Юридический портал. Льготный консультант

Бюджетное учреждение осуществляет свою финансовую деятельность на основании сметы доходов и расходов.
Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления и иной деятельности1.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в настоящее время само понятие «смета» расширилось, поскольку она включает как доходы и расходы бюджетного учреждения. Ранее действовал порядок, при котором бюджетное учреждение составляло смету расходов (устанавливающую объем, целевое направление, распределение средств, выделяемых из бюджета), а также отдельно сметы доходов и расходов по каждому виду специальных (внебюджетных) средств.
Смета - это финансово-плановый акт, определяющий основные источники финансирования (доходы) бюджетного уч- § 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
Статья 161БК РФ.
реждения, а также объем, целевое назначение и поквартальное распределение расходов бюджетных учреждений. Смета бюджетного учреждения, являясь финансово-плановым актом, имеет юридическое значение, заключающееся в определении и конкретизации прав и обязанностей получателей бюджетных средств по образованию и использованию денежных фондов, а также финансовых органов и вышестоящих распорядителей бюджетных средств в области контроля за их целевым использованием.
По кругу учреждений и охватываемых ими мероприятий сметы можно классифицировать на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий. Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением с учетом особенностей и определением объемов его финансовой деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами, ведомствами, департаментами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления в сводные сметы.
Сметы расходов на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для осуществления определенных (централизованных) мероприятий, например, проведение конференций, семинаров и т.д.
Бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме1. Сводная смета по министерству, ведомству и т.д. учитывается при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
Смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете РФ. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют
Статья 221 БК РФ.
I

отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства. Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете за соответствующий год.
Сметный процесс является важным моментом в функционировании бюджетных учреждений, поскольку правильное составление сметы, ее содержание влекут за собой финансирование в достаточном объеме, а рассмотрение сметы является одной из форм финансового контроля со стороны государственного органа за осуществлением государственных расходов. Рассматривая сметы бюджетных учреждений, распорядитель бюджетных средств выясняет вопросы о необходимости и целесообразности предусматриваемых расходов; о соблюдении действующих законов и постановлений правительства, а также указаний по составлению документации.
Смета бюджетного учреждения разрабатывается на основе Бюджетной классификации1, имеющей важное значение как при осуществлении планирования и использования финансовых средств, так и при составлении отчетов об исполнении сметы. Особая роль принадлежит указанию в смете кодов Бюджетной классификации, в соответствии с которыми учреждения должны производить кассовый расход поступивших финансовых средств. Такое указание является необходимым условием обеспечения целевого использования выделенных средств, способствующих исполнению закона о бюджете. При составлении сметы бюджетным учреждением учитываются производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры), установленные учредителем. Например, для школ контрольными цифрами являются число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования - контингент студентов, для поликлиник - число посещений и т.д. При финансовом планировании, формой которого является смета, учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые. " Согласно ст. 18 БК РФ Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение
В связи с этим бюджетное учреждение в ходе составления сметы в пределах контрольных цифр руководствуется также нормативами расходов.
Нормативы расходов - это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расходов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т.д.). Нормы расходов принято подразделять на обязательные и необязательные (расчетные); материальные и денежные. Обязательные нормы расходов не подлежат изменению (расходы на командировки, нормы расходов на питание и т.д.), в то.время как необязательными (расчетными) являются нормы, определяемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения, исходя из его специфики (расходы на коммунальные платежи), самим же учреждением по согласованию с финансовыми органами.
Материальные нормы расходов определяют количество материальных средств на единицу расходов.
Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материальных норм, образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих рас-трат.
Смета бюджетного учреждения содержит две основные группы расходов: текущие расходы и капитальные расходы.
В свою очередь текущие расходы, имеющие общий кодовый номер 100 000, объединяют широкую группу статей сметы, таких как: закупки товаров и оплата услуг (110 000); оплата труда государственных служащих (110 100), куда отнесены - оплата труда гражданских служащих (110 110), денежное довольствие военнослужащих (110 120), выходное пособие при увольнении (110 130); начисление на оплату труда, страховые взносы на государственное социальное страхование граждан (110 200); приобре-|тение предметов снабжения и расходных материалов (110 300); (командировки и служебные разъезды (110 400); транспортные ус-|луги (110 500); оплата услуг связи (110 600); оплата коммунальных услуг (110 700); прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг (111 000); субсидии, субвенции и текущие трансферты (130 000), включающие трансферты населению (130 300), выплату пенсий и пособий (130 310), стипендии (130 320), прочие трансферты населению (130 330). Капитальные расходы имеют общий кодовый номер (200 000) и содержат статьи: капитальные вложения в основные фонды
Глава 25. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
(240 000); приобретение оборудования и предметов длительного пользования (240 100);
капитальный ремонт (240 300), включающий капитальный ремонт жилого фонда (240 310) и капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения за исключением капитального ремонта жилого фонда (240 330).
Каждая из статей сметы имеет конкретное содержание обозначенных в ней расходов. К примеру, по экономической статье «оплата труда государственных служащих» планируются основные и дополнительные виды заработной платы, оплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в выходные дни, все виды премий, доплаты за дополнительные виды работы и надбавок за высокое качество работы.
По статье «начисления на заработную плату» отражают все виды обязательных начислений на фонд оплаты труда.
Отдельной статьей в смете планируются расходы при служебных командировках, что включает в себя: расходы на оплату проезда, суточных, подъемных при служебных командировках и т. д.
Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают коммунальные платежи: отопление, освещение, водоснабжение и т.д., расчетный объем средств которых зависит от объема и площади помещений, от условий обеспечения энергоресурсами и т.д. По экономической статье «приобретение предметов снабжения и расходных материалов» планируются расходы на приобретение материальных средств, малоценных и быстроизнашивающихся, сюда отнесены: канцелярские принадлежности, медикаменты, мягкий инвентарь и обмундирование.
Затраты на оплату транспортных услуг включают расходы на содержание транспорта, в том числе текущий ремонт автомобилей, компенсации за использование личных легковых автомобилей и т.д.
Статья расходов «оплата услуг связи» предусматривает все виды услуг связи, абонентную плату за телефон, оплата междугородных переговоров, почтовых отправлений, телефаксы и
др.
В прочие текущие расходы входят суммы по оплате текущего ремонта оборудования и инвентаря, текущего ремонта зданий и сооружений.
К статье «Капитальные вложения в основные фонды» отнесены все виды расходов, способствующие приросту основных производственных и непроизводственных фондов, в том числе приобретение оборудования и предметов длительного пользования, § 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений 657 капитальный ремонт помещений, в которых расположены бюджетные учреждения. Принцип постатейного выделения средств для конкретного бюджетного учреждения способствует усилению финансового контроля за их целевым использованием. Бюджетные учреждения прилагают к смете основные паспортные данные, которые служат обоснованием отдельных видов расходов. К примеру, образовательными учреждениями подготавливаются справки о движении контингента учащихся, данные о количестве факультетов, филиалов, научно-исследовательских подразделений; справки об учебно- материальной базе учреждения, что отражается в документах, содержащих данные об учеб-ных площадях и других зданиях, находящихся в эксплуатации на начало текущего года; об обеспеченности необходимой для основного вида деятельности учебной, научной, методической литературой и т.д.

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой. Основная и главная цель ее работы - не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг. Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Наиболее значимым нормативным актом, который регулирует правила и требования к ведению бюджетных смет казенными учреждениями, является Приказ российского Минфина №112н, датированный 20.11.2007 г. В него неоднократно вносились поправки и изменения, последние из которых были приняты Приказом №168н от 30.09.2016 г.

Они введены в действие с 01.01.2017 г. и содержат новый, несколько измененный порядок составления бюджетной сметы, а также форму заполнения, размещенную ниже.

Кроме того, каждое ведомство издает собственные нормативные документы, которые регламентируют порядок составления, а также утверждения и дальнейшего ведения и исполнения бюджетных смет для учреждений, работающих в рассматриваемой сфере. В частности для медицинских, культурных и социальных организаций основные правила и требования изложены в Приказах, соответственно, Минздрава №141 от 18.03.2013 г., Минкультуры №711 от 18.11.2010 г. и Минтруда №630 от 26.12.2012 г. Аналогичные нормативные акты выпущены и другими отраслевыми ведомствами. Однако, несмотря на некоторые различия, основные правила составления, утверждения и ведения смет являются едиными для всех казенных учреждений.

Требования к составлению и ведению бюджетной сметы

После внесения последних изменений правильное составление бюджетной сметы подразумевает наличие следующих четырех разделов:

В первом из них должны быть приведены расходы , необходимые для обеспечения нормального функционирования учреждения, в частности:

  • оплата труда и другие вознаграждения сотрудникам организации, а также командировочные расходы и подобные выплаты, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • затраты на приобретение товаров и выполнение работ, необходимых для работы учреждения;
  • выплата сборов, налогов или других платежей в бюджет РФ, являющихся обязательными;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением в процессе осуществления своей деятельности;

Второй раздел рассматриваемого документа содержит затраты , связанные с выполнением полномочий распорядителя бюджетных средств . На практике он заполняется далеко не всегда, так как подобные функции казенными учреждениями выполняются достаточно редко;

В третьем разделе отражаются расходы, не вошедшие в первые два;

Четвертый раздел - итоговый , в нем содержатся результаты сметы.

При составлении и последующем ведении бюджетной сметы необходимо учитывать, что основные показатели, используемые при этом, должны приводиться с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.

Порядок формирования бюджетной сметы

Для каждого казенного учреждения распорядителем бюджетных средств (в качестве которого, чаще всего, выступает соответствующее министерство, ведомство и их территориальные подразделения) разрабатываются основные правила и порядок составления и ведения бюджетной сметы. Именно ими, в первую очередь, должна руководствоваться организация при формировании рассматриваемого документа.

При определении конкретных показателей сотрудники учреждения, ответственные за разработку документа, могут использовать два варианта:

  • расчет с использованием нормативных затрат на содержание имущества или оказание услуг (определяются действующими на момент составления бюджетной сметы ведомственными документами);
  • расчет с применением показателей прошлых лет.

Существуют достаточно большие отличия в правилах и основных требованиях, предъявляемых ведомствами к ведению и исполнению бюджетных смет различными учреждениями. Это вовсе не удивительно, учитывая абсолютно непохожие цели их деятельности: начиная от оказания медицинских услуг (учреждения Минздрава) и заканчивая охраной правопорядка (учреждения ФСБ, МВД).

Правила утверждения бюджетной сметы

Действующим законодательством четко прописана процедура и правила, по которым должно осуществляется утверждение и согласование бюджетной сметы. Допускаетсяодин из трех возможных вариантов:

  • руководителем учреждения - если организация является распорядителем бюджетных средств;
  • руководителем организации - если учреждение не является распорядителем бюджетных средств. Однако, в этом случае распорядитель средств имеет право предусмотреть иной порядок утверждения;
  • руководителем организации - если разрабатывается бюджетная смета какого-либо его структурного подразделения.

Нормативными актами предусмотрен жесткий срок, в течение которого рассматриваемый документ должен быть утвержден. Он начинается с того момента, когда до организации доводятся лимиты по бюджетным обязательствам и составляет не более 10 суток. При этом учитываются только рабочие дни. Выполнение указанных требований является одним из важных факторов соблюдения общей бюджетной дисциплины.

Требования к ведению бюджетной сметы

Под ведением и исполнением бюджетной сметы подразумевается внесение в нее корректировок, связанных с изменениями лимитов бюджетных обязательств. Подобная процедура происходит достаточно часто и связана, в первую очередь, с вносимыми в бюджет изменениями, вызванными увеличением или сокращением его доходной части, смещением приоритетов государственного развития и множеством других возможных причин.

Изменения в бюджетную смету вносятся в форму, практически аналогичную используемой при ее составлении. При этом увеличение размера сметных расходов отражается вполне традиционно со знаком плюс, а сокращение - с минусом.

Существует несколько вариантов внесения корректировок в бюджетную смету, выполняемых в случае:

  • изменения первоначальных доведенных до организации ЛБО (лимитов бюджетных обязательств);
  • изменения размера затрат между статьями расходов, что также ведет к корректировке ЛБО;
  • перераспределения средств внутри бюджетной сметы без изменения ЛБО.

Изменения, которые вносятся в документ, должны быть утверждены в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе. При этом к нему следует приложить обоснование необходимости произведенных корректировок.

Образец составления бюджетной сметы

Выше уже был приведен бланк бюджетной сметы. Для того чтобы более четко понимать правила и требования ее составления, целесообразно рассмотреть образец заполненной бюджетной сметы, приведенный ниже.

Как и большинство подобных документов, он состоит из трех основных частей:

  • шапка;
  • табличная часть;
  • итоговые результаты сметы.

Оформление шапки документа не содержит каких-либо сложностей- необходимо просто заполнить поля разработанного и утвержденного ведомством бланка. При этом бюджетная смета утверждается исполнителем и разработчиком, а согласовывается представителем главного бюджетного распорядителя.

Затем в документе необходимо указать его название, а также наименование следующих организаций: получателя, распорядителя (при наличии) и главного распорядителя выделяемых бюджетных средств. Также в шапке сметы располагается название бюджета, коды оформляемого документа и единица измерения приводимых в нем данных.

Далее следует табличная часть бюджетной сметы. Выше уже отмечалось, что после внесения изменений в нормативную базу, она состоит из четырех разделов, содержание которых было также описано в предыдущих частях статьи. В приведенном примере данные содержаться только в первом разделе рассматриваемого документа.

Второй и третий разделы не содержат показателей и оставлены незаполненными. Необходимо обратить внимание на сквозную нумерацию страниц документа.

Раздел 4 содержит итоговые данные. В приведенном образце бюджетной сметы показатели данного раздела идентичны указанным в первой части документа, хотя форма их представления несколько изменена.

Бюджетная смета подписывается теми ответственными лицами, которые участвовали в составлении и проверке правильности ее заполнения. В рассматриваемом случае таковыми являются руководитель казенного учреждения, начальник планово-финансовой службы и непосредственный исполнитель

Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Порядок осуществления сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов. В основном на сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ). Среди казенных учреждений - школы, поликлиники, больницы, детские сады и др.

Казенные учреждения, как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важные социальные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюджетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 70 БК РФ казенные учреждения расходуют бюджетные средства:

P на оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

P на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

P на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

P на возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Расходование бюджетных средств казенными учреждениями на иные цели не допускается. Оплата по договорам, исполнение которых осуществляется за счет федерального бюджета, проводится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств.

Финансирование казенных учреждений из всех видов бюджетов осуществляется на основе смет расходов казенных учреждений, т.е. плана расходов казенного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом (ст. 221 БК РФ).

Смета казенного учреждения - это финансово-плановый акт, который имеется у всех казенных учреждений. В ней определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному казенному учреждению. Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.

Исходя из того, что смета - это финансово-плановый акт, который является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение. Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя казенного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, - составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.

Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий.

Индивидуальная смета составляется каждым казенным учреждением и содержит только его расходы.

Индивидуальные сметы объединяются в сводные. Эту работу осуществляют федеральные министерства, ведомства в отношении подведомственных казенных учреждений, а также исполнительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления в отношении соответствующих казенных учреждений. Сводные сметы включают два вида смет: индивидуальные сметы казенных учреждений и сметы расходов на централизованные мероприятия.

Смета расходов на централизованные мероприятия составляется министерствами, ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например, проведение областных семинаров учителей, конференции и т.д.

Составление индивидуальной сметы казенным учреждением совпадает по времени с периодом составления проекта бюджета. Оно осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых казенному учреждению вышестоящей организацией. Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить казенному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей казенного учреждения, исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.

Сметы устанавливают объем, целевое направление с поквартальным распределением средств, выделяемых учреждениям из бюджета соответствующего уровня и других источников для выполнения стоящих перед ними задач.

Смета состоит из статей. Статьи сметы имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения (в том числе капитальный ремонт). Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Составляются они на основе норм расходов.

Нормы расходов - единые измерители расходов по однородным учреждениям. Существуют различные нормы расходов.

Нормы расходов подразделяются на обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты) и расчетные - необязательные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными. Материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов (например, количество продуктов питания на одного осужденного в местах лишения свободы). Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.

Нормы расходов делятся также на индивидуальные и комбинированные. Индивидуальная норма расходов предусматривает расходы только на одну цель, например, питание, медицинское обслуживание одного больного. Совокупность индивидуальных норм по определенному показателю образует комбинированную норму, например расходы на содержание одного больного в день.

Смета расходов бюджетного учреждения составляется и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министерству, ведомству и т.д. Сводные сметы учитываются при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований) сметы казенных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. вышестоящей организацией.

Ежемесячно, а также по окончании года казенные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства (в случае, если учреждение финансируется из федерального бюджета). Порядок составления таких отчетов ежегодно определяется приказом Минфина России об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете, за соответствующий год.

Учреждения, использующие денежные средства в порядке сметнобюджетного финансирования, могут иметь источники доходов помимо бюджета.

БК РФ в ст. 41 к неналоговым доходам бюджетов относит:

P доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

P доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

P доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

P средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

P средства самообложения граждан;

P иные неналоговые доходы.

Субсидии и бюджетные кредиты казенным учреждениям не предоставляются.

Казенное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Казенное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Казенное учреждение относится к учреждениям государственного типа, оказывающим муниципальные услуги, предусмотренные законами России. Финансирование таких организаций проводится на основании сметы расходов казенного учреждения, которая разрабатывается самим учреждением и утверждается специальными органами власти. Бюджетная смета казенного учреждения представляет собой финансовый документ, который присутствует во всех государственных учреждениях.

В этом документе указываются размер, направленность и распределение финансов, выделяемых организации из бюджетного фонда. Смета функционирует на протяжении всего финансового года. Документ представляет собой правовой акт финансового плана, поэтому она имеет юридическое значение, которое заключается в распределении прав и обязанностей руководителей организаций по распределению бюджетных средств. Составление сметы казенного учреждения того или иного бюджета - это одна из важных частей бюджетного процесса, называется этот этап сметным процессом.

Все сметы расходов казенного учреждения разделяются между собой по характеристикам учреждений и выполняемых мероприятий на сводные, индивидуальные, а так же сметы централизованных мероприятий. Индивидуальная смета содержит только расходы того учреждения, которое ее составляет. Все сметы подобного типа объединяются в сводные. Работу с этими сметами осуществляют уже различные федеральные министерства и ведомства, а так же органы исполнительной власти субъекта.

Сводные бюджетные сметы казенного учреждения подразделяются на 2 типа: индивидуальные сметы и сметы расходов на централизованные мероприятия. Смета на централизованные мероприятия формируется специальными органами власти для определения расходов на централизованные мероприятия. К таким расходам относят проведение различных семинаров, конференций и т.п. Составление сметы казенного учреждения индивидуального вида по времени одинаково с моментом формирования проекта бюджета.

Формирование документа осуществляется на основании контрольных цифр, которые предоставляются учреждению вышестоящим органом власти. Цифры имеют данные о лимите бюджетных средств, которые нужно выделять учреждению после утверждения бюджета, эти данные доводятся до каждого учреждения, исходя из контрольной цифры, полученной от органов, разрабатывающие проекты бюджетов. Форму бюджетной сметы казенного учреждения устанавливают специализированные органы исполнительной власти, в ней устанавливаются размеры, направление использования бюджетных средств. Все статьи сметы имеют определенное целевое применение. Все казенные учреждения финансируются по нескольким обобщенным статьям: зарплата, капитальные вложения и текущие издержки.

Статьи носят строго-определенный образ и корректировке не подлежат. Пример бюджетной сметы казенного учреждения можно посмотреть на нашем сайте. Следует учесть, что документ разрабатывается и заверяется только руководством учреждения. Представить смету в соответствующие органы нужно не позднее пятнадцати рабочих дней с момента утверждения лимитов денежных средств. Ежемесячно и в конце календарного года учреждения разрабатывают отчет об исполнении бюджетной сметы казенного учреждения, который направляется в орган территориального казначейства. Порядок разработки таких отчетов корректируется приказом Министерства финансов страны.

», бюджетный выпуск, июль 2018

Общие правила к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы постоянно меняются в соответствии с внесенными изменениями в законодательство. Расскажем, по каким правилам нужно будет формировать Бюджетную смету на 2019 г. и плановый период.

Порядок для подведомственных учреждений

Процесс формирования бюджетной сметы включает в себя проведение ряда расчетов сметных плановых показателей и составление проекта бюджетной сметы. Работа по формированию документа начинается в тот момент, когда учреждение получает данные о размерах бюджетных назначений, выделенных из бюджета. К смете прикладывают расчеты, где обосновывается каждая статья расходов. Все казенные учреждения формируют свою бюджетную смету, на основании которой распорядитель бюджетных средств формируется Сводную ведомость по всем своим подведомствам.

На протяжении ряда лет главные распорядители руководствовались общими требованиями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н, который не раз подвергался внесению корректировок. Очередное уточнение при составлении бюджетной сметы внес Приказ Минфина РФ №26н от 14.02.2018 г. (далее Приказ Минфина 26н). При составлении и утверждении смет на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг. необходимо воспользоваться новыми требованиями, которые определены данным Приказом. Основные изменения:

    увеличилось количество разделов бюджетной сметы и изменилась структура документа;

    в смете теперь также необходимо отражать прогнозные показатели;

    утвержденную бюджетную смету с обоснованиями направляют ГРБС (РБС) не позднее одного рабочего дня после утверждения.

Также теперь главный распорядитель утверждает порядок в форме единого документа. В нем могут быть установлены (п. 3, 5 Приказа Минфина № 26н):

1) главным распорядителем средств федерального бюджета:

    сроки составления и подписания проектов смет;

    порядок и сроки утверждения смет (внесения изменений в сметы);

    полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета;

2) главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета):

    порядок и сроки составления и подписания проектов смет;

    порядок и сроки составления, ведения и утверждения смет (внесения изменений в сметы);

    полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

Составление и ведение бюджетной сметы

Как и прежде, бюджетная смета подразумевает под собой документ, где отражены установленные доведенные объемы и их распределение по направлениям расходов. При этом учтено, что соответствующие объемы расходов устанавливаются на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый и плановый период) (п. Приказа Минфина 26н).

Бюджетная смета составляется учреждением путем формирования показателей на второй год планового периода и внесения изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год и плановый период (п. 8 Приказа Минфина № 26н).

Теперь бюджетная смета состоит их шести разделов, а именно:

1 раздел: итоговые показатели бюджетной сметы.

2 раздел: лимиты бюджетных обязательств по расходам получателя бюджетных средств.

3 раздел: лимиты бюджетных обязательств по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям; осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга, исполнение судебных актов, государственных гарантий РФ, а также по резервным расходам.

4 раздел: лимиты бюджетных обязательств по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые получателем бюджетных средств в пользу третьих лиц.

5 раздел: справочно, бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств.

6 раздел: справочно, курс иностранной валюты к рублю РФ.

В приложении 1 и 2 Приказа Минфина 26н приведены Форма сметы и форма, предназначенная для изменения ее показателей.

Можно выделить следующие основные особенности составления бюджетной сметы на 2019 год:

    Увеличилось количество разделов: было 4, стало 6.

    Введены графы для отражения показателей первого и второго годов планового периода в случае утверждения закона (решения) о бюджете на очередной финансовый и плановый период.

    Новая форма сметы предусматривает обособленное отражение показателей текущего года и планового периода. Они формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов. Возможно также применение дополнительной детализации показателей по кодам статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ (кодам аналитических показателей), если это установлено соответствующим порядком ведения сметы.

    В отличие от действующей формы на 2018 год, рекомендованной Приказом Минфина РФ № 112н, отметка «Согласовано» будет проставляться в конце сметы.

Согласно правилам, которые изложены в п. 11 Приказа Минфина 26н, ведение бюджетной сметы предполагает внесение в нее изменений в пределах доведенных бюджетных назначений учреждению. При этом суммы увеличения отражаются со знаком плюс, а суммы уменьшения со знаком минус. Корректировка сметы осуществляется путем утверждения поправок в показателях, которые меняют:

    Объемы сметных назначений.

    Распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ.

    Распределение сметных назначений, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя.

    Распределение по дополнительным кодам аналитических показателей.

Ведение смет в ГИИС «Электронный бюджет»

С 2018 г. государственными (субъектов РФ) и муниципальными казенными учреждениями ведение и составление Бюджетной сметы должно осуществляться с использованием ГИИС «Электронный бюджет» согласно Приказу Минфина РФ от 30.09.2016 №168н.

Система «Электронный бюджет» предназначена для ведения более прозрачной, открытой деятельности учреждения. В системе обеспечена возможность:

    Формирования и ведения бюджетной сметы на основании доведенных до учреждения в установленном порядке ЛБО.

    Формирования обоснований плановых сметных показателей.

    Формирования и ведения свода бюджетных смет.

С порядком подключения учреждений, которые финансируются из федерального бюджета изложен Письме Минфина РФ «21-03-04/74624.

Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 14.14.7 КоАП РФ).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант