Юридический портал. Льготный консультант

В РФ действуют следующие виды избирательных комиссий (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК). Состоит из 15 членов (назначаются на 4 года), 5 из которых назначаются Государственной Думой , 5 – Советом Федерации, 5 – Президентом РФ , имеющих высшее юридическое образование. ЦИК осуществляет общий контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, организацией и проведением выборов , организует и проводит выборы в федеральные органы государственной власти . Решения ЦИК обязательны для всех избирательных комиссий в России.

2. Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКС). Формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (половина членов) и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – половина членов). Осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий в данном субъекте РФ, проводит выборы в федеральные органы государственной власти на территории данного субъекта РФ, организует и проводит выборы в органы государственной власти данного субъекта РФ.

3. Избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО). Может быть юридическим лицом (если такое положение предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования). Полномочия ИКМО могут возлагаться на соответствующую территориальную комиссию. Формирование ИКМО (на 4 года) осуществляется представительным органом местного самоуправления .

4. Окружные избирательные комиссии (ОИК). Формируются в случаях, предусмотренных законом , не являются юридическими лицами, их полномочия могут возлагаться на иные избирательные комиссии. ОИК формируется соответствующей ИКС. ОИК организует и проводит выборы на территории соответствующего избирательного округа, осуществляет контроль за деятельностью участковых комиссий на территории данного избирательного округа, определяет результаты выборов на территории соответствующего избирательного округа. Срок полномочий ОИК истекает в день официального опубликования решения о назначении следующих выборов соответствующего уровня.

5. Территориальные (районные, городские и другие) комиссии (ТК). Является постоянно действующим органом, ее члены (5–9 человек) назначаются соответствующей ИКС. ТК организует и проводит выборы на соответствующей территории, осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих избирательных комиссий.

6. Участковые комиссии (УК). Формируется соответствующей вышестоящей избирательной комиссией. Обеспечивает процесс голосования избирателей, подсчета их голосов на соответствующем избирательном участке. Создаются только на период подготовки и проведения голосования. Члены УК непосредственно подсчитывают бюллетени. Если нет жалоб на ее действия, полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней после официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов. Все избирательные комиссии делятся на две большие группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами - ЦИК РФ (ЦИК РФ), избирательная комиссия субъекта РФ, а также муниципальными органами - избирательная комиссия муниципального образования;

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии. Формирование таких избирательных комиссий является отдельным этапом избирательного процесса.

Избирательные комиссии в различных выборах могут быть:

1.Окружная избирательная комиссия - верхнее звено системы избирательных комиссий в любом избирательном процессе. Она распространяет свою деятельность на всю территорию, от которой избирается выборное лицо (выборные лица). Так, при выборах Президента РФ, депутатов ГД по пропорциональной избирательной системе вся территория РФ составляет один избирательный округ. В качестве окружной избирательной комиссии в данном случае выступает ЦИК РФ. При выборах депутатов ГД по одномандатным округам в рамках мажоритарной избирательной системы окружные избирательные комиссии создаются в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов и выступают в качестве высшего звена избирательных комиссий по выборам депутата ГД в соответствующем округе.

2.Территориальная избирательная комиссия всегда распространяет свою деятельность на определенную территорию в соответствии с федеративным устройством РФ, а также административно-территориальным делением субъектов РФ. Территориальными комиссиями являются ЦИК РФ (территория деятельности - вся РФ), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований. Также постоянно действующие муниципальные (городские, районные) избирательные комиссии выполняют роль территориальных комиссий на выборах в федеральные и региональные органы государственной власти.

3.Участковая избирательная комиссия - формируется вышестоящей территориальной комиссией.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004)

Статья 20 ФЗ об основных гарантиях:

В РФ действуют избирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ);

избирательные комиссии субъектов РФ;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

ЦИК РФ - является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ в соответствии с компетенцией, установленной настоящим ФЗ, иными ФЗ; действует на постоянной основе и является юридическим лицом; состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, Советом Федерации и Президентом РФ. Пять членов ЦИК РФ назначаются ГД из числа кандидатур, предлагаемых депутатами и депутатскими объединениями. Пять членов назначаются Советом Федераций из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Пять членов назначаются Президентом РФ.

Для иных комиссий установлен единый порядок формирования, обеспечивающий демократизм этой процедуры, паритетное участие в ней государственных органов законодательной и исполнительной власти, активное участие общественных объединений, органов МСУ, собраний избирателей.

Так, избирательные комиссии субъектов РФ и окружные избирательные комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти создаются законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъектов Федерации на паритетных началах: половину состава комиссии назначает законодательный орган, а половину - исполнительный. Назначение осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. Гарантированная квота - не менее одной трети состава комиссии - предоставлена представителям избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в ГД, а также в законодательных (представительных) органах власти субъекта РФ. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения (блока).

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ, участковых избирательных комиссий осуществляется представительными органами МСУ в том же порядке на основе предложений тех же субъектов, что и в предыдущем случае, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.

Как дополнительную гарантию независимости избирательных комиссий ФЗ устанавливает, что в их составе государственные (муниципальные) служащие не могут составлять более одной трети состава. ФЗ об основных гарантиях впервые устанавливает возможность расформирования избирательных комиссий субъектов РФ, окружных, территориальных, участковых комиссий в случае такого нарушения ими избирательных прав граждан, которое повлекло признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов в целом. Решение о расформировании избирательной комиссии может быть принято только судом по заявлению депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего уровня, а также ЦИК (в отношении комиссии субъекта РФ).

Избирательные комиссии в РФ: виды и назначение. Избирательные комиссии субъектов РФ формируются Центральной избирательной комиссией РФ. Однако состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые 4 года с избранием Государственной Думы нового созыва. Территориальные избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


58. Избирательные комиссии в РФ: виды и назначение. 59. Центральная избирательная комиссия РФ: порядок формирования и полномочия.

Избирательная система – это порядок проведения и организации выборов в органы государственной власти страны различных уровней власти.

Избирательная система РФ – это совокупность приемов и способов организации выборов органов государственной власти РФ и местного самоуправления.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются Центральной избирательной комиссией РФ.

Центральная избирательная комиссия РФ явяется постоянно действующей. Однако состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые 4 года с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 – Президентом РФ.

Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8-14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией соответствующего субъекта РФ. Окружная избирательная комиссия координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на решения и действия территориальных избирательных комиссий и их должностных лиц, принимает по жалобам мотивированные решения, а также разрешает все организационные вопросы на местах. Она действует до дня официального опубликования решения о назначении новых выборов.

Территориальные избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Территориальные и участковые избирательные комиссии(срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов) осуществляют полномочия по непосредственной работе с избирателями на соответствующей территории.

Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией.

Число ее членов находится в пропорциональной зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

В состав каждой избирательной комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные функции за деятельностью соответствующей комиссии и порядком проведения выборов.

Центральная избирательная комиссия РФ является высшей в системе избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью всех избирательных комиссий. Избирательная комиссия субъекта РФ подчиняется только Центральной и обеспечивает деятельность всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ.

Центральная избирательная комиссия, а также комиссии субъектов РФ и окружные осуществляют свои полномочия постоянно в течение 4 лет.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссии по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комиссии могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению назначившего их органа в случаях: письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным или умершим; смерти члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности.

Центральная избирательная комиссия совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов.

Центральная избирательная комиссия распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям. Центральная избирательная комиссия заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия, в соответствии с действующим законодательством.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7708. Роль и назначение международных стандартов аудита (МСА). Порядок создания МСА 23.18 KB
Роль и назначение международных стандартов аудита МСА. Роль и назначение международных стандартов аудита 12. Роль и назначение международных стандартов аудита Аудит это вид деятельности заключающийся в сборе и оценке фактов касающихся функционирования и положения экономического объекта самостоятельного хозяйственного подразделения или касающихся информации о таком положении и функционировании и осуществляемый компетентным независимым лицом которое исходя из установленных критериев выносит заключение о качественной стороне...
6867. Совет Федерации: конституционный статус, новое в порядке формирования, полномочия 8.94 KB
Совет Федерации: конституционный статус новое в порядке формирования полномочия. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации далее Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации...
3342. Страховые резервы: назначение и структура формирования 7.44 KB
Страховые резервы: назначение и структура формирования.органами резервы освобожд. Резервы инвестируются в: цен. Согласно законодательству страховые компании формируют два различных вида страховых резервов: резервы по рисковым видам страхования; резервы по страхованию жизни и накопительному страхованию.
14067. Порядок формирования бухгалтерской отчетности 20.66 KB
Бухгалтерская отчетность служит одним из важнейших источников информации об условиях и результатах деятельности организации доступных различным группам пользователей. Нормативноправовая база по составлению бухгалтерской отчетности При составлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами в соответствии с Законом РФ О бухгалтерском учете к которым относятся: Федеральный закон о бухгалтерском учете Положение по бухгалтерскому учету бухгалтерская отчетность организации План счетов...
18454. порядок формирования бухгалтерского учета основных средств на предприятии 111.11 KB
Первоначальное измерение статей недвижимости зданий и оборудования основных средств. Последующие затраты на объекты недвижимости зданий и оборудования основных средств. Учет амортизации недвижимости зданий и оборудования основных средств.
2208. Претензии и иски: виды, значение, порядок предъявления и разрешения 10.49 KB
Предприятия, учреждения, а также граждане вправе в установленном транспортными уставами и кодексами порядке обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов. Однако для обращения за защитой своих прав в суд в целях реализации права...
19585. Порядок формирования показателей отчетности по договорам строительного подряда в соответствии с Российскими стандартами по бухгалтерскому учету и МСФО 33.43 KB
Система договоров, регулирующих взаимоотношения участников строительства, отличается повышенной сложностью. Поэтому требуется научная систематизация и обобщение сложной комбинации договоров, используемых в строительстве, и исследование характера влияния этих договоров на методик бухгалтерского учета строительной деятельности. Именно этим обуславливается актуальность темы данной работы.
579. Комитет (комиссия) по охране труда л/х предприяти 9.69 KB
Комитет комиссия по охране труда л х предприяти КОМИТЕТ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА рабочий орган управления охраной труда в организации обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации Комитеты комиссии по ОТ далее К. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа Если в организации нет ни одной первичной профсоюзной...
7963. Договоры поручения и комиссии 6.45 KB
Договоры поручения и комиссии. Договор поручения является конценсуальным взаимным безвозмездным так как вознаграждение выплачивается только в том случае когда это предусмотрено законом или иным НПА и договорами. Отличительные черты договора поручения: поверенный вправе совершать только юридические действия от имени доверителя; права и обязанности вытекающие из юридических действий совершенных поверенным возникают непосредственно у доверителя минуя поверенного; имеет конценсуальный характер; доверитель обязан в...
9994. Стандартные налоговые вычеты: категории физических лиц, имеющих право на получение данных вычетов, виды вычетов, порядок предоставления, анализ произошедших изменений 35.32 KB
Объектом налогообложения НДФЛ признается доход полученный налогоплательщиками: От источников в РФ и или от источников за пределами РФ – для физических лиц являющимися налоговыми резидентами РФ. К доходам от источников в Российской Федерации относятся: дивиденды и проценты полученные от российской организации и от российских индивидуальных предпринимателей; страховые выплаты при наступлении страхового случая доходы полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав; доходы полученные от сдачи в аренду или иного...

Избирательным комиссиям принадлежит ведущая роль в организации и проведении различных видов выборов.

Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, формируемыми в порядке и сроки, которые установлены законом, осуществляющими подготовку и проведение выборов, а также обеспечивающими реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой стройную и гибкую систему, адаптированную к выборам органов публичной власти различных уровней.

Не входя ни в одну из трех ветвей государственной власти, система избирательных комиссий в целом действует как межвластная структура, наделенная специальной компетенцией. К числу Федеральных государственных органов относится Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, к органам субъектов Российской Федерации относятся избирательные комиссии субъектов Российской Федерации,а положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.

На общественных началах работают окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет упорядоченную совокупность государственных, муниципальных и общественных коллегиальных органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов.

Эта система включает в себя:

Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

Избирательные комиссии муниципальных образований;

Окружные избирательные комиссии;

Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

Участковые избирательные комиссии.

Систему избирательных комиссий – независимых коллегиальных органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов, следует рассматривать как важную юридическую гарантию избирательных прав

Виды избирательных комиссий отличаются друг от друга полномочиями, территориальным масштабом деятельности, порядком формирования, юридической силой принимаемых ими решений.

87. Правовой статус избирателя .

Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г. (ст. 2) избирателем признается каждый гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. А в соответствии с Конституцией Российской Федерации и избирательным законодательством таким правом обладают - и, следовательно, являются избирателями - все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.



Следует подчеркнуть, что избирателями в Российской Федерации могут быть не только российские граждане, но и (в определенных законодательством случаях) иностранные граждане. Так, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 4 ст. 18) избирателями на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием избирателя в голосовании и в иных избирательных действиях, предусмотренных законом и проводимых законными методами.

Основу правового статуса избирателя составляют его права и обязанности, связанные с реализацией установленных законодательством принципов проведения в Российской Федерации выборов.

В Российской Федерации избиратель участвует в выбора на основе всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании.



Всеобщность избирательного права обеспечивает гражданам Российской Федерации возможность приобретения активного избирательного права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Тем самым возможность стать избирателями обеспечивается максимально широкому кругу граждан России.

Правда, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако такие условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения eго права на участие в выборах в органы государственной влacти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Избиратель, проживающий за пределами Российской Федерации, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать ему содействие в реализации установленных законодательством избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

Таким образом, все избиратели нашей страны обладают активным избирательным правом фактически лишь при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Федерации или в муниципальные образования этим правом фактически пользуются только избиратели, проживающие или временно находящиеся на соответствующих территориях, хотя потенциально его имеют и все другие избиратели.

Избиратели обладают равным избирательным правом. Равное избирательное право состоит из двух элементов: наличие у каждого избирателя только одного голоса и участие всех избирателей в выборах на равных основаниях.

Первый элемент равенства обеспечивается следующими правилами: избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; голосует лично; для получения избирательного бюллетеня обязательно нужно предъявить документ, удостоверяющий личность избирателя; в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Второй элемент равенства избирательного права обеспечивается созданием примерно равных по количеству населения избирательных округов в соответствии с нормами представительства.

В Российской Федерации избирательное право является прямым. Поэтому избиратели голосуют на выборах за или против кандидата (списка кандидатов) непосредственно. Этим прямое избирательное право отличается от непрямого (косвенного или многостепенного). При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Многостепенное избирательное право подразумевает выборы представителей в вышестоящие выборные органы нижестоящими.

Голосование на выборах является тайным, что исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Для обеспечения тайны голосования избирателю предоставляется возможность зайти в особую комнату или отдельную закрытую кабину и заполнить избирательный бюллетень. В этих комнатах или кабинах во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, в том числе и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

В Российской Федерации участие избирателя в выборах является свободным. Поэтому никто не может оказывать какое-либо воздействие на его свободное волеизъявление.

Свободные выборы обеспечиваются государством, которое защищает демократические принципы и нормы избирательного права и устанавливает ответственность должностных и иных лиц, препятствующих выражению гражданами своего волеизъявления в ходе подготовки и проведения выборов.

В Российской Федерации участие избирателя в выборах является добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Добровольность участия избирателей в выборах обычно порождает абсентеизм (неучастие избирателей в голосовании), являющийся следствием низкой политической и правовой культуры части населения или результатом отказа от участия в выборах по политическим мотивам (например, отрицательное отношение ко всем кандидатам на выборах). На уровне абсентеизма может сказаться также плохая организация избирательной кампании.

Право избирателя самому решать вопрос об участии в выборах внешне носит бесспорно демократический характер. Однако провозглашение его в Российской Федерации в современных условиях привело к крайне негативным последствиям, ставящим под сомнение как фактическую легитимность многих наших органов власти, избираемых явным меньшинством зарегистрированных избирателей, так и разумность всей нашей избирательной системы. Думается, что введение добровольности участия в выборах избирателей в конечном счете приведет к таким же последствиям, к каким привела бы добровольность уплаты налогов гражданами или, скажем, добровольность службы в Вооруженных Силах страны.

Выборы органов или депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначили в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законодательством порядке, избиратели в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) имеют право обратиться с заявлением в соответствующий суд общей юрисдикции о назначении предусмотренных законом выборов.

Избирательные комиссии – государственные или общественные органы, целями которых являются: обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан РФ; осуществление подготовки и проведения выборов в РФ; рассмотрение поступивших к ним обращений о нарушениях законодательства о выборах, проведение проверок по таким обращениям и принятие соответствующих мер; обеспечение избирателей информацией о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе соответствующих кампаний, кандидатах, избирательных объединениях и избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Регулируется статус избирательных комиссий в гл. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002).

В РФ действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: ЦИК РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии. Все они, кроме участковых комиссий, действуют на постоянной основе.

ЦИК РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ в соответствии с компетенцией. ЦИК РФ является юридическим лицом. Срок полномочий ЦИК РФ составляет 4 года. ЦИК РФ состоит из 15 членов. ЦИК РФ: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий; осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации; осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям; осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем; заслушивает сообщения ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.



Избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ в соответствии с компетенцией. Являются юридическими лицами. Срок полномочий – 4 года. Число членов не может быть менее 10 и более 14. Избирательная комиссия субъекта РФ осуществляет все функции ЦИК РФ на уровне субъекта РФ, кроме осуществления международного сотрудничества. Она также может утверждает перечень территориальных комиссий.

Избирательная комиссия муниципального образования - избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом. Ей м.б. придан статус юридического лица. Срок полномочий – 4 года. Формируется в количестве 5-11 членов. У избирательной комиссии муниципального образования те же функции, что и у избирательной комиссии субъекта РФ (но только на территории муниципального образования).

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Срок полномочий истекает через 2 месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Число устанавливается законом субъекта РФ. Окружная избирательная комиссия осуществляет все функции избирательной комиссии субъекта РФ на уровне избирательного округа.



Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законами субъекта РФ. Срок полномочий – 4 года. Может быть придан статус юридического лица. Территориальные комиссии формируются в количестве 5-14 членов с правом решающего голоса. Территориальная комиссия осуществляет на соответствующей территории все функции избирательной комиссии субъекта РФ.

Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. Срок полномочий участковой комиссии истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Число членов устанавливается законом. У участковой комиссии те же функции, что и у избирательной комиссии субъектов РФ, только на уровне участка.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант