Юридический портал. Льготный консультант

Глава 1. Основные сведения об учебной дисциплине «Правоохранительные органы».

1. Понятие курса "Правоохранительные органы"

2. Предмет курса "Правоохранительные органы"

3. Система курса "Правоохранительные органы"

4. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими науками.

1. Понятие правоохранительных органов.

2. Виды правоохранительных органов.

3. Задачи правоохранительных органов.

4. Понятие правоохранительной деятельности.

5. Виды правоохранительной деятельности.

7. Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности.

8.Законодательство о правоохранительных органах и право охранительной деятельности

Глава 2. Суд и судебная власть как основа правоохранительной деятельности.

1. Принцип разделения властей.

2. Понятие судебной власти.

3. Признаки судебной власти.

4.Принципы осуществления судебной власти в РФ.

5. Задачи судебной власти.

6. Понятие правосудия.

7. Признаки правосудия.

8. Понятие судопроизводства.

9. Виды судопроизводства.

10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

1. Принципы правосудия, их понятие и значение.

2. Признаки принципов правосудия.

3. Система принципов правосудия.

4. Принцип законности.

5. Принцип осуществления правосудия только судом.

6. Принцип равенства граждан перед законом и судом.

7. Принцип независимости судебной власти.

8. Принцип независимости судов и судей.

9. Принцип презумпции невиновности.

10. Принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

11. Принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия.

12. Принцип открытости и гласности судопроизводства.

13. Принцип обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

14. Принцип государственного или национального языка при осуществлении судопроизводства.

15. Принцип свидетельского иммунитета.

16. Принцип диспозитивности судопроизводства.

17. Принцип участия граждан в отправлении правосудия.

18. Принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

19. Принцип недопустимости использования доказательств, получением с нарушением закона.

1. Понятие судебной системы РФ.

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

3. Система судов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

6. Органы судейского сообщества.

7. Судья в РФ.

8. Статус судей в РФ.

9. Гарантии судей в РФ.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

1. Понятие, система судов общей юрисдикции.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

1. Понятие и место в судебной системе мировых судей.

2. Компетенция мировых судей.

3. Порядок формирования аппарата мировых судей.

1. Понятие и место в судебной системе районных судов.

2. Принципы деятельности районных судов.

3. Компетенция районного суда.

4. Состав районного суда.

5. Председатель районного суда, его права и обязанности.

1.Суды общей юрисдикции среднего звена: понятие, место в судебной системе.

2. Порядок образования судов общей юрисдикции среднего звена, действующих на территории субъектов РФ.

3. Состав, структура и компетенция Федеральных судов среднего звена, действующих на территории субъектов РФ.

4. Верховный суд республики в составе Российской Федерации, особенности его организации и компетенции.

1. Военные суды РФ: понятие и место в судебной системе.

2. Порядок образование и система военных судов РФ.

3. Компетенция военных судов РФ.

1. Понятие и место в судебной системе Верховного суда РФ.

2. Состав Верховного суда РФ.

3. Компетенция Верховного суда РФ.

1. Понятие арбитражных судов в РФ.

2. Задачи и функции арбитражных судов РФ.

3. Система арбитражных судов РФ.

4. Компетенция арбитражных судов РФ.

1. Понятие арбитражных судов субъектов РФ.

2. Состав арбитражного суда субъекта РФ.

3. Полномочия арбитражного суда субъекта РФ.

1. Понятие арбитражных апелляционных судов.

2. Состав арбитражного апелляционного суда.

3. Полномочия арбитражного апелляционного суда.

1. Понятие Федерального арбитражного суда округа.

2. Состав Федерального арбитражного суда округа.

3. Полномочия Федерального арбитражного суда округа.

1. Понятие Высшего арбитражного суда РФ.

2. Состав Высшего арбитражного суда РФ.

3. Компетенция Высшего арбитражного суда РФ.

1. Понятие Конституционного Суда РФ.

2. Состав Конституционного Суда РФ.

3. Полномочия Конституционного Суда РФ.

Глава 3. Прокуратура - как гарант законности на территории РФ.

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

4. Прокурорский надзор.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Глава 4. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности.

2. Задачи и направления оперативно-розыскной деятельности.

3. Принципы оперативно-розыскной деятельности.

4. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности.

5. Виды оперативно-розыскных мероприятий.

6. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

7. Понятие предварительного расследования преступлений.

8. Формы предварительного расследования преступлений.

9. Понятие и система органов дознания.

10. Формы дознания.

11. Понятие и система органов предварительного следствия.

12. Правовое положение следователя.

1. Понятие Министерства внутренних дел РФ.

2. Система органов Министерства внутренних дел РФ.

3. Задачи Министерства внутренних дел РФ.

4. Компетенция Министерства внутренних дел РФ.

5. Понятие Милиции в РФ.

6. Задачи Милиции в РФ.

7. Принципы деятельности Милиции в РФ.

8. Криминальная милиция и Милиция общественной безопасности.

1. Министерство юстиции РФ: понятие, система органов.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.

4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.

5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.

6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.

1. ФСКН: понятие, система органов.

2. Задачи и функции органов ФСКН.

3. Правоохранительная служба и кадры органов ФСКН.

Глава 5. Органы обеспечения безопасности государства.

  • |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
  • 1.3. Система правоохранительных органов
  • 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
  • Тема 2. Судебная власть в российской федерации
  • 2.1. Понятие и признаки судебной власти
  • 2.2. Суд как орган судебной власти
  • 2.3. Судебная система
  • Тема 3. Принципы правосудия
  • 3.1. Понятие правосудия
  • 3.2. Принципы правосудия
  • 3.3. Система принципов правосудия
  • Тема 4. Правовой статус судьи
  • 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
  • 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
  • 4.4. Гарантии независимости судей
  • 4.5. Органы судейского сообщества
  • Тема 5. Система судов общей юрисдикции
  • 5.1. Мировые судьи
  • 5.2. Районный суд
  • 5.3. Суды субъектов рф
  • 5.4. Верховный Суд рф
  • 5.5. Военные суды
  • Тема 6. Система арбитражных судов российской федерации
  • 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
  • 6.2. Арбитражные суды субъектов рф
  • 6.3. Арбитражные апелляционные суды
  • 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
  • 6.5. Высший Арбитражный Суд рф
  • Тема 7. Конституционный суд российской федерации
  • 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда рф
  • 7.2. Компетенция Конституционного Суда рф
  • 7.3. Состав и структура Конституционного Суда рф
  • Тема 8. Прокуратура российской федерации
  • 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
  • 8.2. Следственный комитет при прокуратуре рф
  • 8.3. Кадры органов прокуратуры
  • 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
  • 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
  • Тема 9. Органы внутренних дел российской федерации
  • 9.1. Система органов внутренних дел
  • 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
  • 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
  • 9.4. Кадры милиции
  • Тема 10. Органы предварительного расследования
  • 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
  • 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел рф
  • 10.3. Следственное управление при гувд (увд) субъекта рф
  • 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
  • Тема 11. Правоохранительные органы, обеспечивающие общую и экономическую безопасность российской федерации
  • 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
  • 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
  • 11.4. Федеральная служба государственной охраны
  • 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Тема 12. Адвокатура в российской федерации. Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
  • 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
  • 12.2. Правовой статус адвоката
  • 12.3. Система адвокатуры
  • 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам
  • Литература
  • 1.3. Система правоохранительных органов

    Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

    Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

    Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

    Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

    В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и системавоенных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий органВерховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

    Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

    Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

    Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

    Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

    Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

    – органов прокуратуры;

    – органов внутренних дел;

    – федеральной службы безопасности;

    – органов государственной охраны;

    – органов государственной налоговой службы;

    – таможенных органов;

    – органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

    – органов предварительного расследования;

    – органов юстиции.

    Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

    – конституционный контроль;

    – отправление правосудия;

    – прокурорский надзор;

    – расследование преступлений;

    – оперативно-розыскная функция;

    – исполнение судебных решений;

    – оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

    – предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

    Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

    Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

    Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

    Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

    Правоохранительная система - понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры. Это прежде всего механизм обеспечения. Он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (представительной) государственной власти и органов муниципального самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для осуществления правоохранительной деятельности. Во-вторых, из системы юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И только тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необходимость в применении соответствующих мер юридического воздействия подключаются правоохранительные органы. Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия. / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2001 г.

    Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: судебные органы, органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы Министерства юстиции РФ, а также негосударственные организации обеспечения правоохраны (адвокатуру, "частный нотариат", частные охранные и детективные структуры). При этом необходимо подчеркнуть, что "собственно правоохранительными" среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия) и министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.).

    Это правоохранительные органы "узкой (специальной) компетенции". Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной. К их числу можно отнести органы безопасности и налоговой полиции (например, в деятельности органов ФСБ основной является контрразведывательная функция).

    В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной деятельности - таможенные органы. Их деятельность является фискальной и связана с обеспечением экономической безопасности государства (взимание таможенных платежей за пересечение грузами и транспортными средствами таможенной границы).

    Правоохранительная функция в органах ГТК выполняется специальными подразделениями, входящими в так называемый "правоохранительный блок". Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб и контролирующих органов состоит в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп носит опосредованный (производный) или второстепенный характер.

    Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способ деятельности. Они все являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных (следственных) действий. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. Аврутин Ю.Е. Эффективность правоохранительной деятельности. СПб., 2008 г. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

    Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

    Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

    В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

    Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

    Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

    Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

    · органов прокуратуры;

    Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

    Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

    В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения: - главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ; -следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ; -следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам. Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

    · органов внутренних дел; Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 2009 г.

    ОВД - Государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и подконтрольны. ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций:

    · организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

    · обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам: обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

    Основные структурные звенья системы ОВД: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ. главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ). городские, районные органы внутренних дел (ГОВД. РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах). Кроме того, в структуру МВД входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления, академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД.

    Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

    осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. Компетенция ОВД определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальными законодательными и иными нормативными актами. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

    · федеральной службы безопасности;

    Федерамльная слумжба безопамсности Россимйской Федерамции (ФСБ России ) -- единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации . Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации .

    В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

    · контрразведывательная деятельность;

    · борьба с терроризмом;

    · борьба с преступностью;

    · разведывательная деятельность;

    · пограничная деятельность;

    · обеспечение информационной безопасности.

    Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

    Контрразведывательная деятельность -- деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

    Борьба с преступностью и террористической деятельностью Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

    Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

    Разведывательная деятельность

    Разведка -- деятельность органов ФСБ России в пределах Российской Федерации по добытию, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическим группировками. Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке».

    Пограничная деятельность

    Направлениями пограничной деятельности являются: Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия. / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2001 г.

    · защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    · защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб , образующихся в реках Российской Федерации.

    Обеспечение информационной безопасности

    Обеспечение информационной безопасности -- деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

    · при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

    · при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях,

    · органов государственной охраны;

    Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) -- федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации , осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

    Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель - это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.

    Терминология

    Давайте ознакомимся с несколькими определениями:

    1. Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
    2. Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.

    Классификация

    Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:

    1. Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
    2. Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
    3. Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
    4. Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
    5. Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
    6. Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
    7. МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.

    Функции

    Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:

    1. Охранять государственный и общественный строй.
    2. Укреплять законность и правопорядок.
    3. Защищать права и свободы гражданина и человека.
    4. Бороться с преступностью.
    5. Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.

    Вот главные функции правоохранительных органов.

    Основные субъекты системы

    Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:

    1. Прокуратура.
    2. Министерство юстиции.

    Прокуратура

    Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве можно привести следующее:

    1. Надзор за выполнением законов.
    2. Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
    3. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
    4. Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
    5. Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
    6. Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
    7. Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.

    Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.

    Министерство внутренних дел

    Является Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. выполняет такие задачи правоохранительных органов:

    1. Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
    2. Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
    3. Следит за миграционными потоками.
    4. Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
    5. Занимается руководством внутренними войсками.
    6. Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
    7. Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.

    Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.

    Министерство юстиции

    Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:

    1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
    2. Создание условий для функционирования судов.
    3. Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
    4. Развитие системы предоставления юридических услуг.
    5. Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
    6. Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
    7. Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.

    Судебная власть

    Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:

    1. Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
    2. Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
    3. Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.

    Проблемы правоохранительных органов

    Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов). Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня. В неё на данный момент времени входят такие направления:

    1. Выборы.
    2. Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
    3. Инициативы граждан.

    Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, - тоже не редкость.

    Существуют значительные проблемы с Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов в мире. Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства. Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых - в тюрьме.

    Заключение

    Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать). Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур. Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.

    Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан, принимать меры для поддержания законности и правопорядка. Однако это не единственная сторона деятельности государственных органов. В основном они решают конкретные задачи, для достижения которых они и созданы. А для постоянной охраны права от нарушений, для применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы и называются правоохранительными.

    Правоохранительные органы - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся : суды общей юрисдикции, арбитражный суд , конституционный суд , прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, органы таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции, пограничной охраны, ФСБ . Правоохранительной деятельностью занимаются также органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), инспектора по охране детства, комиссии по делам несовершеннолетних. К негосударственным институтам по правовому обеспечению и правовой помощи относятся нотариат, адвокатура, уполномоченные по правам человека.

    К функциям правоохранительных органов относятся: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование правонарушений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор, профилактика правонарушений. Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет только функцию конституционного контроля. Других органы выполняют несколько функций.

    Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Некоторые конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Поэтому суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суд имеет право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам.

    Гарантированность прав и свобод человека и гражданина выражается в том, что:

    1) в России установлена система судов;

    2) чётко определены компетенции судов по защите прав и свобод граждан и других лиц;

    3) установлены гарантии самостоятельности и независимости судов;

    4) определены виды судопроизводства и его принципы;

    5) каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант