Юридический портал. Льготный консультант

39. Понятие правопреемства в международном праве. Основания правопреемства. Виды и формы правопреемства государств

40. Правопреемство государств в отношении международных договоров

41. Международно-правовое регулирование правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов

42. Правопреемство Украины в связи с распадом СССР

38. Институт правопреемства государств в международном праве. Источники института правопреемства

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

При правопреемстве различают: государство-предшественника (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемника (государство, сменившее предшественника).

Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизации, объединение или разделение государств, передача части территории второму государству.

В рамках ООН были приняты две конвенции - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, от государственных архивов и от государственных долгов 1983 г ., но они набрали незначительное количество ратификаций (Украина их ратифицировала). Советом Европы разработано Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г., статьи 18-20 которые посвящены правопреемственности государств.

Вопросы международного правопреемства возникает в случае объединения нескольких государств в новое, единое государство, разделения одного государства на несколько новых государств, отделение от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства (или государств), при вхождении одного (или нескольких государств) к составу второго государства, вследствие деколонизации и в других случаях.

Объектами международного правопреемства могут выступать международные договоры, государственная собственность, государственные долги, гражданство, членство в международных организациях и многое другое.

39. Понятие правопреемства в международном праве. Основания правопреемства. Виды и формы правопреемства государств

Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) в результате возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории.

Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим.

Правопреемство возникает :

  • при распаде федерации;
  • при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);
  • при социальных революциях;
  • при распаде колониальной системы.

Объектами правопреемства могут быть:

  1. территория;
  2. договоры;
  3. государственная собственность;
  4. государственные архивы;
  5. государственные долги;
  6. членство в международных организациях.

Основаниями правопреемства государств являются: социальные революции, деколонизация, объединение государств, передел государства, отделение от государства части территории и передача части территории одного государства другому.

Объектами действия норм правопреемства могут быть: государственная территория, государственная собственность в стране и за рубежом, международные соглашения, участником которых был субъект международного права, прекратил существование или изменил статус, государственные долги, государственные архивы, государственные границы, членство государств в международных организациях.

Существуют следующие формы правопреемства :

- Полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником УССР);

- Неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросам ядерного оружия);

- Отсутствие правопреемства (tabula rasa - чистая доска) - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан - Индия объявила о принятии на себя всех долгов, принадлежащих территории Пакистана, хотя обсудила возможность следующих регрессных требований в Пакистан).

Учитывая, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 / далее: Венская конвенция 1978 / (Украина присоединилась к данной конвенции. 17 сентября 1992) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 / далее: Венская конвенция 1983 / (Украина присоединилась к данной конвенции 17 ноября 1992). Эти конвенции пока не вступили в силу, поэтому их нормы применяются в качестве международных обычаев

Виды:

  • правопреемство международных договоров;
  • правопреемство государственной собственности;
  • правопреемство государственных архивов;
  • правопреемство государственных долгов.

40. Правопреемство государств в отношении международных договоров

Правопреемство государств относительно международных договоров Венская конвенция 1978 регулирует правопреемство только относительно договоров, заключенных в письменной форме, и только между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и другими субъектами международного права действуют обычные нормы.

Конвенция закрепляет следующие правила правопреемства относительно договоров:

а) в случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa чистой доски »): новое государство не связано с договорами, заключенными бывшими государствами-метрополиями;

б) новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта правопреемства;

в) новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если к моменту правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).

Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении данной территории:

а) договоры государства-предшественника утрачивают силу;

б) договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.

Двусторонний договор, находящийся в силе, в отношении территории - объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилась об этом с контрагентом или это следует из ее поведения.

При объединении двух или нескольких государств, права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитария договора и / или его участникам.

41. Международно-правовое регулирование правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов

Венской конвенцией 1983 установлены правила правопреемства в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Согласно Конвенции государственная собственность - это имущество, а также права и интересы, что на момент правопреемства принадлежали согласно внутреннему законодательству государства-предшественника, этому государству.

Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе ее деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему законодательству, и такие, которые хранятся под ее контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила:

а) При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:

  • все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;
  • часть архивов, касающихся соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;

б) При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:

  • недвижимое имущество, находящееся на его территории, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественику и находится за рубежом. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;
  • архивы, принадлежащих ее территории, а также часть других архивов, необходимых для нормального управления.

Государственные долги к правопреемнику не переходят.

в) При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги.

г) При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

  • недвижимое имущество, находящееся на данной территории, а также все связанное с ней движимое имущество и часть другого движимого имущества (в справедливой доли);
  • часть архивов, касающихся данной территории, а также другие архивы, необходимые для управления ею;
  • государственный долг (в справедливой доли).

д) При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:

  • недвижимое имущество, находящееся на их территории, а также движимая собственность, принадлежащая ей;
  • часть архивов, касающихся данной территории, а также другие архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;
  • государственный долг (в справедливой доли).

42. Правопреемство Украины в связи с распадом СССР

Вопрос о правопреемстве в отношении договоров Союза ССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР выступает в качестве одного из важнейших последствий прекращения существования Советского Союза.

Украина в лице своих высших органов власти определила правопреемство в тех случаях, когда в силу международного права это подлежит разрешению односторонним волеизъявлением, а в других случаях - путем заключения соответствующих международных соглашений.

Односторонним волеизъявлением установлена непрерывность государства Украина, ее территориальная преемственность в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года. Этот документ закрепляет существование Украины как суверенного национального государства в существующих границах, деятельность его высшего представительного органа, который имеет исключительное право выступать от имени всего народа - Верховной Рады УССР, на основе верховенства Конституции. Здесь же провозглашались установки украинского гражданства, территориальное верховенство республики на всей ее территории, экономическая самостоятельность и право осуществления внешних сношений.

В Декларации объявлялось правопреемство на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесоюзных алмазном и валютном фондах и золотом запасе, созданный благодаря усилиям народа Республики.

Дальнейшее развитие эта тенденция получила в Законе Украины от 12 сентября 1991 «О правопреемстве». Согласно этому Закону:

  • с момента провозглашения независимости Украины высшим органом государственной власти в Украине была ее Верховная Рада;
  • до принятия новой Конституции Украины действовала Конституция УССР;
  • законы и другие акты УССР действовали на территории Украины при условии, если они не противоречили законам Украины, принятым после провозглашения независимости Украины
  • органы государства, сформированные на основе Конституции СССР, действовавших до создания органов государства на основе Конституции Украины;
  • государственной границей Украины был ее государственную границу в составе СССР по состоянию на 16 июля 1990;
  • Украина подтверждала свои обязательства по международным договорам, которые были ратифицированы УССР до провозглашения независимости Украины, и провозглашала себя правопреемником прав и обязанностей по договорам СССР, не противоречащие Конституции Украины и интересам Республики;
  • Украина не несла ответственности по кредитным договорам СССР, были подписаны после 1 июля 1991 без согласия Украины;
  • все граждане СССР, постоянно проживающие на момент провозглашения независимости Украина на ее территории, становились гражданами Украины.

При заключении международных договоров по различным аспектам правопреемства Украина выходила из своих национальных интересов.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 содержит гарантии государств-участников СНГ по выполнению международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Время каждое государство СНГ должно право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 года о участие государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 года, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 государства-правопреемника СССР, в том числе и Украина, подтвердили свое участие в этих договорах по их территорий и с учетом их национальных интересов.

Каждое из государств СНГ, в том числе и Украина, согласились с тем, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией, самостоятельно вступали (кроме Украины и Белоруссии) в ООН, становились участниками различных международных договоров.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросам правопреемства в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 года Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 года была создана комиссия по правопреемстве в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР (например, Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 года, Соглашение глав государств-участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 года, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 года, Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 года и др..). Украина является участницей большинства из этих договоров.

Так, 6 июля 1992 года между Украиной, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом. Предметом соглашения была вся движимая и недвижимая собственность и инвестиции за пределами территории СССР, находившейся во владении, пользовании и распоряжении СССР, его органов или других структур, под его контролем или юрисдикцией. Под собственностью, в частности, понималась: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнение работ по международным соглашениям СССР и др.. Эта собственность делилась в процентах - от 0,70 (для Туркменистана) до 61,34 (для Российской Федерации). Украина получила 16,37%. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77% и настоящим Соглашением не рассматривалась.

В этот же день 1992 года между теми же субъектами с участием Украины было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР. Общим принципом этого соглашения стало провозглашение целостности архивных фондов бывшей Российской империи и Союза ССР. Соглашением предусматривался переход под юрисдикцию государств-участников СНГ государственных архивов и архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящиеся на их территории. Стороны настоящего Соглашения имеют право на возвращение тех фондов, образовавшихся на их территории и в разное время оказались за их пределами. Кроме того, предусмотрена возможность использования государствами-участниками на основе заключения специальных двусторонних соглашений архивов, находящихся в распоряжении любого участника, путем доступа к ним или получения копий.

В 1992-1994 годах были заключены двусторонние соглашения между Украиной, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Российской Федерацией, Таджикистаном, Узбекистаном - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства относительно внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР.

Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права, (правопредшественника) к другому (Правопреемника) вследствие возникновения или прекращения существования государства или изменения ее территории.

Международное правопреемство касается абсолютно разных сфер деятельности, начиная от варианта, когда берут в аренду интернет магазин и заканчивая продуктов и услуг, которые потребляются во всем мире.

Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик где Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим государствам. Правопреемстве возникает:

При распаде федерации;

При других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого)

При социальных революциях;

При распаде колониальной системы. Объектами правопреемства могут быть:

Территория;

Договоры;

Государственная собственность;

Государственные архивы;

Государственные долги;

Членство в международных организациях. Существуют следующие виды правопреемства:

Полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником СССР)

Неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросам ядерного оружия)

Отсутствие правопреемства (tabula rasa - чистая доска) - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 году Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан - Индия объявила о принятии на себя всех долгов, принадлежащих территории Пакистана, хотя обсудила возможность следующих регрессных требований к Пакистана).

Несмотря на то, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года / далее: Венская конвенция 1978 года / (Украина присоединилась к данной конвенции. 17 сентября 1992) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года / далее: Венская конвенция 1983 года / (Украина присоединилась к данной конвенции 17 ноября 1992). Эти конвенции пока не вступили в силу,. поэтому их нормы применяются в качестве международных обычаев.

Международное правопреемство государств представляет собой переход обязанностей и юридических возможностей одной страны к другой. Причинами этого процесса выступает прекращение существования державы или изменение ее территории. Пределы, в рамках которых осуществляется , определяются суверенной волей стран.

Ключевые теории

Правопреемство государств считается одним из древнейших институтов в мировой юридической системе. В науке известно несколько теорий перехода обязанностей и возможностей от одной страны к другой. В частности, существуют концепции:

  1. Универсального и частичного правопреемства.
  2. "Чистой доски".
  3. Правопреемственности и неправопреемственности.
  4. Континуитета.

Рассмотрим их подробнее.

Особенности концепций

В соответствии с теорией универсального правопреемства, государство является юрлицом, которое состоит из населения, территории, политической организации, обязанностей и прав, переходящих к другой стране. Частичная передача характеризуется следующим. Страна-предшественник сохраняет такие обязанности и юридические возможности, которые не предполагают наличия суверенитета над отторгнутой территорией. Преемник, в свою очередь, не принимает их ни при предоставлении части государства, ни при отделении ее. Согласно теории "чистой доски", новая страна не связана соглашениями предшественницы. Суть концепции правопреемственности предполагает, что юрлицо государства аннулируется в процессе изменения госстроя. Новое лицо принимает обязанности и юридические возможности предшественника так, как будто они являются его собственными. По теории неправопреемственности, к лицу, являющемуся главой государства, переходят только права. Обязанности страны-предшественницы не передаются. По теории континуитета, все соглашения остаются в силе. В этом случае нет необходимости проходить процедуру признания в качестве субъекта мирового права. Достаточно фиксирования факта, что страна является продолжателем предшественника. Например, в 1991 г., 25 декабря, государство-председатель ЕС (Нидерланды на тот момент) опубликовало заявление, которым констатировалось, что Россия является державой, обладающей международными обязанностями и правами бывшего СССР, включая, в том числе, вытекающие из Устава Организации ОН.

Основания для перехода

Правопреемство государств может осуществляться при:

  1. Социальных революциях.
  2. Распаде страны на две и более части.
  3. Слиянии держав при вхождении одной территории в состав другой.
  4. Определении положений относительно метрополий и создании нового независимого государства.

Мировая жизнь знает немало примеров разъединения и объединения стран. К примеру, по ст. 1 Договора об итоговом урегулировании в Германии 1990 г., в ее состав входят ГДР, ФРГ и весь Берлин. По Соглашению о формировании СНГ от 1991 г., СССР прекратил свое существование в качестве субъекта мировой юридической системы. На его территории в результате возникло 12 независимых стран.

Специфика

Правопреемство государств тесным образом связано с вопросами непрерывности существования и идентичности субъектов мировой системы. Страна-наследник принимает, как правило, все обязанности и юридические возможности предшественника. Нельзя не отметить и тот факт, что тесно связано с современными нормативными институтами. В частности, речь о соглашениях между странами, ответственности, членстве в разных организациях и пр.

Нормативная база

В настоящее время действует два основных документа, в соответствии с которыми осуществляется переход юридических возможностей и обязанностей от одной страны к другой. В частности, первым является Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении госсобственности, архивов и долгов. Она была принята в 1983 г., 8 апреля. Кроме этого, действует Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров. Она была принята в 1978 г., 23 августа.

Виды и объекты

В настоящее время может осуществляться правопреемство государств в отношении:

  1. Договоров .
  2. Госсобственности.
  3. Архивов.
  4. Долгов.

В качестве объектов, соответственно, могут выступать:


Основные положения о правопреемстве государств в отношении соглашений

Они определены в документе от 1978 г. Конвенция о правопреемстве государств устанавливает, в частности, что новая независимая страна может установить свой статус участника многостороннего соглашения, который на момент перехода обязанностей и юридических возможностей находился в силе к территории, выступающей в качестве объекта наследования. Это требование, однако, применяется не во всех случаях. В частности, оно не действует, если из соглашения следует или установлен другим способом факт, что использование этого договора по отношению к новой независимой стране существенным образом изменило бы его условия действия или противоречило бы его целям и предмету. Если участие в многостороннем документе требует согласия остальных сторон, то только при его получении держава может установить свой статус. При этом Венская Конвенция о правопреемстве государств предписывает составление уведомления о "наследовании". Оно оформляется письменно. В уведомлении новое государство может выразить согласие на обязательность только части соглашения или выбрать между теми или иными его положениями, если такая возможность предусматривается в договоре. Документ, выступающий в качестве объекта перехода, будет считаться имеющим силу между новой страной и иным участником, когда стороны явственно договорились об этом или в силу их поведения должны считаться выразившими соответствующую волю.

Госсобственность

Переход имущества страны-предшественницы влечет прекращение ее прав на него. Соответственно, юридические возможности появляются у новой - принимающей собственность - державы. В качестве даты перехода выступает момент правопреемства. Обычно наследование собственности осуществляется без какой-либо компенсации. В соответствии со ст. 14 Конвенции от 1983 г., при передаче части территории другой стране, предоставление госсобственности регулируется соглашением между этими государствами. При отсутствии такого документа вопрос может быть решен одним из следующих способов:

  1. Недвижимость, которая находится на территории страны, переходит к наследнику.
  2. Движимые объекты, связанные с деятельностью государства-предшественника на территории, выступающей в качестве объекта передачи, получает преемник.

Объединение и разделение

Когда два и более государства соединяются, они образуют одну страну-преемницу. Госсобственность предшественников полностью переходит к новой державе. При разделении государства и прекращении его существования, образовании из его частей нескольких стран-преемниц, недвижимость получает тот участник, на территории которого она располагается. Если же объекты находятся за пределами предшественника, то она переходит ко всем наследникам в равных долях.

Архивы

Они представляют собой комплекс документов любого рода и давности, приобретенных или созданных предшественником в процессе его функционирования, принадлежащих ему на момент преемства в соответствии с его внутренним законодательством и хранившиеся непосредственно под его контролем. В качестве даты перехода архивов выступает момент наследования. Передача документов осуществляется без компенсации. Страна-предшественница обязана предпринять все надлежащие меры по сохранению целостности, предотвращению уничтожения или ущерба архиву, переходящего к преемнику.

Долги

Они включают в себя любые финансовые обязательства страны-предшественницы относительно других государств, международных организаций или иного субъекта мировой юридической системы, возникшие в соответствии с общепринятыми нормами. Переход долга влечет следующие последствия. В первую очередь прекращаются обязательства страны-предшественницы. Соответственно, они возникают у государства-преемника. Переход задолженности не затрагивает юридических возможностей кредиторов.

Гражданство физлиц

Одна из наиболее актуальных проблем в области международного правопреемства - последствия изменения суверенного статуса государства. Ключевые нормы, регламентирующие гражданство, содержатся во внутреннем законодательстве страны. Однако, его достаточно существенно затрагивает и международное право. Советом Европы в 1997 г. был принят документ, положения которого касаются получения и утраты гражданства при переходе юридических возможностей и обязанностей от одной страны к другой. В сентябре 1996 г. была утверждена Декларация о последствиях правопреемства государств для их населения. Основываясь на этих документах, Комиссия ООН разработала Проект статей, касающихся гражданства. Ключевые положения сводятся к следующему. Любое лицо, имевшее на момент преемства гражданство страны-предшественницы, вне зависимости от способа его получения, имеет право на подданство хотя бы одного из новых государств.

Новые государства приходят на смену старым, прекращающим свое существование. В связи с этим возникает вопрос о межгосударственном правопреемстве (рис. 14).

Правопреемство государств – переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с возникновением нового государства, вхождением одного государства в состав другого, при разделении, отделении государства и т.п.

Правопреемство может иметь место и между иными субъектами международного права, в частности международными организациями.

Рис. 14. Виды правопреемства

Вопросы правопреемства государств урегулированы в двух международных конвенциях: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года. В обеих конвенциях термин "правопреемство государств" определен как означающий "смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории". Однако эти конвенции еще не вступили в силу. Вот почему можно считать, что в международном праве пока нет договорных норм о правопреемстве, которые были бы общеобязательными для всех государств. Теория и практика государств в данном вопросе весьма противоречивы. Ввиду этого вопросы правопреемства решаются в специальных соглашениях двух или более заинтересованных государств.

Объектом правопреемства государств могут быть: международные договоры, государственная собственность, государственные долги, архивы, границы, членство государств в международных организациях.

Особое значение имеет правопреемство государств в отношении международных договоров, поскольку последние являются главным источником международных прав и обязанностей государств; в них закрепляются многие указанные объекты, в том числе определяются государственные границы, членство в международных организациях.

Вопрос о правопреемстве государств встает: 1) при возникновении нового государства в результате социальной революции; 2) при возникновении нового независимого государства в ходе национально-освободительной борьбы (в результате деколонизации); 3) при разделении или отделении частей государства; 4) при объединении государств; 5) при частичных территориальных изменениях государства. Правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных границ, обязательств и прав, относящихся к режиму границы (ст. 11 Венской конвенции 1978 г.).

Образование Содружества Независимых Государств и правопреемство . В связи с образованием Содружества Независимых Государств (СНГ) встал вопрос о правопреемстве этих государств от прекратившего существование СССР в отношении его международных договоров, собственности, долгов и т.д. В Соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. было гарантировано выполнение независимыми государствами – участниками СНГ международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений, подписанных бывшим Союзом ССР. Это не значит, что все государства Содружества автоматически стали сторонами всех договоров СССР. Каждое государство Содружества как правопреемник СССР было вправе по Венской конвенции 1978 года выразить свое согласие или несогласие на обязательность для него того или иного международного договора СССР. Что касается России, то Нотой МИД Российской Федерации главам дипломатических представительств от 13 января 1992 г. было заявлено, что Россия "продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров", заключенных СССР, и "просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны для всех действующих международных договоров вместо Союза CCP".

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права , которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта международного права .

Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и/или международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений , характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права.

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских или иных отношений. Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм международного права . Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

В настоящее время существуют две теории признания (конститутивная и декларативная) и соответственно две формы поведения государств на международной арене.

По мнению сторонников конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением: оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права. Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.

С точки зрения представителей декларативной теории, признание лишь подтверждает правомерность каких-то определенных международно-правовых действий или событий. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости.

Государства, как уже отмечалось, обладают международной правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться (и пользуются) международными правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН , независимо от их признания другими субъектами международного права.

Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны . Затем большее распространение получила декларативная теория, которой сейчас и придерживается в основном значительное число международников, в том числе и российских. Однако в последнее время, на мой взгляд, в практике международного общения наблюдается определенный возврат к конститутивной теории, когда непризнание новых государств со стороны ведущих держав мира означает фактическое невключение их в круг субъектов международного права. Данное обстоятельство во многом обусловлено распадом СССР и изменением соотношения сил на международной арене в пользу одной сверхдержавы.

Нужно сказать, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания. В международных договорах содержатся лишь отдельные нормы о признании.

Следует также учитывать, что институт признания носит комплексный характер. Основной массив его норм содержится в праве международной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы в праве международных договоров , праве международных организаций и др.

Таким образом, акт признания является юридическим фактом, с которым международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений.

Формы и виды признания

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто — это признание официальное, но неполное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Так, в 1960 г. СССР признал де-факто Временное правительство Алжирской Республики . Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. Сегодня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.

Как специфический вид признания можно рассматривать признание ad hoc (признание на данный случай). Это происходит, когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то «разовые» отношения (скажем, защита своих граждан , находящихся в данном государстве) при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание.

Виды признания .

Различают признание государств и признание правительств.

Признание государств происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны , объединения или раздела государств и т.д. Основной критерий признания в данном случае — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти .

Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность , т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.

Особым видом признания правительств является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях. В настоящее время признание правительств в изгнании используется достаточно редко.

В середине XX в. получил широкое распространение и такой вид признания, как признание органов сопротивления и национально-освободительных движений. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как правило, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи.

В современных условиях наблюдается стремление отдельных лидеров национально-сепаратистских движений получить статус органов сопротивления и соответственно права и преимущества, вытекающие из этого.

Правопреемство в международном праве

Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами международного права , прежде всего государствами , заключенных ими международных договоров , международных обязательств в отношении территории , собственности , членства в международных организациях и т.д.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или разделение государств, передача части территории другому государству.

Долгое время основу института правопреемства составляли обычные нормы международного права , однако в конце 70-х — начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Указанные Конвенции в силу пока не вступили, и РФ в них не участвует, однако их нормы часто применяются в качестве международных обычаев .

Помимо вышеназванных, вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например, Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 г.

Следует также отметить, что институт правопреемства в международном праве — межотраслевой: его нормы содержатся и в праве международной правосубъектности, и в праве международных договоров и других , праве международных организаций, международном экономическом праве и пр.

Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.

Правопреемство государств в отношении международных договоров

Нужно учитывать, что Венская конвенция 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении договоров , заключенных в письменной форме, и лишь между государствами . В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами международного права действуют обычные нормы.

Каковы же правила правопреемства в отношении договоров?

1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями.

Новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории — объекта правопреемства.

Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).

2. Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:

  • договоры государства-предшественника утрачивают силу;
  • договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.

Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории — объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.

3. При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

4. При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам.

Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов

В отношении правопреемства государственной собственности , архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Согласно Конвенции государственная собственность — это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.

Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права , возникшее в соответствии с международным правом

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила

1. При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:

  • все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;
  • часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления ;

2. При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:

  • находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость , принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;
  • архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления.

Государственные долги к правопреемнику не переходят.

3. При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги.

4. При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

  • находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);
  • относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;
  • государственный долг (в справедливой доле).

5. При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:

  • находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;
  • относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней; государственный долг (в справедливой доле).

Правопреемство в связи с прекращением существования СССР

Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении территориям и с учетом их национальных интересов

Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Белоруссии) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками договоров о правах человека , о разоружении и т.д.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности , долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР.

В числе многосторонних договоров, регламентирующих различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств — участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав государств — участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

В качестве примера рассмотрим некоторые из них.

В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны — участницы СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость , используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц , находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР и др.

Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия — 4,13 процента, Казахстан — 3,86; Россия — 61,34; Украина — 16,37 процента и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 процента и данным Соглашением не рассматривалась.

В 1992—1994 гг. были заключены двусторонние соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной — с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 — начале 1996 гг.

Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств — участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.

Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглашениями.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант