Юридический портал. Льготный консультант

A. Определение

Выражение "политическое мнение" не следует рассматривать только в узком смысле участия в политической партии или политическом процессе. Как пояснил один известный американский иммиграционный эксперт, смысл "политического мнения" в определении беженца "следует понимать в широком смысле, включая, в пределах основных ограничений, разрабатываемых сейчас в основном в сфере прав человека, любое мнение по любому вопросу, который может быть принят в аппарате государства, правительства и полиции".

Четвертый Окружной суд США описал "политическое мнение" как "изначально" обнародованные "словесными или открыто выраженными поведением просителя политического убежища доказательства в соответствии с определенным случаем". Признавая, что "менее явные символические действия также могут выражать политическое мнение", суд установил в качестве основы, что "какое бы поведение проситель политического убежища не стремился продвигать как политическое, оно должно быть мотивировано идеалом или определенным убеждением, прежде чем оно сможет составить основу для политического убежища в США".

Выражение политического мнения может принимать разные формы — есть много типов мнений и взглядов, которые могут попадать под общую категорию "политических". В зависимости от конкретного прошения политического убежища в США, некоторые примеры выражения политических убеждений, вне традиционного политического процесса, могут включать:

1. Выражение феминистских убеждений

2. Разоблачение нарушений прав человека правительством

3. Мероприятия по защите или установлению права на объединения (такие как профсоюзы), прав трудящихся, или других гражданских свобод

4. Участие в различных студенческих группах

5. Участие в сообществе по улучшению организаций или кооперативов, или в движении за земельную реформу

6. Отказ исполнять приказы, нарушающие права человека

7. Доносительство или иное противодействие правительственной коррупции

Обратите внимание: Информирование органов власти о физических лицах, участвующих в незаконной деятельности, не обязательно является основанием для права на получение политического убежища в США. Однако, такие поступки вполне могут осуществляться в политическом контексте. Например, предоставление правительству информации о партизанской группе, когда партизанская группа воспринимает такое информирование как оппозицию к ней, было бы основанием для вполне обоснованных опасений или преследования в связи с политическим мнением (вмененным).

Примечание. Musabelliu v. Gonzales, 442 F. 3d 991(7th Cir. 2006) (суд решил, что вред просителю политического убежища был причинен не в связи с политическим мнением, так как раскрытие этим просителем убежища коррупции командования и прокуратуры в его военном секторе было частью его обязанностей как бригадного генерала, а не "общественно-политической позицией").

Thuri v. Ashcroft, 380 F.3d 788 (5th Cir. 2004) (доказательства не приводят к выводу о том, что обнародование единственного эпизода совершения преступления сотрудниками полиции рассматривается властями как выражение политического мнения).

B. Мнение должно принадлежать просителю убежища, или приписываться этому просителю

Преследование по признаку политического убеждения означает преследование в связи с политическим мнением просителя убежища , или мнением, приписанным этому человеку, а не мнением преследователя.

Тот факт, что преследователь мотивирован политическими целями или представляет политическую организацию, само по себе не доказывает, что преследование осуществляется в связи с политическим убеждением. Преследователь должен быть мотивирован мнением человека, или его предполагаемым мнением.

C. Нейтралитет

Хотя BIA не предоставил политическое убежище в США или приостановление высылки, основываясь на решении просителя убежища оставаться нейтральным в период споров, Совет проанализировал прошения о политическом убежище в США по принципу, что в некоторых случаях нейтралитет может быть формой политического мнения.

2. Федеральный Окружной Апелляционный Суд США

Первый и Девятый Окружные суды США нашли, что нейтралитет может составлять политическое мнение. Восьмой Окружной суд США также отметил, что нейтралитет может, в некоторых случаях, быть формой политического мнения.

3. Опасный нейтралитет

Девятый Окружной суд США следовал доктрине "опасного нейтралитета". Оставаться нейтральным в среде, где нейтралитет представляет опасность со стороны правительства, или со стороны неконтролируемых антиправительственных сил, это выражение политического мнения.

Например, отказ от выбора обеих сторон в гражданской войне может быть расценен в качестве оппозиционного действия участниками обеих сторон конфликта.

Политический нейтралитет может включать в себя отсутствие любых политических мнений. Нейтралитет может быть доказан высказыванием или действием (действиями).

4. Восприятие нейтральности просителя убежища

Определяющим вопросом является то, как преследователь рассматривает нейтралитет данного просителя убежища и нацелился ли преследователь на этого просителя убежища из-за его нейтралитета. Если проситель политического убежища не высказал или иначе утвердительно не выразил свою нейтральность, преследователь может и не знать о ней.

Часто во время конфликта, с точки зрения преследователя, вообще не может быть нейтралитета. В глазах преследователя "либо вы с нами, либо против нас". Преследователь может вменить оппозиционное политическое мнение каждому, кто нейтрален.

D. Вмененное политическое мнение

Преследования "в связи с политическим мнением" включают и преследования за политическое мнение, которое было приписано человеку, даже если на самом деле не обладал этим мнением. Снова определяющим вопросом является то, как преследователь рассматривает этого человека. Некоторые учитываемые факторы включают:

1. Совершил ли данный проситель политического убежища какие-либо действия, которые преследователь будет рассматривать как политическое мнение, даже если этот проситель убежища не намеревался сделать их таковыми.

Пример. Фактическое правительство Гаити во время изгнания президента Аристида ассоциировало членов общественных комитетов по улучшению жизни с президентом Аристидом. В глазах военных и их сторонников подметание улицы или участие в кампании по ликвидации неграмотности свидетельствовало о поддержке изгнанного президента.

Пример. В 1999 году правительство Китая объявило вне закона практику Фалуньгун, философию, которая сочетает аспекты Даосизма, Буддизм и медитативные техники цигун, с учением Ли Хунчжи. Правительство рассматривало тех, кто практикует Фалуньгун, как обладающих антиправительственными политическими убеждениями. Проситель политического убежища в США, который являлся мишенью для китайских властей за продажу Фалуньгун-литературы, может доказать преследования в связи с вмененным политическим мнением, даже если он не поддерживает движение и продавал книги только для получения прибыли, так как есть доказательства того, что власти воспринимают этого просителя убежища в качестве оппозиционера правительству.

2. Заявления, сделанные преследователем, которые могут предоставить взгляд преследователя на данного просителя убежища или лиц в схожей с этим просителем убежища ситуации

3. Обращение преследователя с лицами в схожей с данным просителем политического убежища ситуации

4. Отчеты об условиях в стране

Понимание всей политической ситуации в стране может предоставить контекст, в котором действует преследователь.

5. Тяжесть любого наказания, понесенного данным просителем политического убежища.

Косвенное доказательство преследовательных намерений "чаще всего состоит в наказании настолько тяжелом, что кажется очевидно направленном на реальных или мнимых врагов, нежели на обычных правонарушителей".

6. Имел ли преследователь причины, не связанные с политическим мнением данного просителя убежища, употребить власть против него (например, законное уголовное расследование преступления, в котором этот проситель убежища был замешан)

E. Попытки свергнуть правительство

1. Основные Правила

a. Преследование за попытку свергнуть правительство может представлять собой преследование в связи с политическим мнением, если нет законных политических механизмов для смены власти.

b. Законное правительственное расследование и наказания лиц, которые боролись против правительства в гражданском конфликте, как правило, не считается преследованием в связи с политическим мнением.

Perlera-Escobar v. EOIR и INS, 894 F.2d 1292, 1299 (11th Cir. 1990) (указано на признанное на международном уровне право должным образом установленного государства защищать себя от нападения и восстания).

2. Рассмотрение

а. Исследование и анализ похожи в обоих случаях, является ли проситель политического убежища участником попытки государственного переворота, или же вооруженного восстания. Сначала надо выяснить мотивацию правительства, которого опасается данный проситель убежища, преследовать этого просителя убежища, а затем установить, не являются ли действия этого просителя убежища препятствием для его защиты предоставлением политического убежища в США. Если в наличии имеются институты, обеспечивающие смену власти мирным путем, преследование человека, который пытается насильственно свергнуть правительство, как правило не будет признано преследованием, если закон и применение этого закона являются нейтральными по намерениям. "Должным образом установленное" правительство имеет право расследовать действия своих подозреваемых врагов.

b. Если власть преследует пытающихся ее свергнуть людей необычайно сурово или не так как обычно тяжело карает людей, разделяющих ту же защищаемую характеристику, проситель политического убежища в США может продемонстрировать, что он был преследуем в связи с защищенной характеристикой, даже если некоторые институты для мирных перемен имеются в наличии.

с. Анализируя страх преследования за действия, предпринятые для свержения власти, Офицер по убежищу должен рассмотреть легитимность примененных к просителю политического убежища законов. Когда правительство не признает международное право человека на мирный протест, наказание за политически мотивированный акт против этого может не быть легитимным применением власти.

d. Офицер по убежищу должен также рассмотреть действия, совершенные просителем убежища во исполнение попытки свержения правительства. Если эти действия связаны с преследованием или пытками других людей, тяжелым ущербом для гражданского населения, или с террористической деятельностью, они могут вызвать обязательный предоставленный на усмотрение решающего отказ. Помните, что это основание для отказа, которое отделено от вопроса, было ли соблюдено требование о "связи".

Пример. Верховный Суд США рассмотрел вопрос о том, не препятствуют ли насильственные действия, предпринятые в рамках усилий по свержению Гватемальского правительства, получению права на политическое убежище в США, или же дисквалифицирует как особо тяжкие преступления. Суд принял оценочный тест BIA, устанавливающий, не перевешивает ли преступный характер действий искомую политическую выгоду. Было решено, что действия, включающие в себя причинение вреда мирным жителям, поджог автобусов и уничтожение имущества, а также уголовный характер этих действий, перевешивают политическую их цель.

Примечание. Помните, что это решение предшествовало изменению антитеррористических запретов для политического убежища в США по американским Patriot Act и Real ID Act. По закону в редакции этих Уставов просителя политического убежища может дисквалифицировать его террористическая деятельность. См. раздел INA 212(a)(3)(B)(iii).

Одним из духовных факторов современного политического процесса является общественное мнение . Общественное мнение - одна из форм общественного сознания, существующая в виде комплекса относительно устойчивых коллективно-массовых представлений, оценок, идей, отражающих позиции и интересы основной массы граждан и фиксирующих их отношение к основным проблемам и реалиям общественной - политической жизни страны .

Общественное мнение – атрибут светского , демократического общества и государства без признаков выраженной полититизации и политического раскола. Акцентированное политическое противостояние в стране препятствует формированию устойчивых массовых представлений. Подобная ситуация существует в Украине, находящейся на стадии формирования демократии в условиях резкого политического раскола главных политических группировок. Следовательно, объективных условий для зрелого общественного мнения в Украине еще не создано, результатом чего является его подвижность и своеобразная конъюнктурность, а также излишняя политизованность.

Политические представления и оценки составляют лишь часть общественного мнения , обозначая наиболее значимые для граждан политические проблемы. Именно политическая составляющая является его наиболее динамичным элементом, отображая повышенную динамику политической сферы общества, смену настроений граждан.

Основными носителями и выразителями общественного мнения выступают средства массовой информации (СМИ): радио, пресса, телевидение. Политическая составляющая общественного мнения может выражаться также в массовых политических акциях: митингах, демонстрациях, шествиях. Своеобразным проявлением общественного политического мнения можно также считать общенациональные выборы в представительные органы власти, референдумы. Так как политические пристрастия граждан в ходе выборов фиксируются в поддержке популярных политиков и авторитетных партий, что есть выражение их поддержки общественным мнением.

Общественное мнение выражается в оценках крупных политических событий, деятельности политических лидеров, поддержке или неодобрении, осуждении деятельности государственных институтов и важных международных политических акций.

Влияние общественного мнения на политику отражается в его характеристике как «Четвертой власти», существующей в стране. По сути, «четвертая власть» и есть отражение авторитета общества, народа, его реальной возможности влиять на политику правящей элиты, партии. Общественное мнение выступает в роли своеобразного духовного посредника между гражданским обществом и государственной властью, важнейшим средством легитимации власти.



К его важнейшим функциям относится:

· Функция легитимации власти , ее институтов и представителей;

· Функция экспертизы, оценки важнейших событий и явлений общественной жизни; действий политиков и известных людей;

· Функция социализации или формирования граждан и их сознания;

· Функция мобилизации и управления поведением граждан;

· Функция стабилизации социально-политичесих процессов;

· Функция коммуникации или средства взаимодействия государства и общества, общественных групп, институтов и граждан и др.

Общественное мнение выступает объектом постоянного воздействия со стороны государства и влиятельных политических партий и групп. Целью этого воздействия является использование его возможностей, авторитета для решения каких-либо корпоративно-групповых или личных проблем. Инструментом этого воздействия выступают СМИ, за контроль над ними идет острая борьба во всех демократических странах. Поэтому наличие свободы прессы и других средств массовой коммуникации является важнейшим условием наличия политического и идеологического плюрализма, а также возможности для существования полноценного общественного мнения.

Его состояние служит предметом постоянного научного изучения, экспертизы представителями социологической, политической и других общественных наук. Опросы общественного мнения, его мониторинг (проведение постоянных исследований по какой – либо социальной проблеме и отношении к ней различных категорий граждан) сегодня осуществляются во всех странных и стали частью практики повседневного управления делами общества и государства. Ни одна политическая партия сегодня не может действовать без изучения и использования информации о состоянии общественных позиций (мнения) граждан по ключевым политическим вопросам.



Практически все современные социальные и политические технологии, используемые государственными институтами, партиями, гражданскими организациями и учреждениями основаны на исследовании общественного мнения и их результатах. Все это позволяет сделать вывод о том, что общественное мнение в развитых странах стало важнейшим фактором и регулятором социально-политических процессов, фактором общей социально-культурной и политической эволюции общества и государства.

Механизм влияния граждан и общественных групп на решения государства также основан на использовании авторитета общественного мнения. Митинги, демонстрации и другие массовые политические акции направлены на общественное мнение, на формировании соответствующей социальной обстановки, гражданского настроения, игнорировать которое правящая партия и лидеры страны не могут, не рискуя при этом утратить поддержку общества. Вместе с этой поддержкой они автоматически теряют власть, или возможность быть избранными как представители общества, народа.

Кафедра общественных наук


Контрольная работа

по курсу "ПОЛИТОЛОГИЯ"

на тему: Общественное мнение и его место в политическом процессе


План


Введение. Понятие политического процесса. Общественное мнение и его роль в социально-политической жизни современного общества

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Политическое сознание, отражая объективные интересы нации, народа в целом, характеризуется и общенациональными чертами, которые присущи всем социальным группам и индивидам.

Между социально-классовыми и национальными элементами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Обе эти стороны постоянно в той или иной мере присущи сознанию любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют или одни, или другие. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы. В конце XX в. перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место занимают общечеловеческие ценности и интересы.

Политическое сознание системно по своему характеру, оно имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания - это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере" политических отношений. По крайней мере, в структуре политического сознания можно выделить такие уровни, как обыденный, эмпирический и теоретический.

Обыденный уровень политического сознания - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из" непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Характерной его особенностью является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. Имея дело главным образом с внешними проявлениями политических процессов, обыденное сознание, как правило, не проникает в их сущность, не поднимается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. Поэтому в содержательном отношении оно характеризуется размытостью, отрывочностью и несистематизированностью представлений о политических явлениях. Однако его простая логика, основанная на так называемом "здравом смысле", служит достаточно надежным ориентиром в происходящих политических событиях.

Обыденное политическое сознание является важным предметом изучения в социологии политики. Реальное состояние обыденного политического сознания обусловлено историческими, социальными, национальными, образовательными, возрастными и другими особенностями социальных субъектов. На него оказывает влияние состояние дел во всех сферах жизни общества.

Рассматривая этот уровень политического сознания, следует предостеречь от традиционно необоснованного негативного отношения к нему.

В политике обыденное сознание играет весьма существенную роль, его качественным состоянием предопределяются важные решения. Серьезный политик не может его игнорировать. Дело в том, что обыденное сознание, будучи исторически первичным способом идеального отражения действительности, служит источником накопления реалистических элементов знания, выполняет особую функцию в структуре общественного сознания - воспроизводит в формах повседневного знания все богатство жизни общества и складывающихся в нем отношений. Дополняясь за счет других способов духовного освоения мира, обыденное сознание, конечно же, обогащается новой информацией, структурно усложняется, но при этом остается самим собой, поскольку его функции не берет на себя ни один ни другой уровень сознания.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой феномен, как общественное мнение. Под таковым понимается исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни.

Общественное мнение не идентично совокупности различных мнений, высказываемых лицами или группами, из которых состоит общество. Простая сумма частных мнений есть конгломерат всевозможных взглядов по различным вопросам политики. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. Из первоначально единичных или немногих совпадающих суждений в определенных условиях может возникнуть общественное мнение. Но для того, чтобы суждение по политической проблеме приобрело характер общественного, необходимо чтобы оно имело достаточно широкое распространение, чтобы его разделяли очень многие люди.

Изучению понятий «общественное мнение», «политический процесс» и их взаимодействию в реальной социально - политической жизни, будет посвящена данная работа.


I. Понятие политического процесса


Термином "процесс" (от лат. рrocessus - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс - это "совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений".

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.

Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения, социодинамики, эволюции политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных политических субъектов по осуществлению своих основных функций в сфере власти, ведущих к изменению, развитию или распаду данной политической системы общества.

Анализируя содержание политического процесса, можно сказать, что он раскрывает в основном две фундаментальные формы политического волеизъявления граждан. Прежде всего, это - различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах артикуляции и агрегирования последних (в участии в выборах, референдумах, членстве в политических партиях и т.д.), а также формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Политический процесс развертывается в рамках политической системы общества, в региональных и глобальных масштабах. Внутри общества политический процесс осуществляется:

на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне;

внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, трудовых коллективов;

в тех или иных политических партиях и общественных движениях.

В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.

В целом политический процесс это:

) ход развития, политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей;

) форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени;

) один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.;

) обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.)

С содержательной точки зрения реализация различными политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности институтов, групп и лиц. Причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие не легитимным характером. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности населения, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций. Впрочем, они обычно находятся на периферии политической жизни.

Однако все формы политического поведения и деятельности субъектов в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому основная проблема политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества.

"Выработка обще коллективных целей, - писал В.П. Пугачев, - формируется как бы на пересечении действий официальных органов и институтов власти, влиянии групп интересов, а также, механизмов общественности (профсоюзов, СМИ и т.д.). Тем не менее, центральную роль в данном отношении играют высшие институты государственной власти. Именно эти институты выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, институты способны поддерживать (и насаждать) даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету граждан. Характер деятельности институтов по сути определяет тональность взаимоотношений политических субъектов, ритмы и темпы политических изменений".

Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Говоря иначе, процесс выработки и реализации общегосударственных, обще коллективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска ("парламентские каникулы") политическая жизнь по обыкновению затихает.

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов:

демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия, и не демократические. Внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов;

деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

Целесообразно выделять основные этапы формирования и развития политического процесса.

Его началом можно рассматривать этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.

Третий этап политического процесса - реализация политических решений, воплощения волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

В целом, как и сама политика, имеющая свою объективную логику, не зависимую от предначертаний тех или иных лиц или партий, политические процессы также в значительной мере носят объективированный относительно базовых основ характер. Степень этой объективации зависит и от ряда социальных факторов, в том числе уровня развития демократии, политической культуры масс, социально-классовой структуры населения, существующих традиций и др.

Современный политический процесс характеризуется рядом общих задач, которые проявляют себя неодинаково в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его собственных субъектов,

Внутренне ему присуши переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал; сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития. По мере усложнения и демократизации общества видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществлении политики. В этой сфере по сравнению с прошлым более активно проявляют себя представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, концессии, группы поддержки и давления, творческие союзы. Характерны диалектически противоречивые тенденций развития: преемственность и новизна, необратимость и незавершенность, поступательность и неповторимость, направленность в непредсказуемость, стабильность и изменчивость. Одновременно на политический процесс внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, мирополитические и мирохозяйственные отношения и связи, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. В этом проявляют себя усиливающиеся интеграционные процессы, интернационализация экономической и социальной жизни, взаимосвязь и взаимозависимость развивающихся в мире политизированных движений, складывающаяся общность коренных интересов и целей народов и государств.

Развитие процесса демонстрирует все возрастающую роль политики в качестве мощного орудия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике - политической власти.

II. Общественное мнение и его роль в социально-политической жизни современного общества


Мнение обычно определяется как суждение. Но суждения бывают разные. Есть дескриптивные, описательные суждения, с помощью которых раскрывается представление о тех или иных фактах, событиях. Есть нормативные суждения, выражающие повеление, пожелание, ими широко пользуются в праве, в морали. Есть и оценочные суждения. Все, что имеет для людей определенную ценность, получает свою оценку, т. е. люди непременно выражают свое отношение в оценочном суждении. Такое суждение и является мнением.

В мнении выражается как объективное, так и субъективное отношение людей к тому или иному объекту. В прошлом субъективное отношение нередко резко противопоставлялось знанию. При этом ход рассуждения был таков: здание выше мнения, ибо оно позволяет раскрыть объективную истину. Мнение же не позволяет раскрывать истину в силу субъективного отношения к объекту, я оно располагается где-то между впечатлением и позитивным знанием. Подобные суждения можно встретить и в современной социальной психологии и социологии. Такая трактовка мнения является односторонней. Она вытекает из анализа мнений в одном плане-в плане гносеологическом, теоретико-познавательном. Чтобы составить более полное представление о мнении, следует его анализировать и в других планах, в том числе и в плане социологическом.

Дело в том, что для выяснения специфики общественного мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром.

В сознании любого общества всегда имеют место многочисленные мнения людей, высказываемые по самым различным вопросам социальной жизни. Однако в данном случае интересно не всякое мнение или мнение вообще, не мнение отдельных индивидов, а мнение общественное: мнение, выражающее общезначимое для социальных общностей людей отношение к предмету.

Существует ряд признаков общественного мнения. Общественное мнение - это публично выраженное мнение, в то время как индивидуальное мнение далеко не всегда получает огласку. Общественное мнение - это непременно распространенное мнение. Признаком общественного мнения выступают его динамичность, подвижность.

Общественное мнение высказывается, как правило, по актуальным, социально значимым вопросам жизнедеятельности людей. Затрагивая общие интересы, общественное мнение формируется на их основе. Как продукт взаимодействия людей, оно по своему характеру есть коллективное высказывание.

Когда по вопросам, требующим практического решения, нет единства, общей позиции, формирование общественного мнения неизбежно связано с борьбой мнений по существу самих решений или относительно путей и средств их реализации. Борьба мнений происходит в форме дискуссии, обсуждения с целью выработки приемлемого для большинства мнения.

Расхождение здесь может быть, например, по причине, что люди различаются по своим знаниям, жизненному опыту и т. п.

Приведенные признаки общественного мнения позволяют характеризовать его как одно из состояний сознания общества. В пользу сказанного свидетельствует главным образом то, что общественное мнение (как и любое другое общее мнение) выражает отношения людей к явлениям социальной действительности. В нем сплавлены воедино рациональные, эмоциональные и волевые моменты, оно всегда представляет собой определенную целостность. Как целостность, мнение проявляется в форме одобрения или неодобрения действий и поступков людей. Все это и говорит в пользу того, что оно есть одно из распространенных состояний сознания общества, в котором представлены в определенной слитности идеологические взгляды и представления, социальные чувства, волевые устремления общностей людей.

Однако целостность отнюдь не сводится, скажем, к монолитности как одной, из возможных качественных характеристик общественного мнения. Ее признаком является именно наличие определенного качества. Последнее не исключает ни различий между сторонами целостности, ни их противоречивых отношений. В классово антагонистическом обществе целостность состояний сознания весьма относительна, хотя и здесь в отдельные исторические эпохи сознание различных классов может временно совпадать, и сознание общества может испытывать определенные общие состояния. Общие состояния возможны и тогда, когда господствующему классу удается навязать свою идеологию другим классам и придать сознанию общества определенное состояние. Последнее в классово антагонистическом обществе выступает противоречивым образованием, но оно обладает специфической качественной характеристикой.

Об общественном мнении как одном из состояний сознания общества правомерно говорить и в том случае, когда есть четкое размежевание классовых сознании. Допустимо потому, что любое классовое общество есть социальное целое, где классы связаны между собой, а их сознания взаимодействуют. Если целостность состояний сознания позволяет характеризовать их с качественной стороны, то распространенность идей и взглядов, чувств и настроений, составляющих доминанту в общественном сознании, подчеркивает количественную характеристику состояний сознания. И ее также важно учитывать при выяснении специфики общественного мнения. Ведь нередко бывает и так, что доминирующие в нем идеи и взгляды не сразу распространяются. А пока они не получили распространения в массах, сознание не приобретает соответствующего состояния. Отсюда возникает необходимость при выяснении специфики общественного мнения учитывать степень его распространенности.

Специфика общественного мнения связана с его субъектом. Вопрос о субъекте является, пожалуй, одним из самых спорных в теории общественного мнения. В качестве субъекта называют и "толпу", и "публику", а то и просто любую группу людей, сколь бы мала или велика она ни была. Но можно ли назвать мнение любой группы, любого объединения людей непременно общественным? Конечно, малая группа может принимать участие в формировании мнения по какой-либо общей социально значимой проблеме. И в этом случае ее можно называть одной из составляющих субъекта общественного мнения, ибо она входит в ту или иную большую общность людей. Что же касается мнения, которое складывается по вопросам, представляющим интерес только для данной группы, то оно является мнением группы, мнением групповым, коллективным.

Субъектом общественного мнения выступает большая общность людей: класс, нация, народ. К. Маркс нередко называл общественное мнение народным мнением. Так, в работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" он писал: "... депутаты, постоянно апеллирующие к народному мнению, дают тем самым право народному мнению высказывать свое действительное мнение в петициях".

В. И. Ленин довольно часто пользовался понятием "общественное мнение" применительно к буржуазному обществу. При этом, характеризуя мнение буржуазии, он подчеркивал: "...так называемое общественное мнение". Разоблачая демагогические фразы кадетов относительно общественного мнения, в статье "Итог" В. И. Ленин писал: "Либералам естественно считать "общественным мнением" мнение буржуазии, а не мнение крестьян и рабочих". Применительно к общественному мнению в нашей стране после победы социалистической революции Ленин употреблял термин "общественное", называя его: "...общественное мнение трудящихся..."

Понятие "общественное мнение" употребляется для обозначения суждений больших общностей людей. Поэтому его можно рассматривать как оценочное суждение, которое выражает определенное их отношение к актуальным вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы.

В условиях развитого общества относительно субъекта общественного мнения можно утверждать, что общественное мнение-это народное мнение.

При характеристике мнения той или иной группы людей, коллектива или республики, края, области, района важно учитывать степень соответствия его общественному мнению. Не исключается, что мнение отдельных групп, отдельных коллективов может расходиться с общественным мнением. И в этом случае возникает потребность в дальнейшем уточнении понятийного аппарата, ибо наряду с общественным мнением по одному и тому же предмету существуют, как правило, мнения, не охватываемые этим понятием. В каждый данный момент времени в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемых по самым различным вопросам. Для обозначения всей совокупности мнений (общественного и не имеющего статуса такового) правомерно, на наш взгляд, употреблять понятие "мнение общества";

Употребление понятия "мнение общества" наряду с понятием "общественное мнение" ни в коей мере не умаляет значения последнего, ибо речь идет лишь о более полном выражении в понятиях наряду с общественным и других мнений, существующих в обществе.

Важность использования понятия "мнение общества" вызывается и чисто практическими соображениями. Дело в том, что в целях использования мнения общества как средства регулирования отношений между людьми возникает потребность исследования не только общественного мнения, являющегося мнением большинства, но и иных мнений по данному вопросу. Мнения, как и всякие другие явления, в своем существовании и функционировании изменяются. Диалектика их такова, что с изменением условий и факторов, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинства, т. е. общественным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делают необходимым анализ всей их совокупности, т. е. мнений общества. Ведущее место в совокупности мнений принадлежит общественному мнению, поэтому при рассмотрении мнения общества можно судить о нем главным образом по общественному мнению.

Общественное мнение, как и мнение общества в целом, крайне противоречиво по своей природе. Противоречивость его проявляется в том, что оно, с одной стороны, выступает как духовное отношение, а с другой стороны как духовно-практическое отношение, как проявление социальной воли. Мнение как духовное отношение выражается по преимуществу в оценочных суждениях о явлениях действительности, в чем и состоит его специфика. Но этого недостаточно, ибо оценочный момент не раскрывает в должной мере активное начало, присущее мнению как социальному феномену. Мнение формируется по вопросам, требующим, как правило, своего решения, и ему присуще активное начало. Последнее проявляется главным образом в позиции людей по предмету мнения, в переходе от слов к действию. Духовное отношение становится стороной практических действий как единства объективного и субъективного. Духовное отношение (оценочное суждение) сливается с практической деятельностью, и мнение начинает выступать как духовно-практическое отношение. В качестве такого отношения оно предписывает определенные действия, поступки, например, через референдум.

В этом случае в процессе формирования общественного мнения на первый план выступает становление общей позиции действий, концентрация усилий социальной воли на принятии определенного решения и путях его осуществления.

Мнение в силу своей противоречивой природы выступает как бы в двух системах отсчета. Будучи духовным отношением, оно включается в систему социального регулирования как специфический вид информации. Особенность мнения в этом случае состоит в том, что оно одобряет или порицает, предписывает, обязывает и т. п. Мнение как духовно-практическое отношение выходит за рамки информации. Для него существенным в этом случае является связь с общественностью, с ее практической деятельностью по регулированию общественных отношений, по социальному управлению. В современном обществе существуют два вида социального управления: государственное и общественное, различающиеся между собой по субъекту, средствам и методам управления. Общественное управление невозможно без общественного мнения, как невозможно "государственное управление без права. Через общественное мнение устанавливаются и обеспечиваются социальные нормы поведения, осуществляется применение метода убеждения в регулировании отношений и т. д.

Следовательно, общественное мнение является важнейшим средством общественности по осуществлению функций социального управления. Будучи таким средством, оно занимает место в ряду социальных институтов, входящих в систему социального регулирования, управления обществом.

На протяжении всей истории человеческого общества оно являлось регулятором отношений между людьми, их поведения. Мнение обнаружило свою силу уже в доклассовом обществе. Давая характеристику первобытнообщинному строю, Ф. Энгельс заметил: "У него не было никаких других средств принуждения, кроме общественного мнения".

В классовом обществе регулятивная роль общественного мнения проявляется наряду с правом. К. Маркс по поводу права писал, "что оно есть результат "превращения общественного сознания в общественную силу... посредством общих законов". Утверждение Маркса дает ключ и к пониманию механизма превращения общественного мнения в общественную силу. Оценка роли общественного мнения в истории крайне противоречива. Она колеблется от утверждения, что мнение правит миром, как писали, например, французские материалисты XVIII в., до суждения, что общественное мнение никогда не играло сколько-нибудь заметной, положительной роли в истории.

Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своем знаменитом "Общественном договоре" писал, что законы государства должны приниматься в соответствии с общей волей народа соответствии с суждениями народа действует и правительственная власть. Руссо рекомендовал всякое народное собрание открывать постановкой двух вопросов, а именно: угодно ли народу сохранить существующую форму правления? Остается ли правительственная власть в руках тех, у кого она находится в настоящее время? При таких условиях, по мнению Руссо, правительство всегда будет находиться под угрозой отставки и следовать наказам, полученным от народного собрания. Такая концепция в современной литературе поддержки не находит.

Согласно другой концепции, общественное мнение не может являться жизненным принципом государства. Начало такой концепции положил Гегель. В "Философии права" он связывает общественное мнение с возможностью народа высказывать свои суждения о "всеобщих делах". Однако это "всеобщее дело" осуществляется, по его мнению, помимо народа". У Гегеля, как показал Маркс в работе "К критике гегелевской философии права", всеобщее дело есть нечто готовое, не будучи действительным делом народа. Действительное народное дело получило свое осуществление без содействия народа". Его осуществляют государственная власть, чиновничество.

В "Философии права" Гегель исходит из политического государства и "гражданского общества" как двух противоположностей и соответственно противопоставляет им "политическое умонастроение" государства и "общественное мнение" народа.

Гегель критикует представления о том, что народ сам лучше понимает, что служит ему на пользу. Он считает, что мнение проистекает из субъективных представлений и взглядов, не имеет своей подлинной основы (какой является государство для политического умонастроения), по своему содержанию крайне необъективно. Государственное дело не является делом народа. Не народ, а "высшие государственные чиновники... обладают более глубоким и обширным пониманием природы учреждений и потребностей государства", являются носителями чувства и умонастроения государства. И тем не менее Гегель считал, что "в общественном мнении для каждого открыта возможность высказывать и отстаивать также и свое субъективное мнение о всеобщем". Общественное мнение во все времена было "большой силой".

Наконец, существует концепция, согласно которой общественное мнение есть инстанция совещательная - оно не принимает решений а сфере политической жизни, но государство должно так или иначе учитывать его.

В современных условиях правительства вынуждены прислушиваться к голосу общественного мнения. Во многих странах существуют различные учреждения, организации, которые изучают общественное мнение, тенденции его изменения. Скажем, в Соединенных Штатах Америки весьма интенсивно работают Институт общественного мнения Гэллапа, служба Харриса и другие организации. Такие же институты общественного мнения есть в ФРГ, до Франции и других буржуазных странах. Большинство из них имеют своей целью не только изучение существующего мнения, но и вмешательство в процесс его формирования, вмешательство с целью придания ему направления, соответствующего интересам господствующего класса.

Ни в одну историческую эпоху в прошлом общественное мнение не оказывало столь большого влияния на политическую, нравственную, художественную и другие сферы общественной жизни, как это имеет место сейчас, когда создаются благоприятные условия для его формирования и проявления. Демократия обеспечивает привлечение самых широких масс к непосредственному участию в управлении государством, производством, всеми общественными делами. Сама логика развития взаимоотношений между людьми обусловливает возрастание роли мнения как регулятора отношений, как инструмента социального управления.

Общественное мнение, выражая отношение людей к событиям и фактам социальной жизни, к деятельности и поведению человека, тем самым регулирует взаимосвязи между людьми. Это регулирование - важнейшая функция общественного мнения. В современных условиях она получает все более полное выражение.

Наряду с регулятивной функцией общественное мнение выполняет и органично связанную с ней функцию воспитания. Общественное мнение публично, оценивает поведение личности. Оно не только оценивает поведение, но и предписывает определенный образ действия: за высказываниями общественного мнения стоит сила организации коллектива, класса, народа. Все это и обусловливает способность общественного мнения выполнять воспитательную и регулятивную функции.

Способность общественного мнения выполнять регулятивную и воспитательную функции определяется и тем, что оно является своеобразным выражением убеждений, воли и чувств целых социальных групп людей. Будучи их общим умонастроением, оно довлеет над сознанием личности и заставляет ее глубже осознавать свою связь с обществом.

Связь личности с обществом отражается в сознании и чувстве ответственности за свое поведение перед коллективом, обществом в целом. В каждую историческую эпоху связь между личностью и обществом проявляется по-разному, отражаясь прежде всего в нравственном сознании. Так, при социализме сознание и чувство нравственного долга, нравственной ответственности перед обществом и заставляют человека внимать голосу общественного мнения.

Регулятивная и воспитательная роль общественного мнения все больше возрастает по мере приобретения им таких важных для него качеств, как единство и настойчивость в своих требованиях, стремление к объективности и справедливости в одобрении и в осуждении поступков людей. Имея в виду огромную силу общественного мнения в новом обществе, а также то, что люди будут разумно ею пользоваться, Ф. Энгельс писал: «...они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности...» Общественному мнению присущи также контрольная и консультирующая функции. Контрольная функция общественного мнения проявляется в оценке деятельности государственных и общественных органов.

Консультирующая функция общественного мнения выражается в форме советов организациям, государственным органам, как решать те или иные назревшие вопросы. Такие советы и пожелания складываются из мнений, отраженных в письмах, высказываниях, в резолюциях собраний, конференций и т. д.

В современном обществе общественное мнение формируется в условиях демократии, где можно свободно выражать и защищать свое мнение, в условиях сплошной грамотности населения, его постоянной информированности. Зрелость общественного мнения находится в непосредственной зависимости от сознательности людей.

Мнения людей многообразны. Одни из них сложились давно и действуют постоянно, другие, напротив, только что сложились, а третьи вообще находятся лишь в процессе становления. В каждый данный момент важно знать, каковы эти мнения по содержанию, направленности, интенсивности своего проявления.


Заключение

политический общественный мнение демократия

Оценивая роль общественного мнения в политической жизни, необходимо иметь в виду, что как форма сознания оно есть в большей мере продукт эмоциональной, нежели рационально-познавательной деятельности. Оно возникает не на основе тщательной интеллектуальной работы и опытного подтверждения складывающихся представлений, а в результате целенаправленного воздействия главным образом средств массовой информации на эмоциональную сферу людей. Поэтому общественное мнение зачастую искаженно истолковывает политические явления или просто выступает в качестве предубеждения людей, которые непоколебимо уверены в своей правоте. Кстати, предубеждения имеют чрезвычайно широкое распространение в политической жизни. Их отличительной чертой является то, что они не обосновываются, рационально, а рассматриваются их жертвами как неоспоримая истина.

Однако, несмотря на это свойство общественного мнения, политическая жизнь без него немыслима. В сущности, оно является политическим содержанием коллективной воли и в этом своем качестве становится необходимым моментом функционирования самой политической системы. От направленности общественного мнения в значительной мере зависит успех усилий правящей политической группы по достижению поставленных целей. Именно поэтому во всех государствах между различными политическими силами ведется борьба за монопольное влияние на органы, формирующие общественное мнение: печать, радио, телевидение, партии, парламент. Не напрасно средства массовой информации зачастую образно называют четвертой властью, так как им принадлежит решающая роль в формировании общественного мнения, что очень важно для обеспечения успеха той или иной политической силе.


Список использованной литературы


1. В.Б. Житенев. «Общественное мнение в социальном управлении». Наука. 1987 год.

В.А.Мальцев. «Основы политологии». ИТРК РСПП 1997 год.

. «Общественное мнение и пропаганда». / Под ред. Уледова А.К. М: Мысль 1980 год.

Ю.В. Ирхин. «Политология». Изд. Университета дружбы народов. 1996 год.

В.А. Мельник. «Политология». Изд. Высшая школа. 1997 год.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одним из духовных факторов современного политического процесса является общественное мнение . Общественное мнение - одна из форм общественного сознания, существующая в виде комплекса относительно устойчивых коллективно-массовых представлений, оценок, идей, отражающих позиции и интересы основной массы граждан и фиксирующих их отношение к основным проблемам и реалиям общественной - политической жизни страны .

Общественное мнение складывается и существует при определенных обстоятельствах. Главной предпосылкой его формирования является отсутствие в духовной сфере общества монополии какой – либо одной формы общественного сознания: мифологии, религии или политической идеологии. В противном случае коллективное мнение выступает в форме навязываемой индивидам жесткой мировоззренческой системы, как это было, например, в СССР, где над всем царствовала государственная идеология марксизма.

Общественное мнение – атрибут светского , демократического общества и государства без признаков выраженной политизации и политического раскола. Акцентированное политическое противостояние в стране препятствует формированию устойчивых массовых представлений. Подобная ситуация существует в Украине, находящейся на стадии формирования демократии в условиях резкого политического раскола главных политических группировок. Следовательно, объективных условий для зрелого общественного мнения в Украине еще не создано, результатом чего является его подвижность и своеобразная конъюнктурность, а также излишняя политизованность.

Политические представления и оценки составляют лишь часть общественного мнения , обозначая наиболее значимые для граждан политические проблемы. Именно политическая составляющая является его наиболее динамичным элементом, отображая повышенную динамику политической сферы общества, смену настроений граждан.

Основными носителями и выразителями общественного мнения выступают средства массовой информации (СМИ): радио, пресса, телевидение. Политическая составляющая общественного мнения может выражаться также в массовых политических акциях: митингах, демонстрациях, шествиях. Своеобразным проявлением общественного политического мнения можно также считать общенациональные выборы в представительные органы власти, референдумы. Так как политические пристрастия граждан в ходе выборов фиксируются в поддержке популярных политиков и авторитетных партий, что есть выражение их поддержки общественным мнением.

Общественное мнение выражается в оценках крупных политических событий, деятельности политических лидеров, поддержке или неодобрении, осуждении деятельности государственных институтов и важных международных политических акций.


Влияние общественного мнения на политику отражается в его характеристике как «Четвертой власти», существующей в стране. По сути, «четвертая власть» и есть отражение авторитета общества, народа, его реальной возможности влиять на политику правящей элиты, партии. Общественное мнение выступает в роли своеобразного духовного посредника между гражданским обществом и государственной властью, важнейшим средством легитимации власти.

К его важнейшим функциям относится:

· Функция легитимации власти , ее институтов и представителей;

· Функция экспертизы, оценки важнейших событий и явлений общественной жизни; действий политиков и известных людей;

· Функция социализации или формирования граждан и их сознания;

· Функция мобилизации и управления поведением граждан;

· Функция стабилизации социально-политичесих процессов;

· Функция коммуникации или средства взаимодействия государства и общества, общественных групп, институтов и граждан и др.

Общественное мнение выступает объектом постоянного воздействия со стороны государства и влиятельных политических партий и групп. Целью этого воздействия является использование его возможностей, авторитета для решения каких-либо корпоративно-групповых или личных проблем. Инструментом этого воздействия выступают СМИ, за контроль над ними идет острая борьба во всех демократических странах. Поэтому наличие свободы прессы и других средств массовой коммуникации является важнейшим условием наличия политического и идеологического плюрализма, а также возможности для существования полноценного общественного мнения.

Его состояние служит предметом постоянного научного изучения, экспертизы представителями социологической, политической и других общественных наук. Опросы общественного мнения, его мониторинг (проведение постоянных исследований по какой – либо социальной проблеме и отношении к ней различных категорий граждан) сегодня осуществляются во всех странных и стали частью практики повседневного управления делами общества и государства. Ни одна политическая партия сегодня не может действовать без изучения и использования информации о состоянии общественных позиций (мнения) граждан по ключевым политическим вопросам.

Практически все современные социальные и политические технологии, используемые государственными институтами, партиями, гражданскими организациями и учреждениями основаны на исследовании общественного мнения и их результатах. Все это позволяет сделать вывод о том, что общественное мнение в развитых странах стало важнейшим фактором и регулятором социально-политических процессов, фактором общей социально-культурной и политической эволюции общества и государства.

Механизм влияния граждан и общественных групп на решения государства также основан на использовании авторитета общественного мнения. Митинги, демонстрации и другие массовые политические акции направлены на общественное мнение, на формировании соответствующей социальной обстановки, гражданского настроения, игнорировать которое правящая партия и лидеры страны не могут, не рискуя при этом утратить поддержку общества. Вместе с этой поддержкой они автоматически теряют власть, или возможность быть избранными как представители общества, народа.

Подробное решение Параграф § 27 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Только ли в словах проявляется отношение человека к политике? Где проходит граница допустимого поведения в политической деятельности?

Политические ценности и нормы являются важнейшими регуляторами политической деятельности. Нормы в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регуляторы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества.

Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать.

Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции.

Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества - партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм.

Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия.

Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании - как переживание этих норм.

Вопросы и задания к документу

Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворённым, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей.

То, что принимается за апатию, на деле, вполне может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Да, можно применить.

Вопрос 3. Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

Пассивность некоторых россиян на выборах объясняется просто - они не верят в честные выборы и считают, что от их участия ничего не зависит. Честные выборы в России миф, в который никто не верит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры.

Участие в политической жизни может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, её действия и бездействие.

Участие в политической демонстрации - это возможное политическое действие. Неучастие в выборах - это тоже возможный вариант политического поведения, имеющего форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формам политического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни - к закрытым формам.

С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) и инновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 2. Каковы мотивы политического поведения?

Мотивами политического поведения являются все те ценности и интересы человека, которые касаются политической жизни. Одни воздействуют на политическую область общества положительно путём создания политических объединений, союзов, а другие - отрицательно, что, в свою очередь, означает появление политических противостояний, противоборств.

В поступках наиболее отчётливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Вопрос 3. В каких случаях имеет место протестное поведение?

В структуре политического поведения выделяются протестные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Такой формой нередко становятся митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки. Они, как правило, обусловлены состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Вопрос 4. Чем характеризуется электоральное поведение?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определёнными партиями довольно устойчивы. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность к определённым кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать.

Вопрос 5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.

Политическая жизнь демонстрирует и экстремальные (крайние) формы политического поведения. Экстремизм - это приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы. За последние десятилетия мир был свидетелем множества проявлений правого и левого политического экстремизма. Например, случаи публичного самосожжения активистов политических движений, стремящихся привлечь таким образом внимание к своим требованиям. Или захват заложников с целью получения выкупа, который используется для финансирования деятельности своей группы. Подобные формы политического поведения возникают под влиянием экстремистских организаций, стремящихся спровоцировать массовые беспорядки. Их воздействию подвержены случайные, временные скопления людей: участники собраний или митингов, демонстраций, толпа на улице.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляется в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать всё общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения. Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом.

Вопрос 6. Каковы возможности регулирования политического поведения?

Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвёртых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряжённость и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в начале XXI в. сопровождались столкновениями с полицией; они оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевёрнутые и сожжённые автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения?

В политизированной толпе вероятны проявления аффективного, бессознательного поведения. Аффективное поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой сознательный контроль человека над своими действиями ослабевает или исчезает полностью. Для толпы характерны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Толпа таит в себе опасность аффективного поведения, агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Вопрос 2. Сопоставьте с приведённым в тексте параграфа высказыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, данную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы». Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они различаются?

Так называемая преступная толпа. Толпа может быть преступна с точки зрения закона, но не будет таковой с психологической точки зрения. Полная бессознательность поступков толпы. Лебон имеет в виду митинги, протесты где толпа (скопление людей, преследующих общий интерес и имеющие единую цель, в общем) переступает через закон, нормы права, установленные и санкционированные государством. Но вместе с тем их интерес не направлен на совершение противоправных действий, т. е. вполне правомерное желание. Л. Н. Толстой напротив утверждает, что толпа не что иное как деструктивный элемент. Ее цели могут быть разные, но пути ее достижения весьма опасны и обязательно сопряжены с переступанием рамок закона. Данной толпе характерно разрушение, уничтожение, унижением человеческого достоинства.

Вопрос 3. Проведённое в 2010 г. социологическое исследование готовности молодых людей содействовать органам государственного управления и муниципального самоуправления в реализации государственной молодёжной политики дало следующие результаты. Готовность участвовать в обсуждении принимаемых законов и планов выразили 32% опрошенных; участвовать в организации различных акций и мероприятий - 31%; не определились - 15%. В то же время 12% заявили: «Это не моё дело». Ещё 7% ответили, что не считают это реальным. Свидетельствуют ли эти данные о политическом поведении молодёжи?

Да, эти данные свидетельствуют о политическом поведении молодёжи.

Вопрос 4. Изучение социологами мнений о том, как искоренить международный терроризм, выявило следующие точки зрения. «Беспощадно уничтожать террористов» ответили 55% опрошенных. «Нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение» - мнение 49% отвечавших на вопрос. Ответ «Усилить контроль на границах, оградиться от возможных террористов» поддержали 46%. Мнение 16% - «Победить международный терроризм можно, ограничив демократические свободы». Что думаете по этому вопросу вы? Аргументируйте свою точку зрения.

Для искоренения международного терроризма нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант