Юридический портал. Льготный консультант

Под функциями Административного правапонимаются основные направления правового воздействия на общественные отношения, регулируемые данной отраслью права.

Можно выделить 2-е функции Административного права:

· Регулятивная – выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, запретов, обязанностей, ограничений, полномочий и компетенций субъектов Административного права;

· Охранительная – проявляется в воздействии Административного права на субъекты общественных отношений, которые побуждают их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции Административное право может быть использовано правовое государственное административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительной санкции и т.д.

Под принципами правапонимаются основные начала, характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений.

Среди основных принципов Административного права выделяют следующие:

1. Принцип законности – означает, что орган исполнительной власти обязан осуществлять свою деятельность только в приделах своей юрисдикции и компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь; все государственные органы, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию и Законы, а также общепризнанные принципы и нормы Международного права;

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также их непосредственного действия и правовой защиты, который особенно ярко проявляется тогда, когда речь идёт о взаимоотношениях исполнительной власти с её государственными служащими – с одной стороны, и гражданами с их правами, свободами, пожеланиями, жалобами – с другой;

3. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей – Административное право распространяется на регулирование специфической сферы общественных отношений, складывающихся преимущественно в системе исполнительной ветви государственной власти, однако, регулирует определённые отношения в системе законодательной и судебной власти;

4. Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении - статься 37 Конституции закрепляет право граждан Республики Беларусь участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие обеспечивается реализацией гражданином своего права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, состоять на государственной службе;



5. Принцип равенства граждан перед законом – выражается в том, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и имущественного и должного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений – равны перед законом;

6. Принцип гуманизма – заключается в том,что государство обеспечивает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;

7. Принцип подконтрольности и подотчётности государственных органов и государственных служащих – контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления;

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления – Административное право устанавливает основы управленческой деятельности государственных органов;

9. Принцип гласности – обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, органы исполнительной власти с целью достижения истины; Административное право, регулируя процедуру государственного управления должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности;

10. Принцип ответственности государственных органов за принятые решения – призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности.

Система Административногоправапредставляет собой внутреннее строение, состоящее из последовательно расположенных взаимосвязанных компонентов правовых институтов.

Правовой институт –это совокупность административно-правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений. В правовом институте могут быть нормы одного или разных видов.

Административное право – это крупная и сложная отрасль права, поэтому она имеет подотрасли права.

Подотрасль права – общность правовых норм, регламентирующих более широкий, чем правовой институт, специфический вид управленческих отношений. Подотрасль также состоит из институтов, определяющих её содержание и характерные особенности.

Таким образом, система Административного праваэто совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей расположенных в определённой последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

Административное право, как и некоторые другие отрасли права, обычно делят на общую и особенную части. В общую часть включат нормы, регламентирующие основные принципы государственного управления, правовые положения субъектов Административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления той или иной отрасли или сфере.

Тема №3: Источники норм Административного права. Место Административного права в правовой системе Республики Беларусь

Источники Административного права – это конкретные формы выражения норм соответствующей отрасли.

Нормы Административного права содержаться в различных по своему характеру и значению юридических актах. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие Источников Административного права Республики Беларусь.

К числу источников Административного права относятся:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. И 17 октября 2004г.;

2. Международные договоры и соглашения ратифицированные Республикой Беларусь;

3. Законы Республики Беларусь принимаемые Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь; Кодексы Республики Беларусь (имеют статус законов);

4. Нормативные акты Президента (указы, декреты);

5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь;

6. Нормативные акты Государственных Комитетов, Министерств и Ведомств (приказы, инструкции и т.д.);

7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления;

8. Нормативные акты руководителей Государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений.

Многообразие административно-правовых норм и источников Административного права остро ставит проблему его систематизации. Административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы.

Систематизация– это деятельность по упорядочению действующих административно-правовых норм, приведение их в одну внутренне согласованную систему.

Кодификация – это объединение нормативно-правовых актов в один нормативно-правовой акт, который содержит систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определённой области общественных отношений.

Систему административно-правовых норм необходимо совершенствовать. Основными направлениями этой работы являются:

1. Повышение качества и взаимосвязи правовых норм, постоянная замена актов более совершенными;

2. Усиление роли законов в регулировании организации функционирования государственной администрации;

3. Устранение пробелов в адми7истративно-правовом регулировании;

4. Принятие актов способствующих осуществлению проводимых в стране реформ.

В правовой системе Республики Беларусь Административное право занимает одно из ведущих мест. Как часть правовой системы Административное право тесно связано с другими отраслями права и имеет общие с ними черты. Для ряда отраслей права оно является основой функционирования (финансовое право, трудовое право).

Особенно тесно Административное право взаимодействует с Конституционным правом. Конституционное право является ведущей отраслью права. Конституция непосредственно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства и государственной власти. Административное право берёт исходное начало из конституционных норм, детализируя и конкретизируя их, определяя правовой механизм реализации компетенции различных государственных органов.

Взаимодействие Административного права и Трудового права. Административное право определяет полномочия служащих, их ответственность, проведение аттестации, присвоение классов, чинов. В целях надлежащей организации трудовых отношений, осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением правил охраны труда и Техники Безопасности. Правовой статус этих субъектов регламентируется нормами Административного права, т.к. они являются частью государственного управления.

Гражданское право и Административное право тесно связаны по вопросам регулирования имущественных отношений, которые они оба регулируют, но только разными методами. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти – подчинения.

Административное право и Финансовое право взаимодействуют в том, что нормы определяющие компетенцию и деятельность финансовых органов являются и нормами Административного права.

Административное право и Уголовное право. Нормы Административного права устанавливают, какое правонарушение является административным, а нормы Уголовного права определяют, когда за нарушение указанных правил наступает уголовная ответственность. В определённых случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.

Административное право и Таможенное право. Таможенное право развивалось на базе норм Административного права, т.к. Кодекс об Административном правонарушении содержит главу, регулирующую административно-таможенные правонарушения, а Государственный Таможенный Комитет является органом исполнительной власти.

Компетенцию налоговых органов определяют нормы Налогового права, а их структурную организацию – нормы Административного права.

Административное законодательство и Уголовно-процессуальное законодательство, а также Гражданско-процессуальное законодательство тесно связаны тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основываются на общих процессуальных началах.

Нормы Земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем, государство в лице органов управления предоставляют земельные участки, сдаёт в аренду, производит изъятие и т.д.. Эти отношения регулируются нормами Административного права и Земельного права.

3. Система административного права

4. Источники административного права

1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управ ленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует обществен ные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающие ся в рамках реализации исполнительной власти государства.

Субъектами таких отношений выступают представители органов исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

    предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмот­ренных правовой нормой;

    запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

    дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Несмотря на масштабную разработку базовых теоретических понятий в науке административного права, учёные до сих пор не пришли к единому мнению относительно функций этой отрасли. Функции административного права можно определить как приоритетные направления воздействия норм отрасли на общественные отношения. Понимание этих направлений даст представление о месте административного права в системе общественных отношений в целом. Также стоит обратить своё внимание на то, что собой представляет

Регулятивная функция административного права

Такая конкретизация порождает массу вопросов. Например, основы правового статуса высших государственных органов регулируются конституционным правом. В Основном законе РФ можно найти основные права и обязанности Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ. Следовательно, функция организации государственного управления присуща административному праву лишь отчасти.

Правильнее будет говорить о наличии определённых видов деятельности субъектов административного права, в рамках которых раскрывается регулятивная функция этой отрасли . Так, наряду с государственным регулированием и организацией государственного управления, можно выделить нормотворческую деятельность, которая заключается в издании административно-правовых актов органами исполнительной власти на различных уровнях в рамках их компетенции.

Возможно вас также сможет заинтересовать информация о том, что собой представляет и каково соотношение понятий.

Кратко про охранительную

Её можно определить как побуждение граждан, юридических лиц, работников государственных органов соблюдать правовые предписания, воздерживаться от нарушения норм законодательства. Реализация рассматриваемой функции достигается через закрепление в нормативных актах негативных последствий для нарушителей.

Наиболее мягкое проявление охранительной функции – принуждение субъектов к определённым действиям. Например, гражданин, который приобрёл автомобиль, обязан поставить его на учёт. Государство предписывает человеку совершить определённый перечень действий, чтобы в будущем было проще контролировать соблюдение им требований закона.

Отдельно следует упомянуть межотраслевой институт административной ответственности. Именно посредством санкций статей КоАП РФ, предусматривающих негативные последствия для нарушителей, защищаются нормы практически всех отраслей права. Только гражданское право и уголовное имеют собственные виды ответственности. а вот что собой представляет принцип законности в административном праве, можно прочесть

Например, если собственник квартиры произвёл самовольную перепланировку, то к нему будет применена статья 7.21 КоАП РФ, которая предусматривает штраф за подобные действия. Хотя правила переустройства жилых объектов недвижимости относятся к жилищному праву.
Охранительная функция реализуется через контрольно-надзорную деятельность уполномоченных государственных органов, которые следят за соблюдением требований законодательства в различных сферах.

А вот какие бывают виды норм административного права и что собой представляет та или иная норма, можно прочесть

Для исполнения своих обязанностей должностные лица наделены полномочиями по привлечению к ответственности виновных лиц и изданию управленческих актов для пресечения противоправной деятельности.

В качестве примера можно привести работу ГИБДД. Если инспектор обнаруживает нарушение правил дорожного движения, то он не только начинает административный процесс с целью наложения взыскания на водителя, но и требует от участника дорожного движения впредь действовать в рамках закона.

Также стоит остановиться на таком вопросе, как

Понятие обеспечивающей функции и какие задачи она выполняет

Старилов Ю.Н. и Россинский Б.В. склоняются к тому, что в административном праве выделилась обеспечивающая функция. Она заключается в деятельности заинтересованных лиц, которые обращаются в суды или в вышестоящие инстанции для того, чтобы:

  • обжаловать правовые акты органов исполнительной власти.
  • опротестовать действие или бездействие должностного лица
  • оспорить законность принятого нормативного акта

То есть, по мнению авторов, административно-правовые споры являются одним из механизмов достижения целей данной отрасли права, то есть выполняют важную задачу.

Батычко В.Т. придерживается другой позиции при определении функций административного права. Он выделяет следующие:

  • Правоисполнительная , так как основное предназначение рассматриваемой отрасли права – юридическое обеспечение органов исполнительной ветви власти.
  • Правотворческая . Она выражается в том, что государственным исполнительным структурам даны полномочия по изданию нормативных правовых актов.
  • Организационная , которая определяется организационно-правовым характером государственно-управленческой деятельности.
  • Координационная . Она подразумевает согласование деятельности всех субъектов административного права.
  • Правоохранительная – обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

А вот какие существуют виды юридических фактов в административном праве, можно увидеть

Данный подход не получил достаточной разработки в науке административного права. Так, правоисполнительная функция сливается с правотворческой. Например, основным результатом работы любого министерства является издание нормативного правового акта. В данном случае, невозможно отличить первую функцию от второй.

Также не представляется возможным вычленить нормы, направленные на реализацию организационной функции. Сам характер права как формы организации жизни общества подразумевает наличие определённой системы.

Больше полезной информации касательно функций и особенностей административного права смотрите на видео.

Основные функции административного права

Таким образом, если сказать кратко, в административном праве традиционно выделяют 2 функции – охранительную и регулятивную. Выделение иных направлений воздействия норм административного права не получило должного теоретического обоснования. О функциях и понятии права узнайте в .

Функция, т.е. направление, роль, назначение деятельности, - категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права, позволяющая определить внешние свойства данной отрасли права.

Рассматривая функции административного права, следует обратить внимание на соотношение функций государственного управления и государственного регулирования.

По существу между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных содержательных различий. Регулирование - непременный элемент государственно-управленческой деятельности, которое выражается в подчинении определенному порядку, т.е. в упорядочении тех или иных действий. А ведь именно это же характеризует и государственное управление.

Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

Управляя, государство регулирует, а регулируя - управляет.

Выделяют следующие функции административного права:

1)правоисполнителъная, следующая из того, что административное право - это юридическая форма реализации исполнительной власти;

2)правотворческая, выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

3)организационная, основанная на организационном характере государственно-управленческой деятельности,

4)координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

5) правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

Принципы административного права - это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся.

1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни об щества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

4.Принцип обеспечения законности при применении мер адми нистративного принуждения в связи с административным правонарушением , установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

5.Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.

6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.

7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.

8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Предыдущая

Право - это универсальный регулятор общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. С его помощью можно не только контролировать, но и умело управлять. Этот факт был раскрыт достаточно давно, когда ещё как такового права не существовало. Ведь использовать для управления исключительно насилие крайне невыгодно, потому что люди в конечном итоге привыкнут к нему и перестанут подчиняться. Гораздо грамотнее использовать мирные методы с расчётом на человеческий интеллект.

Как мы знаем, основной в любом государстве является власть его высших органов. Раньше не существовало отрасли права, которая бы регулировала деятельность этих органов. Но со временем стало понятно, что государственная власть, или же аппарат управления, - это совершенно иная сфера человеческой жизнедеятельности, которая требует отдельного правового обрамления.

Чтобы создать хотя бы какой-то юридический регулятор, решили организовать такую отрасль, как административное право. Если ещё в середине XX века теоретиков в области административного права рассматривали как писателей-утопистов, то сегодня эту сферу изучают практически во всех юридических вузах Российской Федерации. В статье мы попытаемся разобраться в функциях и принципах административной отрасли права.

Понятие административного права

На сегодняшний день функции и принципы административного права широко известны, а их существование не нужно доказывать. Однако несколько лет тому назад вопрос существования «аппаратного» права вызывал массу споров. Тем не менее административное право действительно существует. Если обратиться к теоретикам этой отрасли, то они дают трактовку понятия. Согласно их научным изысканиям, административное право - это отрасль или же система правовых норм, которая регулирует общественные отношения в сфере деятельности управленческого характера государственных органов и их должностных лиц, в вопросах осуществления ими исполнительной власти.

Если говорить простым языком, то административное право - это регулятор исполнительной власти и деятельности лиц, которые её фактически реализуют. В свою очередь, функции и принципы административного права полностью основаны на предмете отраслевого регулирования.

Наука административного права

Представленная в статье отрасль фактически бы не существовала, если бы не теоретическая работа учёных в этой сфере. Любая правовая отрасль дополняется наукой. Административное право не является исключение в данном вопросе. Отраслевая наука является системой идей и принципов, представлений о законах и источниках правовой отрасли. При помощи науки осуществляются реформирование, дополнение и улучшение административного права. Эта составляющая часть отрасли также имеет свою структуру, одним из важнейших элементов которой является история отрасли. Принципы административного права также появились именно из науки, но об этом пойдёт речь далее в статье.

История отрасли

Как уже было отмечено ранее, административное право как отдельная отрасль существовало не всегда. В дореволюционной России эта институция жила в таких сферах, как медицинское, таможенное, образовательное право. Однако истинным прародителемсчитается полицейское право России, потому что данная отрасль ближе всего относится к аппаратному управлению. Проблема состояла в том, что полицейское право обеспечивало правопорядок и народное благосостояние. Но с учётом развития управленческих отношений в СССР после 1917 года появилась потребность в универсальном регуляторе. Таковым впоследствии стало административное право. Следует отметить, что полицейская отрасль не исчезла бесследно. Большое количество методов и задач перешло в административное право.

Правоотношения, регулируемые административным правом

Учитывая специфику представленной в статье отрасли, правоотношения, регулируемые ею, также будут иметь свои характерные особенности. Как правило, это отношения в сфере внутреннего и внешнего управления. При этом процедура их регулирования может осуществляться как внутри ведомств, так и по отношению к обычным гражданам, если они каким-либо образом участвуют в управленческих отношениях.

Классификация административных правоотношений

Весь массив правоотношений, регулируемых административным правом, можно классифицировать по нескольким основным критериям, а именно:

  1. По своему характеру: материальные и процессуальные.
  2. По соотношению прав субъектов правоотношений: подчинительные и равноправные.
  3. В зависимости от характера юридических фактов: правомерные и неправомерные.

Принципы административного права

Любая система правовых норм, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, имеет свою методологическую базу, функции. Принципами административного права являются основополагающие идеи, исходные положения, в которых проявляется сама его сущность. На их основе фактически происходит становление и развитие отрасли. Принципы административного права во многом помогают разобраться в его предмете и функциях, которые все ещё вызывают споры среди многих специалистов. Нужно отметить тот факт, что исходные положения отрасли отличаются от научных. Принципы науки административного права- это рамки изучения предмета, а отраслевые принципы позволяют говорить о реальном влиянии данной сферы на общественные отношения.

Принципы и источники административного права

Следует отметить тот факт, что многие исходные положения отрасли существуют в её источниках. Более того, многие учёные не производили громких открытий в процессе их поиска. Они всего лишь проанализировали действующее законодательство и выделили ключевые идеи. На сегодняшний день многие новые принципы административного права РФ открываются таким же образом.

Перечень принципов

Существует множество ключевых идей управленческой отрасли, однако все же можно выделить основные принципы административного права. К ним относятся следующие:


Представленная система принципов административного праваможет дополняться в процессе эволюции общественных отношений в сфере аппаратного управления государством.

Схожесть административных принципов и принципов иных отраслей

Многие учёные выдвигают теории о том, что некоторые задачи и принципы административного права взяты из других отраслей. Этот негативный фактор свидетельствует о том, что фактически административное право не имеет предмета. Подобное утверждение является ошибочным. Административное право действительно схоже с некоторыми иными отраслями, например, с конституционным правом. Однако конституционная отрасль закрепляет на высшем уровне принципы деятельности высших органов государственной власти. В то же время административным правом разрабатывается механизм их непосредственной деятельности. Таким образом, нельзя отрицать существование отдельного предмета административного права.

Функции административного права

Итак, мы выяснили, что принципами административного права являются ключевые идеи данной отрасли. Однако административное право имеет также собственные функции. Именно на основе их анализа можно охарактеризовать принципы государственного управления. Административное право осуществляет ряд следующих функций, а именно:

  • Правоисполнительная функция (административное право является юридической формой осуществления исполнительной власти).
  • Правотворческая.
  • Функция организационная.
  • Правоохранительная.
  • Координационная.

Благодаря представленным функциям предмет административного права реализуется в полной мере. Следует отметить, что каждая из них отвечает конкретной задаче, которая стоит перед административным правом. Например, координация производится для профилактики в сфере общего управления. Она, как правило, осуществляется исполнительными органами по отношению к обычным гражданам. При этом суть координационной функции также доказывает непосредственное взаимодействие всех субъектов административных правоотношений.

Следует отметить, что абсолютно все указанные функции осуществляются на основе представленных выше принципов. По сути, без ключевых идей административное право не работало бы. Наибольшее значение имеют принципы, которые закреплены в основном нормативном акте Российской Федерации - Конституции.

Заключение

Таким образом, мы попытались раскрыть суть такой отрасли, как административное право. Понятие, принципы, функции этой системы правовых норм также были представлены в статье. В заключение нужно отметить, что данная отрасль является относительно молодой по сравнению с иными системами правовых норм. Поэтому она требует не только теоретического осмысления в научной среде, но и значительного количества доработок, ведь предмет административного права действительно является важной частью человеческой и государственной жизнедеятельности. Надеемся, в будущем существование административного права не будет ставиться под вопрос, а механизм его реализации наконец-то приобретёт упорядоченный вид.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант