Юридический портал. Льготный консультант

Одним из наиболее опасных деяний в экономической сфере считается подкуп. Статья 204 УК РФ закрепляет наказания за Строгость санкций зависит от наличия отягчающих обстоятельств и размера причиненного ущерба.

Статья 204 УК РФ: состав преступления

Суть деяния заключается в незаконной передаче субъекту, реализующему функции, связанные с управлением, в негосударственной компании, денежных средств, имущества, ценных бумаг в том числе, за совершение бездействия/действия в интересах дающего либо других лиц, если они включены в служебные правомочия принимающего или он ввиду своего статуса может им способствовать. Статья 204 УК РФ "Коммерческий подкуп" закрепляет наказание и за противоправное предоставление прав или оказание услуг с той же целью. За указанные деяния виновным назначают:

  1. Штраф. Его величина может достигать 400 тыс. руб. или составлять доходы осужденного за полгода или превышать размер полученного в 5-20 раз.
  2. Исправительные работы, лишение/ограничение свободы на период до двух лет. В последнем случае дополнительно может вменяться штраф в размере, превышающем полученное в 5 раз.

Значительный размер

Им признается денежная сумма, стоимость ценных бумаг, другого имущества, вещных прав, услуг, превышающие 25 тыс. руб. За указанные выше деяния, совершенные в таком значительном размере, статья 204 часть 2 УК РФ устанавливает следующие наказания:

  1. Штраф. Его размер - до 80 тыс. руб. или сумма доходов виновного за 9 мес. либо превышающая полученное в 10-30 раз.
  2. 1-2 года исправительных работ или ограничения свободы.
  3. До трех лет тюрьмы.

В дополнение допускается вменение запрета на ведение деятельности или назначение на должности, определенные судьей. При наложении штрафа он действует 2, а в случае ограничения или лишения свободы, а также исправительных работ - 3 года.

Отягчающие обстоятельства

Приведенные выше деяния могут совершаться:

  1. Группой (организованной) либо лицами, предварительно сговорившимися.
  2. За заведомо противоправное бездействие/действие.
  3. В крупном размере.

Статья 204 часть 3 УК РФ устанавливает за это:

  1. Штраф до 1,5 млн руб. или в сумме поступлений (доходов, з/п) за 1 год либо превышающей полученное в 20-50 раз.
  2. 3-7 лет тюремного заключения.

Дополнительными санкциями являются:

  1. Запрет на осуществление деятельности, назначение на посты, установленные судьей, на период до трех лет. Это наказание может вменяться к штрафу и тюремному заключению.
  2. Денежное взыскание в сумме, превышающей полученное в 30 раз. Этот штраф может быть вменен только в дополнение к лишению свободы.

Дополнительно

Статья 204 часть 4 УК РФ закрепляет санкции за деяния, совершенные в размере, признаваемом особо крупным. Им считается сумма стоимость ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, услуг, превышающие 1 млн руб. Ответственность наступает за деяния, указанные в части 3, п. "а" и "б", и устанавливается в виде:

  1. Штрафа. Его размер составляет 1-2 млн руб. или сумму доходов, полученных виновным за 2-6 мес., или равен 40-70-кратной сумме полученного. Дополнительно может вменяться запрет на пребывание на постах или ведение деятельности, установленной судьей, в течение 5 лет.
  2. 4-8 лет тюрьмы. Дополнительно назначается денежное взыскание в сумме, превышающей полученное в 40 раз, а также запрет, указанный выше.

Ответственность получающего

Статья 204 УК РФ (в новой редакции) предусматривает наказание не только для субъектов, незаконно передающих денежные суммы, ценные бумаги, прочее имущество, вещные права, а также оказывающих услуги. Рассмотрим некоторые санкции. 5 устанавливается ответственность для граждан, принимающих это, в виде:

  1. Штрафа до 700 тыс. руб. или в сумме доходов за 9 мес. либо превышающей величину полученного в 10-30 раз.
  2. До 3 лет тюрьмы. В дополнение может быть вменен штраф, превышающий полученное в 15 раз.

Статья 204 часть 7 УК РФ закрепляет наказание за эти же деяния, но совершенные:

  1. Предварительно сговорившимися лицами или организованной группой.
  2. С вымогательством.
  3. За противоправные бездействия/действия.
  4. В крупном размере.

Виновным грозит:

  1. Денежное взыскание 1-3 млн руб. или равное доходам за 1-3 года либо составляющее сумму, превышающую размер полученного в 30-60 раз. В дополнение суд может вменить запрет на осуществление определенной деятельности, назначение на ряд должностей в течение 5 лет.
  2. Тюремное заключение на 5-9 лет. Дополнительно может вменяться штраф, составляющий сумму, превышающую размер полученного в 40 раз, или запрет, указанный выше.

Примечание

Статья 204 УК РФ (в новой редакции) допускает возможность освобождения гражданина от ответственности. Она распространяется на субъектов, совершивших деяния, закрепленные ч. 1-4. Статья 204 УК РФ ("Коммерческий подкуп") допускает освобождение от ответственности при соблюдении ряда условий. Гражданин в первую очередь должен активно помогать расследованию/раскрытию совершенного деяния. Освобождение от ответственности возможно также, если субъект добровольно сообщил о деянии в органы, уполномоченные возбудить уголовное производство, или в отношении него было вымогательства.

Коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ): комментарий

Положения рассматриваемой нормы фактически предусматривают санкции за два разных деяния. В первую очередь статья 204 УК РФ устанавливает наказание за противоправную передачу субъекту, реализующему управленческие функции в негосударственной (небюджетной) или иной организации. Второе деяние - незаконное получение ценностей. В обоих случаях в качестве него выступают ценные бумаги, деньги, прочее имущество, вещные права и услуги. Они предоставляются/принимаются за осуществление определенных действий или совершение бездействия в интересах дающего/принимающего в связи с занимаемым гражданином должностным положением.

Предмет деяния

Что понимать под услугами, которые рассматриваются как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ)? Комментарий ВС указывает на следующее. Услугами в рамках рассматриваемой нормы следует считать действия, которые направлены на избавление от расходов. В частности это могут быть мероприятия (работы), которые должны быть оплачены, но предоставляются безвозмездно. К примеру, ремонт помещения, возведение коттеджа и пр. Имущественными правами, за незаконную передачу которых устанавливает ответственность статья 204 УК РФ, судебная практика считает:

  1. Возможность предъявления требования должником к третьему лицу, не выполнившему обязательство в отношении него как перед кредитором.
  2. Право на аренду недвижимости в течение длительного срока.
  3. Возможность предъявить требование по соглашениям об отчуждении и использовании исключительных прав на продукт интеллектуального труда и средство индивидуализации.

Нюанс

В качестве деяния, ответственность за которое закрепляет статья 204 УК РФ ("Коммерческий подкуп"), будут признаваться действия субъекта по передаче ценностей не только непосредственно лицу, действие/бездействие которого будет совершаться в интересах дающего. Противоправным будет предоставление имущества или прав и его родственникам, если он не выразил против этого возражений или вовсе согласился на это и впоследствии использовал свои полномочия в пользу дающего.

Специфика посягательства

Состав преступления считается формальным. Деяние признается законченным в момент получения/передачи хотя бы какой-то части ценностей. Если лицо, исполняющее функции, связанные с управленческой деятельностью на предприятии, отказывается принять имущество или права, то субъект, их передающий, привлекается к ответственности за покушение на преступление. В некоторых случаях предоставлению/получению ценностей препятствуют обстоятельства, не зависящие от воли участников. В таком случае их действия расцениваются как покушение на передачу/принятие незаконного вознаграждения при подкупе.

Особенности квалификации

Не рассматривается как деяние, ответственность за которое предусматривает статья 204 УК РФ ("Коммерческий подкуп"), озвученное намерение получить/передать ценные бумаги, деньги, прочее имущество, услуги, вещные права, если для его реализации субъект не предпринимал соответствующих действий. Принятие гражданином, исполняющим управленческие функции указанных ценностей якобы за поведенческие акты, которые он осуществить не может ввиду отсутствия необходимых полномочий или невозможности их использовать, квалифицируется как мошенничество, если имеется умысел на их приобретение. Владелец имущества в таких ситуациях отвечает за покушение на подкуп, если имеются соответствующие условия. В частности должно быть установлено, что передача ценностей осуществлялась лицом с целью совершения принимающим субъектом действий/бездействий в его пользу.

Субъективная часть

Ее характеризует вина в форме прямого умысла. В качестве передающего ценности лица может выступать любой вменяемый 16-летний гражданин. Получателем же может быть только специальный субъект. Им является лицо, реализующее функции, касающиеся управления.

Квалифицирующие признаки

Рассмотрим отягчающие обстоятельства, которые предусматривает статья 204 УК РФ, с комментариями юристов. Первым квалифицирующим признаком выступает совершение деяния предварительно сговорившимися лицами. Как указывают эксперты, при его рассмотрении необходимо обратить внимание на то, что в числе этих субъектов могут быть и граждане, не исполняющие управленческих функций. Аналогичный состав может быть и у организованной группы. Как указывается в пленарном Постановлении ВС от 2000 г., при наличии оснований такие лица могут привлекаться к ответственности как пособники, подстрекатели и организаторы. В таких ситуациях деяние будет считаться законченным в момент принятия вознаграждения хотя бы одним гражданином, реализующим управленческие функции.

Сопряженность со взяткой

Гражданин, реализующий управленческие функции, предложивший подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах компании передать должностному лицу незаконное вознаграждение, будет отвечать как исполнитель преступления, предусмотренного 291 статьей. При этом сотрудник, выполнивший соответствующее поручение, будет наказан как соучастник. В отношении гражданина, реализующего управленческие функции в организации, предложившего подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах предприятия передать субъекту, исполняющему аналогичные задачи в другой фирме, ценные бумаги, деньги, прочее имущество, будет действовать статья 204 УК РФ. Практика применения нормы свидетельствует о том, что сотрудник, выполнивший поручение, будет отвечать как соучастник. Лицо, предложившее подкуп, соответственно, является исполнителем. В рассматриваемой норме упоминается о заведомо незаконных действиях. В их качестве выступают такие поведенческие акты, которые нарушают нормы или прямо запрещены законом. Указание на заведомость означает знание субъектом недопустимости поведения.

Содействие в расследовании

В примечании к рассматриваемой норме предусмотрена возможность снятия с субъекта обвинения в преступлении. Она реализуется, если гражданин оказывает активное содействие в расследовании либо раскрытии деяния. В частности предполагаются такие действия, которыми лицо помогает установить всех граждан, причастных к преступлению, объективно и полно выявить обстоятельства события. К примеру, это может быть указание на участников посягательства, правдивые показания и так далее.

Вымогательство

Снятие ответственности с лица допускается, если гражданин, реализующий управленческие функции в негосударственной или иной организации, требовал предоставить ему незаконное вознаграждение (ценные бумаги, деньги, прочее имущество) при подкупе. Вымогательство, как правило, сопровождается угрозами совершения действий, способных нанести ущерб интересам лица или создать такие условия, при которых он будет вынужден пойти на неправомерный поступок для предотвращения вероятных последствий.

Добровольное сообщение о деянии

Освобождение от ответственности по рассматриваемой норме допускается в том случае, если субъект по собственной воле уведомит орган, уполномоченный на возбуждение уголовного производства, о преступлении. Данная возможность реализуется при некоторых условиях. В первую очередь, сообщение должно быть добровольным. Это значит, что лицо самостоятельно должно решить вопрос о необходимости уведомления уполномоченного органа. Во-вторых, сообщение должно быть получено правоохранительными структурами до того, как им станет известно о преступлении из других источников. Мотивы, по которым гражданин уведомляет уполномоченные органы, значения не имеют. Следует особо обратить внимание на то, что освобождение от ответственности допускается, если сообщение передано именно в конкретный орган, наделенный правом возбуждать уголовное производство, а не в любую госструктуру. Разумеется, в действиях субъекта, сообщающего о деянии, не должно быть признаков иных преступлений.

Важные моменты

Освобождение от ответственности, согласно примечанию к комментируемой норме, является обязательным. При этом снятие с субъекта обвинения не означает отсутствие в его действиях признаков противоправного деяния. Соответственно, он не может быть признан потерпевшим и не может претендовать на возврат ему материальных ценностей, переданных в качестве коммерческого подкупа. Исключение составляют случаи, когда было вымогательство. В доход государства не могут обращаться денежные средства и прочие ценности, если в отношении их владельца были заявлены требования о неправомерной их передаче. Данное правило действует в случаях, когда гражданин, у которого лицо, реализующее управленческие функции, вымогает имущество, сообщил об этом в органы, уполномоченные на возбуждение уголовного производства, до их предоставления, а сам процесс проходил под контролем этих структур с целью поимки виновного с поличным. В таких ситуациях материальные ценности в обязательном порядке возвращаются законному владельцу. При решении вопроса, касающегося возврата денег и прочего имущества гражданину, в отношении которого совершено вымогательство, необходимо учесть, что если для предупреждения негативных последствий для своих интересов он вынужден был отдать их, то они должны быть ему возвращены. В случае добровольного сообщения о подкупе не будет иметь значения, назывался ли конкретный субъект, реализующий управленческие функции в коммерческом или ином предприятии, которому предполагалась передача незаконного вознаграждения. При получении ценностей совершение самих желаемых (требуемых) бездействий/действий в интересах дающего рассматриваемой нормой не охватывается. В этой связи при наличии самостоятельного состава в таком поведении необходима его дополнительная квалификация.

Заключение

Несмотря на работу правоохранительных органов, коррупция имеет довольно большой масштаб. Общественная опасность подкупа состоит главным образом в том, что деяние нарушает нормальное функционирование коммерческих и иных предприятий, дискредитирует служащих, наделенных управленческими функциями. Мотивы деяния могут быть разными. Часто граждане идут на подкуп для того, чтобы решить какой-либо актуальный для них вопрос как можно быстрее. В любом случае при квалификации деяния не имеют значения ни мотивы, ни цель виновного. Сложность на практике в ряде случаев представляет разграничение подкупа и дачи взятки. Основным отличием между деяниями является субъектный состав. В преступлении, предусмотренном 204 статьей Кодекса, одним из участников всегда является лицо, реализующее функции, связанные с управленческой деятельностью. Юристы особое внимание обращают на основания для освобождения от ответственности. Во избежание проблем с уголовным законодательством специалисты рекомендуют при наличии подозрений на совершение подкупа незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

Статья 204. Коммерческий подкуп

1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:

б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), -

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие), -

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело

Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих организаций любой формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

Предметами преступного посягательства могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера

Следует отметить, что понятием незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе не охватываются все выгоды имущественного характера (например, отказ от требования уплаты долга и т.п.). Не могут признаваться предметом данного преступления услуги нематериального характера (например, дружеское расположение начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т.п.).

С объективной стороны коммерческий подкуп состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.


Привлечение к УО наступает только за передачу и получение заранее оговоренного вознаграждения.

Объективная сторона коммерческого подкупа по ч. 3 и 4 статьи выражается в незаконном получении управляющим денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Получением является принятие денег, ценных бумаг, иного имущества или услуги имущественного характера, независимо от способа такого принятия.

Обязательным признаком является взаимосвязь между полученным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконным вознаграждением или предоставленной услугой имущественного характера и готовностью данного лица на совершение (действия) либо несовершение (бездействие) деяния с использованием своих служебных полномочий в интересах дающего.

Субъективная сторона коммерческого подкупа (во всех его проявлениях) характеризуется прямым умыслом и специальной целью.

При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 статьи, виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера, и желает совершить эти действия. При этом субъект преследует цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции, совершить в его интересах какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым служебным положением в коммерческой или иной организации.

Субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ч. 3 и 4 статьи, выражается в том, что виновный осознает, что незаконно получает деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно получает услугу имущественного характера за совершение или несовершение каких-либо действий в интересах дающего с использованием служебного положения, и желает получить имущество либо услугу имущественного свойства.

Характерными признаками данного преступления являются корыстные цели и мотивы его совершения.

Субъект передачи имущественного вознаграждения (ч 1-2) общий. Им может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъект получения незаконного имущественного вознаграждения (ч. 3-4) специальный. Им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными в примеч.

Коммерческий подкуп по ч. 1 является преступлением небольшой тяжести, а по ч. ч. 2 - 4 относится к группе преступлений средней тяжести.

Коммерческий подкуп

Комментарий к статье 204 УК РФ:

1. Установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп для отечественного законодательства является определенной новизной, хотя это деяние внешне схоже с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 290 и 291 УК, устанавливающими ответственность за получение и дачу взятки.
Коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях.

2. Законодатель оценивает коммерческий подкуп как способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

3. В качестве разновидностей коммерческого подкупа данная норма содержит два самостоятельных состава преступления: а) незаконную передачу вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. ч. 1 и 2); б) незаконное получение такого вознаграждения (ч. ч. 3 и 4).

4. Объектом коммерческого подкупа является нормальная, регламентируемая законодательством деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций.

5. Предметом преступления являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.), иные имущественные права.
Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК, характеризуется совершением лицом альтернативно следующих действий: а) незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг или иного имущества; б) оказанием этому лицу услуг имущественного характера; в) предоставлением иных имущественных прав. Эти действия направлены на то, чтобы лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное положение, совершило в интересах дающего какие-либо действия в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Такие действия могут быть совершены как до получения незаконного вознаграждения, так и после его получения.

7. Состав рассматриваемого преступления формальный и считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части незаконного вознаграждения либо части услуг имущественного характера. При этом не важно, были ли совершены или нет в пользу лица, дающего вознаграждение, какие-либо действия. В случае непринятия незаконного вознаграждения действия лица, совершающего подкуп, следует квалифицировать как покушение на коммерческий подкуп по ст. 30 и соответствующей части ст. 204 УК. Не является покушением на коммерческий подкуп высказывание лица о намерении вручить материальные ценности, если оно не совершило в этом отношении конкретных действий.
Участие лиц, выполняющих роль посредников при коммерческом подкупе, необходимо квалифицировать как пособничество (ч. 5 ст. 33 УК).

8. Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера за совершение в его интересах какого-либо действия, и желает этого.
Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель, состоящая в том, чтобы побудить лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершить в интересах предоставившего вознаграждение какое-либо действие в связи с занимаемым им служебным положением.

9. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

10. Квалифицированными видами данного преступления согласно ч. 2 ст. 204 УК является передача предмета подкупа, совершенная группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо за заведомо незаконные действия. При этом совершением преступления группой лиц по предварительному сговору следует рассматривать совершение указанных действий двумя или более лицами, заранее договорившимися о совместном совершении этого преступления.
Организованной группой признается группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тождественных преступлений. Между всеми соучастниками должны существовать прочные связи, позволяющие согласовать основные моменты предполагаемого преступления, распределить роли, определить место, время, способ совершения преступления.

11. Часть 3 ст. 204 УК устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) должны быть связаны с занимаемым им служебным положением и его использованием. Использование служебного положения может выражаться двумя способами: совершением действия либо воздержанием от совершения действия, которое должно входить в круг полномочий виновного.

12. Субъект преступления - специальный. Им является лицо, постоянно или временно выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными в примечании 1 к ст. 201 УК.

13. Часть 4 ст. 204 УК предусматривает квалифицированные виды данного состава преступления, к числу которых относятся действия, а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженные с вымогательством; в) совершены за незаконные действия.
Незаконное получение вознаграждения, совершенное группой лиц по предварительному сговору, предполагает непосредственное участие в нем двух или более лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее, до начала исполнения преступления, договорившихся о совместном его совершении с использованием своего служебного положения. Преступление признается совершенным организованной группой, если получение незаконного вознаграждения совершено устойчивой группой из двух или более лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких анализируемых преступлений. В организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ст. 204 УК. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

14. Квалифицирующим признаком данного состава преступления является вымогательство, которое следует рассматривать в качестве способа получения незаконного вознаграждения. Это могут быть требование незаконного вознаграждения, умышленное поставление этого лица в условия, нарушающие его права и интересы, где оно вынуждено уплатить вымогаемое вознаграждение. При этом вымогательство возможно как в открытой (прямое требование), так и в завуалированной формах. Определение критериев вымогательства предмета подкупа и их точное установление имеет правовое значение как обстоятельство, отягчающее наказание, и как основание для освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет подкупа (см. примечание к ст. 204 УК).

15. Сообщение о подкупе (письменное или устное) может быть сделано добровольно, независимо от его мотивов. Добровольность означает собственное желание лица и при осознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти не было известно. В тех случаях, когда лицо сообщает об уже известном правоохранительным органам факте коммерческого подкупа в целях уклонения от уголовной ответственности, сообщение не может признаваться добровольным (см.: п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). Освобождение от уголовной ответственности по обоим основаниям, предусмотренным в примечании к ст. 204 УК, не означает отсутствия состава преступления в действиях лица, совершившего коммерческий подкуп, и не дает ему права выступать в роли потерпевшего по уголовному делу и претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки или предмета подкупа.

16. Коммерческий подкуп имеет некоторые общие признаки со смежными преступлениями: получением взятки (ст. 290 УК); дачей взятки (ст. 291 УК); подкупом участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК), провокацией взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК).

17. Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством (ст. ст. 290 и 291 УК) проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов.

18. Отличаются анализируемые составы преступлений и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, под которыми, согласно примечанию к ст. 285 УК, понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Субъектами незаконного получения коммерческого подкупа, согласно п. 1 примечания к ст. 201 УК, могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

19. Имеются отличия и по объективной стороне преступлений. Так, в ст. 204 УК речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-вознаграждение).

20. По этим же признакам различаются между собой коммерческий подкуп (ст. 204 УК) и подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК). Так, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 184 УК, являются охраняемая законом нормальная деятельность организаций, связанная с проведением профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, а также интересы участников и зрителей этих соревнований и конкурсов. Объект уголовно-правовой охраны коммерческого подкупа указан выше. Имеются различия и в особенностях субъектов этих преступлений. Субъект коммерческого подкупа проанализирован в настоящем параграфе. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 184 УК, являются лица, принимающие материальные ценности или услуги имущественного характера с целью повлиять на результаты профессионального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Это - спортсмены-профессионалы, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

21. Отличительные признаки коммерческого подкупа (ст. 204 УК) и провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК) заключаются в объекте посягательства, в моменте окончания преступной деятельности и наличии специальной цели у субъекта.

22. Необходимо отметить новеллы законодателя, относящиеся к размерам штрафов, устанавливаемым за преступления данного вида, а также за взяточничество. Согласно ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа при взятке, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

Сначала изучить формулировку подозрения

Приводимая Вами информация - это рассказ о событиях, какими они виделись с Вашей стороны.

Для того, чтобы понять, почему Вас подозревают именно по такому составу, Вам нужно изучить - как это излагает следователь.

В данный момент у Вас статус подозреваемой, поэтому источником информации о деле для Вас является постановление о возбуждении дела.

Копию этого документа Вы должны получить, это Ваше право как подозреваемой (п.1 ч.4 46 УПК ).

В этом документе изложено так называемое - "основание" для возбуждения уголовного дела, это конкретные признаки, позволяющие квалифицировать деяние именно по такой статье.

После того как изучите постановление о возбуждении дела: нужно оценить какие фактические обстоятельства противоречат выводам следователя о наличии состава преступления. Если полагаете что в силах разобраться, сделайте это сами, но лучше отнести этот документ профессиональному защитнику для анализа.

Если сделан вывод что состава преступления в Ваших действиях нет, то требуется чтобы фактические обстоятельства (говорящие о невиновности) получили статус доказательств защиты, их необходимо ввести в материалы уголовного дела. Производится это не путем рассказов следователю и прочим участник процесса, а только путем следственных действий: очных ставок , допросов свидетелей .

Для этого затем Вам необходимо заявить ходатайство о проведении следственных действий по проверке этих фактических обстоятельств, отказать в ходатайстве ему будет затруднительно (ч.2 159 УПК ).

Отказ от признания вины

Изучите особенности отказа от признательных показаний здесь: Признание вины и доказывание , его роль в доказательственной базе.

Мягкое изменение показаний

Несмотря на вышесказанное, изменять показания нередко все же приходится.

Надо делать это так, чтобы:

а) новые показания вписывались в общую картину, были интегрированы с другими доказательствами.

б) не противоречили (полностью) ранее данным, и не нарушали общую картину по делу, являлись именно коррекцией, а не поворотом на 100 %.

в) можно продолжать признавать факты (которые бессмысленно отрицать), но отрицать - их трактовку (умысел, мотив, цель).

Подробнее можете прочитать здесь: Коррекция показаний , продуманное изменение (вместо полного поворота).

Участие адвоката осложняет отказ от показаний

В Вашей ситуации есть проблема, подпись адвоката в протоколе процессуального действия надежно его "цементирует", отрезает вариант с дальнейшим отказом от показаний.

То есть, такой протокол - является доказательством, которое уже не оспорить по мотиву - недопустимости. Такой протокол становится полностью защищен от действия нормы п.1 ч.2 75 УПК .

Отказаться от показаний, данных с участием адвоката - крайне сложно (такой отказ будет оцениваться судом критически).

В Вашей ситуации адвокат возможно нарушил требование п.6 Стандарта, он был обязан разъяснить последствия признания вины, но практического смысла жаловаться на адвоката нет, Вам это пользы не принесет.

Ночное время

То обстоятельство, что допрос был в ночное время , дает зацепку для отказа от показаний.

Ночные действия должны производится только в случаях не терпящих отлагательства (требование ч.3 164 УПК ).

Это не означает, что протокол допроса реально удастся признать недопустимым доказательством. На практике, обвинение не может обосновать необходимость ночных действий реальными обстоятельствами, а ограничивается общими фразами но суд всегда ими довольствуется (и встает на сторону обвинения).

То есть, не стоит переоценивать эту зацепку, но все же - это несколько уменьшает доказательственную силу этого допроса, и упрощает отказ от показаний.

Как поступить

В моих силах, разъяснить общие моменты, дать примерные советы (не увязанные с неизвестной мне конкретикой Вашего дела).

Каким именно образом отказаться от показаний - на что ссылаться, стоит ли аргументировать отказ именно ночным характером допроса, все это в формате ответа на сайте разъяснить невозможно.

В данный момент не имеют смысла какие-либо резкие, торопливые действия, они бессмысленны. Ситуация развивается независимо от Вас.

Следующий момент, когда ситуация позволит частичный контроль над ней (то есть, появится возможность сколько - нибудь значимых действий) это момент предъявления обвинения (ч.2 172 УПК ). Сразу же после предъявления обвинения Вас должны допросить (ч.1 173 УПК ).

Этот момент - ключевой для изменения показаний, Вы должны быть уже подготовлены к нему (продумать как аргументировать причину, по которой давали старые показания). Также у Вас должны быть готовы письменные ходатайства следователю о производстве следственных действий (

Коммерческий подкуп – один из видов коррупционных преступлений, часто называемый «коммерческой взяткой». Коррупцией признаётся незаконное использование должностного положения вопреки общественным и государственным интересам с целью получения определённых финансовых либо материальных выгод для себя или третьих лиц. Коррупционные правонарушения всегда связаны со злоупотреблением своими полномочиями. Ошибочно считать, что государство, взяв направление на активную и всестороннюю борьбу с коррупцией, будет следить только за государственными служащими, а также работниками государственных корпораций, внебюджетных фондов. Взяткодательсво охватывает все группы населения, вследствие чего уголовно-правовое регулирование осуществляется предельно широко.


Новостные потоки переполнены информацией о пресечении правоохранительными органами попыток получения взятки официальными лицами, представляющими государственный сектор экономики, но аналогичная информация от сферы бизнеса практически не озвучивается. Это приводит к деформированному восприятию коррупционных злоупотреблений как исключительной «привилегии» организаций, наделённых государственно-распорядительными полномочиями.

Бизнес-взяточничество – явление повсеместное. Статьи, предусматривающие ответственность за подобные действия, содержат нормативные документы уголовно-правового характера многих стран. Так, Модельный Уголовный кодекс для государств – участников СНГ содержит статью 271, посвящённую вопросам коммерческой взятки, что должно служить образцом для уголовных кодексов всех республик Содружества.

Большой процент нарушений закона коррупционной направленности связан с главным свойством рыночной экономики – конкурентной борьбой за доступ к ресурсам производства услуг, рынку сбыта.

Стоит отметить, что мздоимство в бизнесе регулярно становится предметом научных исследований, хотя является относительно новой статьёй российского уголовного законодательства. Это связано с высокой динамикой изменений, вносимых законодателем в текст соответствующей статьи. Действующая редакция УК России остается неизменной с 2016 года. Относительно старой редакции существенно расширен предмет правонарушения, введён институт пособничества, а также выделен мелкий коммерческий подкуп как самостоятельное нарушение законодательства. Помимо этого, изменениям подвергалась подслественность – с 15 января 2011 года уголовное преследование по нарушениям закона, предусмотренным статьёй 204 уголовного закона, осуществляется исключительно сотрудниками Следственного комитета.

Коммерческий подкуп статья 204 УК РФ определяет как вид неправомерного влияния на менеджмент компании.

Проведение анализа его описания позволяет определить следующие признаки:

  1. Наличие у взяткополучателя управленческих полномочий;
  2. Противоправный характер передачи предмета договорённости;
  3. Предоставление указанных ресурсов исключительно за совершение действия (бездействия), отнесённого к полномочиям взяткополучателя.

Соответственно, передача некоторых материальных ресурсов управляющему работнику может классифицироваться по ст. 204 только при совпадении всех трёх факторов.

С точки зрения правосудия, важен сам факт получения незаконного вознаграждения, а не то, как это сделано – в форме предоплаты или по факту выполнения.

Противоправные платежи управленцам частного сектора экономики часто путают с дачей взятки, состав которой определяют ст. 290 , Уголовного кодекса Российской Федерации. Составы этих деяний настолько близки, что для обоих составов используют одинаковую терминологию. Например, предмет преступления – предложение дачи материальных благ – принято называть взяткой, а получение таких благ – взяточничеством.

Предмет противоправного деяния также однородный:

  • деньги;
  • ценные бумаги;
  • имущество и незаконные имущественные услуги;
  • иные имущественные права.

Важно отметить именно незаконный характер платы, то есть не предусмотренный ни законодательством, ни трудовым договором, не отнесённый к категории подарков, тратам на представительские расходы. Взяткой может выступать предоставление непосредственной имущественной или опосредованной выгоды (например, освобождение от имущественных обязательств либо исполнение имеющихся обязательств мздоимца перед другими лицами).

Исходя из примечания к ст. 204 УК РФ для определения состава нарушения необходимо, чтобы стоимость предмета договорённости имела значительный размер, то есть превышала сумму 25 тыс. р.

Приведённая таблица сравнения статей 204, 290, 291 УК РФ показывает принципиальные отличия этих составов преступлений по ключевым моментам:

Регулирование вопросов, связанных с торговой коррупцией, осуществляется:

  1. Уголовным кодексом Российской Федерации.
  2. Кодексом об административных правоотношениях Российской Федерации.
  3. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Рассмотрению практических аспектов применения положений законодательства посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Законодатель выделяет следующие виды субъектов преступления с разнородной ответственностью:

  • управляющий/менеджер организации;
  • посредники;
  • лицо (группа лиц), извлекающее выгоду;
  • юридическое лицо, от имени которого предлагалась взятка.

Особенностью подкупа является наступление ответственности не только для непосредственных сторон передачи взятки, но также для третьих лиц и организаций.

Таким образом, законом определено три противоправных деяния, связанных с коммерческим подкупом:

  1. Дача (предложение дачи взятки) (ч. ст. 204 УК РФ).
  2. Получение (ч. 5 – ст. 204 УК РФ).
  3. Посредничество (ст. 204.1 УК РФ).

Специалисты выделяют ряд сложностей, связанных с квалификацией действий, которые предусматривает статья 204 УК РФ. Признаками, квалифицирующими коммерческий подкуп, статья закона определяет групповую организованность и вымогательство.

Групповая организованность – сговор об осуществлении деяния между сотрудниками, каждый из которых наделён функциями управления. Проблему составляет доказательство наличия предварительной договорённости о действиях.

Вымогательство представляет собой требование выплаты денег, передачи материальных (нематериальных) ценностей либо иных активов, сопровождаемое угрозами охраняемым законом интересам человека. Особенность квалификации вымогательства составляет декларативный характер угрозы. Значение имеет лишь заявление намерения нанести ущерб, возможность реализовать данную угрозу не важна.

Угроза должна представлять реальную опасность для личных законодательно закреплённых интересов гражданина.

В отличие от «коммерческой» сути подкупа вымогательство носит личностный характер. В качестве примера вымогательства можно рассмотреть угрозу нанесения репутационного, физического или имущественного вреда управленцу, его семье.

Разбор ст. 204 УК РФ показывает, что наказание за участие в откатной схеме начинается со штрафов до 400 тыс. р., значительный размер взятки может увеличить штраф до 800 тыс. р., крупный – до 1,5 млн р. Также закон предусматривает наказание сроками лишения свободы либо назначением исправительных работ.

Анализ наказаний, перечисленных статьёй 204 УК РФ, показывает, что коммерческий подкуп, исходя из обстоятельств совершения, может расцениваться судом как деяние небольшой или средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление. От этого зависит приговор суда, выбранная им мера пресечения, а также определение сроков давности при принятии решения о возможности освобождения от ответственности по статье 78 Уголовного кодекса.

Установление следственными органами факта дачи взятки финансовых (материальных) ресурсов стороной-участницей вследствие вымогательства стороной-получателем отменяют применение к нему мер уголовной ответственности. Аналогично решается вопрос о наказании лиц, активно способствующих следствию, оказывающих содействие раскрытию преступления, добровольно сообщивших о совершённом.

Коммерческий подкуп – преступление, раскрытие и доказывание которого представляет настоящую уголовно-правовую проблему. Это связано с тем, что сделка совершается к взаимной выгоде сторон-участниц, обе стороны являются преступниками. Говоря обывательским языком, рука руку моет. К добровольному обращению к правоохранительным органам может привести лишь вымогательство, когда «взяткодатель» фактически принуждён давать взятку.

Обращение может совершаться устно или письменно, после чего оперативной группой начинается работа по контрольной даче взятки. Проводимые мероприятия включают организацию работы таким образом, чтобы действия следователей не подпадали под определение провокации или мздоимец не имел возможности избавиться от полученного гонорара. Часто подставного взяткодателя отправляют подкупать руководящего сотрудника организации посредством денег, маркированных специальной краской.

Следствие должно найти подтверждение:

  • факта незаконной передачи финансовых либо материальных ресурсов;
  • соответствия между дачей взятки и совершением управленцем определённых действий (бездействием);
  • виновных;
  • обстоятельств, квалифицирующих нарушение закона.

Факт стяжательства будет доказан, если передана хотя бы часть оговорённых финансовых средств, материальных благ.

Помимо этого вида нарушения уголовного законодательства, существует ряд действий, которые, обладая схожими внешними признаками, не подпадают под действие статьи 204 УК:

  1. «Мнимое посредничество». Фактически данное действие – мошенничество, направленное на материальные блага, выделенные на «откатные» мероприятия. Суть аферы заключается в предложении решить заинтересованной стороне вопросы от имени руководящего работника организации человеком, никакого отношения к организации не имеющим, либо сотрудником той же организации, не имеющим необходимых распорядительных полномочий.
  2. Требование материального или иного вознаграждения, носящее противоправный характер, но не завершившееся передачей финансовых, материальных активов.
  3. Предоставление предмета интереса на законном основании. Если ресурс, которым управленец распоряжается законно, распределён аффилированно, то состав коммерческого подкупа квалифицирован не будет;
  4. Передача материальных ресурсов, оказание услуг должностному лицу за действие (бездействие) без предварительной договорённости о факте передачи либо характере ресурса. Фактически такое действие, являясь односторонним свободным волеизъявлением второй стороны, представляет собой дарение.

Как видно, торговое взяточничество имеет ряд проблем с определением точной квалификации проступка. Это вызывает сложности у простых граждан и профессионалов уголовной юриспруденции.

Вопросам отдельных экономических нарушений закона посвящено постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Документ интересен тем, что разработан как методическое пособие для судий при рассмотрении ими составов дел, классифицированных по статье 204 УК РФ. Постановление содержит большое количество разъяснений относительно нюансов применения закона, подкреплённых последующей судебной практикой.

Так, согласно пояснениям Верховного суда Российской Федерации деяние будет считаться завершённым с момента получения мздоимцем хотя бы части средств или услуг, обещанных в качестве его платы. Если в качестве взятки оказываются услуги, окончанием стяжательства будет начало деятельности по приобретению выгоды.

Ответственность наступает независимо от наличия возможности извлекать пользу (доход) от полученных ресурсов.

Если при наличии преступного сговора об осуществлении стяжательства представитель организации отказывается от получения предмета подкупа, то действие взяткодателя будет расценено как покушение на преступление и он будет нести предусмотренную ответственность. Если сделка сорвалась по обстоятельствам непреодолимой силы, то усилия сторон, направленные на достижение договорённости о предмете и объёме передачи средств, будут рассматриваться судом как покушение на осуществление преступления.

Интересная позиция также озвучена по получению взятки при осуществлении преступления группой лиц. Суд признает предмет переданным, а деяние оконченным по факту получения взятки хотя бы одним из участников сговора. Таким образом, если одно из лиц-взяткополучателей решит отказаться от намерения нарушить закон, но другим правонарушителем предмет подкупа будет получен, для суда оба должностных лица будут подозреваемыми.

Если кратко резюмировать имеющуюся информацию, то «рыночное взяточничество» является сложным противоправным экономическим явлением, которое может использоваться злоумышленниками не только для незаконного обогащения, но также для нанесения ущерба деловой репутации конкурентов. Чтобы избежать двусмысленного толкования действий уполномоченных лиц, необходимо по аналогии с имеющимся опытом государственных организаций разрабатывать тесты на знание коррупционного законодательства, методические рекомендации по поведению в неоднозначных ситуациях для пресечения возникновения ситуаций, когда действия руководителя могут трактоваться как предложение незаконного вознаграждения своих действий. Оптимальное решение – возложение обязанностей консультанта по антикоррупционным вопросам на представителя юридической службы организации.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант