Юридический портал. Льготный консультант

До 2020 года

Служба охраны уголовно-исполнительной системы располагает самым крупным по численности кинологическим подразделением среди силовых ведомств России. На сегодняшний день она насчитывает 12,684 тыс. специалистов-кинологов и 21,968 тыс. служебных собак. Ежесуточно для усиления охраны учреждений и их объектов выставляется 9228 постов караульных собак, общей протяженностью 543,2 километра. Служебные собаки в УИС активно применяются при досмотре транспортных средств и грузов, проведении оперативно-режимных и розыскных мероприятий, для поиска наркотических средств, взрывчатых веществ и боеприпасов, в том числе при выполнении служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Однако в работе кинологических подразделений также имеют место проблемы. Так, на сегодняшний день бюджетное финансирование ФСИН России не предусматривает расходы на приобретение служебных собак (щенков) и специального снаряжения для них. В результате чего их закупка осуществляется исключительно за счет внебюджетных источников учреждений, либо дохода, получаемого от производственной деятельности. Перепрофилирование унитарных предприятий в центры трудовой адаптации, перевод исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС на бюджетное финансирование делает приобретение служебных собак и специального снаряжения изложенными путями невозможным. Ежегодная естественная убыль поголовья служебных животных (выбраковка по возрасту, рабочим качествам, болезни) составляет 11-12% (около 2500 голов). Работа по разведению и выращиванию собак служебных пород, проводимая племенными питомниками, созданными в десяти территориальных органах УИС, способна обеспечить восполнение лишь 15-20% всей естественной убыли поголовья служебных собак (до 500 щенков в год) и, как правило, только по месту дислокации (территориальной принадлежности).

При средней по России стоимости служебной собаки 20 тыс. рублей, комплекта специального снаряжения на одну собаку 1,5 тыс. рублей, ежегодная потребность в финансировании составляет: на приобретение служебных собак – 35 200 тыс. рублей, на специальное снаряжение – 51 847,1 тыс. рублей. Отсутствие бюджетного финансирования на данные цели приведет к тому, что уже через 5-7 лет выполнение задач, возложенных на кинологическую службу УИС, будет крайне затруднено, что негативным образом скажется не только на результатах работы кинологических подразделений, но и на эффективности выполнения задач по охране объектов.

Представленная перспективная концепция развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года (далее – Концепция) является официальной системой взглядов руководства Федеральной службы исполнения наказаний на решение задачи обеспечения изоляции спецконтингента, в части профилактики побегов из-под охраны, безопасности исправительных учреждений, следственных изоляторов. Основными целями её реализации являются:

1. Модернизация инженерно-технического оборудования охраняемых объектов направленная на создание условий для гарантированного задержания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, совершающих покушение на побег, в границах охраняемых объектов, высокой степени защиты подведомственных объектов от вооружённых нападений и попыток незаконного проникновения на их территорию.

2. Оптимизация объёмов задач, выполняемых подразделениями охраны и специальными подразделениями по конвоированию, их штатной численности, расходов на оснащение объектов комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора, поддержание их в работоспособном состоянии.

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

Концепция развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 31.05.2012 N 874-р)

I. Общая характеристика и современное состояние

уголовно-исполнительной системы

По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:

в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, - 131,4 тыс. человек;

в 755 исправительных колониях - 723,9 тыс. человек;

в 7 тюрьмах - 2,8 тыс. человек;

в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 5,9 тыс. человек.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 69,1 тыс. женщин. При 11 из 47 исправительных колоний, предназначенных для отбывания наказания женщин, имелись дома ребенка, в которых проживало 846 детей.

В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества.

Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечивают специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которые ежегодно перемещают более 2 млн. человек.

Медицинское обслуживание осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляют медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, а также 131 больница (различного профиля), 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и 9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией.

Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских.

Общеобразовательное обучение осужденных организовано в 315 вечерних общеобразовательных школах и 521 учебно-консультационном пункте, 339 профессиональных училищах. В целях обеспечения свободы совести и вероисповедания осужденных действуют 510 культовых сооружений и 734 молитвенные комнаты.

Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, - Федеральная служба исполнения наказаний, находящаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.

Штатная численность работников уголовно-исполнительной системы составляет 350,7 тыс. человек, в том числе имеющих специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы - 259,7 тыс. человек.

Медицинское обслуживание личного состава уголовно-исполнительной системы осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

Профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава, а также научно-исследовательское обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации и 2 научно-исследовательских института с 3 филиалами.

Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

Совершенствуется нормативная правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.

Вместе с тем, несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6 процента.

Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах. По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20 - 40 процентов.

Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.

За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году 80 процентов общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан.

Более 80 процентов осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.

На 1 января 2010 г. более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. - активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. - вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами.

В связи с этим значительно возросла нагрузка на работников уголовно-исполнительной системы, участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.

Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, то есть угроз со стороны находящихся на свободе криминальных "авторитетов" и угроз "внутри учреждения", исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности.

Служба в уголовно-исполнительной системе не считается престижной среди населения страны. Заработная плата в уголовно-исполнительной системе в крупных городах и промышленно развитых регионах Российской Федерации существенно меньше среднего дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и снижения требовательности к персоналу.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества. Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).

Анна Михайлова, юрист, г. Москва.

Людмила Музалева, "ЭЖ-Юрист".

Несмотря на перемены, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию РФ в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными, развитие гражданского общества, что свидетельствует о необходимости изменений в данной сфере. Для реализации этих целей была принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Цели и задачи

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы (УИС), ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются не только повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, сокращение рецидива преступлений, совершенных бывшими заключенными, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам, но и гуманизация условий содержания заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для реализации поставленных целей необходимо совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных. Кроме того, нужно изменить структуру уголовно-исполнительной системы. Предполагается создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы и отказ от коллективной формы содержания осужденных.

Важным является положение Концепции о необходимости раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного.

Для того чтобы процесс отбывания наказания не был столь мучительным и достиг своей цели, а последующая адаптация в обществе бывшего заключенного прошла легко, необходимы изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью, разработка новых форм проведения воспитательной работы, организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в условиях отбывания наказания, а также дополнение системы поощрений осужденных различными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации. Планируется расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов.

Формирование инфраструктуры

Для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для их родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного предлагается оптимизировать размещение мест отбывания наказания на территории России.

Наряду с модернизацией и оптимизацией системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также укрепления материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций требуется формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение должного уровня соцзащиты работников УИС, внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний.

Немаловажным направлением развития уголовно-исполнительной системы является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. В этой связи предлагается внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей.

Многие проблемы существующей УИС являются следствием ослабления ведомственного контроля, который также нуждается в совершенствовании. Наравне с гласностью должна существовать подконтрольность УИС институтам гражданского общества. В этой связи необходимо сотрудничать со структурами гражданского общества, общественными объединениями (деятельность которых может оказывать гуманитарно-воспитательное воздействие на осужденных). Кроме того, следует активизировать взаимодействие с традиционными конфессиями, в частности обеспечить осужденным возможность участия в религиозных обрядах, реализовывать совместно с традиционными конфессиями гуманитарные проекты. Также нужно совершенствовать духовно-нравственное и патриотическое воспитание осужденных, организовывать и проводить в исправительных учреждениях воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие у заключенных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения.

Важнейшим направлением в развитии уголовно-исполнительной системы является международное сотрудничество с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

Совершенствование организационной структуры

Для того чтобы уголовно-исполнительная система России соответствовала реалиям сегодняшнего дня, а названные задачи и предложения успешно претворялись в жизнь, необходимо реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения, которое предполагает:

  • изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных;
  • создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на два основных вида учреждений: тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением), при сохранении созданных для выполнения специальных задач лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений, а кроме того, преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;
  • разработку основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 года) моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости реализации целей исправления осужденных;
  • разработку технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов;
  • раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны.

По международным стандартам

В целях соблюдения прав человека и подготовки осужденного к дальнейшей жизни в обществе требуется повышение эффективности управления УИС, а также использование инновационных разработок и научного потенциала. Это предполагает:

  • регулярное проведение мониторинга состава осужденных и персонала в целях получения объективных данных для принятия решений о дальнейшем реформировании УИС;
  • интеграцию автоматизированных систем УИС с автоматизированными системами судебных и правоохранительных органов;
  • обеспечение пользователям информационными ресурсами УИС возможности доступа к сети связи общего пользования, сетям взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти на основе межведомственных регламентов и соглашений;
  • предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видео-конференц-связи, электронной почты и др.

Пользование услугами связи очень важно для заключенных. Однако более существенным является создание необходимых материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Согласно Концепции к 2017 году будет построено и введено в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам, а также реконструированы объекты действующих следственных изоляторов. Это позволит привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых во всех следственных изоляторах в соответствие с законодательством РФ и устранить основания для обращений российских граждан в Европейский суд по правам человека.

В 2012 году планируется разработать и утвердить новые виды вещевого довольствия, отвечающие международным стандартам и современным потребительским свойствам, а к 2015 году - в полном объеме обеспечить новым вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Предполагается также, что будут своевременно исполняться санитарно-гигиенические требования к условиям содержания таких лиц согласно установленным нормативам. В соответствии с международными стандартами будет повышен и норматив жилой площади для осужденных, улучшена организация их питания.

В сфере медицинского обслуживания основным является формирование системы мер по повышению мотивации здорового образа жизни среди осужденных, создание для этого необходимых условий. Предполагается развитие медицинской службы УИС в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения РФ, обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения, исходя из принципов повышения ее доступности и качества.

Приоритетным является приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий.

Привлечение к труду

В сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных предполагается:

  • создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных;
  • широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях;
  • разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости;
  • проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания;
  • создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной системы;
  • активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях;
  • расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями;
  • разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения нужд УИС собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции;
  • обновление производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности;
  • оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью, осуществление своевременного пересмотра расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, изменение размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;
  • определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда;
  • совершенствование и развитие системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, сохранение, передислокация, перепрофилирование и создание новых образовательных учреждений начального профобразования, реализующих все формы организации образовательного процесса с различным объемом обязательных занятий осужденных;
  • осуществление профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан;
  • участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных;
  • разработка программ профессиональной подготовки с учетом заявок от органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций.

Немаловажным является и дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных. Должна повыситься и роль высших образовательных учреждений ФСИН России и межрегиональных психологических лабораторий территориальных органов УИС в разработке и проведении научно-прикладных исследований, внедрении диагностических программ и инновационных технологий психологической работы с осужденными, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы.

Планы - в жизнь!

В рамках дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы предполагается совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация его диагностического инструментария за счет внедрения автоматизированных диагностических программ и формирования единого банка экспериментальных данных, позволяющего выделять ведущие криминогенные качества у осужденных за различные виды преступлений, оказывать индивидуальное и дифференцированное психологическое воздействие. В этой связи для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), будут внедрены базовые (обязательные) программы психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество.

Концепция определила основные пути развития уголовно-исполнительной системы, которые вкупе с поставленными задачами являются не только своевременными, но и жизненно необходимыми. Многое, что сегодня предлагается сделать, уже давно должно было использоваться на практике. Но лучше поздно, чем никогда... Хотелось бы надеяться, что все запланированное будет в ближайшее время реализовано. Ведь задача государства и общества - не только наказать и исправить, но и сохранить человека для созидательной жизни, а это возможно лишь в том случае, если к нему относятся подобающим образом и соблюдаются его конституционные права.

THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF THE PENAL-CORRECTION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2020: PURPOSE, MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT, CURRENT STATE

Ёркина Татьяна Николаевна,

кандидат юридических наук

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,

г. Елец, Россия

Yorkina Tatyana N.,

Bunin Yelets State University,

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

УДК 343

Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы РФ на современном этапе. Анализируются некоторые положения, закрепленные в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Акцентируется, что реформа уголовно-исполнительной системы в настоящее время не доведена до конца и практически остановилась.

Ключевые слова: реформирование государственной службы, уголовно-исполнительная система, концепция развития уголовно-исполнительной системы, исправительные учреждения.

Abstract: The article deals with problems of reforming the penal-correction system of the Russian Federation at the present stage. Some points, set in the Concept of the development of the penal-correction system till 2020, are analyzed. It is stressed that the reform of the penal-correction system is not finished yet and has practically stopped.

Key words: T he reform of the public service, penal-correction system, the concept of the development of the penal-correction system, correctional institutions.

Цели и направления процесса реформирования государственной службы, включая и службу в правоохранительных органах, были определены еще в 2001 году. Так, в ч. I Концепции реформирования государственной службы, утвержденной Президентом РФ, закреплено: «Целями реформирования государственной службы являются кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации. Реформирование государственной службы становится приоритетным направлением в области государственного строительства и предполагает решение следующих основных задач:

Приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;

Определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование;

Создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

Разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы;

Формирование системы управления государственной службой и ее координации;

Обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

Повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов;

Активное использование современных информационных технологий;

Комплексное совершенствование финансово - экономического и материально-технического обеспечения государственной службы» .

Интересна по содержанию и ч. III Концепции: «Реформирование системы государственной службы осуществляется в условиях гласности и при участии гражданского общества. Государственная служба функционирует в интересах граждан Российской Федерации и гражданского общества. Взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества осуществляется на основе соблюдения соответствующих принципов» .

Согласно данным целям в дальнейшем были определены и основные направления реформирования правоохранительной системы, тем более, что для этого в разные периоды был ряд своих причин, в том числе и объективных (реформа органов предварительного расследования, МВД, ФСИН, ФСКН, ФМС и др.).

Мы хотим остановиться на примере реформирования уголовно-исполнительной системы (ФСИН РФ).

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция) была утверждена распоряжением Правительства от 14.10.2010 г. № 1772-р и определила основные цель, задачи, направления развития уголовно-исполнительной системы, ожидаемые результаты и этапы реализации.

Положения данной Концепции в целом неплохие, но процесс их реализации для нашей страны в современных условиях очень сложен. В тот момент, когда она разрабатывалась и утверждалась, были определены три основных этапа:

1) 2010-2012 гг. – утверждение планов основных мероприятий по реализации Концепции, разработка соответствующего законодательства, федеральных целевых программ и т.п.;

2) 2013-2016 гг. – процесс перепрофилирования исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, а также создание новых колоний-поселений;

3) 2016-2020 гг. – завершение программных концептуальных мероприятий и разработка новой Концепции развития уголовно-исполнительной системы на последующие периоды.

Вопросы развития уголовно-исполнительной системы обсуждались и продолжают обсуждаются общественным и научным сообществами. Так, в ноябре 2012 года состоялась международная научно-практическая конференция в г. Рязань в специализированном вузе – Академии ФСИН России, на которой были затронуты актуальные вопросы современного состояния и дальнейших перспектив развития уголовно-исполнительной системы России .

Вклад ученых в дело исследования актуальных проблем данной сферы, несомненно, весомый, но практическая реализация Концепции зависела, прежде всего, от действий соответствующих уполномоченных должностных лиц. А они, в очередной раз, решили использовать выделенные бюджетные средства в своих личных целях.

Так, директор ФСИН РФ Александр Реймер был арестован 31 марта 2015 года, и ему было предъявлено обвинение в мошенничестве. Вместе с ним такое же обвинение было предъявлено и предпринимателю Николаю Мартынову, замглаве ФСИН Николаю Криволапову и директору ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» Виктору Определенову. «По версии следствия, в период с 2010 по 2012 год, когда Реймер возглавлял тюремное ведомство, обвиняемые похитили из бюджета страны около трех миллиардов рублей, предназначавшихся для закупки электронных браслетов» .

В апреле 2013 года эксперт рабочей группы Совета по правам человека при Президенте России И. Каляпин отметил, что «реформа УИС не просто провались, а она вообще остановилась: ее начали, но не довели до конца. Сейчас и сами сотрудники уголовно-исполнительной системы не понимают, будет ли она продолжаться и в каком направлении. Концепция уголовно-исполнительной системы была принята постановлением правительства и предусматривала раздельное содержание осужденных, грандиозное строительство в системе УИС: должны были быть построены специальные учреждения для содержания осужденных на строгих условиях – все это требовало огромных средств. И если при Реймере никто не понимал, откуда возьмутся средства, сейчас просто стало очевидно, что они уже ниоткуда не возьмутся. Было начато это «великое переселение народов», очень многие осужденные были переведены в другие места. Сейчас все это встало, и никто не понимает, как это будет продолжаться дальше» . Он отметил, что многое из проделанного за время реформы не работает. «Чтобы эту реформу реализовать, нужно было готовить кадры, нужна была целая революция в плане систем контроля за осужденными, нужна была революция в плане нормативной базы. Насколько я понимаю, предусматривалось, что от поведения осужденного будут зависеть какие-то льготы, которые он будет иметь, находясь в местах лишения свободы. Единственное, что сейчас есть у осужденного, – это так называемое право на условно-досрочное освобождение – либо есть, либо нет. Для подавляющего большинства осужденных это не работает, потому что это очень далекая перспектива, которая наступит через несколько лет. И то, допустит он сегодня какое-то правонарушение или не допустит, на его жизнь завтра не повлияет. Это было не очень правильно и не очень эффективно» .

С такими высказываниями действительно нельзя не согласиться. Но жизнь не стоит на месте, и хочется надеяться, что реформирование уголовно-исполнительной системы продолжится.

Пока только 23.09.2015 г. в Концепцию был внесен ряд соответствующих изменений: определены вопросы совершенствования отдельных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы, в частности: обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение режима и безопасности, обеспечение материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, медицинская помощь, трудовая деятельность, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных, воспитание и образование осужденных и др.

Как верно отмечено Шелестюковым В.Н. «уголовно-исполнительная система РФ, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она формируется, развивается, меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе» . Мы считаем, что в наибольшей степени в настоящее время влияет на многие процессы, в том числе и процесс реформирования уголовно-исполнительной системы и подведения её под международные стандарты, экономическая нестабильность в российском государстве и политика сокращения расходов. А любое реформирование – это всегда расходы.

По Концепции в течение 2013-2016 годов должны были произойти реорганизация исправительных колоний под тюрьмы и строительство новых тюрем для содержания свыше 300 тысяч осужденных. С учетом мониторинга численности и состава осужденных планировалось создать: 721 учреждение нового типа с общим лимитом 638 тысяч 155 мест, в том числе: 58 тюрем особого режима, 180 тюрем усиленного режима, 210 тюрем общего режима для содержания мужчин, 55 тюрем общего режима для осужденных женщин .

На наш взгляд, ход реализации «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (далее – Концепция) показывает необходимость корректировки отдельных положений этого нормативно-правового акта.

Пятилетний анализ Концепции, включающий период ее подготовки и реализации позволяет сделать следующие выводы:

  • считать необходимым концептуально отказаться от строительства тюрем в России в 2013-2016 гг. Следует сохранять исправительные колонии и учреждения, созданные для выполнения специальных задач, – лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Считать концептуальное предложение о «перепрофилировании большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима» правовым идеализмом;
  • к 2018 году разработать и внести в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы гендерный аспект, то есть определить условия отбывания наказания и условия содержания осужденных к лишению свободы женщин, что соответствует идеям гуманизации уголовно-исполнительной политики;
  • сохранить положения Концепции, касающиеся дифференциации содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта, при исключении «перевода на тюремный режим»;
  • развивать положения Концепции, касающиеся содержания некоторых категорий осужденных в условиях покамерного содержания по криминологическим (патопсихологическим) и иным основаниям;
  • продолжить реализацию положений Концепции, касающихся обеспечения режима и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • исключить из Концепции словосочетание «медицинское обслуживание», использовать исключительно словосочетание «медицинская помощь», так как врачи, иные медицинские работники, не являются обслуживающим персоналом. При этом продолжить реализацию положений Концепции, касающихся медицинской помощи осужденным;
  • продолжить реализацию положений Концепции, касающихся материально-бытовых условий содержания осужденных;
  • сохранить концептуальное преобразование воспитательных колоний (далее – ВК) в воспитательные центры (далее – ВЦ) для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте; в целях «оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны» предусмотреть создание в каждом субъекте Российской Федерации, в котором отсутствует ВК, при одной из ИК общего режима участок для несовершеннолетних осужденных (ВЦ);
  • развивать положения Концепции, касающиеся психологической работы с осужденными. Внести психологическую работу (вариант: психологическую помощь) в перечень основных средств исправления осужденных, предусмотренных УИК РФ, что не требует дополнительных бюджетных средств;
  • внести в Концепцию положение об обязательном лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости и возможности отбывать наказание, то есть различных форм психопатии (расстройств личности), неврозов, слабоумия, шизофрении в стадии ремиссии, что создает возможность исправления осужденных, страдающих этими психическими расстройствами;
  • на практике реализовывать положения Концепции, касающиеся психотерапевтической работы психолога, что не требует дополнительных бюджетных средств;
  • исключить из Концепции словосочетание «социализация осужденных», использовать исключительно словосочетание «ресоциализация осужденных»;
  • развивать положения Концепции, касающиеся подготовки высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на бакалавриат и магистратуру. Полагаю, что руководители исправительных учреждений, территориальных органов, центрального аппарата ФСИН России должны иметь степень магистра права.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант