1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - настоящей части.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
При формировании заказчиком технического задания, а именно при конкретизации отдельных характеристик закупаемых товаров, работ и услуг, организаторы закупок должны помнить об ограничении конкуренции.
Согласно 223-ФЗ заказчик вправе прописать то, что ему необходимо с учетом всех нюансов предмета закупки. Иначе обстоят дела по 44-ФЗ, а именно: при работе по данному НПА сильное влияние оказывает ФАС, в особенности ч. 1 ст. 17 135- ФЗ:
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
При конкретизации заказчиком отдельных нюансов предмета закупки в антимонопольный орган могут поступить жалобы участников закупочной процедуры относительно заявленных требований организатора закупки (жаловаться может любое (юр.физ.) лицо). В таком случае заказчик должен всегда уметь аргументировать, в связи с чем и почему он прописал те или иные условия в ТЗ. Однако необходимо всегда помнить о том, что любая конкретизация тех или иных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг всегда ведет к ограничению конкуренции.
Некоторые заказчики по тем или иным причинам (в частности, в целях экономии времени) проводят многолотовые процедуры товаров, работ, услуг, которые функционально не связаны не между собой, что, несомненно, является недопустимым в соответствии с ч. 3 ст. 17 135-ФЗ:
Наряду с установленными ч.1 и 2 ст. 17 запретами при проведении (…) в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками (…) путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом (…)
Строго по 135-ФЗ эта часть относится только к госзаказу, однако, участники закупок подают жалобы в антимонопольный орган и при закупках в соответствии с 223-ФЗ. В названном НПА указано, что ФАС обязана рассматривать жалобы по 223-ФЗ, также как жалобы по закупкам согласно 44-ФЗ.
Фактически в госзаказе нет лотирования закупок, а также сложносоставленных предметов закупки («набор бюрократа»).
Документация состоит из трех разделов:
Также есть еще один документ, который необходимо составлять заказчикам и о котором говорится в ст. 18 44-ФЗ, а именно: обоснование (Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 года № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования», вступило в силу с 01.01.2016 года).
Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 44-ФЗ (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 44-ФЗ, и установленных в соответствии со ст. 19 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
При формировании плана-графика обоснованию подлежат:
Обоснование особенно необходимо при разбирательстве жалоб антимонопольным органом. Заказчик обязан обосновать, почему именно этот товар (работы или услуги) должен закупаться, а не какой-либо другой. Обоснование с 01.01.2017 требуется размещать в ЕИС.
Обоснование состоит из двух частей: то, что выложено в ЕИС, с которой может ознакомиться участник и оспаривать его, и внутреннее обоснование.
44-ФЗ 223-ФЗ
Каждую закупку надо обосновывать (внутри плана и плана-графика закупки) Каждую закупку не надо обосновывать (но желательно для антимонопольной службы) Заказчик уже на этапе планирования должен указать в ЕИС, почему он покупает этот товар (работы или услуги) Обоснование (почему требуется только этот товар (работы или услуги) не надо публиковать в ЕИС
Описание объекта закупки не должно содержать торговые знаки (указание в техническом задании торговых знаков должно быть обосновано) Описание объекта закупки может содержать торговые знаки (обосновывать в техническом задании торговые знаки не требуется)
Заказчик обязан оперировать только техническими характеристиками (и пр.) при подготовке ТЗ Заказчик может указать торговые знаки при подготовке ТЗ, например, в качестве эталона (примера)
Дополнительные НПА для закупки товаров, работ, услуг:
Таким образом, чем сложнее объект предстоящей закупочной процедуры, тем больше дополнительных НПА необходимо использовать и учитывать заказчикам при подготовке технического задания. В противном случае организатор закупки не получит нужного товара (работ, услуг) по итогам процедуры. Перед тем как готовить закупочную документацию и техническое задание, заказчик всегда должен учитывать все изменения и новеллы действующего законодательства в сфере закупок во избежание дальнейших проблем при осуществлении закупочной процедуры.
Принципы и основные положения закупки товаров, работ услуг
Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения (…), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров РФ, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289). (СТ-1 на лекарственные средства).
Применение национального режима при осуществлении закупок (ст. 14 44 -ФЗ) (с 01.01.2014 г.)
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В случае необходимости закупки товаров, работ, услуг из перечня из иностранного государства, заказчику необходимо доказать невозможность соблюдения запрета и разместить его в ЕИС.
Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 (оборонка)
Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (машиностроение)
Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 (легкая промышленность)
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (медицинские изделия)
Приказ МЭР от 24.03.2014 № 155 (в ред. Приказа МЭР от 13.11.2015 № 847) - препараты фармацевтические; продукты питания и пр.)
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд» с 01.01.2016 года устанавливается запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения.
Исключение из запрета составят случаи, когда ПО с необходимыми характеристиками отсутствует в реестре российских программ или российское программное обеспечение не соответствует требованиям заказчика.
Заказчик при исполнении заключенного контракта, предметом которого является поставка ПО и/или прав на него, не вправе допускать замену российского ПО, сведения о котором включены в реестр, на иное ПО.
*По состоянию на 16.10.2016 г. в реестре Минсвязи насчитывалось около 2000 ПО.
Однако, в ст. 14 44-ФЗ для заказчиков есть лазейка, а именно ч. 6 названной статьи говорит о том, что нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с ч. 7 ст.95 44-ФЗ.
В случае закупки заказчиком компьютеров или ноутбуков следует учитывать требования не только к «железу», но и к функциональным свойствам той операционной системы, которая на нем установлена.
Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Для целей ст. 19 под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.
Нормирование можно разделить на 2 вида:
Установление технических требований к закупаемым заказчиком товаров, работ, услуг (в том числе предельной цены ТРУ). Такой вид нормирования распространяется на всех заказчиков и отвечает на вопрос: «Что можно закупать?»
Иными словами, разрешенный перечень к закупке товаров, работ, услуг.
Например, ПП РФ ОТ 18.05.2015 № 476, ПП РФ от 02.09.2015 № 926.
Есть федеральное и региональное нормирование.
Определение нормативных затрат на обеспечение функций гос. Органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Данный вид нормирования распространяется только на гос.органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, их территориальные органы и подведомственные казенные учреждения и отвечает на вопрос: «Сколько можно тратить на закупку?»
Иными словами, разрешенное пороговое значение (по цене) на какую сумму можно закупать.
Способы размещения государственных и муниципальных заказов (ст. 24, 44-ФЗ) для «простых» товаров
Никаких особых требований к УПЗ:
Как правильно сделать описание ТРУ в плане-графике на электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, услуги телефонной связи, содержание общего имущества и ремонт многоквартирного дома?
В плане-графике нередко указывают: «технические и прочие характеристики указаны в техническом задании» . В настоящее время за это никто не наказывает, потому что в столбце «требования к ТРУ» не указано точно, что должно быть описание всех требований. В отношении ТРУ в названном столбце необходимо указать соответствие тем НПА, которые регламентируют, к примеру, деятельность в сфере водоснабжения. Следует помнить, что план закупок представляет собой стратегию закупочной деятельности (что-то когда то купить), а план- график является тактикой (что именно и в какой период).
Как описывать аудит в плане?
По факту аудит по 44-ФЗ (он прописан по 223-ФЗ как один из исключительных случаев, а также в ФЗ об аудите указано, что данные услуги необходимо проводить в рамках госзаказа). В случае, если заказчик будет проводить закупку аудита путем проведения аукциона, то, вероятнее всего, результат будет негативным, так как заказчик ничего не сможет прописать в тех.задании о закупаемой услуги. Требования к услуге по аудиту касаются больше людей, которые будут оказывать данные услуги. Поэтому, если перед заказчиком стоит задача о закупке аудита, ему следует провести конкурс (соответственно, необходимо будет использовать не только запись технического задания, но требования к оказываемой услуге и к участникам, с последующим начислением баллов)
Как обосновывать в плане - графике НМЦК по электроснабжению (тариф нерегулируемый) ?
Понятие «обоснование» не стоит понимать так, что заказчику предстоит подготовить кучу бумаг. Иногда оно может быть достаточно коротким. Например: «электроснабжение нашего предприятия происходит в соответствии с … (указать нормативный акт)». При подачи жалоб, запросов разъяснений (в том числе от контрольного органа), почему была установлена такая НМЦК, стоит помнить о ст. 22 (про тарифы), а также о нормативном документе (в разных регионах они разные). Порой сложнее описать сам предмет закупки, чем его обосновать (в соответствии, к примеру, с определенным нормативным документом).
Нужно ли делать обоснование закупки до 100 тыс. рублей?
Статья 44-ФЗ не требует обоснования закупок до 100 тыс. руб. Однако заказчикам следует помнить о том, что в случае проверки у контролирующих органов могут возникнуть вопросы про обоснование таких закупок. То есть, по закону - не требуется, а по жизненной практике - требуется.
Какие ключевые моменты при формировании технического задания по закупке услуг по обучению?
При закупках услуг возникают определенные трудности, особенно, если их закупать путем проведения электронного аукциона. При закупки услуг, участнику достаточно указать: «окажу услуги так, как у вас написано в техническом задании». Чтобы не указал в тех.задании закачик, участник данной ситуации будет прав, потому что в первых частях заявок заказчик не имеет права требовать с претендента ничего, кроме как описания того, что именно он предлагает. Про товар заказчик еще может что-то спросить с участника (характеристики конкретной поставляемой продукции), то с услугами дела обстоят несколько сложнее (если у нас просто образовательная услуга и мы не можем написать требования, например к ОКАТО, участник может сказать, что окажет образовательные услуги силами своих специалистов). В проекте контракта должно быть обязательно прописано, что при заключении и (или) его исполнении исполнитель обязан предоставить документы, подтверждающие право такого лица на соответствующие образовательные услуги. Услуги удобнее закупать через конкурс, в котором у заказчика появляется возможность прописать свои предпочтения (и в ТЗ и в требованиях к участнику).
Правильно ли указывать место поставки бензина, прописав, что «не дальше, такого-то км?»
Здесь нет ничего неправильного, однако следует иметь ввиду, что любая конкретизация (в том числе по отдаленности заправок) ведет к ограничению конкуренции. Участник при желании и несогласии сможет пожаловаться на такое требование заказчика. При указании любых ограничений необходимо правильно это обосновать в случае необходимости.
Как прописать в техническом задании о закупке новых компьютеров с заводской операционной системой?
Необходимо указать, что закупается не просто компьютер, а программно-аппаратный комплекс, который должен быть готов к эксплуатации после его монтажа, ввода в эксплуатацию и сдачи заказчику.
В данном случае предмет закупки сам по себе сложный. Следует обратиться к классификации технических заданий. Как правило, ТЗ разделяют по следующим видам (типам) (принципам описания объекта закупки) :
В первом случае заказчик будет указывать характеристики компьютера (память, материнская плата, процессор, операционная система). Заказчик вправе установить срок гарантии.
Главное для заказчика, чтобы закупленный товар нормально работал, не вис, выполнял свои функциональные свойства.
Вне зависимости от того, как именно будет описан предмет закупки, заказчику, чтобы обезопасить себя, следует указать, например, что:
Что делать, если участник отказывается от заключения контракта по электронному аукциону, ссылаясь на невозможность поставки товара по такой низкой цене?
Такого участника необходимо признавать уклонившимся от заключения контракта и через УФАС вносить его в РНП. После этого следует начинать новую процедуру, так как по электронному аукциону нет второго места, есть только победитель.
Как быть, если нет ГОСТ при составлении технического задания, например, канцтовары?
Если описания товара нет в ГОСТах, ОСТах, ТУ и иных нормативных актах, то заказчик описывает характеристики и функциональные свойства того, товара, что ему нужно купить.
Будет ли являться ограничением конкуренции для поставщиков, если заказчик в техническом задании на приобретение жилого помещения указывает конкретные требования к его отделке, а именно к потолку?
Любые конкретные требования являются ограничением конкуренции. Однако заказчик должен в любом случае иметь обоснование, почему он указал именно такие характеристики. Возможно, закупочная процедура с установленными требованиями пройдет успешно, заказчик приобретет нужное помещение, однако, не исключен и такой вариант, что участники могут пожаловаться на действия организатора закупки, посчитав, что его требования ограничивают конкуренцию. В любом случае заказчик при необходимости должен уметь объяснить антимонопольному орган, почему его интересует, к примеру, только окрашенный потолок помещения.
Как правильно составить техническое задание на ремонт автомобиля, если не известно что именно сломается?
На сегодняшний момент многие контрольные органы и УФАС запрещают (не одобряют) заказчикам проводить закупки впрок. По их мнению закупки услуг по ремонту автомобиля является нецелесообразной тратой денег, так как заказчику можно задействовать имеющихся в его штате слесарей и механиков, которые смогут оказать необходимые услуги (при этом необходимо лишь закупить нужные запчасти). В принципе закупку впрок по обслуживанию автопарка возможна. Для этого заказчику нужно определить, под какие нормативы обслуживания подпадает тот или иной автомобиль. Если его требования являются как у бытового автомобиля, (у каждого производителя прописано, к примеру, когда нужно осуществлять замену масла), то следует указать, что автомобиль будет обслуживаться в таких-то местах в случае поломки, либо заказчик это фиксирует в перечне и прописывает в контракте его стоимость. Также возможен и другой вариант, когда заказчик будет отдельно проводить закупки.
С чего начинается подготовка ТЗ?
Есть так называемые требования функционального заказчика, которые вырождаются в заявках на закупку. Это функциональные потребности заказчика, указанные своими словами. Идеальный вариант, когда есть готовое составленное функциональным заказчиком техническое задание. Нормативного документа, в котором бы говорилось о том, как правильно функциональному заказчику составлять техническое задание не существует. То ТЗ, которое формирует контрактный управляющий (или совместно с функциональным заказчиком) содержит требования к участнику, к примеру стандартные и при необходимости дополнительные. Как привило, условия оплаты в ТЗ не прописывают (но такое допускается) , их указывают в проекте контракта. По своей сути ТЗ и проект контракта два разных документа, однако непосредственно связанные друг с другом.
ТЗ- «что я хочу купить?», проект контракта - «как это будет исполняться?»
Зачастую участники закупки не читают проект контракта. Поэтому нередко у них возникают трудности при его исполнении. При невозможности выполнить обязательства по контракту сведения о таких участниках направляются в РНП.Во избежание подобных ситуаций заказчикам рекомендуется добавлять важные условия исполнения контракта в ТЗ. Также следует помнить, что за необоснованное изменение контракта (в том числе за изменение объекта закупки) существует штраф в КоАП РФ.
На сегодняшний момент нет НПА, которые регламентировали ли подготовку ТЗ на «простые товары». Существует множество ГОСТов, но они не являются нормативными правовыми актами (не закреплены законодательно), как Градостроительный кодекс РФ, к примеру. ГОСТы желательно использовать заказчикам как документ, который прописывает те или иные характеристики. Не существует ГОСТа, который бы регламентировал и описывал порядок составления ТЗ на «простые товары».
При формировании ТЗ заказчику необходимо установить такие требования (в соответствии со всей нормативной базой РФ) к ТРУ, чтобы закупить определённый качественный (необходимый) товар (работы или услуги). Однако, он не должен при этом ограничить конкуренцию за счет установления чрезмерных требований.
Принцип обеспечения конкуренции (ст. 10)
Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения гос. и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Приказом Минпромторга РФ от 01.11.2012 года № 1618 утверждены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции. Инновационность и высокотехнологичность устанавливает заказчик.
(только для закупок по 223-ФЗ)
Принцип описания объекта закупки (ч. 1 ст. 33)
Описание объекта закупок должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются:
То есть заказчик имеет право писать ТЗ профессиональным языком с указанием необходимых терминов.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении:
А также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение качества УПЗ, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Иными словами, при возможности сослаться на какой-либо стандарт, это непременно нужно использовать заказчику при составлении ТЗ.
При подготовке ТЗ необходимо четко понимать, для чего будет использоваться объект закупки, и, основываясь на этом, заказчику необходимо изучить соответствующие НПА при составлении ТЗ на «простые» товары (например, бумага писчая и бумага для распечатки).
В рамках госзакупок 44-ФЗ определяет конечный перечень требований, которые можно предъявлять к УПЗ. Дополнительные требования к УПЗ указывать запрещено, так как существует риск получить жалобу в ФАС (ч.3. ст.33) (например, наличие склада). В 223-ФЗ такого запрета нет.
Правила описания объекта закупки (ч.3. ст. 33)
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена 44-ФЗ. Такое требование сейчас есть к лекарственным средствам -это СТ-1. Поставщики отечественного товара должны во второй части заявки предоставить СТ-1. Заказчики, не обнаружив данного документа, должен поступить соответствующим образом.
Указание Н (М) ЦК в закупке (ТЗ)
В соответствии с 44-ФЗ требования об указании в ТЗ Н (М) ЦК нет. Согласно сложившейся практике по 223-ФЗ, заказчики зачастую прописывают в ТЗ НМЦ договора.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.
Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
В ТЗ заказчику следует прописать, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) (п. 7. ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Опытные заказчики указывают (дублируют то, что есть в проекте контракта) в ТЗ (помимо свойств товара) также условия его поставки, например:
«Весь товар должен поставляться партиями по заявке заказчика в течение срока действия контракта и общего количества товара, указанного в спецификации. Заявка производится письменно, нарочно, либо направляется путем факсимильной связи или с помощью электронной почты по номерам и адресам, указанных в контракте. Также заявка может производиться устно с помощью телефонной связи. Срок поставки не может превышать 10 рабочих дней с даты получения Поставщиком заявки от Заказчика» и др.
Ст. 33 44-ФЗ не обязывает заказчика писать условия поставки в ТЗ.
В том случае, если заказчиком будет предусмотрено много позиций в закупке (без разделения на лоты) и одна из них будет регулироваться отдельными НПА, то, вероятнее всего, в случае подачи участником жалобы в ФАС, она будет признана обоснованной (ограничение конкуренции).
По мнению ФАС, если заказчик пишет требование о том, что участник закупки должен представить заявку с описанием товара, соответствующему определенному ГОСТу, то номера и прочие реквизиты ГОСТа организатору закупки необходимо указать в ТЗ.
Нужно ли при составлении ТЗ брать выдержки из ГОСТа, либо достаточно указать лишь номер ГОСТа?
Предпочтительнее указать соответствующий номер ГОСТа и необходимые характеристики товара.
Если прописать в ТЗ на кап. ремонт оборудования, что стоимость работ не должна превышать 10 % от стоимости запчастей, будет ли это ограничением конкуренции?
Да, будет. Однако, важно правильно обосновать данное требование. Возможно, есть какой-либо нормативный акт, который ограничивает расходы на кап.ремонт.
Какие требования к материалам (марка «или эквивалент») указывать в ТЗ по выполнению работ?
В соответствии с практикой заказчики уходят от указания марки «или эквивалент», даже когда работа проходит с их материалами. В данном случае материал не является предметом закупки, но с точки зрения ограничения конкуренции указание марки «или эквивалент» антимонопольный орган вероятнее всего посчитает недопустимым.
Какие характеристики необходимо и достаточно брать из ГОСТов, ОСТов, СанПиНов?
При указании товара в ТЗ заказчик должен прописать его характеристики, при этом следует сослаться на ГОСТы, ОСТы, СанПиНы (в соответствии с которыми они установлены). Характеристики зависят от конкретного товара, который закупает заказчик.
Можно ли при описании объекта закупки ссылаться на ТУ? Если отсутствует ГОСТ, то что будет являться обоснованием закупки?
ТУ - технические условия, которые устанавливает конкретный производитель и эти ТУ могут между собой отличаться. Не стоит прописывать, что только соответствие конкретному ТУ. Лучше указать интересующие характеристики и сделать отсылку к ТУ (например, в соответствии с ТУ №… или другим ТУ №…) .
Нас учат указывать в ТЗ только те требования, которые мы сможем проверить при приемке товара. В ГОСТах написано много лишнего. Так ли нужно все это прописывать?
Заказчик самостоятельно решает, какие характеристики ему нужны в конкретной закупке. 44-ФЗ не говорит о том, что необходимо указывать только те требования, которые сможете проверить (это рекомендации контролирующих органов).
Если в ТЗ запроса котировок на чистящие средства участник указывает ГОСТ с другим номером (но тоже чистящее средство) и если их сравнить, то различий нет.
Отклонят ли такую заявку?
Вряд ли, поскольку требования такого ГОСТа отвечают требованиям заказчика.
Наименование товара и единица измерения должны соответствовать контракту «слово в слово» или могут отличаться? Например, в контракте- «упаковка», а в накладной - «коробка» ?
Если указано, в каком виде и как должен поставляться товар (минимальная партия- упаковка, т. е. это меньше, чем коробка), то в накладной должно быть прописано, сколько упаковок находится в коробке. Если минимальная партия указана одна коробка и привезен товар в коробках, то здесь нет никаких проблем. Если внутри ТЗ идет расчет на упаковки, то должно быть прописано, как будет поставляться товар (например, в коробках). В таком случае и в ТЗ, и в контракте должно быть указано, как происходит поставка.
Как составить ТЗ на сложный товар? С указанием технического стандарта?
На сложный товар надо прописывать все, что необходимо заказчику. В противном случае есть вероятность получить не то, что хотелось.
Стоит обратить внимание на ст. 3 223-ФЗ, которая претерпела огромные изменения с 1 июля 2018 года.
3. Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Прямое указание законодателя об обязательстве заказчика описывать предмет закупки.
6.1. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
При описании предмета закупки нельзя предъявлять требования, которые ограничат количество участников.
ст.3 Закона № 223-ФЗ:
1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При описании объекта закупки заказчик как правило формирует документ, который называется «техническое задание».
При этом законодатель прямо не предусматривает, что при закупках заказчик обязан составлять техзадание. Документ нужен, чтобы поставщик понимал требования к объекту закупки, а заказчик получил именно ту продукцию, которая нужна.
На практике заказчики используют и другие названия: «Спецификация», «Смета», «Дефектная ведомость».
Требования, которые содержатся в ч. 6.1 ст.3, ч.9 ст.4 223-ФЗ, говорится, что в техзадании как правило указывают:
Характеристики делят на четыре типа:
Функциональные характеристики
Основное и дополнительные назначения объекта закупки, условия использования.
Пример
«Поставляемый товар должен быть пригоден для применения в копировально-множительной технике всех типов».
«Товар должен соответствовать функциональным характеристикам, установленным производителем для предлагаемого к поставке товара».
Технические характеристики
Технические свойства объекта закупки, в том числе показатели, которые не могут меняться, диапазоны значений, минимальное или максимальное значение.
Пример
«Диапазон измеряемых расходов - не менее чем 0,6 куб. м/ч, но не более чем 650 куб. м/ч».
«Рабочее давление газа - не более 1,6 МПа».
Качественные характеристики
Показатели, по которым заказчик определит, отвечает ли объект закупки требованиям законодательства, стандартам, техническим регламентам.
Пример
«Поставляемый товар не должен иметь дефектов, связанных с материалами и (или) работой по его изготовлению либо проявляющихся в результате действия или упущения производителя (поставщика)».
«Поставляемый товар должен быть новым, не ранее 2018 года выпуска, не использованным ранее, не подвергавшимся ранее ремонту (модернизации или восстановлению)».
Эксплуатационные характеристики
Надежность и работоспособность объекта закупки, условия эффективной эксплуатации.
Пример
«Нормативный срок эксплуатации - не менее пяти лет».
«Товар должен быть безопасен в использовании».
Функциональные, технические и качественные характеристики в техзадание включают обязательно. Эксплуатационные - при необходимости. Заказчики не обязаны выделять характеристики в техзадании отдельно.
Нерационально прописывать качественные характеристики в одном блоке, а технические - в другом. Прописать все сведения в одном разделе удобнее и проще
Для удобства информацию о характеристиках продукции можно брать из каталога товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ.
Пример технического задания:
Техническое задание | ||||
№ | Наименование | Ед.изм. | Количество | Требования к качеству, безопасности, техническим и функциональным характеристикам |
1 | Кофейный напиток | кг | 300 |
Заказчик вправе включить в техзадание иллюстрации, картинки и эскизы.
НО! Графические изображения не должны вводить участников в заблуждение, приводить к разночтению в документации
Пример: требования в документации привели к разночтению
Заказчик закупал мебель конкурентным способом. В техзадании установил требования к продукции и конкретный ГОСТ, которому должен отвечать товар и дополнил документацию иллюстрированными примерами мебели, которую планирует приобрести. В описании одного вида изделий указал - «высота не менее 780 мм, не более 780 мм», но в эскизе этого же наименования требование к высоте прописали «780-800 мм». Заявку участника, который в заявке прописал характеристики на основе данных из иллюстрации, отклонили. Участник подал жалобу в ФАС. Жалоба признана обоснованной. «Разница в иллюстрации и текстовой части техзадания привела к разночтению. Заказчик нарушил пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ» (решение Тюменского УФАС от 02.02.2018 № Т18/07-223).
Заказчик вправе прописать требование к товару, когда закупает работы или услуги - включить в документацию ГОСТы товаров, которые контрагент обязан использовать в работе.
Можно ли прописать требование к возрасту техники?
Да, заказчик вправе предъявлять требования к возрасту продукции.
Заказчик провел конкурентную закупку техники по Закону № 223-ФЗ. В техзадании прописал критерий: «Тягач с годом выпуска не старше 2 (двух) лет».
Участник счел требование незаконным и обратился ФАС. Основание: условие ограничило количество участников.
Жалоба признана необоснованной. «Заказчик вправе предъявлять требования к качеству и техническим характеристикам закупки. Критерии возраста техники не противоречит положениям Закона № 223-ФЗ».
Решение Тюменского УФАС от 12.07.2017 № Т17/103-223.
Количество
Заказчик обязан прописать количество товара или объем работ и услуг, которые закупает.
Закупаете муку: «Количество товара: 200 кг».
Включить примерное количество продукции в извещение нельзя.
(п.3 ч.9 ст.4 № 223-ФЗ)
Срок поставки
Заказчик вправе прописать срок исполнения договора конкретной датой или периодом времени.
При закупке канцтоваров: «Не позднее 31 мая 2018 года» или «В течение 10 дней с даты заключения договора».
Когда договор предполагает не единовременную поставку: «Ежемесячно по заявке заказчика, в течение двух рабочих дней с даты получения заявки» или «Ежемесячно не позднее 10-го числа каждого месяца».
Место поставки
Указывается место, куда должны поставить продукцию, - адрес или территорию. Например, закупаете поставку канцелярии. В техзадании заказчик указал: г. Москва, ул. Ленина, д.1, офис 101.
Территорию уточняют, когда точно определить адрес нельзя, например, при закупке транспортных услуг.
Пример формулировки: «Место оказания услуг: Волгоградская обл., Светлоярский район, с. Цаца».
С 1 июля 2018 года заказчикам по 223-ФЗ нельзя включать в документацию ряд требований к продукции. Запретили включать в техзадание (п.2 ч.6.1 ст.3):
п.2 ч.6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Правило действует, если условия необоснованно ограничат количество участников. При этом предусмотрели исключение: требования из списка заказчик вправе включить, когда нет другой возможности более точно прописать характеристики объекта закупки.
Товарный знак - это юридически защищенный элемент индивидуализации товара. На товарный знак, зарегистрированный в госреестре товарных знаков, выдают свидетельство.
Торговая марка - это индивидуальный, но не защищенный юридически элемент индивидуализации компании, товара.
Два понятия различаются юридическим статусом элемента индивидуализации. Чтобы торговую марку превратить в товарный знак , организация или ИП ее регистрирует (ст. 1481, 1477 ГК, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 № 05АП-11609/2015).
Наименование товарного знака заказчик обязан сопроводить фразой «или эквивалент» (п.3 ч.6.1 ст.3). Важно установить параметры эквивалента.
Заказчик закупает бумагу. В техзадание можно включить фразу: «Бумага «Снегурочка» или эквивалент».
Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком.
В законе 223-ФЗ прямо указано, что слова «или эквивалент» следует добавлять только к товарному знаку (п.3 ст.6.1 ст.3 223-ФЗ).
Когда вместе с работами или услугами закупаете товары, заказчик вправе указать конкретную марку. К товарному знаку добавьте фразу «или эквивалент».
Заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал грунтовку «Тифенгрунд» или эквивалент.
Если поставите эту фразу рядом с продукцией или технологией, которые не являются товарным знаком, ФАС посчитает это нарушением.
Четыре исключения, когда слова «или эквивалент» писать не нужно
П.3 ч.6.1 ст.3 223-ФЗ (исключения)
Закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете.
Например, используете в работе принтер конкретной марки и заказчику необходимы только оригинальные картриджи к данному принтеру. В техзадании в этом случае можно прописать товарный знак без слов «или эквивалент».
Можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак при закупке картриджей?
Если покупаете картриджи для оборудования, которое уже используете - да.
Если нет, то закупить картриджи конкретной марки можете с фразой «или эквивалент».
Заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». ФАС признала такие действия нарушением: «заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек».
Заказчики применяют госстандарты, когда описывают объект закупки. При этом необходимо учитывать технические регламенты, документы из национальной системы стандартизации, другие требования к объекту закупки. Это предусмотрено п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ. Закупку товаров, работ, услуг, которые не подпадают под техрегламенты и национальные стандарты заказчик обязан обосновать. Такие правила введены статьей 25 Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ.
Продукция, на которую обязательно нужен сертификат, прописана в постановлении Правительства от 01.12.2009 № 982.
Технические регламенты. Техрегламент устанавливает обязательные требования к товарам, работам, услугам. Например, к продукции, проектированию, производству, строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации.
Технический регламент принимают:
Например, для мебели действует технический регламент ТР ТС 025/2012, который утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.10.2012 № 189.
Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям техрегламентов, производитель должен получить сертификат или оформить декларацию соответствия. Заказчик требует от исполнителя сертификат или декларацию, когда составляет документацию о закупке. Технические регламенты размещают на сайте Росстандарта.
Документы национальной системы стандартизации. К документам национальной системы стандартизации относят:
В закупках применяют национальные стандарты и информационно-технические справочники, которые есть на сайтах www.gost.ru , docs.cntd.ru .
Национальный стандарт разрабатывает технический или проектный технический комитет по стандартизации, а утверждает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. В стандарте устанавливают общие характеристики товара, работы, услуги. Документ рассчитан для всеобщего применения (федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ).
В России в качестве межгосударственных и национальных стандартов применяют соответственно ГОСТ и ГОСТ Р. Заказчики в документации о закупке вправе ссылаться на оба стандарта. Сведения о ГОСТ и ГОСТ Р размещены на официальном сайте Росстандарта (gost.ru).
В документе описаны технологии, процессы, методы, способы, оборудование. На сайте Росстандарта размещено 10 справочников, которые применяют к различным работам. Пример - информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2015 «Производство цемента», который действует с 1 июля 2016 года.
Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям национальных стандартов, производитель или поставщик получает сертификат. Заказчик вправе установить в документации о закупке требование, чтобы участник представил сертификат соответствия вместе с сопроводительными документами к продукции.
При описании объекта закупки заказчик использует стандартные показатели из ГОСТов, СНиПов, технических регламентов.
В техзадание достаточно включить ссылку на конкретный ГОСТ , технические условия и санитарные нормы. Прописывать характеристики, которые предусмотрены в стандартах, не обязательно. Такие действия не нарушат пункт 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
Пример
Заказчик не уточнил характеристики из стандарта
Заказчик включил в документацию требование, чтобы товар отвечал конкретному ГОСТу. Характеристики, которые предусмотрены стандартом, не прописал. Участник пожаловался в ФАС. Контролер посчитал, что заказчик прописал не все сведения и нарушил п.1 ч.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и ч.1 ст.17 Закона № 135-ФЗ.
Учреждение опротестовало решение антимонопольного органа. Суд признал выводы ФАС ошибочными. Закон № 223-ФЗ не запрещает устанавливать условие, согласно которому продукция должна отвечать требованиям нормативно-технических документов. Ссылки на государственные стандарты, санитарные правила заказчик вправе прописать в техзадании. Условие: документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики предмета закупки (п. 3 обзора судебной практики Президиума Верховного суда от 16.05.2018).
ВАЖНО:
Не забывайте проверять, действует ли ГОСТ!
Если заказчик укажет недействующий стандарт, неверно опишет объект закупки - основание для обжалования закупки в ФАС.
Не забудьте проверить, чтобы ГОСТ и показатели товара отвечали друг другу.
Заказчик закупал краску. В описании он указал ГОСТ и характеристики: «Эмаль ПФ-115 высшего или первого сорта. Цвет - черный». Но по ГОСТ, который указан в документации - эта краска черного цвета может быть исключительно первого сорта.
Убедитесь, что ГОСТ подходит для объекта закупки.
Заказчик закупает спецодежду для медицинского персонала. В документации указал ГОСТ 12.4.280-2014 «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий».
Выдержка из ГОСТ 12.4.280-2014:
«Настоящий стандарт не распространяется на спецодежду разового (кратковременного) использования, на стерильную спецодежду для всех отраслей медицины, спецодежду для работающих в чистых помещениях».
Пример
Что делать, если в документации заказчик указал недействующий ГОСТ?
Если сроки позволяют, внесите изменения в документацию о закупке.
Если срок для внесения изменений истек - отмените закупку. Если ошибку обнаружили на этапе рассмотрения заявок или на этапе заключения договора, тогда заявки рассмотрите, договор заключите на условиях, которые указали в извещении и документации о закупке.
Как описать продукцию, которая подпадает под 2 ГОСТа?
Заказчик указывает, что товар должен отвечать нескольким ГОСТам. В тех.задании устанавливаются показатели, которые предусмотрены стандартами, но не противоречат друг другу.
При закупке пшеничного хлеба в техзадании заказчик указал: «хлеб должен быть пропеченным, не влажным на ощупь, без следов непромеса и отвечать требованиям ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 31805-2012».
Однако, если включить в описание объекта закупки требование, что хлеб должен быть эластичным, это будет нарушением, так как этот показатель указан только в ГОСТе 27842-88 и будет противоречить ГОСТу 31805-2012.
Вправе ли заказчик указать в техзадании цвет товара?
Закон не запрещает прописать требование к цвету товара. Однако есть риск, что участник пожалуется в ФАС.
Если цвет товара - принципиальная характеристика.
Заказчик в описании объекта закупки указал, что нужны хирургические нити синего цвета. Один из претендентов подал в ФАС жалобу. ФАС признала жалобу необоснованной, а потребность учреждения - объективной. Синий цвет - наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма, поэтому именно синие нити удобно использовать, когда врачи проводят операции.
Как описать объект закупки, когда нет ГОСТов, технических регламентов, технических условий?
Заказчик не обязан во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами. Если нужно провести закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то можно использовать характеристики и показатели, которые установил официальный производитель.
НО!!! Заказчик обязан обосновать , почему не применяет ГОСТы, стандарты, технические регламенты.
Если объект закупки не подходит под описание из техрегламентов и национальной системы стандартизации, заказчик вправе установить другие требования к товарам, работам, услугам. При этом нужно обосновать, почему заказчику необходима продукция с другими характеристиками.
п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ.
Формулировка обоснования
Пример 1. Товар, работа, услуга с конкретными характеристиками нужна, чтобы «…повысить уровень безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений».
Пример 2. Закупается продукция, которая необходима для «…взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных».
Можно ли при описании объекта закупки взять характеристики товара с сайта производителя?
Можно, при этом характеристики не должны ограничивать конкуренцию.
Необходимо изучить аналоги товара, которые представлены на рынке. Выявить отличные параметры и установить характеристики, под которые будут подпадать несколько товаров.
Заказчик планирует купить сушильную машину ВС-30. На рынке также представлены аналоги - ST-33 и UU 075. Характеристики машин:
Чтобы не ограничить конкуренцию, объект закупки описывают, например, так:
Подобные показатели не ограничат конкуренцию и позволят поставить продукцию разных производителей. п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Описание объекта закупки по 44-ФЗ является необходимой частью документации о закупке, в какой форме она не проводилась бы. Это основная часть документации о закупке и самая трудоёмкая в отношении её подготовки. Описание объекта закупки, техническое задание по 44-ФЗ включает в себя указание на объект закупки, требования к его характеристикам. Рассмотрим требования к описанию объекта закупки, техническому заданию по 44-ФЗ, основные нарушения и недочёты при составлении технического задания.
Описание объекта закупки (ООЗ) основывается на правилах ст. 33 44-ФЗ, а именно:
— Описание объекта закупки должно быть объективным и не допускать двоякого толкования. Нужно описать требования к техническим, а при необходимости и к характеристикам эксплуатационным. - После наименований товарных знаков материалов, не являющихся предметом контракта, во избежание ограничения конкуренции, необходимо добавить "или эквивалент". Требования к товарному знаку могут быть вызваны только необходимостью применения товаров, совместимых с уже эксплуатируемыми заказчиком. Например, закупка оригинальных запчастей. - Описание объекта закупки по 44-ФЗ должно использовать термины, прописанные в технических регламентах. Применение иных категорий при определении соответствия товаров нуждам заказчика необходимо будет дополнительно обосновать.
— Когда техническое задание по 44-ФЗ предусматривает изготовление вещи в соответствии с её изображением, макетом, образцом, то в описании объекта закупки следует разместить визуальное изображение, а документация должна предусматривать условия ознакомления с макетом, образцом. Заказчик определяет требования к предмету закупки, исходя из собственных нужд самостоятельно.
Для начала, из описания объекта закупки должно быть однозначно ясно, что же заказчик собирается закупить. Требования к показателям характеристик (min, max или точные значения) следует указывать недвусмысленно, предельно понятно и доступно. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 33 документация должна содержать требования, которые позволяют установить подходят ли предлагаемые товары, (работы или услуги) заказчику. Не следует использовать термины наподобие «не хуже», «не слабее» и тому подобные, это не объективное описание. Что для заказчика лучше, а что хуже, поставщик не обязан знать или угадывать.
Бывает, что заказчики ошибаются при указании требований диапазонными значениями, например: «ширина более 120 мм и менее 114 мм». Иногда при описании объекта закупки не учитываются собственные инструкции по подготовке заявок: «В случае, если присутствует слово «диапазон», «в пределах», то поставщику необходимо предоставить диапазон значений ниже установленного заказчиком.» Каким образом это понимать в случае температурного диапазона непонятно.
Достаточно часто заказчики переписывают с государственных стандартов все подряд характеристики, при этом товар не может обладать всеми требуемыми характеристиками одновременно. Например, что касается подвижности и жесткости бетона. Бетон может быть либо жестким (Ж), либо подвижным (П). Это взаимоисключающие характеристики.
Поэтому одновременно указанные требования к бетону: жесткость Ж1-Ж4; подвижность П1-П4 не будут указывать на конкретный бетон. Материала с такими характеристиками нет. Всё это является нарушением ч. 2 ст. 33 44-ФЗ.
Должны быть обязательно указаны правильно единицы измерения показателей характеристик. Был реальный случай из практики, когда вместо единицы измерения "мм." при установлении требований к размерам пожарного прибора была использована единица измерения "м.".
Термины характеристик, их единицы измерения должны соответствовать техническим регламентам. В противном случае, заказчику придётся обосновать применение иных терминов и единиц измерения.
Очень распространённое нарушение это перечисление в техническом задании ГОСТ, без привязки к конкретным товарам. Позиция ФАС России такова, что подобное описание объекта закупки не позволяет идентифицировать каждый товар, и не позволяет потенциальному поставщику подготовить заявку должным образом.
Ещё одним нарушением является одновременное указание ГОСТа или ТУ, которому должен соответствовать товар и не соответствующих данному ГОСТу характеристик. Например, в одной закупке заказчик указал, что характеристики грунтовки должны соответствовать ГОСТ 25129-82 для грунтовки ГФ-021, при этом указал следующие требования к характеристикам: время высыхания до степени 3 при температуре 20грС не более 12 часов, что соответствует грунтовке ГФ-019, а значение данного показателя не менее 24 часов для грунтовки ГФ-021.
Распространённой ошибкой также является указание в описании объекта закупки требования к товарному знаку без ссылки на возможность применения эквивалента, что может привести к ограничению конкуренции.
Установление излишне детализированных требований к материалам, из которых изготавливается товар также будет нарушением закона (Письмо ФАС России от 14.04.2015 N АК-18070-15). Решение ФАС России от 6 июля 2015 г. по делу К-802-15 также говорит об этом: в техническом задании ДОА требования к используемым при капремонте материалам изложены избыточно.
Грамотно подготовить описание объекта закупки, техническое задание по 44-ФЗ, без наличия специальных знаний в конкретной области довольно непросто. Однако, если точно следовать правилам описания объекта закупки по 44-ФЗ, то серьёзных ошибок можно избежать. С образцом технического задания по 44-ФЗ можно ознакомится тут.
Независимо от способа осуществления закупки, требования к техническому заданию определяются ст. 33 44-ФЗ. Что же ещё потребуется учесть при разработке технического задания?
При разработке технического задания по 44-ФЗ следует учесть все необходимые требования к материалам. Нужно иметь в виду, что в маркировке изделий зашифрованы некоторые характеристики. К примеру, техническим заданием предусмотрен материал «плитка тротуарная» с маркировкой Антик 3А.6, техзаданием никаких требований к толщине плитки не предъявлено. Согласно расшифровке маркировки плитки, её толщина составляет 6 см. (последняя цифра маркировки указывает на толщину в см.). Однако, при исполнении контакта выясняется, что требовалась плитка толщиной 8 см. От толщины плитки зависит нагрузка, которую она может выдержать. Неграмотно составленное техзадание привело к закупке материала, который не удовлетворяет необходимым требованиям. Поэтому нужно тщательно проверить маркировку всех материалов в техническом задании и указать все основные, важные требования к материалам.
Желательно не копировать описание товаров с различных сайтов. Во-первых, информация в описании может не быть достоверной и окажется, что заявленным требованиям не соответствует ни один товар.
Во-вторых, существует большая вероятность, что под данное описание подходит единственный товар. Это может расцениваться как ограничение конкуренции. При наличии государственных стандартов на товары, рекомендуется придерживаться предусмотренными этими стандартами требованиями.
Все требования к характеристикам не должны иметь двусмысленное толкование. Иначе будет очень много запросов на разъяснение. Зачастую бывает так, что при множестве запросов, заказчик не может успеть в установленные сроки ответить на них по существу и времени на корректировку технического задания может не оказаться. На основании этого, иногда заказчик в разъяснении указывает, что достаточно подачи одного лишь согласия, без указания на материалы. В свою очередь, это снижает шансы закупить именно то, что необходимо, так из заявки не видно какие материалы будут использованы при исполнении работ.
Инструкцию по подготовке заявки лучше составлять уже после описания требований к техническим характеристикам. Инструкция должна не запутывать участника, а конкретизировать требования технического задания, во избежание множества запросов от участников. Несоответствие технического задания инструкции, создающее препятствие для подготовки заявки, может спровоцировать направление жалоб в УФАС потенциальными участниками закупки.
При составлении технического задания также нужно корректно указывать коды ОКДП. Если закупаются продукты питания, не лишним будет указать ГОСТ и СанПиН. При закупке на строительный подряд необходимо также приложить дефектную ведомость, смету, а в случае капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта) также необходимо приложить и проектную документацию.
Собрали в таблицу основные изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ 2020 года:
Когда вступило в силу | Что изменилось | Содержание изменений |
---|---|---|
01.07.2019 | Добавили п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ |
Закупочная документация в тендерах на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждена по градостроительному законодательству. Исключение:
Если включили проектную документации в закупочную документацию, это означает, что выполнили требования п. 1-3 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. |
01.07.2019 | Новая редакция ч. 4 ст. 33 44-ФЗ | Сформулировали понятие гарантийных обязательств — это требования к гарантии качества товара, работы, услуги и требования к гарантийному сроку или объему предоставления гарантий. |
Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ:
При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.
К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).
Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500».
Не допускается устанавливать требования :
Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки.
3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.
Делать это не обязательно, если:
4. Необходимо использовать в описании показатели и термины, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы РФ.
Иные показатели, требования, обозначения и термины используют, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).
Вот пример, что такое объект закупки по 44-ФЗ: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки вырабатывать в соответствии с ГОСТ 31805-2012, по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».
5. При необходимости включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа, наладки и обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.
К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».
6. При покупке лекарственных средств обязательно указывать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра .
К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».
7. Допустимо заказывать новый товар, не бывший в употреблении или в ремонте.
Рассмотрим объект закупки с разных сторон в процессе описания товара, работы, услуги (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики):
Для наглядности приведем пример описания объекта закупки по 44 ФЗ, взятый из документации в ЕИС.
Чтобы повысить прозрачность закупок и снизить коррупционные риски за счет введения единообразных наименований, правительство стандартизирует подходы к описанию товара по 44 ФЗ. Для этого Постановлением от 08.02.2017 № 145 утвержден порядок формирования и ведения в Единой информационной системе (ЕИС) каталога и правила его использования. В 2020 году каталог активно пополняется, и сейчас в нем больше 60 000 наименований продукции и описаний технических характеристик.
Заказчики обязаны применять информацию, которая содержится в каталоге, для описания с даты начала обязательного применения, которая указана в общей информации к записи из каталога. По общему правилу — по истечении 30 календарных дней со дня ее добавления.
Нашли в каталоге пример основных характеристик объекта закупки по 44-ФЗ.