Юридический портал. Льготный консультант

Географические информационные системы. Географическая информация постоянно используется в управлении, планировании, прогнозировании и социально-экономического развития, повседневном быту. На основе географических баз данных (БД) формируются географические информационные системы (ЛС) - созданные с помощью ЭВМ "хранилища" географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. ПС является автоматизированной системой хранения, анализа, представления пространственных данных в виде текста, таблиц, графиков, карт (рис. 2). В состав ПС включаются: ЭВМ, программное обеспечение, пространственная информация в виде картографических данных о природные компоненты, хозяйство, угодья, дороги и др. Они являются автоматизированными системами, которые оперируют пространственно координированной информации. Функционирование ПС осуществляется в такой последовательности: сбор и автоматизированную обработку географической информации, ее пространственная привязка и представление в виде электронной карты на экране дисплея, перевод этой карты в бумажную форму в случае необходимости (например, создание атласов).

По размерам охватываемых территорий ПС делятся на глобальные, национальные, региональные, местные, локальные. Они используются для составления географических карт, кадастров природных ресурсов, инженерных изысканий и проектирования, формирования управленческих решений, их также различают по отдельным объектам и направлениям исследований: географические, экологические, земельные, имущественные, лесопользования, водо ресурсные, рекреационные, туризма и др.

В Институте географии НАНУ разрабатывается многоцелевая Национальная ПС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели региона. В Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко исследуются автоматизированные картографические системы на базе цифровых карт, объемные компьютерные модели современных городских ландшафтов Киева.

Важной составляющей ВС является аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и др. Такие ПС называют интегрированными. В их базах данных картографические данные сочетаются с дистанционными изображениями поверхности Земли, они имеют блоки для приема и программы по обработки аэрокосмических материалов. Базы данных ПС формируются из многих источников географической информации. К ним относят учебники, учебные пособия, карты и атласы, научные отчеты по результатам географических исследований, статистические справочники данным о развитии хозяйства страны, энциклопедии, словари, результаты географических исследований, публикуемых в книгах, научных журналах, данные наблюдений, проводимых учреждениями государственных служб: геологической и гидрометеорологической, геодезии, картографии и кадастра, других учреждений и ведомств.

Географические исследования. Важным источником географической информации является экспедиционные исследования, путешествия, краеведческие экскурсии, занятия туризмом, альпинизмом. Полевые экспедиционные исследования бывают экспедиционными и стационарными. Экспедиционными является изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства (геоморфологические, гидрологические, геоботанические, океанические), которыми охватываются большие по площади территории и акватории). Природные и хозяйственные комплексы и регионы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических, природно-ресурсных, природоохранных). Экспедиционные исследования выполняются отрядами ученых по специально разработанным программам и методикам и делятся на три периода: подготовительный, полевой экспедиционный и камеральный (обработка собранных материалов, написание отчета, составление карт). При экспедиционных исследованиях используются аэрокосмические снимки земной поверхности, выполненные из летательных воздушных и космических аппаратов. Аэрокосмические снимки дешифруют - распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения. Взгляд на Землю из Космоса охватывает ее

большие тектонические структуры, пустыни, речные бассейны, районы, труднодоступные для наземных экспедиций. Спутники обеспечивают возможность исследовать динамику и периодичность природных процессов, уникальные явления и объекты (извержение вулканов, пожары, сход снежных лавин, оползни, разломы земной коры, загрязнение атмосферы и др.). С космических высот открывается новый, доселе неизвестный нам мир, новые закономерности природных условий, особенности урбанизации, температурные неоднородности в морях и океанах, лесных массивах.

Рис. 2. Общая схема функционирования ПС

В 1995 г. Запущен первый украинский спутник "Сич-1", оснащенный приборами для дистанционного зондирования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. Украина сотрудничает с космическими агентствами Европейского Сообщества, России, Германии, Франции, Латинской Америки по космическим исследованиям природных ресурсов и охраны природы. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

Ими получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, карьеры, абразии, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений и др.

Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них подробно изучаются изменения природных комплексов во времени. В Украине такие научные комплексные физико-географические исследования были начаты академиком Г. Высоцким на Великоанадольском стационаре для изучения влияния гидроклиматичних и грунтовых условий на лесоразведения в степной зоне Украины. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского, Таврического университетов.

Наблюдение за состоянием атмосферы и гидросферы проводятся на гидрометеорологических станциях и постах, на которых работают молодые специалисты по метеорологии и климатологии, гидрологии и гидроэкологии, океанологии. В учреждениях Гидрометеорологической службы Украины работает более 5000 сотрудников. В Украине около двухсот гидрометеорологических, авиа-, аэро- и агрометеорологических станций. По состоянию рек, озер, водохранилищ, морских лиманов проводятся наблюдения на 400 гидрологических постах. Наряду с ними агрометеорологические показатели фиксируются на 150 пунктах, осуществляются озонометрические, радиолокационные исследования формирования облаков, осадков, загрязнение атмосферы, вод, почв.

Наше государство имеет членство во Всемирной службе погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, АГРОПРОИЗВОДСТВЕННОЕ комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность, рекреация. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов, других населенных пунктов. Ими служат также описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

Существенными составляющими географической информации есть карты и атласы. Карты является вторым языком картографии. Картографические изображения передают, воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, точек, фигур) и цветного фона. Комбинации графических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют "читать" карту, пользоваться ею, находить на ней новые факты.

Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Географы и картографы имеют значительный опыт составления комплексных и отраслевых, научно-справочных и учебных атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины Л.Д. Кучмы от 01.08.2000 года "О национальном атлас Украины" создается новый картографический произведение - Национальный атлас Украины. В нем будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины. Национальные атласы являются интегральными картографическими моделями государств как природно-ресурсных и социально-экономических территориальных систем. Национальный атлас Украины должно обеспечивать географической информации государство, ее регионы и их органы управления, научные, образовательные, проектные, производственные и общественные учреждения, помогать распространения географических знаний о нашем государстве, способствовать ее сотрудничеству с другими странами мира.

Географическую информацию продуцируют Институт географии, Институт геологических наук, Институт ботаники, Институт зоологии, Совет по изучению производительных сил Украины, региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный естественный музей Украины, областные и районные, городские краеведческие музеи. Географические исследования проводятся научными лабораториями вузов, научными подразделениями природных и природно-исторических заповедников, национальных природных парков, биосферных заповедников. Разнообразная географическая информация есть в статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Результаты научных исследований, описания путешествий, районов Украины и мира приводятся в "Украинском географическом журнале" (основан в 1992 p.), Журнале "География и основы экономики в школе" (издается с 1995 p.), Еженедельнике "Краеведение. География. Туризм "(издается с J996 p.), научных вестниках и сборниках, которые издаются научными учреждениями, вузами, заповедниками, печатаются как материалы научных конференций, географических съездов и др.

Географической информации наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет. Географические по содержанию описания и картины находим в научно-популярной и художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и др.

1. С какими источниками географических знаний вы познакомились при изучении начального курса географии? Каковы их особенности?

Учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы.

2. Что такое план и географическая карта?

План – чертёж, изображающий в условных знаках на плоскости часть земной поверхности. Карта – особый источник географических знаний, это изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде. Карта – обобщенное изображение земной поверхности, в то время как план – просто чертеж на бумаге, там все при помощи условных знаков, а на карте все как фото с космоса.

3. Что такое масштаб.

Масштаб – отношение длины линии на чертеже, плане или карте на к длине соответствующей линии в натуре.

4. Какие условные знаки на картах вам уже известны?

Масштабные и внемасштабные условные знаки.

Вопросы и задания

1. На какие группы делятся карты по охвату территории?

Мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные.

2. Каковы особенности каждой из этих групп?

К первой группе относятся карты, на которых изображена вся земная поверхность целиком. Во вторую группу включены карты, изображающие, как правило, более крупные части земной поверхности, а в третью – менее крупные.

3. По каким ещё признакам даётся деление карт в учебнике?

По масштабу: Крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные. По содержанию: Общегеографические и тематические. По охвату территории: Мира и полушарий, материков и их частей, океанов и их частей. По назначению: Научно-справочные, туристические, технические, учебные.

4. По каждой группе карт приведите по два примера (кроме крупномасштабных).

Среднемасштабные – международная карта мира и аэронавигационные карты США. Мелкомасштабные – карта погоды, карта распространения религий.

5. Какие различия в масштабе существуют в группе мелкомасштабных карт? Подтвердите свой ответ примерами.

Карты имеют разную точность и детальность. Мелкомасштабные карты создаются для охвата больших территорий – от крупных регионов до всего мира. Но для того, чтобы создать карту Восточной Сибири, масштаб должен быть крупнее, чем у карты полушарий. Второй пример: настенная карта полушарий имеет масштаб в 1 см 100 км или 1:10000000, но в атласе такая же карта будет иметь другой масштаб (иначе не вместится в атлас), скажем, 1:50000000 (в 1 см 50 км), а если эту же карту помещают в учебник географии, то масштаб будет еще мельче.

6. Подумайте, где люди применяют географические карты?

В первую очередь люди используют карты в качестве надежного путеводителя, как по суше, так и по воде для прокладывания верных маршрутов при осуществлении туристических походов. Использование карт в военном деле очень важно: они играют роль главного источника информации о местности. Карты используются в качестве учебного пособия для школьного обучения. Они служат основой для составления программ навигации для авиационного транспорта. Используют для прокладывания сухопутных и морских маршрутов. Исследователи и путешественники используют карты для путешествий. В метеорологии. Мы используем карты для определения своего местоположения.

7. Назовите методы географических исследований.

Путешествие, наблюдение, описание, характеристика, картографирование, сравнение, статистика, исторический и космический метод, аэрофотосъемка.

8. В каких профессиях необходимы знания географии?

Геолог, сейсмолог, моряк, астроном, туроператор, геофизик, геодезист, переводчик, гид, учитель, метеоролог.

С помощью условных знаков показывающее расположенные на ней объекты или относящиеся к ней процессы и явления.

Способы изображения объектов на карте

Для изображения на карте объектов используют , которые показывают как географическое расположение объекта, так его некоторую характеристику. Объяснение того, как читать условные обозначения, обычно содержится в легенде карты.

Способ качественного фона подразумевает окрашивание территории с определенной характеристикой в определенный цвет. Таким образом, составляются климатические карты, карты природных зон и т.д.
Способ ареала также подразумевает окрашивание территории в определенный цвет, но в данном случае территории могут перекрываться, в этом случае они окрашиваются полосками разных цветов. Так изображаются карты расселения определенных народов, обитания животных и т.д.

Картограммы — еще один способ изображения объектов, при котором определенные территории (чаще всего — страны) окрашиваются в различные цвета в зависимости от степени проявления того или иного признака. При этом в легенде карты приведена диаграмма, на которой указано, какой цвет, какому показателю соответствует. Так составляются карты обеспеченности природными ресурсами, энергией, карты использования земель и все подобные карты.

Метод изолиний подразумевает отражение информации с помощью линий, соединяющих точки на карте с одинаковыми показателями. Наиболее часто используемые изолинии: изотермы (одинаковая температура), изобары (одинаковое давление), горизонтали (одинаковая высота/глубина). Этот метод используется на физических и климатических картах.

Метод знаков движения подразумевает отражение направления движения с помощью стрелок — например, движения , течений и т.д.

На одной карте могут применяться сразу несколько методов изображения информации. Например, на физической карте метод знаков движения используется для показа морских течений, метод изолиний и картограмм — для отображения абсолютных высот.

Масштаб и его виды

Любая карта составляется с использованием масштаба. Масштаб это отношение длины отрезка на карте к его длине в действительности. Чаще всего масштаб задается в виде дроби, например, 1/20 000, что означает, что 1 см на карте соответствует 20 ООО см, т.е. 200 м на карте. Чем меньше знаменатель дроби, тем крупнее считается масштаб. Вообще масштаб принято разделять на крупный, средний и мелкий. Крупный масштаб -1/200000 и крупнее, его используют при составлении топографических карт и . Средний масштаб (1/200000 — 1/1000000) используют для создания обзорно-топографических карт. Мелкий масштаб (1/1000000 и мельче) используют для создания общегеографических карт.

Измерение расстояний по карте

Расстояния по карте можно измерять с помощью градусной сетки и с помощью масштаба. Если точки находятся на одном меридиане или параллели, удобно воспользоваться . Длина дуги в 1° на любом меридиане и на экваторе известна — 111 км. Длина параллелей уменьшается при движении от экватора к полюсам, существуют таблицы, с помощью которых можно узнать длину дуги в 1° на любой параллели. Таким образом, если две точки находятся на одной широте или долготе, расстояние между ними удобно измерить с помощью градусной сетки.

Расстояние между двумя любыми точками можно вычислить с помощью масштаба, измерив расстояние на карте линейкой и умножив его на величину масштаба. Если нужно измерить длину кривой (например, длину реки или дороги), можно воспользоваться циркулем-измерителем или влажной ниткой. Нитку выкладывают на карте по всему течению реки, повторяя все изгибы. Затем нитку выпрямляют и измеряют. Циркуль устанавливают на небольшое расстояние, а затем «шагают» по всем изгибам реки, считая шаги. После этого подсчитывают расстояние, отмеренное циркулем по карте, и с помощью масштаба находят действительное расстояние между двумя точками.

Дисциплина: География

Тема: « Введение. Источники географической информации».

Практическое занятие № 1.

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

Тип занятия: Изучение нового

Вид занятия: Лекция - визуализация

Количество часов: 2 часа

Цель занятия: Формирование представление об источниках географической

информации.

Задачи:

    Дать представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.

    Сформировать представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.

    Продолжить формировать навыки тестирования и конспектирования лекций.

    Оценить объем и уровень остаточных географических знаний обучающихся для определения степени готовности аудитории к изучению нового материала.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, плазменный телевизор, презентация, контурная карта, атлас,

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Постановка цели и задач.

    Требования к организации учебного процесса.

    Лекция визуализация.

    1. География как наука.

      Географическая карта – особый источник информации о

действительности.

    1. Статистические материалы.

География как наука.

География - одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) т социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.



Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.

Структура ГИС:

    Данные (пространственные данные):

Позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;

Непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.

    Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);

    Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);

    Технологии (методы, порядок действий и т. д.);

    Операторы, администраторы, пользователи.

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)

География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много.

Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.

Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.

Географическая карта – особый источник информации действительности.

Географическая карта - модели с на в уменьшенном виде.

Статистические материалы.

Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.

Статистические материалы - это массовые количественные данные о важных указатели жизни и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель.

    Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России

    Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

  1. Норвегия

    Литва

    Монголия

    Финляндия

  2. Китай

    Белоруссия

    Туркмения

    Город России с населением более 1 миллион человек:

    Мурманск

    Нижний Новгород

  1. Серпухов

    Южно-Сахалинск

    Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

    Канско-Ачинский

    Кузнецкий

    Подмосковный

    Донецкий

4. Центр черной металлургии полного цикла в России:

    Мурманск

    Санкт-Петербург

  1. Магнитогорск

5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в

экономическом районе:

    Северный

    Северо - Кавказский

    Центральный

    Центрально-Черноземный

6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

экономических районов России:

    Северо – Кавказский

    Уральский

    Дальневосточный

    Северный

7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

  1. Производство суровья

    Производство волокна

    Производство пряжи

Ответ: 3,4,2,1

8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности,

расположенные на Волге:

  1. Саратов

    Ярославль

    Смоленск

    Хабаровск

    Волгоград

  2. Архангельск

9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:

«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

    Приморский край

    Мурманская область

    Иркутская область

    Ханты-Мансийский автономный округ

10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:

Экономические регионы Центры производства

России легковых и грузовых автомобилей

    Волго-Вятский А. Серпухов

    Поволжский Б. Набережные челны

    Центральный В. Ижевск

    Уральский Г. Нижний Новгород

Д. Таганрог

Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Номер вопроса

Ответ

1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

6.Фронтальный опрос.

    Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

Ответ:

Экспедиционный

Описательный

Картографический

Сравнительный

Математический

Статистический

Исторический

    Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ:

Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

    Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ:

Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

    Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:

Экспериментальные

Моделирование

Дистанционные (аэрокосмические)

Географический прогноз

Геоинформационные системы

    Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ:

Да, предвидение будущего состояния геосистем.

Геосистемы – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико-географической фации)

определение В. Б. Сочавы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

1. Анализ карт различной тематики.

В результате выполнении заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира, основные международные организации стран, усвоить особенности размещения некоторых видов природных ресурсов по регионам.

Вы должны закрепить и развивать следующие умения:

Составлять карты (картосхемы), диаграммы по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;- выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;

Оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;

Оборудование: ресурсы интернета, географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.

Задания для работы:

Задание 1.

Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.

Ответ:

    Политическая карта

    Государственное устройство

    Минеральные ресурсы суши

    Агроклиматические ресурсы

    Земельные и лесные ресурсы

    Ресурсы гидросферы

    Население

    Размещение населения

  1. Индекс человеческого развития

    Валовой внутренний продукт (ВВП)

    Структура экономики

    Добывающая промышленность

    Электроэнергетика

    Обрабатывающая промышленность

    Сельское хозяйство

    Транспорт

    Внешнеэкономические связи

    Интеграционные объединения

    Территориальная структура хозяйства

    Политические и экономические карты стран

    Глобальная демографическая проблема

    Глобальная экологическая проблема

    Глобальная продовольственная проблема

    Районы политической нестабильности

    Всемирное наследие человечества

Задание 2.

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.

Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия – Минск; Молдавия – Кишинев; Грузия – Тбилиси ; Азербайджан – Баку; Армения – Ереван ; Казахстан – Астана ; Киргизия – Бишкек; Туркмения – Ашхабад ; Таджикистан – Душанбе ; Узбекистан – Ташкент; Эстония – Таллинн ; Латвия – Рига; Литва – Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия – Белград; Хорватия – Загреб ; Черногория – Цетинье ; Македония – Скопье; Словения – Любляна; Босния и Герцеговина – Сараево.

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия – Прага ; Словения – Братислава.

Задание 3.

Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.

Ответ:


Таким образом, сегодня на территории, принадлежавшей бывшей Югославии, существует шесть независимых государств:

Республика Сербия (столица Белград)
Федерация Босния и Герцеговина (столица Сараево)
Республика Словения (столица Братислава)
Республика Македония (столица Скопье)
Республика Черногория (столица Цетинье, Подгорица)
Республика Хорватия (столица Загреб)

(Со столицами в Черногории небольшая путаница. В конституции страны её официальной столицей назван город . Он исторически был центром веры и государственности, здесь располагалась королевская резиденция. В 1946 году столицу перенесли в Титоград, которому в 1992 году вернули прежнее название – . После обретения Черногорией независимости в 2006 году, звание столицы вновь перешло к Цетинье, но при этом большинство государственных учреждений осталось в Подгорице. Чтобы не перевозить правительство страны, решено было внести соответствующие изменения в статус городов.

Так что теперь в Черногории две столицы, для которых придуманы новые определения. Официальная и культурная столица Цетинье, в которой живут президент и митрополит страны, а фактическая деловая и политическая столиц Подгорица).

Задание 4.

Для выполнения задания используйте контурную карту мира.

На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.

Ответ:

Страны «Большой семерки» - США (столица – Вашингтон), Япония (столица – Токио), Германия (столица – Берлин), Франция (столица – Париж), Великобритания (столица – Лондон), Италия (столица – Рим), Канада (столица – Оттава), (с 1994 г. в заседаниях группы участвует Россия).

Задание 5.

Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.

Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.

Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Место в мире

Страна

Регион

Запасы,

млрд т

Бразилия

Латинская Америка

Россия

Европа, Азия

Канада

Северная Америка

Китай

Азия

Австралия

Австралия

Украина

Европа

США

Северная Америка

Казахстан

Азия

Индия

Азия

ЮАР

Африка

Ответ:

Запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Задание 5.

Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблицу №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.

Ответ:

Можно определить следующие критерии:

Страна имеющая самый большой запас железной руды

Страна имеющая самый маленький запас железной руды

Страны имеющие одинаковый объем запаса железной руды

Какой из регионов имеет самый большой запас железной руды

Какой из регионов имеет самый маленький запас железной руды

7.Домашнее задание.

Приобрести атлас и контурную карту по Географии для 10 класса, цветные карандаши.

Выучить записи в тетради.

8. Подведение итогов.

9. Внеаудиторная самостоятельная работа

Сообщение «Статистические материалы», «Виды географических карт».

Занятие №1

Тема: Введение. Источники географической информации.

Вопросы для изучения

1. Экономическая и социальная география как наука.

2.Традиционные и новые методы географических исследований.

3. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

5. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.

1.Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

География – одна из древнейших наук на Земле и занимает почетное место среди любимых школьных дисциплин. Курс экономической и социальной географии мира является завершающим этапом изучения географии в рамках школьной программы. Предметом изучения экономической и социальной географии является изучение развития экономики и размещение населения в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Экономическая география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только экономические, но и социологические методы исследования. Вам известно, что социология наука об обществе и поведении людей, а экономическое и социальное неравенство тесно связаны между собой, поэтому нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы, без человеческого фактора. Таким образом, поставив человека в центр внимания, экономическая география породнилась с социальной географией. Основное направление современного этапа развития – это усиление социальной, политической, экологической направленности исследования. Главное направление – это рациональное использование и преобразование природной среды. Длительное развитие географии привело к углублению её внутренней дифференциации. В экономической географии: география населения, промышленности сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг. В наши дни география из науки описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.

В современной географии известны различные методы географических исследований. Наиболее востребованными являются традиционные географические методы исследований:

I.Традиционные методы-

а) описательный - изучение и описание какой-либо территории выполняется по определенному плану. Описание может быть как одноэлементным (когда рассматривается только один компонент, например, гидрологическая сеть, рельеф, ландшафты), так и комплексным (когда рассматривается территориальный комплекс полностью: природа – население – хозяйство).

б) сравнительный - при изучении различных территорий и географических объектов часто используется сравнительный анализ. Объекты исследования могут располагаться близко друг от друга (например, побережья Черного и Азовского морей) или быть удалены (например, горные системы областей кайнозойской складчатости Южной Америки и Европы) и анализируются сходные признаки. В результате выделяются элементы сходства и различия и делаются соответствующие выводы.

в) картографический - для территории исследования создаются специальные карты или серии тематических карт с целью познания какого-либо явления. С помощью заранее разработанных определенных условных знаков на картографическую основу наносятся те или иные элементы рассматриваемой территории (рельеф, элементы климата, ландшафты и т. д.). Картографический метод обычно применяют с другими методами исследований: дешифрированием аэрофотоснимков, математическими и т. д.

г) ретроспективный (исторический подход). Изучение какого-либо географического объекта, территории: ее ландшафтов, отдельных ее компонентов, природных и социальных явлений – рассматривается во времени, что позволяет составить прогноз на будущее.

д) типологический - По выбранным критериям выделяют эталонные участки (ключевые) на изучаемой территории с целью дальнейшего распространения полученных выводов на другие участки.

II.Современные методы географических исследований:

а) Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем. б) Геоинформатика. Мы живём в эпоху «информационного взрыва», когда объём научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Информатика позволяет применять экономико-математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию ГеоИнфомационных Систем (ГИС). ГИС - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, анализ и отображение пространственных данных и связанных с ними непространственных, а также получение на их основе информации и знаний о географическом пространстве.

Считается, что географические или пространственные данные составляют более половины объема всей циркулирующей информации, используемой организациями, занимающимися разными видами деятельности, в которых необходим учет пространственного размещения объектов. ГИС ориентирована на обеспечение возможности принятия оптимальных управленческих решений на основе анализа пространственных данных.

Внедрение ГИС-технологий в географию затронуло многие отрасли и в первую очередь пиктографию. (Пример: уже созданы мировые электронные карты, различающиеся по характеру и языку. Национальные электронные атласы: США, Канады, Японии, Швеции, Китая и т.д.)

в) Космические методы исследований нашей планеты, это климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Виды географической информации

Географическая информация (ГИ) включает в себя любую информацию, относящуюся к объектам, явлениям и процессам, локализованным в географическом пространстве. Значительная доля географической информации находится в источниках, которые не являются картами. Примерами тому являются адреса в телефонных книгах, дорожные километровые указатели в отчетах о происшествиях, названия мест в географическом справочнике, интернет-порталы. Полноту информации, представленной на картографических произведениях, определяет совокупность листов карт с относительно простыми темами - тематическими картографическими слоями, привязанными к одной карте-основе. Для изображения различных объектов существует специальная система географических символов. Рассмотрим самые используемые:
Линейные знаки – границы, дороги, реки и т.д. Изолинии – соединение точек с одинаковыми параметрами (изобары – атмосферное давление, изотермы t 0 воздуха) Ареалы – районы распространения определенных явлений. Знаки движения – это транспортные потоки, морские течения, ветры и т. д. Качественный фон – используется для отображения национального и религиозного состава (без количественных показателей) Картограмма – разная интенсивность явлений в пределах территориальных единиц. Картодиаграмма – карта с определенным территориальным делением и соответствующими этим делениям диаграммными фигурами. Карта-схема – схематическая карта, не имеющая точной основы (карта маршрутов для путешествий и т.д.) Данные для составления карт получают в настоящее время через спутники. Таким образом, появляется реальная возможность представить географического информацию любого объема и сложности, а для жизни людей роль ГИ огромна. Это наиболее точное и оперативное получение информации о прогнозе погоды, о степени развития различных чрезвычайных явлений, также получение специальной информации, например толщина снежного покрова (это важно для сельского хозяйства), степень охвата злачных культур насекомыми-вредителями, степень засушливости региона, степень вырубки лесных насаждений и т д.

Источники географической информации.

1. Карты, атласы, топографические планы.

2. Географические описания разных территорий.

3. Энциклопедии, справочники, статистические материалы и т. д.

4. Космические и аэрофотоснимки.

5. Геоинформационные системы (ГИС). В настоящее время все перечисленные источники информации могут быть оцифрованы и переведены с бумажных носителей в электронный вид, пример ГИС.

Географическая карта – особый источник информации о действительности.

Общегеографические карты отображают разнообразные элементы земной поверхности - рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др.

Тематические карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность.

К примеру, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах т.д.

Задание на дом:

1. Покажите на контурной карте части света и материки.

2.Укажите роль экономической и социальной географии как науки, её место в системе географических наук.

3. Определите виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

4.Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

5. Изучите географическую карту как особый источник информации о действительности и статистические материалы. Изучите особенности легенды (условных обозначений) на политической карте мира. Укажите другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.

Самостоятельная работа

Занятие №2 Политическая карта мира

Вопросы для изучения

1.Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения, элементы политической карты мира.

2. Количественные и качественные перемены на карте мира.

3. Основные периоды формирования политической карты мира.

4. Типология стран мира. Государственный строй. Формы правления.

Политическая карта мира - это географическая карта, отражающая страны мира, а также форму правления и государственного устройства. Политическая карта мира отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и формы государственного устройства. Политическая карта мира имеет характерные элементы, по которым можно ее определить, это-

· Государственные границы

· Государственные территории

· Территории с международным режимом

· Смешанные территории

· Суверенные государства

· Несамоуправляющиеся территории

· Формы правления

Что принято обозначать в экономической географии мира терминами: Государство, Страна, Территория? Понятие государство обозначает в первую очередь политическую систему власти, установленную на определённой территории, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Понятие страны является менее официальным, чем понятие государства. Территория или подопечные территории - зависимые территории, включенные в итоге второй мировой войны в Международную систему опеки ООН. В основном это колонии, Германии и ее союзников, в Африке (Камерун, Руанда, Бурунди, Сомали, Танзания, Юго-Западная Африка) и острова в Тихом океане (Западное Самоа, Науру, Новая Гвинея, Марианские, Маршалловы и Каролинские) с населением около 20 млн. человек. Управление ими, по соглашению с ООН и под контролем ее Совета по опеке, получили бывшие колониальные державы - Великобритания, Бельгия, Франция. К 1997 г. почти все территории стали независимыми государствами. Прежде чем на планете образовались современные государства, происходил длительный период формирования политической карты мира.

Основные периоды формирования политической карты мира

1. Древний период (до V века н. э.)

2. Средневековый период (V-XV века)

3. Новый период (рубеж XV-XVI веков - 1914 год)

4. Новейший период (с 1914 года по настоящее время)

· Первый этап (с 1914 по 1945)

· Второй этап (1945-1990)

· Третий этап (с 1990 по настоящее время)

В мире по разным источникам (ноябрь 2015) насчитывается 230 территории, в том числе:

193 независимых государств (признанных ООН)

14 непризнанных государств

3 территории с неопределённым статусом

1 квазигосударственное образование Мальтийский орден - обладает статусом наблюдателя в ООН.)

62 зависимых территорий

Процесс рождения и исчезновения государств бесконечен, этот процесс называется изменениями на политической карте мира. Изменения на политической карте бывают количественными (присоединение к государству вновь открытых земель, территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п.) и качественными (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п.). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.

В настоящее время с учетом уровня и характера социально-экономического и политического развития, выделяют следующие группы стран мира:
Страны мира группируются по разным признакам . Например, выделяются суверенные, независимые страны и зависимые страны и территории. Зависимые страны и территории могут носить разные названия: владения - термин "колонии" не употребляется с 1971 г. (их осталось очень мало), заморские департаменты и территории, самоуправляющиеся территории. Так, Гибралтар является владением Великобритании; страна Гвиана в Южной Америке - департамент Франции; островная страна Пуэрто-Рико объявлена "свободно присоединившимся к США государством".

Группировка стран по размерам территории:

ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ СТРАНЫ: (территория более 3 млн. кв. км): Россия (17,1 млн. кв. км), Канада (10 млн. кв. км), Китай (9,6 млн. кв. км), США (9,4 млн кв. км), Бразилия (8,5 млн кв. км), Австралия (7,7 млн кв. км), Индия (3,3 млн кв. км)

МИКРОГОСУДАРСТВА: Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. К ним же относится Сингапур и островные государства Карибского моря и Океания.

СТРАНЫ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ:

По численности населения выделяют 10 крупнейших стран мира: Китай (1318 млн. чел.), Индия (1132 млн. чел.), США (302 млн. чел.), Индонезия (232 млн. чел.), Бразилия (189 млн. чел.), Пакистан (169 млн. чел.), Бангладеш (149 млн. чел.), Россия (146 млн. чел. с р. Крым Нигерия (144 млн. чел.), Япония (128 млн. чел.) (данные на 2014-2015гг)

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ - микрогосударства. В Ватикане, например, живет 1 тыс. человек.

ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫСОКОРАЗВИТЫЕ ГОСУДАРСТВ А отличаются зрелым уровнем развития рыночных отношений. Велика их роль в мировой политике и экономике, они обладают мощным научно-техническим потенциалом. Они отличаются друг от друга масштабами и уровнем развития экономики, численностью населения. США, Великобритания, Япония и др.

БЕДНЫЕ СТРАНЫ - В основном бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки к югу от Сахары, такие страны, как Ангола, Гана, Замбия, а также азиатские страны Афганистан, Бангладеш и др. Они очень сильно отстают от развитого мира по всем основным социально-экономическим показателям. (см. список в конце темы)

Государственные формы правления.

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Имеются две формы правления: республиканская и монархическаяРеспублика форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу парламенту, а исполнительная – правительству. Республики подразделяются на парламентские и президентские . В президентских республиках президент наделяется очень большими правами, сам возглавляет правительство. (США, Иран, Аргентина и т.д.) В парламентских главной фигурой является глава правительства. (ФРГ, Италия, Израиль и т.д.) Монархическая форма правления - власть, при которой главой государства является монарх. Эта верховная власть передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютные, конституционные, теократические .

Абсолютная монархия – власть монарха практически не ограничивается (Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт и др.)

Теократическая монархия – монарх одновременно представляет светскую и духовную власть. (Ватикан, Саудовская Аравия, Бахрейн).

Конституционная монархия – власть монарха ограничивается парламентом. На современной политической карте 30 стран мира имеют монархическую форму правления.

Формы административно-территориального устройства

Страны подразделяются на унитарные (при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть). Федеративные - при которой, наряду с едиными законами, существуют отдельные самоуправляющиеся территориальные единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Задание на дом:

1.Дайте краткую характеристику государства (по собственному выбору в произвольной форме).

2. Используя справочные материалы, карты, заполните таблицу, отметив страны

мира с федеративным административно-территориальным устройством. Объясните, в чем

заключается различие между унитарной и федеративной формами административно-

территориального устройства.

Занятие № 3

Тема: Типология стран мира. Государственный строй. Формы правления.

Вопросы для изучения

1.Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.

2.Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; клю­чевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индуст­риальные страны и др. группы).

3. ООН и ее основные структурные единицы

Политическая карта мира представлена отдельными странами и регионами. Для полного изучения страны принято рассматривать ее с разных точек зрения: по размерам территории, географическому положению, характеру общественного строя, уровню социально-экономического развития, историко-географическим областям и др. Для ранжирования стран по социально-экономическому развитию используется ВВП. Валовой внутренний продукт - одно из великих изобретений ХХ в., почти равное по значению автомобилю. ВВП - сумма всех благ, произведенных на территории данной страны за год, и ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) - объем произведенных благ по национальному принципу: ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний, переведенных за рубеж и заработной платы иностранных рабочих, плюс аналогичные поступления из-за границы. В странах мира используются различные методы подсчета ВВП и ВНП, поэтому данные, приводимые национальной статистикой и международной почти всегда различны. Чтобы обеспечить возможность межстрановых сопоставлений, в международной статистике данные о ВВП приводятся в едином денежном измерении - долларах США. Они рассчитываются экспертами ООН по особым методикам - по официальным обменным курсам или по паритетам покупательной способности валют. Поэтому и эти данные, в зависимости от методики подсчета, значительно отличаются друг от друга.

Существует принятая ООН классификация - деление стран мира на "промышленно развитые", "развивающиеся" и страны с "централизованной плановой экономикой". Но при этом, это деление объединяет в одну группу чрезвычайно разные страны. Очевидно, что такие страны как, например, США и Швейцария, отнесенные к категории "экономически развитые страны", или Кувейт и Папуа-Новая Гвинея (попавшие в группу развивающихся) имеют, безусловно, общие черты, но еще больше между ними различий. Группа промышленно развитых стран включает около 30 государств. Их отличает высокий уровень развития экономики, преобладание отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП, высокое качество и уровень жизни населения. В этих странах создается основная доля мирового промышленного производства. На их долю приходится более 70 % мирового внешнеторгового оборота, в том числе около 90% экспорта машин и оборудования.

К экономически развитым странам относятся примерно 60 стран Европы, Азии, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они характеризуются более высоким уровнем экономического и социального развития и, соответственно, ВВП из расчета на душу населения. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.

Страны G7 «Большая семёрка» (ВВП на душу населения 20-30 тыс. долл.) - Япония, США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

Привилегированные высокоразвитые страны Западной Европы : Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия и др.
Страны «переселенческого» капитализма : Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Страны Нафта США, Канада, Мексика.

«МВФ» в число развитых стран включает Западную Европу, в том числе ЕС. Объединение ЕС вызывает множество споров, вторая и третья волна стран вступивших в ЕС рождает много сомнений. Проще говоря, все страны входящие в Евросоюз, хотя и являются независимыми, но подчиняются одинаковым правилам: в них действуют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной системы, и т.п. Словом, законы Евросоюза действуют во всех странах Евросоюза.


На 2013год:, в Евросоюзе 28 стран.

  • Австрия (1995 год)
  • Бельгия (1957 год)
  • Болгария (2007 год)
  • Великобритания (1973 год)
  • Венгрия (2004 год)
  • Германия (1957 год)
  • Греция (1981 год)
  • Дания (1973 год)
  • Ирландия (1973 год)
  • Испания (1986 год)
  • Италия (1957 год)
  • Кипр (2004 год)
  • Латвия (2004 год)
  • Литва (2004 год)
  • Люксембург (1957 год)
  • Мальта (2004 год)
  • Нидерланды (1957 год)
  • Польша (2004 год)
  • Словакия (2004 год)
  • Словения (2004 год)
  • Португалия (1986 год)
  • Румыния (2007 год)
  • Финляндия (1995 год)
  • Франция (1957 год)
  • Хорватия (2013 год)
  • Чехия (2004 год)
  • Швеция (1995 год)
  • Эстония (2004 год)

Кандидаты Исландия

  • Македония
  • Сербия
  • Турция
  • Черногория

Все они являются членами “Организации экономического сотрудничества и развития” (ОЭСР).

В группу развивающихся стран входит самое большое число государств мира (около 150). Страны эти чрезвычайно разные – к этой группе относятся Бразилия и Тувалу, Индия и Южная Корея, Сомали и Буркина-Фасо и др. Однако всем им присущи такие общие черты социально-экономического развития, как: колониальное прошлое, предопределившее территориальную структуру и преимущественно аграрно-сырьевую специализацию хозяйства.

Особенности участия в международном разделении труда; неравноправное положение в мировом хозяйстве, зависимость от иностранного капитала; огромная внешняя задолженность; наличие острейших проблем - демографической, экологической и продовольственной, а также низкий уровень жизни большей части населения и другие. Тем не менее, среди развивающихся есть страны и территории, по показателям социально-экономического развития, уже приблизившиеся к уровню промышленно развитых. Расмотрим подробно крупные экономические объединения:

1. Страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны. К этой группе относят страны Центр, и Вост. Европы (включая все республики бывшего СССР) и Монголию - это «страны с переходной экономикой»; а также социалистические страны - Кубу, Китай,

2. Ключевые страны : Мексика, Аргентина, Индия, Китай, Бразилия
3. «Новые индустриальные страны или «Желтые тигры» : Сингапур, Тайвань и Республика Корея, а также НИС «второй волны» - Малайзия, Таиланд, Индонезия, Сянган, Тайвань. Их экономические показатели в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, но имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам.
4. «Страны-нефтеэкспортеры » или ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Эквадор)

5.Страны БРИКС Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР.

6. ШОС Шанхайская Организация Сотрудничества

Страны-участницы ШОС

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Узбекистан


Бедные страны - В основном бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки к югу от Сахары, такие страны, как Ангола, Гана, Замбия. А также азиатские страны Афганистан, Бангладеш и др. Они очень сильно отстают от развитого мира по всем основным социально-экономическим показателям.

Бедные страна ВВП на душу населения (данные 2015г)

1 Малави $ 226.50

2 Бурунди $ 267,10

3 Центрально - Африканская Республика $ 333.20

4 Нигер $ 415,40

5 Либерия $ 454,30

6 Мадагаскар $ 463.00

7 Конго $ 484,20

8 Гамбия $ 488,60

9 Эфиопия $ 505.00

10 Гвинея $ 523,10



Структура ООН.

Для самостоятельного изучения:

Типология стран мира:

«Типология стран - выделение групп стран мира сходных по уровню, характеру и типу социально-экономического и исторического развития.

Первым этапом любой типологии является классификация стран по набору демографических, экономических, социальных и других показателей развития.

Второй этап выявление типологических особенностей стран со сходным уровнем развития и их группировка. Широко известны типологии развивающихся стран Болотина Б. М., Шейниса В. Л., Вельского В. В., Машбица Я. Г. и других географов и экономистовhttp://rgo.ru/geography/econom_geography/slovar/tipols1.

Страна, государство - главный объект политической карты мира. Общее число стран на этой карте в течение XX в. заметно увеличилось. Во-первых , в результате изменений, связанных с итогами первой мировой войны. Во-вторых, в результате изменений, последовавших за второй мировой войной, выразившихся в крушении колониальной системы империализма, когда на протяжении 1945 - 1993 гг. политической независимости добились 102 страны. В-третьих, вначале 90-х гг. в результате распада Советского Союза, Югославии, Чехословакии. На современной политической карте насчитывается около 230 стран. За этим количественным ростом следуют важные качественные сдвиги. Это проявляется в том, что из 230 государств 193 - это суверенные государства. Остальное приходится на так называемые несамоуправляющиеся территории.

При таком большом числе стран возникает необходимость в их группировке, которая проводится в первую очередь на основе разных количественных критериев. Наиболее распространена группировка стран по величине их территории и численности населения. Нередко применяется группировка стран по особенностям их географического положения.1. Группировка стран по размерам территории - самые большие страны (территория более 3 млн. км 2) K ним относятся государства разных регионов. Половину участников десятки, делегировал Новый Свет, четыре страны расположены в Евразии, одна - в Африке. При этом лишь Россию можно считать европейской страной. 2. Группировка по распространенности средства общения. Самый распространенный язык в крупнейших странах мира -- английский. На нем говорят в США, Канаде, Австралии и немного в Индии. В России и Казахстане широко употребляется русский язык. В десятке преобладают многонациональные страны. Страна с самым пестрым этническим составом -- Индия. Здесь живет свыше 500 народов, народностей и племен. Много этносов проживает на территории Судана, России, Канады, Казахстана, Китая, США. А вот население Аргентины, Бразилии и Австралии в основном принадлежит к одной этнической группе.2. Группировка по государственному строю, формы правления и административно-территориальное устройство стран мира. Страны мира также различаются по формам правления и по формам территориально-государственного устройства. Выделяют две основные формы правления: республика, где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Другая форма - монархия, где власть принадлежит монарху и передается по наследству. Большинство стран мира имеет республиканскую форму правления. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу; глава государства избирается населением страны. Выделяют президентские республики, где президент возглавляет правительство и имеет большие полномочия (США, Гвинея, Аргентина и др.) и парламентские республики, где роль президента меньше, а главой исполнительной власти является назначаемый президентом премьер-министр. Монархий в настоящее время насчитывается 30. Среди монархий выделяют конституционные и абсолютные. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и деятельностью парламента: реальная законодательная власть принадлежит обычно парламенту, а исполнительная - правительству. Монарх при этом «царствует, но не правит», хотя его политическое влияние довольно большое. К таким монархиям относятся Великобритания, Нидерланды, Испания, Япония и др. При абсолютной монархии власть правителя ничем не ограничена. Государств с такой формой правления сейчас в мире всего шесть: Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ватикан. Особо выделяют так называемые теократические монархии, т. е. страны, где глава государства одновременно является его религиозным главой (Ватикан и Саудовская Аравия). Есть страны, которые имеют специфическую форму правления. К ним относятся государства, входящие в так называемое Содружество (до 1947 г. оно называлось «Британское Содружество наций»). Содружество - объединение стран, в которое входят Великобритания и многие ее бывшие колонии, доминионы и зависимые территории (всего 50 государств). Изначально создавалось Великобританией для сохранения ее экономических и военно-политических позиций в ранее принадлежавших территориях и странах. В 16 странах Содружества главой государства формально считается британская королева." К наиболее крупным из них относятся Канада, Австралия, Новая Зеландия. В них глава государства - королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, а законодательный орган - парламент. 3. По формам государственного устройства различают унитарные и федеративные страны. В унитарном государстве существует единая конституция, единая исполнительная и законодательная власть, а административно-территориальные единицы наделены незначительными полномочиями и подчиняются непосредственно центральному правительству (Франция, Венгрия). В федеративном государстве наряду с едиными законами и органами власти существуют другие государственные образования - республики, штаты, провинции и пр., в которых принимаются собственные законы, есть свои органы власти, т. е. члены федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Но их деятельность не должна противоречить федеральным законам (Индия, Россия, США). Большинство стран мира являются унитарными, федеративных государств в мире сейчас насчитывается чуть более 20. Федеративная форма государства характерна как для многонациональных (Пакистан, Россия) стран, так и для стран с относительно однородным национальным составом населения (Германия). 4. По количеству населения мире по численности населения Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, и Пакистан Россия.

4. По географическому положению.

Приморские страны;

Полуостровные;

Островные;

Страны-архипелаги;

Страны, занимающие внутриконтинентальное положение. Иными словами, при группировке стран по географическому положению обычно выделяют страны, не имеющие выхода к морю (Чад, Монголия, Киргизия, Словакия и др. - всего 42 страны мира) и приморские (Индия, Колумбия). Среди приморских различают островные (Шри-Ланка), полуостровные (Испания) и страны-архипелаги (Япония, Индонезия)» о группировке стран на подгруппы и по роли с мировой экономике.

До начала 90-х гг. все страны мира подразделяли на три типа: социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся. После фактического распада мировой социалистической системы на смену этой типологии пришли другие. Одна из них, также трехчленная, подразделяет все страны мира на экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, т.е. осуществляющие переход от планово-централизованной к рыночной экономике. Широко применяется двухчленная типология с подразделением всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта на душу населения.

Занятие №4

Контрольная работа

Вопросы для подготовки:

1. Что принято обозначать в экономической географии мира терминами: Государство, Страна, Территория?

2.Страны на современной политической карте мира.

3.Ориентироваться и знать основные периоды формирования политической карты мира

4. Знать количество стран на политической карте мира.

5.Количественные и качественные перемены на карте мира.

6.Группировка стран по различным характеристикам и признакам.

7. Типология стран мира. Государственный строй. Формы правления.

8.Формы административно-территориального устройства

9.Историко-географические регионы мира

10. Понимать аббревиатуру ВВП и НВП

11.Ументь находить на карте экономически развитые страны.

12. Знать государства входящие в Евросоюз

13. Знать государства входящие Политический клуб G7, Привилегированные высокоразвитые страны Западной Европы, Страны «переселенческого» капитализма,


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант