Юридический портал. Льготный консультант

Введение 3

Глава 1. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления 5

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта в области местного самоуправления. 11

Глава 3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 16

Заключение 24

Список литературы 26

Введение

Местное самоуправление является одной из форм организации публичной власти в административно территориальных единицах государства. Второй формой является местное самоуправление

В данной работе автор ставил перед собой цель рассмотреть местное самоуправление, выявить его взаимосвязь со структурой органов государственной власти определить полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления.

1. раскрывается проблема предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления

2. рассмотрение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта в области местного самоуправления.

3. обозначение понятия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц

4. возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

5. раскрываются вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления.

6. донесение до читателя понятной четко изложенной информации по данной теме.

Теоретическую основу исследования полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления составляют работы таких авторов как, Фадеев В.И., Дорожкин Ю.Н., Кутафин О.Е и ряда других, относящиеся к проблемам данной темы.

Нормативную базу составляет действующая Конституция РФ и Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Глава 1. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления

Отдельной проблемой в данной области являются проблемы, вытекающие из разграничения собственности. Муниципальные образования передают в соответствии с разграничением полномочий в государственную собственность больший объем муниципального имущества, чем получают от государства. Государство и субъекты РФ часто сбрасывают на уровень местного самоуправления имущество, находящееся в аварийном состоянии со всем грузом кредиторских обязательств и штрафных предписаний. При разграничении имущества муниципальных районов и поселений первые передают, прежде всего, имущество, требующее затрат, а имущество, приносящее доход (например рынки), оставляют за собой. Перечисленные проблемы разграничения полномочий вновь спровоцировали обсуждение двухуровневой концепции местного самоуправления. По факту сегодня сформировались три разных подхода. Первый подход предлагает оставить разграничение полномочий в существующей концепции Закона № 131 - ФЗ и попытаться сохранить независимость поселений от районов со своим кругом вопросов; второй - усилить поселенческий уровень, закрепив за ним все вопросы местного значения, а на уровне района сформировать низовой уровень государственной власти. Третий - вернуться к советской модели местного управления с закреплением прямого соподчинения поселений органам власти муниципального района. 1

Необходимо обратить внимание на то, что серьезной проблемой при применении норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", касающихся определения компетенции местного самоуправления, стала неясность терминов и использование понятий, не имеющих однозначного юридического толкования, таких как “организация”, “развитие”, “участие”, “обеспечение”. Возникают проблемы, связанные с применением этих норм. Уточняя полномочия местного самоуправления, субъекты Российской Федерации либо ограничивают права местного самоуправления в отдельных сферах, либо необоснованно их расширяют, относя к полномочиям местного самоуправления полномочия органов государственной власти без компенсации затрат. В связи с этим, должны быть определены полномочия в тех сферах деятельности, которые затрагивают компетенцию, как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти (комплексное социально-экономическое развитие, обеспечение санитарного благополучия населения, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей среды и т.п.). Это, по-видимому, придется делать в законах субъектов Российской Федерации. Для рационального разграничения полномочий, к компетенции муниципальных образований нужно отнести те полномочия, которые с учетом имеющихся ресурсов (включая переданные) и ограничений могут наиболее эффективно реализовываться на местном уровне. Важно учитывать также и факторы территориальной и временной доступности услуг, предоставляемых населению властью. Часть вопросов местного значения не может решаться органами местного самоуправления в отрыве от государственных органов, так как их решение связано с реализацией конституционных прав населения либо с осуществлением государственной социальной политики. Примером этого являются основное общее образование и здравоохранение. 1

Устанавливая самостоятельность местной власти, ее негосударственный характер, российская Конституция и федеральное законодательство закрепляют основные параметры государственной политики в области местного самоуправления, определяющие основы местного самоуправления и государственной власти. Автор данной работы предлагает рассмотреть некоторые из них.

1. Признание и гарантированность российским государством местного самоуправления, закрепление его самостоятельности в пределах своих полномочий, не вхождение органов местного самоуправления в системе органов государственной власти 1 (Ст. 12 Конституции РФ.)

2. Установление запрета на ограничение прав местного самоуправления(ст 133 Конституции РФ.)

3. Не допущение осуществления местного самоуправления образования органов местного самоуправления назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. 2

4. Государственная поддержка местного самоуправления которая включает в себя создание органами государственной власти необходимых правовых организационных материально финансовых условий для становления и развития местного самоуправления оказание содействия населению осуществлении права на местное самоуправление. 3

Государственная поддержки самоуправления относятся федеральные и региональные программы местного самоуправления принятие которых входит в число полномочий органов государственной власти.

Рассматривая вопрос разграничения предметов ведения между органами государственной власти и муниципальными районами и городскими округами, необходимо заметить, что законодатель относит к предметам ведения органов государственной власти общие вопросы организации и создания правовых, финансовых и иных условий для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в области культуры, а именно: вопросы принятия законов в области культуры и внесение в них изменений, контроль за их исполнением; регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина в области культуры; установление основ государственной культурной политики, формирование и реализация целевых программ в области культуры; установление государственных минимальных социальных стандартов в области культуры; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; регулирование и государственный контроль в области международного культурного сотрудничества; создание, создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности, а также иные вопросы местного значения. Следующей проблемой является то, что большинство из вопросов местного значения относятся к сфере правового регулирования отраслевым законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а во многих случаях нормы, содержащиеся в отраслевом законодательстве, не соответствуют нормам законодательства по вопросам местного самоуправления. 1 Частично это связано с тем, что по ряду отраслей законодательство принималось до вступления в силу Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Необходимо также ввести в федеральные законы нормы, четко регламентирующие разграничение уровней функционирования государственной и муниципальной властей. По мнению Шариковой М.Е., активные процессы передачи полномочий и отдельных предметов ведения из сферы государственной власти в сферу местного самоуправления подтверждают поспешность и некоторую излишность создания жестких границ между государственно-властной системой управления и местным самоуправлением, которое теоретиками Конституции мыслилось как самостоятельная система общественного управления. Недостаточно был учтен международный опыт организации местного самоуправления и его непосредственного контакта с государственным. 2 В законодательстве о передаче предметов ведения и полномочий по системе исполнительной власти РФ нужно обратить внимание на процедуры передачи полномочий, всех необходимых ресурсов и в систему местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление признано равноправной с государственной и самостоятельной формой власти. Однако, по многим оценкам, мы, говоря о местном самоуправлении, все еще, как и прежде, имеем дело с государственной системой управления. С точки зрения реального социального функционирования местного самоуправления, может быть, это и справедливо. Но с точки зрения правовой, местное самоуправление как автономная форма народовластия - это реальность. Поэтому перед органами государственной власти субъектов Федерации, сразу же после того как были приняты соответствующие нормативные акты, встала проблема разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. 1

Четкое разграничение полномочий – одна из актуальных задач, которую необходимо решить, в том числе и с помощью научно обоснованных методов и механизмов. Совершенствование действующего законодательства в рамках и на уровне местного самоуправления весьма актуально и более продуктивно, поскольку прочувствована необходимость изменений, стали ощутимыми результаты практической реализации. Хотелось бы отметить, что создание правовой базы местного самоуправления далеко от завершения. Чувствуется недостаток правовых актов, регулирующих деятельность органов самоуправления и порядок их взаимоотношений. Законодательные и другие нормативно-правовые акты должны быть направлены на более четкое разграничение компетенции между различными органами местного самоуправления. Данной проблеме автором планируется уделить особое внимание.

Формирование эффективной системы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления является одним из основных факторов успешной реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе. Отсутствие достаточного количества научных разработок по данной проблематике тормозит развитие местного самоуправления и переход российского общества на качественно новый этап организации жизнедеятельности.

Взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления(без взаимной передачи друг другу полномочий)должна строиться на принципах добровольности, законности и повышения эффективности управления. Основной формой такого взаимодействия договоры, соглашения, участие в совместных комиссиях, комитетах, организациях выполняющие общие задачи.Реферат >> Государство и право

... ; в области обеспечения общественной безопасности и правопорядка; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями . В названных сферах правовое регулирование осуществляется...

  • Правовые основы организации деятельности органов местного самоуправления .......................

    Реферат >> Государство и право

    ... местного самоуправления отдельных государственных полномочий представляет собой несколько последовательных стадий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями , собственно осуществление органами местного самоуправления ...

  • Понятие и содержание деятельности органов местного самоуправления

    Реферат >> Государство и право

    Мероприятий органов местного самоуправления . Пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей...

  • Понятие и система методов деятельности органов местного самоуправления . Особенности орг

    Реферат >> Государство и право

    Программа развития малых городов России. 3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями , которые передаются им в соответствии с законом...

  • ВАРИАНТ 1


    1 Сущность местного самоуправления, определение понятия (основные подходы: структурно-управленческий, функциональный, институциональный), основные характеристики 2

    2 Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями. Правовые основы, принципы наделения государственными полномочиями. 10

    3 Администрация области внесла на рассмотрение областной думы проект постановления «О совершенствовании структуры управления областью», которым предусматривалось упразднить представительный орган в городе – областном центре, а его функции передать областной думе. Обосновывалось это необходимостью сокращения расходов на содержание аппарата управления. Систему местного самоуправления в городе должны были представлять избираемый населением глава города, а также городская и районные (в районах города) администрации. Может ли областная дума принять такое постановление? Какие органы в системе местного самоуправления являются обязательными? 14

    Список используемых источников 17

    1 Сущность местного самоуправления, определение понятия (основные подходы: структурно-управленческий, функциональный, институциональный), основные характеристики

    В соответствии с главой 8 Конституции РФ (ст. 130-133) 1 местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    В соответствии с ч. 1 ст. 6 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Под основами конституционного строя Российской Федерации обычно понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства 3 . Таким образом, организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством. В соответствии с п. 1 ст. 16 Конституции Российской Федерации основы конституционного строя Российской Федерации не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией.

    В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

    Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление через форму осуществления народом своей власти. Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление может осуществляться народом непосредственно или опосредованно, путем создания органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, таким образом обеспечивается опосредованное участие населения в решении вопросов местного значения.

    Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это обозначает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

    Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая обозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 ГК РФ) 4 .

    В ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится определение вопросов местного значения. Перечни основных вопросов местного значения содержатся в главе 3. Закон предусматривает различные виды вопросов местного значения для разных видов муниципальных образований. Конкретный перечень вопросов местного значения каждого муниципального образования закрепляется в его уставе.

    Вопросы местного самоуправления могут решаться только населением или органами местного самоуправления самостоятельно. Как следует из Постановления Конституционного Суда N 15-П 5 передача органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти недопустима. Случаи временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления предусмотрены ст. 75 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

    Определение местного самоуправления в комментируемом Законе несколько отличается от используемого в Европейской хартии местного самоуправления 6 . В соответствии с п. 1 ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Как видно, в Хартии под местным самоуправлением в первую очередь понимается деятельность органов местного самоуправления, в то время как российский Закон подчеркивает именно участие населения.

    Комментируемая статья раскрывает содержание некоторых понятий и терминов, используемых в данном Федеральном законе. Необходимость раскрытия именно этих понятий обусловлена тем, что на практике зачастую допускается произвольное толкование некоторых из них, как в правотворческой деятельности, так и в правоприменении.

    Разъясняемые в комментируемой статье термины можно разделить на три группы:

    1) относящиеся к территориальной организации местного самоуправления;

    2) относящиеся к полномочиям местного самоуправления;

    3) относящиеся к системе органов и должностных лиц местного самоуправления.

    В отличие от ранее действующего Закона о местном самоуправлении, новый предусматривает существование различных видов муниципальных образований. В Российской Федерации предусматривается введение двухуровневой системы местного самоуправления. Муниципальными образованиями первого уровня являются городские и сельские поселения. Муниципальными образованиями второго уровня - муниципальные районы. В состав муниципальных районов будут входить территории городских и сельских поселений, а также межселенные территории. Принципы и порядок установления границ данных видов муниципальных образований установлены в главе 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    В первоначальной редакции комментируемого Закона давалось несколько иное определение городского поселения как города или поселка с прилегающей территорией. Таким образом, в состав территории городского поселения могло входить неограниченное количество сельских населенных пунктов и неограниченные территории. В результате в некоторых субъектах Федерации после предполагаемой реформы территории муниципальных районов могли бы состоять только из городских поселений, и большая часть территории субъекта Федерации была бы включена в состав территорий городских округов. При этом обширные территории, которые никогда не будут использоваться для городской застройки, развития городского хозяйства и городской инфраструктуры, оказывались в юрисдикции органов местного самоуправления городских поселений.

    Такое положение фактически повлекло бы различия в организации территориальной структуры местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, поскольку в этом случае вся территория отдельных субъектов Федерации или значительная ее часть могла оказаться разграниченной исключительно между городскими поселениями и городскими округами. Между тем включение в состав территорий городских муниципальных образований сельских населенных пунктов и территорий, которые не будут использоваться для городской застройки, развития городского хозяйства и городской инфраструктуры, могло привести к противоречиям в правоприменительной практике и различиям в обеспеченности населения общественными услугами в сельских населенных пунктах, находящихся в составе городских либо сельских муниципальных образований.

    Новая редакция Закона исключила понятие «прилегающие территории», поскольку оказалось невозможным дать ему юридически точное содержание, и установила, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с его генеральным планом территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). По мнению депутатов такая норма позволит, с одной стороны, включать в состав территорий городских поселений территории, необходимые для его развития, упорядочит территориальное развитие городских муниципальных образований и, с другой стороны, позволит ограничить необоснованное расширение территорий, подведомственных органам местного самоуправления городов.

    Наиболее крупные города должны получить статус городских округов. В городских округах осуществляется одноуровневое местное самоуправление. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Особым видом муниципальных образований являются внутригородские территории городов федерального значения. Особенности организации местного самоуправления на данных территориях предусмотрены ст. 79 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    В связи с введением двухуровневой системы местного самоуправления Закон предусматривает выделение в круге вопросов местного значения вопросов межпоселенческого характера, решение которых относится к ведению муниципальных районов.

    Решение вопросов местного значения возможно населением самостоятельно или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут избираться населением либо формироваться представительным органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то есть не являются низовым звеном системы государственных органов.

    В ряду должностных лиц местного самоуправления Закон предусматривает выделение выборных и иных должностных лиц местного самоуправления. К выборным должностным лицам местного самоуправления относятся:

    1) главы муниципальных образований;

    2) депутаты представительного органа местного самоуправления;

    3) члены иных выборных органов местного самоуправления (таковым, например, может являться контрольный орган муниципального образования);

    4) иные выборные должностные лица местного самоуправления.

    Закон подчеркивает, что указанные в комментируемой статье понятия и термины используются только для целей настоящего Закона. Это обозначает, что другие нормативные акты могут для своих целей давать другое определение рассмотренным выше терминам. Так, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) предусматривает, что «под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Данное определение отличается от определения настоящего Закона. При привлечении должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности следует использовать определение, приведенное в КоАП РФ, в других случаях - определение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Закон предусматривает, что слова «местный» и «муниципальный» и словосочетания с ними должны пониматься как тождественные. В нормативных актах чаще используется термин «местный». Так, Конституция Российской Федерации и другие нормативные акты упоминают о местном самоуправлении, органах местного самоуправления, местном бюджете и т.п. Вместе с тем в законодательстве предусматривается существование муниципальной собственности, муниципальных образований. Фактически использование, например, в законодательстве субъектов Российской Федерации терминов типа «органы муниципального управления» вместо «органы местного самоуправления» является допустимым, но вряд ли целесообразно, в связи с усложнением их восприятия.

    2 Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями. Правовые основы, принципы наделения государственными полномочиями.

    В силу того что установление общих принципов организации системы местного самоуправления в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, статьи 5 и 6 комментируемого Закона определяют соответственно полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов в этой сфере.

    Всего ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет четыре вида полномочий:

    1) определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации (уже сделано комментируемым Законом);

    2) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления. Это регулирование может осуществляться по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Реализация данного полномочия заключается в принятии федеральными органами государственной власти нормативных актов;

    3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Здесь также речь идет о детализации процедур реализации вопросов местного значения прежде всего в отраслевых нормативных актах;

    4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий. Данное полномочие заключается в принятии нормативных актов, регулирующих реализацию органами и должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 19 комментируемого Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями допускается только законом (в данном случае федеральным). Однако это не исключает, что отдельные аспекты реализации переданных полномочий могут устанавливаться и федеральными подзаконными актами, если они не противоречат закону о передаче.

    Часть вторая ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность местного самоуправления. Данная норма является отсылочной, так как допускает принятие других федеральных законов, в которых могут содержаться нормы, устанавливающие контроль органов государственной власти за местным самоуправлением или осуществление исполнительно-распорядительных полномочий в отношении его. Законом предусмотрен только один случай осуществления контроля органов государственной власти за органами местного самоуправления - контроль при реализации последними отдельных государственных полномочий.

    Конституционный Суд Российской Федерации высказал свою позицию по поводу возможных пределов контроля органов государственной власти за местным самоуправлением. В частности, он указал, что «в Конституции Российской Федерации предусмотрен только один случай контроля за местным самоуправлением - контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в иных случаях за деятельностью органов местного самоуправления допускается только судебный контроль. Конституция Российской Федерации прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ч. 2 ст. 132, ч. 2 ст. 15). Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей. Тем самым устанавливаются пределы полномочий субъекта Российской Федерации в контроле за законностью при осуществлении местного самоуправления, рамки которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации конкретизируются Федеральным законом от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (глава VII), другими федеральными законами» 7 .

    Таким образом, Конституционным Судом признано, что установление дополнительных случаев административного контроля за местным самоуправлением вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации.

    Осуществление исполнительно-распорядительных полномочий органами государственной власти в отношении органов местного самоуправления (в таком случае органы местного самоуправления, по сути, становятся низовыми органами государственной власти) вступает в противоречие с Конституцией, в частности, со ст. 12.

    В случае возникновения или обнаружения коллизий между любым федеральным нормативным актом юридической силой ниже, чем федеральный конституционный закон, и комментируемым Законом следует применять нормы последнего.

    3 Администрация области внесла на рассмотрение областной думы проект постановления «О совершенствовании структуры управления областью», которым предусматривалось упразднить представительный орган в городе – областном центре, а его функции передать областной думе. Обосновывалось это необходимостью сокращения расходов на содержание аппарата управления. Систему местного самоуправления в городе должны были представлять избираемый населением глава города, а также городская и районные (в районах города) администрации. Может ли областная дума принять такое постановление? Какие органы в системе местного самоуправления являются обязательными?

    Согласно Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Вопросы местного значения понимаются как особая категория дел, отделенная от государственных функций (принцип выделенной компетенции местного самоуправления), поэтому через понятие «вопросы местного значения» подчеркивается самостоятельность местного самоуправления и его отделенность от государства, а через понятие «отдельные государственные полномочия» определяется возможность привлечения местного самоуправления к управлению государственными делами 8 . Таким образом, органы государственной власти не вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения, а органы местного самоуправления обязаны самостоятельно и непосредственно реализовывать (без права передачи государственным органам) закрепленные за ними полномочия по вопросам местного значения. Предметами ведения Российской Федерации являются вопросы общефедерального значения в основных сферах публичного управления, предметы ведения субъектов Российской Федерации - это вопросы регионального значения в основных сферах публичного управления, предметы ведения местного самоуправления - это вопросы местного значения в основных сферах публичного управления.

    Так как Конституция РФ предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, предметы ведения местного самоуправления включают в себя не только вопросы местного значения, но и некоторые вопросы федерального и регионального значения, по которым органам местного самоуправления переданы федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочия. Закрепление в Конституции Российской Федерации нормы о законодательной форме наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является своего рода гарантией для органов местного самоуправления от возможных злоупотреблений со стороны государства и его органов в этом вопросе. Установление данного правила позволяет исключить возможность массовой передачи государственных полномочий органам местного самоуправления и строго определить порядок такой передачи.

    Вместе с тем ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепили такую возможность передачи законом органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Суть осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий сводится к тому, что органы местного самоуправления, осуществляя указанные полномочия, действуют не столько от своего имени, сколько от имени органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, передавших им соответствующие полномочия 9 .

    Список используемых источников

      «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Глава 8. Местное самоуправление

      Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

      Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 23.10.1996)

      Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 21.01.2009)

      Федеральный закон от 24.11.2008 N 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» (принят ГД ФС РФ 29.10.2008)

      «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 30.04.2010

      Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 N 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (одобрен СФ ФС РФ 24.03.2004)

      «Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (постатейный) (Великий А.П.)

      «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др.) (под ред. А.В. Бриллиантова) («Проспект», 2010)

      «Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) (4-е издание, переработанное) (Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.) (отв. ред. С.Е. Чаннов) («Ось-89», 2008)

      «Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. П.В. Крашенинникова) («Статут», 2009

      «Основы организации муниципального управления: Учебное пособие» (Наумов С.Ю., Подсумкова А.А.) («Форум», 2009)

      «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (постатейный) (Анисимов А.П., Кодолова А.В., Чикильдина А.Ю.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

      «Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации» (Рыжаков А.П.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)

      «Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (постатейный) (Сальников И.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)

    Среди делегированных полномочий органов местного самоуправления в первую очередь необходимо обратить внимание на отдельные государственные полномочия.

    В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными официально предоставленными правами в соответствующих нормативных актах не всегда указывается, что эти полномочия являются государственными, а следовательно, возникают споры по поводу их финансирования. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. при определении, относится ли конкретное полномочие, возложенное на орган местного самоуправления, к государственным или нет, необходимо руководствоваться ст. 14-16, которые устанавливают перечень вопросов местного значения. Если указанное официально предоставленное право включается в один из вопросов местного значения для данного типа муниципального образования - оно является муниципальным, в противном случае - государственным и требует отдельного финансирования.

    Органам местного самоуправления могут передаваться полномочия как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов РФ.

    На практике субъекты РФ чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

    Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на четыре этапа:

    • 1) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государственных материальных и финансовых средств;
    • 2) осуществление органами местного самоуправления полученных государственных полномочий;
    • 3) государственный контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;
    • 4) прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    В соответствии с Конституцией наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только законом. Несмотря на то что соответствующее положение имелось и в Законе о местном самоуправлении 1995 г., на практике оно регулярно нарушалось, особенно на федеральном уровне. Многие полномочия были переданы органам местного самоуправления скрыто, без указания на то, что они являются государственными, путем принятия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

    В настоящее время значительное количество государственных полномочий делегируется органам местного самоуправления законами субъектов РФ. Анализ регионального законодательства выявляет три основных способа наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

    • 1) законом субъекта о местном самоуправлении;
    • 2) законом субъекта о порядке наделения органов местного самоуправления такими полномочиями;
    • 3) отдельными законами о порядке передачи отдельных полномочий.

    Закон о местном самоуправлении 2003 г. не предусматривает необходимость получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Между тем существует вполне обоснованное мнение, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без их согласия не будет способствовать повышению эффективности их осуществления. Представляется, что нормам Закона о местном самоуправлении 2003 г. не противоречит установление требования о передаче отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления только с согласия последних в законодательстве субъектов РФ.

    В некоторых субъектах РФ предусматривается возможность передачи государственных полномочий органам местного самоуправления на основе договоров или соглашений, заключаемых между государственными и муниципальными органами на добровольной основе. Данная форма передачи отдельных государственных полномочий может быть признана законной только в случае ратификации этих договоров или соглашений законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

    Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Действующие законы субъектов РФ о передаче государственных полномочий используют и тот, и другой вариант. Если в Законе о наделении полномочиями о сроке наделения ничего не сказано и иное не вытекает из действующего законодательства, следует понимать, что полномочия передаются бессрочно.

    Закон о местном самоуправлении 2003 г. в ч. 6 ст. 19 устанавливает также, что федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в обязательном порядке, должны содержать:

    • - вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются отдельными государственными полномочиями;
    • - перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также перечень прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;
    • - способ или методику расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий;
    • - перечень подлежащих передаче в муниципальное управление или в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;
    • - порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им государственных полномочий;
    • - порядок осуществления государственного контроля с указанием осуществляющих его органов;
    • - условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

    В соответствии с ч. 6.1 ст. 19 закон субъекта РФ, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта РФ, также должен содержать положения, определяющие:

    • 1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передастся органам государственной власти субъектов РФ, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;
    • 2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов РФ, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

    Осуществление органами местного самоуправления полученных государственных полномочий

    Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Порядок осуществления переданных государственных полномочий должен устанавливаться нормативным актом представительного органа муниципального образования.

    Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Если полномочие передастся федеральным законом - его финансирование осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, если законом субъекта РФ - за счет субвенций из бюджета субъекта. Порядок предоставления таких субвенций установлен ст. 63 Закона о местном самоуправлении 2003 г., а также БК. В соответствии с ч. 3 ст. 86 БК расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций.

    Поскольку передача отдельных государственных полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться выделением бюджетных средств, вступление в силу соответствующих положений возможно только с началом нового финансового года. Нормы о введении их в действие должны содержаться соответственно в федеральном законе о федеральном бюджете или в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Если такие субвенции из бюджета не выделяются - закон о передаче полномочий не может быть введен в силу и нс должен исполняться.

    Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Материальные ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, передаются для использования по целевому назначению. При этом они могут передаваться в муниципальную собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом, которым они наделены отдельными государственными полномочиями, создавать муниципальные предприятия и учреждения для осуществления указанных полномочий и передавать им материальные ресурсы, предназначенные для осуществления соответствующих полномочий, в хозяйственное ведение, оперативное управление или пользование.

    На практике передача материальных ресурсов осуществляется, как правило, на основании договора, заключаемого после вступления в силу закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями исполнительным органом власти субъекта РФ с соответствующими органами местного самоуправления.

    В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г. признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г., является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

    Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не должно трактоваться как освобождение соответствующих государственных органов от ответственности за их осуществление. Государственные органы должны наблюдать за положением дел в соответствующих сферах деятельности, анализировать их, определять общую политику и методологию, иметь реальную возможность реагировать на нарушения действующего законодательства и прав граждан.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области"

    В Конституции предусмотрен только один случай контроля государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления - контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области"" Конституционный Суд РФ посчитал, что такой контроль возможен не только за законностью, но и за целесообразностью деятельности органов местного самоуправления но исполнению переданных им государственных полномочий. В то же время в этом постановлении Конституционный Суд РФ четко обозначил и пределы такого контроля, указав, что:

    • - недопустим государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления с точки зрения целесообразности принимаемых ими решений по вопросам местного значения, в том числе за целесообразностью использования муниципальной собственности и материальных ресурсов;
    • - контроль не может осуществляться неопределенным кругом органов государственной власти и их должностными лицами;
    • - нс может использоваться нс опосредованное судебными процедурами воздействие на органы местного самоуправления, направленное на отмену, изменение или приостановление действия принятых ими правовых актов.

    Таким образом, органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Конкретные формы контроля должны устанавливаться законами о передаче полномочий.

    Анализ законов субъектов РФ о передаче полномочий показывает, что чаще всего в них указываются следующие способы и методы контроля:

    • 1) дача указаний органам местного самоуправления по вопросам реализации переданных полномочий;
    • 2) согласование решений по вопросам осуществления соответствующих полномочий, при этом возможно применение методов встречного планирования, основанного на взаимном изучении проектов планов передачи полномочий;
    • 3) проведение правовых экспертиз актов органов местного самоуправления, принимаемых в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий;
    • 4) направление органами государственной власти запросов и получение документов и иной информации по вопросам реализации переданных полномочий;
    • 5) заслушивание отчетов органов местного самоуправления;
    • 6) проведение проверок и ревизий деятельности органов местного самоуправления;
    • 7) назначение уполномоченных для постоянного наблюдения за осуществлением переданных государственных полномочий;
    • 8) координация деятельности органов местного самоуправления.

    Согласно положениям Закона о местном самоуправлении 2003 г. органы государственной власти субъекта РФ осуществляют контроль не только за осуществлением органами местного самоуправления переданных им субъектом РФ государственных полномочий, но также и за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    Закон о местном самоуправлении 2003 г. отдельно указывает на такую форму контроля, как обязательное предоставление органами и должностными лицами местного самоуправления уполномоченным государственным органам документов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий.

    В законах о передаче полномочий должны содержаться указание о формах и порядке направления запросов государственных органов, сроках предоставления таких документов и т.п. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ уполномоченные государственные органы субъекта РФ вправе направлять письменные предписания по их устранению, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке. Обжалование указанных предписаний осуществляется в порядке, предусмотренным гл. 25 ГПК.

    Прекращение исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления

    Закон о местном самоуправлении 1995 г. не содержал норм, регулирующих порядок и основания прекращения исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления, хотя на практике такая ситуация была вполне возможна.

    Новый закон о местном самоуправлении установил требование, в соответствии с которым закон субъекта РФ, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, должен содержать условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Таким образом, законодатель допускает возможность в случае неисполнения или невозможности исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий их отзыв либо прекращение их осуществления.

    Основания прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий содержатся в большинстве соответствующих законов субъектов РФ. Чаще всего указывают следующие основания:

    • 1) истечение срока, на который были переданы указанные полномочия;
    • 2) признание органами государственной власти субъекта РФ нецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий органами местного самоуправления, в том числе из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
    • 3) невозможность обеспечения ранее переданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами;
    • 4) систематическое нарушение законодательства органами местного самоуправления при реализации переданных государственных полномочий;
    • 5) принятие федерального нормативного акта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере;
    • 6) отказ органов местного самоуправления от дальнейшей реализации полномочий.

    Прекращение действия отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления органами государственной власти субъекта РФ, либо их отзыв должен осуществляться законом субъекта РФ.

    Принятие закона субъекта РФ об отзыве отдельных государственных полномочий у органа местного самоуправления влечет за собой прекращение поступления финансовых средств, передаваемых для реализации указанных полномочий.

    При прекращении исполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны возвратить неиспользованные материальные ресурсы, в том числе здания, сооружения, технические средства, а также иные основные средства, переданные им для осуществления указанных полномочий.

    Помимо отдельных государственных полномочий к делегированным полномочиям органов местного самоуправления относятся также полномочия иных муниципальных образований, переданные на основе соглашений.

    Закон о местном самоуправлении 2003 г. в ч. 4 ст. 15 устанавливает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК. Органы местного самоуправления муниципального района также вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с БК.

    Такие соглашения о передаче полномочий нашли широкое распространение уже в переходный период муниципальной реформы, когда формирование органов местного самоуправления и начало их деятельности во вновь образованных муниципальных образованиях, как правило, опережало передачу им муниципального имущества, соответствующих финансовых ресурсов. Это был эффективный механизм преодоления дотационности местных бюджетов и несбалансированности межбюджетных отношений, когда, по официальным данным, только 2% муниципальных образований являлись самодостаточными, местные налоги в структуре доходов местных бюджетов составляли около 10%, фактические потребности местных бюджетов в среднем по России в два раза превышали их доходы. В наиболее тяжелом положении оказались сельские и небольшие городские поселения, в которых расходы превышали доходы подчас в пять и более.

    Соглашение между муниципальными образованиями о передаче части полномочий является разновидностью административного договора, опосредующего не административно-правовые, а муниципально-правовые отношения, что не меняет, однако, принципиально его сущность. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

    Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

    Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления носит многообразный взаимный характер. Их отношения базируются на принципах законности, взаимоуважения и взаимной ответственности, согласования интересов.

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 и статьей 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    Органы государственной власти:

      • устанавливают государственную защиту и обеспечивают самостоятельности местного самоуправления;
      • помогают в хозяйственно-финансовом отношении;
      • осуществляют государственно-правовое регулирование;
      • определяют государственную политику развития местного самоуправления;
      • осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, устанавливают их государственную (конституционно-правовую) ответственность.

    Государство, признавая местное самоуправление, взаимодействуя с ним, в свою очередь, также оказывается под его влиянием. В РФ можно назвать такие средства воздействия местного самоуправления на государственную власть и гарантии в отношениях с нею, как:

      1. обращение органов и должностных лиц местного самоуправления к государственным органам, порождающее обязанность их рассмотрения и принятия необходимых мер;
      2. обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления , решений органов и должностных лиц местного самоуправления - в рамках нормативно установленных их предметов ведения и полномочий - для исполнения всеми, расположенными на территории муниципального образования, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также государственными органами;
      3. право законодательной инициативы представительных органов местного самоуправления в представительном органе государственной власти субъекта РФ;
      4. право на судебную защиту от действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права местного самоуправления;
      5. участие местного самоуправления в при формировании органов государственной власти и проведении референдумов (общефедеральных или региональных);
      6. выполнение органами местного самоуправления переданных им законом отдельных государственных полномочий.

    Решающая роль государства в установлении и регулировании местного самоуправления обеспечивает реализацию местного самоуправления на государственно-правовых началах и одновременно свидетельствует о наличии в самой государственности самоуправленческих элементов.

    Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    ФЗ устанавливает, что наделение органов местного самоуправления осуществляется:

      1. федеральными законами и законами субъектов РФ - отдельными государственными полномочиями РФ;
      2. законами субъектов РФ - отдельными государственными полномочиями субъектов РФ.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными не допускается.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам.

    Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов , если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.

    Срок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

      • на неограниченный срок;
      • на срок действия этих полномочий, если данные полномочия имеют определенный срок действия.

    Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

    Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

    Федеральные законы, законы субъектов РФ, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

    Государственные полномочия полностью или частично могут передаваться в двух формах: посредством наделения и делегирования.

    Делегирование некоторых государственных полномочий органам местного самоуправления может осуществляться в особых случаях нормативным правовым актом органа государственной власти Российской Федерации или правовым нормативным актом субъекта Российской Федерации в виде поручения.

    Между наделением и делегированием государственных полномочий существует четкое разграничение, а следовательно, и юридические последствия, которые наступают до, при и после выполнения переданных государственных полномочий, различны.

    В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется законом (федеральным конституционным, федеральным или субъекта Российской Федерации), переданные полномочия исполняются органами местного самоуправления весь период действия этого закона. Прекращается исполнение отдельных государственных полномочий только в связи с признанием этого закона утратившим силу либо исключением норм о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями из действующего закона.

    В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется в форме делегирования, объем передаваемых полномочий, виды юридических действий либо содержание поручения, а также срок, на который делегируются полномочия, указываются в акте, которым закрепляется такая форма передачи.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

    Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления возможно при осуществлении ими государственных полномочий. Использование такой формы передачи государственных полномочий, как делегирование государственных полномочий на определенное время, должно осуществляться для решения тех или иных задач, выполнение которых необходимо оперативно осуществить исходя из особенностей управления той или иной территорией .

    Например, при объявлении чрезвычайной ситуации (техногенного и иного чрезвычайного характера) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе дать поручение органам местного самоуправления оказывать содействие в ликвидации ее последствий.

    Это характерно не только для России, но практикуется и во многих странах мира. Например, в Германии местное самоуправление находится под юридическим контролем государства . Федерация и земли передоверяют общинам некоторые из задач государственного управления , входящие в их собственную компетенцию. Создается сфера так называемого управления по поручению (задачи полиции и поддержания общественного порядка передаются общинным землям и т.д.).

    При делегировании тех или иных государственных полномочий органам местного самоуправления поручение должно иметь четкую формулировку, из которой было бы ясно, что речь идет именно о временной уступке какого-то права, осуществление которого исчерпывается его однократным применением.

    Примерные перечни вопросов, по которым органы власти вправе делегировать государственные полномочия местному самоуправлению, порядок делегирования, возмещение затрат муниципальному образованию за выполнение таких поручений, ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение переданных полномочий должны быть определены и регламентированы в правовом акте, которым делегируются полномочия.

    Передача органам местного самоуправления иных государственно-властных и административно-властных полномочий

    Государство гарантирует осуществление населением местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. В таком положении местное самоуправление является равноправным субъектом отношений с органами государственной власти . Поэтому некоторые государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления на основе договоров (соглашений) публично-правового характера.

    Например, принятие совместного решения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципалитета о строительстве дороги, телефонизации или о создании какой-либо иной инфраструктуры, необходимой и для населения муниципального образования , и для субъекта Российской Федерации, может фиксироваться в соглашении о совместном выполнении указанной программы.

    Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации , изложенной в Постановлении от 30 ноября 2000 г. (дело о проверке конституционности отдельных положений Устава Курской области), соответствует требованиям Конституции Российской Федерации взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти на договорной основе "для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципального образования".

    Изложенное позволяет утверждать, что реализация отдельных государственных полномочий, непосредственно связанная с решением вопросов местного значения, может осуществляться путем совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок которых регулируется на договорных основаниях.

    Договорная форма передачи государственных полномочий должна иметь стадию согласования, поскольку согласие муниципального образования (его органов и должностных лиц) на выполнение тех или иных поручений от органов государственной власти, а также наличие определенной инфраструктуры для этого, необходимых ресурсов, навыков, опыта, необходимых специалистов являются залогом качественного и своевременного выполнения принятых государственных полномочий.

    Согласование может являться формой сотрудничества органов государственной власти с органами управления . И практика показывает, что такая форма сотрудничества существует. Это определено закономерностью в обеспечении согласованности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    При согласовании происходит не одностороннее волеизъявление субъекта управления, а принятие решения двумя или несколькими субъектами управления - участниками действия - соисполнителями.

    Согласование в период урегулирования разногласий между субъектами управления, как правило, приводит к достижению определенных правовых последствий.

    Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

    Органы государственной власти обязаны осуществлять контроль за надлежащим осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

    В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

    Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант