Юридический портал. Льготный консультант

Согласно ст. 230 штрафные санкции – это денежная сумма (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственных обязательств. Данные санкции взыскиваются сверх причиненных убытков, если иное не предусмотрено законом или договором.

Субъектами применения штрафных санкций являются участники отношений. Размер таких санкций относительно отдельных видов хозяйственных обязательств может быть определен законом, изменение которого по соглашению сторон не допускается, например нарушение связано с выполнением госзаказа.

В случаях, когда размер штрафных санкций не определен законом, такие санкции применяются в размере, предусмотренном в договоре. При этом в договоре размер этих санкций может быть установлен: - в процентном соотношении к сумме невыполненной части обязательства; - в определенной денежной сумме; - в процентном соотношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения; - в кратном размере к стоимости товаров, работ и услуг.

Все разногласия между сторонами относительно установления размера штрафных санкций за нарушение хозяйственных обязательств могут быть разрешены в судебном порядке.

Ответственность в форме ограничения правоспособности имеет свои отличительные особенности: 1) она может применяться самими субъектами хозяйствования без обращения в соответствующие юрисдикционные органы; 2) она наступает не в форме прямых имущественных потерь без какой-либо компенсации, а форме ограничения правоспособности субъекта хозяйствования; 3) в зависимости от того, кто возлагает данную ответственность, она подразделяется на: ответственность, возлагаемая другим субъектом хозяйствования за нарушение условий хозяйственного договора; ответственность, возлагаемая соответствующими государственными органами управления и контроля за нарушение правил (условий) осуществления хозяйственной деятельности; 4) она может быть применена только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом или договором. Ответственность в форме применения оценочных санкций может применяться к государственным предприятиям и их обособленным (структурным) подразделениям, а также во внутрихозяйственных отношениях предприятий негосударственных форм собственности. Особенности ответственности в форме применения оценочных санкций: это вторичная ответственность этих субъектов за общие неудовлетворительные итоги работы в отчетном периоде, наступающая после применения к ним основной ответственности различных имущественных санкций; она применяется только при отрицательной оценке этих результатов; размеры оценочных санкций устанавливаются либо вышестоящими хозяйственными органами (по отношению к подчиненным предприятиям), либо самим субъектом хозяйствования (по отношению к своим структурным подразделениям).



55. Оперативно-хозяйственные санкции: понятие, виды, основания и порядок применения.

Оперативно-хозяйственные санкции – это предусмотренные законодательством меры оперативного воздействия на правонарушителя, направленные на прекращение или предупреждение повторения нарушений обязательства, которые применяются самими сторонами обязательства в одностороннем порядке.

Виды оперативно-хозяйственных санкций:

1) односторонний отказ от выполнения своего обязательства управомоченной стороной, с освобождением ее от ответственности за это – при нарушении обязательств другой стороной;

2) отказ управомоченной стороны обязательства от принятия дальнейшего выполнения обязательства, нарушенного другою стороною, или возврат в одностороннем порядке выполненного кредитором по обязательству;

3) установление в одностороннем порядке на будущее дополнительных гарантий надлежащего выполнения обязательств стороною, нарушившей обязательство: изменение порядка оплати продукции (робот, услуг), перевод плательщика на предоплату и др.

Этот перечень оперативно-хозяйственных санкций не является исчерпывающим, а поэтому стороны могут сами предусматривать в договоре иные виды этих санкций.

Оперативно-хозяйственные санкции применяются потерпевшей стороной без обращения в хозяйственный суд и без предварительного предъявления претензии нарушителю обязательства при условии, что применяемые оперативно-хозяйственные санкции предусмотрены в договоре.

Порядок применения сторонами конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется в договоре. В случае возникновения разногласий по применению этих санкций заинтересованная сторона может обращаться в суд с заявлением об отмене такой оперативно-хозяйственной санкции и возмещении убытков, причиненных ее применением.

Оперативно-хозяйственных санкций могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

56. Административно-хозяйственные санкции: понятие, виды и поря­док применения

Административно-хозяйственные санкции – это меры организационно-правового или имущественного характера, применяемые уполномоченными органами государственной власти и ли органами местного самоуправления, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.

Согласно ст. 239 ХКУ к административно-хозяйственным санкциям отнесены: - изъятие прибыли (дохода); - административно-хозяйственный штраф; - взыскание сборов (обязательных платежей;) - приостановление операций по счетам субъекта хозяйствования; - применение антидемпинговых мер; - прекращение экспортно-импортных операций; -аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности; - изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий другого субъекта хозяйствования и другие административно-хозяйственные санкции установленные этим Кодексом и другими законами.

Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами. Применение их к субъектам хозяйствования осуществляется специально уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

57. Понятие, содержание, основания и способы защиты прав и закон­ных интересов субъектов хозяйствования

Институт правовой защиты прав субъектов хозяйствования обеспечивается законодательством, представленным:

Общими нормами Гражданского кодекса Украины;

Специальными нормами Хозяйственного кодекса Украины;

Специальными нормами законов о субъектах хозяйствования;

Специальными нормами об отдельных видах хозяйственных отношений (налогообложение, лицензирование, сертификация, кредитование и др.);

Процессуальными нормами Хозяйственного процессуального кодекса Украины;

Нормами договоров между субъектами, в которых предусматривается раздел ответственности сторон за нарушение договорных обязательств;

Локальными нормативными актами относительно защиты прав обособленных (структурных) подразделений.

Согласно ст. 20 ХКУ права и законные интересы субъектов хозяйствования защищаются путем:

1) признания наличия или отсутствия прав;

2) признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или других актов, несоответствующих законодательству;

3) признания полностью или частично недействительными хозяйственных договоров на основаниях, предусмотренных законом;

4) восстановления положения, существующего до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;

5) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

7) возмещения убытков;

8) применения штрафных санкций;

9) применения оперативно-хозяйственных санкций;

10) применения административно-хозяйственных санкций;

11) установления, изменения или прекращения хозяйственного правоотношения;

Различают: досудебную, судебную защиту, самозащиту, нотариальную и исполнительное производство.

58. Досудебная защита прав и законных интересов субъектов хозяйст­вования Досудебная защита- это совокупность мер, которые должен осуществить субъект хозяйствования, чьи права нарушены, для непосредственного разрешения спора, возникшего между субъектами хозяйствования до обращения с иском в суд.

Досудебное урегулирование спора, возникшего вследствие нарушения прав и законных интересов субъекта хозяйствования, осуществляется путем предъявления субъектом хозяйствования, чьи права нарушены (заявителем), письменной претензии к предприятию-правонарушителю, если этот порядок предусмотрен законом или условиями договора между субъектами хозяйствования.

В ст. 5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины определен перечень споров, на которые распространяются требования досудебного урегулирования споров, возникающих из 1) договоров перевозки; 2) договоров оказания услуг связи; 3) договор на выполнение государственных заказов.

Предъявленная претензия подлежит обязательному рассмотрению в течение одного месяца – общий срок и течение 2 месяцев - специальный срок. Так, в случаях, когда для ответа на претензию необходимо проведения определенных работ, экспертиз стороны могут устанавливать специальный срок рассмотрения претензии - два месяца.

По результатам такого рассмотрения должен быть дан ответ на претензию заявителю, независимо от того удовлетворяются или нет его требования. В случае нарушения сроков рассмотрения претензии либо оставления ее без ответа, хозяйственный суд при разрешении хозяйственного спора вправе взыскать в доход государственного бюджета с предприятия-нарушителя штраф в соответствующем размере.

Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров не может применяться относительно споров: а) о признании договора недействительным; б) о признании недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления; в) о взыскании задолженности по опротестованным векселям; г) об обращении взыскания на заложенное имущество; д) дел о банкротстве.

Договором принято считать документ, в котором четко прописаны все требования по выполнению каких-либо работ либо услуг, а также права и обязанности сторон, нарушение которых может привести к штрафным санкциям, вплоть до разрыва действующего соглашения.

Договор может быть подписан как двумя, так и более сторонами, каждая из которых в обязательном порядке должна придерживаться своих обязанностей.

Последствия и ответственность невыполнения условий договора согласно законодательству

В том случае, если одна из сторон договора не выполняет свои обязательства, это может привести к различным последствиям.

Существует несколько разновидностей ответственности , а именно:

  • долговая (по согласованию сторон);
  • долевая (на стороне, которая не выполнила обязательства, имеется несколько лиц).

В свою очередь эти разновидности ответственности могут быть в виде :

  • штрафной пени;
  • в виде начисление определенных процентов за каждый день не выполнения обязательств;
  • исполнение невыполненных обязательств третьей стороной за счет должника;
  • взыскание средств, которые должник обязан был передать согласно договору;
  • возмещение всех убытков согласно ГК Российской Федерации.

На самом деле, это далеко не все, что предусматривает действующее законодательство, поскольку последствия могут быть самыми разнообразными.

В первую очередь это напрямую зависит от того, какой ущерб был нанесен в результате не выполнения всех обязательств по договору. Чем больше ущерб, тем суровее будет наказание и как следствие, существенная сумма штрафной пени.

Понятие штрафных санкций

Статья 330 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие штрафных санкций (неустойки).

Неустойка – прописанная законодательством либо соглашением фиксированная сумма, которая должна быть в обязательном порядке выплачена должником, в том случае, если с его стороны были нарушены обязательства, указанные в договоре либо не выполнены в полном объеме.

В процессе требований о выплате штрафных санкций, сторона, которая должна получить оплату за невыполненные обязательства должником, не обязана доказывать свою правоту.

Однако статья 331 Гражданского Кодекса гласит, что акт неустойки должен быть в обязательном порядке оформлен письменно. В том случае, если он составлен иным способом, данный акт будет признан недействительным.

Статья 332 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие “законные штрафные санкции (неустойка)”. Согласно статье, кредитор вправе потребовать возмещение даже в том случае, если она не предусмотрена действующим соглашением между сторонами. Более тог, кредитор самостоятельно определяет сумму неустойки и подтверждает ее составленным актом.

Статья 395 Гражданского Кодекса предусматривает определенную ответственность за нарушение денежных обязательств, а именно:

  • за попытку использования чужого капитала;
  • за попытку уклонения от денежных выплат;
  • другие денежные махинации.

За какое-либо нарушение из вышеперечисленных статья предусматривает наказание в виде выплат определенных процентов по той сумме, которая фигурировала при махинациях.

Проценты, которые будут начисляться в качестве штрафных санкций, напрямую зависят от места пребывания либо жительства кредитора (юридического лица) учетной ставки банковских процентов на момент исполнения денежного обязательства.

В том случае, если денежное взыскание происходит через суд, то последний может назначить ту процентную ставку, которая была на момент подачи . Данное решение может быть возможным, если действующим соглашением не предусмотрены проценты за нарушение обязательств, прописанных в договоре.

Стоит отметить, что законодательная база РФ предусматривает смягчение неустойки, в частности статья 333 Гражданского Кодекса.

Уменьшение процентов штрафных санкций могут быть только в том случае, если суд определил, что неустойка явно не отвечает реальности, то есть существенно завышена.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

За что могут применить наказания

В процессе подписания договора о сотрудничестве между сторонами, оговариваются все обязательства с обеих сторон. В случае, если одни из них не выполнили свои обязательстве им будут начислены штрафные санкции, в размере, который указан в документе сотрудничества.

При этом Гражданский Кодекс РФ предусматривает возможность снижения суммы штрафа в нескольких случаях, если:

  • судом было вынесено решения о том, что в сложившейся ситуации виноваты обе стороны;
  • все меры для устранения этого конфликта были приняты;

Размер взыскания штрафной пени всегда должен оговариваться при составлении договора о сотрудничестве, в противном случае, данная сумма ущерба выноситься на рассмотрение в суд.

Порядок взыскания

Весь порядок выплаты штрафных санкций прописаны в действующем договоре между сторонами.

Как правило, он всегда стандартный, то есть, юридическое либо физическое лиц, имеющее определенные претензии по нарушению действующего соглашения ко второй стороне, обязано направить по его юридическому адресу письмо , в котором обязательно должно быть указано:

  • подробное описание претензии;
  • информацию о штрафных санкциях, которые предусмотрены;
  • установленные сроки, за которые должна быть выплачена неустойка.

Стоит отметить то факт, что сторона, которая выдвигает определенные претензии, в том числе требует выплатить задолженность, в обязательном порядке должна приложить к нему сопутствующий расчетный лист .

Именно это приложение содержит в себе все необходимые расчеты, согласно которым рассчитывается общая сумма штрафных санкций.

Зачастую подобные неустойки имеют одну неприятную особенность – штрафная пеня насчитывается за каждый день просрочки, в том числе во внимания берутся выходные и праздничные.

В ситуации, в которой должник полностью игнорирует все требования о выплате задолженности (уведомления, устные предупреждения и так далее), сторона, которая понесла определенные убытки, подает заявление в суд.

Только через суд можно не только взыскать действующую задолженность и потребовать , которые возникли в результате задержки выплат неустойки.

Правила учета

Согласно действующему законодательству, вся прибыль, вне зависимости от того, каким образом она была получена компанией (получение неустойки, либо прибыль от определенных услуг либо ), должна быть занесена в налоговый и бухгалтерский учет.

Если же, этого не будет, законодательством предусмотрено наказание в виде административного штрафа, либо же, если сумма более чем 250 000 предусмотрена уголовная ответственность.

В бухгалтерском учете

Необходимо понимать, что абсолютно все требования, которые предъявляются контрагенту, относительно получения прибыли, в обязательном порядке должны быть включены в состав прочих доходов.

Согласно Приказу Министерства Финансов РФ, абсолютно все разновидности штрафных санкций, которые предусмотрены денежным взысканием, должны быть включены в бухгалтерский учет. При этом должна быть включена вся сумма в полном объеме.

То есть, при наличии документа либо судебного вердикта, запись в бухгалтерском учете заноситься в следующем виде: Д-т 76 К-т 91.

В налоговом учете

Что касается налогового учета, то в нем записываются также все штрафные санкции, которые подразумевают за собой взыскание с должника определенной суммы.

Закон четко регламентирует это главой 25 Налогового Кодекса РФ. Причем для каждого случая, рассматриваются свои особенности.

Нюансы выплаты НДС в различных ситуациях

В программе “1С: Бухгалтерия” общая сумма начисленного НДС следует отображать документом “Операция (бухгалтерский и налоговый учет)”. Для того чтобы сформировать по начисленному НДС, включая штрафную пеню, достаточно создать документ “Отображение начисления НДС”.

О применении данных видов наказаний рассказано в следующем видеосюжете:

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Штрафные санкции для поставщика.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

    до 3 млн руб. – 3%;

    от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) – 2%;

    от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) – 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. – 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит – 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 - 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

Учреждение здравоохранения является бюджетным.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

Сумма, руб.

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 - 38 250) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на учреждения

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата подрядчику согласно договору

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 - 38 250) руб.

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

Учреждение здравоохранения является казенным.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

Произведена оплата по контракту поставщику

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

Штрафные санкции для заказчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

    5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);

    10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);

    100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение – случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик – учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

При заключении договоров стороны, как правило, предусматривают ответственность партнера за невыполнение обязательств.

Понятие неустойки определено в ст. 330 ГК РФ, согласно которой неустойка (штраф, пени) - это определенная денежная сумма, которую должник обязан уплатить за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих договорных обязательств. Эта сумма определяется в порядке, предусмотренном договором, условия которого были нарушены. Стороны могут установить любой порядок расчета пеней, который их устраивает.

Цель работы заключается в изучение учета штрафных санкций.

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

Рассмотрим сущность штрафных санкций

Рассмотрим виды штрафных санкций

Изучим отражение штрафных санкций на бухгалтерских счетах

Рассмотрим налоговый учет штрафных санкций

1 Сущность и виды штрафных санкций

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ обязанность должника по уплате неустойки (штрафа, пени) кредитору наступает только при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по договору.

Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Законом или договором может предусматриваться применение как одного из видов неустойки, так и обоих одновременно.

Как показывает практика, область применения договорной неустойки значительно шире, чем законной.

Примером законной неустойки является неустойка, предусмотренная Уставом железных дорог и взыскиваемая с перевозчика за просрочку доставки груза, за неподачу транспортных средств и т. д.

Неустойку следует отличать от возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды).

Нужно обратить внимание, что на основании ст. 15 ГК РФ по претензии можно требовать возмещения не только реального ущерба, но и упущенной выгоды.

Реальный ущерб - это расходы пострадавшей стороны на восстановление поврежденного имущества.

Упущенная выгода - неполученные доходы, которые пострадавшая сторона получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено.

Между неустойкой и убытком существует определенная взаимосвязь.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, но только если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом следует иметь в виду, что право на возмещение ущерба может возникнуть как из договорных отношений, так и в результате неправомерных действий лица.

При взыскании с нарушителя штрафов или пеней он возмещает убытки только в части, не покрытой этой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только договором или законом.

Следует обратить внимание, что сам по себе факт подписания договора означает возникновение обязанности контрагента уплачивать штрафные санкции при наступлении соответствующих обязательств.

Вместе с тем подтверждение наступления таких обстоятельств, обусловленных неисполнением (ненадлежащим исполнением) контрагентом своих обязательств по договору, должен быть признан им добровольно или подтвержден решением суда, вступившим в законную силу.

Это означает, что право на получение штрафных санкций, предусмотренных в договоре, возникает после признания стороной, нарушившей свои обязательства, факта их неисполнения или ненадлежащего исполнения, что должно быть оформлено подписанием обеими сторонами соответствующего документа (в частности, соглашения).

Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы заключения основного обязательства. При этом несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ). Однако если основное обязательство, согласно требованию закона, должно быть нотариально заверено или подлежит государственной регистрации, то данное требование на соглашение о неустойке не распространяется.

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то она может быть уменьшена, но только на основании решения суда.

Как правило, соглашение о неустойке формулируется отдельным пунктом в основном договоре.

В случае если стороны впоследствии придут к соглашению об уплате неустойки в размере меньшем, чем это было предусмотрено в договоре, то такое соглашение должно быть оформлено письменно в виде дополнения к договору. В противном случае налоговые органы могут поставить вопрос о включении организацией в целях налогообложения прибыли суммы, определенной в соответствии с условиями договора, независимо от размера фактически полученных средств.

На основании п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.01 № 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.01 № 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" к действиям, свидетельствующим о признании долга и, следовательно, основания для его возникновения, может относиться, в частности, признание претензии.

В том случае, если контрагент не согласен с претензией, штрафные санкции могут быть взысканы через суд.

При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у организации-получателя возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Как правило, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств предусматриваются самим договором.

Если сумма штрафных санкций предусмотрена условиями договора, то она должна быть признана в составе внереализационных доходов на дату наступления срока их уплаты.

Фактически это означает, что те организации, которые применяют метод начисления для учета доходов и расходов в налоговом учете, должны облагать налогом на прибыль штрафные санкции, предусмотренные условиями договора. Обратите внимание, что уплата налога на прибыль в данном случае не зависит ни от фактического получения штрафов, ни от их признания должником. Отметим также, что признание штрафных санкций должником не означает их реального получения.

Иными словами, если с момента, определенного договором, организации причитаются штрафные санкции, она должна включать их в состав внереализационных доходов, даже если их реальное получение и не предполагается. Когда же долг по договору взыскивается в судебном порядке, обязанность по начислению внереализационного дохода в виде штрафа, пеней и т. д. возникает у организации на основании решения суда. Опять же - даже если организация реально денег не получила.

Претензионный порядок - это форма досудебного урегулирования споров. При этом одна сторона сделки обращается к другой стороне с требованием об изменении, исполнении или расторжении договора, о возмещении убытков, уплате неустойки или применения иных мер гражданско-правовой ответственности.

Претензию оформляют в произвольной форме. Но при этом она должна содержать следующие сведения:

— указание на то, какое обязательство нарушено партнером,со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

— определение требований, предъявляемых к нему в связи с этим;

— сумма претензии и ее расчет;

— определение срока рассмотрения претензии и ответа на нее.

Обычно срок рассмотрения претензии определен условиями договора. В противном случае согласно ст. 314 ГК РФ ответ на претензию должен быть дан в течение 7 дней после ее получения.

К претензии должны прилагаться подтверждающие документы: нотариально заверенные копии договора, счета-фактуры, платежные документы, акты, сертификаты и т. д.

Документом, подтверждающим направление претензии, может быть квитанция или иной почтовый документ об отсылке заказного письма с уведомлением о вручении либо второй экземпляр претензии с отметкой контрагента о ее получении (входящий номер, дата, печать и подпись должностного лица).

Если организация учитывает доходы и расходы в целях налогообложения прибыли кассовым методом, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств признаются в налоговом учете только после их получения (погашения), как это установлено нормами ст. 273 НК РФ. Это означает, что датой получения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств является в данном случае день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу.

Кассовый метод имеют право применять только те организации, у которых в среднем за предшествующие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

2 Бухгалтерский учет штрафных санкций

Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения (возмещение) причиненных организации (организацией) убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (организацией) (п. 10.2 ПБУ 9/99 и п. 14.2 ПБУ 10/99) в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99).

Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

В бухгалтерском учете организации полученные и уплаченные штрафные санкции отражаются с использованием субсчета 2"Расчеты по претензиям" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" следующими записями:

Д 91-2 "Прочие расходы" К 76-2 "Расчеты по претензиям" - отражена задолженность организации по уплате штрафов, пени и неустойки, признанных к уплате или по которым получены решения суда об их взыскании;

Д 76-2 "Расчеты по претензиям" К 91-1 "Прочие доходы" - отражены причитающиеся к получению суммы штрафов, пени и неустойки, признанные должниками или по которым получены решения суда об их взыскании.

В состав внереализационных доходов в бухгалтерском учете включаются только признанные должником или присужденные судом штрафные санкции (Инструкция к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Плана счетов). Как раз с тем, что считать моментом признания санкций должником, и возникают сложности. Нормативными документами по бухгалтерскому учету этот момент не определен. По гражданскому законодательству свидетельствовать о признании долга могут только конкретные действия должника (ст. 203 ГК РФ). Поэтому, определяя дату отражения дохода, бухгалтер будет ориентироваться на документы, в которых должник соглашается уплатить определенную сумму санкций, например письмо, график погашения задолженности, двусторонний акт, либо на решение суда.

Договором на поставку материалов предусмотрено, что за нарушение сроков поставки не более чем на месяц продавец должен уплатить покупателю штрафные санкции в размере 5 процентов от договорной стоимости непоставленных материалов.

Договорная стоимость материалов - 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. В установленный срок продавец отгрузил материалы на сумму 82 600 руб., в том числе НДС - 12 600 руб. Оставшиеся материалы он поставил с 15-дневной задержкой.

Покупатель выставил продавцу претензию на сумму штрафных санкций. На сумму претензии стороны заключили договор о зачете взаимных требований.

В учете покупателя сделаны проводки:

Дебет 10 Кредит 60

70 000 руб. - приобретены материалы;

Дебет 19 Кредит 60

12 600 руб. - учтен НДС;

Дебет 10 Кредит 60

30 000 руб. - поставлены оставшиеся материалы;

Дебет 19 Кредит 60

5400 руб. - учтен НДС;

Дебет 76-2 Кредит 91-1

1770 руб. ((118 000 руб. - - 82 600 руб.) 5 5%) - отражена сумма штрафа, признанная поставщиком, на дату получения письма о признании претензии;

Дебет 60 Кредит 76-2

1770 руб. - зачтены взаимные требования;

Дебет 60 Кредит 51

116 230 руб. (118 000 - 1770) - оплачена поставленная продукция.

3 Налоговый учет штрафных санкций

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, признанные должником или присужденные судом, признаются в составе внереализационных доходов.

Согласно нормам гл. 25 НК РФ, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств облагаются налогом на прибыль, если соблюдается любое из следующих условий:

Штрафы или пени присуждены организации судом;

— организация имеет право на получение штрафов по условиям договора со своим контрагентом.

Нормами ст. 317 НК РФ предусмотрено, что при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Подчеркиваем, что при этом неважно, будет, ли ваша организация предъявлять претензии своему партнеру и заплатит ли последний сумму штрафа.

Исходя из этого увеличение налогооблагаемой прибыли на сумму полученных штрафов и пеней зависит от того, как составлен договор, а именно: определена ли конкретно сумма штрафных санкций за нарушение договорных обязательств или уплата штрафов условиями договора не предусмотрена.

Если договор не предусматривает начисление штрафных санкций, то у организации не возникает внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли.

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.Система налогового учета формируется организациями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

В качестве регистров налогового учета организации могут использовать как бухгалтерские регистры, так и аналитические регистры налогового учета, рекомендованные МНС России.

Сумма санкций, начисленная по каждому хозяйственному договору, отражается в Регистре учета расчетов по штрафным санкциям. Там же указываются реквизиты договора, дата начисления штрафных санкций, порядок начисления санкций и их сумма.

Сумма штрафов и пеней, которая уменьшает налогооблагаемый доход текущего периода, отражается в Расчете-регистре сумм начисленных штрафных санкций за отчетный период. Эта сумма переносится в Регистр учета внереализационных расходов текущего периода.

В случае если условиями договора не установлен размер штрафных санкций, у организации-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов в момент выставления претензии партнеру.

Такая обязанность возникнет на дату документального подтверждения партнером своего согласия уплатить штрафные санкции.

Рекомендуем в качестве такого документального подтверждения оформить соглашение, протокол или письмо соответствующего содержания. Оформленный таким образом документ будет служить основанием для отражения признанных штрафных санкций в качестве внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо добровольное признание контрагентом-должником своей обязанности уплатить штрафные санкции за нарушение договорных обязательств.

Что касается порядка исчисления и уплаты НДС по полученным штрафным санкциям за нарушение договорных обязательств, то необходимо отметить, что действующая редакция гл. 21 НК РФ не дает прямого указания на необходимость уплаты НДС с указанных сумм.

Тем не менее позиция налоговых органов о необходимости уплаты НДС со штрафных санкций основана на расширительном толковании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговая база по НДС "увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)".

Разъяснения налоговых органов сводятся к тому, что именно последняя фраза приведенной выше нормы позволяет им исчислять НДС с суммы полученных штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, которые, по их мнению, непосредственно связаны с оплатой товаров (работ, услуг).

Самые распространенные ситуации, возникающие на практике, когда у одного контрагента возникает обязанность уплатить штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, а у другого контрагента - их получить.

Заключение

Неустойка — наиболее распространенный в хозяйственной деятельности способ обеспечения обязательств.

Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Неустойка бывает двух видов - штраф и пеня.

Штраф представляет собой однократно взыскиваемую денежную сумму, которая может определяться как в виде твердо установленного абсолютного значения, так и виде процента (доли) от определенной величины.

Пеня - вид неустойки, исчисляемой непрерывно в течение определенного времени, конечная величина которого зависит от продолжительности временного периода.

В бухгалтерском учете сумма полученных штрафов за нарушение условий договоров в соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, признается внереализационными расходами.

Соответственно сумма штрафов, уплаченных за нарушение договорных обязательств, учитывается в составе внереализационных расходов на основании -п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн.

Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения (возмещение) причиненных организации (организацией) убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (организацией) (п. 10.2 ПБУ 9/99 и п. 14.2 ПБУ 10/99) в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99).

В целях налогового учета расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств включаются в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (в ред. от 29.05.02 № 57-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, признанные должником или присужденные судом, признаются в составе внереализационных доходов.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правила отражения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств в бухгалтерском учете аналогичны правилам, принимаемым для целей налогообложения прибыли. В связи с этим бухгалтерские данные можно использовать для расчета налога на прибыль без соответствующих корректировок.

Список литературы

  1. Гражданские кодекс РФ ч 1-3 (с изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21.11.96 г. // Российская газета. - 1996. - 24 ноября. - с последующими изменениями и дополнениями.
  3. Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34-Н. (с изменениями от 24.03.00 № 31 -Н) // Российская газета. - 1998. - 01 августа.
  4. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. М., Экспертное бюро, М., «Экспертное бюро» Приор, 2003 г.-250 с
  5. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М., «Экспертное бюро, 2003 г.-450 с
  6. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. -М.: ПРИОР. 2002. -672 с.
  7. Астахов В.П. и др. бухгалтерский учет денежных средств и расчетов / В.П. Астахов, Е.М. Макаренко, Е.М. Ткаченко; под ред. Астахова. -М.: ПРИОР, 2003.-256 с.
  8. Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003.
  9. Баканов М.И., Сергеев Э.А. Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухгалтерский учет. -2006. - №10.-с. 64-67.
  10. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ларионова А.Д. -М.: Проспект, 2004. -368 с.
  11. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Тишкова И.В., Прищепа А.И.- 3 издание; переработанное и дополненное. -Минск: Вышейшая школа,2003.-746 с.
  12. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности. М., 2003 г.-351 с.
  13. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. / Камышанов П.И., Камышанов А.П. и Камышанонов Л.И. - 5 издание; переработанное идополненное. -М.: Элиста: АПП «Джангар», 2003. -600 с.
  14. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Г.Н. Бабченко., -М.: Финансы и статистика. 2004. -720 с.
  15. Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в торговле. - М., «Проспект» - 2004 г.-267с.
  16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. -4 издание; дополненное и переработанное. -М.: ИНФРА. -М. 2002.

Современная система в сфере государственных закупок постоянно трансформируется для того, чтобы в полном объеме отвечать поставленным ранее целям сделать эту систему максимально прозрачной и сократить возможные нарушения действующего законодательства.

Именно для того, чтобы сократить возможные нарушения в сфере применения действующего законодательства в сфере закупок, и были осуществлены изменения относительно штрафных санкций, благодаря которым они серьезным образом ужесточились.

Штрафные санкции для заказчика за нарушение законодательства в сфере закупок

В настоящее время, несмотря на постоянные действия со стороны уполномоченных органов, которые направлены на более подробное разъяснение всех действий и сокращение таким образом существующих нарушений, они продолжают сохраняться.

Среди наиболее распространенных нарушений действующего законодательства следует рассматривать:

  • необоснованный или неправильный выбор того способа, который будет использован для определения потенциального по заключаемому контракту;
  • нарушение общего порядка проведения ;
  • нарушение в части обязательных к соблюдению сроков , предусмотренных разными этапами закупочных процедур;
  • нарушения в части заключения и исполнения ;
  • нарушения со стороны исполнителя относительно порядка и правил исполнения заключенного контракта.
Вид и содержание нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафных санкций
Неправомерное избрание способа выбора потенциального исполнителя контракта
Нарушение требований, установленных при осуществлении принятия решения о выборе того способа, который должен быть использован при определении потенциального исполнителя контракта Статья 7.29, часть 1 Штраф в размере 30 000 рублей, назначаемый должностному лицу, допустившему такое нарушение
Несоответствие выбранного способа, которым будет определен потенциальный исполнитель по контракту, если в соответствии с положениями действующего законодательства для осуществления закупки должен быть использован или конкурс Статья 7.29, часть 2 Штраф в размере 50 000 рублей в отношении должностного лица, виновность которого подтверждена документально
Использование при осуществлении проведения закупки тех способов, которые не предусмотрены для такого вида закупки, например, закрытого аукциона или двухэтапного конкурса Статья 7.29, часть 2.1 Штраф в размере 50 000 рублей на должностное лицо, допустившее правонарушение
Неправомерное включение в план-график или тех закупок, которые не соответствуют целям функционирования государственного или муниципального заказчика, либо не отвечают требованиям, которые установлены специальными нормативными актами, регламентирующие проведение закупок в тех или иных отраслях

Включение в план-график и план закупок закупочных процедур, которые не имеют обоснования контракта, либо представленное обоснование не соответствует тем требованиям, которые установлены действующим законодательством

Статья 7.29, часть 3 Штраф в диапазоне от 20 000 до 50 000 рублей на должностное лицо в зависимости от того, какова тяжесть допущенного правонарушения
Неправильное осуществление закупки в виде нарушения порядка ее проведения
Нарушение при оформлении обеспечения начальной максимальной цены контракта, а также объекта закупки, например, в виде нарушения формы такого Статья 7.29, часть 3 Штраф в размере 10 000 рублей, налагаемый на должностное лицо
Нарушения, осуществляемые в отношении правил размещения информации о планируемом проводимом аукционе или конкурсе, а также аукционной или конкурсной документации, а также нарушения в отношении приема заявок потенциальных участников Статья 7.30, часть 1.4 Штрафные санкции накладываются и на должностных лиц, и на юридических. На должностных лиц накладывается штраф в размере 15 000 рублей, на юридические лица – 50 000 рублей
Нарушение порядка направления приглашений участникам закупочных процедур либо размещение извещения о проводимой закупочной процедуре ранее, чем истек срок в десять дней с момента публикации плана-графика в Статья 7.30, часть 1.5 Штрафные санкции равняются 30 000 рублей, которые накладываются на должностное лицо
Публикация в Единой информационной системе извещения о проводимой закупочной процедуре, которая не размещена в плане-графике, а также направление приглашения об участии в закрытых процедурах, которые не указаны в плане-графике Статья 7.30, часть 1.6 Штрафные санкции в размере тридцати тысяч рублей на должностных лиц
Публикация в Единой информационной системе либо направление специального приглашения на участие в закрытой закупочной процедуре, если такая закупка была признана необоснованной, и в отношении нее было вынесено предписание о том, чтобы она была отменена Статья 7.30, часть 1.7 Штрафные санкции, назначаемые на допустивших такое нарушение действующего законодательства, в размере 30 000 рублей
Неправомерные действия государственного заказчика, которые направлены на следующее:
  • отклонение поданных заявок, которые направлены для участия в закупочных конкурентных процедурах;
  • отказ в допуске на участие в проводимой закупочной процедуре;
  • отказ в участии в закупочной процедуре в виде признания поданной несоответствующей требованиям, сформулированным в документации о закупке;
  • отстранение потенциального исполнителя от участия в закупочной процедуре

В случае если участнику должно быть отказано в участии, но:

  • заявка признана соответствующей требованиям, сформулированным в документации к закупке, независимо от того, каким образом проводится та или иная закупка

Допущены нарушения в части рассмотрения поданных заявок от открытия конвертов (если такие конверты предусмотрены правилами подачи документов)

Статья 7.30, часть 2 Штрафные санкции в случае выявления такого нарушения налагаются на должностные лица в размере 1% начальной максимальной цены контракта. Размер штрафных санкций находится в диапазоне от 5 000 до 30 000 рублей
Нарушение правил составления протокола, подводящего итог каждого проведенного итога закупок Статья 7.30, часть 2.1 Штраф в размере 10 000 рублей
Нарушение правил размещения всей необходимой информации о проводимой закупке, а также всех тех документов, которые предусмотрены действующим законодательством Статья 7.30, часть 3 Штрафные санкции налагаются и на должностных лиц, и на юридических. Для должностных лиц накладывается штраф в размере 50 000 рублей, на юридических – 500 000 рублей
Установление в документации о закупке тех требований и правил, которые не предусмотрены действующим законодательством, а также требование о предоставлении документов, которые не предусмотрены требованиями, сформулированными в рамках действующего законодательства, например, Федерального закона №44-ФЗ Статья 7.30, часть 4 Штрафные санкции установлены в размере 1% от начальной максимальной цены контракта в диапазоне от 5 000 до 30 000 рублей
Проведение процедуры утверждения документации о проводимой закупочной процедуре с явными нарушениями действующего законодательства Статья 7.30, часть 4.2 Штрафные санкции назначаются на должностное лицо в размере 3 000 рублей
Отказ в возможности участвовать в проводимой закупочной процедуре в том случае, если основания для отказа не являются правомерными, а также нарушение порядка вскрытия конвертов и рассмотрения поданных заявок на участие в закупочных процедурах, а также нарушение правил рассмотрения окончательных заявок и Статья 7.30, часть 6 Штрафные санкции назначаются в размере 5% от начальной максимальной цены контракта, но не превышая размера 30 000 рублей
Определение победителя закупочной процедуры с допуском серьезных нарушений действующего законодательства в сфере закупок Статья 7.30, часть 7 Штраф накладывается на должностных лиц, допустивших нарушения, в размере 50 000 рублей
Нарушения, которые допускаются при проведении закупок у СМП и НКО, в том числе путем сокращения необходимого объема закупок Статья 7.30, часть 11 Штраф накладывается на должностное лицо в размере 50 000 рублей
Нарушения, которые допускаются при ведении реестра контрактов и РНП
Нарушение правил ведения путем включения в них недостоверной информации Статья 7.31, часть 1 Штрафы налагаются на должностных лиц в размере 50 000 рублей
Нарушение действующего законодательства в части направления документов и всех необходимых сведений в указанные реестры, а также для проверки сведений в уполномоченные государственные органы Статья 7.32, часть 2 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 20 000 рублей

Штрафные санкции за нарушение сроков

Сроки, которые установлены действующим законодательством в отношении проводимых закупочных процедур, а также размещения всех необходимых документов, отражают все этапы проведенной закупочной процедуры. Именно по этой причине такие нарушения выделяются отдельно, и за них назначаются свои штрафные санкции.

Виды нарушаемых сроков Статья КоАП РФ Размер штрафных санкций
Нарушение сроков, которые установлены для проведения обязательного проведения обсуждения закупок Статья 7.29, часть 3 Штраф налагается на должностное лицо в размере 30 000 рублей
Несоблюдение требований законодательства относительно сроков утверждения плана закупок и плана-графика, а также сроков публикации таких планов, в том числе с внесенными изменениями, в ЕИС Статья 7.29, часть 3 Штраф на должностные лица, допустивших нарушения, в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, которые предусмотрены для публикации всех необходимых документов, сопровождающих проводимые закупочные процедуры, если допущенное нарушение сроков не превышает двух дней Статья 7.30, часть 1 На должностных лиц налагается штраф в размере 5 000 рублей, юридические лица получают штраф в размере 15 000 рублей
Нарушение, которое допускается в отношении публикации документации, сопровождающей проводимую закупочную процедуру, если сроки публикации нарушены более, чем на два дня Статья 7.30, часть 1.1 На должностных лиц налагается штраф в размере 30 000 рублей, а на юридических – в размере 100 000 рублей
Допущение нарушения, осуществленное при публикации документов, которые должны сопровождать , или закупку у , если сроки публикации нарушены более, чем на один рабочий день Статья 7.30, часть 1.3 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 15 000 рублей, на юридических лиц – в размере 50 000 рублей.
Нарушение, которое допускается в отношении сокращения сроков подачи заявок, если такое сокращение не предусмотрено действующим законодательством в сфере закупок Статья 7.30, часть 8 Штрафные санкции налагаются на должностных лиц в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, которые предусмотрены для подписания протоколов по итогам проведения закупочных процедур, менее, чем на два рабочих дня Статья 7.30, часть 13 Штрафы на должностное лицо в размере 3 000 рублей
Нарушение сроков, если такое нарушение допущено в отношении протоколов, которые подписываются в отношении проведенных закупочных процедур в виде превышения указанного срока более, чем на два рабочих дня Статья 7.30, часть 14 Штраф накладывается на ответственное должностное лицо в размере 30 000 рублей
Нарушение сроков, а также порядка возврата денежных средств, которые потенциальный исполнитель внес в качестве заявки на участие в процедуре определения потенциального исполнителя по контракту, которое не превысило трех рабочих дней Статья 7.31.1 Штраф на должностное лицо налагается в размере 5 000 рублей, на юридических лиц – в размере 30 000 рублей
Выявленное нарушение сроков возврата средств, внесенных в качестве обеспечения участия в закупочной процедуре, которое допускается более трех рабочих дней Статья 7.31.1, часть 2 Штрафные санкции, которые налагаются на должностных лиц, выражаются в виде штрафа в размере 15 000 рублей, а на юридических лиц – 90 000 рублей

Наказание за нарушения при исполнении контрактов и его неисполнение

При исполнении контракта также могут быть нарушены правила действующего законодательства. По этой причине законодатель в рамках Кодекса об административных правонарушениях предусмотрел за ненадлежащее исполнение контракта или полное его неисполнение.

Вид и содержание нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафной санкции
Нарушение правил контрактов в части нарушения тех условий, которые были объявлены для определения потенциального исполнителя, либо допущенные нарушения влияют на те условия исполнения контракта, которые были предложены исполнителем Статья 7.32, часть 1 Штрафные санкции выражаются в размере 1% от начальной максимальной цены контракта, но штрафные санкции находятся диапазоне на должностных лиц от 5 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей
Нарушение порядка заключения контракта в части нарушения тех условий, которые были сформулированы в отношении определения потенциального исполнителя либо выражались в виде нарушения тех условий исполнения контракта, которые были предложены исполнителем, что привело к перерасходу бюджетных средств либо уменьшению ранее определенного объема исполнения контракта Статья 7.32, часть 2 Штрафные санкции не имеют четкой величины, так как назначаются в виде двукратного размера тех средств, которые были израсходованы дополнительно, либо в виде двукратного размера цен на те товары, работы или услуги, объемы которых были уменьшены и выступили в качестве предмета административного правонарушения
Нарушения, допущенные в отношении сроков, отведенных на подписание контракта или уклонение от такого подписания Статья 7.32, часть 3 Штраф на должностное лицо в размере 50 000 рублей
Нарушения действующего законодательства в части изменений условий контракта, если такие условия не должны изменяться в соответствии с положениями 44-ФЗ Статья 7.32, часть 4 На должностные лица – штраф в размере 20 000 рублей, на юридические – 200 000 рублей
Нарушения Федерального закона №44-ФЗ в части изменения условий действующего контракта, если такие изменения запрещены указанным законом и привели к перерасходу бюджетных средств Статья 7.32, часть 5 Фиксированной суммы штрафа нет, но действует правило двукратного размера штрафных санкций от количества перерасходованных средств либо цены товаров или услуг, а также работ, которые были недополучены заказчиком в результате такого нарушения
Несоблюдение правил действующего законодательства, а также правил, сформулированных в тексте контракта, относительно порядка его в случае от его исполнения Статья 7.32, часть 6 На должностных лиц штраф фиксированный в размере 50 000 рублей, на юридических – в размере 200 000 рублей
Нарушения действующего законодательства, выраженные в действии или бездействии заказчика, если таковые повлекли неисполнение обязательств по исполнению контракта, если за такие действия или бездействия не предусмотрена Статья 7.32, часть 7 На должностных лиц и ИП, которые участвуют в госзакупках, штраф не имеет фиксированной суммы и находится в диапазоне от 5 до 15% от полной стоимости тех обязательств, которые не были исполнены, но не меньше, чем 30 000 рублей.

В отношении юридического лица штраф назначается в диапазоне от однократного до трехкратного размера полной стоимости неисполненных обязательств, но не меньше суммы в 300 000 рублей

Нарушение действующего законодательства относительно требований, которые сформулированы в части проведения экспертизы, в том числе если заказчик обязан привлечь сторонних экспертов или экспертные организации Статья 7.32, часть 8 Штраф на должностных лиц в размере 20 000 рублей
Нарушения в части составления документов, подтверждающих факт приемки-передачи товара или выполнения работ, а также немотивированный отказ от подписания приемочных документов Статья 7.32, часть 9 Штрафные санкции накладываются на виновное должностное лицо в размере 20 000 рублей
Приемка результатов исполнения контракта, если такие результаты не соответствуют заявленным требованиям в документации о закупке, а сама приемка привела к перерасходу бюджетных средств либо уменьшению объема таких выполненных результатов Статья 7.32, часть 10 Штраф на ответственное за приемку должностное лицо налагается в диапазоне от 20 000 до 50 000 рублей

Штрафы для СМП И НКО

Государство в настоящее время принимает активные меры для того, чтобы поддерживать субъекты , а также социально ориентированные некоммерческие организации. Если такие организации допускают нарушения действующего законодательства в части исполнения контрактов, на них также налагаются штрафные санкции, однако, их расчет производится несколько другим образом, а именно в зависимости от НМЦК, но в процентном соотношении от цены заключенного контракта.

Однако в случае, если закупка проводилась без определения круга потенциальных исполнителей, которые относятся к СМП И СОНКО, а победил представитель этой категории, льготного исчисления штрафов для них не предусмотрено и все штрафы будут назначаться на общих условиях.

Порядок расчета штрафов и пеней

Расчет штрафов и пеней в отношении того юридического лица, которое нарушило условия контракта, осуществляется на основании ключевой ставки Центрального Банка. Расчет используется как для исполнителей по контракту, так и для .

Общий порядок расчетов выглядит следующим образом:

Пени (Штраф)=Цена контракта Х 1/300 Ключевой ставки Х Количество просроченных дней.

При проведении такого расчета в качестве суммы расчетов используется та сумма, которая не была полностью выплачена или на размер которой обязательства по контракту не были исполнены. Количество дней также считается без пропусков, включая выходные и праздничные дни, то есть следует использовать понятие календарных дней.

Из количества дней, которые используются в качестве дней осуществления просрочки, следует исключить те дни, в которые заказчик принимал результаты исполнения контракта. Однако исключение таких дней возможно только в том случае, если этот вопрос никоим образом не отрегулирован положениями контракта. Указанные правила расчетов штрафных санкций и пени сформулированы в письме Министерства финансов РФ от 07.11.2017 года №24-03-08/73293.

Как избежать штрафов

При ведении закупочной деятельности государственным или муниципальным заказчиком возможно избежать всех обозначенных выше штрафных санкций. Для этого следует соблюдать простые правила:

  • соблюдать требования действующего законодательства относительно правил и сроков проведения всех закупок от момента их объявления в планирующих документах до момента приемки и оплаты исполненных обязательств;
  • тщательно оформлять все необходимые документы , составление и оформление которых предусмотрено действующим законодательством;
  • обоснованный выбор того способа, которым будет заключен контракт , а также недопущение деления одного потенциального контракта на несколько с целью проведения другого типа закупок;
  • своевременное подписание всех документов , которые сопровождают те или иные закупочные процедуры, в том числе и сам контракт, выступающий результатом такой процедуры;
  • соблюдение установленных объемов закупок , которые должны быть проведены тем или иным способом, а также у различных объектов бизнеса, в том числе у субъектов малого предпринимательства;
  • заключение дополнительных соглашений и подписание иных документов, которые позволяют разрешить возникающие споры между исполнителем контракта и государственным заказчиком с целью исключения нарушений в части исполнения контракта.

В том случае, если государственный или муниципальный заказчик соблюдает все указанные правила, он может избежать штрафов за нарушение действующего законодательства в сфере государственных закупок.

Законодатель активно предпринимает различные меры для того, чтобы сократить количество нарушений, совершаемых при осуществлении государственных и муниципальных закупок. В качестве одной из ключевых таких мер, которые применяются и для того, чтобы сделать систему госзакупок максимально прозрачной, являются штрафные санкции, которые налагаются и на должностные лица, допускающие такие нарушения, и на юридические лица, которые нередко заинтересованы в совершении таких нарушений для получения какой-либо выгоды.

Именно по этой причине размеры налагаемых штрафов достаточно велики и не имеют какого-либо диапазона. Однако для того, чтобы таких штрафов избежать, участникам закупочных процедур достаточно соблюдать ряд простых правил, которые можно сформулировать, обращаясь к самому Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так как эти правила сформулированы на основании принципов функционирования всей контрактной системы.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант