Юридический портал. Льготный консультант

На территории Крыма находится огромное количество потрясающе интересных мест с богатой историей. Одним из них является пещерный город Чуфут-Кале. Неприступная крепость, созданная усилиями человека и природы, до сих пор впечатляет людей, впервые посетивших ее.

Место расположения крепости

Место, в котором ныне находится село Староселье, с давних времен привлекало людей своей тишиной, скрытостью, уютом, природной силой и наличием воды. Здесь же находятся спасительные скалы, выступающие из лесных зарослей, будто предназначенные для укрытия жителей от врагов.

История города

Древний город имеет давнюю историю, о многих событиях которой можно только догадываться.

Пещерный город Чуфут-Кале находится на плато горного отрога. Предполагают, что первыми обрывистое плато освоили в ІV веке алано-сарматы, построив здесь крепость, которая впоследствии и получила название Чуфут-Кале (в переводе - Иудейская крепость).

Однако существует еще одна версия того, как появился город-крепость Чуфут-Кале. В последние годы правления византийского императора Юстиниана (примерно 550 годы) стали задумываться о защите подступов к Херсонесу. Инженеры по велению императора разработали план трех крепостей: Мангул, Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Города были построены и заселены готами и аланами. Однако, стоит отметить, что эти события не были отражены в трактате «О постройках», а иных письменных отчетов в те времена не вели. О далеких событиях можно судить лишь по археологическим находкам.

Город-крепость на протяжении многих веков надежно укрывал население ближайших долин в опасные времена от нашествия воинствующих кочевников - хазар, гунов, мадьяр, половцев, печенегов. Хаджи-Гирей (первый крымский хан), оценив преимущества крепости и долину у подножия, в середине XV века организовал в старой части города свою резиденцию. Внизу же, в селе Салачике, построил дворец. Проживая во дворце, хан всегда мог быстро укрыться от опасности в надежной крепости. Не стоит забывать, что в те времена велась отчаянная борьба за независимость полуострова от Золотой Орды. В середине семнадцатого века хан покинул дворец, а пещерный город Чуфут-Кале был передан караимам. В дальнейшем крепость получила название Кале. А со временем ее стали называть Чуфут-Кале.

В 1731 году в городе была открыта первая крымская типография, в которой печатались книги на караимском и древнееврейском языках. После присоединения Крыма к России караимы покинули город и поселились в Евпатории, Бахчисарае, Симферополе. Так постепенно пещерный город Чуфут-Кале опустел.

Крепостные ворота

Когда-то богатая история города теперь запечатлена в каменных постройках, по которым можно судить о том, какой была крепость в давние времена. Знакомство с городом можно начать с Восточных ворот. Справа от них в скале виднеется большой бассейн. В нем собиралась дождевая вода, которую в дальнейшем люди использовали в хозяйственных нуждах и для скота. Неподалеку на холме была мельница. А за ней в дебрях горного леса пряталось от посторонних взоров караимское кладбище.

Над воротами, ведущими в город, находится мраморная плита, с высеченными знаками. Никто не знает, что они обозначают. Эта тайна города Чуфут-Кале до сих пор так и не разгадана. В крепость ведут массивные дубовые ворота, обшитые железом. Сразу за ними начинается новая часть города, построенная караимами. Она защищена оборонительными стенами и неприступными скалами. В городе существовала лишь одна главная улица, к которой примыкали многочисленные боковые улочки. На ней до сих пор находится большой каменный дом, в котором когда-то жил известный караимский ученый Фиркович.

Описание древнего города

Город Чуфут-Кале (Крым) имел совсем небольшую территорию, но в то же время достаточно большую численность населения. В конце шестнадцатого века здесь проживало от четырех до пяти тысяч человек и насчитывалось около 400 домов. Строения, как правило, располагались близко друг к другу и имели несколько этажей. В подвале обычно размещали хозяйственные помещения. Все окна непременно выходили во двор, огороженный массивным забором. Здесь же находились сараи и помещения для животных. Былые здания частично сохранились, поэтому их можно увидеть, гуляя по городским кварталам.

Крепостные укрепления

Крепостные стены имели толщину до пяти метров. Ворота располагались по центру, а по бокам возвышались башни. Для большей безопасности в стене был вырублен ров, ширина которого составляла 4 метра, а глубина - 2. Его наполняли талой и дождевой водой, которая стекала по каменным желобам. Такая нехитрая конструкция была сооружена для того, чтобы затруднять подкат стенобитных орудий.

Как и любая крепость, Чуфут-Кале имела свои секреты. В северной части стены имелась калитка, которая была тщательно замаскирована. С ее помощью воины могли выходить для того, чтобы нанести противникам внезапный удар. В старом городе за воротами находилась общественная площадь. На ней сохранился колодец, остатки мечети, построенной в 1346 году, и мавзолей Ненекеджан-Ханым. От площади берут начало три большие продольные улицы: Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они были построены в разное время.

За южной стеной города возвышаются скалы с вырубленными боевыми пещерами в четыре яруса соединенные друг с другом. Позднее они служили хозяйственными помещениями.

Мавзолей

На общем фоне развалин города потрясающе смотрится хорошо сохранившееся зданием мавзолея Джанике-Ханум. Внутри него находится надгробие с надписью, рассказывающей о том, что здесь покоится тело государыни Джанике-Ханум (она была дочерью Золотоордынского хана по имени Тохтамыш). Имя ханской дочери окутано тайнами и легендами. Одна из них гласит, что она спасалась от гнева отца, заставшего ее с любимым, и бросилась в пропасть. Поэтому и похоронена у самого обрыва.

Севернее мавзолея плато резко обрывается. Здесь на величественной высоте можно полюбоваться пейзажем потрясающих крымских гор.

Открытие гидросистемы крепости

В 1988 году на территории крепости было сделано сенсационное открытие. Несмотря на то что в городе никогда не было естественных выходов подземных вод, город существовал сотни лет. Оказывается, питьевую воду привозили из ближайших источников. А для хозяйственных целей использовали дождевую влагу. Однако, легенда рассказывает о том, что во время осады воду доставали из скрытой гидросистемы, сведения о которой считались страшной военной тайной. И даже после того, как крепость потеряла свою оборонительную функцию, караимы передавали тайну из поколения в поколение. Знали о ней только самые избранные.

Основываясь на устных и письменных источниках, спелеологи занялись поисками. Найдя небольшое углубление рядом с деревом, поняли, что это устье колодца. Его начали расчищать, доставая грунт и породы. Работы велись в течение трех лет. Вот на 25- метровой глубине был найден заваленный боковой вход, ведущий вверх. Он был соединен с колодцем и образовал довольно просторное помещение. На стенах остались следы от воды и надписи на караимском языке и латыни.

Дальнейшие работы привели к обнаружению галереи, которая брала начало в одной из башен. Видимо, это была первая оборонительная линия. Ранее о ней ученые даже не знали. После тщательной расчистки спелеологи обнаружили галерею высотой около 2 метров и шириной 2,5 метра, протяженность которой составляет порядка 108 метров.

На некоторых ее участках даже встречаются мелкие сталактиты. На стенах был найден подробный план подземелья и человеческие фигурки. Интересен тот факт, что на глубине 27 метров колодец значительно расширялся, здесь начинался каменный винтообразный спуск. После его расчистки были найдены обширные резервуары, расположенные на сорокаметровой глубине.

Как работала система?

Когда-то вода по крупным трещинам в сооружении попадала в одну из ванн, затем переливалась в другую емкость, расположенную перед входом в колодец, а уже оттуда ее брали для использования. В настоящее время трещины заилены, поэтому вода по ним практически не поступает. В нижнем зале на стенах обнаружены ниши для факельных светильников и неизвестные знаки.

Тайны гидросистемы

Спелеологи не прекращали работу. После того как была расчищена нижняя часть системы от ила и глины, глубина колодца составила 45 метров. Предполагают, что гидросистема могла быть создана византийцами или хазарами еще в начале нашей эры, и иметь культовое предназначение. В минуты опасности она могла стать укрытием от врагов. В галерее на глубине 40 сантиметров от поверхности был найден клад в глиняном горшке. Он состоял из золотых венецианских дукатов, египетских динаров, серебряных монет и других денежных единиц. Специалисты считают, что это самая богатая находка не только на территории Крыма, но и на территории Европы и всего мира. Клад был передан на хранение в Краеведческий музей Симферополя.

Экскурсионные объекты старинного города

На территории Чуфут-Кале сохранились исторические объекты, которые дают возможность увидеть каким был город в разные этапы истории. Самой старой постройкой считается оборонительная стена, которую можно увидеть в ходе экскурсии. Она была построена в X-XI веках. Фрагменты трехслойной средневековой стены прекрасно сохранились до наших дней. Кроме того, туристам демонстрируют остатки водопроводной системы, сделанной из гончарных керамических труб. Именно после ее открытия был найден колодец, снабжавший весь город водой.

Гости города могут увидеть хорошо сохранившийся мавзолей, два караимских молитвенных дома, жилая усадьба караимского ученого, которая позволяет увидеть, как жили люди в то время.

Все эти объекты можно посмотреть в ходе экскурсий и узнать более подробно историю возникновения Чуфут-Кале.

Как добраться до Чуфут-Кале общественным транспортом

Бахчисарайский район Крыма богат историческими и археологическими достопримечательностями, как и весь полуостров. Крепость Чуфут-Кале находится немного в стороне от морских курортов, однако добраться до нее не составит труда как на общественном транспорте, так и на своем автомобиле. Бахчисарайский район расположен на юго-западе полуострова. Транспортное сообщение с ним хорошо налажено, а в сезон количество автобусов значительно увеличивается в расчете на приток отдыхающих. Не говоря уж о том, что в каждом курортном городе или поселке ежедневно организовываются экскурсионные поездки по местным достопримечательностям, в том числе и в каменную крепость.

Если же вы планируете самостоятельную поездку, то вам следует вначале добраться на автобусе или автомобиле до такого города, как Бахчисарай. Пещерный город Чуфут-Кале находится всего в 3,5 километрах от него. Далее туристы могут пересесть на маршрутное такси или автобус № 2 (транспорт идет от ж/д вокзала), чтобы добраться до Староселья. Выйдя на конечной остановке, можно пешком пройтись мимо Успенского монастыря около 2,5 километра по красивейшей долине Марьям-Дере.

Можно ли попасть в Чуфут-Кале на машине?

Если вам не по душе такие пешие прогулки, то можно из прямо из Бахчисарая отправиться к восточным воротам крепости на УАЗике. Через десять минут вы уже будете около Чуфут-Кале.

Как добраться на машине? Такой вопрос интересует многих автолюбителей. Если вы решитесь путешествовать на автомобиле, то из Бахчисарая нужно доехать до поселка Староселье. Далее к восточным воротам можно добраться по той же дороге, которую используют УАЗы. Однако, имейте ввиду, что она достаточно сложная и каменистая. На легковом автомобиле не рекомендуют ехать по ней, машину лучше оставить в Староселье.

Если вы самостоятельно посещаете пещерный город, то стоит непременно воспользоваться услугами местных экскурсоводов, которые поведают много интересного о Чуфут-Кале. Экскурсии, проводимые по его территории невероятно интересны и познавательны. А после их окончания, вы сможете самостоятельно побродить по улочкам селения и сделать потрясающие фотографии на память. Говорят, что здесь невероятно красиво во время заката. Но к сожалению, в это время уже не проводятся экскурсии.

Вместо послесловия

Чуфут-Кале - потрясающе интересное и красивое место. Древний город - одно из те мест, которые стоит посетить в Крыму. Туристы, побывавшие в нем, оставляют самые восхищенные отзывы, рекомендуя побывать в пещерном городе. Конечно, в настоящее время большая часть уникального исторического памятника - это руины, но есть и прекрасно сохранившиеся строения и элементы крепости.

Скальный мыс, возвышающееся над долиной, напоминает гигантское морское судно — это легендарное городище Чуфат-Кале. Мистический пещерный город привлекает множество туристов со всего мира. Историки и археологи не одно столетие ищут разгадку на тайны, которые скрывают могучие стены крепости.

Фото с Чуфут-Кале



Полезная информация:
Чуфут-Кале находится почти в трех километрах от Бахчисарая, вздымаясь на высоту 558 метров от уровня моря на неприступном плато, которое с трех сторон окружают глубокие долины. Чуфут-Кале в дословном переводе означает «Иудейская крепость».

Историческое прошлое Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — наиболее устоявшееся сегодня название, но дискуссии вокруг имени города ведутся не одно десятилетие. Великое множество известнейших и образованнейших людей своего времени посетили Чуфут-Кале, не обошли его своим вниманием и члены семьи императорской фамилии России. Благодаря такому вниманию к объекту, сохранилось много свидетельств последнего периода его жизни, начиная с XVII века. Ни один другой пещерный город не был так многократно описан. Однако все, что касается истории более давней, не говоря уже о раннем средневековье, здесь также покрыто тайной, слишком мало археологического материала сохранили камни скал. Однако это не мешает осматривать Чуфут-Кале, восхищаться его сооружениями, как подземными, так и построенными на поверхности.

Аланы, как первые жители Чуфут-Кале, упоминаются историками вплоть до XIV века. Во втором тысячелетии город начинает активно застраиваться, здесь поселяются армянская и караимская общины, появляются каменные здания, оборонительные стены. Затем крепость захватили татары, а через сто лет они уходят в Бахчисарай, и основным населением городища остаются караимы. Сооружаются новые пещеры, поскольку без них слишком тесно было бы на плато. Возникшие сотни лет назад, как первые жилища Чуфут-Кале, пещеры сохранились практически в полном составе и до настоящего времени.


После посещения в 1887 году Чуфут-Кале Екатериной II во время многомесячного путешествия в Тавриду, издается указ, по которому караимы могут проживать на всей территории империи. Жители постепенно покидают городище, и к середине XIX века бесстрашный пещерный город драгоценностей и сорока крепостей опустел. Теперь это туристическая и археологическая Мекка.

Описание пещерного города

По крутой извилистой тропинке из балки пролегает туристический маршрут к Чуфут-Кале. Тропа подводит к Южному входу в городище, представляющему собой двустворчатые дубовые ворота, обитые полосами кованого железа. Ворота носят название Кучук-Капу (малые), устроены они в Южной крепостной стене, перекрывающей большую уступчатую расселину в скале. Внешний вид этой стены и ворот создает впечатление надежной защиты и неприступности города, вызывает ассоциации с защитниками, обстреливающими неприятеля сверху. За воротами с помощью дополнительной внутренней стены устроен узкий и длинный коридор, настоящий каменный мешок, куда попадал прорвавшийся противник и где его особенно интенсивно обстреливали защитники — все соответствует классической системе обороны античных и средневековых городов.


Сразу за Южными воротами Кучук-Капу вымощенная камнем дорога ведет из мрачного тоннеля наверх, где в ярком солнечном свете возвышается первобытная скала, вся изрытая пещерами — завораживающее романтичное зрелище. Выйдя на площадку, мы попадаем в настоящий пещерный мир: справа и слева, со всех сторон, нас окружают пещеры, расположенные в непостижимом хаотичном беспорядке. Этот комплекс включает 28 отличных по форме помещений. В последнее время в литературе за этим комплексом прочно закрепилось определение «христианский монастырь». Историки не могут точно определить, был ли здесь монастырь на самом деле. Чуфут-Кале уникальный пещерный город в том смысле, что здесь не выявлено остатков ни одного христианского пещерного или наземного храма. Каждая из двадцати восьми пещер предполагаемого монастыря интересна для осмотра.


Следующий наземный объект, который не минует ни один посетитель — это дворик, где стоят караимские храмы кенасы. Религия караимов является ветвью иудаизма, последователи ее чтут Тору, как Священное Писание и не признают Талмуд. Кенаса существенно отличаются от синагог. Это здания прямоугольной формы с двумя наклонными черепичными скатами крыши. Большая кенаса отстроена более основательно, вход окружен каменной аркадой, поддерживающей навес и образующей веранду.

Две оригинальные башни можно осмотреть на восточной окраине города. Встроены они крепостную стену, плотно застроенную караимами. Несмотря на их неприступный вид, это одни из самых поздних сооружений Чуфут-Кале, и носили они, скорее всего, декоративный и представительский характер, чем боевой.

Из наиболее сохранившихся построек древнего города представляет интерес мавзолей Джанике-Ханым дочери хана Тахтамыша, которая скончалась в 1437 году. Это небольшое восьмигранное здание с черепичной крышей и искусно вырезанной на портале арабской вязью.

Видео обзор:

Караимское кладбище

Долина к юго-востоку от Чуфут-Кале носит название Иосафатова, как и в окрестностях Иерусалима, а в ее верховьях расположено крупнейшее караимское кладбище. Там находятся отдельные надгробные плиты. Сотни надгробий самых разнообразных форм и размеров, сдвинутые и перевернутые, увитые корнями деревьев в беспорядке расположены на огромной территории. Погребальный обряд был единым и для богатых и для бедных, а вот форма и размер надгробий, наверное, варьировались. На многих памятниках сохранились древние эпитафии.


Колодец Тик-Кую

Вертикальная шахта Тик-Кую пробита на глубину около 45 метров. Она оканчивается винтовым спуском к бассейну. Чтобы добираться до этого спуска была прорублена наклонная галерея длиной около 100 метров. Невозможно представить себе, каких физических и временных затрат потребовало строительство такого гидротехнического узла. Интригу придает еще тот факт, что на протяжении столетий колодец от нижнего бассейна до наземного входа был тщательно засыпан землей, щебнем и камнями.


К Колодцу был пробит еще один дополнительный тайный ход, ведущий со скалы Чуфут-Кале. По легенде Джанике-ханым, зная тайну этого хода, спасала жителей от жажды, принося воду из Тик-Кую. Но однажды неприятель все-таки взял крепость Чуфут-Кале и приказал засыпать колодец навсегда, чтобы и память о нем исчезла. Сегодня нам не известен ни тот тайный ход с горы, ни безжалостный неприятель, но колодец существует: его раскопали в 2002 году энтузиасты спелеологи.

Сокровища поднебесной крепости

Исследователей всегда привлекало, что в летописях Чуфут-Кале указывался под разными именами, например Гевхер-Кермен, что означает «крепость драгоценностей». Это объясняли тем, что стены города тогда были украшены несметным количеством драгоценных камней, однако нет возможности доподлинно установить такой факт. Скорее всего, это легенда, каких немало хранит город.

По традиции великие ханы держали самое ценное при себе и держали сокровища в пределах дворца. Считается, что главные богатства хана хранились в Чуфут-Кале, а недавние находки в городе-крепости это подтверждают. В 2002 году здесь обнаружили самый большой клад Крыма. Это был глиняный сосуд полностью набитый золотыми и серебряными монетами, датированными XIV веком, когда правил хан Тахтамыш. В сосуде оказалось 4250 монет от венецианских дукатов и египетских динаров до дирхемов крымского ханства. Ордынские монеты были высшего ранга, которыми обменивались сами ханы, а также могли вручать их своим подчиненным в качестве ценного вознаграждения.


Эта находка стала наградой для археологов, которые в течение десятков лет пытались найти сокровища древней империи. До сих пор не найдены легендарные золотые кони, которые по преданию стояли у входа в столицу крымских ханов Чуфут-Кале. На создание коней ушло 15 тонн золота, а их глаза были сделаны из огромных рубинов.

Нельзя обойти вниманием еще одну достопримечательность, которая находится в километре от Чуфут-Кале — это Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в урочище Мариам-Дере. За годы существования святые места пережили много невзгод, но его белокаменные стены по-прежнему приманивают туристов своей первозданностью. Успенский монастырь работает ежедневно с 9.00 до 19.00.

Как добраться

В первую очередь надо приехать в Бахчисарай, а отсюда, воспользовавшись услугами маршрутного такси, доехать до станции «Староселье». Там же расположена оборудованная автопарковка. С этого места начинается пешеходный маршрут длиной в полтора километра. Уже минут через 10-15 дорога приходит к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Далее путь лежит через Марьям-Дере к пещерному городу.

Режим работы кассы (действует с 30 сентября 2017 года) на Южных воротах: 9.00-17.00, на Восточных воротах — 9.00-16.30. В период межсезонья при неблагоприятных погодных условиях объект могут закрыть для посещений без предупреждения. Есть еще одни нюанс: разрешено проходить на экскурсию только при наличии головного убора, спортивной обуви и запасе воды для питья.

Сказочным и неповторимым кажется этот город туристам сегодня, таким он представал и перед средневековыми путешественниками, увидевшими его впервые. Какие только эпитеты не были использованы за сотни лет при описании Чуфут-Кале, и ни один из них не выразил всего многообразия ощущений от увиденного и пережитого при первой встрече с ним.

Чуфут-Кале на карте Крыма

GPS Координаты: 44° 44′ 25.44″ N 33° 55′ 19.85″ E Широта/Долгота

Я не историк, и за достоверность сведений лично ответить не могу, историю города прочитала по интернету. Но, что интересно, сведения самые противоречивые. Историки до сих пор спорят о времени основания города. И речь ведь идет не о дне, и даже не месяце или годе, а о веке. Меня это поражает, ведь это наша эра, и есть какие-никакие письменные источники того времени, но время появления города остается неизвестным. Не буду сейчас вспоминать про времена неолита и стоянку тавров. Это был еще не город. Город же возник предположительно в V-VI веках (некоторые историки называют вообще X век по дате основания средней стены) как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что в ту эпоху город носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.
В эпоху господства в Крыму кыпчаков (или половчан, которые стали крымскими татарами) город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер (Кырк-Ор).
В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII-XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и, к моменту образования Крымского ханства, они составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживания в других городах крымского ханства.
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Гирея. Менгли I Гирей основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остаются жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков, они занимались торговлей, но торговать внизу им разрешалось только днем, к вечеру же они обязаны были вернуться в город для обороны. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале».
После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.
Таков краткий экскурс в историю этого удивительного города.
Когда говорят "пещерный город", представляются подземелья, туннели, а то и вовсе люди в звериных шкурах у костра. Но все намного прозаичнее. Вопреки названию люди жили отнюдь не в пещерах, а в домах, которые строили над пещерами. Пещерные части дома использовались как подсобные помещения для складов, кладовых, загона скота. Так же пещеры использовались для обороны города. Пещеры не выкапывались в земле, а вырубались в монолитных скалах. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор. В наше время большая части города находится в руинах, но в отличие от других пещерных городов, здесь сохранились две кенасы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоявшая из двух домов. В этой усадьбе, постройки XVIII века, до конца своих дней жил караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786-1874).
В западной, самой древней части города сохранились многочисленные живописные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, построенный в 1437 году. В восточной части города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты.
Но вернемся в город. Миновав большие ворота, мы попадаем на главную улицу. Меня особо впечатлила колея на улице города, который построен на скалах. На джипах ведь в те времена не ездили, но впадины в камне такие, что, кажется, что там постоянно ездил трактор или что потяжелее. Сложно поверить, что эта колея образовались от быков с арбами.

- (по русски Жидовский город, у караимов Кирк ер) остатки города и старинной крепости в Таврической губ., Симферопольскогоу., в 2 вер. от г. Бахчисарая, на высоте 1 835 фт., на вершине отдельнойскалы. время основания неизвестно, но, очевидно, город … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЧУФУТ КАЛЕ, остатки средневекового города (5 19 вв.) в Крыму, близ современного Бахчисарая. Оборонительные стены, жилые и хозяйственные постройки (наземные и пещерные), мечеть, караимские кенассы (храмы) … Современная энциклопедия

Остатки средневекового (основан в 5 6 вв.) города в Крыму, близ современного Бахчисарая. Оборонительные стены, ворота, жилые и хозяйственные постройки (наземные и пещерные), мечеть, караимские кенассы (храмы). С ростом Бахчисарая (основан в нач.… … Большой Энциклопедический словарь

Чуфуткале, средневековый пещерный город крепость в окрестностях Бахчисарая (Крымская область). Основан, предположительно, в 5 6 вв.; сохранилась оборонительная (т. н. средняя) стена 10 в. После монголо татарского нашествия (13 в.) Ч. К.… … Большая советская энциклопедия

Чуфут-Кале - с крымско татарского «иудейская (или еврейская) крепость», пещерный город близ Бахчисарая, первая столица Крымского ханства. На высоком плато с обрывистыми склонами в 3,5 км к востоку от Бахчисарая в VIII IX или X XI веках возникло укрепленное… … Топонимический словарь Крыма

Остатки средневекового (основан в V VI вв.) города в Крыму, близ современного Бахчисарая. Оборонительные стены, ворота, жилые и хозяйственные постройки (наземные и пещерные), мечеть, караимские кенассы (храмы). С ростом Бахчисарая (основан в… … Энциклопедический словарь

Чуфут-Кале - Sp nkt. Čufùt Kalė Ap Чуфут Кале/Chufut Kale L sen. mst. P Ukrainoje …

Чуфут-Кале - Sp Čufùt Kalė nkt. Ap Чуфут Кале/Chufut Kale L sen. mst. P Ukrainoje … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

- (по русски Жидовский город, у караимов Кирк ер) остатки города и старинной крепости Таврической губернии, Симферопольского уезда, в 2 верстах от города Бахчисарая, на высоте 1835 футов, на вершине отдельной скалы. Время основания неизвестно, но,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История Путешествия. 2-езд , Вихнович Л.В.. Книга посвящена жизни и трудам одного из интереснейших персонажей прошлого столетия - караимского собирателя древних книг и рукописей по истории евреев и караимов Авраама Фирковича. Много…
  • По горному Крыму , Т. М. Фадеева. Все мы любим путешествовать, но иногда мы устаем от однообразия всевозможных популярных туров и "горящих" путевок. Иногда хочется чего-то особенного, может быть, даже эксклюзивного. Эта книга…

Пещерный город Чуфут-Кале

Тропинка по балке Марьям – Дере к подножию пещерного города

«Пещерный город» Чуфут-Кале - наиболее сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья Крыма. Он находится в трех километрах от , на высоте 558 метров над уровнем моря на плато с недоступными обрывами. Чуфут-Кале совершенно недоступный с северной, западной и южной стороны, вертикальные обрывы достигают высоты до 50 метров.

Расположен он на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

Дом Фирковича сохранился до наших дней.

Он просторен, крыт черепицей, в одном из его помещений есть камин. Во дворе - хозяйственные постройки. Это типичная постройка 17-го века, двухэтажное строение с балкончиками и окнами, которые выходят во двор. Туда же спускается лестница со второго этажа, где располагались жилые помещения. На первом этаже размещали скот и хранили хозяйственный инвентарь. Крыша покрыта красной черепицей местного производства, стены из тесаного камня, верхний этаж деревянный. В усадьбе сейчас расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В западной, самой древней части города, также сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.

Расположенный рядом дом был выстроен караимским обществом в 1896 г. для приема царя и членов царской фамилии.

Два других наиболее сохранившихся здания - караимские кенассы, большая и малая. Эти прямоугольные здания с двускатными крышами окружены открытой террасой с каменными приземистыми колоннами, между которыми перекинуты арки.

У стен - скамьи с нишами внизу.

На этой террасе собирались верующие в ожидании службы; выборные старшины вершили здесь суд над нарушителями нравственных предписаний общины.

Большая соборная кенасса возведена в XIV веке. Десять колонн аркады опираются на парапет из массивных плит, украшенных высеченными в камне розетками. В храме устраивались торжественные праздничные службы.

Возраст малой кенассы определить трудно из-за капитального ремонта, произведенного в конце XVIII века. Она предназначалась для обычных служб и собраний, позднее здесь располагалась школа.

Оба храма разбиты на три отделения. В первом, небольшом, ближе к выходу, отделенном перегородкой от остального зала, на скамьях, обитых кожей, сидели и молились те, кто по старости не мог стоять, а также люди, носившие траур. В отдельном помещении второго этажа, представляющем подобие балкона, закрытого со стороны алтаря густой деревянной решеткой, находились женщины. Главное отделение предназначалось для мужчин.

Недалеко от кенасс находилась типография, открытая в 1731 году. Это была первая типография в Крыму. В ней печатались книги на древнееврейском и караимском языках.

1 Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
2 Северный склон плато.
3 Кенасская улица.
4 Средняя улица.
5 Бурунчакская улица.
6 Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в дотатарский период тут был пещерный монастырь.
7 Малые Южные ворота Кучук-Капу.
8 Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
9 Малая и Большая кенасы – молитвенные дома караимов.
10 Южный склон плато.
11 Ворота средней оборонительной стены – Орта-Капу.
12 Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
13 Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы (“пещера начальника”).
14 Остатки бани.
15 Большие (Восточные) ворота – Биюк-Капу.
16 Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
17 Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
18 Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
19 Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
20 Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. Дома на плато строились впритык друг к другу. Строения в основном двухэтажные с огромными подвальными помещениями, которые использовались для хозяйственных и оборонительных целей.

Так же в пещерах размещались церкви, до сих пор на стенах некоторых из них, сохранились старинные фрески.

Город постоянно ощущал нехватку питьевой воды.

В районе монетного двора проходил каменный желоб с керамическими трубами древнего водопровода.

Когда он перестал действовать, жители Чуфут-Кале вынуждены были брать воду из источников, находящихся вне города.

Несколько лет назад у южного склона Чуфут-Кале был отрыт , он выдолблен в известняке. На стенах рисунки и непонятные знаки, относящиеся к 4 веку. Его своды украшают сталактиты. В 2002 году, при расчистке колодца, был обнаружен крупнейший клад средневековых монет.

Вероятно, там собиралась вода, которая со временем ушла. Колодец мог входить в оборонительную систему крепости; не потому ли в некоторых караимских легендах были сведения о появлявшихся “из-под земли” воинах. А.С. Фиркович писал о прямом колодце : “Это грандиозный сход, косо вырубленный тоннелем к воде”. Колодец выдолблен в известняке и уходит в землю на 45 метров; на его стенах есть рисунки, относящиеся к IV веку н.э.

В 26 метрах от поверхности от вертикальной шахты отходит наклонная галерея со ступенями, выводящая на поверхность, прорытая с таким расчетом, чтобы на восходе солнца в дни весеннего равноденствия это подземелье освещали первые лучи. На сводах уже появились сталактиты. Последние признаки пребывания человека в колодце относят к началу XV века, а после этого колодец был законсервирован – завален землей и камнями.

С 2001 года он стал оборудованным экскурсионным объектом, который ставит перед посетителями (как, впрочем, и перед учеными) много новых вопросов. Очевидно, что удовлетворить потребностям в воде один такой колодец не мог, значит должны быть и другие, подобные. Если же он нужен был для обороны, то где-то должен быть выход из него прямо в крепость, на плато Бурунчук - именно так писал А. С. Фиркович. Поисковые работы продолжаются.

У подножия Чуфут-Кале раскинулась - так назвали ее караимы в честь долины погребений близ Иерусалима. На севере за долиной Ашлама-Дере лежит гора Мейдан-Даг, подобная Масличной горе; на юге за долиной Кизил-Дере - гора Бешигдаг, покрытая ореховым кустарником, как в Иерусалиме.

У ее подножия находится источник Юсуп-Чокрак (в переводе с караимского – “Фонтан Иосифа”), по дну долины протекает пересыхающий летом Кедронский ручей.

Иосафатова долина для караимов была традиционным местом захоронений. Известны случаи, когда сюда привозили хоронить караимов из Вильнюса и Одессы. Современные ученые считают, что самое древнее погребение относится к середине XIII века.

При написании использовались ресурсы сети Интернет.

Также можно прочесть на сайте Пещерные города Крыма пещерный город Чуфут-Кале

——————————————————————————————————————————————————————————–

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма – прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант