До 2020 года
Служба охраны уголовно-исполнительной системы располагает самым крупным по численности кинологическим подразделением среди силовых ведомств России. На сегодняшний день она насчитывает 12,684 тыс. специалистов-кинологов и 21,968 тыс. служебных собак. Ежесуточно для усиления охраны учреждений и их объектов выставляется 9228 постов караульных собак, общей протяженностью 543,2 километра. Служебные собаки в УИС активно применяются при досмотре транспортных средств и грузов, проведении оперативно-режимных и розыскных мероприятий, для поиска наркотических средств, взрывчатых веществ и боеприпасов, в том числе при выполнении служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Однако в работе кинологических подразделений также имеют место проблемы. Так, на сегодняшний день бюджетное финансирование ФСИН России не предусматривает расходы на приобретение служебных собак (щенков) и специального снаряжения для них. В результате чего их закупка осуществляется исключительно за счет внебюджетных источников учреждений, либо дохода, получаемого от производственной деятельности. Перепрофилирование унитарных предприятий в центры трудовой адаптации, перевод исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС на бюджетное финансирование делает приобретение служебных собак и специального снаряжения изложенными путями невозможным. Ежегодная естественная убыль поголовья служебных животных (выбраковка по возрасту, рабочим качествам, болезни) составляет 11-12% (около 2500 голов). Работа по разведению и выращиванию собак служебных пород, проводимая племенными питомниками, созданными в десяти территориальных органах УИС, способна обеспечить восполнение лишь 15-20% всей естественной убыли поголовья служебных собак (до 500 щенков в год) и, как правило, только по месту дислокации (территориальной принадлежности).
При средней по России стоимости служебной собаки 20 тыс. рублей, комплекта специального снаряжения на одну собаку 1,5 тыс. рублей, ежегодная потребность в финансировании составляет: на приобретение служебных собак – 35 200 тыс. рублей, на специальное снаряжение – 51 847,1 тыс. рублей. Отсутствие бюджетного финансирования на данные цели приведет к тому, что уже через 5-7 лет выполнение задач, возложенных на кинологическую службу УИС, будет крайне затруднено, что негативным образом скажется не только на результатах работы кинологических подразделений, но и на эффективности выполнения задач по охране объектов.
Представленная перспективная концепция развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года (далее – Концепция) является официальной системой взглядов руководства Федеральной службы исполнения наказаний на решение задачи обеспечения изоляции спецконтингента, в части профилактики побегов из-под охраны, безопасности исправительных учреждений, следственных изоляторов. Основными целями её реализации являются:
1. Модернизация инженерно-технического оборудования охраняемых объектов направленная на создание условий для гарантированного задержания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, совершающих покушение на побег, в границах охраняемых объектов, высокой степени защиты подведомственных объектов от вооружённых нападений и попыток незаконного проникновения на их территорию.
2. Оптимизация объёмов задач, выполняемых подразделениями охраны и специальными подразделениями по конвоированию, их штатной численности, расходов на оснащение объектов комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора, поддержание их в работоспособном состоянии.
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 31.05.2012 N 874-р)
I. Общая характеристика и современное состояние
уголовно-исполнительной системы
По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:
в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, - 131,4 тыс. человек;
в 755 исправительных колониях - 723,9 тыс. человек;
в 7 тюрьмах - 2,8 тыс. человек;
в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 5,9 тыс. человек.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 69,1 тыс. женщин. При 11 из 47 исправительных колоний, предназначенных для отбывания наказания женщин, имелись дома ребенка, в которых проживало 846 детей.
В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества.
Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечивают специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которые ежегодно перемещают более 2 млн. человек.
Медицинское обслуживание осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляют медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, а также 131 больница (различного профиля), 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и 9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией.
Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских.
Общеобразовательное обучение осужденных организовано в 315 вечерних общеобразовательных школах и 521 учебно-консультационном пункте, 339 профессиональных училищах. В целях обеспечения свободы совести и вероисповедания осужденных действуют 510 культовых сооружений и 734 молитвенные комнаты.
Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, - Федеральная служба исполнения наказаний, находящаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.
Штатная численность работников уголовно-исполнительной системы составляет 350,7 тыс. человек, в том числе имеющих специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы - 259,7 тыс. человек.
Медицинское обслуживание личного состава уголовно-исполнительной системы осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.
Профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава, а также научно-исследовательское обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации и 2 научно-исследовательских института с 3 филиалами.
Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.
Совершенствуется нормативная правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.
Вместе с тем, несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6 процента.
Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах. По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20 - 40 процентов.
Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.
За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году 80 процентов общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.
Более 80 процентов осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.
На 1 января 2010 г. более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. - активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. - вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.
В связи с этим значительно возросла нагрузка на работников уголовно-исполнительной системы, участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.
Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, то есть угроз со стороны находящихся на свободе криминальных "авторитетов" и угроз "внутри учреждения", исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности.
Служба в уголовно-исполнительной системе не считается престижной среди населения страны. Заработная плата в уголовно-исполнительной системе в крупных городах и промышленно развитых регионах Российской Федерации существенно меньше среднего дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и снижения требовательности к персоналу.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества. Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).
Анна Михайлова, юрист, г. Москва.
Людмила Музалева, "ЭЖ-Юрист".
Несмотря на перемены, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию РФ в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными, развитие гражданского общества, что свидетельствует о необходимости изменений в данной сфере. Для реализации этих целей была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы (УИС), ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются не только повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, сокращение рецидива преступлений, совершенных бывшими заключенными, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам, но и гуманизация условий содержания заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для реализации поставленных целей необходимо совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных. Кроме того, нужно изменить структуру уголовно-исполнительной системы. Предполагается создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы и отказ от коллективной формы содержания осужденных.
Важным является положение Концепции о необходимости раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного.
Для того чтобы процесс отбывания наказания не был столь мучительным и достиг своей цели, а последующая адаптация в обществе бывшего заключенного прошла легко, необходимы изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью, разработка новых форм проведения воспитательной работы, организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в условиях отбывания наказания, а также дополнение системы поощрений осужденных различными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации. Планируется расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов.
Для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для их родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного предлагается оптимизировать размещение мест отбывания наказания на территории России.
Наряду с модернизацией и оптимизацией системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также укрепления материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций требуется формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение должного уровня соцзащиты работников УИС, внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний.
Немаловажным направлением развития уголовно-исполнительной системы является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. В этой связи предлагается внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей.
Многие проблемы существующей УИС являются следствием ослабления ведомственного контроля, который также нуждается в совершенствовании. Наравне с гласностью должна существовать подконтрольность УИС институтам гражданского общества. В этой связи необходимо сотрудничать со структурами гражданского общества, общественными объединениями (деятельность которых может оказывать гуманитарно-воспитательное воздействие на осужденных). Кроме того, следует активизировать взаимодействие с традиционными конфессиями, в частности обеспечить осужденным возможность участия в религиозных обрядах, реализовывать совместно с традиционными конфессиями гуманитарные проекты. Также нужно совершенствовать духовно-нравственное и патриотическое воспитание осужденных, организовывать и проводить в исправительных учреждениях воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие у заключенных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения.
Важнейшим направлением в развитии уголовно-исполнительной системы является международное сотрудничество с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
Для того чтобы уголовно-исполнительная система России соответствовала реалиям сегодняшнего дня, а названные задачи и предложения успешно претворялись в жизнь, необходимо реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения, которое предполагает:
В целях соблюдения прав человека и подготовки осужденного к дальнейшей жизни в обществе требуется повышение эффективности управления УИС, а также использование инновационных разработок и научного потенциала. Это предполагает:
Пользование услугами связи очень важно для заключенных. Однако более существенным является создание необходимых материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Согласно Концепции к 2017 году будет построено и введено в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам, а также реконструированы объекты действующих следственных изоляторов. Это позволит привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых во всех следственных изоляторах в соответствие с законодательством РФ и устранить основания для обращений российских граждан в Европейский суд по правам человека.
В 2012 году планируется разработать и утвердить новые виды вещевого довольствия, отвечающие международным стандартам и современным потребительским свойствам, а к 2015 году - в полном объеме обеспечить новым вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Предполагается также, что будут своевременно исполняться санитарно-гигиенические требования к условиям содержания таких лиц согласно установленным нормативам. В соответствии с международными стандартами будет повышен и норматив жилой площади для осужденных, улучшена организация их питания.
В сфере медицинского обслуживания основным является формирование системы мер по повышению мотивации здорового образа жизни среди осужденных, создание для этого необходимых условий. Предполагается развитие медицинской службы УИС в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения РФ, обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения, исходя из принципов повышения ее доступности и качества.
Приоритетным является приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий.
В сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных предполагается:
Немаловажным является и дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных. Должна повыситься и роль высших образовательных учреждений ФСИН России и межрегиональных психологических лабораторий территориальных органов УИС в разработке и проведении научно-прикладных исследований, внедрении диагностических программ и инновационных технологий психологической работы с осужденными, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы.
В рамках дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы предполагается совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация его диагностического инструментария за счет внедрения автоматизированных диагностических программ и формирования единого банка экспериментальных данных, позволяющего выделять ведущие криминогенные качества у осужденных за различные виды преступлений, оказывать индивидуальное и дифференцированное психологическое воздействие. В этой связи для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), будут внедрены базовые (обязательные) программы психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество.
Концепция определила основные пути развития уголовно-исполнительной системы, которые вкупе с поставленными задачами являются не только своевременными, но и жизненно необходимыми. Многое, что сегодня предлагается сделать, уже давно должно было использоваться на практике. Но лучше поздно, чем никогда... Хотелось бы надеяться, что все запланированное будет в ближайшее время реализовано. Ведь задача государства и общества - не только наказать и исправить, но и сохранить человека для созидательной жизни, а это возможно лишь в том случае, если к нему относятся подобающим образом и соблюдаются его конституционные права.
THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF THE PENAL-CORRECTION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2020: PURPOSE, MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT, CURRENT STATE
Ёркина Татьяна Николаевна,
кандидат юридических наук
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,
г. Елец, Россия
Yorkina Tatyana N.,
Bunin Yelets State University,
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
УДК 343
Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы РФ на современном этапе. Анализируются некоторые положения, закрепленные в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Акцентируется, что реформа уголовно-исполнительной системы в настоящее время не доведена до конца и практически остановилась.
Ключевые слова: реформирование государственной службы, уголовно-исполнительная система, концепция развития уголовно-исполнительной системы, исправительные учреждения.
Abstract: The article deals with problems of reforming the penal-correction system of the Russian Federation at the present stage. Some points, set in the Concept of the development of the penal-correction system till 2020, are analyzed. It is stressed that the reform of the penal-correction system is not finished yet and has practically stopped.
Key words: T he reform of the public service, penal-correction system, the concept of the development of the penal-correction system, correctional institutions.
Цели и направления процесса реформирования государственной службы, включая и службу в правоохранительных органах, были определены еще в 2001 году. Так, в ч. I Концепции реформирования государственной службы, утвержденной Президентом РФ, закреплено: «Целями реформирования государственной службы являются кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации. Реформирование государственной службы становится приоритетным направлением в области государственного строительства и предполагает решение следующих основных задач:
Приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;
Определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование;
Создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
Разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы;
Формирование системы управления государственной службой и ее координации;
Обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
Повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов;
Активное использование современных информационных технологий;
Комплексное совершенствование финансово - экономического и материально-технического обеспечения государственной службы» .
Интересна по содержанию и ч. III Концепции: «Реформирование системы государственной службы осуществляется в условиях гласности и при участии гражданского общества. Государственная служба функционирует в интересах граждан Российской Федерации и гражданского общества. Взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества осуществляется на основе соблюдения соответствующих принципов» .
Согласно данным целям в дальнейшем были определены и основные направления реформирования правоохранительной системы, тем более, что для этого в разные периоды был ряд своих причин, в том числе и объективных (реформа органов предварительного расследования, МВД, ФСИН, ФСКН, ФМС и др.).
Мы хотим остановиться на примере реформирования уголовно-исполнительной системы (ФСИН РФ).
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция) была утверждена распоряжением Правительства от 14.10.2010 г. № 1772-р и определила основные цель, задачи, направления развития уголовно-исполнительной системы, ожидаемые результаты и этапы реализации.
Положения данной Концепции в целом неплохие, но процесс их реализации для нашей страны в современных условиях очень сложен. В тот момент, когда она разрабатывалась и утверждалась, были определены три основных этапа:
1) 2010-2012 гг. – утверждение планов основных мероприятий по реализации Концепции, разработка соответствующего законодательства, федеральных целевых программ и т.п.;
2) 2013-2016 гг. – процесс перепрофилирования исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, а также создание новых колоний-поселений;
3) 2016-2020 гг. – завершение программных концептуальных мероприятий и разработка новой Концепции развития уголовно-исполнительной системы на последующие периоды.
Вопросы развития уголовно-исполнительной системы обсуждались и продолжают обсуждаются общественным и научным сообществами. Так, в ноябре 2012 года состоялась международная научно-практическая конференция в г. Рязань в специализированном вузе – Академии ФСИН России, на которой были затронуты актуальные вопросы современного состояния и дальнейших перспектив развития уголовно-исполнительной системы России .
Вклад ученых в дело исследования актуальных проблем данной сферы, несомненно, весомый, но практическая реализация Концепции зависела, прежде всего, от действий соответствующих уполномоченных должностных лиц. А они, в очередной раз, решили использовать выделенные бюджетные средства в своих личных целях.
Так, директор ФСИН РФ Александр Реймер был арестован 31 марта 2015 года, и ему было предъявлено обвинение в мошенничестве. Вместе с ним такое же обвинение было предъявлено и предпринимателю Николаю Мартынову, замглаве ФСИН Николаю Криволапову и директору ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» Виктору Определенову. «По версии следствия, в период с 2010 по 2012 год, когда Реймер возглавлял тюремное ведомство, обвиняемые похитили из бюджета страны около трех миллиардов рублей, предназначавшихся для закупки электронных браслетов» .
В апреле 2013 года эксперт рабочей группы Совета по правам человека при Президенте России И. Каляпин отметил, что «реформа УИС не просто провались, а она вообще остановилась: ее начали, но не довели до конца. Сейчас и сами сотрудники уголовно-исполнительной системы не понимают, будет ли она продолжаться и в каком направлении. Концепция уголовно-исполнительной системы была принята постановлением правительства и предусматривала раздельное содержание осужденных, грандиозное строительство в системе УИС: должны были быть построены специальные учреждения для содержания осужденных на строгих условиях – все это требовало огромных средств. И если при Реймере никто не понимал, откуда возьмутся средства, сейчас просто стало очевидно, что они уже ниоткуда не возьмутся. Было начато это «великое переселение народов», очень многие осужденные были переведены в другие места. Сейчас все это встало, и никто не понимает, как это будет продолжаться дальше» . Он отметил, что многое из проделанного за время реформы не работает. «Чтобы эту реформу реализовать, нужно было готовить кадры, нужна была целая революция в плане систем контроля за осужденными, нужна была революция в плане нормативной базы. Насколько я понимаю, предусматривалось, что от поведения осужденного будут зависеть какие-то льготы, которые он будет иметь, находясь в местах лишения свободы. Единственное, что сейчас есть у осужденного, – это так называемое право на условно-досрочное освобождение – либо есть, либо нет. Для подавляющего большинства осужденных это не работает, потому что это очень далекая перспектива, которая наступит через несколько лет. И то, допустит он сегодня какое-то правонарушение или не допустит, на его жизнь завтра не повлияет. Это было не очень правильно и не очень эффективно» .
С такими высказываниями действительно нельзя не согласиться. Но жизнь не стоит на месте, и хочется надеяться, что реформирование уголовно-исполнительной системы продолжится.
Пока только 23.09.2015 г. в Концепцию был внесен ряд соответствующих изменений: определены вопросы совершенствования отдельных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы, в частности: обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение режима и безопасности, обеспечение материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, медицинская помощь, трудовая деятельность, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных, воспитание и образование осужденных и др.
Как верно отмечено Шелестюковым В.Н. «уголовно-исполнительная система РФ, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она формируется, развивается, меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе» . Мы считаем, что в наибольшей степени в настоящее время влияет на многие процессы, в том числе и процесс реформирования уголовно-исполнительной системы и подведения её под международные стандарты, экономическая нестабильность в российском государстве и политика сокращения расходов. А любое реформирование – это всегда расходы.
По Концепции в течение 2013-2016 годов должны были произойти реорганизация исправительных колоний под тюрьмы и строительство новых тюрем для содержания свыше 300 тысяч осужденных. С учетом мониторинга численности и состава осужденных планировалось создать: 721 учреждение нового типа с общим лимитом 638 тысяч 155 мест, в том числе: 58 тюрем особого режима, 180 тюрем усиленного режима, 210 тюрем общего режима для содержания мужчин, 55 тюрем общего режима для осужденных женщин .
На наш взгляд, ход реализации «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (далее – Концепция) показывает необходимость корректировки отдельных положений этого нормативно-правового акта.
Пятилетний анализ Концепции, включающий период ее подготовки и реализации позволяет сделать следующие выводы: