Нередко в самих нормативных актах определен их порядок вступления в силу. При этом используются самые разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу, из них наиболее распространенными в федеральных нормативных правовых актах являются следующие:
По истечении... со дня официального опубликования;
По истечении... после дня официального опубликования;
Учитывая, что Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 7 и ) допускается установление иного по сравнению с предусмотренными в них правилами порядка вступления в силу НПА, формулировки об условиях и порядке вступления этих актов в силу следует воспринимать максимально внимательно.
В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.
Сторонники одной позиции считают, что если указано "со", то первым днем следует считать день официального опубликования, если "после", то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации. Обосновывается эта точка зрения тем, что раз законодатель по каким-то причинам использует два разных предлога, значит, они различаются по смыслу, поэтому и понимать их нужно буквально.
Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки "со" или "после" срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми законами, например: Гражданским кодексом РФ (глава 11) , Налоговым кодексом РФ . Также отмечается, что такой подход больше соотносится с положениями специальных нормативных актов, регулирующих общий порядок вступления в силу НПА, в числе которых Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 5 , и ). В перечисленных актах при установлении общего порядка вступления в силу НПА используется предлог "после".
Поскольку в настоящее время законодательством не урегулирован вопрос, когда начинается и когда заканчивается течение срока, связанного с введением в действие документов, возможность привлекать для определения этих сроков существующие кодексы необходимо обсудить подробнее. Корректно ли в данном случае применение норм права по аналогии?
Существуют различные точки зрения по этому вопросу. По одной из них, использовать нормы отраслевых кодексов для исчисления сроков вступления в силу НПА нет оснований, так как этими кодексами устанавливается порядок исчисления сроков для регулирования конкретных видов правоотношений. Другая точка зрения предполагает возможность частичного использования норм отраслевых кодексов, в частности, статей 191 и Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), устанавливающих соответственно начало и окончание течения срока, определенного периодом времени. При этом следует исходить из допустимости применения гражданского законодательства по аналогии на основании статьи 6 названного Кодекса.
Но даже если частично и использовать нормы ГК РФ, то неоднозначность все равно остается. Так, статьей 192 установлено, что "срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока". Возникает вопрос: срок истекает в 00 часов или в 24 часа соответствующего числа последнего месяца срока? Например, нормативный акт опубликован 1 января и вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Если считать, что срок начал течь со дня публикации, т.е. с 1 января, то дату вступления в силу документа можно определить как 1 февраля (если срок истекает в 00 часов), так и 2 февраля (если срок истекает в 24 часа). А, применив ГК РФ, в соответствии с которой течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, можно получить следующие варианты дат - 2 февраля и 3 февраля. Таким образом, при различных вариантах исчисления сроков можно получить разные даты.
Для иллюстрации неоднозначности в вопросе исчисления сроков вступления в силу НПА приведем примеры различных определений даты вступления в силу одного и того же документа.
С какого дня считать трехдневный срок для выдачи документов по ст. 62 ТК РФ? 06.02.2018Если работник запрашивает документы (копии документов), упомянутые в ст. 62 ТК РФ, подает о том письменное заявление, то работодатель обязан выдать их не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче работником (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). Если череда рабочих дней «разорвана» выходными, то они (выходные) не считаются.
А с какого дня считается этот трехдневный срок: со дня подачи работником заявления или с первого дня, следующего за днем подачи?
Вопрос этот среди кадровых специалистов и юристов спорный. У каждой позиции свое толкование закона. Но в случае проверки Гострудинспекцией отвечать придется не перед этими специалистами. Кадровику-практику важно знать позицию проверяющих.
На портале Роструда (Онлайнинспекция.рф) опубликована следующая консультация:
«…Согласно ст. 62 ТК РФ работодатель обязан выдать копии документов в течение трех рабочих дней. С какого дня начинается отчет этих трех дней (засчитывается ли день регистрации у работодателя заявления). Если третий день выпадает на выходной, то на какой день он переносится?
Срок, указанный в ст. 62 ТК РФ, начинается со дня подачи заявления работником . Этим днем может быть дата регистрации заявления у работодателя.
Срок исчисляется в рабочих днях, нерабочие праздничные дни и выходные дни в него не включаются…» (https://Онлайнинспекция.рф/questions/view/18647)
По свидетельству кадровиков, проверяющие действительно день подачи заявления о выдаче документов засчитывают в трехдневный срок.
Некоторые работодатели оспаривают через суд постановления ГИТ, которыми их штрафуют за выдачу документов в третий день, рассчитанный со дня, следующего за днем подачи. И добиваются успеха в суде.
Решение Ростовского областного суда от 29.01.2018 по делу № 11-104/2018 (выдержка):
«Заявление Т.С.А. от 10 мая 2017 года принято начальником дирекции здравоохранения 10 мая 2017 года, о чём имеется его подпись, и зарегистрировано за № 8 от 10 мая 2017 года. Как отмечено выше, в заявлении Т.С.А. просила предоставить ей копию трудовой книжки и копию трудового договора... Копии данных документов получены Т.С.А. 15 мая 2017 года.
Государственный инспектор труда и судья городского суда пришли к выводу, что документы выдана по истечении трех рабочих дней, что является нарушением ст. 62 Трудового кодекса РФ, и посчитали, что в действиях начальника дирекции имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Полагаю, что такой вывод является ошибочным.
Рабочими днями в мае 2017 года после 10 числа являлись 11, 12 и 15 мая (13 мая и 14 мая – выходные дни). Из материалов дела следует, что копии запрошенных документов получены Т.С.А. 15 мая 2017 года, а доказательства того, что 13 и 14 мая 2017 года в дирекции являются рабочими днями отсутствуют.
Таким образом, трехдневный срок, установленный ст. 62 ТК РФ, нарушен не был и, как следствие, в действиях начальника дирекции отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 16 августа 2017 года № 3.2.4-79-1/5 и решение судьи Батайского городского суда Ростовской области от 18 октября 2017 года на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и ст. 30.7 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу – прекращению…».
Справочно:
Ч. 1.ст. 62 Трудового кодекса РФ:
«По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно».
Порядок исчисления сроков установлен ст. 14 ТК РФ.
Ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса РФ:
«Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей».
|
В конце декабря 2013 года Пленум ВАС РФ обобщил судебную практику по вопросу исчисления процессуальных сроков (Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 " ", далее – Постановление № 99). Высший судебный орган уже рассматривал некоторые нюансы правильного исчисления сроков – например, для целей подачи апелляционной жалобы (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 г. № 36 " ") или обжалования решения суда о привлечении к административной ответственности (Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 " ").
Однако комплексного обобщения практики по этому вопросу до недавнего времени не существовало. Посмотрим, к каким выводам пришел ВАС РФ.
ВАС РФ еще раз напомнил об общих правилах :
Суд сопроводил свои разъяснения несколькими примерами, которые можно обобщить в виде следующей таблицы.
Таблица 1. Примеры исчисления процессуальных сроков (по Постановлению Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 "О процессуальных сроках")
Календарная дата | Процессуальный срок | Начало течения срока | День окончания срока |
25 декабря 2012 года | Один год | 26 декабря 2012 года | 25 декабря 2013 года |
Один месяц | 25 января 2013 года | ||
10 дней | 16 января 2013 года (с учетом того, что нерабочими днями были 30-31 декабря 2012 года, 1-8, 12-13 января 2013 года) | ||
Для упрощенного производства по делу | |||
10 декабря 2012 года | Не более двух месяцев () | 11 декабря 2012 года | 18 февраля 2013 года (с учетом того, что 1-8 января – Новогодние каникулы и Рождество Христово) |
ВАС РФ также продублировал правило об исчислении сроков направления документов через систему "Мой арбитр" , содержащееся в , утвержденном Постановлением Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 80: момент подачи документов определяется не по часовому поясу, в котором находится суд-адресат, а по московскому времени.
Если же в результате этого дата подачи документов будет более поздней, чем дата, определяемая по месту нахождения суда, то срок подачи документов не считается пропущенным ().
Перерыв в судебном заседании
ВАС РФ пояснил, что перерыв может быть объявлен как в основном, так и в предварительном судебном заседании (). Кроме того, перерыв может быть объявлен несколько раз , но общая продолжительность перерыва в одном судебном заседании не должна превышать пяти дней – при этом в соответствии с в срок перерыва не включаются нерабочие дни ().
Суд уточнил также правила извещения о перерыве лиц, которые считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва. Если судебное заседание возобновляется в тот же день, таких участников дела извещать не нужно. Если же продолжение судебного заседания назначено на иную дату, арбитражный суд не позднее следующего дня размещает в "Календаре судебных заседаний" на своем официальном сайте информацию о времени и месте продолжения судебного заседания (если перерыв объявляется на один день, соответствующая информация должна быть размещена до окончания дня объявления перерыва).
Размещение информации о возобновлении заседания на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений подтверждает надлежащее извещение участников дела о перерыве ().
Отложение судебного разбирательства
ВАС РФ разъяснил, что отложение судебного разбирательства – так же, как и перерыв – может объявляться судом не один раз . При этом срок каждого отложения судебного разбирательства по общему правилу не должен превышать срок, установленный , а общий срок, на который судебное разбирательство было отложено, учитывается при определении разумного срока судопроизводства . Кроме того, разбирательство может быть отложено и после истечения срока рассмотрения дела ().
Арбитражный суд вправе вынести протокольное определение об отложении судебного разбирательства, и в этом случае информация о месте и времени возобновления судебного разбирательства размещается не позднее следующего дня в "Календаре судебных заседаний".
Дополнительно к этому, если заседание отложено более чем на 10 дней либо участники дела не присутствовали при вынесении определения об отложении, суд вправе продублировать эту информацию по электронной почте или иным способом (если суд располагает сведениями об адресе электронной почты, номере телефона, факса участника дела). Если же по техническим причинам разместить на сайте информацию о возобновлении разбирательства не получается, то извещение участников дела альтернативными способами становится обязательным и производится с учетом времени, необходимого для явки ().
ВАС РФ подчеркнул, что отложение может быть использовано и при проведении предварительного заседания – в этом случае срок отложения также не включается в общий срок рассмотрения дела ().
БЛАНКИ
ходатайства о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы (арбитражный процесс) |
ходатайства о восстановлении срока подачи кассационной жалобы (арбитражный процесс) |
ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы |
ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора |
ходатайства о восстановлении срока подачи заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора (арбитражный процесс) |
ходатайства о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о пересмотре решения арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам |
С другими формами, образцами и бланками документов по арбитражному судопроизводству можно ознакомиться в разделе " "
Продление срока рассмотрения дела
Применительно к продлению срока рассмотрения дела ВАС РФ пришел к следующим основным выводам:
ВАС РФ подчеркнул также, что по смыслу , во взаимосвязи со не исключается отложение судебного разбирательства и в тех случаях, когда срок рассмотрения дела продлен . При этом срок, на который откладывается судебное разбирательство, не включается в продленный срок рассмотрения дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства ().
Суд также дал разъяснения относительно продления сроков рассмотрения отдельных категорий дел – мы обобщили их в таблицу.
Таблица 2. Особенности продления сроков рассмотрения отдельных категорий дел (по Постановлению Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 "О процессуальных сроках")
Категория дел | Правила продления сроков | Обоснование |
Дела о привлечении к административной ответственности | 1.
Возможность продления срока установлена специальной нормой
, что исключает применение (таким образом, срок продлевается не более чем на месяц). 2. Если срок давности привлечения к административной ответственности истекает раньше, чем срок рассмотрения дела при его продлении на основании , то срок рассмотрения дела продлению не подлежит | |
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия , и их должностных лиц | Срок рассмотрения дела может быть продлен до шести месяцев () | |
Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица ФССП России , об оспаривании решений административных органов , о взыскании обязательных платежей и санкций | Срок рассмотрения дел этих категорий не может быть продлен на основании , поскольку в , и не содержится прямого указания на такую возможность. | |
Дела о несостоятельности (банкротстве ) | Семимесячный срок рассмотрения дела о может быть продлен до 10 месяцев , то есть увеличен на три месяца применительно к . При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о банкротстве. |
Исчисление и восстановление сроков на обжалование судебных актов
Дела о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы наиболее часто встречаются среди всех споров о процессуальных сроках и их соблюдении. ВАС РФ еще раз подчеркнул, что срок для обжалования исчисляется именно с момента изготовления судебного акта в полном объеме, а не направления его копии (), а ходатайство о восстановлении срока невозможно оставить без движения (абз. 2 ). Кроме того, Суд затронул следующие неоднозначные вопросы.
1. Разногласия в датах подачи направленной по почте жалобы на квитанции о приеме письма и штемпеле на конверте. Ранее ВАС РФ уже отвечал на аналогичный вопрос, но только в отношении правил подачи апелляционных жалоб. Теперь соответствующее разъяснение возведено в ранг общего правила для всех видов жалоб: в подобной ситуации датой направления апелляционной или кассационной жалобы является более ранняя дата (абз. 3 ).
2. Учет довода заявителя о пропуске срока на подачу жалобы вследствие нарушения срока размещения судебного акта на официальном сайте суда. Отношение арбитражных судов к размещению текстов судебных актов на arbitr.ru и других официальных сайтах судов неоднозначно.
С одной стороны, иногда подчеркивается, что судебное решение или определение было общедоступно, любое заинтересованное лицо могло беспрепятственно с ним ознакомиться, и следовательно, нарушение срока на обжалование того или иного акта допущено полностью по вине заявителя ( ФАС Центрального округа от 15 ноября 2010 г. по делу № А68-1093/2010). С другой стороны, попытку исчисления срока на обжалование с момента опубликования документа на сайте суды пресекают ( ФАС Волго-Вятского округа от 13 ноября 2012 г. по делу № А43-179/2011, постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 марта 2012 г. № Ф03-1080/2012 по делу № А51-13339/2011).
ВАС РФ оказался более конкретен и лоялен к участникам дела. В абз. 2 Суд подчеркнул, что несвоевременное размещение судебного акта на официальном сайте автоматически не продлевает срока на его обжалование, но при наличии соответствующего ходатайства заявителя является основанием для восстановления пропущенного срока . При этом суду необходимо оценить продолжительность просрочки, допущенной судом и заявителем, а также установить, имел ли заявитель достаточное время для подготовки и подачи жалобы в установленный срок.
3. Особенности исчисления срока на подачу кассационной жалобы. ВАС РФ исходил из общего правила , в соответствии с которым решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционного суда либо апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока обжалования (так называемое "правило последовательного обжалования судебных актов" ).
Применительно к исчислению процессуальных сроков ВАС РФ интерпретировал эту норму следующим образом (абз. 2 ):
4. Возможность обжалования судебного акта после истечения шестимесячного срока. ВАС РФ четко разделил всех заявителей на две группы:
Для заявителей первой группы восстановление срока на обжалование после истечения шестимесячного срока, установленного , не допускается . Заявителям второй группы, напротив, не может быть отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной или кассационной жалобы исключительно по причине истечения шестимесячного срока со дня, когда они узнали о нарушении их прав обжалуемым актом.
Отметим, что для лиц, не участвовавших в деле, о правах и обязанностях которых принят судебный акт, и ранее содержалась оговорка об исчислении шестимесячного срока со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав ( , ) – но ВАС РФ добавил к ним и участников дела, которые не были надлежащим образом извещены о судебном заседании.
5. Уважительные и неуважительные причины пропуска срока для обжалования . Суд подчеркнул, что к уважительным причинам нарушения срока на подачу жалобы может относиться, в частности, отсутствие по не зависящим от участника дела обстоятельствам сведений об обжалуемом судебном акте (). В качестве примеров неуважительных причин пропуска срока ВАС РФ привел следующие:
К слову, суды и раньше отказывали в восстановлении процессуального срока, пропущенного по аналогичным причинам, – например, из-за необходимости проведения консультаций с компанией, находящейся в другом городе, а также изучения действующего законодательства (постановление ФАС Центрального округа от 5 октября 2009 г. по делу № А64-2190/09).
Отметим также, что в случае установления факта пропуска процессуального срока после принятия жалобы к рассмотрению и при признании причины пропуска неуважительной суд обязан прекратить производство по жалобе по ().
Объединение и выделение дел При объединении дел в одно производство срок рассмотрения дела начинает исчисляться заново со дня поступления в суд искового заявления (заявления) по последнему из дел, которые были объединены. Такие дела на основании передаются судье, который раньше других судей принял исковое заявление к производству арбитражного суда. В случае выделения требования в отдельное производство срок рассмотрения дела начинает исчисляться заново только при рассмотрении выделенного требования. Общая продолжительность судебного разбирательства для целей определения разумного срока судопроизводства исчисляется с учетом периода времени, истекшего до объединения или выделения дел |
6. Особенности исчисления срока для устранения обстоятельств, послуживших основанием оставления жалобы без движения. и устанавливают правило, по которому "обездвиженная" жалоба считается поданной в день ее первоначального поступления в суд и принимается к производству в том случае, если обстоятельства, из-за которых она была оставлена без движения, будут устранены в установленный судом срок.
ВАС РФ разъяснил нюансы применения указанных статей в случае, если исправленная жалоба направляется по почте. В частности, Суд подчеркнул, что направление документов незадолго до истечения установленного судом срока без учета нормативов доставки и контрольных сроков пересылки корреспонденции , что повлекло нарушение указанного срока, не может расцениваться как своевременное исполнение требований суда – поскольку в соответствии с требования суда считаются исполненными в момент поступления документов в суд.
На случаи направления документов в электронном виде через систему "Мой арбитр" это ограничение, конечно, не распространяется – заявитель может подать их до 24 часов последнего дня процессуального срока ().
Фактически ВАС РФ обязал участников дела планировать свои действия с учетом нормативов работы почтовых организаций, установленных Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160 " "). Кроме того, участвующие в деле лица обязаны предпринимать все зависящие от них меры для поступления в суд соответствующего документа (например, в электронном виде) либо информации о направлении такого документа (телеграммы, телефонограммы и т.п.) ().
Одновременно, при отсутствии сведений об исправлении недостатков, судам предписано проверять, имелся ли у заявителя – с учетом даты получения им копии определения – достаточный срок для устранения недостатков и поступала ли от него информация о позднем получении определения или иных объективных препятствиях (либо ходатайство о продлении срока оставления жалобы без движения в связи с наличием таких препятствий).
Если срок для устранения недостатков был достаточным и информация об объективных препятствиях (или соответствующем ходатайстве) отсутствует, то суд возвращает жалобу . Если же суд не располагает никакой информацией об устранении недостатков, он обязан еще раз установить срок для их устранения – и в случае, если ситуация повторится, вынести определение о возвращении жалобы (). Аналогичные правила установлены и для возврата искового заявления ().
Конечно, суды и раньше признавали неудовлетворительную работу почтовых организаций в качестве уважительной причины продления процессуальных сроков при наличии соответствующего ходатайства ( ФАС Центрального округа от 3 сентября 2012 г. по делу № А14-12328/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 20 апреля 2012 г. по делу № А82-7379/2009, ФАС Московского округа от 25 августа 2010 г. № КА-А40/9514-10,А,Б по делу № А40-95643/09-17-678), равно как и нарушение судом первой инстанции срока направления копии судебного акта по почте ( ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2010 г. по делу № А43-17748/2009).
Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ (редак. От 03.11.015) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»
3. Назовите основной документ, закрепляющий право граждан обращаться в различные органы власти.
Конституция РФ ст.33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
4. Возможно ли взаимные платы за рассмотрение обращения граждан? Какие категории правовых актов регулируют правоотношения с рассмотрением граждан? Нет
Конституция РФ, Федеральные Конституционные законы, ФЗ №59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», 5.59 Кодекса России об Административных правонарушениях» и ст.1 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ. Международными договорами РФ., Локальные акты организации и министерств и ведомств, Законы Субъекта РФ Челябинской обл. №456от 2009 «О порядке рассмотрения обращения граждан»
5. Какой категории правовых актов относиться ПРИКАЗ Министерства иностранных дел РФ от 26.04.2012 года№6199 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел РФ по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответ в установленный законодательством РФ срок?»
Локальные акты организации и министерств и ведомств .
6. Каким правовым актом следует руководствоваться, если гражданин не удовлетворен решением своего вопроса в России?.
Международным договором. «Конвенция о защите прав и свобод человека»
7. Может ли гражданин потребовать ответ на свое обращение в электронной форме?
Ответ на обращение, поступившее в гос. орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме эл. документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении. (ст.10 п.4)
8. Может ли гражданин предоставить в органы власти доказательные документы в электронном виде?
Может быть направлена по почте документы в электроном виде, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального интернет-сайта органа власти
9. Может ли гражданин по собственному желанию прервать, рассмотрение своего дела? Нужно ли составлять в этом случае какие л. документы?
Гражданин имеет право прекратить рассмотрение своего дела только на основании личного заявления.
10. В каком документе содержаться требования к оформлению письменного обращения граждан? Назовите документ и пункт/статью.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Ст7п.1)
11.Назовите виды документов, используемых для документального оформления обращений граждан.
Предложение, заявление и жалоба
12. Обязательно ли в обращении указывать место прописки?
Не обязательно указывать
13. Обязательно ли указывать фамилию, имя и отчество?
Отчество указывать (при наличии)
14. Следует ли указывать, что такое же письменное обращение продублировано в другой орган власти или местного самоуправления?
15 Следует ли указывать, что такое же письменное обращение переадресовано в данный орган управления из другого органа?
Получать письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении, уведомление о переадресации письменного обращения в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов;
16 Должен ли гражданин прикладывать в качестве доводов только оригиналы документов?
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к нему документы и материалы либо их копии.
17 Назовите основные этапы делопроизводства по обращению граждан.
Правила делопроизводства по обращениям граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с измен. и доп. 29.06. 2010 и 27.07.2010).
Работа с обращениями граждан включает в себя выполнения следующих операций:
· личный прием граждан;
· прием и первичная обработка письменных обращений;
· регистрация обращений;
· рассмотрение обращений руководством;
· подготовка проекта ответа на обращение;
· уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения, организации;
· уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения;
· контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений;
· ответ гражданину;
· информационно-справочная работа по обращениям;
· формирование дел и текущее хранение обращений;
· анализ поступивших обращений;
· работа с устными обращениями граждан .
Конец формы
18 В течении какого срока орган управления должен зарегистрировать обращение граждан?
В течении 3 календарных дней с момента получения
19. Нужно ли регистрировать обращение граждан, если решение по нему не входят в компетенцию органа управления?
Регистрируются все обращения. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.(в части 2 статьи 8 ФЗ №59)
20. Нужно ли сообщить гражданину, что его обращение переадресовано в другой орган?