Юридический портал. Льготный консультант

Ввиду его популярности в Европейский суд прав человека ежегодно поступает около 70 000 дел. Подавляющее большинство из них остается Судом без удовлетворения по причине неприемлемости. Все дела рассматриваются юристами и судьями до вынесения решения об их отклонении. Таким образом, они засоряют реестр Суда и препятствуют рассмотрению дел, заслуживающих большего внимания и удовлетворяющих требованиям приемлемости, которые могут касаться серьезных заявлений о нарушениях прав человека.

Вы можете подать жалобу в Суд, если считаете, что лично и непосредственно стали жертвой нарушения прав и свобод, изложенных в Конвенции или протоколах к ней. Нарушение должно быть совершено одним из государств, подписавших Конвенцию о правах человека.

Конвенцией охраняются, в частности, следующие права:

1. право на жизнь;

2. право на справедливое судебное разбирательство в гражданских и уголовных делах;

3. право на уважение частной и семейной жизни;

4. свобода выражения мнения;

5. свобода мысли, совести и религии;

6. право на эффективное средство правовой защиты;

7. право на уважение собственности;

8. право избирать и быть избранным.

Прежде, чем писать жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо ознакомиться с правилами приемлемости (требованиями, изложенными в Конвенции), несоблюдение которых может привести к тому, что жалоба будет отклонена.

Существует три вида оснований неприемлемости: процессуальные, юрисдикционные и материальные.

Итак, для того, чтобы ваше дело обязательно было рассмотрено в Европейском суде необходимо удостовериться, что оно не соответствует ни одному из оснований неприемлемости.

Чтобы ваша жалоба успешно прошла через процессуальные основания неприемлемости, вы должны:

1. исчерпать внутренние средства правовой защиты;

Европейский суд – это последняя инстанция, в которую вы обращаетесь со своей жалобой. Предварительно необходимо использовать все средства правовой защиты в государстве-ответчике, а иногда и подать жалобу в высшую судебную инстанцию, например, верховный Суд или Конституционный Суд.

2. соблюсти шестимесячный срок с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу;

Для подачи жалобы в Европейский Суд вы располагаете только шестью месяцами с даты вынесения окончательного решения на национальном уровне (обычно – решение суда кассационной инстанции). По истечении этого срока Суд не сможет принять вашу жалобы к рассмотрению.

3. удостовериться, что жалоба не анонимна;

Жалоба, поданная в Европейский суд по правам человека, считается анонимной, когда в деле нет ни одного документа, позволяющего идентифицировать личность заявителя. Заявитель должен быть надлежащим образом указан в форме жалобы. Суд вправе принять решение о неразглашении личности заявителя; в таком случае имя заявителя обозначают инициалами или просто одной буквой.

4. быть уверенным в уникальности своей жалобы;

Жалоба подлежит отклонению в случаях, когда она является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом или в рамках другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержит новых относящихся к делу фактов.

5. не злоупотреблять правом на подачу жалобы;

Речь идет о ситуации, когда управомоченное лицо при реализации своего права грубо выходит за рамки дозволенного. К случаям, когда Судом установлено наличие злоупотребления правом подачи жалобы, относятся: дезинформация Суда; использование оскорбительной лексики; нарушение обязанности хранить конфиденциальность по вопросу мирового соглашения, а также подача жалобы без каких-либо серьёзных оснований.

Чтобы ваше дело успешно прошло через юрисдикционные основания неприемлемости, оно должно:

1. являться совместимым ratione personae с положениями Конвенции или Протоколов к ней;

Жалобы отклоняются как несовместимые по следующим основаниям:

Если в соответствии со статьёй 34 Конвенции заявитель не имеет права ее подавать;

Если заявитель не в состоянии доказать, что является жертвой предполагаемого нарушения;

Если жалоба подана против частного лица;

Если жалоба подана против государства, которое не ратифицировало Конвенцию или непосредственно против международной организации, которая не присоединилась к Конвенции;

Если жалоба касается Протокола к Конвенции, который государство не ратифицировало.

2. является совестимым ratione loci с положениями Конвенции или Протоколов к ней;

Критерий совместимости ratione loci соблюдён тогда, когда предполагаемое нарушение Конвенции было совершено в пределах юрисдикции государства-ответчика или на территории, находящейся под эффективным контролем этого государства. Жалоба будет несовместимой ratione loci, если она касается зависимой территории и при этом государство-участник не сделало в соответствии со статьёй 56 (ранее статья 63) заявления о распространении действия Конвенции на эту территорию.

3. является совместимым ratione temporis с положениями Конвенции или Протоколов к ней;

В соответствии с общими принципами международного права (принцип «договоры не имеют обратной силы») положения Конвенции не имеют силы для Договаривающейся стороны как в связи с действиями или событиями, предшествующими дате вступления Конвенции в силу в отношении этой стороны, так и в связи с ситуациями, которые закончились до указанной даты.

4. является совместимым ratione materiae с положениями Конвенции или протоколов к ней;

Совместимость жалобы или претензии ratione materiae выводится из материальной компетенции Суда. Для того чтобы жалоба была совместимой ratione materiae, нужно, чтобы право, на которое ссылается заявитель, защищалось Конвенцией и Протоколами к ней, вступившими в законную силу. Например, неприемлемыми являются жалобы по поводу права на получение водительского удостоверения, по поводу права на самоопределение, или права на въезд и нахождение на территории государства-участника для лиц, не являющихся гражданами этого государства, по поводу прав, которые как таковые отсутствуют в числе прав и свобод, гарантированных Конвенцией.

Чтобы ваша жалоба успешно прошла через материальные основания неприемлемости, необходимо:

1. убедиться, что она является обоснованной;

Обоснованной считается любая жалоба, которая по результатам предварительного рассмотрения своего материального содержания содержит признаки нарушения прав, гарантированных Конвенцией, и поэтому может быть сразу признана приемлемой.

2. оценить значительность причиненного вам вреда

Понятие «значительного ущерба» основано на идее, что нарушение права, несмотря на его реальность с юридической точки зрения, должно достигать минимального уровня тяжести, чтобы являться основанием для рассмотрения в международном суде. Нарушения, которые носят сугубо технический характер и являются несущественными за пределами формальных рамок, не заслуживают контроля на европейском уровне.

Если ваша жалоба успешно прошла через все основания неприемлемости, она объявляется приемлемой и Суд предлагает сторонам (вам и государству-ответчику) прийти к мировому соглашению. Если мировое соглашение не достигнуто, Суд рассматривает дело «по существу», опираясь на все представленные на рассмотрение материалы, и определяет имело ли место нарушение прав, охраняемых Конвенцией.

По итогам рассмотрения жалобы в Европейском суде, Вы можете рассчитывать на:

  • Меры индивидуального характера, после вынесения постановления Европейского Суда в вашу пользу: по уголовному делу приговор подлежит пересмотру в порядке ст. 413 ГПК РФ, по гражданскому делу решение будет пересмотрено на основании ст. 392 ГПК РФ.
  • Принятие масштабных мер по исправлению ситуации в целом (меры общего характера), если будет установлено системное нарушение Конвенции государством. В этом большую роль играют «пилотные» постановления Европейского суда, которым кроме факта нарушения Конвенции, Суд устанавливает, что нарушение носит массовый характер, вследствие структурной или системной дисфункции правовой системы государства-ответчика. К Числу таких решений относятся например: — «Бурдов (№ 2) против России» (2009, «пилотное»; о невыполнении приговоров российских судов); «Ананьев и другие против России» (2012, «пилотное»; об условиях содержания в следственных изоляторах); «Аслаханова и другие против России» (2012, о недостатках расследования преступлений на Северном Кавказе); «Герасимов и другие против России» (01.07.2014, «пилотное»; о невыполнении приговоров российских судов о предоставлении жилья и коммунальных услуг).
  • Компенсацию морального вреда. В соответствии со ст. 41 Конвенции. Компенсация обычно исчисляется в евро (EUR, €), и может составлять от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч EUR. Одна из самых крупных компенсаций для физических лиц по делам в отношении России присуждена по делу «Аслаханова и другие против России» (Aslakhanova and Others v. Russia) и составила порядка 1,9 млн. EUR.
  • Возмещение расходов и убытков. Применительно к возмещению убытков используется принцип, в соответствии с которым заявитель должен быть насколько это возможно возвращен в ситуацию, которая соответствовала бы положению вещей в отсутствие нарушения, другими словами, принцип restitutio in integrum. Речь может идти о компенсации как фактически причиненного реального ущерба (damnum emergens), так и расходов, которые необходимо понести для восстановления нарушенного права в будущем, равно как упущенной выгоды (lucrum cessans).

Не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук , в 2008 году - Георгий Матюшкин.

Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России постоянно растёт:

  • 2001 год - 2490 жалоб,
  • 2002 год - 4716,
  • 2003 год - 6602,
  • 2004 год - 7855,
  • 2005 год - 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год , из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307.

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

По состоянию на ноябрь 2008 года Судом приняты решения по 579 российским делам, в 544 из которых было констатировано нарушение прав человека. В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

Примечания

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт (англ.) (фр.)
  • Сайт о ЕСПЧ (рус.)
  • Факты и статистика о Суде 1998-2008 (англ.)
  • Законодательство о правах человека: Европейский суд по правам человека
  • Информационная система по документам Европейского суда по правам человека
  • Решения ЕСПЧ на русском: espch.ru , umn.edu , hri.ru
  • Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Справка
  • Россия и Европейский Суд по правам человека // Центр «Демос»
Решения суда
  • Европейский суд по правам человека недоступен для россиян
  • Церковь сайентологии города Москвы выиграла дело против России в Европейском суде по правам человека

Wikimedia Foundation . 2010 .

Европейский суд по правам человека (известный также как Европейский суд , Страсбургский суд, ЕСПЧ) - это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

IV. Конвенция о защите прав человека и основных свобод:

основа существования и деятельности ЕСПЧ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.

Конвенция дополнялась отдельными протоколами, которые действуют и юридически являются частью Конвенции. В Конвенцию вносились изменения отдельными протоколами. Протокол № 14 изменил процедуру рассмотрения дел, а также дополнил текст Конвенции положениями гарантирующими исполнение окончательных постановлений (решений) Европейского суда по правам человека. Текст Конвенции также был ранее изменен в соответствии с положениями Протокола № 3, который вступил в силу 21 сентября 1970 г., Протокола № 5, который вступил в силу 20 декабря 1971 года и Протокола № 8, который вступил в силу с 1 января 1990 года, и включает в себя также текст Протокола № 2. Все положения, которые были изменены или добавлены 5 и 8 протоколами были заменены Протоколом № 11, с даты вступления его в силу - 1 ноября 1998 года.Начиная с этого момента, Протокол № 9, который вступил в силу 1 октября 1994 года, был отменен, а Протокол № 10 потерял свою цель.

V. Cостав Европейского суда по правам человека

Судьи и Секретариат ЕСПЧ

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств - участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган - Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

VI. Полномочия Европейского суда по правам человека

Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека

Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:

  1. Право на жизнь
  2. Запрещение пыток
  3. Запрещение рабства и принудительного труда
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность
  5. Право на справедливое судебное разбирательство
  6. Наказание исключительно на основании закона
  7. Право на уважение частной и семейной жизни
  8. Свобода мысли, совести и религии
  9. Свобода выражения мнения
  10. Свобода собраний и объединений
  11. Право на вступление в брак
  12. Право на эффективное средство правовой защиты
  13. Запрещение дискриминации
  14. Защита собственности
  15. Право на образование
  16. Право на свободные выборы
  17. Свобода передвижения
  18. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
  19. Право на компенсацию в случае судебной ошибки
  20. Право не быть судимым или наказанным дважды
  21. Равноправие супругов

VIII. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека

Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей.

С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).

Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер, о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.

Кто может подавать жалобы в ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека принимает жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы таких лиц. Исключение составляют только государственные органы и организации.

После какой национальной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ

Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.

Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:

IX. Cтатистические показатели работы Европейского суда по правам человека

ЕСПЧ: статистика в 2016 году

За 2016 год

Для сравнения

за 2015 тот же период

+/-
Очередь жалоб*: 74,250 64,850 на 01.01.2016 +14%
Жалобы против России* 8,000 9 150 на 01.01.16 -11%
Рассмотрено жалоб 31,676 37,701 -16%
Поступило новых жалоб* 41,250 34,300 +20%
Коммуницированно 8,425 11,154 -24%
Жалобы ожидающие регистрации 12,500 10,000 на 01.01.16 25%
В регистрации отказано 17,400 27,450 -37%
* только те жалобы, которые надлежащим образом оформлены и подлежат рассмотрению Судом (остальные рассматриваются Секретариатом)

Статистика Европейского суда по правам человека за с 1959 по 2016 годы

Главными полномочиями Европейского суда по правам человека является компетенция рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Именно в рассмотрении индивидуальных жалоб сосредоточенно больше 99% деятельности Европейского суда по правам человека.

С момента своего основания в 1959 году по 10.06.2016, Европейский суд по правам человека вынес:

  • постановлений: 19001;
  • мотивированных решений: 22 483;
  • консультативных заключения: 3.

Около половины постановлений и решений вынесено против четырех государств: Турции (5 195), Польша (3597), Россия (3309),

Статистика ЕСПЧ в картинках

Стадии на которых находятся жалобы в ЕСПЧ

X. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз

В настоящее время идет процесс присоединения Европейского Союза к Конвенции. После присоединения Европейского союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, жаловаться также можно будет и против действий органов и институтов Европейского союза.

Присоединение Европейского союза к Конвенции стало юридическим обязательством по Лиссабонскому договору, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Правовая основа для присоединения ЕС Конвенции стала статья 59 этого договора ("Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции"), с поправками, внесенными Протоколом № 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 года.

Присоединение Европейского союза к Конвенции о защите прав человека преследует решение двух основных задач:

  • дать возможность гражданам и организациям обжаловать действия органов Европейского Союза;
  • сбалансировать практику Европейского суда по правам человека и Суда Европейского Союза, которые находится в Люксембурге.

XI. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека

European Court of Human Rights
Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX
FRANCE

Европейский суд (Международный Суд по Правам Человека) , действующий в Страсбурге, представляет собой эффективную международную организацию, в юрисдикцию которой входит рассмотрение жалоб, поступивших от лиц, группы лиц, или неправительственных организаций, заявивших, что права человека, прописанные в Конвенции, были нарушены.

В каких случаях жалобы принимаются Судом по Правам Человека

Конвенция представлена международным договором, подтверждающим принятые обязательства государств-участников, а также их неукоснительное исполнение. К правам человека, утвержденным в Конвенции, которые защищаются Судом, причисляются:
- право на судебное рассмотрение по уголовным и гражданским делам;
- право на выдвижение собственной кандидатуры в выборах и право участия в них;
- право на свободу вероисповедания, мысли и совести;
- право на свободу мнения;
- право на жизнь и неприкосновенность личности;
- право на свободу распоряжаться собственностью и право на имущество;
- право на свободу объединений и других организаций.

Права, охраняемые Конвенцией, изложены в некоторых Протоколах, а также в самой Конвенции.

Какие дела рассматриваются Судом Страсбурга?

Европейский суд может правомочно приступить к разбирательству дела только после подачи жалобы. Страсбургский суд может рассматривать два вида жалоб: индивидуальную жалобу (физического лица по отношению к государству-участнику Конвенции) и межгосударственную жалобу (одной страны против другой).

Суд рассматривает лишь жалобы, которые относятся непосредственно к нарушениям прав, обозначенных в Конвенции и Протоколах. Суд не является апелляционной, либо кассационной инстанцией в отношении национального суда и не уполномочен изменять, либо отменять принятые государственными инстанциями решения. Кроме того, эта организация не правомочна осуществлять прямое вмешательство в работу органа власти, на работу которого поступила жалоба.

Суд рассматривает только соответственно оформленные жалобы, направленные против государств-участников, ратифицировавших Конвенцию либо Протоколы. При этом Суд не имеет права принимать к рассмотрению те жалобы, которые имеют какое-либо отношение к событиям, произошедшим до ратификации.

Перед подачей жалобы в Европейский Суд по Правам Человека необходимо убедиться, что за события, которые стали причиной нарушения прав человека несет ответственность публичная организация (органы судебной, исполнительной, законодательной власти и др.) определенного государства.

В соответствие со ст.35 п.1 действующей ныне Конвенции, жалоба может быть принята Судом к разбирательству только после применения всех имеющихся средств внутренней правовой защиты. При этом документ может быть подан в Суд не позднее шести месяцев, начиная с момента принятия окончательного решения. Жалобы, не соответствующие установленным требованиям приемлемости, не подлежат рассмотрению.

К примеру, прежде чем отправить жалобу в Европейский Суд по Правам Человека, необходимо прежде обратиться в высшую судебную инстанцию, юрисдикция которого позволяет рассмотреть ваше дело. Но, в случае, если данный документ подается на судебное решение (например, на обвинительный приговор), а также, если дело находится в стадии обжалования, необходимости в дополнительном обращении в соответствующие инстанции нет.

При этом первое письменное обращение в Европейский Суд по Правам Человека (даже в короткой форме) является основанием для прерывания течения шестимесячного срока. В письме должен быть ясно указан предмет жалобы. Также это может быть уже заполненный формуляр жалобы. Обычного письма, в котором указана лишь просьба предоставить необходимую информацию, недостаточно, и оно не может служить основанием для приостановки шестимесячного срока.

Одним из немаловажных условий, которое влияет непосредственно на принятие Судом решения о рассмотрении жалобы, является факт использования всех государственных инстанций, посредством которых можно было бы ликвидировать нарушение прав. Либо предоставление Суду убедительных доказательств того, что в вашем случае, применение таких средств правовой защиты было бы бесполезным и неэффективным.

Используя государственные средства правовой защиты необходимо соблюдение всех процессуальных норм и, что особенно важно, соблюдение сроков, предписанных законом. К примеру, если жалоба отклонена по причине поступления с нарушением процедуры, или с опозданием, вероятность ее рассмотрения в Суде резко уменьшается.

Но при этом, в случаях, если объект жалобы - судебный приговор, то до обращения в в Европейский Суд по Правам Человека проходить судебную процедуру обжалования необязательно. Кроме того, в этом случае также нет необходимости обращаться к процедуре подачи прошения об амнистии, или помиловании.

Рекомендации по заполнению формуляра жалобы в Европейский Суд по Правам Человека

При подаче жалобы в Европейский Суд по Правам Человека важно помнить, что петиции к органам исполнительной, либо законодательной власти не входят в состав средств правовой защиты, которые можно эффективно использовать для обжалования.

Следует отметить особо, что более 90% поступающих в Суд жалоб отклоняется по причине несоблюдения условий, которые представлены выше.

"Подавляющая часть решений, которые выносит ЕСПЧ, объективно констатирует проблемы законодательства и правоприменения. Это серьезные вещи, носящий затяжной характер", - заявил министр юстиции РФ Александр Коновалов в ходе научно-практической конференции по мониторингу законодательства и правоприменения.

3 сентября 1953 года вступила в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Европейский суд, начавший свою деятельность в 1959 году, призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством - членом совета Европы со стороны другого государства-члена.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в суд, оно решалось комитетом министров.

С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в суд по жалобам, признанным комиссией приемлемыми.

С 1 ноября 1998 года Суд начал действовать в новой организационной форме как постоянно действующий судебный орган. В этот же день вступила в силу обновленная редакция Европейской конвенции.

Европейский суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Компетенция ЕСПЧ распространяется на дела, а) касающиеся толкования и применения Конвенции, и б) переданные на его рассмотрение государствами-участниками Конвенции или Европейской комиссией по правам человека.

К производству принимаются

Индивидуальные жалобы, поданные физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией,

Жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы (СЕ) со стороны другого государства-члена.

Прежде чем жалоба будет подана в суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые конвенцией. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника Конвенции, поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Однако ЕСПЧ вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров СЕ.

Состав ЕСПЧ:

Председатель - Люциус Вильдхабер /Luzius Wildhaber, Швейцария/.

Число судей соответствует числу государств, подписавших Конвенцию. Судьи от каждого из государств-участников избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы /ПАСЕ/ большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых данным государством. Судьи избираются сроком на шесть лет /с возможностью переизбрания/, срок их полномочий истекает по достижении ими 70-летнего возраста. Судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант