Юридический портал. Льготный консультант

© К. В. Федоров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2012

Муниципальное право – отрасль права, наука и учебная дисциплина

Предмет и метод муниципального права

Муниципальное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Предметная определенность – главное условие формирования и развития муниципального права.

Предмет муниципального права – круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления.

Эта отрасль права имеет комплексный характер: на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Предмет муниципального права включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Нормы муниципального права регулируют сложную систему отношений как публично-правового, так и частноправового характера.

Публично-правовые отношения возникают между государственными и муниципальными органами.

Частноправовые отношения включают в себя хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, гражданско-правовые отношения местной администрации с иными юридическими лицами.

Муниципальное право России – это совокупность институтов права и норм, являющихся результатом правотворчества на уровнях муниципального образования, субъекта Федерации и Российской Федерации в целом.

Основные группы общественных отношений, регулируемых муниципальным правом, – отношения, возникающие:

В результате организации местного самоуправления как института народовластия;

В процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина, на местное самоуправление;

В связи с организацией представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления (включая главу муниципального образования), других выборных и невыборных должностных лиц местного самоуправления, а также осуществлением муниципальной службы;

В связи с деятельностью граждан, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции по осуществлению местного самоуправления;

При осуществлении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере местного самоуправления, а также в связи с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

В процессе взаимодействия муниципальных образований с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

В процессе межмуниципального сотрудничества.

Источники муниципального права

Источники муниципального права

1. Конституция РФ , которая закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Параметры пространства местного самоуправления:

Население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения;

Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежат населению муниципального образования;

Система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы;

Местное самоуправление осуществляется в городских,

сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий;

Органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия в решении вопросов местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;

Местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту;

Местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

Устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

2. Федеральное законодательство. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяются также в следующих правовых актах Российской Федерации.

Кодексы: Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс РФ.

Федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и др.

3. Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Акты местного самоуправления наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для организации и деятельности муниципальных органов. Это уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления и правовые акты глав местных администраций, многочисленные правовые акты, издаваемые структурными подразделениями местных администраций. К ним относятся и решения, принятые на местном референдуме, а также на сходах граждан.

5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России.

Основные положения в сфере местного самоуправления:

Обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;

Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Это не должно исключать предоставления таким органам в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти;

Осуществление государственных полномочий должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам;

Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены иным центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом;

При делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям;

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом;

Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление;

Статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий;

Административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ или законом;

Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

Органы местного самоуправления имеют право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для решения задач, представляющих общий интерес;

Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции РФ или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

Источники научной дисциплины муниципального права

Источники научной дисциплины муниципального права – теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие работы, в которых разрабатываются теоретико-методологические проблемы развития муниципального права, а также учебные, научно-методические и учебно-методические издания, способные оказать помощь в изучении муниципального права России, правовые акты как источники отрасли муниципального права.

Правовые источники: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты, нормы международного права.

К источникам научной дисциплины муниципального права также относится практический опыт деятельности местного самоуправления. На основе изучения и обобщения такого опыта вырабатываются научные рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Муниципально-правовые нормы и отношения

Муниципально-правовая норма – это первичный элемент системы муниципального права. В совокупности муниципально-правовые нормы образуют отрасль муниципального права. Под муниципально-правовыми нормами понимаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм: общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами.

Нормы муниципального права по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты.

Муниципально-правовые институты – определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

Нормы, образующие муниципально-правовые институты , обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей права (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.

Муниципально-правовые отношения – урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления. В муниципально-правовых отношениях участвует определенный круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм; регламентируется конкретное поведение участников этих отношении; обеспечиваются субъективные права и юридические обязанности в области местного самоуправления посредством специальных юридических средств.

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления.

Субъекты муниципального права (участники муниципально-правовых отношений):

Население муниципального образования;

Граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства;

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления;

Государство и отдельные государственные органы;

Физические и юридические лица.

В статье проведен анализ и выделены проблемы правового регулирования земельных отношений на муниципальном уровне. Отдельно рассмотрены функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.

В настоящее время земельные отношения можно охарактеризовать как общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, распоряжения и использования земли, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами .

Основной правового регулирования земельных отношений являются Конституция РФ и Земельный кодекс РФ. Вместе с другими нормативными актами они образуют земельное законодательство.

Земельный кодекс РФ - это основной нормативный акт, являющийся главным источником земельного права в России и основным инструментом, при помощи которого государство контролирует все процессы взаимодействия участников земельных правоотношений. Он устанавливает круг основных обязательных положений в сфере земельных отношений, на основании которых формируются остальные нормативно - правовые акты.

К нормативно-правовым актам, осуществляющим прямое регулирование в сфере земельных отношений и являющимся частью земельного законодательства России относят: Федеральные законы «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Источники норм, регулирующие земельные отношения, содержатся также в нормативных актах, определяющих правовой режим в других областях: «Градостроительный кодекс РФ», «Водный кодекс РФ», «Жилищный кодекс РФ», «Налоговый кодекс РФ», Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Нормативно-правовые акты, содержащие нормы гражданского права, регулирующие земельные отношения: «Гражданский кодекс РФ», «Лесной кодекс РФ»;.ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; «О государственном кадастре недвижимости», «О недрах».

На региональном уровне в сфере земельных отношений приняты и действуют краевые законодательные акты, например, на территории Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 05.11.2002 №532- КЗ (ред. от 08.08.2016) «Об основах регулирования земельных отношений». Закон Краснодарского края от 04.03.2015 №3126-К3 (ред. от 06.04.2016) «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края».

Рассмотренные нормативно-правовые акты составляют земельное законодательство. Каждый из них в той или иной мере осуществляет регулирование земельных отношений или является источником земельных норм.

Полномочия органов местного самоуправления представляют собой совокупность закрепленных прав в нормативно-правовых актах, которые позволяют принимать решения и выполнять необходимые действия в сфере земельных отношений. Они закреплены в статье 11 Земельного кодекса РФ и в статье 6 закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-К3 (ред. от 08.08.2016) «Об основах регулирования земельных отношений». В Краснодарском крае органы местного самоуправления имеют следующие полномочия: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; переводят земли из одной категории в другую в установленном порядке; устанавливают и прекращают публичные сервитуты в интересах местного самоуправления или местного населения; резервируют земли для муниципальных нужд; устанавливают порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности; .обеспечивают выбор и формирование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; осуществляют муниципальный земельный контроль в порядке, установленном законом Краснодарского края, а также принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в Краснодарском крае; устанавливают правила землепользования и застройки поселений и городских округов с учетом требований законодательства России; .устанавливают или изменяют виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и действие градостроительных регламентов, на которые не распространяется или не устанавливается; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ, Земельным Кодексом РФ и иными нормативноправовыми актами Краснодарского края.

ФЗ от 25.10.2001 №137-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» разграничивает полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, так предоставление земельных участков осуществляется следующим образом:

  • - органом местного самоуправления муниципального района в отношении участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
  • - органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа городов федерального значения в случае, если субъект РФ передал им полномочия, в противном случае предоставление осуществляет субъект РФ;
  • - органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в противном случае полномочия осуществляет орган местного самоуправления муниципального района.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные федеральным законом от 03.07.2016 №334-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Изменения затрагивают полномочия сельских и районных органов местного самоуправления, также отдельно устанавливаются полномочия для городских поселений, порядок предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и будет осуществляться следующим образом: .органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Исключением из вышеуказанных норм является: предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. В таких случаях полномочия осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ; предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения. В таких случаях полномочия осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

Выделим функции органов МСУ в сфере земельных отношений:

1) Исполнительно-распорядительная функция органов местного самоуправления в сфере земельных отношений на территории Краснодарского края осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Большая часть функций в градостроительной деятельности осуществляется на уровне поселений и городских округов и включает утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории, местных нормативов градостроительного проектирования, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

На уровне муниципальных районов осуществляется также утверждение документов территориального планирования муниципального района и подготовленной на их основе документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, для соответствующих муниципальных нужд земельных участков в границах поселений, городских округов или муниципальных районов.

2) Контрольная функция органов МСУ в сфере земельных отношений на территории Краснодарского края осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и ФЗ №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законом Краснодарского края от №3126-К3 (ред. от 06.04.2016). «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля».

Следует отметить, что основное регулирование земельных отношений осуществляется федеральными нормативно-правовыми актами и законами субъектов федерации. На местном уровне регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется утверждением правил землепользования и застройки, установлением территориальных зон, присвоением вида разрешённого использования, а также организацией и предоставлением земельных участков, собственность на которые не разграничена.

Правовая система регулирования в сфере земельных отношений в основном сформирована, но при этом постоянно совершенствуется, что сказывается, с одной стороны, на упорядочении кадастрового учета земель, активизации земельного рынка, с другой стороны, постоянная смена правил, норм и нормативов сдерживает развитие всей системы, повышения эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала. Идет постоянный поиск новых инструментов и методов, позволяющих сбалансировать интересы всех участников данных отношений.

Библиографический список:

1. Землеустройство и управление землепользованием: Учебное пособие / В.В. Слезко, Е.В. Слезко, Л.В. Слезко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 203 с.

Тема №1. Муниципальное право, как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Муниципальное право, как отрасль права

А) Предмет муниципального права – это общественные отношения возникающие в сфере местного самоуправления (МСУ)

Ст.130 Конституции РФ

МСУ - осуществляется на всей территории Российской Федерации

Ст.12 Конституции РФ «…Органы местного самоуправления не входят в структуру ОГВ..»

Местные (городская ритуальная служба; поликлиники; школы кинотеатры)

Принципы МСУ (управление самим собой)

1. Принцип самостоятельности (принятие решений самим населением)

2. Принцип самодостаточности (решаемые задачи), то что может решить население

3. Принцип самообеспечения (в рамках местного бюджета)

Не смотря на все это МСУ и Государственная власть – это формы единой публичной власти (Наиболее приближенной к населению)

СТ.1 ст. № 131 Ф.З

МСУ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая (в пределах, установленных Конституцией РФ, Федеральными законами, Законами субъектов федерации) самостоятельное (под свою ответственность) решение населения, непосредственно и /или через ОМСУ вопросов местного значения (ВМЗ) исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом, осуществляется муниципальным образованием самостоятельно

Делегирование (передача полномочий) опеки и попечительства

1. Императивный (властный)

2. Диспозитивный (право выбора)

3. Метод гарантий (на федеральном уровне)

В) I . По содержанию муниципально-правовые отношения:

1. Организацией МСУ (муниципальное образование, утверждение символики)

2. Отношения, характеризующие муниципальною деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения, муниципальных образований (в процессе решения вопросов населением)

3. Отношения, в которых находит свое воплощение деятельность ОМСУ по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Признаки муниципально-правовых отношений:

a) Локально-территориальный характер (на местном муниципальном уровне)

b) Комплексный характер (реализация задач и функций) Экономика и т.д.

c) Специфический круг субъектов (население либо должностные лица)

Субъекты 1. Специфические

a) Муниципальное образование (населенная территория, имеющая свои территорильные: устав, бюджет, символику)

b) Городские и сельские поселения

c) Муниципальный район

d) Районы г.Москвы и Санкт-Петербурга

Субъекты наделенные правом принимать решение или участвовать в их принятии, по вопросам местного значения:

a) Население

b) Сход граждан (если деревня – 100 человек, то нет необходимости избирать главу)

c) Собрание или конференция граждан (Конференция – собрание командиров)

d) ОМСУ (представительная (депутаты Городской думы) и исполнительная- распорядительная (местная администрация))

e) Граждане РФ (не зависимо от пола, расы, национальности)

Субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению МСУ

a) Органы ТОС (территориально общественного самоуправления, исполнительный орган – совет/СОС)

b) Объединения муниципальных образований (прим: Союз малых городов России)

c) Государственные органы (губернаторы)

d) Общественные объединения

e) Предприятия, учреждения и организации

Муниципальное право, как отрасль права – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, характеризующих и регулирующих общественные отношения возникающие в процессе организации местного самоуправления.

II. Общая часть и Особенная часть.

Источники:

Указы президента

Постановления правительства

Федеральные законы

Договоры

III. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина – это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении.


Тема №2 . Местное самоуправление. История. Современное состояние. Перспективы развития

I. Периоды Развития МСУ в России:

1. 5-8 вв. – заселение территории России

2. С 8 в. – возникновение государства

3. С 11 –по 15 вв.период феодальной раздробленности (князья властвуют в своих вотчинах)

Псков и Новгород(республика)- делился на секторы, назначались гласные (Вече – главный управляющий орган(житель Новгорода, мужчина, занимающийся ремесленничеством)).

4. Связывает с именем Ивана Грозного (централизовал государство, реформы, система кормления)

2-я половина 15 – начало 18 вв.

5. 1533-1538 гг. – Земская реформа (реформы Елены Глинской)

Оформление крепостного права, земство могло пожаловаться на князя. Либо вообще его не принять.

6. Начало абсолютизма (Петр I) с конца 16 – по первую половину 17 вв.

1699 г – Бургомистерская палата (выборный орган для населения)

7. Екатерина II

1785 г – издание документа «Жалованная грамота городам»

Закрепил документально 2 основных принципа МСУ:

a. Все сословность при формировании местных органов власти

b. Самостоятельность МСУ

8. Александр II

1861 г – Отмена крепостного права (люди почувствовали себя наиболее свободными)

1867 г – Сельская земская реформа

1870 г – в городе

Положение о земских учреждениях:

1) Улучшить местное хозяйство

2) Дать выход своб. движ. Общества

3) Сельский сход – орган, решал глобальные проблемы.

Полномочия:

A.Дела связанные с землевладением (межевание) – определенные границы;

C.Вопросы опеки и попечительства (часть детей брали в монастыри);

D.Принятие мер при чрезвычайных ситуациях (засухи, пожары, наводнения);

E.Назначал сельского старосту.

9. Революция 1917 – 1990 гг.

Подходы в развитии МСУ в советский период:

1. МСУ – не было и быть не могло (инициативы у местного населения не было).

2. МСУ – в Советский период было, но осуществлялось местными ОГВ.

3. МСУ - в Советский период официальной властью не признавалось, но отдельные появления были.

Вывод

1) МСУ в России развивается в периоды ослабления централизованной власти.

2) Реформы самоуправления инициировались самой централизованной властью

III. Реформы МСУ в Российской Федерации (этапы) :

1) 1990 г – Принят закон о МСУ (Появление термина МСУ)

Местные советы народных депутатов получили широкие полномочия на организационно-политическое обслуживание населения.

Проведены местные реформы и выборы.

(ЦЕЛЬ: Принцип: «Берите самостоятельности – сколько хотите»)

*многое удалось опробовать на практике;

*система ОМСУ была отделена от ОГВ

3) С 1995 г. - по 2003 гг. принят закон об общих принципах организации МСУ.

Проблемы в области МСУ

1. Недостаток финансирования средств на местном уровне

2. Нехватка квалифицированных кадров

3. Низкий уровень правосознания, заинтересованности населения при осуществлении местного самоуправления.

Тема №3. Понятие, принципы и гарантии МСУ

I. МСУ можно рассматривать в качестве:

a) Основы конституционного строя;

b) Право населения на самостоятельное решение вопросов МСУ;

c) Форма народовластия

1*)Конституция: Ст. 3; 12;130-133 (Гл.8) (см. ст. 1 Ф.З. №131)

Децентрализованная система управления

Конституция: Ст. 12 – обособленность государственной власти от МСУ (не могут рассматриваться, как структурные подразделения)

Ст. 16 Конституции – гарантии МСУ

2*) Европейской Хартии МСУ

Определяет МСУ как право и реальную способность ОМСУ, регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, реальную способность, в интересах населения.

Основной субъект – органы МСУ (по хартии)

Конституция в отличии от хартии – признает основным субъектом население, а не органы МСУ (ст. 130 Конституции)

Население не может отказаться от своего права на осуществление МСУ, ибо МСУ, его осуществление, необходимый элемент конституциональной организации власти народа.

Признавая право населения на МСУ – государство признает самостоятельность МСУ. В пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права

Ст. 33 Конституции: право на судебную защиту (для защиты нарушенных прав).

3*) Ст. Конституции – народ осуществляет свою власть:

1. Непосредственно / выборы, референдумы

2. Через ОГВ

3. Через ОМСУ

ОМСУ- форма реализации народовластия.

II.Признаки МСУ:

1. МСУ имеет свой субъект/население.

2. МСУ занимает особое место в демократическом механизме управления обществом, от государства. (Ст.12 Конституции) Конкурс при назначении главы местной администрации (в конкурсной комиссии может находиться один представитель ОГВ)

3. МСУ имеет свой объект управления (вопросы местного значения). Гл 3 закона №131

4. Самостоятельность МСУ гарантируется государством (ст. 12 Конституции) – определяет организационную обособленность – финансово-экономическая самостоятельность.

5. Ответственность Муниципальных образований (МО),(ответственность несется перед населением). Ответственность ОМСУ и должностных лиц перед государством.

6. МСУ осуществляется с учетом интересов населения. (МО)

7. В МСУ находят отражение исторические и иные местные традиции (все обычаи должны учитываться при организации МСУ). В каждом уставе своя символика (Ниж.обл - Олень)

Общие принципы организации МСУ:-

Это законодательно закрепленные обусловленные природой МСУ, коренные идеала и начала.

1. Самостоятельность решения населением ВМЗ/вопросов местного значения:

o Самостоятельность осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм волеизъявления, а также а также через выборные и другие органы МСУ.

Органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, что следует из определения охраны окружающей среды, закрепленного в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды». Ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях является принципом охраны окружающей среды.

Содержание муниципального управления в сфере охраны окружающей среды, в том числе его отличие от государственного управления, обусловлено особой ролью местного самоуправления. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления - это их право и обязанность решать вопросы местного значения в сфере охраны окружающей среды, а также осуществлять передаваемые им в установленном законом порядке отдельные государственные полномочия в этой сфере. Реализация таких полномочий направлена на сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются экологическим законодательством - путем прямого закрепления, а также муниципальным законодательством - посредством их включения в перечень вопросов местного значения.

По степени специфичности природоохранные полномочия органов местного самоуправления можно подразделить на общие и специальные. Общие полномочия реализуются применительно к любым сферам деятельности - например, управление муниципальной собственностью, правотворческие, бюджетные и другие полномочия. Многие общие полномочия муниципальных органов становятся природоохранными непосредственно в процессе их реализации, например в ходе принятия правовых актов экологической направленности, выделения бюджетного финансирования мероприятий по охране окружающей среды и т.п. Природоохранным полномочием общего характера может считаться принятие и организация выполнения местных экологических программ. Специальные полномочия включают в себя права и обязанности непосредственно в природоохранной сфере.

По порядку получения полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере делятся на собственные (по вопросам местного значения) и переданные государственные полномочия. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Положения ФЗ «Об охране окружающей среды» регулируют полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, следующим образом. Кроме специальной нормы (ст. 7), Закон содержит ряд других положений о природоохранной компетенции органов местного самоуправления.

Во-первых, это блок их обязанностей, корреспондирующих экологическим правам граждан. Граждане, общественные иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы местного самоуправления с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Кроме того, граждане имеют право направлять обращения в органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране, а общественные иные некоммерческие объединения имеют право: обращаться в органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан; подавать в органы местного самоуправления обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 12). Органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 13), а также осуществлять экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности.

Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Помимо ФЗ «Об охране окружающей среды», природоохранная компетенция органов местного самоуправления может регулироваться нормами природоресурсного законодательства - ЗК РФ, Законом о недрах, Законом о животном мире, ЛК РФ, ВК РФ и др., а также природоохранными нормами других федеральных законов, например, Законом об охране атмосферного воздуха, Законом об ООПТ, Законом об отходах, Законом о природных лечебных ресурсах. Так, органы местного самоуправления осуществляют: управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения; контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции; использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Федерации. Закон об охране атмосферного воздуха собственной компетенцией органы местного самоуправления не наделяет.

Существенные изменения были внесены в положения о полномочиях органов местного самоуправления в 2006 году. В период 2003-2005 гг. как ФЗ «Об охране окружающей среды», так и Закон о местном самоуправления наделяли органы муниципального района и городского округа правом организации и осуществления экологического контроля. Предполагалось, что с 2006 г. вместо государственного регионального контроля будет введен муниципальный контроль объектов производственного и социального назначения, за исключением тех объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. Однако соответствующие нормы были отменены накануне их вступления в силу. Многочисленные, частые и взаимоисключающие по своему смыслу поправки, вносимые в компетенционные разделы природоохранного законодательства в течение последних лет - примером чему может служить и противоречивое регулирование государственного и муниципального экологического контроля - стали одной из главных причин неэффективности контрольной функции муниципального (а также государственного) экологического управления.

Однако в целом в развитии муниципального и экологического законодательства намечаются тенденции усиления экологической составляющей в деятельности муниципальных органов. Совокупность природоохранных полномочий, реализация которых происходит в организованных формах, дает основание говорить о наличии у органов местного самоуправления самостоятельной и довольно обширной функции охраны окружающей среды.

Еще по теме Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды:

  1. Особенности государственного управления в сфере использования и охраны земель курортов
  2. Государственное управление в области охраны окружающей среды
  3. Приложение 1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
  4. § 2. Внутригосударственные акты Российской Федерации по охране окружающей среды
  5. Законодательство в области охраны окружающей среды и его уровни
  6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
  7. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
  8. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
  9. § 3. Понятие, структура и особенности конституционно-правового механизма обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду
  10. § 1. Конституционные цели и принципы как основа правового регулирования права каждого на благоприятную окружающую среду
  11. § 2. Законодательное и подзаконное регулирование права каждого на благоприятную окружающую среду
  12. § 3. Особенности административно-правовых режимов в отдельных сферах естественных монополий.
  13. 3.2 Гражданская процессуальная правосубъектность прокурора, органов государственного управления (местного самоуправления)
  14. § 1. Теоретико-правовые основы распределения полномочий между уровнями публичной власти в сфере местного самоуправления
  15. § 2.2. Методика проведения проверок исполнения законодательства об отходах в органах местного самоуправления, территориальных отделах Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, хозяйствующими субъектами

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -

Являясь единым по содержанию, муниципальное право при этом состоит из относительно автономных, но связанных между собой составных частей.

Муниципально-правовая норма - это первичный элемент системы муниципального права. В совокупности муниципально-правовые нормы образуют отрасль муниципального права. Под муниципально-правовыми нормами понимаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления. Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм: общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами.

Нормы муниципального права по признаку регулирования и однородных, взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты.

Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.

Муниципально-правовые отношения - это те урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.

В муниципально-правовых отношениях: участвует определенный круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм; регламентируется конкретное поведение участников этих отношений; обеспечиваются субъективные права и юридические обязанности в области местного самоуправления посредством специальных юридических средств.

Важнейшим элементом муниципально-правового отношения являются его участники - субъекты. Субъектами муниципально-правовых отношений являются лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления.

Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются: население муниципального образования; граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства; органы и должностные лица местного самоуправления; государство и отдельные государственные органы (муниципальные образования, Российская Федерация, субъекты Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти); юридические лица.

В различных странах муниципальное право является либо комплексной отраслью права, либо подотраслью конституционного права или административного права.

При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2007..

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант