Юридический портал. Льготный консультант

Под правовым статусом понимают права, обязанности, гарантии и ответственность.

Самое важное право органа МСУ, следующее из того, что он является институтом власти - это право принимать обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории МО решения и нормативные правовые акты, таким образом, все физические и юридические лица обязаны исполнять решения и акты органов МСУ на территории МО. Если не будут исполнять - наступит ответственность, определенная законодательством (административная, дисциплинарная).

Следующая группа прав связана с тем, что основная обязанность органов МСУ - предоставлять услуги, которые удовлетворяют коллективные потребности населения МО, т.е. решать вопросы местного значения, определенные предметами ведения . Л. А. Велихов перечисляет права, которыми должны обладать органы МСУ, для того чтобы реально осуществлять хозяйственную деятельность и решать местные вопросы:

  • право юридического лица;
  • право распоряжение муниципальной собственностью;
  • право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
  • право установления местных налогов и сборов;
  • право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями;
  • право принудительного отчуждения (выкупа) частного имущества.

Федеральный закон № 131-ФЗ, а также ГК РФ наделяют органы МСУ данными правами, за исключением права установления местных налогов, которые устанавливаются НК РФ. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ органы МСУ, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, а представительный орган МО и местная администрация как юридические лица действуют в соответствии с ГК РФ применительно к учреждениям.

От имени МО приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица МСУ в соответствии с уставом МО.

Органы МСУ обладают правами на представление и защиту своих интересов:

  • государство вводит запрет на ограничение прав МО со стороны органов государственной власти, т.е. принимаемые ими правовые акты в части, ограничивающей муниципальные права, не действуют (это право в то же время является гарантией МСУ);
  • отмена решений органов МСУ производится только принявшими их органами либо такие решения признаются недействительными по решению суда;
  • представительные органы МСУ, как правило, обладают правом законодательной инициативы в региональных органах государственной власти;
  • органы МСУ обладают правом на судебную защиту, в том смысле, что окончательное разрешение спорных вопросов относится к компетенции судебной власти (это право в то же время является гарантией МСУ).

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ органы и должностные лица МСУ несут ответственность перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Основания наступления ответственности и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами МО.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед государством наступает на основании решения суда в случае нарушения ими законодательства РФ, устава МО, а также в случае ненадлежащего осуществления ими переданных государственных полномочий.

Ответственность представительного органа МО перед государством наступает только после решения суда.

В случае если судом установлено, что представительным органом МО принят нормативный правовой акт, противоречащий законодательству, уставу МО, а представительный орган МО в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял мер по его исполнению, глава субъекта РФ (глава региона) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в региональный законодательный орган государственной власти проект регионального закона о роспуске представительного органа МСУ.

Полномочия представительного органа МСУ прекращаются со дня вступления в силу такого закона.

В случае если судом установлено, что избранный либо вновь избранный в правомочном составе представительный орган МО в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, глава региона в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в региональный законодательный орган государственной власти проект регионального закона о роспуске представительного органа МСУ данного МО. Данное решение может быть обжаловано в суде.

Возможность роспуска совета МО, как мера ответственности перед государством, существует не только в России: во Франции таким правом обладает президент, в Мексике - региональные власти.

Мера ответственности органов и должностных лиц МСУ перед государством за осуществление отдельных государственных полномочий определяется материальными и финансовыми средствами, переданными на такие цели органам МСУ. Данные вопросы регулируются федеральными и региональными законами.

Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами состоит в нарушении этими органами прав и интересов данных лиц и наступает в порядке, установленном федеральными законами.

  • Велихов В. Д. Основы городского хозяйства. М. ; Л., 1928.

Конституционный статус местного самоуправления отражен и в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно его статье 1 местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории нашей страны.

Местное самоуправление в Российской Федерации самостоятельно функционирует и развивается на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России, конституционных установлений, положений федерального законодательства, законов субъектов Федерации, принимаемых в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, уставами муниципальных образований и другими муниципальными правовыми актами.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - управление делами главным образом местного значения, осуществляемое органами и должностными лицами, назначенными центральными или иными вышестоящими государственными органами и подотчетными последним

В главе 1 Конституции «Основы кон­ституционного строя» одна из статей (ст. 12) специально посвящена местному самоуправлению, его фундаментальным конституционным основам. В ней говорится, что в РФ признается и гарантируется мест­ное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий, а его органы не входят в систему органов государственной влас­ти. Более подробно и широко конституционные основы местного само­управления в РФ закрепляются в четырех статьях (ст. 130-133) спе­циальной гл. 8 Конституции РФ «Местное самоуправление», а также в ряде других статей Конституции РФ. В ст. 130, например, по сути дела, определяется основное содержание местного самоуправления и пути его реализации. В ней говорится, что местное самоуправление обеспе­чивает самостоятельное решение населением вопросов местного значе­ния, владение, пользование и распоряжение муниципальной собствен­ностью и осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.



В развитие конституционных основ местного самоуправления в РФ в августе 1995 г. был принят основополагающий по данному вопро­су Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».* В нем прежде всего дается характеристика муниципального образования как территориальной единицы, в рамках которой реализуются права граждан на местное самоуправление. Согласно указанному закону, это - «городское, сель­ское поселение, несколько поселений, объединенных общей террито­рией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляет­ся местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления» (ст. 1). Само местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответ­ственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных тра­диций

конституционный статус местного самоуправ­ления в РФ сводится к следующим основным положениям: а) местное самоуправление - одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ как демократического государства (ст. 3 и 12); б) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 и 130); в) местное самоуправление обеспечивает децентрализацию власти и управления, направленную на лучшее обеспечение интересов населения мест с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 12, 130); г) местное самоуправление - один из важнейших путей реализации конституционного права граждан РФ на участие в управ­лении страной, благодаря которому они получают возможность само­стоятельно в пределах своих полномочий решать в собственных инте­ресах весьма широкий круг общественных дел (ст. 3,12, 130, 132 и др.); д) местное самоуправление осуществляется на уровне муниципальных образований, где вопросы местного значения возможно решать наибо­лее эффективно (ст. 131); е) местное самоуправление может осущест­вляться как в формах непосредственной демократии (референдум, вы­боры и др.), так и в формах представительной демократии (выборные и иные органы местного самоуправления) (ч. 2 ст. 130); ж) местное самоуправление и его органы, будучи формой самоорганизации и само­деятельности местного населения, не входят в систему органов госу­дарственной власти, хотя и являются спеифической формой осущест­вления существующей в стране единой публичной власти и поэтому входят в систему органов данной власти (ст. 12); з) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131); и) органы местного самоуправления могут наделяться зако­ном отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, при этом реализация этих полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132); к) изменение границ территорий, в которых осуществля­ется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ч. 2 ст. 131); л) местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополни­тельных расходов, возникших в результате решений, принятых органа­ми государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133)

Как публичное образование муниципальное образование призвано решать властные вопросы сообщества, вопросы его самоуправления как хозяйствующая (в определенной мере) единица. Оно призвано обеспечивать решение некоторых повседневных проблем жизнедеятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, содержание и ремонт дорог местного значения, транспортное обслуживание населения и т.д.). В единстве двух этих начал муниципальное образование призвано обеспечивать жизнедеятельность местного сообщества. Муниципальное образование по своей природе должно заниматься хозяйственными вопросами. Местное самоуправление рассматривается как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью». Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 г.) // Российская газета № 237, 25. 12. 1993. Это положение в комплексе с ч. 2 ст. 3 Конституции о реализации народовластия через органы местного самоуправления предопределяет одновременное наличие признаков публично-правового института публичной власти и хозяйствующего субъекта. Как отмечает Н.С. Тимофеев, определяя организационно-правовой статус муниципального образования, ГК РФ не отождествляет муниципальные образования с юридическим лицом, но лишь устанавливает для них относительно равные с юридическими лицами права на участие в гражданско-правовых отношениях, при этом выводя «особых субъектов» - Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования из общего ряда субъектов. Природа муниципальных образований, органов местного самоуправления носит двойственный характер - и властных публичных институтов, и хозяйствующих субъектов. Тимофеев, Н. С. Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования и его органов / Н.С. Тимофеев // Законность. - 2012.

От имени муниципального образования хозяйственную деятельность осуществляют органы лестного самоуправления. Последние признаны субъектами гражданского права (ст. 125 ГК РФ) могут выступать в качестве таковых при владели и пользовании закрепленным за ними имуществом, а также при использовании средств, выделенных им по смете или полученных по иным основаниям, с учетом ограничений, установленных законом и обусловленных правовой природой этих органов. В этих отношениях органы местного самоуправления юридически равны с иными субъектами. Как верно указывает Э.В. Берг, «муниципальные образования, как и Российская Федерация и ее субъекты, лишь приравниваются в гражданско-правовых отношениях к юридическим лицам в соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такая аналогия обусловлена их статусом собственника имущества, в том числе денежных средств (в частности, бюджетных). В отличие от муниципального образования органы местного самоуправления могут являться юридическими лицами». Белоусова Е.В. Правовой статус органов местного самоуправления как юридических лиц: проблемы правового регулирования / Е. В. Белоусова // Государство и право. - 2013. - № 2. - С - 32 - 38. Вместе с тем основа концепции участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, закрепленная в ст. 125 ГК РФ, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 №51-ФЗ // СЗ РФ 1994, № 32, ст. 3301. сводится к тому, что органы местного самоуправления выступают в имущественном обороте от имени муниципальных образований.

Иногда допускается смешение понятий муниципального образования и органов местного самоуправления как субъектов гражданских правоотношений, что является необоснованным как с точки зрения нормативно-правового регулирования, так и доктринального подхода к этому вопросу, так как органы местного самоуправления являются одним из признаков и необходимых атрибутов муниципального образования. По мнению Ю.В. Кондрашова, о муниципальных образованиях как о юридических лицах можно говорить только в самом общем смысле как о субъектах права, не являющихся лицами физическими, но не как о юридических лицах - организациях в цивилистическом смысле этого слова. Кондрашов Ю. В. Статус органов местного самоуправ. при участии в гражданских правоотношениях: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Ю. В. Кондрашов - Тюмень, 2014. - 26 с. Анализируя статус муниципальных образований и их органов в качестве субъектов гражданского права, следует обратить внимание на различия между ними, позволяющие глубже понять особенности их деятельности. Во-первых, в гражданско-правовых отношениях, регулируемых п. 2 ст. 125 ГК РФ, в качестве их субъектов выступают муниципальные образования. Органы местного самоуправления являются при этом лишь их представителями, так же как и в гражданско-правовых отношениях Российской Федерации и ее субъектов, с одной стороны, и их органов государственной власти - с другой. Имущество муниципального образования является собственностью самого муниципального образования, а органы местного самоуправления лишь осуществляют правомочия собственника от его имени. Во-вторых, орган местного самоуправления реализует права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования, т.е. выступает как орган того же субъекта гражданско-правовых отношений. В-третьих, как указывает А.И. Коваленко, «органы местного самоуправления, как и иные юридические лица, обладают также правом предъявления вещно-правовых требований: виндикационного иска - требования о возврате муниципального имущества из чужого незаконного владения». Муниципальное право: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Коваленко. - М., 2011. С. 89. Однако следует уточнить, что органы местного самоуправления в данном случае предъявляют иск как представители других субъектов гражданского права - муниципальных образований (собственников имущества). И наконец, как отмечают представители цивилистики, по общему правилу юридическое лицо может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом или учредительными документами целям его деятельности, и, соответственно, может нести лишь связанные с этой целью обязанности. Участие юридических лиц в гражданских правоотношениях имеет определенные пределы. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Под редакцией Ю. А. Дмитриева - М.: МЦУПЛ, 2009. - 24-25 с. Таким образом, обоснованно говорить о наличии у органов местного самоуправления собственной гражданской правосубъектности, отличной от правосубъектности муниципальных образований.

В постсоветский период изменилась роль муниципальных образований в экономических и иных имущественных правоотношениях, что обусловлено отходом от концепции государства как единого и единственного хозяйствующего субъекта, провозглашением в Конституции РФ многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности и равенства ее участников. Муниципальные образования признаны субъектами имущественных отношений наряду с иными юридическими лицами. Параллельно с этим законодательно закреплено признание органов местного самоуправления юридическими лицами. Такое законодательное регулирование не случайно и обусловлено реально существующей и объективно сложившейся ситуацией, когда органы местного самоуправления в действительности выступают в гражданских правоотношениях от своего имени в качестве юридических лиц. Муниципальные образования, будучи по своей природе «бестелесными субъектами», не способны собственными действиями участвовать в гражданских правоотношениях. В соответствии с принятой действующим законодательством концепцией муниципальные образования осуществляют гражданские права и несут обязанности в лице органов местного самоуправления.

  • 1. Понятие и сущность механизма административно-правового регулирования
  • 2. Понятие, структура и виды административно-правовых норм как элементов механизма административно-правового регулирования.
  • Реализация административно правовых норм.
  • 3. Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений как элементов механизма административно-правового регулирования.
  • Раздел II. Субъекты административного права. Граждане.
  • Правовая основа гражданства Российской Федерации.
  • 2. Административно-правовой статус граждан.
  • 3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 4. Административно-правовая охрана прав и свобод граждан.
  • 5. Обращения граждан.
  • 6. Административно-правовой статус иностранных граждан
  • Органы исполнительной власти
  • 1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления).
  • 2. Виды органов исполнительной власти.
  • 3. Система органов исполнительной власти и принципы ее построения.
  • 4. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти
  • 5. Правительство рф и его место в системе органов исполнительной власти.
  • 6. Федеральные органы исполнительной власти. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 7. Общие принципы и основы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов рф.
  • 8. Структура и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 9.Территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти.
  • 10. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  • Государственная служба и государственные служащие.
  • 1. Понятие, система и виды государственной службы и государственных должностей.
  • 2. Понятие и виды государственных служащих.
  • 3. Административно-правовой статус государственных служащих.
  • 4. Поощрения и ответственность государственных служащих.
  • 5. Прохождение государственной службы.
  • Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права
  • 1. Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий и учреждений.
  • 2. Некоммерческие организации
  • 3. Понятие и виды общественных объединений.
  • 4.Административно-правовой статус общественных объединений
  • 5.Административно-правовой статус религиозных объединений.
  • Раздел III. Административно-правовые формы и методы. Формы государственного управления
  • 1. Понятие и виды административно-правовых форм.
  • 2. Понятие и юридическое значение административно-правовых актов управления.
  • 3. Виды правовых актов управления.
  • 4. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 5. Административно-правовой договор.
  • Методы государственного управления
  • 1. Понятие и виды административно-правовых методов.
  • 2. Сущность и виды мер административного принуждения.
  • 3. Меры административного предупреждения.
  • 4. Меры административного пресечения.
  • Раздел IV. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные правонарушения
  • 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях.
  • 2. Понятие и признаки административного правонарушения.
  • 3. Юридический состав административного правонарушения.
  • 4. Виды административных правонарушений.
  • Административная ответственность
  • 1. Понятие и основные черты административной ответственности.
  • 2. Административная ответственность предприятий, организаций и учреждений.
  • 3. Дисциплинарная ответственность.
  • 4. Материальная ответственность.
  • Административные наказания.
  • 1. Понятие и виды административных наказаний.
  • 2. Назначение административного наказания.
  • 3. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать наказания (ст. 22.1 – 23.1)
  • 4. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • Раздел V. Административный процесс и административное производство. Административный процесс.
  • 1. Понятие и основные черты административного процесса.
  • 2. Стадии и принципы административного процесса.
  • 3. Сущность и виды административно-процедурного процесса (производства).
  • Административное производство.
  • 1. Понятие и основные черты административной юрисдикции.
  • 2. Понятие и виды административных производств.
  • 3. Производство по жалобам граждан.
  • 4. Производство по делам о дисциплинарных проступках.
  • Производство по делам об административных правонарушениях
  • 1. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
  • 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
  • 4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
  • 5. Стадии производства по делам об административном правонарушении.
  • Раздел VI. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 1. Сущность обеспечения законности.
  • 2. Государственный контроль и его виды.
  • 2.1. Контроль представительных органов.
  • 2.2. Президентский контроль.
  • 2.3. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.
  • 2.4. Судебный контроль.
  • 3. Прокурорский надзор.
  • 4. Административный надзор.
  • 5. Общественный контроль.
  • Раздел VII.
  • 2. Правовой режим чрезвычайных ситуаций.
  • 2.1. Правовой режим чрезвычайного положения.
  • 2.2. Режим военного положения.
  • 3. Режим особого положения.
  • 1) Режим государственной границы.
  • 2) Режим государственной тайны.
  • 10. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

    В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (п.1 ст. 130).

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

    Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельные и под свою ответственность решения населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления, вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч.2. ст. 1, ФЗ).

    Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и(или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 2 ФЗ). Субъектами административно-правовых отношений они становятся с момента государственной регистрации их устава.

    В качестве субъектов административного права они выступают, прежде всего, в системе взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, полномочия которых в области местного самоуправления определены Федеральным законом.

    При этом органы местного самоуправления могут выступать как объектами государственного управления, так и его субъектами. Например, в соответствии со ст. 5 ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

      определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

      правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов прав, обязанностей и ответственности Федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

      правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

      правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    Федеральные органы государственной власти могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления в случаях и в порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

    Аналогичные полномочия в области местного самоуправления Федеральный закон представляет органам государственной власти субъектов РФ по предметам их ведения. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц они могут осуществлять также по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (п. 1 ст.6 ФЗ).

    Федеральный закон определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Эти полномочия устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам местного значения.

    При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

    В случае выявления нарушения требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений обязательные для исполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 20, 21 ФЗ).

    В каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1966 г. №7 – ФЗ. «О некоммерческих организациях», применяемый к ассоциациям (п. 1 ст. 66 ФЗ).

    Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, в том числе административную, перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами (ст. 70 ФЗ).

    По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Такие же акты могут приниматься по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение их граждане, руководители организации, должностные лица органов государственной власти и должностные лица местного самоуправления несут юридическую ответственность (ст. 7 ФЗ), очевидно в том числе административную.

    Статьи Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющие административно-правовой статус органов местного самоуправления, вступает в силу с 1 января 2006 г.

    Однако в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 132) «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка (ч. 1 ст. 132), организационной и правовой основой которого является административное право.

    Нормативные акты и литература

      Конституция Российской Федерации. М., 1993.

      ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» (с изм. и доп., внесенны­ми ФЗ от 31 декабря 1997 г./УСЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1.

    Ст. 1). и ФКЗ о внесении изменений в федеральный конституционный закон,О правительстве Российской Федерации от 19.06.04 №4- ФКЗ,

      ФЗ от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» (СЗ РФ. 1999 г. № 26. Ст. 3176; 2002. №21. Ст. 1915).

      ФЗ от 6 октября 1996 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изм. и доп. //СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 31. Ст.3205; 2001. № 7. Ст. 608; 2002. № 30. Ст. 3024).

      Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (утв.. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849//СЗ РФ. 2000. № 20. Ст.2112; № 26, Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2000. №6. Ст. 551).

      Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».Р г от 11.03.04.

      Указ Президента РФ от 20 мая 2004, №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» Р Г от 22.05.04.

    9.Регламент Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260. Р г от 8.06.04.

    10.Положение об Аппарате Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 Р г от 8.06.04.

    11.Постановление Правительства РФ «Об образовании Президиума Прави­тельства РФ» от 1 октября 1998 г. № 1145//СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5021.

    12.Типовое положение о юридической службе федерального органа испол­нительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. №207. //СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1307).

    13.Устав города Москвы (утв. Законом города Москвы от 13 июля 2001 г. №32//газета «Тверская, 13». 2001 г. 15-21 августа).

    14. ФЗ от 5 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РФ»

    15.ФЗ от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (СЗ РФ. 1998: № 2. Ст. 224; 2002. № 16. Ст. 1499).

    16.Учебники и учебные пособия по административному праву.

    17.Комментарий к Конституции РФ (под ред. проф. В.В.Лазарева). М., 2001.

    18.Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998.

    19.Комментарий к ФКЗ «О Правительстве РФ» (под ред. Л.А. Окунькова).М., 1999.

    20.Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.

    21.Фролов Г. И, Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000.

    В последнее время в Российской Федерации осуществляются масштабные преобразования системы управления государством: проводятся административная и муниципальная реформы, совершенствуются межбюджетные отношения, укрепляется вертикаль государственной власти. Одной из основ российской государственности должно стать реальное местное самоуправление, базирующееся на учете жизненно важных интересов населения и их активном участии в управлении.

    Как указывается в Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления», органы власти местного самоуправления обеспечивают одновременно и эффективное и приближенное к гражданам управление.

    В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    Местное самоуправление - это совокупность организационных форм в рамках муниципального образования, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения. Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, которым население муниципального образования доверяет решать вопросы непосредственного обеспечения своей жизнедеятельности. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.05.2014) вносит серьезные изменения в структуру органов местного самоуправления, которые касаются как самой структуры таких органов, так и способов наделения их полномочиями, порядка их формирования.

    Органы местного самоуправления являются ядром организационной основы местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть в системе местного самоуправления как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. В указанной статье не сказано конкретно, какие это органы. Данное положение находит свое развитие в ч. 2

    ст. 130 Конституции РФ, где органы местного самоуправления подразделены на выборные и другие. Это означает, что выборные органы местного самоуправления должны формироваться в обязательном порядке, причем их формирование должно осуществляться только путем прямого волеизъявления жителей соответствующего муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется гражданами самостоятельно. Что касается других органов местного самоуправления, то их Конституция РФ не называет. Такое право Основной Закон предоставляет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и самим муниципальным образованиям без указания таковых.

    Нормы Конституции РФ о наименовании органов местного самоуправления называют выборные и другие органы, а это означает, что данные нормы могут и должны получить развитие в других нормативных правовых актах. Такие акты в виде законов приняты на уровне Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное создание не только представительных, но и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

    В соответствии со ст. 34 данного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительнораспорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом.

    Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Таким образом, данный Закон устранил существенный пробел относительно исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления формируются для организации управления на соответствующей территории обеспечения жизнедеятельности жителей, проживающих в границах муниципального образования. Реализация функций органами местного самоуправления осуществляется двумя способами: правовым и организационным.

    Правовой способ включает в себя процесс подготовки и принятия решений, организационный - предполагает использование структуры органов и их организаторских возможностей для выполнения принятых решений и доведения их результатов до жителей муниципального образования.

    На органы местного самоуправления возложены функции комплексного развития инфраструктуры территорий. Причем функции, возложенные на эти органы законами, уставами муниципальных образований, они осуществляют самостоятельно, без вмешательства государственных органов. Конституция РФ (ст. 12) определила относительную самостоятельность органов местного самоуправления: они не входят в систему органов государственной власти.

    В своей деятельности органы местного самоуправления руководствуются принципами взаимодействия с другими субъектами правоотношений, складывающихся в системе местного самоуправления. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований имеют специальные статьи и нормы о взаимодействии органов местного самоуправления с государственными органами. Такое взаимодействие закреплено не только в законах и уставах, оно все больше проявляется в практической деятельности органов местного самоуправления. Это означает, что органы местного самоуправления и государственные органы реализуют сходные функции.

    Структуру органов местного самоуправления составляют отдельные органы местного самоуправления - представительные, исполнительно-распорядительные, контрольные и др.

    В свою очередь исполнительно-распорядительные органы подразделяются на органы обшей компетенции (администрации, мэрии и т.д.) и органы специальной компетенции (отделы, управления здравоохранения, образования, культуры, коммунально-бытового обслуживания, жилищного хозяйства и др.). Последние реализуют отраслевые функции, т.е. занимаются специальной работой по направлениям, входящим в задачи местного значения.

    Конституция РФ не устанавливает какой-либо структуры органов местного самоуправления, указывая лишь, что местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах.

    Конституция РФ устанавливает, что население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Но это конституционное положение до 2003 г. не было развито и уточнено ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве субъектов Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решил данную проблему. В структуру органов местного самоуправления целесообразно включать также органы территориального общественного самоуправления, которые формируются населением для решения задач местного значения. К ним относятся советы, комитеты и другие органы территориального общественного самоуправления. Данный Закон определил, что в структуру органов муниципального образования должны входить контрольный орган муниципального образования, а возможно, и избирательная комиссия муниципального образования.

    Цель образования контрольного органа муниципального образования состоит в осуществлении профессионального контроля за исполнением местного бюджета: предварительного, текущего, итогового. Помимо контроля за исполнением бюджета контрольный орган вправе наблюдать за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

    Таким образом, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Нормы Конституции РФ о наименовании органов местного самоуправления называют выборные и другие органы, т.е. данные нормы могут и должны получить развитие в других нормативных правовых актах. Такие акты в виде законов приняты на уровне Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное создание не только представительных, но и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

    Как отмечалось, в соответствии с Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом не допускается осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

    Административно-правовой статус органов местного самоуправления регламентируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами (основными законами) субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

    Так, к вопросам местного самоуправления на основании устава городского округа могут относиться:

    • 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета;
    • 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
    • 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
    • 4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
    • 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
    • 7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
    • 8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;
    • 9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
    • 10) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
    • 11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
    • 12) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
    • 13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
    • 14) организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
    • 15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
    • 16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
    • 17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
    • 18) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
    • 19) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
    • 20) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;
    • 21) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
    • 22) формирование и содержание муниципального архива;
    • 23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    • 24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
    • 25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
    • 26) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;
    • 27) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 28.12.2013);
    • 28) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
    • 29) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
    • 39) создание, содержание и организация деятельности аварийно- спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
    • 31) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа;
    • 32) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;
    • 33) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
    • 34) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
    • 35) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе;
    • 36) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов;
    • 37) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

    Также органы местного самоуправления имеют право на:

    • 1) создание музеев;
    • 2) участие в организации и финансировании проведения на территории городского округа общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
    • 3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;
    • 4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
    • 5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности;
    • 6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;
    • 7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;
    • 8) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи.

    Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъекта Федерации, только за счет собственных доходов бюджета (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

    Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету города субвенций из соответствующих бюджетов. В случае если выделенных материальных и финансовых средств недостаточно для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им отдельных государственных полномочий.

    В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:

    • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
    • 2) установление официальных символов образования;
    • 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
    • 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
    • 5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
    • 6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, главы администрации, голосования по вопросам изменения границ внутри территориальных образований;
    • 7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством;
    • 8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
    • 9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
    • 10) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов городской Думы, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
    • 11) иными полномочиями в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Федерации и уставом муниципального образования.

    Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

    Таким образом, органы местного самоуправления:

    • отделены от государства, не входят в систему государственной власти, взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права;
    • их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, полномочия установлены законодательством;
    • могут вступать в различные административно-правовые отношения;
    • могут быть наделены отдельными государственными полномочиями (финансового и материального характера);
    • имеют право, предоставленное им Конституцией РФ, решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

    Общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть произвольно ограничены какими-либо органами государственной власти.

    Следовательно, рассматривая правовой статус органов местного самоуправления и их компетенции, следует исходить из общей цели существования местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то само собой исключается всякое творчество на местах, и в конце концов власть сводится к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

    Исходя из цели существования местного самоуправления можно сформулировать общественные задачи этого социального института:

    • 1. Преодоление апатии населения к участию в решении проблем местного уровня.
    • 2. Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для желающих.
    • 3. Осуществление взаимодействия с другими сообществами.

    Соответственно можно сформулировать вопросы местного значения, которые вправе решать органы местного самоуправления.

    Конституция РФ подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в п. 1 ст. 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция РФ, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения. Таким образом, можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

    Четко выраженный в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом, и тем более не может быть отменено ни в административном, ни в судебном порядке.

    Федеральное законодательство содержит перечень вопросов местного значения, которые вправе решать органы местного самоуправления. Они могут быть классифицированы следующим образом:

    • 1. Организационно-административные вопросы :
    • 1) принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением;
    • 2) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
    • 3) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
    • 4) организация и содержание муниципальных архивов;
    • 5) организация и содержание муниципальной информационной службы;
    • 6) создание условий для деятельности средств массовой информации;
    • 7) обеспечение социальной поддержки и поддержание занятости населения;
    • 8) участие в охране окружающей среды на территории местного образования;
    • 9) обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы.
    • 2. Экономические вопросы.
    • 1) владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью. Муниципальная собственность согласно Гражданскому кодексу РФ - это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления;
    • 2) местные финансы (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов);
    • 3) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
    • 4) регулирование планировки и застройки территории муниципального образования;
    • 5) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых; недр для строительства подземных сооружений местного значения;
    • 6) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
    • 7) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
    • 8) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
    • 9) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
    • 10) организация транспортного обслуживания населения, обеспечения услугами связи.
    • 3. Вопросы социально-культурного значения :
    • 1) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
    • 2) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального среднего образования;
    • 3) организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
    • 4) создание условий для жилищного и социально-культурного развития;
    • 5) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
    • 6) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    • 7) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
    • 8) создание условий для деятельности учреждений культуры;
    • 9) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
    • 10) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
    • 11) создание условий для развития физкультуры и спорта в местном сообществе.
    • 4. Вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. Конституцией РФ предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

    • 1) передача - способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления;
    • 2) делегирование - предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

    Рассматривая вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, надо иметь в виду ряд положений:

    • 1. В соответствии с Конституцией РФ наделение полномочиями производится только законом. Но так как определение правового статуса местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, передача полномочий осуществляется законом или актами субъектов Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.
    • 2. Объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик. Не случайно в Конституции РФ говорится об отдельных государственных полномочиях, хотя критерии оценки этого найти крайне сложно.
    • 3. Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для российской практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.
    • 4. Государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.
    • 5. Государственное влияние не сводится только к контролю, оно функционирует в соответствии с требованиями законности, в режиме общего правопорядка.

    Подводя итог рассмотрению вопросов общей правовой регламентации деятельности органов местного самоуправления, отметим, что правовое положение органов местного самоуправления, как и государственных органов, определяется:

    • функциональным предназначением (основные направления деятельности);
    • властными полномочиями, т.е. совокупностью прав и обязанностей, закрепляемых в Конституции РФ и действующем законодательстве;
    • структурой;
    • основными формами работы;
    • порядком формирования и реформирования.

    Представительные органы по характеру своей деятельности являются органами, осуществляющими учредительные и нормотворческие функции, которые заключаются в выявлении и формировании интересов населения муниципального образования, т.е. в выработке на основе обсуждения и согласия большинства депутатов решений, определяющих пути развития муниципального образования. Такие стратегические решения требуют, в свою очередь, решений и действий, направленных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительные органы, которые могут быть выборными и невыборными (назначаемыми).

    Поскольку органы местного самоуправления являются органами народовластия, а народ осуществляет свою власть непосредственно

    (путем выборов и референдума) или через представителей, формирование невыборных органов местного самоуправления должно быть, хотя бы косвенно, связано с волеизъявлением граждан. В связи с этим невыборными органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры муниципальной власти, участвующие в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), получившими свои полномочия в ходе непосредственного волеизъявления граждан (представительный орган, глава муниципального образования).

    Следует иметь в виду, что выборность и невыборность органов местного самоуправления является лишь признаком их разграничения по порядку образования и не дает полного представления об их функциональном назначении.

    По назначению или компетенции органы местного самоуправления подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией обладают представительные органы, глав муниципальных образований, местные администрации. Специальной компетенцией обладают контрольные органы, избирательные комиссии, отделы, управления, комитеты, службы местной администрации. Компетенция - это круг постоянных и устойчивых полномочий, отраженных в нормативных правовых актах местного самоуправления.

    По способу принятия решений органы местного самоуправления могут быть коллегиальными и единоличными.

    Представительный орган интегрирует интересы различных групп населения, представленных депутатами. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэтому свои решения от имени всего населения представительный орган принимает в коллегиальном порядке. В муниципальном образовании могут формироваться наряду с представительным органом иные коллегиальные органы для выполнения отдельных функций местного самоуправления. Однако по закону они не могут выполнять те функции, которыми наделены представительные органы.

    Вопросы в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, когда конкретными участниками деятельности руководят профессионалы, и они же несут персональную ответственность за результаты своей деятельности.

    В основе организации и деятельности органов местного самоуправления лежат принципы, которые находят свое отражение в Конституции РФ и действующем законодательстве, в частности:

    • 1) демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления;
    • 2) разделение властей;
    • 3) территориальная организация органов местного самоуправления;
    • 4) самостоятельность (обособленность) органов местного самоуправления;
    • 5) властный характер деятельности органов местного самоуправления.

    Демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления отражает сущность этих органов, которые должны быть органами власти, максимально приближенными к населению муниципального образования, готовыми выражать его насущные интересы и решать каждодневные проблемы, возникающие у граждан Российской Федерации по месту их жительства.

    Принцип разделения властей , закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, является важнейшим принципом организации и деятельности государственных органов. Согласно указанному принципу ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией РФ и другими законами. Действуя в этих пределах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона. Все это необходимо для обеспечения демократического развития общества, функционирования механизма сдержек и противовесов, предотвращения чрезмерной концентрации, монополизации власти одним органом (должностным лицом).

    Принцип территориальной организации органов местного самоуправления вытекает из положений ч. 1 ст. 131 Конституции РФ о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это означает, что Конституция РФ, признавая городские и сельские населенные пункты в качестве территориальной основы местного самоуправления, допускает одновременно осуществление местного самоуправления и на других территориях.

    Принцип самостоятельности (обособленности) органов местного самоуправления основывается на положениях Конституции РФ о том, что местное самоуправление является самостоятельной отдельной формой народовластия. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены правовые гарантии обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

    Принцип властного характера деятельности органов местного самоуправления находит свое отражение в положениях ст. 7 указанного Закона о том, что:

    • 1) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования;
    • 2) за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    Структура органов местного самоуправления в соответствии со ст. 131 Конституции РФ определяется населением самостоятельно. Население может утвердить структуру органов местного самоуправления на местном референдуме. Решение о структуре органов местного самоуправления может быть принято представительным органом муниципального образования и закреплено в уставе муниципального образования.

    Структура органов местного самоуправления - это элемент их системы, которой охватываются не только набор органов местного самоуправления, взаимоотношения между ними, внутренняя структура отдельных органов местного самоуправления, но и компетенция органов, должностных лиц, нормативная основа их деятельности, материально-финансовые ресурсы. Кроме того, в систему наряду со структурой органов местного самоуправления могут входить органы, которые наделяются признаками, свойственными государственным органам, и нацелены на выполнение отдельных государственных полномочий.

    Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входят: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

    В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления, порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант