Юридический портал. Льготный консультант

По заключению Минюста РФ от 23 июня 2011 г. № 01-40672/11 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648, 2002, № 44, ст. 4294, 2004, № 35, ст. 3607, 2006, № 50, ст. 5284, № 52 (1 ч.), ст. 5498, 2007, № 45, ст. 5418, 2009, № 1, ст. 17, № 19, ст. 2274, № 48, ст. 5717, 2010, № 21, ст. 2529, № 31, ст. 4192, 2011, № 1, ст. 24, ст. 54), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121, 2005, № 23, ст. 2269, 2006, № 41, ст. 4256, 2008, № 47, ст. 5481, 2009, № 12, ст. 1429, № 29, ст. 3688, 2010, № 37, ст. 4675, № 38, ст. 4825, 2011, № 7, ст. 979, ст. 981):

Утверждаю прилагаемое Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Положение
о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
(утв. приказом Минюста РФ от 5 мая 2011 г.№ 142)

I. Общие положения

1. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648, 2002, № 44, ст. 4294, 2004, № 35, ст. 3607, 2006, № 50, ст. 5284, № 52 (1 ч.), ст. 5498, 2007, № 45, ст. 5418, 2009, № 1, ст. 17, № 19, ст. 2274, № 48, ст. 5717, № 31, ст. 4192, 2011, № 1, ст. 24, ст. 54), постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121, 2005, № 23, ст. 2269, 2006, № 41, ст. 4256, 2008, № 47, ст. 5481, 2009, № 12, ст. 1429, № 29, ст. 3688, 2010, № 37, ст. 4675, № 38, ст. 4825, 2011, № 7, ст. 979, ст. 981), от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 18, ст. 1991, 2005, № 7, ст. 560, 2009, № 25, ст. 3056) и определяет основные задачи, функции и полномочия, а также порядок функционирования комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия), создаваемой в Минюсте России и его территориальных органах.

2. Комиссия является координационным органом управления объектовой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и предназначена для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах (далее - объекты), комплектуется должностными лицами соответственно Минюста России и его территориальных органов, в том числе (если предусмотрено) руководителями нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) или спасательных служб.

3. Количественный и персональный состав Комиссий Минюста России и его территориальных органов определяется соответственно Министром юстиции Российской Федерации (далее - Министр) и начальниками территориальных органов Минюста России с учетом особенностей дислокации и количества объектов и находящихся в них федеральных государственных гражданских служащих (далее - служащие) и работников, а также рекомендаций настоящего Положения, ежегодно уточняется и утверждается соответствующими приказами. Председателями Комиссий Минюста России и его территориальных органов назначаются соответственно Министр и начальники территориальных органов Минюста России или их заместители.

4. В своей деятельности Комиссия руководствуется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МЧС России, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (на территории которых расположены объекты) и настоящим Положением.

5. В целях предупреждения и ликвидации на объектах ЧС (пожаров), в том числе террористических актов, Комиссия в установленном порядке взаимодействует с территориальными органами МЧС России, комиссиями муниципальных образований, на территории которых расположены объекты, и экстренными оперативными службами.

6. Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами соответствующих объектов Минюста России и его территориальных органов.

7. Деятельность Комиссии финансируется соответственно из бюджетных средств Минюста России и его территориальных органов.

II. Основные задачи, функции и полномочия Комиссии

8. Основными задачами Комиссии являются:

планирование и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС (пожаров), уменьшению ущерба от их последствий, обеспечению устойчивого функционирования объектов при возникновении ЧС (пожаров);

создание и поддержание на объектах в состоянии готовности противопожарных систем, систем пожарной сигнализации, локальных систем оповещения служащих и работников о ЧС (пожарах), организация работы дежурной диспетчерской (дежурной) службы;

обеспечение готовности служащих и работников, сил и средств к действиям при возникновении ЧС (пожаров), организация ликвидации ЧС и тушение пожаров на объектах, проведение эвакуации служащих и работников, материальных и иных ценностей;

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для проведения профилактических мероприятий, оснащения (если предусмотрено) НАСФ или спасательных служб средствами защиты, оказание помощи пострадавшим при возникновении ЧС (пожаров);

организация взаимодействия с комиссиями муниципальных образований, на территории которых расположены объекты, обеспечение вызова экстренных оперативных служб при угрозе и возникновении ЧС (пожаров);

руководство действиями структурных подразделений и НАСФ (если предусмотрено) или спасательных служб при угрозе и возникновении ЧС (пожаров);

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также служащих и работников к действиям в условиях ЧС (пожаров).

9. Для Комиссии в зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемых или возникших на объектах ЧС (пожаров) устанавливаются следующие режимы функционирования:

режим повседневной деятельности - при отсутствии угроз возникновения ЧС (пожаров);

режим повышенной готовности - при наличии угроз возникновения ЧС (пожаров);

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении ЧС (пожаров) и в период их ликвидации.

10. Решение о введении того или иного режима функционирования Комиссии в соответствии со сложившейся обстановкой на объектах принимает председатель Комиссии.

11. Основные функции Комиссии:

разработка и утверждение плана работы Комиссии на год (приложение) и организация его выполнения;

разработка плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах (далее - план ЧС), ежегодное его уточнение и корректировка, доведение основных мероприятий плана ЧС до сведения исполнителей, в части, их касающейся;

организация взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Комиссиями муниципальных образований, на территории которых расположены объекты, по вопросам наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и пожарной обстановкой на объектах;

организация обучения служащих и работников способам защиты и действиям при возникновении ЧС (пожаров);

выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС (пожаров);

проведение заседаний Комиссии;

создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС (пожаров);

организация усиления дежурной диспетчерской (дежурной) службы с целью своевременного информирования служащих и работников об обстановке при возникновении ЧС (пожаров);

организация усиления охраны объектов с целью предотвращения террористических актов;

организация усиления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на объектах и прилегающих к ним территорий, прогнозирование возможности возникновения ЧС (пожаров), их масштаба и последствий, размеров возможных потерь и материального ущерба;

принятие мер по защите и жизнеобеспечению служащих и работников, повышению устойчивости функционирования объектов и снижению возможных потерь и материального ущерба на случай возникновения ЧС (пожаров);

приведение (если предусмотрено) в состояние готовности НАСФ или спасательных служб, предназначенных для ликвидации ЧС (пожаров), уточнение плана ЧС;

введение в действие плана ЧС;

организация оповещения служащих и работников о возникновении ЧС (пожаров);

организация и принятие экстренных мер по защите и жизнеобеспечению служащих и работников;

организация сбора и обработки информации о возникших ЧС (пожарах), сложившейся обстановке, потерях среди служащих и работников и о нанесенном материальном ущербе;

принятие решения о проведении эвакуации служащих и работников из очагов ЧС (пожаров) в безопасный район (район временного размещения), организация медицинской помощи пострадавшим;

организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах ЧС (пожаров), организация проведения мероприятий по ликвидации последствий ЧС (пожаров);

организация пропускного режима в районе ЧС (пожара), охраны мест сосредоточения материальных и иных ценностей;

организация работы по обеспечению устойчивого функционирования объектов в сложившейся обстановке и первоочередному жизнеобеспечению пострадавших;

оказание помощи пожарно-спасательным подразделениям МЧС России и сотрудникам экстренных оперативных служб при ликвидации ЧС (пожаров) и расследовании причин их возникновения.

12. Полномочия Комиссии:

в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные для исполнения всеми структурными подразделениями, служащими и работниками на объектах;

осуществляет контроль за деятельностью структурных подразделений по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС (пожаров);

осуществляет руководство действиями (если предусмотрено) НАСФ или спасательных служб по предупреждению и ликвидации ЧС (пожаров) на объектах;

привлекает пожарно-спасательные подразделения МЧС России, осуществляет вызов экстренных оперативных служб для ликвидации ЧС (пожаров) и расследования причин их возникновения;

устанавливает в соответствии со сложившейся обстановкой один из режимов функционирования Комиссии с последующим докладом в территориальные органы МЧС России, Комиссии муниципальных образований, на территории которых расположены объекты;

приостанавливает деятельность структурных подразделений при непосредственной угрозе возникновения ЧС (пожара).

III. Организация работы Комиссии

13. Председатель Комиссии несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

В случае отсутствия председателя Комиссии его обязанности исполняет один из его заместителей.

14. Повседневная деятельность Комиссии организуется в соответствии с утвержденным председателем Комиссии планом ее работы на год.

15. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения Комиссии оформляются протоколом.

16. Решения Комиссии принимаются большинством голосов при условии, если на заседании присутствует более половины ее членов. На заседания Комиссии могут приглашаться руководители структурных подразделений, служащие и работники, не являющиеся ее членами.

17. В период между заседаниями Комиссии необходимые решения, принимаемые председателем Комиссии и его заместителями, доводятся до членов Комиссии.

18. Для участия в аварийно-спасательных и других неотложных работах, оказания помощи пожарно-спасательным подразделениями МЧС России или инспекторам Государственного пожарного надзора МЧС России к работе в Комиссии могут дополнительно привлекаться служащие (работники), имеющие специальную подготовку в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности.

19. Оповещение членов Комиссии при угрозе или возникновении ЧС (пожаров) осуществляется дежурной диспетчерской (дежурной) службой по распоряжению председателя Комиссии или его заместителей.

20. При угрозе или возникновении ЧС (пожаров) Комиссия размещается в местах, указанных председателем Комиссии. При угрозе радиоактивного загрязнения или химического заражения территории, где расположены объекты, Комиссия располагается на защищенном пункте управления (если предусмотрено).

21. Мероприятия по ликвидации ЧС (пожаров) и их последствий и оказанию помощи пострадавшим Комиссия организует во взаимодействии с территориальными органами МЧС России, комиссиями муниципальных образований, на территории которых расположены объекты, экстренными оперативными службами.

IV. Примерный состав Комиссии

22. Комиссия состоит из:

председателя Комиссии;

заместителя председателя Комиссии по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

заместителя председателя Комиссии по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

заместителя председателя Комиссии по вопросам материально-технического обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС (пожаров);

заместителя председателя Комиссии по вопросам эвакуации служащих и работников в безопасный район (район временного размещения);

руководителя подразделения (служащего или работника), ответственного за организацию связи и оповещение сотрудников и работников о возникновении ЧС (пожаров);

руководителя подразделения (служащего или работника), ответственного за обеспечение правопорядка на объектах;

секретаря Комиссии;

руководителей НАСФ или спасательных служб (если предусмотрено);

других служащих и работников.

По решению Министра и начальников территориальных органов Минюста России количественный состав Комиссии может быть изменен. При этом функции Комиссии должны быть соответственно перераспределены между ее членами.

23. Председатель Комиссии определяет задачи и распределяет обязанности между ее членами. Члены Комиссии для решения возлагаемых на них задач могут привлекать подчиненных им служащих (работников).

24. Постоянно действующим (рабочим) органом Комиссии является подразделение (служащий или работник), уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - служба ГОЧС).

25. В структурных подразделениях Минюста России и его территориальных органов назначаются ответственные за решение задач в области гражданской обороны, защиты от ЧС, которые через службу ГОЧС осуществляют взаимодействие с Комиссией.

V. Обязанности членов Комиссии

26. Председатель Комиссии осуществляет непосредственное руководство в области предупреждения и ликвидации ЧС (пожаров) на объектах и несет ответственность за:

организацию работы Комиссии;

организацию и осуществление на объектах мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (пожаров);

подготовку и обучение служащих и работников способам защиты и действиям при возникновении ЧС (пожаров).

27. Председатель Комиссии обязан:

1) в режиме повседневной деятельности:

руководить повседневной деятельностью Комиссии в соответствии с годовым планом ее работы, проводить заседания Комиссии, осуществлять подготовку ее членов к действиям при возникновении ЧС (пожаров);

организовать планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (пожаров);

организовать обучение служащих и работников способам защиты и действиям при возникновении ЧС (пожаров);

организовать накопление, хранение и поддержание в готовности к использованию средств индивидуальной защиты;

организовать контроль за разработкой и реализацией мероприятий, направленных на снижение опасностей возникновения ЧС (пожаров) и повышение устойчивости функционирования объектов;

2) в режиме повышенной готовности:

организовать оповещение и сбор членов Комиссии и руководящего состава, довести до них обстановку и поставить задачи членам Комиссии;

отдать распоряжение на принятие экстренных мер по защите служащих и работников, проведение мероприятий по предупреждению ЧС (пожаров) и обеспечению снижения ущерба от их последствий;

организовать работу по прогнозированию возможности возникновения ЧС (пожаров), их масштабов, размеров потерь и материального ущерба, а также последствий ЧС (пожаров);

организовать взаимодействие с территориальными органами МЧС России по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на объектах и прилегающих к ним территорий;

организовать усиление дежурной диспетчерской (дежурной) службы с целью своевременного оповещения служащих и работников об обстановке при возникновении ЧС (пожара);

организовать подготовку к проведению возможной экстренной эвакуации служащих и работников в безопасный район (район временного размещения);

организовать (если предусмотрено) приведение НАСФ или спасательных служб в готовность по предназначению, уточнение порядка их действий при возникновении ЧС (пожаров);

организовать информирование об обстановке Комиссий муниципальных образований, на территории которых расположены объекты;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

организовать работу Комиссии, отдать распоряжение о введении в действие плана ЧС;

контролировать своевременное оповещение служащих и работников о ЧС (пожаре) и проведение мероприятий по их защите;

контролировать своевременное прибытие в зону ЧС (пожара) подразделений МЧС России, сбор и анализ информации об обстановке в зоне ЧС (пожара);

принять решение (по обстановке) о проведении экстренной эвакуации служащих и работников из очага ЧС (пожара) в безопасный район (район временного размещения) и отдать соответствующие распоряжения;

контролировать соблюдение пропускного режима в зоне ЧС (пожара), обеспечение общественного порядка и сохранности материальных и иных ценностей;

контролировать оказание медицинской помощи пострадавшим и проведение их эвакуации в лечебные учреждения;

контролировать информирование комиссий муниципальных образований, на территории которых расположены объекты, об обстановке, принимаемых мерах и результатах работ по ликвидации ЧС (пожара).

28. Заместитель председателя Комиссии по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций отвечает за:

подготовку плана ЧС;

подготовку плана работы Комиссии на год;

постоянную готовность системы управления, оповещения и связи, за обеспечение устойчивого управления при возникновении ЧС (пожаров);

подготовку руководящего состава, служащих и работников в области защиты от ЧС (пожаров);

своевременное представление донесений о ЧС (пожаре) в территориальные органы МЧС России.

29. Заместитель председателя Комиссии по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций обязан:

1) в режиме повседневной деятельности:

знать нормативные правовые документы по организации и ведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, по организации подготовки служащих и работников к защите от ЧС и действиям при возникновении ЧС (пожара), постоянно совершенствовать свои знания в этой области;

обеспечить подготовку плана ЧС, своевременное его уточнение и корректировку;

обеспечить подготовку плана работы Комиссии на год;

осуществлять планирование мероприятий по подготовке служащих и работников к действиям при возникновении ЧС (пожаров);

осуществлять постоянный контроль за выполнением мероприятий по предупреждению ЧС;

контролировать выполнение мероприятий по обеспечению служащих и работников защитными сооружениями, средствами индивидуальной защиты;

2) в режиме повышенной готовности:

с получением соответствующей информации (распоряжения, сигнала) прибыть к месту работы Комиссии, организовать контроль за прибытием членов Комиссии, доложить председателю Комиссии о готовности к работе;

обеспечить сбор служащих и работников, ответственных за выполнение задач по защите от ЧС (пожаров), довести до них обстановку и поставить задачи;

контролировать работу по прогнозированию возможности возникновения ЧС (пожаров) и их последствий, подготовке предложений председателю Комиссии для принятия решения;

контролировать приведение пункта управления, системы оповещения и связи к работе в условиях ЧС (пожара), организовать постоянное дежурство членов Комиссии на пункте управления;

обеспечить усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на объектах и прилегающих к ним территорий;

принять меры по защите и жизнеобеспечению служащих и работников, снижению возможного материального ущерба на случай возникновения ЧС (пожара);

осуществлять постоянное взаимодействие с территориальными органами МЧС России по вопросам:

а) контроля за обстановкой на подведомственных объектах;

б)подготовки к спасению служащих и работников, материальных и иных ценностей;

в) обеспечения безопасности выполнения работ в зоне ЧС (пожара);

обеспечить уточнение плана взаимодействия с территориальными органами МЧС России, экстренными оперативными службами, осуществляющими аварийно-спасательные и другие неотложные работы при возникновении ЧС (пожара);

докладывать председателю Комиссии об обстановке на объектах и о выполненных мероприятиях;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

контролировать доведение информации о возникновении ЧС (пожара) до служащих и работников, выполнение мероприятий по их экстренной защите;

контролировать выполнение мероприятий по сбору, анализу информации о ЧС (пожаре), оценке обстановки, о нанесенном ущербе и потерях среди служащих и работников;

готовить предложения председателю Комиссии для принятия решения;

участвовать в организации и проведении эвакуации служащих и работников из очага ЧС (пожара) в безопасный район (район временного размещения);

обеспечить спасение людей, оказание первой медицинской помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в лечебные учреждения;

обеспечить информирование служащих и работников об обстановке, возможном ее развитии и ходе ликвидации ЧС (пожара), осуществлять контроль за соблюдением законности и прав служащих и работников;

докладывать председателю Комиссии об обстановке, о ходе работ по ликвидации ЧС (пожара), а также в территориальные органы МЧС России согласно Табелю срочных донесений МЧС России.

30. Заместитель председателя Комиссии по вопросами обеспечения пожарной безопасности отвечает за:

практическую реализацию на объектах предупредительных профилактических мероприятий, направленных на снижение опасности возникновения пожаров и ущерба от них;

осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов в условиях ЧС (пожаров);

проведение пожарно-технических мероприятий на объектах.

31. Заместитель председателя Комиссии по вопросами обеспечения пожарной безопасности обязан:

1) в режиме повседневной деятельности:

знать нормативные правовые документы по организации инженерно-технического обеспечения при эксплуатации и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов, постоянно совершенствовать свои знания в этой области;

контролировать разработку и корректировку планов ЧС в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности;

контролировать соблюдение служащими и работниками правил пожарной безопасности;

обеспечить выполнение мероприятий по страхованию объектов от ЧС (пожара), страхованию отдельных технических систем (в том числе лифтов);

контролировать работу дежурной диспетчерской (дежурной) службы;

возглавлять работу по прогнозированию возможных аварий на объектах и оценке их последствий;

ежегодно организовывать работу по разработке и внесению на рассмотрение Комиссии плана инженерно-технических мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования объектов в мирное время;

участвовать в планировании мероприятий, направленных на снижение опасности возникновения на объектах ЧС (пожара) и ущерба от них, осуществлять контроль за практической их реализацией;

контролировать подготовку персонала технических служб к действиям при возникновении ЧС (пожара) в мирное время;

2) в режиме повышенной готовности:

с получением соответствующего распоряжения (сигнала) прибыть к месту работы Комиссии, контролировать доведение сигналов оповещения до служащих и работников;

уяснить обстановку и получить задачу от председателя Комиссии на выполнение мероприятий по соответствующим разделам плана ЧС;

обеспечить усиление наблюдения и контроля за объектами, на которых существует угроза возникновения пожара;

контролировать приведение защитных сооружений (если предусмотрено) в готовность к приему укрываемых на случай возникновения ЧС (пожаров), выполнение мероприятий по противопожарной защите служащих и работников, материальных и иных ценностей;

контролировать приведение в готовность технических служб для предупреждения и ликвидации ЧС (пожаров), уточнить порядок их действий при возникновении ЧС (пожаров);

доложить председателю Комиссии об обстановке на объектах и выполненных мероприятиях;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

обеспечить доведение сигнала оповещения о возникновении ЧС (пожара) до служащих и работников;

принять участие в организации (при необходимости) укрытия служащих и работников в защитных сооружениях гражданской обороны;

контролировать сбор информации о характере и масштабе ЧС (пожара), нанесенном ущербе и потерях среди служащих и работников;

принимать участие в оценке обстановки, определении объема и характера восстановительных работ, потребном количестве сил и средств для их проведения;

представлять председателю Комиссии предложения для принятия решения по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС (пожара);

принимать участие в организации работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов в сложившейся обстановке и первоочередному жизнеобеспечению пострадавших служащих и работников;

докладывать председателю Комиссии о ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, ликвидации последствий ЧС (пожара);

после ликвидации ЧС (пожара) принимать участие в работе комиссии по административному и техническому расследованию причин ее возникновения.

32. Заместитель председателя Комиссии по вопросам материально-технического обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС (пожаров) отвечает за:

планирование и осуществление материально-технического обеспечения мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС (пожаров);

выполнение мероприятий по накоплению, хранению и выдаче средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны служащим и работникам, а также (если предусмотрено) личному составу НАСФ или спасательных служб;

создание, рациональное хранение и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС (пожаров).

33. Заместитель председателя Комиссии по вопросам материально-технического обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС (пожаров) обязан:

1) в режиме повседневной деятельности:

знать нормативные правовые документы по организации материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (пожаров), постоянно совершенствовать свои знания в этой области;

принимать участие в работе Комиссии, в разработке плана работы Комиссии на год, в планировании основных мероприятий по материально-техническому обеспечению;

участвовать в разработке и корректировке плана ЧС в части, касающейся материально-технического обеспечения;

обеспечить накопление и хранение средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны для обеспечения служащих и работников, (если предусмотрено) личного состава НАСФ или спасательных служб;

обеспечить накопление, рациональное хранение и использование резервов материальных ресурсов в интересах предупреждения и ликвидации ЧС (пожаров);

2) в режиме повышенной готовности:

с получением соответствующей информации (распоряжения, сигнала) прибыть к месту работы Комиссии, проконтролировать оповещение и сбор членов Комиссии, служащих и работников, участвующих в мероприятиях по защите от ЧС (пожаров);

уяснить обстановку и получить задачу от председателя Комиссии;

принять участие в работе по прогнозированию возможной ЧС (пожаров) и их последствий;

привести в готовность (если предусмотрено) НАСФ или спасательные службы, уточнить порядок их действий при возникновении ЧС (пожара);

контролировать обеспечение (если предусмотрено) личного состава НАСФ или спасательных служб средствами индивидуальной защиты, другим имуществом гражданской обороны, материально-техническими средствами, необходимыми для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации последствий ЧС (пожара);

доложить председателю Комиссии о выполненных мероприятиях и обстановке на объектах;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

обеспечить доведение информации о возникновении ЧС (пожара) до НАСФ или спасательных служб (если предусмотрено);

принять участие в организации укрытия служащих и работников в защитных сооружениях гражданской обороны, мероприятий по жизнеобеспечению служащих и работников в защитных сооружениях гражданской обороны;

обеспечить сбор информации о характере и масштабах ЧС (пожара), нанесенном материальном ущербе и потерях среди служащих и работников;

принять участие в оценке обстановки, определении объема и размеров финансовых и материальных затрат для ликвидации ЧС (пожара);

представить председателю Комиссии предложения по материально-техническому обеспечению ликвидации ЧС (пожара);

принять участие в организации спасения людей и материальных ценностей, оказании медицинской помощи пострадавшим с последующей эвакуацией их в лечебные учреждения;

обеспечить (если предусмотрено) питание и отдых личного состава НАСФ или спасательных служб, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге ЧС (пожара), обеспечить первоочередное жизнеобеспечение пострадавших служащих и работников;

принять меры к восполнению израсходованных финансовых и материальных ресурсов после ликвидации последствий ЧС (пожара);

докладывать председателю Комиссии о состоянии материально-технического обеспечения в ходе ликвидации последствий ЧС (пожара).

34. Заместитель председателя Комиссии по вопросам эвакуации служащих и работников в безопасный район (район временного размещения) отвечает за:

планирование, организацию и осуществление эвакуационных мероприятий служащих и работников из зоны ЧС (пожара) в безопасный район (район временного размещения);

подготовку личного состава эвакуационных органов и готовность их к выполнению эвакуационных мероприятий в установленные сроки;

всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий.

35. Заместитель председателя Комиссии по вопросам эвакуации служащих и работников в безопасный район (район временного размещения) обязан:

1) в режиме повседневной деятельности:

знать нормативные правовые документы по организации и проведению эвакуационных мероприятий из зоны ЧС (пожара) в безопасный район (район временного размещения), постоянно совершенствовать свои знания в этой области;

участвовать в разработке и корректировке плана ЧС по вопросам подготовки и проведения эвакуационных мероприятий;

осуществлять специальную подготовку личного состава эвакуационных органов, обеспечить постоянную готовность их к выполнению эвакуационных мероприятий;

проводить рекогносцировку маршрутов эвакуации, безопасного района (района временного размещения);

принять участие в решении вопросов материально-технического, транспортного, медицинского и других видов обеспечения эвакуационных мероприятий;

поддерживать постоянное взаимодействие с эвакуационными комиссиями муниципальных образований, на территории которых расположены объекты, с руководством администрации и эвакуационных приемных органов безопасного района (района временного размещения) по вопросам организации, проведения и всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий;

2) в режиме повышенной готовности:

привести в готовность эвакуационные органы, уточнить расчет и порядок проведения эвакуационных мероприятий на случай возникновения ЧС (пожара);

по распоряжению председателя Комиссии (по обстановке) организовать и провести заблаговременную или экстренную эвакуацию служащих и работников в безопасный район (район временного размещения);

осуществлять контроль за подготовкой к эвакуации служащих и работников на случай возникновения ЧС (пожара);

обеспечить взаимодействие с эвакуационными органами муниципальных образований, на территории которых расположены объекты, и территориальными органами МЧС России, обеспечивающими эвакуационные мероприятия;

доложить председателю Комиссии и председателю территориальной эвакуационной комиссии о проделанной работе и готовности к выполнению эвакуационных мероприятий;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

при возникновении ЧС (пожара) оценить обстановку и представить председателю Комиссии предложения для принятия решения на проведение эвакуации служащих и работников из зоны ЧС (пожара) в безопасный район (район временного размещения);

руководить проведением эвакуационных мероприятий;

докладывать председателю Комиссии и председателю территориальной эвакуационной комиссии о ходе эвакуации и о ее завершении.

36. Член Комиссии - руководитель подразделения (служащий или работник), ответственный за организацию связи и оповещение сотрудников и работников о возникновении ЧС (пожаров), отвечает за:

обеспечение председателя Комиссии, службы ГОЧС, членов Комиссии, дежурной диспетчерской (дежурной) службы надежной и непрерывной связью при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (пожаров);

постоянную готовность сил и средств оповещения и связи к выполнению возложенных на них задач;

своевременное выполнение аварийно-восстановительных работ на сетях связи и оповещения при ликвидации последствий ЧС (пожаров).

37. Член Комиссии - руководитель подразделения (служащий или работник), ответственный за организацию связи и оповещение сотрудников и работников о возникновении ЧС (пожаров), обязан:

1) в режиме повседневной деятельности:

принять участие в разработке и корректировке плана ЧС в части, касающейся организации связи и оповещения;

обеспечить систематический контроль за правильной эксплуатацией, содержанием и сохранностью средств связи и оповещения на объектах;

осуществлять мероприятия по повышению устойчивости работы средств связи и оповещения при возникновении ЧС (пожаров);

разработать и осуществлять меры по совершенствованию сети связи и оповещения на объектах;

2) в режиме повышенной готовности:

с получением соответствующей информации (распоряжения, сигнала) прибыть к месту работы Комиссии, уяснить обстановку и получить задачу от председателя Комиссии;

привести в готовность пункт управления, средства связи и оповещения, организовать и поддерживать связь, обеспечивающую управление на объектах и взаимодействие с территориальными Комиссиями муниципальных образований, на территории которых расположены объекты;

доложить председателю Комиссии о проделанной работе и готовности службы к выполнению возложенных на нее задач;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

обеспечить техническую поддержку при доведении информации до служащих и работников о возникновении ЧС (пожаров);

осуществлять работы в районе ЧС (пожаров) налаживанию связи и оповещения, восстановлению разрушенных линий связи и оповещения в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

обеспечить председателя Комиссии и (если предусмотрено) НАСФ или спасательных служб средствами связи при ликвидации ЧС (пожаров);

требовать соблюдения мер безопасности при проведении ремонтно-восстановительных работ на линиях связи и оповещения;

докладывать председателю Комиссии о ходе работы и состоянии сетей связи и оповещения после ликвидации последствий ЧС (пожаров).

38. Член Комиссии - руководитель подразделения (служащий или работник), ответственный за поддержание правопорядка на объектах, отвечает за:

поддержание общественного порядка на объектах при угрозе и возникновении ЧС (пожаров);

обеспечение общественного порядка среди служащих и работников при проведении эвакуационных мероприятий из зоны ЧС в безопасный район (район временного размещения);

обеспечение охраны имущества и иных ценностей, вынесенных из очага ЧС (пожаров);

осуществление вызова экстренных оперативных служб при угрозе и возникновении ЧС (пожаров) или угрозе и совершении террористических актов на объектах.

39. Член Комиссии - руководитель подразделения (служащий или работник), ответственный за поддержание правопорядка на объектах, обязан:

1) в режиме повседневной деятельности:

принимать участие в разработке и корректировке плана ЧС по вопросам обеспечения охраны общественного порядка и действий при угрозе и совершении террористических актов;

разработать план усиления охраны объекта на случай угрозы и возникновения на объектах ЧС (пожаров) или угрозы и совершения террористических актов;

проводить подготовительные мероприятия по предотвращению и пресечению массовых беспорядков, паники и мародерства на объектах при угрозе и возникновении ЧС (пожаров);

обеспечить своевременный вызов экстренных оперативных служб в случае угрозы и возникновения ЧС (пожаров) или угрозы и совершения террористических актов;

2) в режиме повышенной готовности:

с получением соответствующей информации (распоряжения, сигнала) прибыть к месту работы Комиссии, уяснить обстановку и получить задачу у председателя Комиссии;

возглавить рабочую группу из состава Комиссии при угрозе совершения террористического акта на объектах и прилегающей к ним территории, а также для анализа обстановки и выработки предложений для принятия решения председателем Комиссии;

осуществлять взаимодействие со службой охраны, координировать ее действия при угрозе и возникновении ЧС (пожаров) или при угрозе и совершении террористических актов;

принять участие в усилении охраны объекта, имущества и материальных ценностей, обеспечить охрану общественного порядка среди служащих и работников при проведении экстренной эвакуации при угрозе и возникновении ЧС (пожаров) или при угрозе и совершении террористических актов;

осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам обеспечения мероприятий по предотвращению и пресечению массовых беспорядков, паники и мародерства на объектах при угрозе возникновения ЧС (пожаров);

доложить председателю Комиссии о проделанной работе;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

при совершении террористического акта или возникновении ЧС (пожаров) на объектах оценить обстановку и представить председателю Комиссии предложения по обеспечению охраны общественного порядка;

определить режим допуска и поведения в районе ЧС (пожаров), обеспечить оцепление зоны ЧС (пожара) и поддерживать общественный порядок среди служащих и работников при выполнении защитных мероприятий, проведении экстренной эвакуации и ликвидации последствий ЧС (пожара);

обеспечить усиление охраны и пропускного режима в районе ЧС (пожара);

докладывать председателю Комиссии о выполненных мероприятиях, фактах массовых беспорядков и происшествиях.

40. Секретарь Комиссии несет ответственность за документальное и организационное обеспечение работы Комиссии.

41. Секретарь Комиссии обязан:

1) в режиме повседневной деятельности:

осуществлять работу по подготовке заседаний Комиссии (сбор необходимых материалов, оповещение членов Комиссии о времени, месте и повестке дня заседания);

вести и оформлять протоколы заседаний Комиссии;

вести делопроизводство Комиссии, оперативно доводить до членов Комиссии поручения председателя Комиссии, контролировать сроки их исполнения;

2) в режиме повышенной готовности:

с получением соответствующей информации (распоряжения, сигнала) от председателя Комиссии оповестить членов Комиссии о времени и месте сбора, доложить председателю Комиссии о прибытии ее членов;

выполнять технические функции по обеспечению и обслуживанию работы председателя и членов Комиссии;

3) в режиме чрезвычайной ситуации:

принимать информацию о возникновении ЧС (пожаров) и докладывать председателю Комиссии;

участвовать в подготовке донесений о ЧС, представлять их на подпись председателю Комиссии и направлять в установленном порядке в МЧС России.

Приложение
к Положению о комиссии по
предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности

(Образец)

Утверждаю

Председатель комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности

__________________________________

___________________

(инициалы, фамилия)

«____»_____________________ 20_____г.

работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

и обеспечению пожарной безопасности______________________________

№ п/п Наименование мероприятий Привлекаются Проводят Докладывают Сроки проведения (по месяцам)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Мероприятия, проводимые председателем Комиссии муниципального образования
1 Учебно-методические сборы руководителей Комиссий по подведению итогов по защите населения и территории за 20__г. Председатель (заместитель) Комиссии Комиссия муниципального образования Начальник территориального органа МЧС России
Территориальный орган МЧС России
2 Совместная командно-штабная тренировка

2019-02-02

| Author Flaaim

Данная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создается на основании требований постановления Правительства РФ №794 от 30.12.2003г.

Основная цель данной комиссии это обеспечение постоянной готовности предприятия к быстрым действиям в случае какой либо чрезвычайно ситуации , вызванной аварией или катастрофой.

Приказом руководителя предприятия утверждается:

  • Состав комиссии по ЧС и ПБ
  • Ее председатель
  • И Положение о КСЧ и ПБ
Заседания комиссии по ЧС и ПБ проводятся ежеквартально, в соответствии с разработанным годовым планом графиком заседаний. Все решения комиссии по ЧС и ПБ оформляются в виде протоколов и подписываются председателем комиссии.

Положение о комиссии по ЧС и ПБ

Как я уже сказал выше основной документ, который регламентирует работу комиссии это положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данное положение определяет задачи, полномочия, порядок функционирования комиссии и включает следующие разделы
  • Общие положения
  • Основные задачи и полномочия комиссии
  • Организация работы комиссии:
  • При повседневной деятельности

    При угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации

  • Материально-техническое обеспечение.

База документов по охране труда

Документация для работы комиссии по ЧС и ПБ

  1. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации
  2. Функциональные обязанности должностных лиц КЧС и ПБ организации
  3. Схема оповещения и сбора личного состава КЧС и ПБ
  4. План работы КЧС и ПБ организации на 20___ год
  5. План-график работы КЧС и ПБ при чрезвычайной ситуации в организации
  6. Журнал учета аварий и чрезвычайных происшествий в организации (форма)
  7. Табель срочных донесений
  8. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации. (Форма 1/ЧС)
  9. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации. (Форма 2/ЧС)
  10. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации. (Форма 3/ЧС)
  11. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации. (Форма 4/ЧС)
  12. Перечень распоряжений по видам обеспечения при организации работ по ликвидации последствий ЧС
  13. Распоряжение по разведке
  14. Положение о службе (сети) наблюдения и лабораторного контроля объектового звена ОП РСЧС.
  15. Протокол заседаний КЧС и ПБ организации.
  16. Координационным органом муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа МСУ. Это коллегиальный, постоянно действующий орган управления при местной администрации либо главе муниципального образования.

    Образование КЧС и ПБ, определение ее компетенции, утверждение ее состава производится актами глав муниципальных образований либо местных администраций. КЧС и ПБ находится в непосредственном подчинении главы муниципального образования либо главы местной администрации. Глава муниципального образования (местной администрации) создает (упраздняет) КЧС и ПБ, определяет ее компетенцию, структуру и порядок работы, состав и функциональные обязанности ее членов, утверждает ее решения.

    К основным задачам КЧС и ПБ относятся разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности; координация деятельности органов управления и сил РСЧС; обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов МСУ и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС; рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств ГО к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС .

    Данный перечень задач не является исчерпывающим, решением органа МСУ на КЧС и ПБ могут быть возложены и иные задачи. Для обеспечения выполнения задач и функций КЧС и ПБ наделяются правами, которые можно классифицировать следующим образом:

    а) по управлению: принимать решения, обязательные

    для исполнения учреждениями, предприятиями и организациями любой формы собственности на территории муниципального образования; запрашивать у органов МСУ, государственных и иных организаций необходимые материалы и информацию;

    • б) по организации и руководству: привлекать в установленном порядке силы и средства муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; приостанавливать функционирование объектов экономики в случае угрозы возникновения ЧС; информировать население о возникновении ЧС и ходе их ликвидации; создавать рабочие группы из числа представителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности комиссии, определять полномочия и порядок работы этих групп;
    • в) по применению административно-правовых режимов:

    устанавливать в зонах ЧС особый режим работы предприятий и организаций, въезда и выезда граждан;

    г) по контролю: осуществлять контроль деятельности

    муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, организаций на территории муниципального образования по вопросам защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, подготовки и готовности сил и средств муниципального звена; проводить проверки потенциально опасных объектов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности; заслушивать должностных лиц МСУ, руководителей организаций по вопросам деятельности КЧС и ПБ;

    д) по применению мер принуждения: вносить предложения главе администрации муниципального образования о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей органов МСУ, организаций и предприятий за несвоевременную реализацию решений комиссии ; направлять по подведомственным учреждениям материалы о нарушениях требований нормативных правовых актов в области защиты населения и территории от ЧС , осуществлять координацию надзорно-контрольной деятельности органов государственного надзора и контроля, привлекать их специалистов к проверке потенциально опасных объектов по вопросам безопасности .

    Формами реагирования КЧС и ПБ на выявленные в ходе контроля недостатки и правонарушения могут быть заслушивание должностных лиц, руководителей организаций на заседании КЧС и ПБ с требованием объяснить причины нарушений и устранить их; в случае неустранения нарушений - направление материалов проверок, протокола заседаний КЧС и ПБ должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в области ГО и защиты от ЧС; внесение предложений главе муниципального образования (местной администрации) о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, находящихся в его подчинении; направление материалов проверок прокурору с тем, чтобы им было принято решение в рамках прокурорского надзора. Хотя в ряде муниципальных образований КЧС и ПБ наделена правом привлекать к административной ответственности лиц, виновных в невыполнении ее распоряжений , согласно приказу МЧС России от 22 августа 2006 года № 491 должностные лица органов МСУ не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты от ЧС.

    КЧС и ПБ вправе принимать решения в рамках своей компетенции, общеобязательные для всех граждан и организаций на территории муниципального образования, являющиеся основанием для принятия соответствующих решений организациями и структурными подразделениями органов МСУ. Решения КЧС и ПБ оформляются протоколами ее заседаний, при необходимости проектами постановлений (распоряжений) главы муниципального образования либо главы местной администрации.

    Состав и структура КЧС и ПБ органов МСУ определяется их задачами и функциями, требующими взаимодействия специалистов, относящихся к различным органам власти, предприятиям и организациям. Председатель, заместители председателя и члены комиссии одновременно занимают должности в органах МСУ, государственных органах, учреждениях и организациях, не являясь освобожденными сотрудниками.

    КЧС и ПБ органа МСУ возглавляется председателем - заместителем главы муниципального образования (главы местной администрации), реже руководство осуществляется главой местной администрации или главой муниципального образования. Полномочия председателя подразделяются на внешние и внутренние. К внешним полномочиям относятся введение (отмена) режима функционирования муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС; привлечение сил, транспорта и материально-технических средств независимо от их принадлежности для выполнения работ по предупреждению и ликвидации ЧС при угрозе их возникновения или возникновении; приведение в готовность и перемещение органов управления и сил муниципального звена на подведомственной территории. Внутренними полномочиями председателя КЧС и ПБ являются осуществление общего руководства работой комиссии, распределение обязанностей между ее членами; руководство заседаниями комиссии; утверждение планов работы, организация разработки плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и т. д. В неотложных случаях председатель имеет право отдавать распоряжение на проведение работ по предупреждению и ликвидации ЧС единолично. Председатель комиссии несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач и функций.

    Председатель КЧС и ПБ имеет одного или нескольких заместителей, которые исполняют обязанности председателя при его отсутствии; возглавляют и руководят работой оперативных групп; разрабатывают проекты решений комиссии, плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, иных документов КЧС и ПБ; контролируют исполнение плана работы комиссии и т. д. Положениями о КЧС и ПБ предусматривается также должность секретаря (ответственного секретаря) комиссии. К его полномочиям относятся сбор материалов к заседанию комиссии; подготовка проектов ее отчетов и донесений; ведение протокола заседания КЧС и ПБ, оформление рабочей документации; доведение решений комиссии до исполнителей, контроль их исполнения.

    Количество и должности членов КЧС и ПБ разнообразны, что отражает специфику различных муниципальных образований, наиболее важные предприятия и организации, характер наиболее вероятных ЧС и т. д. Как правило, в состав комиссии входят руководители (заместители руководителей) учреждений и организаций, создающих аварийно-спасательные формирования муниципального звена.

    В составе КЧС и ПБ для осуществления ее полномочий предусматриваются следующие структурные подразделения: подкомиссии, рабочие группы, оперативные группы, координационные центры, оперативные штабы, временно действующие структуры управления, создаваемые в режиме повышенной готовности и режиме ЧС.

    Подкомиссии КЧС и ПБ выполняют задачи и функции по предупреждению и ликвидации отдельных видов ЧС (паводки, биологосоциальные ЧС и т. п.) либо по отдельным направлениям защиты от них. Наиболее часто предусматриваются следующие подкомиссии: противопаводковая, по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, по пожарной безопасности, по повышению устойчивости функционирования организаций в ЧС. Подкомиссии могут проводить заседания по направлениям своей деятельности, принимать решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

    Постоянные и временные рабочие группы КЧС и ПБ могут создаваться решением председателя комиссии для выполнения ее отдельных полномочий. Оперативные группы КЧС и ПБ создаются для руководства работами по ликвидации последствий ЧС и координации действий сил и средств муниципального звена при введении режима повышенной готовности или режима ЧС. Состав оперативных групп может определяться как заблаговременно, так и решением председателя КЧС и ПБ при введении указанного режима исходя из характера сложившейся обстановки и прогнозируемого развития событий.

    Временно действующие структуры управления КЧС и ПБ - координационные центры, оперативные штабы, пункты управления - создаются при введении режима повышенной готовности или ЧС. Для выполнения отдельных задач и функций при комиссии могут создаваться вспомогательные подразделения

    (консультативно-совещательные группы, пресс-центры), действующие как постоянно, так и временно.

    Заседания КЧС и ПБ проводятся по мере необходимости, обычно не реже раза в квартал. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих, оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости и в виде проектов постановлений (распоряжений) главы муниципального образования либо местной администрации. В ряде муниципальных образований председатель КЧС и ПБ, его заместитель в период между заседаниями имеют право принимать решения самостоятельно.

    В режиме повышенной готовности организуется сбор КЧС и ПБ, оценивается обстановка, заслушиваются предложения членов комиссии, принимается и доводится до исполнителей решение по сложившейся обстановке. При необходимости для определения причин ухудшения обстановки в зону действия угрозы ЧС выдвигается оперативная группа, организуется круглосуточное дежурство членов комиссии, приводятся в состояние готовности силы и средства муниципального звена, уточняются планы их действий, проводятся мероприятия по защите населения и территории, развертывается пункт управления. В целях предупреждения ЧС решением КЧС и ПБ может приостанавливаться работа предприятий, устанавливаться особый режим въезда, выезда и поведения граждан на территории, подверженной угрозе.

    В режиме ЧС организуется сбор КЧС и ПБ, формируется и выдвигается на место ЧС оперативная группа, оценивается обстановка, заслушиваются предложения по сложившейся обстановке, принимается и доводится до исполнителей решение комиссии. Данным решением определяется зона ЧС, вводится план действий и организуются мероприятия по ликвидации последствий, определяются лица, ответственные за их проведение. Также организуются оповещение и информирование населения о ЧС, привлечение сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, в том числе при необходимости общественных объединений и граждан; постоянно ведутся сбор и оценка данных о состоянии окружающей среды, аварийных объектов, руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами, мероприятиями по обеспечению жизнедеятельности населения, производится оценка причиненного ущерба.

    Для исполнения отдельных полномочий органов МСУ, связанных с защитой от ЧС, создаются и другие совещательные органы: комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, антитеррористические комиссии и др. В ряде муниципальных образований имеются постоянно действующие противопаводковые комиссии. Их полномочия совпадают с полномочиями КЧС и ПБ. Например, применительно к ЧС гидрологического характера их полномочия заключаются в запрашивании и получении информации по направлениям деятельности; заслушивании должностных лиц, руководителей организаций; принятии решений, обязательных для исполнения на территории муниципального образования; контроле выполнения противопаводковых мероприятий.

    По мнению автора, в современных условиях существование противопаводковых комиссий является анахронизмом. Подобные комиссии на федеральном и региональном уровнях были упразднены в связи с принятием постановления Правительства РФ «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995 года. В целях достижения единообразия организации муниципальных звеньев территориальных подсистем РСЧС, исключения дублирования управленческих функций, на наш взгляд, целесообразно упразднить противопаводковые комиссии муниципальных образований, переложив их функции на КЧС и ПБ соответствующего уровня. В муниципальных образованиях, подверженных угрозам паводка, для организации противопаводковых мероприятий могут создаваться противопаводковые подкомиссии в составе КЧС и ПБ.

  17. Об утверждении Положения о комиссии по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города:постановление мэра города Саратова от 6 июня 2005 г. № 271 // Саратовская панорама.2005. № 27.
  18. Об утверждении Положения о комиссии по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Губахинскомгородском поселении: постановление главы администрации Губахинского городскогопоселения от 25 янв. 2008 г. № 6 // Уральский шахтер. 2006. № 35.
  19. П О Л О Ж Е Н И Е о комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ (КЧС и ПБ) объекта

    1. Общие положения 1.1.Комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС и ПБ) является координирующим органом объекта. Она создается приказом по объекту из наиболее подготовленных, опытных и ответственных специалистов структурных подразделений объекта, во главе с генеральным директором или его заместителем и призвана проводить единую государственную политику по предупреждению и ликвидации производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий на объекте. 1.2. Комиссия по чрезвычайным ситуациям в своей работе руководствуется федеральными законами и нормативными актами Президента РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, нормативными правовыми актами Правительства РФ, МЧС России, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, настоящим Положением, приказами, распоряжениями и указаниями КЧС объекта ТАП и другими нормативными документами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 1.3. Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всем руководящим составом объекта. 1.4. В процессе сбора и обмена информацией о возникшей чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий комиссия взаимодействует (представляет донесения) с КЧС объекта ТАП, управлением по делам ГО ЧС области, вышестоящими ведомственными органами управления, административными органами города и общественными организациями. 1.5. Расходы по возмещению материального ущерба и по восстановлению производства от чрезвычайных ситуаций, возникших от внутренних (производственных) потенциально опасных источников, осуществляются за счет средств объекта, а возникших от внешних (природных или иных) потенциально опасных источников - по согласованию с органами местной исполнительной власти и ведомственными органами управления. 1.6. Рабочим органом председателя КЧС является группа по военно-мобилизационной работе и гражданской обороне, осуществляющая разработку рабочих планов и других документов комиссии. Организацию и руководство повседневной деятельностью КЧС осуществляет директор - начальник ГО объекта или его первый заместитель.

    2. Основные задачи КЧС и ПБ объекта 2.1. Руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы и обеспечению устойчивости функционирования объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций. 2.2. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией их последствий, организация эвакуационных мероприятий. 2.3. Руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2.4. Организация подготовки руководящего и командно-начальствующего состава, сил и средств, а также персонала для умелых и активных действий в чрезвычайных ситуациях.

    3. КЧС имеет право 3.1. В пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения руководящим составом, структурными подразделениями и службами объекта. 3.2. Осуществлять контроль за деятельностью структурных подразделений, органов управления сил и средств объекта по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС. 3.3. Привлекать силы и средства объекта для ликвидации последствий ЧС. 3.4.Устанавливать на объекте в соответствии со сложившейся обстановкой особый режим функционирования КЧС и ПБ объекта и поведения персонала в зоне чрезвычайной ситуации с докладом в вышестоящую КЧС. 3.5. Приостанавливать функционирование отдельных участков и объекта в целом при непосредственной угрозе возникновения ЧС. 3.6. Привлекать специалистов к проведению экспертиз потенциально опасных участков производства и контролю за их функционированием.

    4.Функционирование КЧС В зависимости от обстановки для КЧС и ПБ устанавливаются три режима функционирования: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации. Режим повседневной деятельности - функционирование КЧС в мирное время при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности и защиты рабочих, служащих, членов их семей, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС мирного времени и факторов (последствий) военных действий. Осуществляются мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию чрезвычайных резервов финансовых, продовольственных. медицинских и материально-технических ресурсов. Режим повышенной готовности - функционирование КЧС и ПБ при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий. При режиме повышенной готовности непосредственное руководство объектом осуществляет комиссия предприятия по чрезвычайным ситуациям. При необходимости из состава КЧС формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки в структурных подразделениях, для выработки предложений по ее нормализации, усиливается дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите рабочих и служащих, членов их семей, запасов материально-технических средств, по повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования ГО, предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и, при необходимости, осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий. Режим чрезвычайной ситуации - функционирование КЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником современных средств поражения. При чрезвычайном режиме принимаются меры по защите рабочих, служащих, членов их семей. В район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС; направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших; усиливается постоянный контроль за окружающей средой в районе ЧС, приводятся в готовность защитные сооружения для приема укрываемых. Осуществляется информирование (доклад) вышестоящего органа управления об обстановке и возможном ее развитии, о ходе ликвидации ЧС, о целесообразности привлечения дополнительных сил и средств. Для ликвидации ЧС создаются или привлекаются ведомственные и объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов. Решение о введении режимов функционирования КЧС и ПБ принимает территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки, сложившейся на предприятии или вблизи него (при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации).

    5. Организация работы КЧС и ПБ 5.1. Повседневная деятельность комиссии организуется в соответствии с годовым планом работы. Заседания проводятся один раз в квартал, неплановые заседания - по решению председателя. В период между заседаниями решения принимаются председателем и доводятся распоряжениями до всего состава комиссии или в виде поручений отдельным ее членам. 5.2. Распределение обязанностей в комиссии осуществляется председателем и оформляется в виде перечня функциональных обязанностей. 5.3. Оповещение членов комиссии при угрозе или возникновении ЧС осуществляется по распоряжению председателя (заместителей председателя) комиссии дежурной службой объекта. 5.4. При угрозе или возникновении ЧС комиссия размещается в помещениях ОАО _____________". При угрозе радиоактивного загрязнения или химического заражения территории объекта, КЧС развертывается в помещении пункта управления объекта ______ - убежище №________.

    6. Материально-техническое обеспечение КЧС и ПБ Материально-техническое обеспечение работы КЧС, заблаговременная подготовка и хранение материальных и технических средств, необходимых для комиссии в исполнительный период (при угрозе или возникновении ЧС), возлагается на начальника отдела __________ и ведущего инженера по ВМР и ГО.

    Ведущий инженер по ВМР и ГО __________

    В постановлении Правительства РФ № 1113 от 5.11.95г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» определено, что КЧС являются координирующими органами.

    Комиссии по ЧС (КЧС) - предназначены для организации и выполнения работ по предупреждению ЧС, уменьшению ущерба от них и ликвидации ЧС, координации деятельности по этим вопросам подсистем и звеньев РСЧС (ЕГС), министерств, ведомств и организаций на подведомственной территории.

    Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной Среды и ПО объектов, прогнозирование ЧС.

    Обеспечение готовности ОУ, сил и средств к действиям в ЧС, а также создания и поддержания в состоянии готовности ЦУ.

    Организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Участие в разработке и осуществлении Федеральных целевых и НГ программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС.

    Создание резервов финансовых и материальных ресурсов.

    Взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи эти комиссиям в ликвидации ЧС.

    Руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам.

    Планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возращения его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания.

    Организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в ЧС.

    Основные задачи объектовых КЧС

    1. Руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности ПО объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС.

    2. Организация работ по созданию на ПО объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения.

    3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов.

    4. Руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.



    5. Организация подготовки РС, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям ЧС.

    Обязанности КЧС

    В соответствии с возложенными задачами КЧС:

    1.организуют прогнозирование и оценку обстановки на подведомственной территории, которая может сложиться в результате СБАК; разрабатывают и планируют проведение мероприятий по предупреждению ЧС, уменьшению ущерба и потерь от них, защиту населения;

    2. разрабатывают планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

    3. контролируют деятельность организаций местных органов власти в решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС;

    4. вводят на подведомственной территории режимы функционирования подсистем и звеньев РСЧС;

    5. организуют подготовку органов управления и сил подсистем и звеньев РСЧС, обучение населения действиям в условиях угрозы или возникновения ЧС;

    6. разрабатывают и вносят на рассмотрение местных властей проектных решений по вопросам, связанным с предупреждением и ликвидацией ЧС, обеспечением промышленной и экологической безопасности;

    7. контролируют деятельность подсистем и звеньев РСЧС, организаций и предприятий на подведомственной территории по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

    8.участвуют совместно с другими ОУ в рассмотрении размещения и деятельности ПО производств;

    9.организуют защиту СХЖ и Р, продовольствия, пищевого сырья, кормов, водоисточников и систем водоснабжения от РХБЗ;

    10.организуют работу по привлечению общественных организаций и граждан к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.


    Права КЧС

    Принимать решения на проведение экстренных мер по обеспечению защиты населения от возможных последствий на всей подведомственной территории, включая и объекты любой формы собственности, расположенные на ней;



    Осуществлять контроль над деятельностью предприятий, учреждений и организаций на территории области (города, района, объекта) независимо от форм собственности по вопросам снижения опасности возникновения СБАК, возможного ущерба от них и готовности к ликвидации последствий;

    Участие в подготовке заключения о целесообразности размещения на территории области (города, района) ПООЭ;

    Входить с предложениями в местные органы власти по вопросам состояния работы по предотвращению СБАК и готовности объектов ОУ, сил и средств к ликвидации последствий ЧС;

    Входить с предложениями в Правительство РФ об эвакуации населения и материальных ценностей из районов возможных крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, а в случае не терпящим отлагательства, самостоятельно принимать решение на эвакуацию с последующей информацией вышестоящих органов;

    Привлекать к работе в составе комиссии руководителей заинтересованных ведомств и организаций, ученых и необходимых специалистов;

    Требовать от всех предприятий, организаций, ведомств, расположенных на территории области (города, района) представлять в комиссию информацию, связанную с происшествиями или возможными СБАК, а также о ходе ликвидации их последствий. Руководители предприятий, организаций, учреждений, получившие распоряжение от ПКЧС области (города, района) обязаны выполнить его в точности и в сроки, указанные в нем, а после выполнения доложить об этом лицу, отдавшему это распоряжение;

    Осуществлять контроль над подготовкой и готовностью сил и средств, входящих в РСЧС.

    Объектовая КЧС имеет право:

    Участвовать в рассмотрении входящих в ее компетенцию вопросов на совещаниях объекта всех уровней и принимать решения в соответствии с возложенными на нее задачами;

    Контролировать работу по предупреждению ЧС в структурных подразделениях, направлять их руководителем для исполнения решения КЧС о принятии необходимых мер, об установлении причин, способствующих возникновению ЧС, а также заслушивать на своих заседаниях отчеты руководителей подразделений об исполнении этих решений;

    Привлекать органы надзора, ведущих специалистов к проведению проверок и экспертиз ПО участков производств (проектов) по вопросам обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, окружающей Среды, а также к контролю за реализацией мероприятий, направленных на уменьшение последствий от воздействия возможных.

    Структура КЧС

    Комиссия по ЧС создается при администрации области, города, района, а также на объектах экономики продолжающих работу в военное время и с численностью работающих 500 и более человек.

    Состав комиссии:

    а) Председатель комиссии - зам. главы администрации.

    б) Зам. председателя комиссии - НШ по делам ГО и ЧС.

    в) Члены комиссии:

    Директора департаментов;

    Начальники управлений, комитетов и отделов администраций;

    Руководители отраслей и служб.

    г) Секретариат.

    В состав комиссии включаются подкомиссии:

    1. По предупреждению и ликвидации ЧС, связанных с подтоплением паводком, другими стихийными бедствиями на территории области, города, района и эпидемиями с/х животных.

    2.По предупреждению и ликвидации ЧС на транспорте (ж/дорожном, автомобильном, воздушном, речном) при перевозке опасных грузов.

    3.По предупреждению и ликвидации ЧС на промышленных, энергетических объектах; газо- , нефте-, продуктопроводах.

    4.По предупреждению и ликвидации ЧС на объектах ЖКХ, мостах, виадуках, строительно-монтажных комплексах.

    5.По предупреждению и ликвидации ЧС, связанных с резким изменением медицинской или экологической обстановки.

    6.По обеспечению работы комиссии по ЧС области (транспортом, связью, материально-техническими средствами).

    Руководство подкомиссиями возлагается на заместителей главы администрации и начальников управления, отделов, комитетов, руководители общественных организаций.

    Руководитель подкомиссии своим решением обязан определить необходимый персональный состав подкомиссии и привлекаемые силы и средства.

    Для решения задач по эвакуации, отселению или приему населения создается областная, городская, районная эвакомиссия.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение: а) землетрясение; б) очаг землетрясения; в) эпицентр.

    2. Охарактеризуйте 12 балльную шкалу Рихтера.

    3. Назовите признаки приближающегося землетрясения.

    4. Опишите действия населения при землетрясении.

    5 Что называется селем, оползнем, снежной лавиной?

    6. Охарактеризуйте 12 бальную шкалу Бофорта.

    7. Какой ветер называется: а) бурей; б) смерчем.

    8. Опишите действия населения при сильном ветре.

    9. Дайте определение наводнению и опишите причины наводнения.

    10. Что называется пожаром?

    11. Какие пожары называются: а) подземными; б) степными.

    12. Что называется: а) аварией; б) катастрофой.

    13. Дайте характеристику химически опасного объекта.

    14. Перечислите средства индивидуальной защиты от АХОВ.

    15. Дайте характеристику радиационно – опасному объекту.

    16. Опишите действия населения при радиацонной аварии.

    17. Дайте характеристику пожаро – взрывоопасному объекту.

    18. Перечислите основные причины пожаров в жилище.

    19. Перечислите основные поражающие факторы: а) пожара; б) взрыва.

    20. Опишите действия населения при пожаре и взрывах.

    21. Опишите действия при спасении пострадавшего: а) из горящего здания; б) если загорелась одежда.

    22. Опишите правила поведения: а) на железнодорожном транспорте; б) на авиационном транспорте; в) на автомобильном транспорте; г) на морском транспорте.

    23. Что называется: а) инфекционной болезнью людей;

    б) эпидемическим очагом; в) эпидемией.

    24. Перечислите основные пути передачи инфекционных болезней.

    25. Охарактеризуйте: а) карантинный режим; б) обсервацию.

    26. Что называется: эпизоотией; б) эпифитотией.

    27. Дайте определение: а) опасные производственные факторы;

    б) травма.

    28. Перечислите: а) поражающие производственные факторы;

    б) вредные производственные факторы.

    29. Дайте характеристику: а) физическим факторам; б) химическим факторам; в) биологическим факторам; г) психофизическим факторам.

    30. Дайте определение: а) чрезвычайная ситуация; б) предупреждение ЧС; в) ликвидация ЧС.

    31. Перечислите и охарактеризуйте уровни РСЧС.

    32. Перечислите резервы, создающиеся для ликвидации ЧС.

    33. Перечислите основные задачи объектовой КЧС.

    34. Перечислите: а) обязанности КЧС; б) права КЧС.


    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант