Юридический портал. Льготный консультант

Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Поэтому традиционно в уголовных законах различных стран устанавливаются широкие перечни наказаний различных видов. В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий тринадцать видов наказаний:

  • а) штраф;
  • б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • г) обязательные работы;
  • д) исправительные работы;
  • е) ограничение по военной службе;
  • ж) конфискация имущества;
  • з) ограничение свободы;
  • и) арест;
  • к) содержание в дисциплинарной воинской части;
  • л) лишение свободы на определенный срок;
  • м) пожизненное лишение свободы;
  • н) смертная казнь.

Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления. Разнообразие наказаний в законе - один из важнейших признаков предусмотренного законом перечня наказаний.

Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе. В соответствии с классическим принципом «nullum crimen, nulla poena, sine lege» (нет преступления и нет наказания без указания о том в законе), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.

Еще одним важным признаком предусмотренного законом перечня наказаний является его упорядоченность. Все виды наказаний расположены в нем в соответствии со степенью строгости каждого из них. При этом важно отметить, что в новом Уголовном кодексе законодатель совершенно обоснованно использовал принцип построения перечня наказаний «от менее строгого к более строгому», который впервые в отечественном законотворчестве был применен в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., но в дальнейшем был заменен на противоположный. Этот же принцип положен законодателем и в основу перечисления альтернативных видов наказания в санкциях статей Особенной части нового УК. Эти новации, а также прямое указание в законе (ч. 1 ст. 60 УК) о том, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания», призваны психологически ориентировать суды на экономию мер уголовно - правовой репрессии.

В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать красивым научным термином «система наказаний», а последнюю определять не иначе как перечень. Так, устоявшимся в уголовно-правовой литературе является следующее ее определение: «Система наказаний - есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести». (См., напр.: 184, с. 273; 222, с. 321; и др.).

В теории была высказана и иная точки зрения. К примеру, П.П. Осипов обоснованно утверждал, что «при таком подходе система наказаний сводится к простой сумме составляющих ее компонентов, а ее исследование - к анализу отдельных видов наказания», между тем как «знание частей еще не означает знания целого, так как свойства, связи и отношения системы гораздо богаче, чем свойства, связи и отношения ее компонентов». Исследование системы наказаний предполагает не только изучение отдельных видов наказаний, но в качестве предварительного условия - изучение системы в целом». (163, с. 69). О неудовлетворенности приведенным выше определением и необходимости «глубокого социально - правового анализа системы наказаний» заявлял также П.А. Фефелов. (236, с. 94).

Однако и в уголовно-правовой литературе последних лет издания система наказаний традиционно определяется как перечень.

На наш взгляд, подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому (хотя и упорядоченному) их перечислению в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Следуя логике подобных определений, можно было бы практически любое множество, перечисленное в законе (а то и независимо от перечисления в законе) в определенной последовательности, именовать системой. Очевидно, что этого не может быть, это было бы неправильным. В частности, в Уголовном кодексе РФ различных перечней немало - например, в ст. ст. 61, 63, 105, 111 и др., однако совершенно справедливо никто не наделяет их статусом системы.

Потому что система - это нечто большее, чем просто перечень, это не любое, а только особое состояние определенного множества. Чтобы какое-то множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены в определенной последовательности, а надо, чтобы данное множество объективно обладало совокупностью необходимых системных (системообразующих) признаков.

Нам уже приходилось писать о том, что понятие «система» употребляется в различных областях социальной жизни и в самых разных значениях. Но при всей его многозначности термин «система» чаще применяется там, где речь идет о совокупности элементов, взаимосвязанных и упорядоченных.

Большинство авторов считает, что объект исследования может быть наделен статусом системы, если он, во-первых, имеет сложное строение, состоит из совокупности взаимосвязанных элементов; во-вторых, обладает целостностью, относительной выделенностью из окружающей среды и имеет интегративные качества, производные от качеств составляющих его элементов, но отличные от них; в-третьих, имеет устойчивые связи и характеризуется упорядоченностью элементов. (71, с. 13). Это, по нашему мнению, необходимый минимум свойств, которыми должно обладать некое множество, чтобы его можно было признать «системой». Это т.н. «системообразующие» свойства, выступающие своеобразными общими «критериями системности» элементов множества.

Система уголовных наказаний имеет в своей основе указанные системообразующие свойства, вполне соответствует этим «критериям системности».

Многоэлементность предусмотренной Уголовным кодексом РФ системы наказаний и многообразие свойств составляющих ее элементов определяют сложность ее строения. В системе наказаний различаются наказания основные и дополнительные, общие и специальные, связанные с исправительным воздействием и не связанные с таковым, разные по характеру, направленности и степени тяжести содержащихся в них правоограничений и т. д. При этом отдельные виды наказаний, которые могут рассматриваться как структурные подразделения системы наказаний, в свою очередь, имеют собственную внутреннюю, нередко сложную структуру.

Критерием системности уголовных наказаний является также оконченность, завершенность, исчерпывающая определенность элементов системы наказаний.

Важным системообразующим признаком системы наказаний является упорядоченность составляющих ее видов наказаний в уголовном законе. Это свойство системы наказаний имеет принципиальное и практическое значение, показывая, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что очень важно для назначения судом справедливого наказания осужденному. В частности, в следующих случаях:

при выборе меры наказания в пределах относительно - определенной санкции;

при выборе меры наказания из нескольких, альтернативно предусмотренных в санкции;

при необходимости избрания наказания более мягкого, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК);

при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК);

при назначении наказания за неоконченное преступление (ч. ч. 2, 3 ст. 66 УК);

при назначении наказания в случаях рецидива преступлений (ч. 2 ст. 68 УК);

при назначении наказания по совокупности преступлений (ч. 2 ст. 69 УК);

при назначении наказания по совокупности приговоров (ч. 4 ст. 70 УК);

при решении вопроса об обратной силе уголовного закона (ст. 10 УК).

Все виды наказаний, составляющие систему наказаний, взаимно связаны, функционально взаимодействуют между собой и с «внешним миром». Это проявляется и в их законодательном регулировании, и в применении на практике.

Так, изменение содержания и (или) порядка применения одних видов наказания в уголовном законе влечет определенные «подвижки» в правовом регулировании содержания, порядка и условий применения «смежных» видов наказания. Эти изменения отражаются, безусловно, на характере и пределах применения как тех, так и других: расширение сферы или объема применения одних видов наказания неизбежно влечет за собой сужение сферы или объема применения других, и наоборот.

Исключение из уголовного закона одних видов наказания и включение в него других неизбежно влечет за собой изменения в правовом регулировании и практике применения других видов наказания, входящих в единую систему. Так, исключение из уголовного законодательства в ходе его реформирования наказаний в виде ссылки, высылки - повлекли изменения в правовом регулировании и практике применения лишения свободы, ограничения свободы и других наказаний. Исключение наказаний в виде общественного порицания и возложения обязанности загладить причиненный вред - на правовом регулировании и применении штрафа и обязательных работ. Исключение из уголовного закона таких мер уголовно-правового воздействия, как отсрочка исполнения приговора и условного осуждения с обязательным привлечением к труду повлияло, с одной стороны, на предусмотренную новым УК систему видов освобождения от ответственности и от наказания, с другой стороны - на усиление карательного содержания, объем и пределы применения института условного осуждения, а также наиболее мягких видов наказаний в сторону их увеличения.

Особенно отчетливо подобная зависимость проявляется в структуре наказуемости преступлений, предусмотренной новым Уголовным кодексом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста не были введены в действие в связи с отсутствием необходимых условий для исполнения этих видов наказаний. Фактическое неприменение указанных видов наказаний обусловило восполнение образовавшейся в системе наказаний «бреши» между лишением свободы и заметно более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, не связанными с лишением свободы, за счет более частого применения, с одной стороны, лишения свободы, с другой стороны - условного осуждения. К примеру, судами общей юрисдикции РФ в 1997 г. и 1998 г. первая из указанных мер применялась в отношении соответственно 30,7 и 32,2 %% осужденных, вторая мера - в отношении 54,2 и 51,3 %% осужденных. Все остальные меры уголовно-правового воздействия в указанные годы применялись в отношении всего лишь 16 - 20 %% осужденных.

Взаимодействуют система наказаний и составляющие ее виды также и с «внешней средой» - с иными средствами воздействия на преступность, с состоянием, структурой и динамикой преступности, с личностными свойствами преступников и т. д. (71, с. 14). Например, увеличение количества преступлений или ухудшение структуры преступности обусловливают превалирование в структуре фактически применяемых на практике наказаний более строгих их видов и усиление интенсивности пенализации соответствующих видов преступлений в законе. И наоборот, улучшение криминогенной ситуации влечет сокращение применения более строгих видов наказания, увеличение случаев применения условного осуждения, освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания. Вместе с тем, «ошибочно представлять себе дело так, что система наказаний (как в законодательстве, так и в судебной практике) должна быть поставлена в полную и однозначную зависимость от состояния преступности, ее уровня, структуры и характера». (163, с. 71).

При этом система наказаний имеет собственное «лицо», она обладает определенной целостностью - интегративными свойствами, которые не сводятся к совокупности свойств отдельных видов наказаний, они выделяют ее как своеобразный феномен, самостоятельный уголовно-правовой институт.

Система уголовных наказаний соответствует общим «критериям системности», при этом она характеризуется свойствами, отмеченными нами выше применительно к перечню наказаний - разнообразием элементов, их исчерпывающей определенностью и обязательностью для судебных органов, а также упорядоченностью в законе.

Однако понятие «система» (и, соответственно, производное от него понятие «система наказаний») - существенно более богатое по содержанию, чем понятие «перечень», хотя бы и упорядоченный, и предусмотренный законом.

Кроме отмеченных выше признаков, свойственных перечню наказаний, система наказаний обладает таким важнейшим отличительным признаком, как функциональность, или нацеленность на функционирование. В отличие от «мертвого», статичного перечня, система - это нечто «живое» или, во всяком случае, жизнеспособное, динамичное. Образно выражаясь, система наказаний отличается от перечня наказаний, предусмотренного законом, точно так же, как реальный человек отличается от своего изображения в зеркале, на фотографии или на картине. Поэтому «нельзя определять систему наказаний как их перечень; перечень есть лишь «технологический» метод изложения ее в законе». (240, с.35-37). Быть перечнем - это лишь один из признаков системы наказаний. Важный, необходимый, но лишь один из многих, к тому же не сущностный, а формальный.

Важно обратить внимание еще и на следующее формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний, предусмотренного законом: если последний урегулирован в единственной статье 44 УК, то вопросам закрепления и функционирования системы наказаний посвящен весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующий институт наказания и его применения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.

Возможно, кому-то этот спор покажется схоластическим, а проблема надуманной... Мы придерживаемся иного мнения. Поскольку суть проблемы состоит в том, что для эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью необходима именно система - «живой», функционирующий организм, способный не просто «быть перечисленным», а обеспечивать достижение оптимальным путем стоящие перед ним цели. Простое перечисление видов наказания в уголовном законе для этого недостаточно.

Все это делает систему наказаний необходимым и весьма важным уголовно-правовым инструментом в деле борьбы с преступностью.

Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. (240, с. 36). Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

«Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой». (184, с. 278).

Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как «социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести».

Систему наказаний следует изучать во всем многообразии ее связей и опосредований, добиваясь глубокого и всестороннего проникновения в нее именно как в систему, а не в механический агрегат разнородных элементов». (163, с. 70).

Виды уголовных наказаний , которые могут назначаться лицам, признанными виновными в совершении преступления, установлены в ст. 44 УК РФ. Перечень наказаний осовременен по сравнению с УК РСФСР 1960 г. (например, исключено такое наказание, как общественное порицание, введены наказания, являющиеся альтернативой лишению свободы, но менее строгие). Построение системы наказаний обусловлено принципом восхождения от менее строгого к более строгому наказанию.

Общими характеристиками системы наказаний является:

Ограниченность видов наказаний двенадцатью их наименованиями, указанными в ст. 44 УК;

Обязательность перечня наказаний для судов, рассматривающих уголовные дела;

Возможность выбора конкретного вида наказания из санкции соответствующей статьи Особенной части УК, по которой квалифицируется преступление, инкриминируемое виновному.

Виды наказаний могут быть сгруппированы по ряду признаков. В УК РФ специально выделена только классификация наказаний на основные (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), дополнительные (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) и те, которые могут применяться в качестве и основных, и дополнительных (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Данная классификация закреплена в ст. 45 УК.

Кроме того, виды наказаний могут быть классифицированы по признаку субъекта, к которому они применяются: общие и специальные наказания. Соответственно, общие наказания могут быть назначены любому лицу, признанному виновным в совершении преступления, а специальные – только ограниченному кругу осужденных (к специальным наказаниям относятся ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).

Далее, по возможности определения срока наказания они подразделяются на срочные и одномоментные (не связанные с установлением определенного срока). К срочным наказаниям относятся все их виды, в которых указан минимальный и максимальный срок: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Одномоментные наказания, исполнение которых не исчисляется сроком, - это штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь.


По характеру воздействия на осужденного наказания могут быть подразделены на:

Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, суть которых состоит в ограничении других прав осужденного (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе);

Наказания, состоящие в ограничении или лишении свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы);

Смертная казнь.

Также можно выделить две группы наказаний по принципу применения к совершеннолетним и несовершеннолетним осужденным. В соответствии с ч. 1 ст. 88 УК несовершеннолетним могут назначаться штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок (не свыше десяти лет, как указано в ч. 6 ст. 88).

Существование системы наказаний обеспечивает индивидуализацию наказания и возможность его назначения с учетом всех требований закона, то есть служит дополнительной гарантией законности. Вместе с тем, построение санкций норм Особенной части УК, устанавливающих ответственность за совершение конкретных преступлений, базируется на единой системе уголовных наказаний, указанной в ст. 44 УК.

Штраф.

Минимально строгим наказанием считается штраф. Как правило, его исполнение является одномоментным, и он может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Штраф – это денежное взыскание, назначаемое в пределах, установленных общими требованиями и санкциями соответствующих статей УК, содержащих положения об ответственности за конкретные преступления. Правоограничения, которые претерпевает лицо, осужденное к штрафу, состоят в лишении его части имущества. Материальные последствия могут сыграть роль обстоятельств, обеспечивающих частную и общую превенцию.

При назначении наказания, более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление (по правилам ст. 64 УК), суд может не назначать штраф в качестве дополнительного наказания, даже если его назначение обязательно предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, по которой квалифицируются действия виновного. Штраф может применяться и в качестве более мягкого вида наказания, на которое заменяется неотбытая часть наказания в порядке ст. ст. 80, 82 УК.

Ч. 1 ст. 46 содержит два варианта исчисления размера штрафа:

В размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей;

В размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Размер штрафа определяется судом на основании трех критериев:

Тяжесть совершенного преступления;

Имущественное положение осужденного и его семьи;

Возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода.

Ч. 4 ст. 46 УК РФ определяет особенности назначения штрафа в качестве дополнительного наказания. Его применение в этом качестве ограничено санкциями соответствующих статей Особенной части УК и запрещено в тех случаях, когда в них отсутствует такое указание.

Ч. 5 ст. 46 УК РФ определяет наказания, альтернативные штрафу, на которые он может быть заменен в случае злостного уклонения от его исполнения. Это ограничено пределами санкции нормы Особенной части УК, по которой осужден виновный.

В соответствии со ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в тридцатидневный срок и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания (ч. 1 ст. 32 УИК). В отношении таких осужденных судебный пристав-исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.

58. Обязательные работы.

Ст. 49 УК РФ содержит понятие и характеристику этого вида наказания, не существовавшего в законодательстве РСФСР. Вместе с тем, реально на практике оно применяется только с 1 января 2005 года.

Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид этих работ определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это могут быть работы по очистке и озеленению территорий, осуществление ухода за больными или пожилыми гражданами, подготовка к проведению массовых мероприятий. Данные работы не требуют специальной подготовки либо профессиональной квалификации.

Обязательные работы могут выполняться осужденным только в свободное от основной работы или учебы время. Вместе с тем, лица, нигде не работающие и не учащиеся, могут привлекаться к обязательным работам на полный рабочий день.

Данный вид наказания ограничивает право осужденного на распоряжение собственным свободным временем, то есть, по сути, минимально ограничивает свободу. Кроме того, привлечение к обязательным работам помимо основной трудовой или учебной деятельности осужденного создает и физические нагрузки. Бесплатный характер исполняемых работ также психологически воздействует на осужденного, поскольку в сознании любого гражданина понятия «труд» и «оплата» взаимосвязаны.

Обязательные работы являются срочным видом наказания. В ч. 2 ст. 49 УК РФ установлена их минимальная и максимальная продолжительность: от 60 до 240 часов. Срок обязательных работ указывается в резолютивной части обвинительного приговора. В целях обеспечения режима труда и отдыха осужденного суточная продолжительность обязательных работ установлена не свыше четырех часов в день.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

В соответствии с ч. 2 ст. 27 УИК время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Обязательные работы назначаются только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК).

Основанием для замены обязательных работ более строгим видом наказания является злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ.

Обязанности осужденного к обязательным работам установлены в ч. 1 ст. 26 УИК. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ в соответствии со ст. 30 УИК признается осужденный:

Более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

Более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

Скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

В ч. 4 ст. 49 УК РФ определен круг лиц, которым запрещено назначение обязательных работ:

Инвалиды первой группы;

Беременные женщины;

Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Таким образом, при назначении этого вида наказания должно учитываться состояние здоровья, возраст и семейные обстоятельства осужденного. В отношении военнослужащих, проходящих службу по призыву, обязательные работы не назначаются, поскольку эти лица и так привлечены к исполнению конституционной обязанности граждан РФ и задействованы в общественно полезных целях. Кроме того, применение в отношении них обязательных работ препятствует прохождению военной службы, имеющей ненормированный график, при котором военнослужащий постоянно пребывает в месте службы.

Система наказаний в уголовном праве представляет определённую последовательность типов санкций, налагаемых на правонарушителя от несерьёзного к наиболее тяжким последствиям.

Законченный список видов определён в статье 44 Уголовного кодекса РФ. Он построен в особом распорядке и не противоречит особым принципам. То есть при вынесении вердикта судьи не вправе назначить какую-то иную меру исправления, не представленную в данной норме закона.


Установленный набор воздействий в функционирующем отечественном законодательстве обладает рядом признаков:

  • Разнообразие методов, разнородных по натуре, суровости (сравнительно с зарубежными государствами отечественная система довольно краткая).
  • Исчерпывающая определённость. Никакая другая мера ответственности не вправе быть применена к осуждённому субъекту, кроме перечисленных. Это защищает от произвола людей, облечённых в судейскую мантию.
  • Расположенность в особенном распорядке – от менее строгого к более суровому. Это сделано непросто так, а имеет свои цели. Если возможно исправить провинившегося человека менее строгим уголовно-правовым влиянием, то к нему нельзя применять меру, ухудшающую его состояние.

В литературе видовую многогранность репрессий с характерными вышеозначенными признаками принято именовать как «система уголовного наказания».

Понятие системы уголовных наказаний и её значение волнует не одно поколение учёных-правоведов и не все согласны с официальным мнением. Так, П.П. Осипов считал, что такой взгляд идентифицируется с односторонним и приводит к пониманию системы лишь как к анализу её частей. Однако целое - это не часть. И значение системы наказаний в уголовном праве намного шире, чем обычное перечисление особенностей составляющих компонентов. Сама система в целом богаче по особенностям, коммуникациям и соотношениям. При исследовании значения и понятия следует идти путём дедукции.

Если вдуматься, то функционирующее на сегодняшний день определение не лишено погрешностей. Вкладываемое в него значение и подлежит оптимизации.

Получается, что всякое перечисление чего-либо будет облекаться в термин «система», а это не есть безошибочно и над этим предстоит ещё кропотливая работа будущих поколений.

УК РФ предусматривает 13 разновидностей способов ответственности:

Такие запреты применяются в нашей стране, за исключением крайнего пункта. Приостановка использования смертной казни как метода исправления не снята до сих пор, хотя вокруг этой темы разгораются жаркие споры.

Как не существует единого мнения насчёт понятия и значения комментируемой темы, так нет и общепринятой классификации по разновидностям воздействий. Если за основу деления брать фактор причиняемых провинившемуся лицу лишений, то выделяют – относимые к моральному воздействию; связанные в основном с ограничением преференций; ударяющие по финансовому состоянию; ограничивающие или вовсе ликвидирующие волю передвижения.

Построение иной типологии основано на самостоятельности применения репрессий: основные, дополнительные, совместные воздействия.

Штраф – материальное взимание в пользу государства с обвинённого субъекта за нелегальный поступок. Относится к самой щадящему методу исправления. Вправе быть предопределён за правонарушения малой и средней тяжести как основной вид наказания, и в качестве прибавочного при свершении провинившимся тяжкого противозаконного деяния, например, мошенничество в особо крупном размере.

Чаще всего величина санкции колеблется от 2500 до 500 тыс. рублей, свыше 500 при тяжких и особо тяжких деяниях. Как основополагающая ответственность употребляется в нижеследующих случаях:


Ни по каким другим обстоятельствам штраф как ключевое влияние на правонарушителя употребляться не долженствует.

В качестве прибавочного фиксируется в отдельных ситуациях, направленных против экономики, социальной безопасности, здоровья граждан.

Выполнить свои обязательства лицо вправе досрочно, а также с рассрочкой. Рассрочка выплаты предоставляется исключительно по заключению жреца правосудия при имеющихся на то причинах (наличие иждивенцев в семье, доходность не превышает прожиточного минимума и прочие моменты).

Первую долю суммы долженствует внести в продолжение месяца, остальные части выплат производятся ежемесячно не позже крайнего дня месяца. Максимальный срок рассрочки составляет 3 года.

При постоянном уклонении от выплат, а уж тем более сокрытии своего местоположения, судебный пристав вправе объявить в угрозыск и последствием станет, скорее всего, смена на наиболее суровую ответственность.


Норма содержит по сути два отличных друг от друга способа исправления. Табу замещать конкретные посты означает именно занятие по службе. Например, устанавливается лимитация преступнику занимать пост главбуха, что вовсе не означает, будто он не вправе занять более низкую должность в штате сотрудников по этой деятельности.

Запрет заниматься какой-то деятельностью означает нечто другое. Он может относиться к основной служебной деятельности человека, досуговой, иной профессиональной. Так, Сидорову было запрещено управлять ТС на период до года в связи с нарушением последним ПДД.

Карательная суть санкций заключается в ущемлении имеющихся прерогатив у личности (необходимость уйти с перспективного поста, хотя лицо располагает всеми высококвалифицированными умениями и свойствами для качественного исполнения служебных обязанностей).

Употребляется как ключевой способ, так и в виде прибавочного пенитенциарного эффекта. Как главенствующий способ воздействия назначается от 1 до 5 лет, если положение напрямую зафиксировано в НПА или считается атрибутом смягчения при осуществимости наложения наиболее взыскательного метода.

Вспомогательная репрессия фиксируется при:


Таким образом у стража правосудия есть преимущество назначить текущую меру как добавочную или хватит уже того, что пошло в главную ответственность.

Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград

Особенности этого способа исправления:

  • носит типаж нравственного влияния на индивида;
  • фиксируется исключительно как вспомогательный при свершении субъектом опасных и особо опасных для социума противозаконных актов.

Целью является исправление обвиняемого путём испытания им переживаний, волнений, сожалений в связи с утратой тяжело заслуженных когда-то наград, почестей, чинов и званий.

Так, у военнослужащего вправе забрать армейский титул, использующий его не по назначению, для совершения правонарушений в военной сфере (военврач, пользуясь своим служебным статусом, за энную сумму денежных средств, выписывала справки нетрудоспособности солдатам, старающимся уклониться от несения солдатской службы).

По вступлении вердикта в действие служащему, присвоившему звание, чин или награду направляется копия вердикта. Последний заносит корректировки в функционирующую документацию о принятом заключении.

Неспециалисты могут отождествлять обязательные и дисциплинарные работы между собой. Однако это является грубейшей ошибкой.

Особенности меры ответственности:


В ситуации неспособности гражданина к отдельным типам работ, по заключению медучреждения, к нему применяется иная санкция.

Запрещается назначать данный вид наказания беременным женщинам, военнослужащим, нетрудоспособным 1 категории.

Продолжительность труда варьируется от 60 до 480 часов. Инспектор отправляет в храм справедливости аргументированную просьбу о смене способа влияния на лицо. Намеренным нарушением считается непоявление лица без важного на то мотива на зафиксированной по графику работе больше 2 раз на протяжении 30 дней.

Такой тип труда применяется для исправления провинившегося, носит возмездный характер. Контроль за выполнением, а также фиксирование места, где понадобится такой труд занимается УИН. Таков порядок для безработных индивидов. Трудоустроившимся субъектам разрешается остаться для реализации вердикта на своём рабочем месте. Тогда с руководителем организации оговариваются все нюансы.

Часть оплаты идёт обвинённому, а остальное в госказну. В каких пропорциях происходит расчёт прописывается в судебном заключении.

Длительность предназначается от 2 месяцев до 2 лет.

  • нетрудоспособным 1 категории;
  • беременным женщинам;
  • женщинам с детьми до трёхлетнего возраста;
  • служащим в армии по призыву или контракту.

Однако бывали случаи назначения данной ответственности указанным субъектам. Иной раз это случалось вследствие судебной ошибки, а иногда в ситуации открытия ранее неизвестных обстоятельств. Гражданка С. была приговорена заключением стража справедливости к пенитенциарному труду. Она стала регулярно отбывать наказание и в один из дней почувствовала себя нехорошо. Обратившись в больницу, она узнала, что находится на втором месяце беременности. В итоге метод воспитания заменён на штрафную ответственность.

Конфискация имущества

Отчуждение чужих прерогатив на материальные ценности осуществимо только по решению стража правосудия при наличии на то оснований. Сведения таблицы позволят сделать вывод, что подлежит изъятию, а что нет.

Изымаемое Неизымаемое
Материальные средства, полученные в результате совершения преступного деяния Единственно доступные для проживания земля и дом, имеющиеся у субъекта
Предметы, которые нелегитимно переправлялись через границу Хозяйственные постройки с живностью в них при условии основного источника доходности
Прибыль, извлечённая по итогам реализации имущества, добытого преступными поступками Необходимая мебель для жительства
Вещи, ценности, средства с помощью которых велась террористическая операция Личные вещи семьи обвиняемого
Применяемые при совершении правонарушения Денежные средства в объёме, не превышающем прожиточный минимум
Пособия социального характера

Становится понятно, что по закону вправе забрать при таком приговоре.

При конфискации следует обращать внимание на то, чьи вещи изымают. Поскольку семья не обязана отвечать за поступки одного из её членов.

Для этого надобно иметь чеки, квитанции, свидетельские показания, доказывающие что вещь, принадлежит вам.

Мера ответственности состоит из:

Индивидуум не изолируется от социума, продолжает в нём жить, функционировать, взаимодействовать, но при этом пребывает под неусыпным мониторингом и присмотром со стороны УИН.

Человеку вменяется в обязанность по чёткому графику приходить в инспекцию с целью отметки о присутствии в определённом для него районе. В зависимости от степени тяжести совершённого, характеристики человека и его содействия следствию, итоговые моменты ограничивания могут быть разнообразными – запрет покидать пределы жилого помещения в конкретное время суток, табу на посещение установленного списка заведений, покидать границы района, области, сельского поселения.

Мера воздействия предполагает изоляцию человека от социума, близких, родных, друзей. Применяется при невозможности исправления другим методом, менее суровым.

Отбывается наказание в спецучреждениях:

Назначение отбытия в вышеозначенных учреждениях зависит от группы совершённого нелегитимного действия, возраста преступника, его самочувствия.

Предельно допустимый период для несовершеннолетнего -10 лет, в остальных ситуациях варьируется от 2 месяцев до 20 лет.

По комплексности преступных деяний не превышает 25, для вердиктов – 30. По указанным в законодательстве причинам неотбытая часть периода вправе быть сменена на менее строгую меру исправления.

Пожизненное лишение свободы

Само название ярко отражает сущность. Отделение от человеческой среды на оставшийся жизни. Применяется за тяжкие группы преступных деяний (ч.2. ст.105, 277, 295, 317, 357, ч.3. ст. 205 УК РФ).

Такой вид не вправе назначаться для следующих категорий:

В остальных случаях преференция избрания этого способа исправления человека вправе существовать.

Допускается выпуск по УДО, но, если отбыт 25-летний срок и дальнейшее нахождение в местах, не столь отдалённых уже не требуется и налицо виден эффект воздействия.

  • или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • арест;
  • По характеру причиняемых осужденному лишений виды наказания можно разделить на следующие группы:

    • виды наказания, связанные главным образом с моральным воздействием на осужденного (лишение специального или почетного звания, классного чина и государственных наград);
    • ограничением прав осужденного (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);
    • виды наказания, связанные в основном с материальными лишениями (исправительные работы, штраф);
    • виды наказания, связанные в основном с ограничением или лишением свободы осужденного (лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и др.).

    Кроме того, существует иная классификация наказаний:

    1. основные наказания - это те наказания, которые могут назначаться лишь как самостоятельные виды и которые нельзя присоединять в дополнение к другим (смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, исправительные работы, обязательные работы);

    2. дополнительные наказания — это такие наказания, которые носят вспомогательный характер по отношению к основному наказанию для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, а только присоединяются к основным видам наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград);

    3. наказания , которые могут быть как основными, так и дополнительными , т. е. данные наказания можно не только назначать самостоятельно, но и присоединять к другим видам наказания в случаях, установленных законом (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

    Иные виды наказания

    — наказание, применяемое военным судом только к военнослужащим срочной службы.

    Суть наказания заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, направляется на определенный в приговоре срок в особую воинскую часть — дисциплинарный батальон, в котором установлен специальный внутренний распорядок, делающий это наказание похожим на лишение свободы.

    Данный вид наказания может быть назначен на срок от трех месяцев до двух лет. Оно применяется как за преступления против военной службы, так и за иные преступления. После освобождения из этого батальона военнослужащий возвращается обычно в прежнюю воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы.

    Арест — это новый вид наказания, введенный УК РФ.

    Арест представляет собой содержание заключенного в условиях строгой изоляции от общества в так называемых арестных домах, режим пребывания в которых строже режима в тюрьмах.

    Арестованным по общему правилу не разрешаются свидания, получение посылок, передач, бандеролей и др. Арест может быть установлен на срок от одного до шести месяцев. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

    Также является новым видом наказания за совершение преступлений. Оно заключается в содержании осужденного в специальном учреждении (так называемом исправительном центре) без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

    Ограничение свободы может быть назначено на срок от одного года до пяти лет. Осужденные к ограничению свободы проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и не могут их покидать в ночное время без разрешения администрации исправительного центра. В целом же режим исправительного центра напоминает с некоторыми отличиями режим колоний-поселений для осужденных к лишению свободы. В случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы это наказание может быть заменено лишением свободы на срок ограничения свободы. Ограничение свободы не назначается несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам пенсионного возраста (55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно), а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

    — путь воздействия на осужденного, которого в целях перевоспитания нецелесообразно отрывать от дома, семьи, работы. Статистика показывает, что лица, впервые совершившие преступление, не представляющие большой общественной опасности, гораздо лучше исправляются без применения к ним такого наказания, как лишение свободы.

    Суть исправительных работ заключается в том, что осужденный, не имеющий основного места работы, остается в прежнем месте жительства, но работает там, где ему укажут органы местного самоуправления, и из его заработка производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% заработка.

    Срок исправительных работ устанавливается в пределах от двух месяцев до двух лет. В срок исправительных работ, исчисляемый месяцами и днями, в течение которых осужденный работал и из его заработка производились удержания, засчитыва- ется время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата (время болезни, время, предоставленное для ухода за больным, время, проведенное в отпуске по беременности и родам, и др.). В течение срока отбывания исправительных работ без лишения свободы запрещается увольнение осужденных с работы по собственному желанию без разрешения органов, ведающих исполнением этого вида наказания. Время отбывания исправительных работ засчитывает- ся в общий трудовой стаж, однако не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате. Осужденные к исправительным работам имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

    С учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного дополнительные обязанности и запреты:

    • запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток;
    • запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска;
    • запретить осужденному пребывание в определенных местах района (города);
    • обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

    В случае нарушения порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ к нему может быть применено взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. При этом нарушениями являются:

    • неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
    • нарушение установленных для осужденного запретов и неисполнение обязанностей;
    • прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    При злостном уклонении от отбывания исправительных работ (т. е. при повторном нарушении порядка и условий отбывания исправительных работ, а также если осужденный скрылся со своего места жительства и местонахождение его неизвестно) суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

    Есть денежное взыскание, назначаемое судом в пределах, установленных УК РФ.

    Штраф устанавливается в размере от 2,5 тыс. до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

    В случае злостного уклонения лица от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд может заменить неуплаченную сумму штрафа более строгим наказанием, предусмотренным применяемой статьей Особенной части. Суд, постановивший приговор, предлагает осужденному добровольно внести в отделение сберегательного банка сумму штрафа в месячный срок и предупреждает, что в случае неуплаты штрафа он будет взыскан в принудительном порядке, т. е. на основании исполнительного листа, выданного судом, вынесшим приговор. В этом случае взыскание обращается на личное имущество осужденного, а также на его долю в общей собственности. Обращение взыскания на заработную плату или иной заработок, пенсию или стипендию осужденного производится в случае отсутствия у него имущества или недостаточности этого имущества для полного взыскания штрафа. Исполнение наказания в виде штрафа производится судебными исполнителями.

    Заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, определяемых органами местного самоуправления.

    Назначаются они на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Понятно, что в случае злостного уклонения они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

    Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести.

    В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК РФ) предусматривается перечень, включающий двенадцать видов наказаний:

    • - штраф;
    • - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    • - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
    • - обязательные работы;
    • - исправительные работы;
    • - ограничение по военной службе;
    • - ограничение свободы;
    • - арест;
    • - содержание в дисциплинарной воинской части;
    • - лишение свободы на определенный срок;
    • - пожизненное лишение свободы;
    • - смертная казнь.

    Основные и дополнительные виды наказаний

    Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

    Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

    При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

    Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

    В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

    Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

    Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.

    Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

    В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

    Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

    Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

    Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

    Ограничение свободы назначается:

    • а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет;
    • б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет.

    В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

    В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

    Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

    Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

    Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

    Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

    Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

    Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

    Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет.

    В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.

    Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

    Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

    Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

    Отбывание лишения свободы назначается:

    • а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях-поселениях;
    • б) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;
    • в) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима;
    • г) при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.

    Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.

    Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

    Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

    Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

    Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

    Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления.

    Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

    «Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК РФ, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК РФ и возможности сочетаться между собой». 16

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант