Юридический портал. Льготный консультант

Принципы избирательной системы - это основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Элементы избирательного права. В Российской Федерации выборы организуются на основе следующих принципов:
- всеобщего избирательного права;
- равного избирательного права;
- прямого избирательного права;
- свободы выборов и добровольного участия в них избирателей;
- сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах;
- состязательности на выборах;
- организации и проведения выборов избирательными комиссиями.

Принцип всеобщего избирательного права означает право российского гражданина, достигшего необходимого возраста, избирать и быть избранным, а также право на участие во всех избирательных действиях, мероприятиях и процедурах.

Принцип равного избирательного права означает следующее:
все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом;
существует также равенство голосов избирателей по принципу «один бюллетень – один голос»;
наконец, равное избирательное право предполагает равенство возможностей избирателей по участию в избирательных действиях.

Принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах в РФ «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Принцип тайного голосования, что никто, кроме самого избирателя (участника референдума) не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя (участника референдума). Тайное голосование обеспечивается наличием на каждом избирательном участке специальных кабин или комнат, в которых избиратели самостоятельно заполняют избирательные бюллетени, после чего опускают их в избирательные ящики.

Принцип свободы выборов и добровольного участия в них избирателей.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах. Избирательные системы подразделяются на мажоритарную и пропорциональную, которые в свою очередь имеют ряд разновидностей. Мажоритарными системами называются такие, в которых в основу определения результатов голосования положен принцип большинства. Мажоритарные системы бывают абсолютного (50% + 1 голос) и относительного большинства (при которой избранным считается тот кандидат из списка кандидатов, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если это большинство и меньше половины). Пропорциональная система и ее разновидности строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. После голосования определяется избирательный метр или квота, то, есть наименьшее количество голосов необходимое для избрания одного депутата. В соответствии с тем сколько раз укладывается избирательный метр в количество голосов завоеванное списком кандидатов, который выдвинула партия, такое количество мест в парламенте и завоевывает эта партия.

Принцип состязательности - выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.
Принцип организации и проведения выборов избирательными комиссиями означает, что за организацию и проведение выборов отвечают формируемые и действующие на основе участия общественности избирательные комиссии – Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, муниципальные, территориальные и участковые избирательные комиссии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского права

В науке конституционного права сложилась методолгия определения.. Прежде всего нормы кп регулируют основы конституционного строя см главу Конституции Исключительно в предмет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История развития конституционного права России
Конституция РСФСР 1918 г. Первыми конституциями были Конституция США 1787г, конституция Франции 1791г. Конституции появляются в период буржуазных революций. В монархической России конститу

Разработка, порядок принятия и основные черты конституции РФ 1993 года
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На 1 Съ

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок
Конституция РФ впервые включает главу, посвященную порядку принятия и изменения действующей Конституции. В отличие от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., которая допускала возможность внесени

Гуманистические основы конституционного строя РФ
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам – иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в п

Демократия как основа конституционного строя РФ
«Основы нституционного строя» раздел 1 Конституции РФ. Демократия, как основа образа жизни в России и ее политического (гос) режима - это такая черта конституционного строя, которая проявляется в п

Местное самоуправление в РФ
Местное самоуправление в РФ - самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения; это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорг

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ
Экономические основы конституционного строя. В соответствии со ст. 8 Конституции в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

Светский характер российского государства
Согласно ст. 14 Конституции РФ: РФ - светское государство. Официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Оно не дает никакой религии ранга государственной. Гос-ва дает гражданам

Понятие и принципы конституционного статуса личности в РФ
Приоритет человека является одним из начал конституционного строя РФ.Отсюда вытекают и принципиаьные черты статуса личности. Нашим конституционным законодательством воспринято словосочетание «челов

Основы правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в РФ
Под иностранными гражданами понимаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к ее гражданам и обладающими документами, доказывающими наличие у них гражданства иностранного государств

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранные государств, являвшихся в прошл

Экономические права и свободы человека и гражданина РФ
Экономические права и свободы разделяются на: трудовые права и свободы; право на экономическую деятельность; право частной собственности. Трудовые права и свободы: свобода

Социальные права и свободы человека и гражданина РФ
Социальные права и свободы разделяются на: Защита материнства, право на социальное обеспечение и жилье; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, образование.

Культурные права человека и гражданина по Конституции РФ
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и о

Конституционные обязанности личности в РФ
Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности гра

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. Гарантии конституционного статуса личности условно можно подразделить на две основные группы – общие и специальные. Общие гарантии могут быть как

Конституционные принципы федеративного устройства
Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя. Так, в ст. 5 Конституции РФ установлено, что фед

Конституционное разграничение компетенции между РФ и ее субъектами
Круг конкретно закрепленных компетенций, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, обр

Система органов государственной власти в РФ
Система государственного управления складывается из институциональной, нормативно-правовой, функционально-структурной, кадровой, коммуникативной и профессионально- культурной подсистем. Основу инст

Понятие избирательного права и избирательной системы. Их соотношение
Под избирательной системой принято понимать совокупность установленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Р

Избирательный процесс в РФ
Выборы как институт политической системы Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выбо­ров. Благодаря ему реализуются политические права граж

Конституционно правовой статус президента РФ
Институт президента (от лат. praesidens – «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены измен

Законодательный процесс
Законодательный процесс -процедура разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состо­ящая из совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадии бывают основные и факультат

Политическая ответственность
Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлен

Полномочия
Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" (1997) и подразделяются на: об

Порядок деятельности
Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён

Суды общей юрисдикции
Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикц

Районные суды
Районный суд - это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосред

Мировые судьи
Гражданские дела, подсудные мировому судье.(ст.23 ГПК РФ.) До назначения (избрания) мировых судей в субъектах Российской Федерации дела, рассматривались районными судами (Федеральный закон

Военные суды
Военные (флотские) окружные суды - это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.

Арбитражные апелляционные суды
Арбитражный апелляционный суд действует в составе: - президиума арбитражного апелляционного суда; - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и

Порядок работы президиума арбитражного апелляционного суда
Президиум арбитражного апелляционного суда созывается председателем этого суда по мере необходимости. Президиум арбитражного апелляционного суда правомочен решать вопросы при наличии большинства чл

Конституционные принципы правосудия в РФ
Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие

Принципы осуществления конституционного судопроизводства
1. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного

Организация работы Конституционного Суда РФ
1. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.Судьи Конституционного Суда РФ избираются Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов по представлению Президент

Избирательное право включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, организацию и процедуру самих выборов, а также порядок отзыва выборных лиц.

Принципы избирательного права - основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Эти принципы обычно определяются конституцией и избирательным законодательством страны. Так, в РФ в 1997 г. принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который определяет основные принципы избирательного права в России.

К основным принципам демократического избирательного права относят:

принцип всеобщности , означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.

принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;

принцип состязательности предполагает проведение альтернативных выборов (в России существует законодательно с 1993 г.);

принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков (для сравнения, в дореволюционной России выборы были многоступенчатыми и предполагали наличие выборщиков нескольких уровней, которые затем уже сами выбирали кандидатов);

принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;

принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

В избирательно-правовых отношениях реализуются нормы избирательного права. Правоотношения выступают средством закрепления за конкретными субъектами предусмотренных правовыми нормами прав и обязанностей.

Виды избирательных правоотношений.

Основным правовым отношением в сфере избирательного права выступает общее правоотношение, возникающее на основе конституционной нормы, предоставляющей гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. На базе данного правоотношения строится весь комплекс избирательно-правовых отношений, в которых субъекты обладают конкретными правами и обязанностями.

Элементами избирательно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты избирательно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых избирательным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм избирательного права. Способность выступать субъектом избирательно-правовых отношений называется избирательной правосубъектностью.

Состав правосубъектности образуют три элемента: правоспособность - способность иметь юридические права и обязанности, дееспособность - способность своими действиями осуществлять принадлежащие субъекту права и обязанности, и деликтоспособность - способность выступать субъектом ответственности за свои неправомерные действия.

Круг субъектов избирательно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами избирательно-правовых отношений могут выступать:

1) Граждане Российской Федерации. Конституция Российской Федерации наделяет граждан Российской Федерации правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Свое конституционное право граждане осуществляют, участвуя в выборах в качестве избирателей (выдвигают кандидатов, осуществляют их поддержку, участвуют в предвыборной агитации, голосуют на выборах), кандидатов, их представителей, представителей избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, членов избирательных комиссий.

Субъектами избирательного права являются также иностранные граждане. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации;


2) Органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основная обязанность данных субъектов - обеспечение реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными. Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в избирательном процессе в различном качестве: назначают выборы, осуществляют формирование избирательных комиссий, содействуют избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов;

3) Избирательные комиссии. Избирательные комиссии являются специфическими субъектами избирательного права, представляют собой коллегиальные органы, непосредственно осуществляющие подготовку и проведение выборов. Часть избирательных комиссий являются государственными (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации);

4) Общественные объединения. Среди общественных объединении основное место занимают политические общественные объединения, которые имеют право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, политические партии. Неполитические общественные объединения по сравнению с ними имеют ограниченный объем прав: они вправе участвовать в предвыборной агитации, назначать наблюдателей, но не имеют основного права избирательных объединений - права выдвигать кандидатов;

5) Средства массовой информации. Избирательно-правовые нормы возлагают на средства массовой информации обязанность предоставлять кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам возможность проведения предвыборной агитации, содействовать избирательным комиссиям в деле информирования избирателей о ходе выборов. Средства массовой информации вправе направлять для наблюдения за ходом голосования, осуществлением отдельных избирательных действий своих представителей.

Объектами избирательно-правовых отношений могут выступать как материальные объекты, например, средства избирательного фонда, так и нематериальные - действия субъектов избирательного процесса. Например, в правоотношении по регистрации кандидата объектом выступает принятие избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.

Содержание избирательно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой избирательного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов избирательно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании избирательно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов избирательно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать требования норм избирательного законодательства), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность избирательных комиссий осуществлять подсчет голосов, подведение итогов голосования и определение результатов выборов), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначить в установленные законом сроки выборы Президента Российской Федерации).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-право-вых отношений необходимы юридические факты - обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть события и действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли субъектов. Например, истечение срока полномочий выборного органа является основанием назначения соответствующих выборов.

Действия как волевое поведение субъектов, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют правовым предписаниям, согласуются с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерные действия не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права, не согласуются с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Избирательно-правовые отношения часто возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом Российской Федерации необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента Российской Федерации в течение двух предыдущих сроков полномочий.

В юридической литературе избирательное право традиционно определяется как институт конституционного права. На современном этапе государственно-правового развития сложились политические, формально-юридические и практические основания рассматривать избирательное право в качестве межотраслевого комплексного института. В этом смысле избирательное право в Российской Федерации - это многоуровневая и упорядоченная совокупность правовых норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих содержание и процесс реализации политического права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в форме организации проведения демократических свободных периодических выборов.

По характеру правовых предписаний, содержащихся в федеральном избирательном законодательстве и конкретных законах о выборах, система избирательного права разделяется на нормы и институты общей и особенной части. Институты общей части устанавливают универсальные принципы избирательного права, исходные начала организации избирательного процесса, общий правовой режим осуществления отдельных стадий, процедур и избирательных действий. Институты особенной части определяют конкретные процедуры и условия реализации норм материального избирательного права в ходе подготовки и проведения выборов.

Институциональное разделение избирательного права получает свое формальное отображение в общей и особенной частях избирательных кодексов, которые уже приняты в ряде субъектов Российской Федерации (в Воронежской, Белгородской областях, Республике Башкортостан). Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права являются гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Гарантийные нормы выполняют правообеспечительную функцию в механизме правового регулирования всех видов выборов.

Особое место в системе институтов избирательного права занимает институт ответственности за нарушение избирательных прав граждан, в том числе в виде возможности расформирования избирательных комиссий в случае принятия решений, совершения действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и повлиявших на результаты волеизъявления участников выборов.

В самом общем виде система избирательного права с учетом различных оснований классификации образующих ее институтов включает избирательно-правовые нормы.

Избирательно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в избирательно-правовых актах правила, установленные или санкционированные государством, направленные на регулирование избирательных отношений путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы избирательного права, являясь разновидностью правовых норм, содержат в себе свойства, характерные для всех правовых норм, и специфические качества, определяемые принадлежностью к избирательному праву.

Своеобразие избирательно-правовых норм обусловлено следующими обстоятельствами:

1) предметом регулирования избирательно-правовых норм. Избирательно-правовые нормы регулируют общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2) источниками, в которых выражены избирательно-правовые нормы. К ним относятся, в первую очередь, - Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты. Важность предмета правового регулирования обусловливает закрепление норм избирательного права в законодательных актах. Их закрепление в иных источниках права возможно только в случаях, предусмотренных законом. Особенностью избирательного права является также содержание избирательно-правовых норм (так называемых международных избирательных стандартов) в международно-правовых актах ;

3) преобладанием в составе избирательного права процессуально-правовых норм, регламентирующих процедуру реализации субъективного избирательного права граждан, порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Структура избирательно-правовых норм.

Под структурой правовой нормы принято понимать ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов.

В структуре правовой нормы выделяют: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - часть нормы, которая указывает на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых норма вступает в действие. Диспозиция - часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъектов. Санкция - часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.

Большинство норм избирательного права имеют двухчленную структуру: гипотезу и диспозицию. Так, например ч. 4 ст. 11 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» гласит: «Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо положения закона субъекта Российской Федерации не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления в части положения закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом также на основе указов Президента Российской Федерации».

Данная норма прямо указывает на условия, при которых она может быть реализована, и устанавливает правила, которыми необходимо руководствоваться при наступлении указанных условий. Санкция у данной нормы избирательного права отсутствует.

Среди норм избирательного права немало норм, состоящих из одной диспозиции - дефинитивных и декларативных норм. Дефинитивные нормы - предписания, направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории.

Примером дефинитивных избирательно-правовых норм могут служить нормы, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», определяющие основные термины избирательного права: например, предвыборная агитация, избиратель, кандидат, избирательное объединение, наблюдатель и т.д.

Декларативные (нормы-принципы) - предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности правовых норм. В качестве примера декларативных норм можно привести норму, содержащуюся в ст. 5 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», согласно которой граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдумах в Российской Федерации на равных основаниях.

Примером норм, содержащих в своей структуре санкцию, могут служить нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, «регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования (санкция), в случае нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов... (гипотеза)».

Классификация избирательно-правовых норм.

Избирательно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

1. По объекту правового регулирования нормы делятся в соответствии с относительно обособленными совокупностями общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Выделяются нормы, регламентирующие субъективное избирательное право, нормы, закрепляющие принципы избирательного права, нормы, регламентирующие избирательный процесс, нормы, регулирующие иные составные части предмета избирательного права.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы в механизме правового регулирования, их подразделяют на регулятивные и охранительные.

Регулятивные (правоустановительные) избирательно-правовые нормы регулируют позитивную деятельность субъектов права, определяя их права и обязанности в общественных отношениях. Например, ст. 32 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» гласит: «Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом».

Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав. В качестве примера охранительной нормы можно привести норму Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»: «Избирательная комиссия может быть распущена судом соответствующей подсудности в случаях нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом…».

3. По характеру прав и обязанностей избирательно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой права: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Большинство обязывающих норм относится к деятельности избирательных комиссий.

Примером обязывающей нормы может служить положение ч. 4 ст. 33 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», так: «При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации. Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их, например, ч. 10 ст. 30 устанавливает, что наблюдатель не вправе выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени, расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней и т.д.

4. По территории действия избирательно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

5. По юридической силе избирательно-правовые нормы подразделяются на нормы, обладающие высшей юридической силой и нормы, которые должны им соответствовать. Юридическая сила избирательно-правовой нормы определяется источником (нормативно-правовым актом), в котором данная норма получила закрепление. Так, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях…».

Принципы избирательного права - это его основополагающие нормы, в которых в концентрированном виде выражается демократическое содержание избирательного права. Принципы избирательного права представляют собой исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование избирательных отношений на всех его стадиях - от правотворчества в сфере избирательного права (принимаемые в Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты должны опираться на эти принципы) до реализации избирательно-правовых норм (участники избирательно-правовых отношений в процессе осуществления своих прав и обязанностей, применения норм избирательного права должны сообразовывать свои действия с принципами избирательного права).

Оценка и толкование избирательно-правовых норм, их содержания и механизма действия должны осуществляться через призму принципов избирательного права. Не случайно в этой связи, что Конституционный Суд Российской Федерации, разрешая вопросы конституционности норм избирательного права, в своих решениях исходит из общепризнанных принципов избирательного права, закрепленных Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами.

Значение избирательно-правовых принципов велико не только в судебной сфере, в том числе в сфере защиты избирательных прав граждан судами общей юрисдикции, но и прежде всего в деятельности основных правоприменяющих субъектов избирательного процесса - избирательных комиссий. При исполнении своих процессуальных обязанностей, закрепленных законом, при разрешении конкретных правовых ситуаций, при оценке действий иных субъектов процесса избирательные комиссии должны строго следовать принципам избирательного права.

Классификация.

Проблема классификации принципов избирательного права находится в избирательно-правовой науке в стадии разработки, обмена мнениями различными исследователями избирательного права. Общепризнанной классификации принципов избирательного права в настоящее время нет. Наиболее обоснованной из предложенных в литературе является классификация, данная С.Д. Князевым. Он делит принципы избирательного права, основываясь на их целевом предназначении в механизме правового регулирования избирательных отношений, на две группы: принципы организации и проведения выборов (обязательность, периодичность, свобода, альтернативность выборов, допустимость различных избирательных систем, независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов) и принципы участия российских граждан в выборах (всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах).

Предлагаемая в настоящем пособии классификация также не претендует на заданность и абсолютную завершенность. Целесообразно, на наш взгляд, при классификации принципов избирательного права исходить из изложенной выше природы избирательного права как сложной материально-проце-ссуальной структуры. Данное обстоятельство позволяет разделить принципы избирательного права на материально-правовые (принципы материального избирательного права) и процессуально-правовые принципы (принципы избирательного процесса).

Материально-правовые принципы первичны, они составляют костяк всего правового регулирования отношений в сфере выборов. Процессуально-правовые принципы производны от материально-правовых, конкретизируют, развивают их в отношении избирательного процесса.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами.

В законодательстве Российской Федерации принцип всеобщего избирательного права раскрывается в ст. 4 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», где говорится о том, что граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Этому принципу не противоречит запрет, содержащийся в ст. 32 Конституции Российской Федерации, на участие в выборах граждан, признанных судом недееспособными, а также граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Обладание субъективным избирательным правом, как и любым другим политическим (гражданским) конституционным правом, связывается с принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

В настоящее время наметилась тенденция наделения избирательными правами иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципальных образований при проведении муниципальных выборов. В Российской Федерации Федеральным законом «Об основных гарантиях…» впервые иностранцам предоставлена возможность принимать участие в выборах при определенных условиях. Согласно части 10 ст. 4 закона в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Условием реализации избирательного права является достижение определенного возраста (возрастной ценз). Граждане вправе реализовывать свое активное избирательное право (право избирать) с 18 лет - возраста наступления общей конституционной дееспособности. Возрастной ценз пассивного избирательного права (права быть избранным) устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Он различен в зависимости от вида органа, должности, в который (на которую) избирается гражданин.

Так, согласно ст. 81 и 97 Конституции Российской Федерации, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - гражданин, достигший 21 года. Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» установлено, что минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и 21 года - на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Еще одним условием реализации избирательного права является ценз оседлости - требование проживания на определенной территории. Условием реализации активного избирательного права на выборах в органы различных территориальных частей государства (субъектов федерации, муниципальных образований) является постоянное или преимущественное проживание на соответствующей территории.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Указанные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования.

В отношении пассивного избирательного права ограничения, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может стать гражданин, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции Российской Федерации). Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.

Законодательством в качестве ограничения пассивного избирательного права предусмотрен также ценз неизбираемости, т.е. невозможности для лица баллотироваться кандидатом. Неизбираемость связана со специальными ограничениями для определенных лиц, категорий лиц. Так, в соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Аналогичные ограничения установлены в законодательстве многих субъектов Российской Федерации.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. В отношении активного избирательного права равенство избирателей достигается двумя способами. Во-первых, каждому избирателю предоставляется равное количество голосов (в одномандатном округе - один голос, в многомандатном - количество голосов, равное числу распределяемых мандатов). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей и соответственно участвует в голосовании только один раз. Во-вторых, на выборах образуются примерно равные по численности избирателей избирательные округа. Таким образом, достигается «одинаковый вес» голосов избирателей.

Искажением принципа равенства в связи с нарезкой избирательных округов является избирательная география, получившая название «джерримендеринг». Основные требования по нарезке избирательных округов при проведении выборов в Российской Федерации содержатся в ст. 18 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…».

В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство условий при проведении предвыборной агитации.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления непосредственно. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 3 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» и распространяется на все виды выборов в Российской Федерации.

Противоположностью прямым выборам являются непрямые выборы, которые бывают двух разновидностей: косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется избирательной коллегией, которая создается специально для этой цели. Примером могут служить выборы Президента США, когда избиратели голосуют в своем штате за выборщиков от той или иной партии, а уже выборщики подают голоса за кандидата в президенты.

При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не специально создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным органом, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Так, верхняя палата Индии избирается законодательными собраниями штатов. Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы считаются трехстепенными, трижды - четырехстепенными и т.д. В большинстве стран прямыми выборами избираются нижние палаты парламентов, органы местного самоуправления, непрямые выборы используются, как правило, при избрании верхних палат парламентов и президентов.

Российское законодательство не предусматривает возможности проведения непрямых выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принцип тайного голосования предполагает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Для обеспечения тайны голосования избирательные бюллетени не нумеруются (не маркируются иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю), избирателю предоставляется возможность заполнить бюллетень для голосования в специально оборудованной кабине, в которой не допускается присутствие посторонних лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно без какого-либо принуждения со стороны государства. В соответствии со ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным.

При низкой явке избирателей возникает вопрос о признании выборов состоявшимися. Избирательное законодательство может предусматривать признание выборов состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании или же устанавливать минимальный процент избирателей, участие которых необходимо для признания выборов состоявшимися. Так, при проведении выборов депутатов Государственной Думы, выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей; при проведении выборов Президента Российской Федерации, выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей.

Неучастие избирателей в выборах в мировой практике получило название «абсентеизм». Различают политический и аполитичный абсентеизм. При политическом абсентеизме избиратель не участвует в выборах по политическим мотивам, выражая тем самым протест политическим платформам кандидатов, считая, что ни одна из них не отвечает в достаточной степени его взглядам и представлениям. Аполитичный абсентеизм заключается в безразличном отношении избирателя к политике и выборам.

В ряде стран (Австралия, Бельгия, Греция, Турция) для преодоления абсентеизма используется так называемый «обязательный вотум», согласно которому участие в выборах для граждан является обязательным. Неучастие в голосовании влечет за собой наступление различных мер юридической ответственности (штраф, лишение свободы).

Принцип свободных выборов помимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли, слова, информации.

К принципам организации и проведения выборов относятся принципы обязательности и периодичности проведения выборов, принцип альтернативности выборов, принцип подлинных выборов.

Принцип периодичности и обязательности проведения выборов означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Устанавливаемый срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет. Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов не допускается (ст. 8 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Организационно-правовым выражением принципа обязательности проведения выборов являются порядок и сроки назначения выборов. В частности, голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Также, в соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками, закрепленными в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований, и проводятся избирательными комиссиями.

В случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо, либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы, а также, если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…», выборы по заявлению избирателей, избирательных объединений (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

Открытость и гласность выборов.

Открытость и гласность относятся к универсальным принципам организации выборных институтов публичной власти. Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного принципа в деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и гласность избирательных компаний для всех участников избирательного процесса - кандидатов, избирательных объединений, блоков, избирателей. Так, гласность обеспечивается, в частности, введением в избирательный процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, обязательность официальной публикации полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.

Альтернативность выборов означает, что на один мандат претендуют как минимум два кандидата. По мнению авторов учебника «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», сам термин «выборы» несет в себе элемент альтернативности.

Принцип альтернативности выборов получил свое закрепление в ч.30 ст. 38 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», в соответствии с которой, если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Исключением является проведение голосования в одномандатном избирательном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре при повторном голосовании, либо на выборах депутатов органов местного самоуправления (если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации). При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

Принцип подлинных выборов означает, что выборы должны выявлять свободно выраженную волю народа и приводить к ее осуществлению. Политическая воля избирателей, выражаемая ими при голосовании, формируется различными путями в период между выборами - благодаря деятельности политических партий, государственных органов, и непосредственно в течение избирательной кампании - с помощью предвыборных программ кандидатов и избирательных объединений (блоков), их предвыборной агитации.

Средством обеспечения этого принципа, помимо требований альтернативности выборов, тайного голосования, является информирование политическими силами, борющимися на выборах, избирателей о своих взглядах, программах, проведение ими предвыборной агитации.

К основным принципам избирательного процесса относятся такие принципы, как осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами - избирательными комиссиями, непрерывность и поступательность, законность, гласность (открытость) избирательного процесса, равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса, документальность избирательного процесса.

Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.

Основные принципы избирательного права:
  • всеобщность;
  • равность;
  • прямота;
  • тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т.е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно — избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Юридическое закрепление принципов избирательного права находит отражение в , федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов . Критерием их разграничения является целевое предназначение в регулировании избирательных отношений, вследствие чего первую группу образуют принципы участия российских граждан в выборах, а вторую — принципы организации и проведения выборов.

Принципы участия граждан в выборах

Принципы участия российских граждан в выборах напрямую связаны с содержанием и условиями реализации субъективных избирательных прав. К этой группе относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. К сожалению, действующая Конституция РФ прямо не закрепляет основные принципы участия граждан в выборах, оговаривая лишь, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). В связи с этим особое значение приобретает ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающая применительно ко всем видам выборов в Российской Федерации свободное и добровольное участие в них граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права

Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.

Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.

Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)" требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.

Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного . Не могут быть избранными:

  • граждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;
  • осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;
  • гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, — на соответствующих досрочных выборах;
  • гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, — на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

С неизбираемостью граждан тесно связана несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием той или иной деятельностью. В отличие от неизбираемости институт несовместимости не препятствует участию граждан в выборах в качестве кандидатов и их избранию на соответствующие должности. Однако, если в случае избрания гражданин не прекратит в установленный срок занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия обязана отменить решение о его избрании и назначить новые выборы. В настоящее время несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью закрепляется исключительно в федеральных законах.

Принцип равного избирательного права

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. Благодаря этому при выборах но многомандатным округам исключается возможность обладания избирателями различным числом голосов.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей. За счет этого достигается соотносимая примерно равная значимость голосов всех избирателей на выборах, исключающая ситуации, при которых их «вес» будет заметно различаться.

Принцип прямого избирательного права

Принцип прямого избирательного права подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов, списков кандидатов непосредственно. Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах. Не случайно Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 64) предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. На это обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку российской практике выборов известны случаи отступления от данного правила. Так, 11 марта 2007 г. на выборах депутатов Московской областной Думы территориальная избирательная комиссия г. Королева сочла возможным разрешить проголосовать космонавту М. Тюрину, находящемуся на орбите. Технически это было организовано таким способом, что М. Тюрин сообщил о своем волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полетами доверенному лицу, которое заполнило бюллетень и, соблюдая тайну голосования, доставило его в избирательную комиссию. Однако, несмотря на очевидные исключительность и уважительность такого голосования, все равно нельзя обойти вопрос о соблюдении в данном случае принципа личного участия граждан в выборах. Справедливости ради отметим, что зарубежному законодательству известно голосование за других лиц. В частности, в КНР разрешается голосование по доверенности с тем, однако, ограничением, чтобы число избирателей, доверивших одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование, не превышало трех человек.

Принцип добровольного участия в выборах

Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.

Принцип тайного голосования

Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

Принципы организации и проведения выборов

Принципы организации и проведения выборов представляют собой исходные начала, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений в период избирательной кампании. К ним относятся обязательность выборов, периодичность выборов, альтернативность выборов, независимость избирательных комиссий, гласность выборов, территориальная основа организации выборов.

Принцип обязательности выборов

Обязательность выборов означает, что выборы являются необходимым и единственным законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующие государственные и муниципальные органы, должностные лица обязаны назначить в установленные законом сроки выборы, не вправе уклоняться от принятия решения об их назначении, отменять назначенные выборы или переносить их. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствует, решение о назначении выборов должно быть принято соответствующей избирательной комиссией. Если выборы не будут назначены избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Обязательность выборов предполагает и обязательность их результатов. Официально установленные избирательными комиссиями итоги голосования и принятые на основании их решения о результатах выборов обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 77) после определения результатов выборов соответствующее решение избирательной комиссии может быть отменено только судом и только по основаниям, прямо названным в законе. При этом заявление об отмене результатов выборов по мотивам нарушения избирательных прав граждан может быть подано в суд не позднее одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Принцип периодичности выборов

Периодичность выборов непосредственно связана с временными рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. При этом промежутки между выборами в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой — гарантировать возможность их сменяемости и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями по результатам одних и тех же выборов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, не может составлять более пяти лет. Периодичность проведения выборов достигается также за счет того, что днем голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, как правило, является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такая синхронизация дней проведения различных выборов создает дополнительные предпосылки для реализации принципа периодического проведения выборов.

Принцип альтернативности выборов

Альтернативность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком округе должно быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов. Благодаря этому достигается реальная состязательность кандидатов и избирательных объединений на выборах.

Вместе с тем законодательство допускает включение в избирательный бюллетень только одного кандидата. Это возможно при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта Федерации) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в одномандатных избирательных округах. Дополнительной гарантией свободы выбора избирателей в указанных случаях служит то, что единственный кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. До недавнего времени помимо соперничества кандидатов и избирательных объединений альтернативность выборов обеспечивалась также предоставлением избирателю возможности проголосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Однако действующее законодательство отказалось от размещения в тексте избирательного бюллетеня строки «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов») на всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации.

Принцип независимости избирательных комиссий

Независимость избирательных комиссий означает, что эти органы специально образуются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система избирательных комиссий охватывает Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Независимость избирательных комиссий обеспечивается:

  • во-первых, особым порядком их формирования;
  • во-вторых, ограничениями, установленными для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • в-третьих, набором полномочий, наделяющих их исключительными правами по составлению списков избирателей, регистрации кандидатов (списков кандидатов), организации голосования и определению результатов выборов;
  • в-четвертых, обязательностью принятых избирательными комиссиями решений дня федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей;
  • в-пятых, невозможностью расформирования избирательных комиссий иначе чем на основании судебного решения, принятого в установленном законом порядке.

Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

Принцип гласности

Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Специально на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий нацелены и предписания закона о возможности участия в заседаниях комиссий зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, представителей средств массовой информации, а также присутствия при проведении голосования, в том числе досрочного, наблюдателей, включая иностранных (международных).

Территориальная основа организации и проведения выборов в стране обусловлена тем, что согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 4) наделение гражданина активным избирательным нравом увязывается с расположением его места жительства на территории того или иного избирательного округа. Как следствие, по территориальному принципу образуются избирательные участки и избирательные округа, формируются избирательные комиссии, осуществляется регистрация (учет) избирателей и составление их списков, подводятся итоги голосования.

Избирательное право включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, организацию и процедуру самих выборов, а также порядок отзыва выборных лиц.

Принципы избирательного права - основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Эти принципы обычно определяются конституцией и избирательным законодательством страны. Так, в РФ в 1997 г. принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который определяет основные принципы избирательного права в России.

К основным принципам демократического избирательного права относят:

принцип всеобщности , означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.

принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;

принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;

принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

Принцип всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования заложены и в Конституции Республики Беларусь. Так, принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают. По Конституции Республики Беларусь, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант