Оформление госконтракта с единственным поставщиком является неконкурентной процедурой и имеет свои особенности. О том, какими являются сроки размещения извещения по 44-ФЗ у единственного поставщика (ЕП) и сроки подписания контракта, расскажем в нашем материале.
Случаи оформления госконтракта с ЕП, когда необходимо опубликовать извещение, содержатся в части 2 статьи 93 44-ФЗ. В нем надо прописать:
Срок заключения контракта после извещения с единственным поставщиком должен составлять не менее 5 дней. Оформление ранее указанного срока является нарушением.
Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат
В какие сроки заключается контракт с единственным поставщиком по 44-ФЗ, если публиковать извещение о проведении закупки не требуется, ответ на этот вопрос 44-ФЗ не содержит. Следует помнить, что госзаказчик должен осуществлять закупки в соответствии с планом-графиком.
Говоря о максимальном сроке подписания госконтракта необходимо учитывать пункт 2 статьи 528 ГК РФ. У контрагента есть 30 дней на подписание госконтракта, поэтому, чтобы соблюсти план-график, готовить проект госконтракта и направлять его поставщику нужно заранее.
Итак, заключать контракт с единственным поставщиком нужно минимум через 5 дней, если публиковалось извещение о госзакупке. Если публикация извещения не требуется, то в госконтракт оформляется в том месяце, что указан в плане-графике.
C 31 июля заказчики получили новые возможности, чтобы заключить контракт с едпоставщиком в облегченной версии. В такие контракты теперь можно не вписывать ответственность сторон, приемку, порядок оплаты и другие обычные пункты. Читайте, какие еще льготные условия появились в контрактах с пониженными требованиями и чем вы рискуете.
Заказчик должен уведомить контрольный орган в течение 1 рабочего дня с момента подписания контракта в следующих случаях:
Об этом говорится в ч. 2 статьи 93 44-ФЗ. К уведомлению нужно приложить копию контракта и обоснование его оформления. Как составить уведомление о закупке у едпоставщика,
Данные об оформленных контрактах вносятся в специальный реестр (ч. 3 ст. 103 44-ФЗ). Правила ведения реестра установлены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084. В пункте 3 приведен перечень закупок, данные о которых в реестр не включаются (мелкие и некоторые другие закупки).
Срок размещения контракта в ЕИС после подписания с единственным поставщиком составляет 8 рабочих дней:
Такие же сроки размещения контракта с единственным поставщиком 44-ФЗ установлены для случая, когда в контракт были внесены изменения.
Новые правила авансирования по госконтрактам
С 1 октября заказчики применяют новые правила авансирования по этапам контракта. Читайте, как правильно прописать аванс в контракте.
С 01.07.2018 часть 1 статьи 44-ФЗ была дополнена новыми пунктами 25.1 – 25.3. Разберемся со сроком заключения договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ, если закупка не состоялась. Итак, если следующие процедуры в электронной форме признаны несостоявшимися:
заказчик вносит изменения в план-график (ч. 14 ст. 44-ФЗ). Сделать это можно не позднее, чем за 1 рабочий день до дня публикации извещения о проведении закупки.
Таким образом, 44-ФЗ содержит только один срок оформления госконтракта ЕП. Контракт не может быть подписан ранее, чем через 5 дней после публикации извещения. В других случаях следует руководствоваться планом-графиком закупок.
При котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).
Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:
Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю);
Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Случаи осуществления прямой закупки:
1. Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. У кого и на каких условиях закупает заказчик, в этом случае значения не имеет. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой. Хотя в Законе 223-ФЗ не указано, что значит «небольшая» стоимость продукции, логичнее всего ориентироваться на сумму в 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей). Вывод сделан из того, что именно в данном случае заказчик имеет право не размещать на официальном сайте сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки (ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ ).
2. Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:
Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ );
Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.
Примерный перечень случаев для проведения прямой закупки можно установить по аналогии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ .
Так как по Закону № 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, перечень можно расширить за счет следующих оснований, не характерных для госзаказа:
Важно помнить! Устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через прямые закупки, так как это нарушает принципы Закона №223-ФЗ. Так же, любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ ).
При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе извещение и документацию. До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом №223-ФЗ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), согласно п.10 ст.8 Закона №223-ФЗ (далее - ООС, официальный сайт).
Памятка на проведение прямой закупки до 100/500 тысяч рублей:
При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона. Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее - ПП №908).
Таблица 1 -Нормативная база публикации сведений о закупке на ООС
В соответствии с Положением о закупке
(ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)
Информация о закупке: |
Срок: |
Порядок: |
1. Публикация извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке |
|
|
2. Включение закупки в план закупок (в случае, если закупка там отсутствовала), корректировка информации о закупке в плане закупок |
|
|
3. Внесение изменений в извещение, документацию, проект договора, иную информацию, предусмотренную Положением о закупке |
(ч.11 ст.4 Закон № 223-ФЗ) |
|
4. Внесение разъяснений извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке |
(ч.11 ст.4 Закона № 223-фз) |
|
Извещение о закупкеЗаказчик формирует в личном кабинете (в закрытой части официального сайта) путем заполнения специальной формы (т.е. формирует извещение с помощью функционала официального сайта).
Согласно п.20 ч. IV ПП № 908 , данная форма становится доступной после того, как Заказчик в личном кабинете выберет один из возможных способов закупки: уже имеющихся на ООС или установленных Заказчиком самостоятельно в соответствии со своим Положением о закупке, опубликованном в установленном порядке на ООС. Извещение о закупке, которое Заказчик формирует с помощью функционала ООС, включает в себя сведения, предусмотренные ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ , а также сведения, предусмотренные Положением о закупке Заказчика (п.21 ч. IV ПП № 908) . При формировании извещения Заказчик указывает коды ОКВЭД и ОКДП, такая обязанность установлена в п.24 ПП № 908.
Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908 ). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ) , такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908) .
Таблица 2 - Способ публикации сведений о закупке на ООС
Наименование сведений о закупке |
Способ публикации информации о закупке в соответствии с п.9 ПП №908 |
||
Функционал ООС |
Графический вид |
||
Извещение |
Обязательно (п.20, 21 ПП № 908) |
Обязательно (п.22 ПП № 908, ч.8 ст.4 Закона № 223-ФЗ) |
Существует техническая возможность размещения на ООС путем прикрепления документа. |
Документация |
Отсутствует техническая возможность размещения на ООС. Размещение не предусмотрено законодательством. |
Обязательно (п.22 ПП № 908) |
|
Проект договора |
Обязательно (п.22 ПП № 908) |
||
Иная информация, подлежащая размещению на ООС в соответствии с Положением о закупке Заказчика |
Обязательно (п.23 ПП № 908) |
Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС.
Сведения, составленные с помощью функционала официального сайта должны совпадать с размещенными на ООС сведениями, содержащимися в документах в электронной форме. В случае несовпадения приоритетными считаются сведения, составленные с помощью функционала ООС (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Заказчик имеет право (не обязанность!) «дублировать» сведения о закупке на своем сайте (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ ). Воспользоваться правом публикации сведений о закупке на своем сайте Заказчику придется при возникновении на ООС технических или иных неполадок, не позволяющих разместить на ООС необходимые сведения (ч.13 ст.4 Закона №223-ФЗ). В этом случае вся необходимая информация о закупке размещается на сайте Заказчика с последующим размещением ее на ООС в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Размещенная таким образом информация считается опубликованной в установленном порядке и не влечет за собой наступление административной и иной ответственности.
Вся информация, публикуемая на ООС и на официальном сайте заказчика, должна быть доступна без взимания платы (ч.14, ч.18 ст.4 Закона №223-ФЗ).
Не размещение информации о закупке, предусмотренной законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо и от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо (ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ), срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).
Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения победителя. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.
Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.
44-ФЗ требует от заказчика:
Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;
Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;
Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;
В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.
Такие закупки реализуются в двух вариантах:
заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;
заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.
По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.
Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:
Деятельность субъектов естественных монополий
Указ или распоряжение Президента или Правительства
Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся
Мобилизация
Закупка до 100 тыс. руб.
Закупки государственного или муниципального учреждения культуры
Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита
Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты
Организация мероприятия
Поставка культурных ценностей
Народные художественные промыслы
Преподавательские или экскурсоводческие услуги
Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти
Вооружение и военная техника
В случае аварии, ЧС
Товары и услуги от предприятия УИС
Обеспечение визитов глав иностранных государств
Обеспечение деятельности объектов государственной охраны
Управление многоквартирным домом
Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение
Ремонт нежилых помещений
Направление работника в командировку
Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии
Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком
Закупки ЦИК
Оборудование для инновационных площадок
Банковская гарантия для бюджетного учреждения
Средства разведывательной деятельности для внешней разведки
Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ
Сбор и обработка первичных статистических данных
Информация баз данных
Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью
Воинские перевозки
Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом
Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ
Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах
Орган исполнительной власти лечится за границей
Осуществление государственной охраны
Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания
В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.
Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:
Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не нужно выкладывать извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб.
Теоретически получается, что заказчик может установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.
Заказчики разбивают крупные тендеры на мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.
Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС .
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Что такое закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)? Это прямая выдача контракта. Или другими словами неконкурентный способ закупки. По данному способу заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. Закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В перечне (с учетом последних изменений от от 13.07.2015 предусмотрено 45 случаев закупки у единственного поставщика. Причем в большинстве случаев решение принимает заказчик и без согласования и уведомления заключает контракт. Но в ряде случаев необходимо уведомление или согласование контрольного органа в системе закупок.
Осуществление закупки у единственного поставщика это не просто заключение контракта, а процедура закупки, которая требует от заказчика проведения мероприятий и подготовки необходимых документов в установленные законом сроки. Необходимо внимательно изучить статьи 93-96, но особенно обратить внимание на статью 93 не только часть 1, но и части 2, 3 и 4, статью 94, часть 4, статью 96 часть 2. В данных статьях указано когда (применяя какие случаи закупки, указанные в части 1, статьи 93) заказчик обязан:
· давать извещение о закупке у единственного поставщика;
· устанавливать ;
· уведомлять контрольный орган о закупке;
· согласовывать осуществление закупки с контрольным органом;
· привлекать при приемке продукции.
Документы, которые готовит заказчик при проведении закупки у единственного поставщика:
1.Приказ (или другой документ) об осуществлении закупки у единственного поставщика (до размещения извещения и заключения контракта).
2.Расчет и обоснование цены контракта.
3.Отчет с обоснованием заключения контракта и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки (до размещения извещения и заключения контракта).
4.Разработка проекта контракта (до размещения извещения и заключения контракта).
5.Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (не менее чем за 5 дней до заключения контракта).
6.Обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных пунктами 24 и 25, части 1, статьи 93). Другими словами, когда не состоится процедура конкурентных способов закупки (конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений), поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник. Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком утвержден Приказом МЭР РФ от 13 сентября 2013 года №537. В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Также установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.
Одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).
Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то фактически он заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключить контракт - наиболее простой и удобный для заказчика, а также не требует значительных затрат времени.
О том, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, см. отдельную рекомендацию .
Внимание! Если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности. За такое правонарушение установлена ответственность должностного лица заказчика в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
В процедуре закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно выделить несколько стадий:
Все закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика необходимо включить в план-график . При этом некоторые из них нужно указать общими суммами по видам расходов. Это относится к закупкам:
При этом казенные учреждения должны указывать разбивку также по коду вида расходов (детализированному до подгруппы и элемента). Об этом сказано в подпунктах 2 и 4 пункта 5 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.
Заказчику нужно найти единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора.
Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг).
Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контра кт любым удобным способом (в письменной или устной форме).
Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта.
После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки .
Закон не требует его составления. Однако в некоторых учреждениях сложилась практика заключения контрактов, которая это предусматривает.
Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.
Контракт должен содержать все существенные условия.
При этом заказчик обязан установить в нем требование об обеспечении исполнения контракта, если происходит закупка:
Во всех остальных случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.
Об этом сказано в частях 1-3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.
Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
В извещении нужно указать:
Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.
Обоснование: Положения Закона № 44-ФЗ этого не требуют. Между тем Минэкономразвития России считает, что проект контракта к извещению нужно прикрепить. Ведь именно в нем перечислены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в письме от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2739.
Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. С этого момента он считается заключенным.
В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов закупки, цену и иные существенные условия. Случаи, когда заказчик обязан составлять отчет, а когда нет, см. в таблице .
Сотрудники контролирующих ведомств при проведении проверок могут проверить, есть ли у заказчика данный отчет.
Его можно составить в произвольной форме .
В отчете нужно указать:
К таким причинам относятся, например:
Готовый отчет не нужно размещать в ЕИС. Это внутренний документ заказчика. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.