Юридический портал. Льготный консультант

Собственность составляет экономическую основу жизни общества и выражается в виде отношений между субъектами по поводу материальных и других благ. Право собственности является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности и являет собой урегулированные законом общественные отношения по владению, использованию и распоряжению объектами собственности.

Понятие собственности на природные ресурсы следует рассматривать как экономическую и юридическую категории. Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права, а именно тогда, когда первобытный человек впервые обозначил конкретную земельную территорию или участок как принадлежащие роду, племени или отдельному индивиду. Следовательно, главным признаком собственности на природные ресурсы в экономическом аспекте является присвоение конкретной земельной территории или участка со всеми расположенными на них природными ресурсами соответственно первобытным социумом или одним из членов общества. Таким образом, собственность на природные ресурсы как экономическая категория являет собой систему общественно-экономических отношений по поводу присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, объявления их собственностью, в форме, которая определяется господствующим в данном обществе способом производства, уровнем и потребностями развития его, производительных сил.

Как юридическая категория собственность на природные ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений относительно присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы. Такое закрепление имеет выражение в праве собственности на природные ресурсы. Наряду с другими средствами производства природные ресурсы образуют материальную основу развития общества. Удовлетворяя материальные потребности общества, объекты природы как объекты собственности выполняют экономическую функцию. Но, будучи одновременно и объектами природной среды, они выполняют и экологическую функцию. Таким образом, экономические отношения университет собственности на природные ресурсы дополняются экологическим содержанием, которое превращает их в эколого-экономические отношения.

Право собственности на природные ресурсы - это совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, в интересах, как лица, так и общества, в целом. Таким образом, право собственности в объективном значении следует понимать как совокупность правовых норм, которые закрепляют, регламентируют и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в государстве, которыми является земля, недра, леса, растительный и животный мир, объекты естественно заповедного фонда.

Правоотношения собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

Субъективное право собственности на природные ресурсы - совокупность полномочий разных субъектов (государства, юридические и физические лица) относительно владения, пользования и распоряжения, надлежащими им природными ресурсами (земельными, полезными ископаемыми, лесными, водными, животного и растительного мира, естественно заповедного фонду):

а) возникают в связи с передачей или приобретением

в собственность соответствующих природных ресурсов;

б) доказывается государственным актом на право собственности или гражданско-правовым соглашением о приобретении (покупки, продажи, обмен, и тому подобное);

в) носит абсолютный характер, то есть исключительная

принадлежность полномочий относительно владения, использования и распоряжения природными ресурсами, их владельцу и общая обязательность всех других воздерживаться от их нарушений.

Право собственности на природные ресурсы имеет специфические особенности, связанные с экологическим содержанием последних: правоотношения

собственности на природные ресурсы являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

В то же время право собственности на природные ресурсы на современном этапе развития общества не является абсолютным. В большинстве стран мира оно ограничивается в законодательном порядке в интересах общества. Пределы осуществления права собственности на природные ресурсы определяются кругом положенных законодательством на владельцев соответствующих природных объектов долга относительно рационального использования и охраны окружающей природной среды. Право собственности на природные ресурсы имеет ряд специфических особенностей, связанных с их экологическим содержанием.

Во-первых, это право собственности не является всеобъемлющим, потому что не все природные ресурсы за своими свойствами могут находиться в собственности, а лишь те из них, что является относительно стабильными, подлежат индивидуализации. К ним принадлежат земля, недра, воды, леса, животный мир, естественно заповедные объекты. Другие элементы природной среды не способны через объективные свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, атмосферный воздух, климатические ресурсы и другое) потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества.

Во-вторых, природные ресурсы, хотя и является самостоятельными объектами права собственности, однако неразрывно взаимоувязываемые. Поэтому исключение природного вещества в процессе использования данных объектов (добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, потребления воды, отстрел и отлов животных, ловля рыбы и тому подобное) не прекращает право собственности на соответствующие элементы природного мира, а лишь является основанием возникновения права собственности на продукты труда, полученные путем эксплуатации природных ресурсов.

Собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах:

  • как правовой институт;
  • как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность , регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле .

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.
Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Имеет ряд характерных признаков , отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота:

  1. признак овеществленности;
  2. признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды;
  3. признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы


Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании , мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

  • обращения взыскания на имущество по обязательствам;
  • изъятия для государственных нужд путем выкупа;
  • изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
  • перехода наследства государству;
  • реквизиции (изъятия у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества);
  • конфискации (безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке);
  • национализации (обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности

Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются, прежде всего, как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране. В то же время нельзя не учитывать и то, что в результате осуществления природопользования такие объекты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющих свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.

В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотношений, которые в зависимости от содержания их правового статуса свободны либо, наоборот, ограничены в принятии тех или иных решений в отношении природных объектов и ресурсов. Поэтому необходимо определиться с видами прав на природные объекты и ресурсы и с субъектами-правообладателями.

Исходя из анализа действующего экологического законодательства, можно выделить следующие виды прав:

право собственности на природные объекты и ресурсы;

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами;

права на условиях договора концессии и соглашения о разделе продукции;

право безвозмездного пользования;

сервитут в отношении природных ресурсов.

Право собственности на природные объекты и ресурсы

Согласно ст. 209 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 ГК устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Для начала следует определиться с тем, кого считать собственником природных объектов и ресурсов. В ч. 2 ст. 9 Конституции закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В этом смысле целесообразно рассмотреть нормы природоресурсных законов, регламентирующих данные вопросы.

ЗК в гл. 3 применительно к земле допускает наличие всех предусмотренных Конституцией форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что земельный строй в Российской Федерации только формируется на базе в основном государственной собственности на землю, вопросы разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований регламентируются согласно нормам Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

ЗК также допускает возможность приобретения земельных участков в частную собственность не только гражданами России и российскими юридическими лицами, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, для которых федеральным законодательством установлены определенные ограничения. Так, Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" введен прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами.

Статья 27 ЗК определяет состав земель, которые полностью изъяты из оборота либо ограничены в нем.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются При этом установлено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и другие ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

В соответствии со ст. 8 В К водные объекты находятся в федеральной собственности. Вместе с тем такие водные объекты, как пруд либо обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся соответственно в государственной региональной, муниципальной или частной собственности, если иное не установлено федеральными законами.

ЛК в ст. 19 устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

В собственности гражданина или юридического лица согласно ст. 20 ЛК находится древесно-кустарниковая растительность на принадлежащем этому субъекту земельном участке, если иное не установлено федеральным законом. При этом если такая растительность появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, то им принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться растительностью по своему усмотрению.

Статьей 4 Закона о животном мире установлено, что животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. При этом разграничение государственной собственности на животный мир, на федеральную собственность и собственность субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом. Закон о животном мире допускает, что к федеральной собственности могут быть отнесены, в частности, объекты животного мира, обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения, населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ и др.

В соответствии со ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.

План лекции:

1. Институт права собственности по российскому законодательству.

2. Отличие права собственности на природные объекты и ресурсы от права собственности на другие объекты (строения, транспортные средства и т.д.).

3. Понятие, основные признаки, содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы: землю, недра, воды, леса, животный мир. Государственные фонды природных ресурсов как объекты права государственной собственности.

4. Собственность Федерации и ее субъектов на природные объекты и ресурсы. Совместная деятельность Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами.

Право собственности (в объективном смысле) охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенноcти) материальных ценностей конкретным физическим и юридическим лицам.

Нормы гражданского права раскрывают содержание права собственности (в субъективном смысле) через правомочия владения, пользования и распоряжения собственника своим имуществом.

Отличие права собственности на природные объекты и ресурсы от права собственности на другие объекты (строения, транспортные средства и т.д.). В ст. 9 Конституции Российской Федерации предусмотрены на землю и другие природные объекты и ресурсы частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Эта же норма провозглашает землю и другие природные ресурсы основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Поэтому Основной Закон закрепляет особый правовой режим природных объектов и ресурсов как объектов права собственности, отличающийся от правового статуса материальных ценностей, отнесенных законодательством к недвижимому имуществу (строений, транспортных средств, зданий, сооружений). Указанная особенность заключается в том, что природные объекты и ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами и в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, они не могут уничтожаться собственниками.

Понятие, основные признаки, содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы: землю, недра, воды, леса, животный мир. Государственные фонды природных ресурсов как объекты права государственной собственности . Право государственной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) РФ и ее субъектам.

Государственная собственность на природные объекты и ресурсы подразделяется на собственность РФ (федеральную) и собственность субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.


Содержание права государственной собственности на природные объекты и ресурсы заключено в трех правомочиях: владения, пользования и распоряжения. Правомочие владения природными объектами и ресурсами означает установленную законом фактическую их принадлежность государству (РФ и его субъектам). Владея природными объектами и ресурсами, государство может определять и обеспечивать правовой режим отдельных объектов и их комплексов (например, объявить о создании на определенной территории национального природного парка). Рассматриваемое право распространяется на природные объекты и ресурсы, находящиеся в пределах государственных границ, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации.

Правомочие пользования природными объектами и ресурсами — это основанная на законе возможность их эксплуатации, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения социальных потребностей. Реализуя это правомочие, государство в лице своих органов определяет состав пользователей землей, недрами, водами, лесом, животным миром; устанавливает порядок и пределы такого пользования, контроль над ним; меры ответственности за нарушение правил природопользования; систему налоговых и иных платежей.

Под правомочием распоряжения государством природными объектами и ресурсами следует понимать его возможность определять и изменять правовой статус природных объектов. Эта возможность проявляется в действиях государства двояко. Во-первых, через установление в правовых нормах категорий природных объектов в соответствии с их целевым назначением. Во-вторых, путем распределения и перераспределения природных объектов между владельцами и пользователями.

Право государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа . Законодательство РФ относит природные ресурсы континентального шельфа исключительно к федеральной собственности. Особенность права собственности на данный вид объектов состоит в том, что разграничение среды их нахождения (континентального шельфа) осуществляется путем заключения международно-правовых договоров.

Субъектом права государственной собственности на природные ресурсы континентального шельфа является Российская Федерация в лице специально уполномоченных органов государственного управления, обладающих компетенцией полного распоряжения природными ресурсами континентального шельфа (например, они могут выдавать разрешение на пользование указанными ресурсами заинтересованным юридическим и физическим лицам).

Собственность Федерации и ее субъектов на природные объекты и ресурсы. Совместная деятельность Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами. В законодательстве определен ряд конкретных объектов, которые находятся исключительно в федеральной собственности исходя из принципа их общегосударственного значения.

К ним, в частности, относятся:

Земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

Виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ ;

Месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

Водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, и т.д.

Кроме того, к федеральной собственности могут быть отнесены и другие природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

В собственности субъектов Федерации находятся природные объекты и ресурсы, не относящиеся к числу федеральных и муниципальных, например, земли, занятые субъектами Федерации.

Конституцией предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Причем полномочия субъектов совместного ведения могут разграничиваться договорами и федеральными законами.

Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы . Право муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности земли и иных природных объектов и ресурсов муниципальным образованиям.

Субъектами права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (ст. 215 ГК РФ. Ч. 1)

Объектами права муниципальной собственности, согласно действующему законодательству, могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города: занятые постройками, улицами, площадями, парками, садами, муниципальными лесами, общераспространенными полезными ископаемыми, замкнутыми водными объектами (озера, пруды).

Специфика права муниципальной собственности на природные объекты и ресурсы состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. удовлетворяют жилищно-коммунальные, санитарно-культурные и бытовые потребности населения соответствующих территорий.

Право частной собственности на природные объекты и ресурсы . Условия и порядок предоставления в частную собственность природных объектов и ресурсов. Право общей собственности на природные объекты и ресурсы. Приватизация природных объектов. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние их принадлежности (присвоенности) гражданам и юридическим лицам-собственникам. Право частной собственности на природные объекты и ресурсы регламентировано действующим законодательством в основном в части осуществления правомочий собственников по владению, пользованию и распоряжению землей.

Получение земли и иных природных объектов и ресурсов в частную собственность возможно двумя способами: административно-правовым (по решению государственного органа) и гражданско-правовым (путем купли-продажи, наследования, дарения, обмена, приватизации предприятия, выкупа залога и т.д.). Государство налагает на частных собственников земли и иных природных объектов и ресурсов обязанность использовать их рационально, с соблюдением целевого назначения.

Согласно действующему законодательству, природные объекты и ресурсы, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежат им на праве общей собственности. В частности, граждане и юридические лица-собственники обладают правом иметь природные объекты и ресурсы на праве общей собственности с определением долей каждого из них (общая долевая собственность) или без определения доли (общая совместная собственность). В этом случае владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами осуществляются по соглашению всех собственников, а при недостижении согласия — по решению суда.

Приватизация природных объектов - один из способов приобретения права собственности на них. При приватизации природные объекты и ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Так, земельный участок может быть приватизирован гражданами или юридическими лицами в результате реорганизации колхозов и совхозов, путем приобретения в собственность земельных участков после приватизации государственных и муниципальных предприятий и т.д.

Экологическая система как объект права государственной и других форм собственности . Под экологической системой в литературе понимается единая, устойчивая, взаимозаменяемая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся совокупность естественных компонентов природной среды, осуществляющая процесс обмена веществ и энергии. Экологическая система в целом может быть объектом права государственной собственности, если ни один из составляющих ее компонентов не относится к иным формам собственности. В этом случае иные субъекты могут осуществлять в отношении такой экологической системы в основном правомочие пользования. Вопросы, затрагивающие экологические системы как объекты права собственности, нуждаются в более подробной правовой регламентации.

Правомочия государства и других собственников по владению, пользованию и распоряжению фондами природных ресурсов. Отдельные виды природных ресурсов принято объединять в фонды. Так, все полезные ископаемые РФ составляют фонд недр. Каждый фонд имеет свое целевое назначение и правовой статус. До законодательного введения иных, кроме государственной, форм собственности на природные объекты и ресурсы единым собственником на все фонды природных ресурсов РФ выступало само государство. В настоящее время собственность на отдельные виды природных объектов и ресурсов, составляющих фонды природных ресурсов, поделена между несколькими категориями собственников.

Основания прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы .

Право собственности на природные объекты и ресурсы может прекращаться по следующим основаниям:

При отчуждении собственником принадлежащих ему природных объектов и ресурсов и при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом;

При обращении на основании решения суда взыскания на земельный участок, иные природные объекты и ресурсы;

При выкупе земельного участка и иных природных объектов и ресурсов для государственных и муниципальных нужд;

При изъятии земельного участка или иных природных объектов и ресурсов ввиду их ненадлежащего использования.

Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой -- собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

По данным Комитета РФ по геологии и использованию недр на апрель 1996г., по объемам разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При площади территории в десять процентов земли (от планетарной) в недрах России сосредоточено 12-- 13% мировых запасов нефти, 35% --газа, 12% -- угля, значительная часть запасов золота, алмазов, железных руд, цветных и редких металлов.

В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах.

При оценке собственности на природные ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека -- экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Соответственно, природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права -- конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности Государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.

Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Объекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

* какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и

* какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение -- одно из важнейших правомочий собственника.

Что же касается второго вопроса об объектах права собственности на природные ресурсы, а именно, какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то, чтобы не повторяться, рассмотрим его при характеристике отдельных форм собственности.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности -- частной, государственной, муниципальной и иной;

б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням -- федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов -- исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. С учетом того, что собственник обладает триадой полномочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержание понятия управления? Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное и др.) часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (в части управления использованием и охраной земель, вод, недр и т.д.). Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы -- физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант