаимодействием отдельных индивидов и групп. Важным аспектом этого взаимодействия являются социальные отношения, особой формой которых выступают властные отношения в организациях.

Социальное управление осуществляется различными методами и средствами - экономическими, административными, идеологическими, социальными, социально-психологическими, а также с привлечением социальных технологий.

Социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две по­стоянно взаимодействующие системы (управляющую и управляемую) . Управля­ющая система (субъект управления) является частью управляемой (объекта управле­ния). Размер и границы управляющей системы зависят от масштабов и особенностей управляемой. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления опреде­ляется в основном особенностями объекта. В обобщенном виде объектами управления являются человек и его труд, в более широком масштабе - это большие коллективы и общности людей (организация, ре­гион, отрасль, страна). Объектом управления могут быть также отдельные функции, например управление финансами, сбытом, персоналом и т. д. Существует три вида объектов управления: производственные, включающие в себя звенья организации общественного производства; структурные, возникающие как звенья системы управления; функциональные, являющиеся функциями, которые выделяются специальным механизмом управления. Таким образом, в обобщенном виде объект управления - это комплекс деятель­ности людей, выделенный из социальной среды либо в качестве звена социальной системы, либо в виде особой функции, требующей специального механизма управле­ния . Объекты управления начинают формироваться с организационного выделения их в качестве основных структурообразующих звеньев социальной системы. Например, такое звено - это производственное предприятие, являющееся своеобразной точкой отсчета уровней как в макросистеме управления экономикой, так и в микросистеме внутрифирменного управления. Это звено является основой формирования произ­водственных объектов управления различных масштабов - отрасли, региона, на­родного хозяйства в целом. Выделение производственных объектов управления лежит в основе построения системы управления, каждое звено которой является также структурным объектом управления. Эти объекты выделяются по функциям и трудоемкости их реализации, что способствует формированию функциональных объектов управления. Формиро­вание и развитие объектов управления лежат в основе постоянного совершенствова­ния системы управления обществом. Наиболее важную роль в формировании объектов управления играют экономи­ческие, организационные, социальные и технико-технологические факторы. Факто­ры, отражающие требования объективных законов социального развития, диалекти­чески взаимосвязаны. Важную роль в формировании объектов управления играют также формы сочетания отраслевого и территориального управления, уровни его централизации и децентрализации. Факторы формирования объектов управления влияют на их масштабы, внутреннюю структуру, общеорганизационный статус, эко­номическое и социальное положение, систему управления .

Еще по теме ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ:

  1. ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  2. Государственное управление социальными процессами и социальной сферой экономики. Участие государства в социальных процессах
  3. Современная система управления финансами. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты управления, функции
Так, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.

Все эти особенности оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального управления нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.

Содержание науки социального управления - выявление законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основа научного менеджмента - социальные законы и их действие в процессе социального управления. Отсюда теория социального управления - это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.

Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы.

Система социального управления

Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы , основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).

Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления .

Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

Социальные системы
и их составляющие

Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня :

техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую .

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий . При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.

Административное право регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляется от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объекты социального управления

а) Вещи (управление вещами)
б) Явления и процессы (управление процессами)
в) Люди (управление людьми)

Субъектом социального управления выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование - администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Процессом социального управления выступает власть . Относительно Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства выделяют три основных, связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления:

а) общественное
б) муниципальное
в) государственное

Основной сферой действия и применения норм административного права выступает государственное управление реализуя прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального управления.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

В узком , организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Виды социального управления:

1. Государственное управление, т. е. управление касающиеся дел государства, осуществление происходит государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

2. Местное самоуправление - осуществляется органами муниципальных образований и муниципальными служащими.

3. Общественное управление - внутриорганизационное управление делами общественных объединений, в том числе кооперативов.

4. Негосударственное управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов, холдингов и т. п.).

Определением объекта, предмета и содержания науки управления занимались ведущие ученые-управленцы: В.Б. Аверьянов, В. Атаманчук, В.Г. Афанасьев, А.Н. Бандурка, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, Н.Р. Нижник, В.В. Цветков и другие известные специалисты. Обобщая их мнению, определим объект, предмет и содержание науки социального управления.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Определение объекта теории социального управления связано с ответом на вопрос "что она исследует?", а предмета - "существенных связи она узнает?".

Объектом теории социального управления является практика управления или управленческая деятельность субъектов социального управления.

Для государственного управления - это управленческая деятельность всех органов государственной власти.

Предметом теории социального управления являются закономерности осуществления управленческой деятельности. Основные элементы, которые характеризуют управленческую деятельность: управленческие отношения, управленческие процессы, механизм и формы управленческой деятельности, структуры социальных систем.

Для государственного управления - это закономерности и принципы функционирования управленческой деятельности органов государственной власти.

Наука социального управления исследует общие и частные закономерности управления. Она изучает закономерности формирования системы управления, ее структуры и основных подсистем; исследует закономерности формирования и функционирования системы управления, взаимодействия ее элементов. Предметом науки управления также составляющие механизма управленческой деятельности: цели, функции, принципы, методы управления, процессы управленческой деятельности и их составляющие: циклы, стадии, этапы, операции и т.д..

Наука социального управления, как и любая другая наука, имеет два основных аспекта: во-первых, это исследовательская деятельность, направленная на познание механизма социального управления, и, во-вторых, система выработанных и опробованных на практике взглядов, идей, понятий, раскрывающих и объясняющих характер, законы и закономерности управленческих отношений, их взаимодействие и развитие.

Управленческие отношения как предмет исследования науки управления представляют собой общественные отношения, складывающиеся на базе присущих управлению закономерностей. Эти отношения формируются между отдельными людьми и коллективами людей в сфере управления, в процессе осуществления его функций. Содержание управленческих отношений характеризуется тем, что, с одной стороны, они объективны, поскольку порождаются в процессе жизнедеятельности общества, а с другой стороны, управленческие отношения субъективны, поскольку являются отношениями между людьми, состоят в управлении и отражаются через сознание людей.

Управленческие отношения возникают между субъектом и объектом управления. им присуще свойство координировать действия людей, направленные на достижение общих целей управления.

Исследуя управленческие отношения, наука управления призвана установить закономерности развития управленческих отношений, выработать теорию и методологию, принципы управления и создать соответствующий категорийные-понятийный аппарат. Наука социального управления включает организацию построения объекта и субъекта

управление социальной системы формы и методы осуществления управляющих воздействий; процесс управления, организацию управленческого труда и тому подобное.

Не зная методологии и теории социального управления, трудно построить оптимальную систему управления, сложно подойти к избранию наиболее эффективных форм и методов воздействия, усовершенствовать процесс управления, внедрить в управленческую деятельность технические средства, эффективно осуществлять непосредственное оперативное управления.

Наука управления тесно связана с практикой, поэтому разработка проблем управления основывается на изучении и обобщении практического опыта. Связь с практикой добавляет науке управления, ее выводам и рекомендациям необходимую объективность и точность. Важной формой связи науки управления с практикой является проведение экспериментов в области управления как средства проверки ее научных гипотез.

Задача науки социального управления:

Разработка теоретических проблем и практических вопросов управления;

Как на теоретико-методологической основе находить пути и способы успешного решения задач управления;

Изучение закономерностей социального управления, разработка теории эффективного управления и определения практических путей и средств его дальнейшего совершенствование составляют специфику науки управления.

Основными предпосылками научного управления служат: достижения в развитии теории управления, подготовка профессиональных кадров (руководителей), повышение уровня общих и специальных знаний в овладении наукой управления; надлежащее информационное обеспечение; широкое внедрение в процесс управления электронно-вычислительной техники и оргтехники.

Задачей науки социального управления, в частности в таможенной службе, является совершенствование научно-методического обеспечения функционирования системы таможенной службы Украины, решение наиболее актуальных проблем деятельности органов таможенной службы и внедрение научных разработок в практику.

С целью внедрения в практическую деятельность методических разработок и других результатов научных исследований, распространения положительного опыта целесообразно создать соответствующий механизм. Важно также создание в таможенной службе системы научно-исследовательских лабораторий по вопросам управления.

Наконец, изучение управленческих дисциплин предназначенное для практики: выявление тех или других положительных и отрицательных черт в различных структурах и процедурах управления, повышения его эффективности, установление его связей с саморегулированием общественных процессов, для подготовки специалистов, управленческих кадров. Правильное решение задач управления снижает затраты общества.

Связь науки управления с другими отраслями знаний

Наука управления органично связана с общеметодологических науками (Философией, экономической наукой, теорией государства и права, кибернетикой и др.) и науками, которые изучают закономерности развития различных сфер общественной жизни (Социальная психология, педагогика, физиология труда и т.д.).

Философия, раскрывая наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, затрагивает проблемы общества, государства и его неотъемлемой части - управление, его возможности и границы, объективную и субъективную стороны. Социология касается роли государства в обществе, следовательно, социального управления в его взаимосвязях и отношениях с различными социальными, профессиональными и другими группами населения. Политология подходит к государству как особого политического института, рассматривая прежде всего с этих позиций место государственного управления. Экономическая наука изучает роль государственного управления в связи с экономикой (Прежде всего позиций макрорегулирования). Экономические подходы тесно связаны с державознавчий в публичном экономическом праве.

Наука социального управления главным образом связана с наукой о государстве и право, исследует закономерности развития и роль государства в обществе, а также правовое регулирование общественных отношений вообще и управленческих особенности. С отраслевых юридических наук она наиболее связана с наукой государственного права особенно тесно - с наукой административного права. Поскольку государственное управление чаще всего осуществляется на основе правовых норм и правовые методы в нем доминируют (есть и организационные - не правовые приемы, которые не противоречат праву), то те или иные стороны государственного управления изучаются юридическими науками с позиции права. Они исследуют прежде всего органы и правовые формы, методы правового управления. Наиболее общие вопросы такого рода изучает теория государства и права, более подробно этими вопросами занимается государствоведения. Менеджмент в государственном управлении рассматривает различные институты, формы и методы управления в основном с не правовых позиций. Специально правовые вопросы государственного управления, понимаемой в широком смысле, решает конституционное право, а в более узком - административное право. Много других юридических дисциплин также касаются вопросов государственного управления. В гражданском праве это, например, управления государственной собственностью, в трудовом - правила трудового распорядка на государственных предприятиях, в земельном праве - порядок отвода земель, в уголовном и гражданском процессе - судья руководит ходом рассмотрения дела соответствии с процессуальными нормами закона, уголовное право имеет дело с наказаниями в связи с нарушением порядка управления и т.д..

Наука управления имеет связь с наукой социальной психологии. Это обусловлено тем, что социальное управление, т.е. управление человека человеком, имеет социально-психологическую сторону.

Наука социального управления связана с кибернетикой. Последняя является наукой о общие принципы и методы управления сложными системами в природе, технике и обществе. Однако нельзя отождествлять предмет науки социального управления с предметом кибернетики, изучающей три вида управления, но в специфическом аспекте, который не связан с их социальной сущностью. Кибернетика ограничивается исследованием формально-количественной стороны явлений природы и общества. Это не противоречит использованию достижений кибернетики в науке и практике социального управления.

Наука социального управления использует достижения эргономики, знание физиологию труда человека, в частности физиологии управленческого труда. Поскольку повышения эффективности управления невозможно без механизации и автоматизации управленческого труда, то наука социального управления использует также достижения соответствующих технических наук.

Итак, наука социального управления тесно связана со многими другими науками. Вместе с тем она не отождествляется с ними, поскольку наука социального управления имеет свой предмет - социальное управление, целесообразную организующую деятельность людей.

Особую важность приобретают знания по управлению при подготовке государственных служащих (таможенников) в современных условиях, когда жизнь постоянно меняется, возникают новые, нестандартные ситуации, конкретные знания быстро устаревают. В связи с этим повышается роль фундаментальных знаний, общей, правовой и управленческой культуры. И именно изучение управленческих дисциплин дает необходимые знания, формирует основы культуры человека.

Все это определяет важность освоения управленческих знаний. Специальный блок учебных дисциплин, изучаемых при этом, дает знания, навыки и умения, ценностные установки и ориентации, необходимые для будущей практической работы, закладывает фундамент профессиональной культуры будущего руководителя-профессионала.

При изучении управления особое значение имеет детальное знакомство с деятельностью различных государственных органов, использование (там, где это возможно) методов имитаций (Например, деловой), наблюдение за деятельностью государственных органов и должностных лиц, изучение статистики, отчетов, иных документов, данных средств массовой информации.

Управление - чрезвычайно интересная и увлекательная сфера деятельности и применения человеческого таланта. Овладев ею, можно много полезного сделать для себя, страны и других людей.

Вообще есть основания полагать, что управленческие дисциплины должны стать составной частью подготовки качественных специалистов, которые в дальнейшем смогут успешно работать и своими знаниями и умениями укрепить Украину.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант