Юридический портал. Льготный консультант

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает заключение нового контракта, обозначаемого как «контракт жизненного цикла».

В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт жизненного цикла представляет собой контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. При этом контракт жизненного цикла заключается только в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Пункт 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе определяет понятие «контракт» как гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества95), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) не существует такого понятия. Контракт жизненного цикла по смыслу входящих в него составляющих может соединять в себе несколько видов договоров, предусмотренных ГК РФ, например, таких, как договор поставки, подряда, договор на выполнение научно- исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и др.

Встречаются высказывания, что «юридической основой контракта жизненного цикла является договор об оказании услуг, могут присутствовать и элементы других видов договоров, например договора о доверительном управлении»96. Однако, видимо, автор применила это определение лишь к конкретному случаю, рассматриваемому в статье, т.е. в автодорожной сфере. Если смотреть шире, то с такой формулировкой нельзя согласиться, так как для различной продукции основа контракта жизненного цикла может быть различной.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, определяется как смешанный договор97. Таким образом, контракт жизненного цикла можно квалифицировать в качестве смешанного договора. Применительно к сфере государственных и муниципальных закупок определение существенных условий контракта также влияет на заключение контракта, а их несоблюдение может привести к его расторжению.

81 Стародумова С.Ю. К вопросу о признаках недвижимых вещей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С.117- 118.

82 Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

83 Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.


Существенные условия государственных и муниципальных контрактов содержатся в законодательстве применительно к каждому виду договоров. Однако, по мнению ряда авторов, государственные (муниципальные) контракты «должны содержать условия, обязательные для заключения гражданско-правовых договоров данного вида (например, поставки, строительного подряда, оказания услуг)»98.

В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, к контракту жизненного цикла следует применять данные положения.

Следует отметить, что понятие жизненного цикла может различаться применительно к разным объектам. Так, ГОСТ 31539-2012 «Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения» определяет жизненный цикл (железнодорожного подвижного состава) как совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований к потребительским свойствам и техническим параметрам железнодорожного подвижного состава, а также процессов его создания, применения и утилизации.

Жизненный цикл автоматизированной системы по ГОСТ 34.003-90 - совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния автоматизированной системы от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации автоматизированной системы (п. 4.1 ГОСТ 34.003-90).

Кроме того, у различной продукции могут быть различны и стадии жизненного цикла. В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31538-2012 «Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Общие требования» жизненный цикл железнодорожного подвижного состава должен состоять из следующих стадий: определение исходных требований; разработка; производство; эксплуатация; модернизация; утилизация.

Пункт 4.2 ГОСТ Р 53791-2010 определяет, что жизненный цикл продукции производственно-технического назначения включает в себя следующие стадии: обоснование разработки; разработку технического задания; проведение опытно-конструкторской работы; производство и испытания; модернизацию; использование (эксплуатацию); ликвидацию (с избавлением от отходов путем их утилизации и (или) удаления).

Отличие стадий жизненного цикла различных изделий предполагает применение различных подходов к заключению контрактов жизненного цикла, их исполнению, ценообразованию. При этом процесс расчета стоимости жизненного цикла является одной из наиболее больных точек для заказчиков. В этом аспекте целесообразно дифференцированно подходить к разработке нормативных правовых актов по применению контрактов жизненного цикла по отраслям, по видам закупаемой продукции и т.п.

В ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе определено, что критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В настоящее время такие рекомендации не разработаны.

Таким образом, следует отметить, что для практического применения контрактов жизненного цикла в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сегодня не сформирована достаточная нормативно-правовая база99. Это может привести к проблемам своевременности и качества удовлетворения публичных нужд, неэффективному расходованию бюджетных средств100. С целью решения вышеназванных проблем представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс, иные законодательные акты, а также издание подзаконных нормативных правовых актов в части регулирования применения контрактов жизненного цикла.

84 Ответственность в сфере оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Русайнс, 2015. С.129-130.

85 Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 89-95.

86 Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013. №6. С. 18-21.

Список литературы

1. Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 220с.

2. Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 89-95.

3. Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. – М.: ВАКО, РГСУ, 2015. 142 с.

4. Ответственность в сфере оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики: Монография. – М.: Русайнс, 2015. 298 с.

5. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013.№6. С. 18-21.

6. Стародумова С.Ю. К вопросу о признаках недвижимых вещей // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С.117-118.

Сложные вопросы осуществления закупок в сфере культуры: контракты жизненного цикла, конкурсы с ограниченным участием и закрытые торги (Лисовенко О.К.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Особого интереса как в практическом, так и в научном плане заслуживает правовое регулирование в рамках контрактной системы отдельных аспектов осуществления закупок в сфере культуры. При этом под закупками в сфере культуры представляется обоснованным и логичным понимать не любые закупки заказчиков, осуществляющих те или иные функции и полномочия в сфере культуры, а лишь закупки, имеющие непосредственное отношение к культурным ценностям, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). Тем не менее закупки в сфере культуры представляют первоочередной интерес именно для специалистов в области управления культурой, а также для лиц, задействованных в процессе организации и проведения закупок для нужд учреждений культуры, в том числе для контрактных управляющих и работников контрактных служб, членов закупочных комиссий.

В данном докладе будут рассмотрены 3 блока вопросов, представляющих наиболее сложные аспекты закупочной деятельности в сфере культуры:
- контракты жизненного цикла;
- конкурсы с ограниченным участием;
- закрытые торги.
Рассмотрим последовательно каждый из перечисленных пунктов.

Контракты жизненного цикла

Согласно ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий:
- закупку товара или работы;
- при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы;
- последующие обслуживание, ремонт;
- при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Такой контракт именуется контрактом жизненного цикла.
В связи с внесением изменений в соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации с 2016 г. появилась возможность заключать следующие контракты жизненного цикла в сфере культуры:
1. На проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов).
2. На проектирование, реконструкцию с элементами реставрации и (или) приспособление для современного использования (при необходимости) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства РФ об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов РФ или нахождения таких объектов в руинированном состоянии.
Возможность заключения таких контрактов появилась после внесения 29 декабря 2015 г. изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла".
Основное отличие между двумя указанными основаниями заключается в следующем: второе основание заключения контрактов жизненного цикла применимо только для уже существующих объектов, при этом находящихся в аварийном или руинированном состоянии, вместе с тем второе основание, в отличие от первого, предполагает закупку не только работ, но и необходимого для реконструкции объектов культурного наследия оборудования, предусмотренного проектной документацией.
При этом заключение соответствующих контрактов связано с рядом практических трудностей.
Ввиду того что ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расчет стоимости жизненного цикла созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 44-ФЗ, то в первую очередь встает вопрос, связанный с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, если в такой контракт включены и проектирование, и строительство.
Еще один очень существенный вопрос - может ли контракт жизненного цикла не предусматривать последующие обслуживание, ремонт объекта, созданного в результате исполнения такого контракта? Закон N 44-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 позволяют неоднозначное толкование по данному вопросу, а правоприменительной практики на сегодняшний день нет.

Конкурсы с ограниченным участием

В рамках Закона N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1, ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ (единые требования и требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков), предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ; дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Таким образом, отличительная особенность конкурса с ограниченным участием - предъявление к участникам закупки дополнительных требований наряду с едиными требованиями, установленными ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
П. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения конкурсов с ограниченным участием при осуществлении целого ряда закупок в сфере культуры, а именно:
- сохранение объектов культурного наследия;
- реставрация музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
- работы, услуги, связанные с необходимостью допуска к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек;
- работы, услуги, связанные с необходимостью допуска к хранилищам музеев, к системам обеспечения безопасности в музеях, архивах, библиотеках.
Вместе с тем согласно ч. 2.1 указанной статьи заказчик вправе осуществлять закупки указанных работ, услуг путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); при этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации. Дополнительные требования к участникам закупок в сфере культуры (закупок по указанной в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ тематике) установлены в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Сложность применения дополнительных требований при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия, включая реставрационные работы, а также работ и услуг иной "культурной тематики", указанной в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, вытекает из приведенной выше ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ.
Тонкость состоит в том, что приложением N 1 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования не только к участникам конкурсов с ограниченным участием, но и к участникам аукционов, а это, в свою очередь, означает, что дополнительные требования будут применяться, даже если, например, реставрационные работы будут закупаться электронным аукционом.
Также необходимо обратить внимание и на следующий сложный момент: при проведении конкурсов с ограниченным участием по "культурной тематике" (по п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ) не могут применяться такие показатели по критерию оценки заявок "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", как "опыт по успешному выполнению работ" и/или "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" (п. 30 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085).
Также стоит отметить, что при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия в любом случае является обязательным предъявление к участникам закупки единого требования по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ о наличии у них лицензии на соответствующий вид деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом в рамках одной такой закупки при необходимости (если это обусловлено требованиями градостроительного законодательства) может устанавливаться как требование о наличии такой лицензии, так и требование о наличии допуска саморегулируемой организации к осуществлению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (так называемого генподрядного допуска СРО). Однако требование о наличии генподрядного допуска СРО никогда не заменяет собой требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Закрытые торги

Принципиальным отличием закрытых способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) от других способов закупок является то, что участие в них могут принимать исключительно лица, которым заказчиком были направлены специальные приглашения. Так, под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при проведении которых в соответствии с положениями ст. ст. 85, 86 Закона N 44-ФЗ информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц , которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. При этом проводить закрытые закупки возможно только в случаях, прямо установленных законом.
Согласно ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в том числе в случаях заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.
Однако закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются не просто в случаях, прямого оговоренных в законе, но и исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций. На сегодняшний день данным органом является Федеральная антимонопольная служба.
Порядок согласования применения закрытых аукционов и конкурсов установлен Приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г. N 189 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Необходимо подчеркнуть следующую сложность применения закрытых конкурсов и закрытых аукционов при закупках в сфере культуры: Законом N 44-ФЗ прямо не регламентировано, какой из двух возможных закрытых способов закупки выбрать - закрытый конкурс или закрытый аукцион, однако согласно письму Минкультуры России от 14 мая 2016 г. N 165-01-39-ВА "О страховании музейных предметов" в случае оплаты страхования за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе за счет средств, выделяемых музеям в рамках исполнения государственного задания, либо за счет доходов музеев от их основной деятельности, российская страховая компания должна быть определена по результатам закрытого конкурса, проводимого в соответствии со ст. 84 Закона N 44-ФЗ. Письма Минкультуры России не являются нормативными правовыми актами, тем не менее при решении вопроса о выборе способа закупки услуг по страхованию музейных предметов целесообразно учитывать позицию профильного министерства и отдавать предпочтение именно закрытому конкурсу.
Резюмируя сказанное, необходимо отметить ряд интересных и немаловажных моментов:
- на момент подготовки настоящего доклада в единой информационной системе не размещена ни одна закупка на заключение контракта жизненного цикла в сфере культуры;
- целый ряд заказчиков в нарушение требований ст. 56 Закона N 44-ФЗ закупают работы по сохранению объектов культурного наследия, в том числе реставрационные работы, путем проведения "обычных" открытых конкурсов без установления дополнительных требований, а также иные услуги и работы "культурной тематики" (указанные в п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ) путем проведения электронных аукционов без установления дополнительных требований к участникам;
- многие заказчики, закупающие транспортировку, страхование, охрану музейных предметов, музейных коллекций и пр., проводят по данной тематике открытые закупки с публикацией всей информации о закупке в единой информационной системе, что, безусловно, также должно расцениваться как нарушение положений Закона N 44-ФЗ.

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) — это долгосрочный (как правило, свыше 20 лет) контракт, включающий в себя комплекс работ по проектированию, строительству, эксплуатации объекта (то есть несколько этапов жизни объекта) и предусматривающий растянутое во времени бюджетное финансирование. Случаи заключения КЖЦ определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087.

Обоснование. Как следует из ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, КЖЦ — это контракт, предусматривающий закупку товара или работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. То есть речь идет о долгосрочном контракте, включающем в себя комплекс работ, охватывающих несколько этапов жизни объекта (проектирование, строительство, эксплуатацию). Соответственно, КЖЦ — смешанный договор, содержащий в себе элементы договора строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и договора возмездного оказания услуг.

Понятие контракта жизненного цикла (КЖЦ) является сравнительно новым понятием в строительстве. Цель заключения таких контрактов — повышение заинтересованности подрядчиков в конечном результате (качестве всех видов работ).

Появление нормативных документов, регулирующих заключение КЖЦ, неизбежно приведет к тому, что число их будет расти.

По мнению экспертов, КЖЦ является выгодным не только для государства (привлечение частных инвестиций, повышение эффективности бюджетных расходов), но и для частного партнера. Последнему применение механизма КЖЦ позволяет по итогам единого конкурса выполнять проектирование, строительство и эксплуатацию объекта, получая гарантированные платежи из бюджета (как правило, после ввода его в эксплуатацию и при выполнении условий контракта). Строительство и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры на основе КЖЦ позволяет повысить заинтересованность подрядчика в эффективности проектных решений, качестве строительства и применении более современных технологий и материалов, поскольку именно ему придется нести издержки по дальнейшей эксплуатации объекта (либо выплачивать неустойку за нарушение обязательств).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 КЖЦ заключается в том числе на выполнение работ по проектированию и строительству:

а) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений;

б) инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;

в) аэродромов;

г) объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

д) объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

е) объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

ж) уникальных объектов капитального строительства.

Что такое контракт жизненного цикла и в каких случаях он заключается?

1

С 01.01.2014 г. закупки за счет бюджетных средств производятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон впервые в РФ определяет контракт жизненного цикла как контракт, предусматривающий закупку товаров или работ, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работ объекта (п. 16 ст. 34). В данной статье представлен зарубежный опыт использования контрактов жизненного цикла и основные направления развития в РФ. Также представлены наиболее значимые контракты жизненного цикла таких стран, как Великобритания, Канада, Мексика, Нидерланды, Португалия, США, Финляндия. Автором подробно рассмотрен опыт применения контракта жизненного цикла на примере строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в Великобритании и Нидерландах. Рассмотрены основные аспекты организации контрактов жизненного цикла с точки зрения государственно-частного партнерства.

государственно-частное партнерство

контракт жизненного цикла

1. Бурков А.В. Государственные закупки как механизм стимулирования инноваций в Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portalzakupok.ru/library/153.

2. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики: монография / под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотрицкой. – М. : ИЭ РАН, 2012. – 212 с.

3. Зусма Е., Аракелян К. Контракт жизненного цикла – новый механизм ГУП в России // Российская газета. – 2011. – 23 авг.

4. Лозенко Л.Л. Развитие механизма взаимодействия предпринимательских и властных структур при исполнении госзаказа: монография. – М. : ЭЛИТ, 2011. – 272 с.

5. Public Private Partnership for Urban Water Utilities: A Review of Expe-riences in Developing Countries. – World Bank. – December, 2010.

6. Andre S. The Impact of Private Sector Participation in Infrastructure: Lights, Guash, Haven. – World Bank, 2011.

Контракты жизненного цикла (далее КЖЦ) - достаточно востребованный за рубежом механизм государственно-частного партнерства, позволяющий выстраивать долгосрочные договорные отношения между органом власти и частным инвестором по предоставлению со стороны последнего услуг государству. Термин «контракт жизненного цикла» пришел из Скандинавии, но является калькой английского словосочетания «Life Cicle Contract». Во Франции, к примеру, принят термин «партнерский контракт», в других европейских странах - «Design, Building, Finance - and Operate», являясь разновидностью комиссий.

Особенностью КЖЦ является вложение частных инвестиций в строительство и организацию последующей эксплуатации объекта на протяжении его нормативного срока службы. Государство принимает на себя определенные обязательства осуществления закупки услуг у инвестора по использованию данного объекта. Среди наиболее значимых зарубежных контрактов жизненного цикла интерес представляют следующие:

  • Великобритания - аэропорт Blackpool Airport; высокоскоростное соединение между Лондоном и Парижем;
  • Канада - линии метрополитена Canada Line;
  • Мексика - аэропорт Tolica International;
  • Нидерланды - железная дорога HSL-Zuid Амстердам - Брюссель - Париж;
  • Португалия - железнодорожные линии Лиссабон - Порто, Лиссабон - Мадрид, Порто - Виго;
  • США - строительство истребителя F-16;
  • Финляндия - трасса Е-18 Турку - Хельсинки.

На примере строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в Великобритании и Нидерландах рассмотрим опыт применения КЖЦ более подробно.

КЖЦ в Великобритании в основном выстраиваются в соответствии с моделью «Private Finance Initiative» - «Частная финансовая инициатива». Данная модель является разновидностью более распространенной схемы, о которой уже упоминалось, «Design, Building, Finance and Operate» - «Планирование. Строительство, финансирование и эксплуатация».

Высокоскоростное соединение между Лондоном и Брюсселем признано одним из самых значимых проектов в железнодорожной отрасли Великобритании. В соответствии с контрактом частный партнер выполняет проектирование, строительство, финансирование, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание железнодорожной магистрали. Министерство транспорта Великобритании взяло на себя обязательства в отношении финансирования проекта через предоставление денежных грантов. Часть финансирования была обеспечена гарантией правительства после начала реализации проекта. Анализ системы государственно-частного партнерства в Великобритании позволяет сделать вывод, что до 90% строительства и ремонта дорог в стране осуществляется на основе контрактов жизненного цикла. Подрядчик выполняет всю работу по разработке проектно-системной документации, строительству, ремонту, обслуживанию и эксплуатации объекта на протяжении всего жизненного цикла. Финансирование всех этих работ осуществляет подрядчик. Государство, как заказчик, гарантирует оплату «сервиса работающей дороги» равными частями на протяжении всего срока службы объекта. Деньги перечисляют после сдачи объекта в эксплуатацию. Что касается размера оплаты, то она зависит от уровня соответствия объекта заявленным в контракте требованиям (в частности, качество дороги; уровень безопасности движения по ней и др.).

КЖЦ правительства Нидерландов в области высокоскоростных железнодорожных магистралей - железная дорога Амстердам - Брюссель - Париж. Реализацию проекта осуществляла специально созданная HSL, осуществляющая управление консорциумом компаний, предоставляющих частного партнера в рамках данного контракта жизненного цикла. В консорциум входят организации по таким направлениям деятельности:

  • строительство (консорциум Infra rail);
  • инфраструктурный провайдер (консорциум Infraspeed);
  • управление движением транспорта по магистрали (консорциум High Speed Alliance).

Государственный партнер - министерство транспорта, общественных работ и управления водными ресурсами Нидерландов.

В соответствии с рассматриваемым КЖЦ правительство Нидерландов перечисляет провайдеру ежегодный платеж за обеспечение доступности инфраструктуры железнодорожной магистрали. Это позволяет провайдеру инфраструктуры компенсировать расходы на содержание объекта, что обеспечивает возврат инвестиций. Фактическая доступность объекта является критерием размера предусмотренного платежа за доступность инфраструктуры.

В России нет опыта практического применения КЖЦ, хотя возможность их применения рассматривается с 2008 года. Привлечение внебюджетных инвестиций при общем снижении доходов бюджета, отсутствие у органов публичной власти реальной возможности вкладывать финансы - эти и другие проблемы способствовали попытке совместных действий власти и бизнеса. Но вплоть до 2013 года единственной законодательно закрепленной формой привлечения внебюджетных инвестиций в инфраструктурные объекты государственной собственности рассматривались концессии. Контракт жизненного цикла аналогично концессионному соглашению является смешанным договором, включающим элементы договора строительного подряда, договора возмездного оказания услуг и др. (ст.421 ГК РФ). При этом в КЖЦ могут быть включены элементы других видов договоров. В соответствии со ст. 421, ч. 3 ГК РФ к смешанным договорам подлежат применению правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Учитывая, что с 1 января 2014 года все закупки за счет бюджетных средств осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, контракты жизненного цикла получили законодательное определение. Ст. 34, п. 16 44-ФЗ гласит, что КЖЦ - это контракт, предусматривающий закупку товаров или работ, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работ объекта.

Постановлением Правительства РФ «Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла и случаев применения для оценки заявок участников закупки критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта» утверждены Перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла и Перечень случаев, когда заказчик вправе применять для оценки заявок участников закупки критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Остановимся подробнее на перечне случаев заключения контрактов жизненного цикла. Необходимо отметить, что к закупкам работ по проектированию, строительству (реконструкции, капитальному ремонту), содержанию либо строительству (реконструкции, капитальному ремонту), содержанию объектов капитального строительства и (или) линейных объектов относятся:

  • автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного значения, включая защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог, а также объекты дорожного сервиса;
  • объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов);
  • гидротехнические сооружения;
  • объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
  • объекты системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо-, и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения;
  • объекты космической инфраструктуры;
  • объекты авиационной инфраструктуры;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • метрополитены и инфраструктура для другого транспорта общего пользования;
  • морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры;
  • опасные производственные объекты;
  • объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;
  • объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;
  • объекты капитального строительства, относящиеся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к уникальным.

Закупка товаров или работ для нужд оборонного заказа в соответствии с утвержденным перечнем товаров и работ для нужд оборонного заказа, закупка которых осуществляется на основании заключения контракта жизненного цикла.

Закупка подвижного состава и технически сложных систем железнодорожного транспорта, метрополитена и другого транспорта общего пользования.

Закупка морских и речных судов, судов смешанного (река - море) плавания, а также судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, плавучих и сухих доков.

Закупка воздушных судов государственной авиации.

Закупка автомобилей, в том числе автомобильных прицепов, а также работ по их содержанию и (или) работ по их содержанию, последующей утилизации.

Примером КЖЦ рассмотрим Государственный контракт на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимся в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы.

Предметом контракта со стороны исполнителя является обязательство по заданию Государственного заказчика оказать услуги по обращению с отходами (вывоз и транспортировка твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образующегося в многоквартирных домах Юго-Западного административного округа города Москвы, от мест их сбора (контейнерных площадок) до объекта обезвреживания/размещения, обезвреживание/размещение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с обеспечением отбора вторичных материальных ресурсов, в объеме, на условиях и в соответствии с требованиями Технической части).

Среди целого комплекса требований к исполнителю необходимо выделить требования к экологическому обеспечению оказываемых услуг.

1. Исключить попадание перевозимых отходов в окружающую среду при транспортировке.

2. Обеспечить организацию сортировки отходов с выделением вторичного сырья:

  • в 2013 году не менее 10%;
  • в 2014 году не менее 15%;
  • в 2015 году не менее 20%

от общего объема образуемых отходов.

3. Обеспечить сбор вторичного сырья от населения мобильными пунктами приема из расчета - 1 приемный пункт на 12,5 тыс. чел. с охватом в % (процентном) соотношении от общей численности обслуживаемого населения:

  • 2013 год - 30%;
  • 2014 год - 60%;
  • 2015 год - 100%.

Необходимо отметить, что Государственный заказчик вправе требовать от Исполнителя в соответствии с Технической частью надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а также требовать незамедлительного и/или своевременного устранения выявленных недостатков.

Запрашивать у Исполнителя информацию о ходе и состоянии оказания услуг.

Осуществлять контроль за выполнением Исполнителем объема и сроков оказания услуг. Не оплачивать оказанные Исполнителем услуги в случае:

  • не предоставления Исполнителем надлежаще оформленных документов, являющихся основанием для оплаты оказанных услуг;
  • представления Исполнителем подтверждающих документов не в полном объеме или не соответствующих требованиям Технической части.

Проводить выездные проверки с целью контроля за соблюдением Исполнителем требований, предъявляемых к качеству и объему оказания им услуг, предусмотренных Технической частью, иными положениями настоящего Контракта и действующего законодательства.

Привлекать независимых экспертов для проверки соответствия качества оказанных Исполнителем услуг требованиям, установленным настоящим Контрактом.

Государственный заказчик обязан:

  • Сообщать в письменной форме Исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение 3 (трех) рабочих дней после обнаружения таких недостатков.
  • Своевременно принять и оплатить надлежащим образом оказанные Исполнителем услуги в соответствии с настоящим Контрактом.
  • В случае досрочного расторжения настоящего Контракта принять и оплатить фактически и надлежащим образом оказанные Исполнителем услуги.
  • При обнаружении уполномоченными контрольными органами несоответствия объема и стоимости, оказанных Исполнителем услуг Расчету Стоимости Контракта и Акту оказанных услуг требовать от уполномоченных представителей Исполнителя разъяснения в отношении не надлежаще оказанных услуг.
  • Осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств в процессе оказания Исполнителем услуг.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных настоящим Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, интерес инвестиционного сообщества к контрактам жизненного цикла, принятие ряда нормативных правовых актов свидетельствуют о необходимости внедрения контрактов жизненного цикла в практику.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами, Московский городской университет управления правительства Москвы, г. Москва.

Банников П.А., д.и.н., доцент, доцент кафедры управления государственными и муниципальными заказами, Московский городской университет управления правительства Москвы, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Сергеева С.А. КОНТРАКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12639 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Изменения, касающиеся контрактов жизненного цикла, изложены в Федеральном законе от 27.12.2019 № 449-ФЗ . В 44-ФЗ с января внесли определение контракта жизненного цикла. Раньше оно не было нормативно закреплено. Часть 1 статьи 3 дополнили пунктами 81 и 82. В пункте 81 дается определение термина «контракт», а в пункте 82 раскрывается термин «контракт жизненного цикла».

Контракт жизненного цикла (далее - КЖЦ) - это контракт, который предусматривает не только поставку товара или выполнение работы, но и обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию товара, который поставлен или создан в результате выполнения работы.

Добавили случаи заключения

Теперь заказчики могут заключать контракты жизненного цикла на поставку новых машин и оборудования.

Все случаи, при которых допускается заключение КЖЦ, перечислены в ПП РФ от 28.112013 № 1087. Это закупки:

  • работ по проектированию и строительству дорог, инфраструктуры портов, аэродромов, объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов ЖКХ, объектов инфраструктуры метро, городского транспорта, железнодорожного транспорта;
  • работ по проектированию и строительству уникальных объектов капстроительства;
  • подвижного ж/д состава, вагонов метрополитена, транспортных средств уличного транспорта;
  • воздушных судов, морских и речных судов;
  • работ по проектированию, возведению и реконструкции объектов капстроительства для нужд здравоохранения, объектов для проживания военных, объектов для соцобслуживания населения, культурных объектов;
  • работ по возведению и реставрации объектов культурного наследия;
  • работ по созданию автоматизированных ИИС для учета энергетических и коммунальных ресурсов и т.д.

О контрактах жизненного цикла говорится в части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Закон № 449-ФЗ внес в нее изменения. Они вступили в силу в январе 2020 года. По новым правилам, помимо случаев, установленных Правительством РФ и перечисленных выше, заказчики вправе заключать КЖЦ на поставку новых машин и оборудования.

Преимущества

Контракты жизненного цикла популярны за рубежом. В России они не так распространены из-за некоторых нюансов, но тоже применяются. Плюс таких контрактов в том, что они позволяют заказчикам забыть о проектных, строительных и эксплуатационных рисках. Все они перекладываются на подрядчика. Заказчику остается контролировать достижение заданных целей.

Оплата КЖЦ разбита на этапы. Соответственно, оплачиваются они тоже поэтапно. А это значит, что заказчику нет необходимости сразу закладывать на проект большой объем средств. КЖЦ дают возможность развивать социально значимую инфраструктуру при ограниченном бюджете. Размер фиксированных платежей известен наперед, что позволяет заказчику планировать будущие расходы.

Бизнесу исполнение таких контрактов также выгодно, ведь речь идет о стабильном долгосрочном бюджетном финансировании. Риски спроса на объекты инфраструктуры при этом ложатся на государство.

Минусы контрактов жизненного цикла

У таких контрактов есть и свои минусы. Во-первых, жизненный цикл проекта может быть гораздо длительнее срока планирования бюджетных трат. Заказчики могут испытывать сложности с расчетом стоимости КЖЦ в условиях нестабильной экономики и постоянно меняющихся цен. Также существует риск того, что контракт будет расторгнут из-за ошибок на стадии расчета и подготовки контракта жизненного цикла как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Еще одна проблема - разные подходы к структурированию и сопровождению КЖЦ в зависимости от предмета контракта. Условно такие контракты делят на две группы: контракты на объекты инфраструктуры и контракты на поставку и обслуживание товаров. Если говорить о первом типе, то КЖЦ должны заключаться на период не меньше 5-10 лет. В ином случае теряется весь смысл включения в один контракт нескольких этапов жизненного цикла.

При этом второй вид КЖЦ целесообразнее заключать на 2-3 года. В ПП РФ № 1087 нет специальных механизмов бюджетного обеспечения таких контрактов. В итоге заказчики не могут заключать КЖЦ на срок более трех лет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант