Юридический портал. Льготный консультант

В юриспруденции существуют определенные требования, без которых закон не считается ступившим в силу. Невозможно исполнять закон, не зная его, и поэтому, первоочередное требование для вступления закона в силу есть его опубликование. Любой нормативный акт, который затрагивает свободу и обязанности людей и граждан, должен быть донесен до них, иначе говоря, опубликован для всеобщего ознакомления. Если это требование не выполнено, закон не имеет силы и не может повлечь за его нарушение каких-либо правовых действий против кого-либо. Закон получает конституционную гарантию только тогда, когда он официально обнародован. Как может какое-то государство требовать от своих граждан соблюдать закон, если оно не довело до их сведения его содержание и не подтвердило его правовую силу?

Но что считать официальным опубликованием, и каковы условия этого? В первую очередь любой правовой документ должен быть официально размещен в таком издании, которое считается общедоступным и свободно распространяющимся. Во-вторых, издание это должно считаться источником для официального обнародования этого типа документа. И, в-третьих, любой закон или правовой акт должен быть напечатан в этом издании полностью, без какого-либо урезания.

При каких еще требованиях закон вступает в силу? Закон, или правовой акт, принятый законодательной власть, должен пройти регистрацию в исполнительных органах. Все законы и акты, затрагивающие интересы граждан как на личном уровне, так и на государственном, должны пройти государственную регистрацию. В этот перечень входит множество различных законов. Это и различные права, обязанности и их гарантии, а также механизм того, как будут реализоваться эти права, гарантии и обязанности.

Регистрации подлежат также законодательные акты, касающиеся правового статуса разных организаций, законы, относящиеся к межведомственным отношениям.

Подлежат обязательной регистрации не только такие акты по отдельности, но и акты, которые могу обладать сразу всеми вышеперечисленными качествами.

Если акты относятся к персональному характеру, например, снятие с должности или назначение на нее, регистрации они не подлежат. Не регистрируются законы, если у них истек срок действия, а также имеющие разовый характер.

Иногда закон не может вступить в силу даже после опубликования в связи с тем, что для этого требуются специальные условия. Если эти условия не выполнены к моменту официального срока начала действия, он может вступать в силу позже, когда все требования будут соблюдены.

Иногда делаются некоторые оговорки для исполнения закона. Например, может быть оговорено, что закон вступит в силу через такое-то время после его опубликования.


Порой возникают ситуации, когда организации необходимо по каким-либо весомым причинам сократить штат сотрудников. Это не приятный вопрос как для работников, оставшихся без...


Чтобы сдать комнату в коммунальной квартире по закону, надо соблюсти несколько норм и правил. Сложнее сдавать не приватизированную квартиру и немного легче собственную. Почему...

Принятие федеральных законов в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее.

Общие сведения

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

Законодательный процесс в РФ

Он предполагает совершение определенных действий уполномоченными госорганами. Процедура принятия закона проходит четыре этапа . На первом реализуется правотворческая инициатива. На следующем этапе происходит чтение законов в Госдуме . Как правило, оно осуществляется трижды. После внесения всех поправок и утверждения депутатами, акт направляется в СФ. Далее, как выше было сказано, акт подписывается президентом.

Инициатива

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Подготовка

Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе - тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье - одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого - также в 14-дневный период - документ предается президенту.

Одобрение в СФ

Законодательный процесс в РФ включает в себя стадию рассмотрения акта в Совете Федераций. СФ может одобрить или отклонить документ. Для утверждения акта необходимо больше 50% голосов от общего числа членов. Одобрение конституционных законов осуществляется 3/4 голосов.

Подписание президентом

Процедура принятия закона не будет считаться соблюденной, если акт не был рассмотрен главой страны. Даже если документ был одобрен СФ, при отсутствии подписи первого лица государства он не имеет юридической силы. При этом президент имеет право наложить вето. Если акт отклонен главой государства, он возвращается в Госдуму для доработки. Однако вето может быть снято, если в ранее утвержденной редакции за документ проголосует больше 2/3 депутатов ГД и членов СФ. В такой ситуации Президент обязан подписать нормативны акт в недельный срок.

Опубликование

Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, "Российская газета", "Собрание законодательства РФ". Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов . Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Действия СФ

Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  3. Статуса и защиты госграницы страны.
  4. Мира и войны.
  5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

Урегулирование разногласий

Принятие федеральных законов далеко не всегда происходит с первого раза. В ряде случаев между СФ и ГД возникают разногласия. Точнее, Госдума не всегда согласна с причинами отклонения СФзакона. В такой ситуации формируется согласительная комиссия. После преодоления разногласий законопроект направляется на повторное рассмотрение. При этом, если при следующем голосовании за документ выступило не меньше 2/3 депутатов от общего их числа, он будет считаться утвержденным.

Вето президента

После одобрения закона обеими палатами он поступает на подпись к главе государства. В 14-дневный срок президент его или подписывает, или отклоняет. Вето выступает в качестве одного из инструментов сохранения баланса власти. Оно направлено на сдерживание законодательной ветви. Суть вето состоит в отказе президента ставить свою подпись в документе. Соответственно, он не получит юридической силы, даже если будет обнародован.

Виды отказа

Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

Нюансы обнародования

Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

Срок

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ" либо "Парламентской газете". ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Другие нормативные акты

Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

Специфика действия правовых актов во времени

После того как завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается - с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

Действие в пространстве

Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.

Заключение

Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие. Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами. Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.

Б ольшинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования (см. таблицу ниже). Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.

Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.

Размещение некоторых видов нормативных актов на специальном интернет-портале теперь приравнивается к их официальному опубликованию

Определение даты вступления в силу нормативного акта. Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ, далее — Закон № 5-ФЗ , и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763, далее — Указ № 763).

В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в «Парламентской газете» (ст. 4 Закона № 5-ФЗ).

Начиная с 10 ноября 2011 года появился еще один официальный источник опубликования — размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации (см. врезку ниже). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона № 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.94 № 662 и п. 2.1 Указа № 763).

Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона № 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.

Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в «Российской газете», и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.

Размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале считается его официальным опубликованием только для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.

Если документ размещен в нескольких официальных источниках в разные дни, дату его первой публикации можно определять по-разному

Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?

Определение даты вступления в силу нормативного акта. Указанный вопрос очень актуален, ведь «Российская газета» выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20—26 июля 2012 года. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.

Алгоритм действий

Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале

Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации, необходимо:

—на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел «Опубликование»;

—в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел «Поиск»;

— указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку «Найти». В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).

Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов нормативных правовых актов
Порядок вступления в силу*
Федеральные конституционные законы ст. 6 Закона № 5-ФЗ) «Российская газета», «Парламентская газета», Собрание законодательства Российской Федерации или размещение на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (ст. 4 Закона № 5-ФЗ)
Федеральные законы
Акты палат Федерального Собрания
Акты законодательства о налогах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых налогов) Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Акты законодательства о сборах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых сборов) Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов Вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы о федеральном бюджете Вступают в силу с 1 января и действуют по 31 декабря соответствующего финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом или самим законом о бюджете (п. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса)
Акты законодательства о таможенном деле Вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»)
Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер абз. 1 п. 5 Указа № 763) «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации или размещение на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (п. и 2.1 Указа № 763)
Иные указы и распоряжения Президента РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) абз. 2 п. 5 Указа № 763) п. 1 Указа № 763)
Постановления и распоряжения Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (абз. 1 п. 6 Указа № 763) «Российская газета» или Собрание законодательства Российской Федерации (п. 2 Указа № 763)
Иные постановления и распоряжения Правительства РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) Вступают в силу со дня их подписания (абз. 2 п. 6 Указа № 763) Не подлежат официальному опубликованию (п. 1 Указа № 763)
Вид нормативного правового акта Порядок вступления в силу* Официальный источник опубликования
Приказы, распоряжения и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств РФ, федеральных служб, агентств и других ведомств), признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации Вступают в силу в порядке, определяемом самим федеральным органом исполнительной власти, который утвердил этот нормативный акт (абз. 5 п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009) Порядок их официального опубликования устанавливается самим федеральным органом исполнительной власти, который утвердил этот нормативный акт (абз. 5 п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации)
Приказы, распоряжения и иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (абз. 1 п. 12 Указа № 763) «Российская газета» или Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (п. 9 Указа № 763)
Приказы, распоряжения и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, но содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию Вступают в силу со дня их государственной регистрации в Минюсте России и присвоения им номера (абз. 2 п. 12 Указа № 763) Не подлежат официальному опубликованию (п. 8 Указа № 763)
* Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта в силу (ст. 6 Закона № 5-ФЗ, п. и Указа № 763).

Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный суд РФ еще в 1996 году указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части постановления КС РФ от 24.10.96 № 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.

Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в «Российской газете».

Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в письмах ФСС РФ от 03.10.06 № 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.06 № 1556-12 . Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.07 № 11263/06 и определение КС РФ от 01.12.99 № 218-О).

Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (постановления ФАС Уральского от 04.08.11 № Ф09-4592/11 и от 02.03.11 № Ф09-638/11-С1 , Западно-Сибирского от 28.12.11 № А03-6749/2011 и от 28.11.06 № Ф04-7774/2006(28627-А03-9) , Московского от 06.12.10 № КА-А40/15328-10 , Северо-Кавказского от 22.11.10 № А32-7082/2010 и от 23.03.09 № А32-1067/2008-12/24 , Поволжского от 03.06.08 № А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.08 № А65-29468/2007-СА3-43 , Дальневосточного от 18.12.07 № Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.06 № Ф03-А73/06-2/3955 , Северо-Западного от 16.11.07 № А56-59517/2005 округов).

Конституционный суд РФ указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до читателей и подписчиков Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации или «Парламентской газеты». Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или «Парламентской газете», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.

Формально, исходя из норм Закона № 5-ФЗ и Указа № 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.

В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (постановления ФАС Московского от 09.08.12 № А40-111323/11-149-715 , Северо-Кавказского от 25.05.05 № Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.05 № А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.

Аналогичным образом поступили Пленум Верховного суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного постановления от 04.02.10 № 3/2).

Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта в силу является предлог «с» или «после»

По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона № 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. и Указа № 763).

Во всех приведенных формулировках использована фраза: «После дня официального опубликования». Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:

—по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;

—через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.

Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.

Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

Если же в документе использована фраза: «После дня официального опубликования», то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.

Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: «Со дня опубликования», то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.

Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале 10 сентября 2012 года. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 года. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 года.

Если в нормативном акте использована фраза: «После дня опубликования», то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневнего срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 года. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже — 10 октября 2012 года. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 года.

Если в порядке вступления нормативного акта в силу использована фраза: «Со дня опубликования», то отправной точкой для подсчета срока, когда он начнет действовать, является день его официального опубликования Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постановление от 08.04.03 № 4).

Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.09 № 25 «О правовых актах города Москвы»). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.

Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: «Через определенный период», то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.

Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период». Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.

Для определения последнего дня срока, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, не имеет значения, какая из возможных формулировок использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период»

Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.

Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале 14 сентября 2012 года. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 года.

Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 года.

Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.09 № 205-ФЗ 1 . В тексте самого закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст федерального закона был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 года. Значит, в соответствии с нормами Гражданского кодекса эта статья начала действовать в такое же число следующего месяца, то есть с 22 августа 2009 года. Но, по мнению Минфина России, она вступила в силу только на следующий день — с 23 августа 2009 года (письмо от 21.12.09 № 03-05-05-03/22).

Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.09 № 205-ФЗ . Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

Случай из практики

Перипетии с датой вступления в силу одного федерального закона

Некоторые виды нормативных актов вступают в силу только после опубликования их полного текста

Нередко документ, имеющий значительный объем, публикуется в одном источнике частями, то есть в нескольких выпусках, выходящих иногда даже не подряд. Дата выхода какого выпуска — начинающего или завершающего такую публикацию — считается датой его официального опубликования? Ответ на этот вопрос зависит от вида документа.

Дело в том, что требование о необходимости публикации полного текста документа установлено только для актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов (ст. 4 Закона № 5-ФЗ и п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.94 № 662). Аналогичное требование предусмотрено для указов и распоряжений Президента РФ, но только в случае их размещения на официальном интернет-портале правовой информации (п. 2.1 Указа № 763).

Если текст нормативного акта публиковался в «Российской газете» или другом официальном печатном источнике по частям, то датой его опубликования считается дата выхода выпуска, завершающего публикацию его полного текста В отношении иных видов нормативных актов, в том числе постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств, подобного требования не установлено.

Таким образом, если речь идет о федеральном законе, который не был размещен на официальном интернет-портале и публиковался в одном печатном издании по частям, датой его опубликования следует считать дату выхода выпуска, завершающего публикацию его полного текста. Аналогичный подход применяется при решении вопроса о дате первой официальной публикации федеральных конституционных законов и актов палат Федерального Собрания, тексты которых размещались в печати по частям.

Поскольку в законодательстве РФ нет специальных указаний, то в таком же порядке можно определять дату первой официальной публикации и иных документов: указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов министерств и ведомств и др. Однако в этом случае не исключены разногласия.

Однозначная законодательная норма установлена лишь для нормативных правовых актов г. Москвы. Если текст такого документа публикуется частями, то днем его официального опубликования является дата публикации последней части этого правового акта (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.09 № 25).

Если документ был опубликован без приложений к нему, суд может признать его не вступившим в силу

Бывает, что в официальном источнике размещается текст только самого нормативного акта, а имеющиеся приложения к нему, например утвержденные этим актом формы документов или деклараций, правила, положения, регламенты или перечни, вообще не публикуются. Можно ли такую публикацию считать официальной?

Если федеральный или федеральный конституционный закон опубликован без приложений к нему, то такую публикацию нельзя считать официальной Если речь идет о федеральном или федеральном конституционном законе либо акте палаты Федерального Собрания, то нельзя. Ведь официальным опубликованием указанных документов считается первая публикация их полного текста (ст. 4 Закона № 5-ФЗ). А приложения являются неотъемлемой частью правовых актов.

В отношении иных видов документов необходимо исходить из того, была ли предоставлена возможность ознакомиться с содержанием приложений, например, на сайте соответствующего государственного органа или в местном печатном издании. Если такая возможность имелась, то, по мнению судов, опубликование нормативного акта без приложений к нему не повлекло нарушения права на получение информации. Поэтому датой официальной публикации такого документа суды обычно считают дату его размещения в официальном источнике, хотя и без приложений (определения ВАС РФ от 11.03.12 № ВАС-2546/12 , Верховного суда РФ от 16.06.10 № 81-Г10-10 , от 17.03.10 № 81-Г10-2 и от 05.08.09 № 45-Г09-18).

Тем более что Пленум Верховного суда РФ разъяснил: порядок публикации нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в полном объеме, если он был опубликован не полностью, например без приложений, и оспаривается лишь в той части, которая была официально опубликована (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.07 № 48).

Однако ВАС РФ при рассмотрении вопроса о применении организациями сроков хранения типовых управленческих документов, установленных приказом Минкультуры России от 25.08.10 № 558, сделал противоположный вывод (решение ВАС РФ от 06.09.11 № 7889/11). Дело в том, что официально была опубликована лишь вводная часть этого приказа. Основные же нормативные положения приказа — собственно сроки хранения документов — содержатся в приложении к нему. А оно на момент возникновения спора не было опубликовано в установленном порядке, хотя и было размещено для всеобщего сведения на сайте Минкультуры России и в справочно-правовых системах.

Дата вступления в силу постановления Правительства РФ или приказа министерства, которые опубликованы без приложений к ним, зависит того, есть ли возможность ознакомиться с содержанием неопубликованных приложений, например, на официальном сайте ведомства Поскольку без приложения приказ использовать невозможно, ВАС РФ указал, что он не считается вступившим в силу. В итоге приказ опубликовали повторно, теперь вместе с приложением к нему, и по истечении 10 дней после вторичной публикации он все-таки вступил в силу.

Отметим, что и Верховный суд РФ неоднократно признавал, что нормативный акт нельзя считать прошедшим официальное опубликование, если он был размещен без приложений, являющихся его составной частью (определения от 25.04.07 № 49-Г07-13 и 49-Г07-14)

1 Указанным федеральным законом были внесены существенные изменения в целый ряд законодательных актов РФ, в том числе в законы об АО и ООО, НК РФ, КоАП РФ, АПК РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.

С какого времени начинает действовать нормативно-правовой акт? С момента его принятия? С момента его опубликования? Где он должен быть опубликован?

Как закон определяет порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов определяется

  • Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" ,
  • Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" .

В силу п.3.ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию . Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как вступают в силу законодательные акты

По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Однако самим законом может быть установлен специальный порядок вступления его в силу .

Наиболее распространенным специальным правилом является указание в самом законе точной даты вступления его в силу, но могут быть и разновидности этого правила:
- например, в Федеральном законе "О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано: "Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования."

  • "Парламентской газете" или
  • "Российской газете" или
  • Собрании законодательства РФ.

"Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете".

Как вступают в силу нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ , имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования .

Акты Правительства РФ , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

  • в "Российской газете",
  • в Собрании законодательства РФ,
  • официальными являются также тексты названных актов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Так же как и законы, акты Президента РФ и Правительства РФ могут устанавливать иной порядок вступления их в силу, что широко используется в правотворческой деятельности как Президента РФ, так и Правительства РФ.

Как вступают в силу ведомственные нормативные акты

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 указывают, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и законные интересы граждан :

  • должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ
  • вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если только самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

При этом под официальной публикацией признается публикация

  • в газете "Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации,
  • а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" .

Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно - техническим центром правовой информации "Система" .

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, или прошедшие регистрацию, но не опубликованные в указанных газетах, не вступают в силу, т.е. не действуют.

Данные положения не распространяются на акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные акты МНС России

Письмом МНС РФ от 10 сентября 2003 г. N 27-0-10/215-АЕ915 журнал "Документы и комментарии" определен в качестве
публикатора официальных нормативных актов МНС России, в том числе не требующих государственной регистрации в Минюсте России.

Как вступают в силу акты субъектов РФ и органов местного самоуправления

Акты субъектов Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в изданиях субъекта РФ - так, например, в Москве акты публикуются

Если нормативно-правовой акт опубликован в другом издани

Если нормативно-правовой акт опубликован в другом издании, не в том, которое считается официальным? Можно ли им пользоваться? - Тексты правовых актов могут быть опубликованы в любых печатных изданиях или информационных системах и пользоваться ими, конечно, можно. Однако эти публикации не имеют официального статуса и не могут служить основанием для констатации факта вступления в силу правового акта.

Например, бывает, что газеты публикуют какой-либо особо интересный нормативный акт до его регистрации в Министерстве юстиции, а акт не проходит эту регистрацию и поэтому не вступает в силу (и не публикуется в официальном издании).

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен. Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная г Дума может вынести одно из следующих решений:

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон (закон может быть принят в первом же чтении согласно ч. 1 ст. 119 ГД ФС РФ).

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;

2) принять законопроект во втором чтении;

3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;

4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения;

5) принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.

По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.


Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 г.14, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие. Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

Понятие правоотношения, основания возникновения правоотношения.

Правовые отношения (правоотношения) - это особая юридическая связь, участники которой наделены взаимными субъективными юридическими правами и обязанностями. Это общественные отношения, урегулированные нормами права.

Основания возникновения:

Основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.

Юридические факты и их виды.

Юридический факт - это определенное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант