Юридический портал. Льготный консультант

Многие организации, управляющие МКД, используют в работе интернет-банкинг. Но еще не все судебные органы готовы признавать электронные документы наравне с бумажными. Однако Верховный Суд РФ указывает, что отсутствие на платежке подтверждения оплаты госпошлины в доход федерального бюджета не может служить основанием для оставления жалобы без движения.

К исковому заявлению и заявлению о вынесении судебного приказа требуется приложить документ с подтверждением оплаты госпошлины . Если подать заявление о вынесении судебного приказа без этого документа, судья возвратит ваше заявление, а в случае подачи иска оставит исковое заявление без движения (ст. 136 ГПК РФ).

Обычно судебные работники требуют платежное поручение с печатью банка и подписью его сотрудника. Разберемся, насколько это законно и оправданно.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Это закреплено ч. 3 ст. 333.18 НК РФ.

Подтверждение оплаты госпошлины для суда в безналичной форме является платежным поручением, на котором банк ставит отметку об исполнении.

К сведению

Если исковое заявление подано в суд без соблюдения установленных требований, судья выносит определение об оставлении заявления без движения. Судья извещает об этом лицо, подавшее заявление, и предоставляет разумный срок для исправления недостатков. Такой порядок определен ст. 136 ГПК РФ.

Требования к оформлению платежного поручения изложены также в положении Банка России от 19.06.2012 № 383‑П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее - Положение № 383‑П).

Банки переводят денежные средства по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в т. Ч. С использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях (п. 1.9 Положения № 383‑П).

Возможно ли подтверждение оплаты госпошлины электронным документом

Чтобы подтвердить, что распоряжение в электронном виде о переводе денежных средств по банковскому счету исполнено, банк плательщика направляет ему извещение в электронном виде о списании денежных средств с его банковского счета. В извещении указываются реквизиты исполненного распоряжения. Также банк может направить плательщику исполненное распоряжение в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом таким извещением банк плательщика может подтверждать одновременно прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение (п. 4.6 Положения № 383‑П).

Верховный Суд РФ в 2013 году указал, что надлежит принять исковое заявление к рассмотрению, если представлены доказательства, подтверждающие уплату государственной пошлины за рассмотрение дела в суде общей юрисдикции. Отсутствие на платежном поручении, исполненном банком, отметки о зачислении государственной пошлины в доход федерального бюджета не может служить основанием для оставления жалобы без движения (п. 8 Обзора судебной практики ВС РФ за I квартал 2013 года, утв. Президиумом ВС РФ 03.07.2013).

Таким образом, при подаче искового заявления в суд общей юрисдикции достаточно приложить платежное поручение, сформированное с помощью системы интернет-банкинга. При этом наличие отметки об исполнении не обязательно.

Если вы оплатили пошлину с помощью системы интернет-банкинга, но информации об этом нет в ГИС ГМП, то подтверждением оплаты будет выданный банком документ об осуществлении платежа. Такая позиция Минфина России изложена в письме от 10.01.2017 № 03‑05‑06‑03/80139.

6. Обязан ли арбитражный суд руководствоваться статьей 64 НК РФ о порядке и условиях предоставления отсрочки по уплате налога и сбора при разрешении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины? Статья 64 НК РФ определяет общие положения о порядке и условиях предоставления отсрочки или рассрочки по уплате любого вида налога и сбора и раскрывает их понятие как изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.При этом к основаниям предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога закон не относит оценку имущественного положения налогоплательщика (пункт 2 статьи 64 ГК РФ). Решение о предоставлении отсрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается налоговым органом по согласованию с финансовыми органами.Такие условия и порядок предоставления отсрочки по уплате налога не могут соблюдаться при направлении искового заявления в арбитражный суд. Правила статьи 333.41 НК РФ регулируют особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины как особого вида сбора. Эти нормы имеют специальный характер по отношению к нормам, содержащимся в статье 64 НК РФ, поэтому подлежат непосредственному применению при рассмотрении арбитражным судом ходатайства индивидуального предпринимателя или юридического лица о предоставлении им отсрочки уплаты государственной пошлины.Следовательно, арбитражный суд не должен руководствоваться статьей 64 НК РФ о порядке и условиях предоставления отсрочки по уплате налога при разрешении заявления о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.7. Следует ли считать достаточным доказательством для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины приложение к ходатайству только справки коммерческого банка, в котором имеется банковский счет организации-истца? В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.03.1997 № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине» истец обязан обосновать ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины не только документами об отсутствии денежных средств на расчетных и иных банковских счетах, но и справкой налогового органа с их полным перечнем.В случае, когда к ходатайству не приложена справка налогового органа об открытых налогоплательщиком банковских счетах, несмотря на приобщение нескольких выписок из лицевых расчетных счетов о непроведении банковских операций, то правовых причин для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины не возникает, исковое заявление возвращается истцу в связи с отклонением бездоказательного ходатайства.8. Обязан ли истец для подтверждения имущественного положения, не позволяющего уплатить государственную пошлину, представлять сведения об отсутствии денежных средств на любых специальных счетах в различных банках помимо расчетного счета, зарегистрированного в налоговом органе? Ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины должно быть подтверждено справками из всех без исключения коммерческих банков, в которых по данным налоговых органов имеются банковские расчетные счета истца. Проверке подлежит наличие достаточных денежных средств именно на расчетных и валютных банковских счетах, открытых истцом. Иные (ссудные, текущие, особые, казначейские) счета по своей правовой природе не касаются обязательственных прав истца на безналичные денежные средства, включаемые в состав имущества коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, поэтому для разрешения ходатайства они значения не приобретают и сведения о них не препятствуют предоставлению отсрочки уплаты государственной пошлины.9. Подлежит ли удовлетворению ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины юридического лица, от имени которого иск предъявлен его филиалом, если оно обосновано только документами об отсутствии денежных средств на счете филиала юридического лица? Если предъявленное от имени юридического лица исковое заявление связано с деятельностью его обособленного подразделения и подписано руководителем филиала, то в подтверждение обоснованности ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины к нему должны быть приложены не только справка того банка, в котором проводятся банковские операции по счету филиала юридического лица, но и справка налогового органа о количестве всех банковских счетов самого юридического лица, а также документы банков об отсутствии на каждом из них денежных сумм. В противном случае при представлении истцом лишь одной справки о недостатке для уплаты государственной пошлины денежных средств на счете филиала (обособленного подразделения) организации ходатайство признается необоснованным, исковое заявление может быть возвращено истцу на основании части 1 статьи 129 АПК РФ.10. Какой давности могут приниматься арбитражным судом во внимание справка налогового органа и документы об отсутствии денежных средств на банковских счетах истца при рассмотрении его заявления о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины? Если из регистрационных отметок на справке налогового органа и на выписках из банковских счетов усматривается, что они были получены в налоговом органе и коммерческих банках за несколько месяцев до дня направления искового заявления в арбитражный суд, то тем самым по вине истца при рассмотрении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины арбитражный суд лишен надлежащих сведений о его истинном имущественном положении на день предъявления иска, с которым законодательство связывает момент уплаты государственной пошлины. В течение срока, превышающего один месяц, может существенно измениться имущественное положение истца, на его банковский счет могут поступить денежные средства, достаточные для уплаты государственной пошлины.Исходя из неубедительности документов, выданных банком или налоговым органом давностью от одного до шести месяцев, арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить истцу представить достоверные документы, характеризующие его тяжелое имущественное положение непосредственно на момент предъявления иска.Более того, арбитражный суд вправе отклонить ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины и возвратить исковое заявление, если истцом собраны справки об отсутствии денежных средств, выданные коммерческими банками в срок более шести месяцев до дня направления иска в арбитражный суд.11. Имеют ли силу достаточного доказательства тяжелого имущественного положения истца, необходимого для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины, справки коммерческого банка, выписки из банковского расчетного счета о нулевом остатке денежных средств или о наличии на банковском счете незначительной денежной суммы, не позволяющей уплатить государственную пошлину? По буквальному смыслу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20.03.1997 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине» в банковском документе, указывающем на тяжелое имущественное положение истца, должны содержаться не только данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств, необходимых для уплаты государственной пошлины, но и сведения об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.Тем самым невключение в банковскую справку информации о картотеке или об общей сумме предъявленных к счету и неоплаченных требований не позволяет достоверно установить отсутствие у истца в течение длительного времени достаточных денежных средств для уплаты государственной пошлины, объективно оценить его реальную платежеспособность. Сам по себе нулевой остаток денежных средств на расчетных счетах на дату подачи искового заявления не может служить безусловным доказательством тяжелого имущественного положения истца и невозможности уплатить государственную пошлину при последующем поступлении денежных средств на расчетный банковский счет, открытый коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю.Наличие на расчетном счете незначительной денежной суммы на день выдачи банком соответствующего документа означает, что истцом беспрепятственно и регулярно осуществляются текущие расчетные операции и на банковский счет могли поступить денежные средства, достаточные для уплаты государственной пошлины. Более того, имеющаяся денежная сумма могла быть уплачена истцом и стать причиной для заявления ходатайства об уменьшении государственной пошлины до ее размера.Таким образом, непредставление истцом документальных сведений о размере неуплаченной задолженности по исполнительным листам и платежным документам является достаточным основанием для отклонения его ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины. Поэтому арбитражный суд возвращает истцу исковое заявление в соответствии с частью 1 статьи 129 АПК РФ.В порядке исключения с целью проверки имущественного положения истца и полноты содержания банковских документов, арбитражный суд вправе оставить заявление без движения и предложить истцу дополнительно представить выписку о проведенных по банковскому счету операциях за месяц, предшествовавший предъявлению иска.12. Какая конкретная формулировка о длительности срока отсрочки уплаты государственной пошлины может использоваться арбитражным судом в тексте определения об удовлетворении ходатайства истца о ее предоставлении? Допустимо ли устанавливать срок, на который предоставляется отсрочка, не только указанием на точную календарную дату, но и на период времени в несколько месяцев или отсылкой к моменту вынесения по делу судебного акта? В соответствии с пунктом 1 статьи 333.41 и пунктом 1 статьи 64 НК РФ отсрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года.Законом не предусмотрено обязательное вынесение отдельного определения об удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины. Поэтому результаты его разрешения могут отражаться самостоятельным пунктом в тексте определения о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству.Поскольку законодательство о государственной пошлине связывает длительность предоставления отсрочки с конкретным временным периодом, то такой срок не может ставиться в зависимость от неопределенного момента вынесения по делу судебного акта или наступления иного события, связанного с процессом разбирательства дела. Поэтому не подлежит применению пункт 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20.03.1997 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине», позволявший предоставлять отсрочку уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда или дня вынесения решения по делу.Арбитражный суд вправе установить длительность отсрочки уплаты государственной пошлины указанием на конкретное количество месяцев от одного до двенадцати.Однако с тем, чтобы избежать возникновения дополнительных вопросов о правилах исчисления начала и окончания срока, выраженного в нескольких месяцах, рекомендуется в определении арбитражного суда указывать точную календарную дату, до наступления которой предоставляется отсрочка уплаты государственной пошлины и по окончании которой истец обязан представить в арбитражный суд документ о ее уплате.Например, в определение арбитражного суда может быть внесена следующая запись:«В соответствии с пунктом 2 статьи 333. 22, пунктом 1 статьи 333.41 НК РФ арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года. На основании документов об отсутствии достаточных денежных средств на банковских счетах, подтверждающих тяжелое финансовое и имущественное положение истца, арбитражный суд считает возможным удовлетворить его ходатайство и предоставляет истцу отсрочку уплаты государственной пошлины в сумме ___ на срок до «___» __________ года.


Ну вот, доказательства по делу собраны, иск написан... Однако для того, чтобы обратиться в суд с исковым заявлением необходимо еще оплатить государственную пошлину. По этой причине, многие задаются вопросом, а можно ли предъявить иск без государственной пошлины и как это сделать? В этой статье наши юристы находящиеся в Чебоксарах решили рассказать Вам про то, как подать иск без госпошлины. Они перечислят основные нюансы и объяснят, как предъявить исковое заявление без оплаты госпошлины (государственной пошлины), т.е. в рассрочку, ведь не оплатив, суд оставит ваш иск без движения.

Внимание

Важно: мы не рассматриваем случаи, когда истец в силу норм закона (НК РФ Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций).

От слов к делу!

Размер и порядок уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ Глава 25.3. Государственная пошлина). Факт уплаты госпошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением. Факт уплаты госпошлины в наличной форме подтверждается оригиналом квитанции установленной формы, выдаваемой банком.

Но не всегда истец в силу различных обстоятельств имеет возможность оплатить госпошлину, особенно когда ее размер велик. В этом случае одновременно с подачей искового заявления необходимо подать ходатайство о рассрочке либо отсрочке уплаты госпошлины. Такое ходатайство можно разместить , как непосредственно в тексте искового заявления, так и оформить его отдельным документом, приложенным к иску.

Отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины представляют собой изменение срока её уплаты при наличии оснований, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Возможность получения отсрочки и рассрочки по уплате госпошлины предусмотрены статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 90 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые отсылают нас к Налоговому кодексу РФ (НК РФ Глава 25.3. Государственная пошлина). Налоговый кодекс РФ устанавливает основания и порядок предоставления отсрочки и отсрочки уплаты государственной пошлины, которые практически одинаковы при обращении в любые суды на территории Российской Федерации.

Суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины, если истец представит достаточные и убедительные доказательства того, что его имущественное и финансовое положение не позволяет ему уплатить всю сумму госпошлины единовременно на день предъявления иска, однако при этом имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты госпошлины в полном объеме возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

Как заставить поверить?

Какие же доказательства могут быть приняты во внимание судами при рассмотрении и удовлетворении ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты госпошлины?

К документам, устанавливающим имущественное положение истца - юридического лица (ЮЛ) или индивидуального предпринимателя (ИП) относятся:

  • сведения из налогового органа обо всех счетах ЮЛ или ИП, открытых в банках и иных кредитных учреждениях, с указанием их наименований и адресов;
  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

Организации, в отношении которых осуществляется процедура добровольной ликвидации или введена одна из процедур банкротства , также должны подтверждать обоснованность своего ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины такими доказательствами.

Истцу (заявителю) не требуется предоставлять документы , свидетельствующие о его обращении в банки или иные кредитные учреждения за получением заемных средств, а также документы, свидетельствующие об отсутствии у него ликвидного имущества, за счет реализации которого могла бы быть уплачена госпошлина.

Если у ИП не имеется банковского счета, то помимо сведений из налогового органа об отсутствии счетов (закрытии счетов) его тяжелое имущественное положение может быть подтверждено декларацией о доходах, справкой налогового органа о неуплаченных налогах, справкой службы судебных приставов об имеющихся и не исполненных в отношении ИП исполнительных производств, иными документами о предъявленных к ИП требованиях и т.п.

Гражданин вправе обосновать отсутствие денежных средств для уплаты госпошлины любыми документами , в том числе справкой о заработной плате, справкой из центра занятости о размере выплачиваемого пособия по безработице, если гражданин является безработным, сведениями из пенсионного фонда о размере пенсии, если истец (заявитель) является пенсионером, а также копией пенсионного удостоверения, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных к нему денежных требованиях, данными об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, документами, подтверждающими инвалидность или статус матери-одиночки, документами о составе семьи, если на иждивении заявителя находятся нетрудоспособные или несовершеннолетние граждане и т.п. Ходатайство гражданина о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины наверняка будет отклонено судом если гражданин ограничится простым указанием на своё тяжелое материальное положение без приложения каких-либо доказательств.

Справки и документы, свидетельствующие о невозможности уплатить сумму госпошлины единовременно и полном объеме, должны быть актуальными , поскольку должны подтверждать имущественное положение истца на момент обращения с иском в суд.

Иногда имеет смысл уплатить небольшую часть госпошлины, а на оставшуюся неуплаченную часть госпошлины попросить отсрочку. В таких случаях суды, скажем так, более охотно идут навстречу истцу и удовлетворяют его ходатайство об отсрочке/рассрочке уплаты госпошлины.

Срок отсрочки уплаты госпошлины

На какой срок предоставляется отсрочка (рассрочка) уплаты госпошлины? Отсрочка и рассрочка уплаты госпошлины предоставляется на срок, (Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора). Обращаясь в суд с ходатайством об отсрочке (рассрочке) уплаты госпошлины истец должен указать срок, в течение которого, исходя из своего финансового положения, он имеет возможность уплатить сумму госпошлины частями – при рассрочке, или срок, к которому его имущественное и финансовое положение измениться на столько, что позволит ему уплатить сумму госпошлины полностью – при отсрочке.

Как показывает наша практика, чаще всего суды предоставляют отсрочку уплаты госпошлины до вынесения решения по делу . Вынося окончательный судебный акт, суд решает вопрос о распределении судебных расходов между сторонами в соответствии с процессуальным законодательством.

Суд вправе продлить срок отсрочки уплаты госпошлины по окончании того периода, на который она была предоставлена. Данное продление, как и повторное предоставление отсрочки уплаты госпошлины, не запрещено законодательством и возможно при условии заявления истцом нового ходатайства с приложением новых документов, подтверждающих его обоснованность и сохранение тяжелого имущественного положения истца. При этом длительность каждой отсрочки не может превышать одного года.

Полезно знать!

Имеются также иные способы решения проблемы, связанной с отсутствием денежных средств в объеме, необходимом для единовременной уплаты государственной пошлины.

Чаще всего большая сумма госпошлины набегает по искам имущественного характера. В этом случае рекомендуем поступить следующим образом: в исковых требованиях указать меньшую сумму, чем вы обосновываете по тексту иска . Поскольку госпошлина напрямую зависит от взыскиваемой суммы, то естественно и размер госпошлины будет меньше. В последующем, при рассмотрении иска вы увеличиваете исковые требования до того размера, который можете обосновать, доплачивать в этом случае госпошлину не надо. В данном случае недостающая сумма госпошлины оплачивается в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. Но если Ваш иск с ответчику будет удовлетворён, то в этом случае Вам и вовсе не придётся оплачивать госпошлину, поскольку она полностью будет взыскана с ответчика как с проигравшей стороны.

Законом не предусмотрено обязательное вынесение отдельного судебного акта об удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины. Поэтому результаты его разрешения обычно отражаются самостоятельным пунктом в тексте определения о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству.

В исключительных случаях, когда неполнота представленных истцом документов не позволяет объективно и всесторонне разрешить ходатайство об отсрочке (рассрочке) уплаты госпошлины, суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить истцу обосновать ходатайство дополнительными доказательствами.

Также стоит иметь в виду, что если сама пошлина не отличается большими размерами (например, по спорам неимущественного характера), то ходатайство по отсрочке (рассрочке) уплату госпошлины платежа будет рассмотрено, как неуместное.

Имейте в виду , что если суд отклонит ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, исковое заявление со всеми приложенными документами возвращается истцу без рассмотрения самого иска, поэтому мы всегда рекомендуем воспользоваться юридической консультацией , ведь это поможет минимизировать риск пропуска срока исковой давности. Но это уже совсем другая тема…

Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины (Писарев Д.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

Компании в процессе осуществления хозяйственной деятельности заинтересованы в оптимизации затрат и сохранении денежных средств для инвестирования в бизнес-проекты. Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины позволяет им не только выиграть для себя дополнительное время, но и получить доступ к правосудию и защитить свои права.

В большинстве случаев за обращение в суд компании уплачивают государственную пошлину в размерах и порядке, предусмотренных ст. 333.19 - 333.20 НК РФ. Поскольку государственная пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы и (или) процента от определенной величины, в случае, когда предметом иска является, например, взыскание компенсации за нарушение исключительных прав, ее не следует заявлять в максимальном размере. Истец несет риск наступления последствий совершения им процессуальных действий, который в данном случае заключается в отнесении на него пошлины пропорционально размеру необоснованно заявленной компенсации (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 9189/13).

При неясности размера подлежащей уплате государственной пошлины истец вправе заплатить ее согласно своему расчету с указанием в иске или в отдельном ходатайстве просьбы определить при необходимости размер доплаты, и суд не вправе возвратить поданный иск (Апелляционное определение Московского областного суда от 23.09.2015 по делу N 33-23099/15). Часть государственной пошлины необходимо заплатить при подаче иска, чтобы суд указал, какой суммы не хватает, поскольку в противном случае он в своем определении оставит его без движения по мотиву неприложения документа об уплате пошлины без указания ее размера (Определение Приморского краевого суда от 25.08.2015 по делу N 33-7587/2015).

Нередко кредиторам при обращении в суды в связи с большим размером взыскиваемых денежных сумм с должников бывает нелегко единовременно уплатить государственную пошлину. Например, при подаче иска с требованиями имущественного характера при цене иска свыше 2 000 000 руб. в бюджет подлежит уплате государственная пошлина, рассчитываемая следующим образом: 33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по ее уплате на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту. Одной из ее целей является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены (ст. 333.41 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляются отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, а также неперечисление заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

Производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) заинтересованным лицом носят сезонный характер;

Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке в уплате государственной пошлины может быть подано одновременно с подачей иска в суд, поскольку ее неуплата является основанием для оставления искового заявления без движения, а затем для его возвращения (ст. 128, 129 АПК РФ). В нем необходимо обосновать невозможность единовременной уплаты государственной пошлины и приложить к нему соответствующие доказательства. Возможность получения рассматриваемой преференции законом не поставлена в зависимость от размера подлежащей уплате в бюджет государственной пошлины, поэтому данное обстоятельство при подаче ходатайства заявителем не должно учитываться (Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А55-16833/07).

Принимая по итогам окончания разрешения спора решение, суд в резолютивной части указывает на обязанность заплатить в бюджет сумму государственной пошлины: на самого заявителя, если в удовлетворении его исковых требований будет отказано, либо на его процессуального оппонента, если заявитель выиграет спор (ст. 110 АПК РФ).

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Физическому лицу отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (например, единственное жилье или предметы домашнего обихода).

Можно представлять любые доказательства, подтверждающие обоснованность просьбы истца, поскольку законом их перечень не регламентирован. В частности, это могут быть справки из кредитных организаций об открытых расчетных счетах и выписки по ним с указанием на отсутствие денежных средств (Определение ВС РФ от 18.09.2015 по делу N 301-КГ15-13941).

В ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть представлены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение подателя жалобы не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при ее подаче (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6). К таким документам относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты; подтвержденные банком данные об отсутствии на соответствующем счете денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Перечень документов, необходимых при подготовке ходатайства, представлен в п. 5 ст. 64 НК РФ:

Справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам заинтересованного лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в ней;

Справки банков об остатках денежных средств на всех счетах заинтересованного лица в них;

Перечень контрагентов - дебиторов заинтересованного лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства) и др.

Такие документы, как решение банка об отказе в предоставлении кредита, постановления территориальных подразделений Федеральной службы судебных приставов об обращении взыскания на имущество заявителя или о взыскании с него суммы исполнительского сбора, сами по себе не являются достаточными доказательствами, достоверно подтверждающими невозможность уплаты государственной пошлины, поскольку свидетельствуют только о его временных финансовых трудностях (Определение Приморского краевого суда от 07.09.2015 по делу N 33-8102/2015).

То же самое относится и к справкам из Федерального казначейства об изъятии с лицевого счета заявителя денежных сумм, поскольку в данном случае имеет место удержание средств, а не задержка или отказ в предоставлении финансирования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2008 по делу N Ф03-А51/08-2/2146). Сказанное относится и к ходатайству заявителя об увеличении ему лимита финансирования (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 по делу N А56-14702/2007).

Суд должен видеть из представленных доказательств, что у заявителя по всем открытым в банках расчетным счетам денежные средства либо отсутствуют, либо имеются в незначительном количестве, которое в любом случае не позволяет заплатить государственную пошлину (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2006 по делу N А52-5701/2005/1). Справка из банка о закрытых счетах сама по себе позицию заявителя о невозможности заплатить пошлину не подтверждает, поэтому суд ее не примет как надлежащее доказательство. Точно так же и решение налогового органа по поводу обращения взыскания в счет исполнения налоговых обязанностей заявителя на денежные средства, находящиеся на его счетах, не является доказательством, подтверждающим его имущественное положение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2002 N А42-3114/02-6).

Следует иметь в виду, что и справка об отсутствии денежных средств на счетах сама по себе не всегда устраивает суд, если заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет возможность финансировать свои расходы. Суд может просто указать, что заявитель не представил доказательств блокировки его счета или наложения ареста, приостановления операций по счетам по решению инспекции или банка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 по делу N А56-7180/04). Между тем ему пригодится справка из банка, в которой будет приведена информация не просто об отсутствии денег на счете, но также и о наличии картотеки неоплаченных счетов, о наложенных арестах на денежные средства и др. (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2016 N Ф08-10102/2015).

Заявитель должен доказать суду, что у него существует объективная возможность в будущем получить на свои счета денежные средства, которые позволят ему исполнить свою обязанность по уплате государственной пошлины. Например, кредитный договор с банком об открытии кредитной линии, независимая гарантия, уведомление страховой компании о готовности в определенный срок произвести выплату суммы страхового возмещения и др. (Определение Владимирского областного суда от 11.06.2014 по делу N 33-2115/2014).

Заявитель может представить выписки, письма и справки из Росреестра и ГИБДД об отсутствии у него объектов недвижимости и транспортных средств, которые он смог бы реализовать и за счет их стоимости заплатить государственную пошлину, а также документы из иных государственных органов, подтверждающие его тяжелое финансовое положение, не позволяющее ему единовременно заплатить ее (Определение Московского городского суда от 09.01.2013 N 4г/8-11764/12).

Суд не предоставит отсрочку или рассрочку в уплате государственной пошлины в случае, если заявитель не смог ее заплатить в связи со сбоями или техническими неполадками в работе своего оборудования, поскольку данное обстоятельство не относится к числу тех, что позволяют получить отсрочку или рассрочку (Определение ВС РФ от 11.11.2014 по делу N 305-ЭС14-5836).

Если с ходатайством о предоставлении отсрочки в суд обращается конкурсный управляющий в интересах должника, то суд должен оценить имущественное положение именно должника, а не самого конкурсного управляющего, поскольку участником процесса в любом случае является должник. Конкурсный управляющий совершает названные действия и участвует в обособленном споре от имени общества-должника в силу того, что осуществляет полномочия его руководителя и иных органов его управления (п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В связи с этим суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины с учетом имущественного положения именно должника (общества) как плательщика государственной пошлины, а не его конкурсного управляющего (Определение ВС РФ от 05.10.2015 N 305-КГ15-8556).

При определенных обстоятельствах уплаченная государственная пошлина может быть взыскана в качестве убытков. Например, одним из самых распространенных оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя является наличие у заявителя задолженности перед бюджетом. Если у налогоплательщика на дату подачи заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя имеется задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням или штрафам, подтвержденная справкой налогового органа в форме электронного документа, переданной в лицензирующий орган, то последний отказывает в ее выдаче (п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Для принятия решения об отказе в выдаче лицензии не имеет значения конкретный размер задолженности заявителя перед бюджетом, даже если он является явно незначительным, равно как и конкретный вид такой задолженности. Сам факт ее наличия служит достаточным и безусловным основанием для отказа в ее выдаче. В случае отказа в выдаче лицензии уплаченная государственная пошлина не возвращается, поскольку п. 1 ст. 333.40 НК РФ не содержит такого основания для возврата пошлины. В данном случае юридически значимые действия в отношении заявителя были совершены при рассмотрении заявления о выдаче лицензии, поэтому уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит (Постановление КС РФ от 23.05.2013 N 11-П).

Свои права заявители могут защитить за счет казны, если отказ в выдаче лицензии и утрата уплаченной государственной пошлины стали следствием неправомерных действий налогового органа, который предоставил в лицензирующий орган некорректную информацию о наличии у заявителя задолженности по налоговым платежам, которой в действительности не было. Для этого заявитель может подать иск о взыскании убытков в виде реального ущерба - утраченной пошлины, которые взыскиваются за счет казны Российской Федерации в лице налогового органа, предоставившего недостоверные сведения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2014 по делу N А56-22099/2013).

Применение указанной меры возможно, если доказаны противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями и возникшими убытками, наличие и размер понесенных убытков. Для удовлетворения требования о возмещении убытков необходимо доказать наличие совокупности указанных условий. Недоказанность одного из них исключает возможность удовлетворения требования о возмещении убытков (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2011 по делу N А26-3919/2010).

Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). Суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145).

Обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установлена подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ. От имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, в данном случае - ФНС России (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2014 по делу N А46-13945/2013).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. N 146-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 14 июня 2002 г. N 95-ФЗ, ред. от 23.06.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Государственная пошлина – это определенный сбор денежных средств, который принимается от граждан в соответствии с установленными государством тарифами за юридически значимые действия. Давайте разберемся, как вернуть деньги за госпошлину в том или ином органе. Порядок действий отличается в зависимости от вашей ситуации и ведомства, в которое был уплачен сбор.

Можно ли вернуть деньги за госпошлину?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Все действия, связанные со сбором средств с граждан в отношение государства за юридические операции, регулируются налоговым кодексом. В главе 25.3 настоящего кодекса можно узнать о юридическом значении термина пошлины, об особенностях сбора, о размере и о порядке уплаты самой пошлины. рассказывает о возможных основаниях, которые можно использовать для возврата пошлины по той или иной ситуации.

Существует несколько событий, из которых можно составить условный список причин для возврата уплаченных средств за госпошлину.

Человек оплатил пошлину, но передумал обращаться в орган Да, в такой ситуации законодательство оставляет возможность возврата суммы с помощью специального заявления на обратной перечисление средств
Пошлина оплачена в большем размере Необходимо обратиться в орган, реквизиты которого вы указали в назначении платежа, и потребовать возврата суммы на каком-либо основании. Например, из-за неверного информирования исполнительным органов власти с помощью информационного стенда в ведомства
Вам отказали в выполнении уже оплаченных действий Здесь нужно внимательно разобраться в причинах отказа. Если вы нарушили порядок обращения и не нуждаетесь в услуге, то пошлину могут и не вернуть. Если же это вина должностного лица – то пошлина обязательно возвращается
Прекращено производство по делу В такой ситуации пошлина удерживается в счет судебных издержек и расходов
Суд отказывает принять жалобу Необходимо разбираться в законности этих действий. Если обращение будет признано законным, то пошлина будет учтена при втором обращении в этот же орган

Также существуют ситуации, когда плательщик по ошибки перечислил средства на неверный счет или произошла ошибка в банковском терминале. Это ситуация лежит скорее в сфере не возвращения сбора, а в устранении ошибки при получении услуги по переводу денежных средств. Как вернуть деньги за неправильно оплаченную госпошлину? Рассмотрим эту ситуацию в отдельном разделе.

Срок для возврата денежных средств

На самом деле неважно, оплачена ли госпошлина по верным реквизитам, или перечислена в другую организацию. У вас в любом случае есть три года – такой срок исковой давности на любые действия или жалобы в гражданской сфере, за небольшим исключением. Куда интересующая нас ситуация не входит.

Если вы написали заявление на возврат, то у государственного органа есть 30 дней, чтобы вернуть вам деньги. Срок же на принятие решения о возврате или отказе в выполнении ваших требований – всего 10 дней. По истечении этого срока вас обязаны уведомить о принятом решении.

При этом согласно налоговому кодексу и гражданскому законодательству, если государственный орган нарушит эти сроки, то фактически будет незаконно пользоваться денежными средствами. Это повод получить возможную неустойку – хотя сумма пеней и будет минимальна, так как пошлины обычно не очень большие. Актуальна ситуация с возвратом неустойки обычно в случае пошлин в суд на возврат долга – там сбор высчитывается исходя из суммы договора.

Порядок возврата пошлины с точки зрения закона

С точки зрения закона вопрос как вернуть деньги за госпошлину можно рассматривать и через призму закона о защите прав потребителей. В этой ситуации важно понимать, что вернуть деньги можно только за неполученную услугу. Если услуга выполнена, то деньги легитимно переходят новому владельцу. В нашей ситуации – органу государственной власти или местного самоуправления.

Сам же порядок прост – обращение, рассмотрение, а затем либо отказ и возможное обжалование, либо согласие и перечисление средств на ваш банковский счет. Наличными вернуть деньги скорее всего не получится. Если же услуга была не оказана, то нужно разбираться в законе.

В каких случаях закон разрешает вернуть деньги за госпошлину

  • Вы заплатили больше, чем предусмотрено налоговым кодексом или примечаниями к нему
  • Вам отказали в оказании услуги – здесь нужно разбираться в причинах отказа. Но возврат возможен, даже если вы просто не можете получить эту услугу – например, известен случай, когда 17-летняя девушка оплатила госпошлину и думала, как вернуть деньги, ведь права она могла получить только с 18-летия. Дело разрешено удачно.
  • Если судебное производство прекращено без рассмотрения. Здесь ключевое слово – «без». Если же производство стартовало, но после первого заседания судья решил, что нужно отказывать в рассмотрении — то пошлина будет удержана.

Есть еще несколько тонкостей. Например, если в арбитражном суде рассматривается процесс спора между двумя лицами и они приходят к мировому соглашению, то истец может рассчитывать только на возмещении 50% от госпошлины. Поэтому в таких ситуациях отдельно указывается, готов ли ответчик возместить оставшиеся 50% в сторону истца.

Как подготовить заявление для возврата пошлины

Основной документ – это заявление, написанное вами для предоставления в нужный орган. В нем указывается ваши паспортные данные, общая тема заявления в свободной форме. Обычно пишется так:

«Я, ФИО, оплатил пошлину за выполнение таких-то действий. Так как (указывается причина, почему действие не выполнено), прошу вернуть мне средства, уплаченные в виде государственной пошлины, на счет №». Также указываются контактные данные обратившегося.

Причин на возврат может быть несколько. Тогда нужно перечислить их все. Таким образом вы позволите сотрудникам нужно вам учреждения не тратить время на поиск нужных документов и восстановления хронологии событий, а сосредоточиться на самом процессе возврата. Направить заявление можно или лично, или по почте.

  • Если лично, то нужно проконтролировать, что оно будет датировано, а вы получите квиток с уведомлением о том, что заявление принято к рассмотрению. На нем должна быть дата и подпись должностного лица с расшифровкой инициалов и указанием самой должности.
  • Если по почте, то нужно направлять заказным письмом с ценной описью, чтобы можно было доказать в случае суда дату, когда вы направили данное заявление

С образцом заявления на возврат денег за госпошлину можно ознакомиться здесь (). Есть ключевые особенности при составлении заявления о возврате сбора за юридические услуги государства при обращении в различные органы. Давайте рассмотрим подробности популярных случаев.

Загранпаспорт

Основания для возврата в это ситуации простые – это либо отказ должностного лица оформить вам загранпаспорт по какой-либо причине, либо ваше решение отказаться от оформления паспорта. Либо же просто излишне уплаченная сумма – ведь часто на стендах в ФМС указана старая информация с повышенной стоимостью уплаты. В такой ситуации можно не спрашивать сотрудника паспортного отдела, как вернуть деньги за госпошлину на загранпаспорт, а просто подготовить стандартное заявление, указав в шапке начальника отдела УФМС, в котором вы получаете услугу.

Причем нужно понимать, что в случае с загранпаспортом никаких препятствий для возврата нет, нужно лишь верно и без эмоций и ошибок написать заявление.

  • Если ФМС согласятся на ваши требования, то в течение тридцати дней деньги должны поступить на ваш счет
  • Если будет отказ, то придется обращаться в суд и пытаться оспорить это решение. Здесь выводы остаются на усмотрение судьи. Практика показывает, что чаще всего закон встает на сторону обратившегося за возмещением, а УФМС обычно предлагают мировое соглашение еще на первом этапе.

УФМС

В этом ведомстве кроме оформления загранпаспорта приходится платить деньги и за обычный паспорт гражданина страны. Как вернуть деньги уплаченные за госпошлину за паспорт нового образца, если хотели старый? По сути – никак. Можно написать заявление в УФМС, указать, что банк перевел сумму, но скорее всего ведомства вынесет отказ – так как информация о разнице в суммах и отличиях за услуги вам была озвучена при уплате.

Суд

Одна из самых неоднозначных ситуаций в нашем вопросе – это можно ли вернуть деньги за госпошлину в суде. Нужно смотреть на каждую конкретную ситуацию. Если суд отказывает в рассмотрение вашей жалобы или иска – да, можно. Также если заявление заполнено неправильно, и дается отказ на этом основании – также можно. Но в ситуации, когда дело началось, скорее всего пошлина останется в ведомства как оплата за работу судьи и канцелярии.

Если же сам бланк пошлины сформирован неправильно — можно обращаться с требованием возврата.

Росреестр

Основные виды госпошлин в Росреестр – это суммы за оформление договоров купли-продажи, дарения, и наследования недвижимости. В такой ситуации люди часто путают размеры госпошлин и уплачивают излишние средства. Поэтому нужно внимательно смотреть на сумму и изучать требования к сумма на уплату.

  • Если была излишне уплаченная сумма, то заявление направляется в свободной форме и деньги возвращаются через 30 дней. Обычно проволочек нет. Можно указать, что сумму вы взяли из стенда с информацией в здании самого ведомства – так сказать, озвучить причину вашей ошибки.
  • Бывает ситуация, когда сделка с недвижимостью не состоялась из-за отказа Росреестра. Тогда рассчитывать на возврат денег не придется
  • Если документы на сделку приостанавливаются, то можно рассчитывать на возврат только 50% от суммы госпошлины

Возврат средств, уплаченных через госуслуги

Многие граждане предпочитают оплачивать сбор в любые органы через сервис «Госуслуг». Это логично, ведь законодатель предусмотрел определенные скидки для зарегистрированных пользователей национального сервиса. В ситуации, когда госпошлина была оплачена в любой из органов через госуслуги, но вы решили вернуть деньги, то сделать это вы сможете только при явившись в соответствующую инстанцию лично. Дело в том, что сервис сейчас предоставляет возможность формировать квитанции на оплату, но не содержит формы обращения с просьбой вернуть госпошлину. Поэтому если вы ошиблись с суммой или случайно выбрали не ту услугу — нужно идти путем очного обращения. Алгоритм и особенности обращение в то или иное ведомство описаны выше.

Если оплачивали госпошлину через госуслуги с помощью онлайн-банкинга, то к заявлению приложите распечатанный чек или номер операции по счету, который сохранился в вашем личном кабинете. Также не забудьте указать полную сумму платежа без учета комиссии банка.

Как вернуть деньги за неправильно оплаченную госпошлину

Практика знает два варианта неправильности в оплате госпошлины:

  • Когда человек перепутал ведомства или названия пошлины/услуги или оплатил неверную сумму
  • Когда оплата госпошлины проводится через терминал, произошла ошибка и он задается вопросом как вернуть деньги.

В первой ситуации стоит писать заявление по предлагаемому нами образцу в нужное вам ведомства и ждать возврата денег.

В случае терминала – сразу же сделайте платеж в нужное ведомство и за нужную услуги и позвоните в техподдержку банка. Обычно платеж можно отменить в течение суток, поэтому у вас есть шанс вернуть все средства, если они ушли не физическому лицу, а юридическому, что обычно и бывает.

Если прошло больше суток, то вам нужно уточнить название ведомства – это можно сделать, изучив чек, информация обычно пишется в назначении платежа. А после заполнить заявление и отправить его в этом ведомство, заодно приложив и копию квитанции оплаченной нужной вам услуги – так вы подтвердите свою добропорядочность и косвенно продемонстрируете ошибку.

Исключения из правил возврата денег

Юридическая практика знает несколько видов ситуаций, когда деньги за уплаченную госпошлину не возвращаются. Например, это ошибки с заявителем.

Так, заявление на возврат должен подписывать человек, который и отправлял платеж, то есть получатель услуги. Возможно исключение – в случае, если есть нотариально заверенная доверенность на выполнение таких действий.

Закону не важно, кем является плательщик – юридическим или физическим лицом. Поэтому если вы вносили госпошлину от лица организации, где работаете, а заявление на возврат написали как юридическое лицо, то ведомства может отказать из-за путаницы с заявителем.

Вам обязательно нужно подтвердить факт оплаты государственной пошлины. Для этого нужно к заявлению приложить копию платежной квитанции, которую выдает банкомат или сотрудник банка при оплате. Если платеж осуществляется с помощью онлайн-сервисов, нужно распечатать чек или иной документ, подтверждающий факт платежа. Если вы не можете подтвердить платеж, заявление могут вернуть как неверно оформленное. И доказывать уплату будет довольно сложно.

Есть и более прозаичные ситуации, из-за которых не получается вернуть деньги за госпошлину.

  • Если речь идет об Арбитражном суде, то при добровольном удовлетворении ваших требований ответчиком даже до первого заседания суд не вернет деньги за пошлину.
  • В судах общей юрисдикции действует аналогичном правильно при заключении мирового соглашения
  • Также невозможно вернуть деньги за пошлину за заключение или расторжение брака. Поэтому если решили пожениться, а потом передумали – пошлина останется в пользу ЗАГС.
  • Если вы решили поменять имя или произвести иные действия в актах гражданского состояния, то пошлина не будет возвращена в любом случае, кроме прямого нарушения законности процедуры сотрудником ЗАГС
  • Не получится вернуть деньги за пошлину за регистрацию прав или обременений на недвижимость в случае отказа в регистрации Росреестром. А вот если об этом договорились стороны, то пошлина возвращается только в половинном размере

Вернуть деньги за госпошлину возможно, но процесс этот долгий и вряд ли будет совсем простым. Поэтому намного проще лишний раз уточнить у сотрудника нужного ведомства размер и реквизиты платежа, а также верное словосочетание, которое указывается в «назначении» квитанции. Так вы будете экономить и время, и деньги.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант