Юридический портал. Льготный консультант

Это наука о сохранении здоровья и обеспечении безопасности человека в среде обитания. Это достигается путем выявления и идентификации опасных и вредных факторов, разработкой методов и средств защиты человека от их влияния в условиях быта и производства, методов и средств защиты людей в условиях чрезвычайных ситуаций, а также мер по ликвидации последствий таких ситуаций.

Объекты и предметы БЖ

Цель дисциплины - дать будущим специалистам теоретические знания и практические навыки, необходимые для:

Создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

Прогнозирования последствий, принятие верных решений, оказания всех видов медицинской помощи в чрезвычайных условиях, направленных на защиту населения и персонала объектов от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств массового поражения, а также в процессе устранения этих последствий.

Задачи безопасности жизнедеятельности - свести к минимуму вероятность поражения или заболевания человека и создать оптимальные условия для его жизни, при которых обеспечивается наилучшее самочувствие и максимальная трудоспособность человека.

Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны . Институт гражданской обороны начинает действовать после объявления военного положения, т.е. в военное время. В мирное время всеми вопросами защиты граждан занимается Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (РСЧС). Чтобы предотвратить гибель и травмирование граждан в чрезвычайных ситуациях, на территории России органами РСЧС разработаны, приняты и действуют регламентированные принципы и способы защиты населения.

Существуют следующие виды безопасности:

  1. экологическая безопасность
  2. национальная безопасность
  3. промышленная безопасность
  4. пожарная безопасность
  5. информационная безопасность
  6. экономическая безопасность
  7. военная безопасность
  8. внутренняя безопасность
  9. внешняя безопасность

1. Экологическая безопасность - это совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Система экологической безопасности - это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека:

Для обеспечения экологической безопасности используются следующие методы контроля качества окружающей среды:

Методы инструментальных измерений (физические, химические, оптические и другие) - строго количественные, т.е. результат их выражается конкретным числовым параметром.

Биологические методы - качественные, (т. е.. их результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.

Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

2. Национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность включает в себя следующие виды безопасности:

Государственная безопасность - понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

Общественная безопасность - понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера;

Техногенная безопасность - уровень защищенности от угроз техногенного характера;

Экологическая безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

Экономическая безопасность

Энергетическая безопасность

Информационная безопасность

Безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

Защиту государственного строя;

Защиту общественного строя;

Обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

Обеспечение политической и экономической независимости нации;

Обеспечение здоровья нации;

Охрану общественного порядка;

Борьба с преступностью.

Обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Национальную безопасность обеспечивают Вооружённые силы, МВД. ФСБ и другие органы и структуры государства.

3. Промышленная безопасность (промышленная безопасность опасных производственных объектов) - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Промышленная безопасность не является составной частью охраны труда. Основная цель промышленной безопасности - отсутствие или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Авария - разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ.

Основная цель охраны труда - сохранение жизни и здоровья работников. Т.е. вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может быть причинен без аварий.

4. Пожарная безопасность - это состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

5. Информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

6. Экономическая безопасность (финансовая безопасность) - это состояние какого-либо субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

7. Военная безопасность - это защищенность личности, общества и государства от военных угроз; состояние, когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по предотвращению военной опасности. Военная безопасность, это важнейшая составная часть общей проблемы обеспечения национальной безопасности России. Она вытекает как из нового геополитического положения РФ, так и из складывающейся ситуации в мире.

Военная безопасность имеет внешние и внутренние аспекты:

Внешние аспекты - отражают способность сдерживать военную силу извне или противодействовать ей;

- внутренние аспекты - охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны.

8. Внутренняя безопасность - это безопасность внутри страны. В России существуют такие явления, как коррупция, взяточничество, бандитизм, хулиганство в разных формах, наркомания, проституция, воровство, огромное количество различных правонарушений со стороны населения. Появилось то, чего раньше не было - массовые беспорядки, несанкционированные демонстрации и митинги

9. Внешняя безопасность - это защищенность от угроз исходящих из-за пределов страны. Она зависит от политических, экономических, социальных ситуаций в других странах. Главная угроза внешней безопасности - это международный терроризм. В мире появилось много террористических групп разных идеологий, названий, и вероисповеданий.

Большая озабоченность для России - это размещение близ наших границ ракет и баз НАТО. Немаловажный вопрос для России - слабая защита границ государства, особенно на Дальнем Востоке. Внешняя безопасность России также зависит от иных факторов, существующих в мире: войн, природных и техногенных катастроф. Существует возможность и космических угроз.

Россия должна быть готова в любое время защитить себя при внешней угрозе и по возможности помочь защититься другим странам при их просьбе о помощи.

2. Безопасность в системе «человек - среда обитания».

2.1. Понятие о безопасности жизнедеятельности человека. Основные термины и определения.

Жизнедеятельность человека - это совокупность его жизненных функций, проявление физических и духовных сил. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей средой. Окружающая среда характеризуется природными и антропогенными факторами, которые прямо или косвенно влияют на самочувствие и состояние здоровья человека.

Человек может быть в безопасности только в таком состоянии среды обитания, при котором исключено воздействие на человека опасных и вредных факторов.

Опасный фактор - это фактор среды обитания, действие которого при определенных условиях ведет к травме или к другому мгновенно резкому ухудшению состояния здоровья.

Травма - это нарушение анатомической целостности тканей или функциональных процессов, протекающих в организме.

Травматизм - это совокупность несчастных случаев.

Несчастный случай - это понятие, которое связывают с неумышленным действием опасного фактора. К несчастным случаям относят травмы, острые заболевания и отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения, утопления, поражения электротоком, укусы ядовитых змей, насекомых и т. п.

Вредный фактор - это фактор среды обитания, действие которого в определенных условиях приводит к снижению трудоспособности или к заболеванию человека.

Различают острые и хронические заболевания.

Острое заболевание (отравление) - это заболевание, возникшее в результате кратковременного воздействия (в условиях производства - не более одной смены) высоких концентраций химических веществ или опасных уровней физических и биологических факторов.

Хроническое заболевание - это заболевание, возникшее в результате длительного влияния вышеперечисленных факторов.

Профессиональное заболевание - это заболевание, возникшее в результате влияния вредных факторов в производственных условиях.

Перечень возможных профессиональных заболеваний утверждает Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Опасная ситуация - это ситуация с большой вероятностью возникновения несчастных случаев или аварий.

Авария - это внезапное нарушение нормального состояния объекта (сооружений, оборудования горных выработок, транспортных средств) или составляющих компонентов среды обитания, в результате которого возникает угроза жизни и здоровью людей или произошла остановка или вывод из строя объекта.

Аварии на предприятиях делятся на две категории:

I категория - аварии, в результате которых погибло 5 и более человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся предприятия или населения, находящегося вблизи объекта, или произошла остановка или выведено из строя предприятие на сутки и более;

II категория - аварии, в результате которых погибло до 5 человек, или возникла угроза жизни и здоровью трудящихся цеха, участка, или произошла остановка или выведено из строя предприятие, участок на смену и более.

Катастрофа - крупная авария с трагическими последствиями.

Стихийное бедствие - природное явление, вызывающее пагубные последствия.

2.2. Классификация опасных и вредных факторов.

Согласно существующей классификации опасные и вредные факторы по природе воздействия на человека подразделяются на 4 группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относят: движущиеся машины и механизмы, части оборудования; разрушающиеся конструкции, обрушающиеся горные породы; размещение рабочих мест на высоте; повышенная запыленность и загазованность воздуха; повышенный уровень шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, ионизирующего излучения, инфракрасной и ультрафиолетовой радиации; повышенная или пониженная температура воздуха, материалов, поверхностей; барометрическое давление, влажность, ионизация, скорость движения воздуха; недостаточное освещение, повышенная яркость источника света, пульсация светового потока.

Химические факторы классифицируются в зависимости от характера и силы воздействия на организм человека. Проникновение химических веществ в организм происходит через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожный покров и слизистые оболочки. Классификацию факторов будем рассматривать позже.

Биологические факторы включают патогенные (болезнетворные) микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические факторы делятся на:

Физические перегрузки (статические, динамические);

Нервно-психические перегрузки (умственные, эмоциональные перегрузки, перегрузка анализаторов, монотонность работы).

Приведенная классификация не является исчерпывающей.

При несчастных случаях, авариях, стихийных бедствиях одновременно могут действовать несколько опасных и вредных факторов.

2.3. Система «человек - среда обитания».

В этой системе следует выделить прежде всего подсистему окружающей природной среды .

В наиболее широком понятии это Вселенная, а в более узком - живой мир и неживая материя Земли. Компонентами природной среды являются атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера и космос.

Все они непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека и его безопасностью. Различные явления природы, колебания закономерного и случайного характера могут привести к глобальным изменениям среды обитания человечества. К природным факторам, влияющим на безопасность жизнедеятельности, относятся климатические аномалии, солнечная активность, ионизация атмосферы, земной магнетизм, движение верхних слоев атмосферы, вулканическая и сейсмическая активность земной коры, грозовые явления, фазы Луны.

Составной частью природной среды является антропогенная среда . Эта среда возникла в результате деятельности человека. К ней относятся урбанизированные территории, промышленные объекты, объекты аграрного комплекса, транспортные системы, коммуникации, отвалы горных пород и т. д. Антропогенная среда чрезвычайно сильно влияет на природу, порождает бесконечное количество опасных и вредных факторов, с которыми человек не встречался на протяжении эволюционного развития. К ним относятся кислотные дожди, радионуклиды, сточные воды промышленных предприятий, “озоновые дыры” и др. В долгосрочном плане к ним можно отнести смену теплового баланса Земли и образовании так называемого “парникового эффекта”. Антропогенная среда порождает крупные аварии, катастрофы, многочисленный травматизм и другие, часто непредвиденные последствия.

Составной частью антропогенной среды является социальная сфера , объединяющая сферы производства, обслуживания и быта. Среди социальных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности, следует выделить материальные условия, организацию труда и быта, межличностные отношения, традиции социальных группировок, грамотность управленческих действий. Социальная среда способна порождать нервно-психические напряжения, негативные эмоции, конфликты, неудовлетворенность человека, что может быть причиной неверных действий, несчастных случаев и аварий.

2.4. Риск в жизни человека.

Риск - это количественная величина возможности определенных событий приносить вред человеку.

Понятие риска применяют как к стохастическим, так и к детерминированным (нестохастическим) эффектам.

К стохастическим эффектам относят те, вероятность возникновения которых существует при любом количестве случаев влияния опасного или вредного фактора, и увеличивается при увеличении числа случаев, тогда как относительная тяжесть последствий от количества не зависит.

Риск может быть:

Сознательным и несознательным;

Добровольным и принудительным;

Значительным и незначительным;

Оправданным и неоправданным;

Контролированным и бесконтрольным.

Понятие риска широко используется при установлении гранично-допустимых величин, необходимости внедрения и использования коллективных и индивидуальных средств защиты от влияния вредных или опасных факторов, требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию, ограничений, связанных с состоянием здоровья людей, состоянием окружающей среды.

3.Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям. Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

Федеральные законы.

Указы Президента РФ.

Постановления Правительства РФ.

Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 30.10.2007 г.

Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Федеральный Закон РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 19.06.2007 г.

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет:

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

Права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

Права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

Права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

4. Указ Президента РФ от 21. 04. 08 г № 868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ» № 24 от 10.01.2000 г.

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

5. Указ Президента РФ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 991 от 11.07.2004 г.

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 03.10.2006 г.

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять еще ряд правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации» № 804 от 26 11. 2007 г.

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.

8. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на вступившем в действие в марте 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

- охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

- предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;

- оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм :

Нормативы качества окружающей среды;

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды.

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Декларация Стокгольмской конференции ООН (2011 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 2011 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель - установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

9. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона : предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

10. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

  1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов - проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
  2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
  3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
  4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений - обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.
  5. Неработающее население - обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 11 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 500 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

В 2011 г. Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях. В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. В 2011 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 70 государств, задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

Руководство России принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.

Содержание:

Введение.......................................................................................... 2

1. Правовые основы БЖД............................................................. 3

1.1.Законы и подзаконные акты................................................... 3

1.2. Нормативно-техническая документация............................ 4

2. Управление ЧС......................................................................... 12

3. Международное сотрудничество.......................................... 15

Заключение.................................................................................... 17

Список использованной литературы........................................ 18

Введение

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.

В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37: "труд свободен".

Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"

Ст.41 Конституции Российской Федерации провозглашает:

· утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).

1. Правовые основы БЖД

1.1.Законы и подзаконные акты

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

1.2. Нормативно-техническая документация

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).

Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов (табл. 1).

Классификация системы стандартов в области охраны природы

Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03–87.

Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

Согласно Трудовому кодексу РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики. Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) –одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС–12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП).

Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов. Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к средствам защиты; подсистемы 5 – к зданиям и сооружениям.

Таким образом, если нас интересуют требования безопасности к электросварочным работам, ищем стандарт класса 12 подсистемы 3 (производственные процессы), где он фигурирует под номером 3 (ГОСТ 12.3.003–86*). Стандарт требований к защитному заземлению и занулению (их применению, устройству) следует искать в подсистеме 1 – это ГОСТ 12.1.030–81* «ССБТ. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление». Нельзя путать стандарты такого рода со стандартами требований безопасности к средствам защиты (подсистема 4), например, ГОСТ 12.4.021–75* «ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования». Стандарт на обучение работающих безопасности труда, метрологическое обеспечение охраны труда следует искать в подсистеме 0 как стандарты на организационные вопросы. Это ГОСТ 12.0.004–90 и ГОСТ 12.0.005–84.

Если перечень методов и средств защиты, необходимых для обеспечения требований безопасности по рассматриваемому фактору оказывается емким, его стандартизуют в рамках отдельного стандарта подсистемы 1. Примером такого документа является ГОСТ 12.1.029–80 «ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классификация». Так же поступают при информативно емких методах контроля требований безопасности. Так, в подсистеме 1 имеются отдельные стандарты на метод измерения на рабочих местах шума (ГОСТ 12.1.050–86), шумовых характеристик машин (ГОСТ 12.1.023–80*, ГОСТ 12.1.024–81*, ГОСТ 12.1.025–81*, ГОСТ 12.0.026–80; ГОСТ 12.1.027–80, ГОСТ 12.1.028–80) и т. д.

Требования безопасности устанавливают применительно к производственному, а не технологическому оборудованию, к производственным, а не технологическим процессам. Так, требования ГОСТ 12.2.009–80* «ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие требования безопасности» относятся к станкам всех типов (токарным, сверлильным, шлифовальным, заточным и т. п.); ГОСТ 12.3.025–80* «ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности» относится ко всем видам металлообработки резанием.

Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно на предприятии и согласовываются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопасности труда: организацию контроля условий труда; надзора за установками повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестации лиц, обслуживающих установки повышенной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т. д.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Основные цели комплекса:

– повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

– эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса – установление:

· терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

· основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

· уровней поражающих воздействий, степеней опасности источниковЧС;

· методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

· способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС–22), номера (шифра) группы (табл. 9.2), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01–94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

Стандарты группы 0 устанавливают:

· основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов;

· основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

· классификацию ЧС;

Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС

Номер группы Группа стандартов Кодовое наименование
0 Основополагающие стандарты Основные положения
1 Стандарты в области мониторинга и прогнозирования Мониторинг и прогнозирование
2 Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства Безопасность объектов народного хозяйства
3 Стандарты в области обеспечения безопасности населения Безопасность населения
4 Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов Безопасность продовольствия
5 Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений Безопасность животных и растений
6 Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения Безопасность воды
7 Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения Управление, связь, оповещение
8 Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций Ликвидация чрезвычайных ситуаций
9 Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей Аварийно-спасательные средства
10,11 Резерв

· классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;

· номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

· предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

· основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС.

2. Управление ЧС

Управление ЧС обеспечивается единой государственной сис­темой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой Правительством РФ 21.11.95 г. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровйей, различные общественные организации, в "компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением; безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружаю­щей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств пора­жения.

РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, реги­ональный и федеральный.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий ЧС.

Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, комиссия по ЧС орга­нов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС. Силы и средства РСЧС в рамках ее подсистем подразделяются на силы и средства:

Наблюдения и контроля;

Ликвидации ЧС.

Первые из них состоят из сил следующих органов:

Контрольно-инспекционной службы Минприроды РФ;

Служб и ведомств РФ, осуществляющих контроль и наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также проводящих анализ их воздействия на уровне населения;

Службы мониторинга опасных процессов Минстроя РФ;

Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обо­роны (ГО);

Службы предупреждения о стихийных бедствиях Минприрод-ресурсов и АН РФ;

Космических средств наблюдения.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

Военизированные и невоенизированные противопожарные, ава­рийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования ми­нистерств, ведомств, организаций РФ;

Учреждений и формирований экстренной медицинской помощи Минздрава РФ;

Частей и подразделений служб противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ;

Соединений и воинских частей, территориальных и объектовых формирований ГО РФ;

Соединений и воинских частей химических и инженерных войск вооруженных сил;

Сил и средств поискового и аварийно-спасательного обеспече­ния Минтранса РФ;

Отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований, а также служб некоторых других ведомств.

Координация планов и мероприятий гражданской обороны и по ликвидации ЧС в целом с экономическими планами производится в рамках бюджетов РФ, субъектов федерации, а также федеральных органов исполнительной власти. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится также за счет средств организаций, находящихся в зоне ЧС, страховых фондов и других источников.

Важным элементом систем управления в области защиты от ЧС является учет инженерных сооружений ГО и паспортизация их состо­яния. К такого рода объектам относятся убежища, противорадиацион­ные укрытия," специализированные складские помещения, станции обеззараживания одежды и транспорта и некоторые другие объекты. В их паспортах кроме ведомственной принадлежности и месторасположения указывается тип сооружения, степень его защиты, площадь, кубатура, вместимость, количество выходов, тип воздухозаборов, на­личие и состояние систем канализации, вентиляции, энергоснабжения и аварийного освещения и некоторые другие данные. Паспорт состав­ляется владельцем сооружений. Контроль за паспортизацией осущест­вляют инженерные подразделения территориальных органов МЧС.

Другим направлением контроля в РСЧС являются целевые и комплексные проверки готовности к действиям в ЧС. Они осуществ­ляются по линии департамента инспекций и контроля МинЧС. В рамках целевых проверок осуществляется либо контроль документации (например, штабов ГО), либо состояния убежищ или других инженер­ных сооружений, либо обученное™ формирований постоянной готов­ности. При комплексной проверке контролируется общая готовность организации (производственного объекта) к действиям в ЧС.

3. Международное сотрудничество

Россия участвует и в международном сотрудничестве, проводимом по линии ООН, ЮНЕСКО и других организаций. С 1973 г. действует специализированное учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЭП).

Ученые и специалисты России принимают участие в осуществлении специальной международной программы «Человек и биосфера», Международном совете охраны птиц (СПО), Международной федерации молодежи по исследованию и охране окружающей среды Научного комитета по проблемам окружающей среды, Международного совета научных союзов (СКОПЕ). Примером плодотворного межгосударственного сотрудничества в области охраны природы служит деятельность Международного союза охраны природы (МСОП).

В области охраны окружающей среды двустороннее сотрудничество осуществляется между нашей страной и США и включает 11 научно-исследовательских программ и 30 проектов. Оно ведется по следующим направлениям: предотвращение загрязнения воздуха, охрана вод и морской среды от загрязнения; предотвращение загрязнения окружающей среды, связанного с сельскохозяйственным производством; организация заповедников, изучение биологических и генетических последствий загрязнения окружающей среды и др. Сотрудничество с США ведется путем обмена учеными и специалистами, научно-технической информацией, результатами исследований, проведения двусторонних конференций, симпозиумов и совещаний, совместной разработки проектов, программ и др. Аналогичная работа ведется Германией, Англией, Францией, Финляндией, Канадой, Швецией и некоторыми другими странами.

Международное сотрудничество по охране труда осуществляется в рамках Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Федерации специалистов по охране труда и промышленной гигиене (ИФАС), а также международной организации по безопасности и охране труда (МОРБОТ). МОТ в частности разрабатывает рекомендации по нормализации условий труда, ВОЗ–нормативов качества производственной среды. ИФАС координирует разработки по всему комплексу вопросов, связанных с безопасностью труда, МОРБОТ – по вопросам прогнозирования риска и создания средств защиты.

В последние годы успешно развивается сотрудничество и взаимодействие сил гражданской обороны (ГО) стран-членов НАТО и особенно стран-членов Европейского экономического сообщества. В НАТО для координации этой деятельности создан специальный Главный комитет. Комиссией европейских сообществ принята совместная программа стран-участниц по взаимодействию в области гражданской защиты.

В соответствии с достигнутым рядом европейских стран «Открытым частичным соглашением по предотвращению стихийных и технологических бедствий, защите от них и оказанию помощи пострадавшим» в Греции создан Европейский центр предотвращения бедствий и прогнозирования землетрясений (ЕЦПП).

Международной организацией ГО (МОГО) постоянно повсеместно проводится всесторонняя и целенаправленная подготовка руководящего состава организаций, сил ГО и населения к ведению спасательных работ.

Заключение

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду.

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.

Список использованной литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006

2. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2001.

3. Шевченко Н.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Инфра-М, 2004

Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской федерации отражены в многих нормативно-правовых актах. Конституция Российской Федерации (ст. 23) определяет, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 55 (ч. 3) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 56 устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием предела и срока их действия. Однако в ч. 3 этой статьи оговаривается, что даже при введении чрезвычайного положения основные права и свободы личности обеспечиваются государством (ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 46 - 54).

Конституционные положения о безопасности личности, государства и общества реализуются и в ряде федеральных законов. Закон РФ "О безопасности" оговаривает неприкосновенность прав и свобод граждан. При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 7). Понятие «безопасность», согласно российскому законодательству, охватывает такие аспекты, как защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, общества и государства от последствий воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф, безопасность продукции, работ для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества . В уголовном законодательстве предусмотрены многочисленные нормы напрямую защищающие безопасность личности. В целях охраны прав и свобод человека и гражданина УПК (ст. 11,166,193) в числе других мер предусматривает сокрытие данных о личности свидетеля, потерпевшего или его представителя при проведении следственных действий. Для обеспечения задач безопасности государство создает и содержит соответствующие государственные органы, законодательную, исполнительную и судебную власти, армию, флот, полицию и другие силовые структуры. В систему безопасности входят общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также само законодательство, которое регулирует отношения в данной сфере.

Судебная защита является наиболее эффективным из всех выработанных мировой практикой способом охраны прав и свобод человека и гражданина. Реализация судебной защиты происходит в строго регламентированной процессуальной форме Конституционным Судом, федеральными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации. Процессуальная судебная форма обеспечивает заинтересованным лицам возможность участвовать в судебном разбирательстве и наделяет их широкими процессуальными правами, позволяющими активно защищать свои права и интересы.
Право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) принадлежит неограниченному кругу субъектов общественных отношений и не зависит от их юридического статуса. Оно распространяется на всех физических и юридических лиц, гарантируется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они не были закреплены - в Конституции РФ, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Целым рядом законов на многие государственные структуры возложены обязанности по обеспечению безопасности личности в чрезвычайных или критических ситуациях. Ниже представлены некоторые наиболее значимые законы, необходимые для изучения и формирования культуры безопасности и способности к работе в чрезвычайных ситуациях.

ФЗ от 26 февраля 1997года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

В целом законодательство РФ в полной мере защищает безопасность личности. Однако правовой нигилизм, коррупция и бюрократические препятствия приводят к «бездействию права» и его неэффективности. Формирование и воспитание личности, в том числе правовой культуры, донесение знаний о законах и правовой ответственности способствует преодолению негативных проявлений в рамках БЖД. Активная жизненная позиция на правовой основе обеспечения БЖД должно является неотъемлемой частью жизни любого гражданина РФ, что в конечном итоге должно привести к формированию «личности безопасного типа». В связи с этим стоит более активно включаться в организацию мероприятий по защите населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения, что позволит сформировать «личность безопасного типа», и обеспечит безопасность общества исходя из потребностей граждан.


Похожая информация.


1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности

  • Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.
  • Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:
  • · статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
  • · статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.
  • Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.
  • 1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.
  • 2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
  • 3. Указы и распоряжения Президента РФ.
  • 4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • 5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
  • 6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.
  • Безопасность жизнедеятельности

    Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере...

    Безопасность труда как условие повышения производительности в организации

    Понятие охраны труда содержится в ст.1 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999г. №181-ФЗ и сформулировано следующим образом: «Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности...

    Законодательная и нормативно-правовая база безопасности условий труда в организациях различной формы собственности

    На территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР. Столь крупная нормативная база документов...

    Опасные и вредные факторы и их воздействие на человека

    В повседневной жизни человек постоянно обречен на неопределенность и неважно работает он или отдыхает, выступает в качестве клиента сервиса или его работника. Цель человека - чувствовать себя в любой среде в безопасности...

    Основные задачи физиологии труда

    Безопасность жизнедеятельности является комплексной дисциплиной, опирающейся на разработки и достижения разных наук. Одной из таких наук является эргономика. Термин "эргономика" впервые ввел польский естествоиспытатель В...

    Основные нормативно-технические документы по обеспечению безопасности на автотранспортном предприятии. Надзор и контроль за состоянием охраны труда

    Общие нормы трудового законодательства изложены в Конституции Российской Федерации, а также Основах законодательства Российской Федерации о труде...

    Оценка эффективности обеспечения безопасности труда в современной организации на примере ООО "АвтоВектор"

    Правовое управление, надзор и контроль за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов...

    Правовое регулирование охраны труда в Республике Беларусь

    Правовой основой охраны труда является совокупность государственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей...

    Правовые и нормативные документы по охране труда, применяемые на предприятиях общественного питания

    Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов...

    Правовые основы безопасности жизнедеятельности

    Промышленная безопасность процесса гидроочистки тяжелых вакуумных газойлей

    1.1 Деятельность в области промышленной безопасности К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт...

    Стихийные явления и бедствия

    Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывается в последние десятилетия с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства...

    Управление безопасностью жизнедеятельности

    а) в области охраны труда Основными законодательными актами по охране труда являются: Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральные законы "О пожарной...

    Управление безопасностью труда

    Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас-ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си-стемой законодательных и нормативных правовых актов...

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий :

    регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан,

    закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС,

    определяет ответственность всех уровней власти и граждан.

    Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности . Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников.

    Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

    Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

    Федеральные законы.

    Указы Президента РФ.

    Постановления Правительства РФ.

    Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

    Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

    Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

    Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

    1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

    2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».

    Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

    3. Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

    Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

    Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

    Права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

    Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

    Права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

    Права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

    4. Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

    Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    4. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»

    Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

    5. Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

    Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    6. Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

    Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.

    7. Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

    Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.

    8. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»

    Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

    Задачи природоохранительного законодательства :

    − охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

    − предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;

    − оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

    Эти задачи реализуются через три группы норм :

    Нормативы качества окружающей среды;

    Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

    Механизмы исполнения этих требований.

    К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

    Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

    Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

    Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды .

    Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

    Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

    Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

    Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

    9. Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

    Основные цели закона : предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

    10. Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

    Все население страны делится на категории обучаемых:

    1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов – проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

    2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

    3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

    4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений – обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.

    5. Неработающее население – обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

    В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

    Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант