Категории прав вождения были придуманы, чтобы разделить все транспортные средства на полтора десятка различных видов, различающихся грузоподъемностью, мощностью двигателя, количеством колес и пассажирских мест.
Невозможно или крайне сложно научиться водить абсолютно все транспортные средства, да это и не нужно рядовому водителю. Зачем уметь водить тяжелый грузовик с прицепом, если хватит и стандартной категории B для управления семейным авто?
Категории упрощают жизнь водителя, разрешая ему сдавать экзамен в ГИБДД на управление только тем транспортом, которым он действительно будет пользоваться. Ранее в России было всего несколько категорий, но после принятия в 2014 году новой редакции Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ появилось множество новых категорий.
В 2019 году существует всего 16 категорий и подкатегорий прав, которые позволяют управлять любым транспортным средством – от мопеда и квадроцикла до грузовиков с прицепом и троллейбусов.
Чтобы получить одну или несколько из них, потребуется сдать соответствующий теоретический и практический экзамен в ГИБДД.
Но имеются и исключения. К примеру, категорию М (мопеды, скутеры и квадроциклы с объемом двигателя до 50 куб. см) получают все водители, открывшие любую другую категорию прав.
Категория, подкатегория транспортного средства | Расшифровка категории | С какого возраста можно открыть | Эксплуатационные характеристики |
A | Мотоциклы | С 18 лет | Объем двигателя превышает 125 куб. см |
A1 | Легкие мотоциклы | С 16 лет | Объем двигателя менее 125 куб. см |
B | Легковые автомобили | С 18 лет | Автомобили с массой до 3.5 тонн и с количеством пассажирских мест до 8 |
Be | Легковые автомобили с прицепом | С 18 лет | Автомобили с массой до 3.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг |
B1 | Трициклы и квадрициклы | С 18 лет | Объем двигателя свыше 50 куб. см |
C | Грузовики | С 18 лет | Масса грузовиков – более 7.5 тонн |
C1 | «Легкие» грузовики | С 18 лет | Масса – от 3.5 до 7.5 тонн |
Ce | Грузовики с прицепом | С 18 лет | Масса прицепа – более 750 кг |
C1e | «Легкие» грузовики с прицепом | С 18 лет | Масса грузовиков – от 3.5 до 7.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг |
D | Автобусы | С 21 года | Количество пассажирских мест – от 16 |
D1 | Малые автобусы | С 21 года | Число пассажирских мест – от 8 до 16 |
De | Автобус с прицепом | С 21 года | Масса прицепа – более 750 кг |
D1e | Малые автобусы с прицепом | С 21 года | Число пассажирских мест – от 8 до 16, масса прицепа – более 750 кг |
M | Мопеды и квадроциклы | С 16 лет | Объем двигателя – до 50 куб. см |
Tm | Трамвай | С 21 года | — |
Tb | Троллейбус | С 21 года | — |
Новая категория M позволяет управлять мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см. Квадроциклы – это транспортные средства, у которых 4 колеса, мотоциклетный (велосипедный руль) и посадка «верхом». В квадроциклах нет салона и педалей, все функции управления выполняются «по-мотоциклетному».
Категория M заняла пустующую нишу. Современные легкие мопеды и скутеры стали развивать приличную скорость (до 80 км/час), став полноправными участниками дорожного движения. Ранее же привлечь лиц, управляющих мопедами (в основном это были несовершеннолетние граждане) не было никакой возможности. Теперь же управлять мопедами можно только с действующими правами и соответствующей категорией, которую можно открыть с 16 лет.
Важно! Удостоверение тракториста-машиниста не дает права на управление мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см.
Новая категория B1 дает право на управление квадрициклами и трициклами. Квадрициклы – это четырехколесные транспортные средства с автомобильной посадкой (кресло или диван) и круглым автомобильным рулем, которые обычно имеют подобие салона, то есть оснащены крышей. Трициклы отличаются от квадрициклов только количеством колес (в трицикле их 3).
Масса квадрициклов и трициклов должна превышать 400 кг (550 кг с грузом), а мощность двигателя быть более 15 кВт, именно тогда для их управления потребуются права с подкатегорией B1. В противном случае транспортное средство будет приравнено к мотоциклу, и для управления им потребуется стандартная мотоциклетная категория A.
Важно! Если квадрицикл или трицикл оснащен двигателем с объемом до 50 куб. см, то управлять им можно с категорией M (мопеды, легкие квадроциклы и квадрициклы, скутеры).
Категории B и Be дают право управления легковыми автомобилями с максимальной массой до 3.5 тонн и количеством сидячих мест не более 8. Это наиболее распространенные категории. Разница между B и Be в том, что категория B разрешает перевозить на легковых автомобилях прицепы с массой до 750 кг, а категория Be – прицепы с массой более 750 кг. В последнем случае максимальная масса прицепа не должна превышать массу самого автомобиля без нагрузки, а общий вес (автомобиль и прицеп) не должен быть более 3.5 тонн.
Категория C1 стала обозначать грузовые автомобили с массой более 3.5 тонн, но не более 7.5 тонн (так называемые «легкие» грузовики). Она позволяет подсоединять к грузовикам и прицепы с массой до 750 кг. Если же прицеп превышает указанную цифру, то потребуется получить особую категорию – C1e. В этом случае максимальная масса грузовика и прицепа не может превышать 12 тонн.
Если у водителя имеется старший класс C – грузовики с массой более 7.5 тонн, то он может водить и более легкие грузовики, подпадающие под категорию C1. Аналогично и категория Ce дает право управлять «легкими» грузовиками с прицепом более 750 кг (категория C1e).
Категория D дает право управления профессиональным пассажирским транспортом с количеством мест от 16 и более. Новая подкатегория прав D1 выделила в отдельный тип малые автобусы с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Категории De и D1e позволяют управлять «большими» и малыми автобусами с прицепами, если масса последних свыше 750 кг.
Важно! Открыть любые категории, разрешающие вождение автобусов, разрешается только с 21 года.
Новые категории Tm и Tb стали необходимы тем, кто по роду профессиональной деятельности управляет трамваем (Tm) или троллейбусом (Tb). До недавнего времени оба этих вида общественного транспорта не выделялись в отдельную категорию, а информация о том, что водитель имеет право ими управлять, вносилась в специальную графу водительских прав (в качестве особых отметок).
В водительском удостоверении современного образца на оборотной стороне есть пункт под номером «12» — особые отметки. Какими они могут быть? Речь идет прежде всего об отметках AS и MS.
Пометка AS разрешает водителю управлять соответствующим видом транспорта (категория B1) с автомобильной посадкой (кресло, диван) и автомобильным круглым рулем. Буквы MS означают, что водитель вправе управлять транспортом (B1) с посадкой мотоциклетного типа («верхом») и мотоциклетным (велосипедным) рулем.
Особая отметка AT разрешает управление транспортом только с автоматической трасмиссией. Обозначение ML говорит о том, что у водителя имеется ряд медицинских ограничений на управление транспортом соответствующей категории (к примеру, при вождении требуется использовать очки или контактные линзы).
Каждая категория водительского удостоверения дает право на управление конкретным видом транспорта. Перед началом управления автомобилем, водителю необходимо пройти обучение и по итогам сдачи экзамена получить соответствующее разрешение.
Законодательством об административных правонарушениях, а именно санкцией статьи 12.7 предусмотрено наказание за езду без соответствующей категории в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.
Зимний период 2017 года для участников движения на российских дорогах принёс изменения в соответствующих правилах. Введённые новшества затронули не только изменения в категории водительских прав, но и включили в этот перечень ряд новых групп, о которых пойдёт речь ниже.
Нормативным актом, регулирующим вопросы формы и содержания, категории водительских прав, порядка выдачи главного водительского документа является принятый в 2009 году Приказ Министра внутренних дел №365.
Водительское удостоверение нового образца – документ, который позволяет водить конкретную модификацию автотранспорта. Новшеством 2017 года является возможность сдавать экзамен на авто с различными передачами на усмотрение экзаменуемого (механика либо автомат).
Водители, прошедшие обучение на автомобиле с механическим принципом работы передач, получают право на управление машинами с различными видами трансмиссии. Водители, сдавшие экзамен на машине с автоматической коробкой, могут управлять только аналогичным транспортом.
Права на управление включают следующую информацию:
С целью исключения подделки документа на нём имеются различные защитные знаки. Удостоверение образца 2017 года предоставляет возможность его владельцу пересекать границу и передвигаться по территории многих стран на своём транспорте. Утверждённая форма российских прав является подходящей по всем международным нормам.
Отсутствие данного документа в момент управления считается нарушением и позволяет сотруднику ГИБДД оформить штраф.
В результате внесённых изменений в законодательство, регулирующее вопросы безопасности дорожного движения, а именно в статью 25, существовавшие ранее категории были расширены. Стало действовать 10 основных категорий водительских прав и появилось 6 подкатегорий транспорта.
Цель таких изменений – появление на российских дорогах новых модификаций ТС, улучшенных по своим функциональным характеристикам.
«А» ‑ даёт возможность управлять мотоциклом с прицепным устройством либо без него. Общий вес техники не может быть более четырёхсот килограмм. Количество колёс не имеет значения.
Категория B – вес управляемой машины не должен быть более 3,5 тонн, а число мест для пассажиров – не более 8. Техника категории В может комплектоваться прицепной конструкцией, не превышающей 750 кг. К данной группе относится и категория М1, то есть легковушки, предназначенные для перевозки не более 8 человек.
Гражданин, который имеет в правах отметку категории D, может перевозить людей в автобусе, оснащённом более чем 8 пассажирскими сидениями. При этом автобус категории Д может скрепляться с прицепным устройством, имеющим вес не более 750 кг.
Мопеды и квадроциклы должны управляться тем гражданином, у которого в правах присутствует отметка М.
Группа автотранспорта «Tb» троллейбусы и «Tm» трамваи, по новым правилам выделены в отдельную.
Дополнительное обозначение ВE позволяет сесть за руль машины гражданам, которые имеют право на управление транспортом категории B, сопряжённого прицепом.
Водители автобусов, перевозящие более восьми человек, могут воспользоваться прицепом весом до 3 500 кг (категория DE).
Категория B1 указана в документах тех граждан, которые садятся за руль транспорта с объёмом двигателя пятьдесят кубических сантиметров, имеющего вес не более 5 500 кг и двигающегося с небольшой (до 50 км/час) скоростью.
Виды такого транспорта:
С1 – автомобили весом не превышающем 7500 кг.
С1Е – тяжелые авто от 7 500 кг. Разрешен прицеп массой до 0,75 тонн. При этом общий вес всей техники ‑ не более 12 000 кг.
D1 ‑ позволяет водить машину с прицепом до 0,75 тонн и числом мест для посадки не более 16.
D1E – разрешает садиться за руль автотранспорта с отметкой Д с прицепной конструкцией и общим весом не выше двенадцати тонн.
Важно! Прицеп не должен использоваться для перевозки людей.
Возраст водителей:
Водительские права соответствующей категории влияют на тип управляемого автомобиля. Многие водители при получении штрафа по причине управления ТС без соответствующего разрешения, могут не понимать причины применённого к ним наказания.
Рассмотрим важные нюансы. Так, имея в правах отметку категории «М» в правах, гражданин управляет мотоциклом, но он не выполнил правило об объёме двигателя, соответственно и оштрафован. Указанный тип предоставляет право на доступ к вождению мопеда с двигателем 50 кубических сантиметров и не более.
Так, водитель машины (права категории B), решивший перевести груз в прицепе, будет оштрафован, так как имеющееся у него обозначение даёт право на передвижение без такого устройства. У автовладельца должна быть отметка ВЕ. При этом установлены правила, чётко регулирующие размер и вес прицепных конструкций.
Водитель микроавтобуса, оборудованного десятью пассажирскими местами и имеющий категорию В, будет наказан, так как в данном случае нужно иметь категорию Д.
В автошколе. Самостоятельная подготовка у нас упразднена.
Для «автобусных» (D1, D) минимальный возраст получения водительского удостоверения - 21 год;
Если вам нужны права «с прицепом» (BE, CE, DE), необходимо иметь опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев;
Во всех перечисленных случаях водителю придется проходить обучение и сдавать экзамены для открытия новой категории или подкатегории водительского удостоверения.
Не забудьте, что в некоторых случаях, как я уже отмечал, требуется достижение определенного возраста и стажа вождения.
Срок действия водительского удостоверения составляет 10 лет с момента выдачи. По истечении этого срока удостоверение считается недействительным.
Если вас остановит инспектор ДПС, а права у вас закончились пару дней назад, то для сотрудника полиции вы человек, не имеющий прав. А раз так, то накажут вас штрафом (от пяти до пятнадцати тысяч рублей), и машину на штрафстоянку заберут.
Кроме истечения срока действия, необходимость замены прав может возникнуть из-за потери или повреждения водительского удостоверения либо после смены фамилии.
Процедура замены несложная и не занимает много времени. Сделать это можно в любом отделе ГИБДД независимо от места жительства.
Для замены вам потребуется: заявление, паспорт, медицинская справка (с февраля 2016 года справка нужна только при замене водительского удостоверения в связи с окончанием срока действия или при изменении состояния здоровья водителя), квитанция об уплате госпошлины.
Многие водители спрашивают, за какое время до окончания срока действия прав можно обратиться в ГАИ?
Формально этот срок нигде не прописан. Но в ГИБДД, к примеру, установлен полугодовой срок. То есть за шесть месяцев до окончания действия прав можно получить новое удостоверение. Если придете раньше, вам выдадут новое удостоверение с прежним сроком действия.
При замене водительского удостоверения все имеющиеся ранее категории переносятся в новый документ.
При наличии только легковой «В» вам поставят «В1» (со специальной отметкой AS -Automotive Steering - автомобильный тип рулевого управления).
Больше всего вопросов возникает при замене прав с категорией «Е».
Раньше любители прицепов довольствовались отдельной отметкой «Е». С ней можно было управлять любыми машинами с прицепом.
Затем в особых отметках стали выделять, какими именно транспортными средствами водитель может управлять при наличии прицепа. Например, «E к B», «E к C», «E к D», «E к BC», «E к BD», «E к CD», «E к BCD».
Сейчас же в правах стали проставлять отдельные категории - BE, CE, DE, C1E и D1E.
В ГИБДД очень часто при замене старых прав, в которых отмечены категории «В, С, D, Е», выданных до июля 2000 года, в новых открывают только «СЕ» и «DE». То есть использовать прицеп для легкового автомобиля водитель уже не может.
Но это все незаконно. Если у вас была открыта категория «Е», то в новых правах вам обязаны открыть все имеющиеся ранее категории с возможностью использования прицепа. Отказа ГИБДД бояться не стоит, судебная практика на нашей с вами стороне.
Для наглядности приведу примеры, какие категории вы должны получить при замене старых прав на новые.
Категория в правах указывает на конкретный тип транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец водительского удостоверения. В начале ноября 2013 года были внесены корректировки в закон «О безопасности дорожного движения», изменившие список категорий водительских прав и дополнившие его новыми подкатегориями.
Сергей-470
1. Мне надо это делать?
Закончился срок ВУ (были категории АВС). В поликлинике накосячили и проставили в мед. справке значки "V" в графах АВС и "-" во всех остальных. ГИБДД-шники, в связи с этим, сказали, что не могут открыть категории А1, В1, С1, М и не открыли их, таким образом в новом ВУ по прежнему АВС. Они же порекомендовали сходить в поликлинику, исправить мед. справку, вновь оплатить госпошлину и тогда они откроют мне недостающие подкатегории А1, В1, С1, М.
1. Мне надо это делать?
2. Должны ли они были автоматически открыть перечисленные подкатегории?
4. Каким нормативным актом это регламентируется?
ps: Это же ахинея какая-то и развод... Могу ездить на КАМАЗе, но не могу на Газели, могу на ИЖаке, но не могу на мопеде...)))
Сергей-470
Придётся идти в поликлинику, чтобы они выписали новую справку с нужными отметками. Но платить госпошлину за оформление нового ВУ придётся заново. Автоматически подкатегории Вам доступны без сдачи экзаменов на них. Но сотрудники ГИБДД открывают только те категории, которые прописаны в справке.
Пример: при сдаче на категорию А фактически сдаются экзамены и на категорию А1. Но в правах А1 появится только тогда, когда в медсправке будет разрешение на А1.
А зачем мне вообще в ВУ подкатегории А1, В1, С1, М, если они перекрываются категориями АВС. Я ведь, имея в ВУ категории АВС, могу автоматически управлять ТС, подпадающими под подкатегории А1, В1, С1, М?
Или я не правильно понимаю следующее:
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения
Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами
7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "А", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "А1" и подкатегории "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "В" - подкатегории "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "С" - подкатегории "С1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "СE" - подкатегории "С1E", категории "DE" - подкатегории "D1E".
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "М".
Сергей , Вы правильно трактуете закон. Например, в категорию C входят все транспортные средства, относящиеся к подкатегории C1. Т.е. наличие этой подкатегории ни на что не влияет. Также и с остальными категориями.
Удачи на дорогах!
Сергей-470
Спасибо, Максим!
Меня только вот что поражает:
1. Если бы эти изменения в ФЗ были свежими, то это еще можно было бы понять. Но они действуют уже 3 года! И, соответственно, медперсонал и ГИБДД эти 3 года имеют с этим дело. Неужели они до сих пор так и не удосужились разобраться в деталях, чтобы не морочить людям голову!
2. Зачем вообще в медсправке нужна эта таблица с разрешенными категориями/подкатегориями. Разве тетеньке из поликлиники, заверяющей справку, это ведомо - разбираться в типах транспортных средств? Оно ей надо? Она все равно спрашивает у пациента: какие у него категории. Вот на обратной стороне справки все правильно - ограничения по медицинским показаниям. Это их компетенция. Но категории ТС???!!! Абсурд какой-то...
пс: распечатаю п.7 ФЗ, зайду к тому инспектору ГИБДД. Просто интересно, как он это прокомментирует...
Сергей , для разных категорий в медицинской справке предъявляются разные требования к состоянию здоровья. Вы можете изучить их .
Тем не мене, согласен с Вами. Перечень категорий можно было бы заменить на 3 большие группы. Если состояние здоровья соответствует одной из групп, то можно открывать все категории из этой группы в справке.
Удачи на дорогах!
Сергей-470
Да, с большими группами было бы более логично...
Подозреваю, что в нашей поликлинике про этот перечень мед. ограничений не слыхали... Потому что на ВКК тетенька спросила: какие у вас категории? Ну я и ответил: АВС. Без задней мысли... Она проставила галочки в графах АВС, остальные оставила пустыми. Дальше пошел ставить печать МУ в приемную, секретарша сказала, что графы не должны быть пустыми, надо проставить z или -, затем чтобы я потом не смог проставить где захочу. Вернулся на ВКК: так говорю и так. Ну она и проставила "-", опять же без задней мысли. Хотя, по результатам медосмотра, вообще все практически идеально и, по логике, она должна была проставить галки во всех графах, как свидетельство того, что по мед показаниям ограничений нет. Это и поражает... они же обязаны знать эти элементарные нормы...
Андрей-307
Здравствуйте! У меня открыты категории,В, С. Хочу открыть А. Скоро замена ВУ. Необходимо учиться? Или может просто сдача экзамена? Не могу понять
Подкорректируйте фразу "Также существует возможность использования и прицепов, масса которых (превышает) 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:"
Костик , спасибо за замечание! Статья обновлена.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Истек срок водительского удостоверения, были открыты все категории:АВСDE без каких либо отметок, при замене на удостоверение нового оброзца не досчитался подкатегорий BE,DE. Что получается я 10 лет того не подозоевая был злостным нарушителем правил и закона, таскал прицеп на легковом автомобиле превышающем массу 750 кг. А сейчас и вовсе не имею права. Вопрос каковы мои действия?
Павел , здравствуйте.
Обратитесь в ГИБДД в письменной форме. В заявлении попросите указать, по каким причинам не были открыты категории BE и DE. Результаты прошу написать сюда, подумаем, что делать дальше.
Удачи на дорогах!
Будут ли отмеченные подкатегории B1 C1 в водительском удостоверении если они не были отмечены в медицинской справке? С условием того что в категории B C были отмечены в медицинской справке!!!
Булат , наличие подкатегорий в данном случае не имеет принципиального значения, так как категории B и C включают в себя транспортные средства подкатегорий B1 и C1. То есть права будут иметь один и тот же смысл хоть с подкатегориями, хоть без.
Удачи на дорогах!
Михаил-148
Здравствуй у меня старые права с 2009 г категории в с д е при замене на новые какие категории у меня будут открыты
Михаил , здравствуйте.
В особых отметках Вашего удостоверения есть отметки "E к В", "Е к С" или другие подобные?
Дмитрий-366
А где в правах ставится отметка, что можно управлять только автомобилем категории "В" с АКПП, если учился и сдавал экзамены на автомобиле с АКПП.
Автобус имеет 16 мест для сидения пассажиров и 1 место для стоящего пассажира. Вопрос: ВУ какой категории или подкатегории необходимо иметь для управления таким ТС?
Андрей-359
Здравствуйте. Есть ли сейчас какие-либо ограничения по времени на управление мотоциклами с объёмом двигателя больше 125 см³ (к примеру 800 см³) если водитель недавно открыл категорию А? Или только через определённое время можно повышать объём?
Также касаемо перевозки пассажиров. Влияет ли стаж на это?
Сам я сдавал в 2012 году и таких вопросов и проблем не возникало ибо не было категорий А1 и М и можно было сразу хоть на литр садиться.
По объему двигателя никаких ограничений нет. А вот пассажира первые 2 года возить нельзя.
Денис , данным автобусом можно управлять при наличии подкатегории D1 или категории D. В описании подкатегории D1 количество стоящих мест для пассажиров не ограничивается, а количество мест для сидения соответствует требованиям.
Удачи на дорогах!
По документам, перезвоните
Абдуманнаб
Здравствуй как права минят можно
Добрый день
А теперь могу ли я управлять легковым автомобилем в прицеп массой более 750 кг, при условии что у меня нет "ВЕ" ?
Владимир174
Ruorloval , здравствуйте.
Управлять легковым автомобилем с "тяжелым" прицепом Вы не можете. Для этого Вам нужно открыть категорию BE, т.е. пройти обучение в автошколе и сдать соответствующие экзамены в ГИБДД.