Юридический портал. Льготный консультант

Преступления против военной службы (воинские преступления) представляют исключительную опасность для общества. К числу наиболее опасных преступлений относится неисполнение подчиненным приказа начальника.

Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), введенный в действие с 1 января 1997 г., впервые определяет, что приказ начальника должен быть отдан в установленном порядке. Устав внутренней службы Вооруженных Сил предписывает начальнику при отдаче приказа (приказания) быть тактичным, выдержанным, не допускать унижения человеческого достоинства подчиненного и нарушения правил воинской вежливости. Приказ должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов, отдаваться в порядке и интересах службы.

«Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушения законодательства Российской Федерации» (Закон «О воинской обязанности и военной службе»).

Обязательным является такой приказ или распоряжение, которое отдано соответствующим лицом и в надлежащей форме. За вред, причиненный личности, обществу или государству вследствие такого обязательного приказа (распоряжения), уголовную ответственность несет лицо, отдавшее этот приказ или распоряжение.

В УК РФ предусмотрена ответственность военнослужащих за сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженных с насилием или угрозой его применения.

Данные деяния наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные:

б) с применением оружия;

Насильственные действия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с применением оружия;

в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Уставы Вооруженных Сил содержат четкие требования к взаимоотношениям военнослужащих.

Под нарушением уставных правил взаимоотношений понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над другими, унижение их чести и достоинства, издевательства над ними, совершаемые в целях обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев, а равно из других, в том числе хулиганских, побуждений.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, наказывается держанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние, совершенное:

а) неоднократно;

б) в отношении двух лиц или более;

в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

г) с применением оружия;

д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Военнослужащие должны с достоинством нести высокое звание защитника Отечества, дорожить честью своего воинского звания. Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих составляют важнейшую обязанность командиров (начальников). За действия, унижающие человеческое достоинство подчиненного, они несут ответственность.

Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

УК РФ предусматривает ответственность военнослужащих за самовольное оставление части или места службы. Самовольным считается оставление военнослужащим территории расположения воинской части или места службы без разрешения командира (начальника).

Территория воинской части – это место казарменного, лагерного или походного расположения воинской части.

Под местом службы, если оно не совпадает с территорией воинской части, понимается место фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы.

Самовольное оставление воинской части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из воинской части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, наказываются лишением свободы на срок до двух лет.

Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Самовольное оставление воинской части продолжительностью свыше одного месяца наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Конституция Российской Федерации устанавливает: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Дезертирство представляет собой одно из наиболее тяжких воинских преступлений, уклонение от выполнения конституционной обязанности граждан.

Дезертирство, то есть самовольное оставление воинской части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу, наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от военной службы, совершенное путем причинения вреда своему здоровью (членовредительства), симуляции болезни, подлога документов или иного обмана.

Членовредительство – это искусственное повреждение различных органов или тканей тела.

Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

В Вооруженных Силах в целях своевременного обнаружения и отражения внезапного нападения на Российскую Федерацию, обеспечения ее безопасности организуется боевое дежурство (боевая служба).

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами и иных военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части.

Несение боевого дежурства и караульной службы является выполнением боевой задачи.

Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Нарушение уставных правил внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), а равно нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в состав патрульного наряда, если эти деяния повлекли тяжкие последствия, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Законодательством Российской Федерации предусматривается ответственность военнослужащих за повреждение, уничтожение, утрату военного имущества.

Повреждение означает приведение имущества в частичную непригодность его к использованию по предназначению, когда сохраняется возможность его восстановления без существенных затрат.

Под уничтожением понимается приведение военного имущества в полную негодность.

Умышленное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Уничтожение или повреждение по неосторожности оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло их утрату, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Правила обращения с оружием – это совокупность приемов и последовательность действий с оружием, обеспечивающих безопасность окружающих в процессе пользования им.

Нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, оказывается лишением свободы на срок до пяти лет, а деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц или более, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Незаконный оборот оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, будучи опасным сам по себе, кроме того, облегчает совершение иных преступлений насильственного характера.

Незаконные приобретения, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств наказываются ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо без такового.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.

Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц или более, наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору неоднократно, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору неоднократно с применением насилия либо с угрозой применения насилия, наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Те же деяния, если они повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет.

В 331 статье УК раскрывается понятие преступлений против военной службы. В основе определения лежит общее понятие о преступлениях, обязательные признаки которых указываются в 1 части 14 статьи Кодекса. Несомненно, эти деяния представляют особую, повышенную опасность для населения, общества, государства в целом. Далее рассмотрим общую характеристику данных преступлений.

Определение

Согласно ч. 1 331 статьи УК РФ, преступления против военной службы - противоправные деяния, охватываемые гл. 33 Кодекса, посягающие на установленные правила несения службы, совершенные лицами, находящимися в Вооруженных силах, воинских подразделениях, формированиях, частях и пр. по контракту или призыву, а также субъектами, пребывающими в запасе, в ходе прохождения ими военных сборов.

Указанные деяния в общей характеристике преступлений против военной службы имеют следующие обязательные признаки:

  • Противоправность.
  • Наказуемость.
  • Общественная опасность.
  • Виновность.

Специфика посягательств

Определения преступлений против военной службы в УК обуславливается особенностями этих деяний, необходимостью их дифференциации с другими посягательствами. Включаются сюда также традиции, которые сформировались в отечественном военно-уголовном праве.

В понятии, раскрытом 331 статьей, указаны специальные признаки противоправности, объекта и субъекта деяний. Виновность, опасность преступлений против военной службы, их наказуемость также обладают определенными специфическими чертами. Они связаны непосредственно с характером службы в ВС РФ.

Опасность для общественных отношений

Рассматривая характеристику преступлений против военной службы , нельзя не обратить внимание на специфику угрозы этих деяний для общества. Опасность выражается в нанесении ущерба или в создании риска для интересов государства, личности, общества в целом.

Специфика опасности состоит в том, что преступление это посягает, в первую очередь, на военную безопасность, обороноспособность государства. Под ней следует понимать состояние защищенности страны от разных угроз, внешних и внутренних. Существование военно-уголовного права обуславливается необходимостью и важностью охраны безопасности государства.

Противоправность

Под ней понимают запрещенность деяния, представляющего опасность для общества. Преступным, соответственно, не считается действие/бездействие, не предусмотренное в Уголовном кодексе РФ.

Преступления против военной службы обладают специфичной противоправностью. Это связано с тем, что такими посягательствами признаются только те, которые приводятся в 33 главе Кодекса и совершаются исключительно военнослужащими либо гражданами, находящимися в запасе, в период военных сборов.

Специфика противоправности рассматриваемых деяний определяется по характеру их опасности. Кроме того, следует учитывать, что все диспозиции статей о преступлениях против военной службы являются бланкетными (отсылочными). Это означает, что содержание конкретного деяния определяется специальными военно-правовыми положениями. Нарушение этих норм влечет ответственность по УК. Это обстоятельство указывает на тесную взаимную связь уголовных и военных норм права.

Виновность

Этот признак включен в число обязательных элементов любого преступления. Субъект должен нести ответственность за деяния и последствия, наступившие вследствие их совершения, если доказана его вина.

Положения 5 главы УК определяют формы вины, устанавливают признаки умышленных посягательств, деяний, совершенных по неосторожности, предусматривают основания для квалификации невиновности деяния. Эти нормы применяются ко всем видам преступлений против военной службы в общем порядке без изъятий.

Специфика вины рассматриваемых посягательств определяет ее содержание. Оно отражает особую природу преступления и состоит в том, что гражданин, действуя умышленно либо неосторожно, понимает (при косвенном/прямом умысле или легкомыслии) либо не осознает, хотя должен был или мог осознавать (в случае небрежности) незаконность своего поведения и вред, который оно влечет для военной безопасности.

Отграничение от прочих деяний

Уголовное преступление против военной службы должно обладать всеми обязательными и специальными признаками. В случае отсутствия хотя бы одного деяние не может квалифицироваться по нормам 33 главы Кодекса.

К примеру, не являются преступлениями против военной службы посягательства военнослужащих, не нарушающие порядок прохождения службы (изнасилование, кража, разбой и прочие, не закрепленные 33 главой).

Необходимо также дифференцировать рассматриваемые преступления и дисциплинарные проступки. Во многих случаях их внешние признаки и содержание совпадает. В качестве ключевых отграничивающих признаков выступают характер противоправности и уровень общественной опасности.

Нюансы описания составов

Юридический критерий отграничения преступления против военной службы и проступка - вид противоправности поведения.

В качестве посягательства на порядок прохождения службы может признаваться только такое действие/бездействие, которое закреплено в 33 главе и предполагает уголовную ответственность.

Между тем в диспозициях норм составы деяний формулируются по-разному. Признание преступности действий прямым образом зависит от способа описания элементов преступления.

Признаки посягательства могут детализироваться (к примеру, нанесение здоровью вреда (тяжкого, среднего), причинение по неосторожности смерти потерпевшему, применение оружия и так далее). В таких ситуациях определить преступность деяния достаточно просто. Однако для характеристики признаков могут использоваться и оценочные понятия (к примеру, нанесение существенного ущерба интересам службы). В таких случаях признание противоправности поведения будет зависеть от анализа реально возникших последствий.

На практике бывает так, что правонарушение хотя и включает в себя признаки преступления, описанного нормой 33 главы, но расценивается как дисциплинарный проступок.

Малозначительность деяния

Этот термин используется в 14 статье УК. Как указывается во второй части нормы, поведение, содержащее признаки противоправного деяния, установленного УК, в силу своей малозначительности не представляющее опасности для общества, может не признаваться преступлением.

Данное положение распространяется и на рассматриваемую категорию противоправных действий/бездействий. Соответственно, не наступает, если будет установлена малозначительность общественной опасности поведения гражданина, позволяющая отнести деяние к дисциплинарным проступкам.

В приведенных ситуациях в качестве критерия дифференциации выступает степень угрозы для общества. Малозначительность деяния, характеризующаяся и субъективными, и объективными признаками, выступающая основанием для применения положений 14 статьи УК, исключает уголовно-правовой (криминальный) элемент поведения. Преступления, посягающие на правила несения службы в ВС, всегда отличаются повышенной степенью криминальной опасности, чем любой дисциплинарный проступок.

Особенности состава

Конструкция деяний включает в себя элементы, общие для всех преступлений:

  • объект и объективный аспект;
  • субъект и субъективную часть.

Каждому из четырех компонентов присущи определенные юридические признаки. Специфичность элементов состава воинских преступлений позволяет отграничить их от всех прочих посягательств.

Состав деяния характеризует его внутреннее содержание.

Обязательные признаки

К ним относят:

  • объект посягательства;
  • вину (неосторожность либо умысел);
  • вменяемость гражданина;
  • преступное действие/бездействие;
  • достижение установленного возраста;
  • прохождение субъектом военных сборов или службы в ВС.

Эти признаки в обязательном порядке входят в состав всех преступлений, закрепленных 33 главой УК. Это означает, что при отсутствии какого-либо из них уголовная ответственность за преступления против военной службы не возникает.

Факультативные признаки

Они используются при формировании отдельных составов преступлений гл. 33 УК. При помощи факультативных признаков деяния приобретают дополнительные характеристики, отражающие их специфику. К ним, например, относят предмет посягательства, последствия, причинную связь, средство, оружие, место преступления, прочие обстоятельства, цель и мотив.

Практическое значение составов воинских преступлений

Оно определяется функциями, которые реализуются в уголовно-правовой сфере.

В первую очередь, состав воинского посягательства позволяет определить преступность деяния в рамках военно-уголовных норм. Установить противоправность, наказуемость поведения субъекта можно только посредством указания в законодательстве его признаков.

Во-вторых, наличие состава в деянии выступает в качестве не только юридического, но и фактического условия для вменения санкций .

В-третьих, признаки деяний выполняют квалификационную задачу: они формируют теоретическое основание для анализа деяния.

В-четвертых, с помощью состава разграничивается один вид воинских посягательств от других.

Необходимо также отметить и познавательно-методологические задачи признаков преступлений.

Объект посягательства

В качестве него в 331 статье УК назван порядок прохождения службы. Под ним следует понимать форму ведения военно-служебной деятельности, закрепленную в законодательстве, воинских уставах, прочих военно-правовых документах.

Ключевое назначение службы состоит в обеспечении безопасности страны. Речь идет о защищенности независимости, конституционных основ, территориальной целостности, суверенитета государства от разного рода угроз (внутренних, внешних). Безопасность страны обеспечивается деятельностью специализированных воинских организаций. Она включает в себя подготовку воинского состава и непосредственную вооруженную защиту страны.

Неукоснительное выполнение правил прохождения службы признается необходимым условием для реализации задач, поставленных перед вооруженными силами страны. Этот порядок является юридической формой обеспечения безопасности и рассматривается как понятие, характеризующее родовой объект всех посягательств, предусмотренных 33 главой.

Классификация составов

При рассмотрении порядка прохождения службы в качестве родового объекта воинских преступлений можно классифицировать составляющие боеготовности:

  • наличие необходимого объема материальных средств;
  • укомплектованность частей, кораблей, соединений боевой техникой, вооружением, личным составом;
  • высокий уровень боевой подготовки солдат;
  • содержание боевой техники, оружия в исправном и подготовленном к применению состоянии;
  • жесткая воинская дисциплина и пр.

На основании этой классификации можно выделить систему составов воинских посягательств против правил:

  • уставных взаимоотношений между служащими (статьи 332-336);
  • пребывания в рядах ВС (ст. 337-339);
  • прохождения специальных видов службы (340-345);
  • сбережения имущества воинского подразделения (346-348);
  • использования военно-технического оборудования (349-352).

Специфичные признаки предмета

В отдельных составах присутствуют указания на разные материальные объекты, в связи с которыми или по поводу которых закрепляются определенные правила военно-служебного взаимодействия. К таким предметам, в частности, относят:

  • оружие, военную технику, боеприпасы (статьи 346-348);
  • взрывчатые, радиоактивные, иные вещества и объекты, представляющие особую опасность для населения (ст. 349);
  • спецтранспорт (ст. 350) и пр.

Указание на признаки этих объектов - необходимый фактор для правильной квалификации и, соответственно, определения степени ответственности за преступления против военной службы .

Объективный аспект

Он отражает внешнее проявление опасного посягательства. Объективную сторону формируют:

  • деяние;
  • наступившие последствия;
  • связь между вредом и действием/бездействием виновного;
  • время, средство, место, орудие, способ совершения деяния;
  • прочие обстоятельства.

Первые три признака считаются обязательными.

Деяние выражается в нарушении правил, установленных военно-правовыми документами.

Последствия

Они обладают специальным характером. Специфические черты определяются в зависимости от особенностей объекта посягательства. Последствия могут выражаться в:

  • ослаблении боеспособности (боеготовности) подразделения;
  • неисполнении учебно-боевой (боевой) задачи и пр.

Последствия преступлений можно разделить на:

  • Физические (вред здоровью, к примеру).
  • Имущественные(порча или уничтожение техники, вооружения и пр.).
  • Организационные (срыв военного мероприятия вследствие неисполнения приказа).
  • Нравственные (унижение достоинства, чести служащего вследствие оскорбления).

Необходимо сказать, что во всех воинских посягательствах присутствует организационный вред как обязательный элемент состава. Любое преступление всегда причиняет ущерб порядку несения службы в ВС.

Причинная связь

Она должна всегда присутствовать в составе преступления. Причинную связь определяют признаки, общие для всех деяний, предусмотренных УК, а также специальные, обусловленные вероятностным, социально-правовым, опосредованным характером.

Соответственно, если между деянием и негативными последствиями связи не установлено, лицо нельзя привлекать к ответственности за преступление против военной службы .

Субъект посягательства

В качестве него, согласно положениям 331 нормы УК, выступает гражданин, несущий службу по контракту или призыву, т. е. военнослужащий. Ответственность за преступления против военной службы несет также лицо, проходящее военные сборы, находясь в запасе.

Субъект посягательства характеризуется, во-первых, признаками, общими для всех преступлений, во-вторых, специальными критериями, связанными со специфичностью объекта. К первым следует относить соответствующий возраст и вменяемость.

О статусе военнослужащих говорится в ФЗ № 53. Согласно положениям нормативного документа, военнослужащим считается лицо, находящееся в рядах ВС по призыву или добровольно (по контракту).

В 6 статье ФЗ № 58 раскрывается понятие военной службы. Ею называют вид госслужбы, представляющий профессиональную деятельность граждан РФ на воинских должностях в ВС, иных войсках, специальных подразделениях, органах, обеспечивающих безопасность и оборону страны.

Важный момент

Особое значение при определении субъектов посягательств, закрепленных 33 главой УК, имеет установление начала и завершения периода несения службы. Эти моменты определяются положениями ФЗ № 53.

Между тем гражданин может понести наказание и после прекращения служебной деятельности, если срок давности для вменения ему санкции не истек.

В ряде составов преступлений в качестве субъектов выступают не все, а только отдельные категории служащих. Например, к ответственности за посягательство на порядок подчиненности по статьям 332-334 можно привлечь лицо, подчиненное потерпевшему (начальнику).

Если гражданин, участвовавший в деянии, не является военнослужащим, к ответственности за преступления против военной службы он может привлекаться в качестве организатора, пособника, подстрекателя. Это лицо не может являться соисполнителем.

Субъективный аспект

Эта сторона преступлений образуется виной. В некоторых составах обязательными признаками названы мотив и цель.

Вина в рассматриваемых посягательствах отражает специфику посягательства и наступившие последствия. Гражданин имеет отношение не просто к опасному деянию, а к преступлению, нарушающему порядок несения службы, а также последствиям, выраженным в нанесении ущерба боеспособности подразделения и обороноспособности государства в целом.

Вопросы:
1. Понятий и виды юридической ответственности военнослужащих.
2. Уклонение от военной службы. Привлечение к ответственности за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом.
За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, под которой понимаются меры правового принуждения за совершенные правонарушения, содержащие для правонарушителей неблагоприятные последствия и применяемые к ним компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном государством порядке.
Основанием юридической ответственности является правонарушение, то есть виновно совершенное лицом общественно-опасное (вредоносное) деяние, запрещенное правом под угрозой применения мер принуждения.
Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности на общих основаниях, как и все граждане Российской Федерации, но с учетом их правового положения (статуса).
Юридическая ответственность военнослужащих установлена Федеральным законом № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Юридическая ответственность военнослужащих имеет ряд особенностей, состоящих в следующем:
- юридическая ответственность военнослужащих регулируется как нормами законодательства Российской Федерации, действующими в отношении гражданских лиц, так и специальными нормами, распространяющими свое действие только на военнослужащих;
- в силу большего числа юридических ограничений, налагаемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность отличается большим кругом составов правонарушений;
- законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности.
Военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими деяния.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих предусмотрена Законом о статусе военнослужащих, а также конкретизирована Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 г.
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих характеризуется следующими особенностями:
- распространяется строго на определенный круг лиц;
- включает специальные виды дисциплинарных взысканий;
- различается в зависимости от составов и категорий военнослужащих;
- предусматривает привлечение к дисциплинарной ответственности любым из прямых командиров (начальников).
Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащему дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, перечислены в пункте 2 статьи 28.4 Закона о статусе военнослужащих. К ним относятся:
- выговор;
- строгий выговор;
- лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
- лишение нагрудного знака отличника;
- предупреждение о неполном служебном соответствии;
- снижение в воинской должности;
- снижение в воинском звании на одну ступень;
- снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
- досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
- отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
- отчисление с военных сборов;
- дисциплинарный арест.
Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть выражено в устной или письменной форме.
Из всего перечня дисциплинарных нарушений выделяется ряд наиболее опасных по своим последствиям, квалифицируемых как грубые проступки:
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
- самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;
- отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
- нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);
- нарушение правил несения пограничной службы;
- нарушение уставных правил несения караульной службы;
- нарушение уставных правил несения внутренней службы;
- нарушение правил патрулирования в гарнизоне;
- нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и другие.
Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях не позднее года со дня его наложения. По истечении года взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется.
Учет дисциплинарных взысканий ведется во всех подразделениях и воинских частях. Все дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок. При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке делается отметка о том, когда и кем взыскание снято.
Привлечение военнослужащих к административной ответственности предусматривается статьей 28 Закона о статусе военнослужащих, статьей 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и конкретизирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (далее - КоАП РФ).
Административная ответственность военнослужащих
наступает за совершение военнослужащими административных правонарушений, за которые не предусмотрено уголовное наказание.
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Однако в соответствии с частью 6 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При этом если военнослужащий уже привлечен компетентным органом или должностным лицом к административной ответственности, за тот же самый проступок он не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Гражданско-правовая ответственность наступает за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств или причинение имущественного вреда. Будучи одним из видов юридической ответственности, она обладает определенными особенностями:
- так как гражданское право регулирует в основном имущественные отношения, то и ответственность в гражданском праве носит прежде всего имущественный характер, воздействует на имущественную сферу правонарушителя;
- в подавляющем большинстве случаев гражданско-правовая ответственность - это ответственность правонарушителя именно перед потерпевшим;
- гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер.
Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда воинской части, учреждению, организации не при исполнении обязанностей.
Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служебных обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Бережное отношение к военному имуществу является обязанностью военнослужащих. Нарушение этой обязанности может повлечь материальную ответственность.
Под материальной ответственностью военнослужащих следует понимать предусмотренные законодательством о материальной ответственности меры имущественного характера, применяемые к военнослужащим, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный государству, обусловлена задачами охраны и сбережения государственной собственности. Указанная ответственность предусмотрена Законом о статусе военнослужащих и детально регламентирована в Федеральном законе № 161-ФЗ от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Закон о материальной ответственности), который предусматривает два вида материальной ответственности - ограниченную и полную.
Под материальной ответственностью военнослужащих понимается возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный ими реальный ущерб имуществу военной организации при исполнении обязанностей военной службы.
Ограниченная материальная ответственность в соответствии со статьей 4 Закона о материальной ответственности наступает за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, и предусматривает взыскание денежных средств в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда Законом о материальной ответственности и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
К полной материальной ответственности в соответствии со статьей 5 Закона о материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случаях, когда ущерб причинен:
военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
- действием (бездействием) военнослужащего, содержащим признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
В соответствии со статьей 8 Закона о материальной ответственности возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по письменному приказу командира (начальника) воинской части путем удержания из денежного довольствия военнослужащего.
Если же размер ущерба превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, командир подает иск в суд.
Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в обязанности лица, признанного виновным в совершении преступления, претерпеть установленные уголовным законом лишения.
Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК
РФ), предусматривающие ответственность за преступления против военной службы.
Преступления против военной службы можно подразделить на следующие группы:
- преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
- нарушение правил несения специальных служб;
- преступления против порядка сбережения военного имущества;
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы.
Обязательным признаком состава любого преступления против военной службы является деяние (действие или бездействие), которое всегда представляет собой нарушение военно-служебных правил, закрепленных военно-правовыми нормативными актами.
Специфической особенностью всех преступлений против военной службы является наличие организационного вреда независимо от его указания в качестве признака состава. Всякое воинское преступление всегда причиняет определенный организационный вред порядку прохождения военной службы.
Назначаемые наказания, применяемые к военнослужащим, совершившим преступления против военной службы, делятся на общие и специальные.
Общие виды наказаний могут применяться к военнослужащим как в полном объеме, так и частично, что обуславливается спецификой военной службы.
Под специальными видами наказаний, применяемым к осужденным военнослужащим, понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанными виновными в совершении преступлений и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы.
К основным специальным видам наказаний относятся: ограничение по военной службе; арест с отбыванием на гауптвахте; содержание в дисциплинарной воинской части (статьи 51, 54 - 55 УК РФ), а также лишение воинского звания (статья 48 УК РФ).
Основные и специальные виды наказаний подразделяются на наказания, которые могут применяться:
- к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе - статья 51 УК РФ);
- только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, либо к военнослужащим, проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части - статья 55 УК РФ);
- ко всем категориям военнослужащих (арест - с отбыванием на гауптвахте - часть 3 статьи 54 УК РФ).
В соответствии со статьей 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не выше 20%. В течение отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, нарушающие определенные воинскими уставами правила взаимоотношений подчиненных начальников, а также военнослужащих, не подчиненных друг другу, между собой, представляют серьезную опасность для воинского правопорядка.
УК РФ предусматривает следующие виды преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений:
- неисполнение приказа (статья 332 УК РФ);
- сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статья 333 УК РФ);
- насильственные действия в отношении начальника (статья 334 УК РФ);
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статья 335 УК РФ);
- оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ).
Порядок прохождения военной службы различными категориями военнослужащих регламентируется, в частности, Федеральным законом № 53-Ф3 от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», Законом о статусе военнослужащих, а также указами Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 г. «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», № 1237 от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы».
Наряду с выполнением общих обязанностей, составляющих сущность повседневного несения военной службы, на военнослужащих возлагается выполнение в течение определенного времени специальных функций, которые именуются специальными видами военной службы.
К преступлениям против порядка несения специальных видов военной службы относятся:
- нарушение правил несения боевого дежурства (статья 340 УК РФ);
- нарушение правил несения пограничной службы (статья 341 УК РФ);
- нарушение уставных правил караульной службы (статья 342 УК РФ);
- нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (статья 343 УК РФ);
- нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (статья 344 УК РФ);
- оставление погибающего военного корабля (статья 345 УК РФ).
Все специальные службы содержат общие черты и сходны особой важностью выполняемых задач и повышенной ответственностью лиц, исполняющих специальные обязанности.
Обеспеченность Вооруженных Сил Российской Федерации высокоэффективным оружием, боеприпасами и другими военно-техническими средствами является одной из важных составляющих боеспособности войск и сил флота, определяющей потенциальную возможность выполнения возложенных на них задач. Поэтому посягательства на установленный порядок обеспечения сохранности оружия, боеприпасов, предметов военной техники признаются преступлениями против порядка сбережения военного имущества.
В УК РФ по данной категории преступлений предусмотрена ответственность:
- за умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (статья 346 УК РФ);
- за уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (статья 347 УК РФ);
- за утрату военного имущества (статья 348 УК РФ).
Данные нормы направлены на обеспечение сохранности, находящихся на снабжении войск и сил флота оружия, боеприпасов и предметов военной техники в процессе их использования, без чего невозможно выполнение задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

В УК РФ предусмотрена ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (статья 337 УК РФ), дезертирство (статья 338 УК РФ) и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезней или иными способами (статья 339 УК РФ).
Наиболее часто встречающимся уклонением от военной службы является самовольное оставление части, что означает выбытие военнослужащего из воинской части или места службы без разрешения на то соответствующего командира (начальника). Воинская часть, которую покидает военнослужащий, может располагаться на определенной территории в казармах или иных помещениях, находиться в лагерях или походах. Место службы определяется местом фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Уважительными же причинами неявки признаются болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие или событие, характеризующееся крайней необходимостью, препятствующее своевременной явке в часть или к месту службы. При совершении предусмотренного данной статьей деяния впервые военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
В статье 337 УК РФ с учетом особенностей прохождения военной службы для военнослужащих по призыву и по контракту поставлены различные условия ответственности. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от дезертирства.
Дезертирство - самовольное оставление части с целью уклонения от военной службы или неявки с той же целью на службу (статья 338 УК РФ), при этом не имеет значение фактическая продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего на месте службы.
Основанием для прекращения дезертирства является явка с повинной или задержание органами власти. Более же строгая ответственность предусмотрена законом за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору (часть 2 статьи 338 УК РФ). Если военнослужащий, совершивший дезертирство впервые, добровольно явился с повинной либо дезертирство было стечением тяжких обстоятельств (смерть близких, тяжелое заболевание кого-то из родителей), то военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности.
Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (статья 339 УК РФ), предусматривает уголовную ответственность за временное или постоянное уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью, симуляции болезни, подлога документов или другого обмана.
Под коррупцией в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЭ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Кроме того, коррупцией признается совершение указанных деяний от имени и в интересах юридического лица.
К коррупционным преступлениям, совершаемым военнослужащими, следует в первую очередь отнести некоторые преступления, которые по своей сути являются должностными преступлениями против военной службы (воинские должностные преступления).
Преступления воинских должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения, представляют большую общественную опасность для воинского правопорядка, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, наносят ущерб интересам обеспечения боевой готовности войск, дискредитируют военную службу, офицерский корпус, в целом государственную власть.
Глава 33 УК РФ не содержит специальных норм о воинских должностных преступлениях, однако соответствующие статьи главы 30 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность должностных лиц за совершение преступлений коррупционного характера, а именно злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и получение взятки (статья 290 УК РФ) на общих основаниях, подлежат применению и к воинским должностным лицам.
К воинским должностным лицам относятся также военнослужащие, которые, не имея подчиненных, являются представителями власти (см. примечания к статье 285 УК РФ, статье 318 УК РФ) либо постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением определенных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, начальник склада, заведующий делопроизводством штаба воинской части и др.).
Организационно-распорядительные функции также могут осуществлять лица, не являющиеся начальниками по занимаемой должности или воинскому званию, а наделенные таким правом в силу требований УВС ВС РФ или распоряжения правомочного должностного лица. В частности, дежурному по контрольно-пропускному пункту подчиняются помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, а в подчинении дежурного по роте находятся дневальные по роте.
Статья 285 УК РФ определяет злоупотребление должностными полномочиями как «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Злоупотребления должностными полномочиями со стороны воинских должностных лиц могут состоять в отрыве личного состава от боевой подготовки для выполнения хозяйственных задач на гражданских объектах, использовании боевой техники или транспортных средств не по назначению, расходовании не по назначению денежных средств, выделенных для выплаты личному составу или для удовлетворения насущных потребностей боевой подготовки, непредоставлении подчиненным предусмотренных законом видов довольствия или лишении их иных прав, незаконном использовании воинских перевозочных документов и т. п. Подобные действия должны совершаться из корыстной или иной личной заинтересованности.
Во всех подобных случаях деяния воинских должностных лиц причиняют реальный ущерб интересам обеспечения постоянной боевой готовности войск, грубо нарушают права и законные интересы военнослужащих. Нередко злоупотребления должностными полномочиями сопровождаются противоправным обращением в свою пользу материальных ценностей. Поэтому если в действиях виновного помимо преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, имеются признаки хищения, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьей 160 УК РФ «Присвоение и растрата».
В части 3 статьи 285 УК РФ говорится о злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия. Применительно к воинским должностным лицам такими последствиями могут быть срыв выполнения важных задач по обеспечению безопасности государства(например, во время несения боевого дежурства или боевой службы), человеческие жертвы (например, при незаконном использовании боевой техники), крупный материальный ущерб и т. п.
Уголовная ответственность военнослужащих за иные коррупционные преступления (кроме статьи 285 УК РФ) каких-либо особенностей не имеет и наступает по основаниям, аналогичным для гражданских лиц.
Ключевым моментом в совершении коррупционных преступлений военнослужащими являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанные с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий.

Методические рекомендации.
Во вступительном слове необходимо отметить, чем юридическая ответственность отличается от остальных видов ответственности.
При освещении первого вопроса следует обратить внимание на особенности юридической ответственности военнослужащих. Надо рассказать о видах юридической ответственности военнослужащих, особое внимание уделить понятию уголовной ответственности.
При освещении второго вопроса следует сконцентрировать внимание на уклонении от военной службы и наказаниям, предусмотренным за это, а также раскрыть понятие коррупции и преступлений коррупционной направленности.
В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию и изучению литературы.

Рекомендуемая литература:
1. Корякин В. Военная администрация: Учебник. - М.: Российская академия правосудия, 2012.
2. Фатеев К., Харитонов С. «О содержании понятий воинской дисциплины, воинского дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности военнослужащих» // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 1. с. 10 -18; №2. с. 3 -13.
3. Зателепин О. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: монография. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: За права военнослужащих, 2009. Вып. 106. 288 с.
4. Военно-уголовное право: Учебник / Х.М. Ахметшин, И.Ю. Белый, Ф.С. Бражник и др.; под ред. Х.М. Ахметшина, O.K. Зателепина. - М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 93. 384 с.
5. Книга девятая «Правовое обеспечение повседневной деятельности» Справочника офицера по организации повседневной деятельности в воинской части и подразделении, 149-150 с. - М., 2015.

Павел ЗУДОВ, советник Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации

Противоправные деяния, приносящие ущерб военной службе и совершаемые военнообязанными, являются преступлениями против военной службы, что отражено в ст. 14 и ст. 33 УК РФ. Речь идет о солдатах срочной службы, служащих по контракту и гражданах, призванных на военные сборы. Следует заметить, что указанные лица несут ответственность как за общие уголовные, так и специальные военные преступления. Правила несения службы, определенные законодательством, обязательны для исполнения на всех уровнях ВС РФ и относятся ко всем должностям, занимаемым служащими. Когда противоправные поступки совершаются в военное время или в боевых условиях, то судебное рассмотрение проходит по особым условиям, что усугубляет ответственность. Противоправные поступки, повлекшие за собой ответственность, рассматриваются военными судами всех инстанций и не подведомственны гражданскому судебному производству.

Виды преступлений против военной службы

Преступные деяния, совершенные военнослужащим, могут иметь рассмотрение по общеуголовным статьям УК РФ. Кроме того, уголовная ответственность за проступки, нарушающие воинскую дисциплину и порядок несения службы, выделены в отдельные положения и разделены по основным направлениям. Система преступлений против военной службы содержит:

Несоблюдение субординации и уставных отношений;
уклонение от прямых обязанностей и заведомо неверное их исполнение;
невыполнение правил специальных (внутренних) служб;
небрежное и преступное использование доверенной материальной части.

Сформированная система преступлений устанавливает степень виновности и ущерба, наносимый безопасности и обороноспособности страны. Система осуществляет функции определения виновности, направлена на обозначение и квалификацию преступных отклонений от законодательного порядка прохождения воинской службы. Наиболее часто виновные осуждаются по статьям за самовольное отсутствие по месту службы, нарушение устава. Дела, связанные с материальным ущербом, рассматриваются значительно реже. В систему не входит рассмотрение дел гражданских лиц, работающих в воинских подразделениях, учащихся военных училищ и сотрудников внутренних дел. Если в деле обнаружится причастность указанных лиц к преступной группе или их роль в совершении проступка будет доказана (подстрекательство, склонение к нанесению ущерба), то они осуждаются гражданским судопроизводством как соучастники.

Ответственность за военные преступления

Нарушение уставных отношений является основанием для судебного рассмотрения, если произошло неподчинение приказу командира, конфликт со служащими, не входящими в иерархию подчиненности, нарушение устава или оскорбление граждан, находящихся при исполнении своих воинских обязанностей. Виновность обвиняемого зависит от тяжести последствий, законом предусмотрены следующие виды осуждения:

Ограничение служебного роста до 2 лет;
арест до 6 месяцев;
перевод в дисциплинарную часть до 2 лет;
тюремное заключение до 5 лет.

Если преступление имеет отягчающие обстоятельства, то срок за неподчинение приказу или нарушение уставных взаимоотношений карается до 8 лет заключения. Особо выделены преступления, связанные с издевательствами над подчиненными и сослуживцами, повлекшие тяжкие последствия для жизни и здоровья потерпевших. Неуставные отношения, так называемая “дедовщина”, дают наибольший процент обращений в судебные инстанции. Иногда родственники солдат срочной службы вынуждены обращаться в военную прокуратуру с требованием инициировать рассмотрение. Следует знать, что подобное противоправное действие карается тюремным заключением до 3 лет или (при отягчающих обстоятельствах) до 10 лет заключения.

Отказ от воинской службы, выраженный в уклонении от призыва или оставлении части без последующего возвращения, считается и осуждается на срок до 7 лет. Подобная формулировка допускается, если военнослужащий отсутствует более 3 суток без объяснения уважительной причины. Если дезертир покинул часть с оружием или применил его во время побега, то наказание ему выносится до 10 лет. Если военнослужащий не явился из командировки, отпуска или медицинского учреждения, отсутствуя без уважительных причин более месяца, то такой поступок является грубым нарушением устава и карается тюремным заключением до 7 лет.

Нарушением внутреннего устава воинского подразделения является отказ от караульной и постовой службы, грубые отклонения от инструкций боевого дежурства. Для военнослужащих по контракту такие противоправные действия служат основанием для служебных ограничений до 2 лет. Если в результате отказа или невыполнения обязанностей наносится значительный ущерб части, то может последовать уголовное наказание в виде ареста до 6 месяцев, службы в дисциплинарной части до 2 лет или тюремного заключения до 5 лет.

Халатное, заведомо преступное отношение к материальной части, влечет за собой различные виды судебных решений, начиная от административной (штраф, выговор и понижение в звании) до уголовной ответственности с различными сроками заключения. При вынесении приговора рассматривается величина урона, нанесенная имуществу и технике, вверенным подсудимому. Противоправные деяния, совершенные военнослужащими во время отпуска, во внеслужебное время и не имеющее отношение к несению службы, осуждаются согласно ГК РФ, но рассмотрение проводится в военных судах определенного уровня.

Необходимо заметить, что штрафные санкции не применяются к солдатам срочной службы, административные нарушения заменяются им содержанием на гауптвахте на период, установленный судом первой инстанции (гарнизонным). Вынесенные приговоры могут иметь форму условного наказания, определенного судом. Если в установленный период не произошло повторных нарушений, то приговор не приводится в исполнение. При условном сроке могут быть определены дополнительные меры воздействия, кроме конфискации имущества.

Расследование преступлений против военной службы

Расследование должно четко определить, является ли событие административным нарушением или уголовным преступлением. Порой объективные и субъективные показатели подходят под оба определения. Определение состава преступления должно проводиться по всем направлениям и учитывать обязательные и факультативные признаки. Обязательными являются доказанные признаки вины, определение конкретного виновника, причинно-следственная связь между осознанным деянием и результатом. К дополнительным (факультативным) факторам для определения состава преступления относятся мотив, цель, время и место события.

Исследованием этих обстоятельств занимаются командиры частей, соединений и руководители военных учреждений. Именно эти служащие выполняют роль органа дознания (ст. 117 УПК РФ). Командиром назначается следственная комиссия, которая обязана в установленные сроки провести дознание и представить свое заключение по материалам дела. Следственные действия не имеет права проводить непосредственный командир или подчиненный обвиняемого. В подобной ситуации военный прокурор выносит отвод кандидатуры, назначая приказом иное лицо для проведения следственных мероприятий.

Решение о предварительном аресте или содержании на гауптвахте принимается коллегиально. Подозреваемому или лицу, в отношении которого ведется служебное расследование, предоставляется защитник (по его требованию). Дело направляется в военный суд гарнизона, военной прокуратурой округа проводится надзор за исполнением следственных действий и ведением дела. После возбуждения уголовного дела следователь военной прокуратуры получает все материалы и первичные документы, на этом процедура дознания считается завершенной. Довольно часто рассмотрение дела приводит к изменению квалификации или определению по нескольким статьям. Свидетели по делу, а именно командиры и подчиненные, пострадавшего и виновника могут изменить свою квалификацию и получить определение суда по административному или уголовному законодательству.

Добровольное обращение военнослужащего в военный комиссариат или комендатуру считается основанием для возбуждения прокурорской проверки. В случае виновности обратившегося он может рассчитывать на смягчение наказания, согласно законодательству.

1. Статья предусматривает два преступления: сопротивление начальнику, а также иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, и принуждение этих лиц к нарушению указанных обязанностей.

2. Сопротивление заключается в воспрепятствовании исполнению начальником или иным лицом возложенных на него обязанностей по военной службе (например, сопротивление патрульному наряду при задержании военнослужащего, нарушающего общественный порядок в городе).

3. Сопротивление начальнику, а также иному лицу, исполняющему обязанности военной службы, и принуждение его к нарушению этих обязанностей представляют собой открытое противодействие выполнению служебных обязанностей военнослужащих или попытку изменения содержания этих обязанностей вопреки интересам военной службы. Эти общественно опасные деяния против военной службы носят открытый, дерзкий характер и, как правило, совершаются с насилием над личностью начальника или иного лица, исполняющего обязанности военной службы.

4. Под принуждением понимаются действия, направленные на то, чтобы заставить начальника или иное лицо нарушить обязанности по службе (например, незаконно предоставить краткосрочный отпуск, освободить от выполнения тех или иных обязанностей по службе и т.п.). Как принуждение следует квалифицировать, в частности, случаи, когда отдельные военнослужащие, применяя насилие или угрозы в отношении сержантов, добиваются для себя облегченных условий службы по сравнению с другими воинами.

5. Сопротивление может быть совершено только в момент выполнения начальником или иным лицом обязанностей военной службы. Начальник признается исполняющим обязанности военной службы, когда он осуществляет свои служебные полномочия (руководит действиями своих подчиненных, проводит учебные занятия, беседует с подчиненными, готовит их к заступлению в наряд и т.п.). В отдельных случаях он может внезапно начать исполнение обязанностей по службе. Например, начальник, встретив в городе своего подчиненного, нарушающего общественный порядок, потребует прекратить эти противоправные действия. Оказание сопротивления другим военнослужащим (иным лицам) предполагает случаи, когда они выполняют какие-либо специальные обязанности, например, в составе караула, патрульного или внутреннего наряда либо по приказу начальника.

При сопротивлении насилие в отношении начальника или иного лица не является обязательным признаком состава преступления. Однако сопротивление без насилия либо угрозы его применения состава преступления, предусмотренного ст. 333 УК, не образует.

6. Принуждение возможно как в момент выполнения начальником или иным лицом обязанностей военной службы, так и применительно к действиям по службе, предстоящим в будущем (например, принуждение начальника к освобождению подчиненного от намечаемого перевода к новому месту службы). Принуждение всегда совершается путем физического или психического насилия.

7. Для состава преступления не требуется, чтобы в результате сопротивления начальник (иное лицо) лишился возможности выполнить возложенные на него обязанности по службе, а при принуждении - нарушил эти обязанности. Само воспрепятствование выполнению обязанностей военной службы либо принуждение к их нарушению признается оконченным преступлением.

8. В конкретных случаях сопротивлению (принуждению) может предшествовать неисполнение приказа начальника, а оказание сопротивления (принуждения) представлять собой реакцию подчиненного на стремление начальника добиться исполнения отданного им приказа. Подобные случаи не образуют совокупности двух преступлений, содеянное регулируется ст. 333 УК.

9. С субъективной стороны как сопротивление, так и принуждение совершаются с прямым умыслом.

10. По ч. 1 ст. 333 УК следует квалифицировать сопротивление или принуждение к нарушению обязанностей военной службы, сопряженные с угрозой применения любого вида насилия к потерпевшему, а также сопряженные с физическим насилием в виде нанесения побоев, причинения легкого вреда здоровью начальника или иного лица и т.п. При этом психическое или физическое насилие не образует самостоятельного преступления, они охватываются ст. 333 УК.

11. В п. «в» ч. 2 комментируемой статьи говорится о сопротивлении или принуждении, сопряженных с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или иных тяжких последствий.

12. В связи с тем, что умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 111) само по себе признается более тяжким преступлением (наказание - лишение свободы на срок до 12 лет), сопротивление или принуждение, сопряженные с причинением тяжкого вреда здоровью начальника или иного лица, помимо ч. 2 ст. 333 следует дополнительно квалифицировать по ст. 111 УК.

13. УК в диспозицию ст. 333 не включил умышленное убийство начальника или иного лица при сопротивлении или принуждении к нарушению обязанностей военной службы. Поэтому сопротивление или принуждение, сопряженные с умышленным убийством начальника или иного лица, подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105.

14. Под иными тяжкими последствиями в п. «в» ч. 2 могут быть признаны, например, срыв выполнения боевого задания или иной важной задачи, вывод из строя боевой техники, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава подразделения, части, корабля, причинения смерти по неосторожности начальнику или иному лицу, исполняющему обязанности военной службы, и т.п.

15. Применение оружия (п. «б» ч. 2) означает фактическое использование его для физического или психического воздействия на начальника или иное лицо, исполняющее обязанности военной службы. При этом имеется в виду причинение с помощью оружия вреда здоровью, а также угроза обнаженным оружием, размахивание им и т.п.

16. Преступления, предусмотренные ст. 333, могут быть совершены в совокупности с хулиганством (см. ст. 213). На практике иногда оказанию сопротивления начальнику или иному военнослужащему предшествуют хулиганские действия, выразившиеся в грубом нарушении военнослужащим общественного порядка, бесчинстве в общественных местах, а сопротивление является реакцией на меры по прекращению хулиганских действий. В подобных случаях налицо реальная совокупность двух преступлений - воинского и общеуголовного, предусмотренных ст. 333 и 213 УК. При этом хулиганские действия должны быть квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 213.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант