Юридический портал. Льготный консультант

Алёшин А. Е.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И

ПРАКТИКИ

Аннотация: Проанализированы теоретические и организационно -правовые аспекты работы с обращениями граждан в органах государственной власти. Выявлены имеющиеся проблемы и сделаны предложения по совершенствованию института обращений граждан.

Ключевые слова: обращение гражданина, право граждан на обращение в органы власти, организация работы с обращениями граждан.

RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov

THE ORGANIZATION OF THE WORK WITH APPEALS OF CITIZENS IN THE PUBLIC AUTHORITIES: THEORY AND PRACTICE

Аbstract: It was analyzed the theoretical, organizational and legal aspects of the work with appeals of citizens in the public authorities. It was identified the existing problems and it was made a suggestions to improve the institute of appeals of citizens.

Keywords: an appeal of citizen, the right of citizens to appeal in the public authorities, the organization of the work with appeals of citizens.

Институт обращений граждан в органы государственной власти, являющийся древнейшим элементом коммуникации власти и народа, и в настоящее время остаётся важнейшим инструментом обеспечения диалога межу ними. На этом вопросе заострил внимание Президент РФ В.В. Путин в очередном Послании Федеральному Собранию РФ, призвав чиновников «.. .не прятаться в служебных кабинетах, не бояться диалога с людьми - идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы, особенно когда речь идёт о таких вопросах, как благоустройство городов и посёлков, сохранение исторического облика, и создание современной среды для жизни» .

Примечательно, что не только Президент страны, но и многие руководители регионов понимают значимость данной работы. Так, А.В. Никитин, будучи ещё исполняющим обязанности главы администрации Тамбовской области подчеркнул, что «за каждым обращением стоит конкретный человек с его мыслями, проблемами и судьбой. Поэтому власть должна быть более внимательной и ответственной, и контролировать не только ход, но и результат исполнения решения. Власть действительно должна находить своё место на расстоянии вытянутой руки от населения, а не быть недоступной. С этой целью и открыт мой прямой диалог с любым жителем области на электронной страничке. Чиновник обязан отвечать заявителю не красивыми словами на официальной бумаге, а изложением вопроса по существу: если не сделано - когда будет сделано» . Заметим, что сайт «Прямая линия главы администрации Тамбовской области А.В. Никитина» на сегодняшний день является самым востребованным в регионе.

Понятно, что граждане обращаются в органы государственной власти по различным вопросам, тематика которых весьма разнообразна. Но при этом речь идет о проблемах, которые их действительно волнуют и беспокоят. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, право граждан на обращения позволяет им выразить свое отношение к деятельности публичной власти,

свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан, и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможностей путей их решения -способом оптимизации деятельности органов публичной власти» .

При этом содержание и количество обращений выступает определённым индикатором нужд, запросов и настроений населения и, тем самым, свидетельствует об определённом общественном мнении по различным вопросам . Следует признать, что в стране создана и развивается необходимая организационно-правовая основа работы с обращениями граждан. Так, на всех уровнях власти образованы соответствующие структуры, начиная с Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, и, заканчивая, структурными подразделениями администраций муниципальных образований.

Принят и на протяжении уже более 10-и лет действует специальный Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - «Закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ») . За этот период в него был внесён ряд изменений и дополнений, направленных на совершенствование правового обеспечения работы с обращениями граждан. Это, в частности, коснулось порядка рассмотрения отдельных обращений (ст. 11), формы подачи обращения (ст. 4), распространения действия закона на рассмотрение обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц (ст. 1), сроков рассмотрения обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции (ст. 12), предоставления отдельным категориям граждан права на личный прием в первоочередном порядке (ст. 13 «Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Вместе с тем, сложившаяся практика свидетельствует о том, что в работе с обращениями граждан имеется ряд проблем и нерешённых

вопросов. Прежде всего, требуют решения теоретические вопросы, связанные с понятием и классификацией обращений граждан. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 4 «Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Как видно, понятие «обращение гражданина» является обобщающим, так как объединяет в себе как предложения, заявления, жалобы, направленные в письменной форме или в форме электронного документа, так и устные обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Тем самым, в «Законе о порядке рассмотрения обращений граждан РФ» термин «обращение гражданина» сформулирован посредством перечисления его видов. Этот подход, как считает В.А. Мещерягина, нельзя признать удачным, так как он не содержит характерных признаков данного правового явления . Поэтому целесообразно законодательно определить общеродовое понятие «обращение гражданина» так же, как даны трактовки его видов - предложения, заявления и жалобы.

Но, при этом, нами разделяется мнение о том, нормативные определения видов обращений нельзя назвать удачными. Это выражается в том, что, в «Законе о порядке рассмотрения обращений граждан РФ» существует юридическая коллизия между ч. 3 статьи 4 и ч. 5 статьи 5, где последняя фактически регламентирует отдельный подвид заявлений, по характеристике не совпадающий с признаками, содержащимися в норме -дефиниции .

Вызывает немало вопросов и порождает определённые трудности на практике соблюдение требований к письменному обращению, установленных в ст. 7 «Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В частности, не вполне понятна судьба обращения, в котором

Порождает на практике ряд вопросов и рассмотрение коллективных обращений, в частности, касающиеся того, направлять ли письменный ответ на коллективное обращение всем заявителям или только одному из них. Как известно, в государственных органах ведётся определённая аналитическая работа, касающаяся обращений граждан. Речь идёт о составляемых за определенный период времени отчетах о работе с обращениями граждан, содержащих данные о количестве поступивших обращений, их тематике, принимаемых мерах, о соблюдении сроков рассмотрения обращений, о мерах ответственности и т.д.

Этим отчетам, как считает Е.К. Глушко, следует придать большую открытость за счёт того, чтобы органы власти периодически публиковали аналитические обзоры и отчеты, содержащие статистические данные о поступивших обращениях, информацию о конкретных мерах, принятых к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб, а также обнародовали факты нарушения должностными лицами законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и информировать о мерах, примененных к лицам, нарушающим этот порядок . Как представляется, на перспективу следует наращивать информационно-аналитическую составляющую работы с обращениями граждан.

В наибольшей же степени следует уделить внимание объективному и конструктивному рассмотрению обращений граждан по существу. На деле же содержательная сторона вопроса, зачастую, подменяется длительным письменным диалогом, который рождает гигантский документооборот, перерастающий в переписку между чиновниками различных уровней .

Иными словами, если формальные и процедурные стороны этой работы обеспечиваются, то её содержательные аспекты представителями власти порой игнорируются, и не всегда конкретные обращения рассматриваются, а, главное, решаются по существу. Важным вектором совершенствования института обращений граждан должно стать стремление к сокращению жалоб, и, напротив, к увеличению числа предложений граждан, направленных на решение различного рода проблем.

Таким образом, институт обращений граждан в целом выполняет правозащитную, информационную и коммуникационную функции, но при этом нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Список литературы

1. Глушко, Е.К. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный комментарий) / Е.К. Глушко // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 04.03.2017).

2. Лихачева, Е.А. Перспективы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления / Е.А. Лихачева, И.Н. Михайлюк // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2013. № 03 (06). С.59-63.

3. Мещерягина, В.А. Юридическая природа конституционного права на обращение как субъективного права / В.А. Мещерягина //Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 71-75.

4. Никитин, А.В. Нужен честный, открытый диалог органов управления с жителями области / А.В. Никитин // Комсомольская правда - Тамбов. 2015, 3-10 сентября.

5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1 декабря 2016 года // Российская газета. 2016, 2 декабря.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. № 19-п «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Собр. законодательства РФ. 2012. № 31. Ст. 4470.

Проблема обращений граждан заключается в дефиците доверия к власти причины этого в не эффективности и закрытости власти, причины этого то, что граждане не могут получить своевременную необходимую помощь. При этом власть сталкивается с отсутствием эффективного механизма оборотной связи, что мешает реагировать на обращение граждан.

Политический анализ Подъячева К.В. в работе «Модернизация института обращений граждан в органы государственной власти», выделяет следующие проблемы современной работы власти с обращениями граждан:

Во-первых, что среди множества разновидностей обращений наибольшее значение с точки зрения реализации коммуникационной (партиципаторной) функции имеют петиции и гражданские наказы (т.е. массовые обращения). К сожалению, именно они исчезли из Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Во-вторых, видно, что правовое регулирование работы с обращениями граждан крайне эклектично и противоречиво. Принятие в 2006 г. Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не принесло существенного изменения ситуации, поскольку основную роль в нем играют ведомственные инструкции и правила делопроизводства, которые по сути своей не предназначены для нормативного регулирования публичных институтов. Они не публикуются (так как имеют гриф «ДСП») и для граждан недоступны. Тем самым косвенным образом возникает противоречие с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

В-третьих, практическая работа с обращениями технически хорошо организована только в крупных федеральных органах власти (Администрации Президента, Аппарате Правительства). В остальных федеральных и региональных (не говоря уже о местных) органах власти ощущается недокомплект штатов, скудость материально-технической базы и т.п. Однако главное препятствие видится не в техническом обеспечении, а в явных недостатках нормативно-правовой базы, в том числе в слабости и поверхностности федерального закона и устарелости правил делопроизводства Подъячев В.К. «Модернизация института обращений граждан в органы государственной власти». С.81..

При этом обращением граждан обладает «тройственной природой»: «юридического», «бюрократического», «гражданского» института.

В этой тройственной природе есть как достоинства института так и не достатка.

Главное достоинство «тройственной природы» состоит в том, что обращения, процедура рассмотрения которых прописана в законодательстве и многочисленных ведомственных инструкциях, интегрированы в саму бюрократическую систему Подъячев В.К. «Модернизация института обращений граждан в органы государственной власти». С.85..

Как указывал еще М. Вебер, бюрократическая система действует автоматически, в силу формальных правил Вебер М. Бюрократия // Классики теории государственного управления: американская школа. Хрестоматия / Сост. Д. Шафритц, А. Хайд. Пер. с англ. М., 2003. С.112..

Из этого вытекают два важных следствия: во-первых, обращение не может быть проигнорировано в силу самой природы бюрократической системы, связанной формальными рамками инструкций, а во-вторых, институт обращений в целом не может быть ликвидирован, поскольку он является древнейшим информационным каналом для власти и одним из главных средств ее самооправдания.

Второе следствие носит более фундаментальный характер: институт обращений граждан может рассматриваться как единственная форма гражданского участия, которая одновременно интегрирована в структуру публичной власти, причем так, что не может быть изъята оттуда без смертельного ущерба для этой структуры. Следовательно, через посредство обращений, возможно, влиять на принимаемые субъектами власти решения, причем используя сущностные, неотъемлемые черты бюрократии. Такие особенности бюрократии, как формализованность, субординация и автоматизм исполнения, часто считавшиеся злом, здесь могут пойти на пользу гражданскому участию Подъячев В.К. «Модернизация института обращений граждан в органы государственной власти». С.87..

Модернизация института обращений граждан должна проходить в два этапа: на первом - надлежит добиться более эффективного контроля за рассмотрением обращений, пересмотра правил делопроизводства, унификации нормативной базы; на втором - добиваться прозрачности всей системы работы с обращениями с использованием современных информационных технологий. На нынешнем этапе относительно эффективно влиять на решения властных авторов через посредство обращений граждан можно двумя путями: сочетая обращения с другими формами гражданского участия (прежде всего, массовыми акциями и гражданской экспертизой) либо организуя потоки индивидуальных обращений с одинаковыми требованиями Подъячев В.К. «Модернизация института обращений граждан в органы государственной власти». С.95..

Шаги по модернизации института:

Необходимо четко отграничить обращения от иных посланий - поздравлений, благодарностей и т.п. - и закрепить это законодательно, дабы устранить все сомнения и двусмысленности в будущем;

Чрезвычайно важно закрепить в законе как отдельные виды обращений с особой процедурой рассмотрения петиции и гражданские наказы;

Следует установить различный минимум подписей для петиций разного содержания. Так, под петициями об изменении законов должно стоять больше подписей, чем под петициями об изменении подзаконных актов;

В законе к гражданскому наказу должны быть предъявлены очень жесткие требования (наличие точных данных о направившем объединении, его уставных целях, четкая структура наказа), несоблюдение которых автоматически влечет его отклонение;

Следует детально и четко регламентировать все формы ответственности за нарушения в рассмотрении обращений, сочетать дисциплинарную, административную, гражданско-правовую ответственность;

Необходимо выработать четкие критерии «контрольности», единые для всех федеральных органов исполнительной власти (отдельно для законодательных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так как у них иные возможности контроля, и тематика обращений несколько иная) и закрепить их единым нормативным актом;

Следует закрепить в законе возможность федеральных контролирующих органов привлекать к ответственности должностных лиц в регионах и муниципальных образованиях в случае перманентного уклонения их от рассмотрения контрольных обращений;

Необходимо унифицировать тематические классификаторы обращений и создать единую компьютерную сеть и базу данных по обращениям граждан хотя бы только в рамках системы федеральных органов исполнительной власти;

Следует унифицировать статистико-аналитическую работу по обращениям граждан, выработать единые формы отчетов и аналитических записок, а также заставить государственные органы открыть для широкого доступа аналитические обзоры, годовые и квартальные отчеты по работе с обращениями граждан Подъячев В.К. «Модернизация института обращений граждан в органы государственной власти». С.68..

Необходимо работать над существующими проблемами путем изменения функционирования системы государственного управления.

Политическая воля лидеров государства имеется. Так, Президент РФ Д. Медведев сказал: «считаю своей важнейшей задачей дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых, самых широких возможностей для самореализации граждан» Медведев Д.А. Выступление на церемонии вступления в должность Президента России 7 мая 2008 года. [Электронный ресурс] //Официальный сайт Президента Российской Федерации //http://www.president.kremlin.ru/text/appears/2008/ 05/200262.shtml..

Но воплотить эти пожелания в реальность можно только тогда, когда механизмы реального участия граждан в процессе принятия политических решений станут функционировать регулярно и эффективно, когда граждане смогут постоянно пользоваться институциализированными коммуникационными каналами, одним из которых (и весьма значимым) являются обращения граждан. Всем силам, заинтересованным в модернизации государственного управления и расширении гражданского участия, следует добиваться модернизации института обращений граждан, для начала «первой», затем и «второй ступени» Подъячев В.К. «Модернизация института обращений граждан в органы государственной власти». С.75..

Институт обращения граждан должен усовершенствоваться, что бы граждане могли оказывать влияние не власть даже в условиях уменьшения роли электоральных и других публичных процедур. Необходимо искать возможности такого воздействия, возможных путей трансформации института обращений граждан и технологий его использования в новых условиях, развитие политики и государственного и муниципального управления.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация
В статье рассматривается функционирование системы работы с обращениями в органах государственной и муниципальной власти.Проводится анализ проблемы работы с обращениями в органах власти и возможностей повышения эффективности функционирования системы обращений. Проводится систематизация классификации обращений по двум группам – по форме и по содержанию. Анализируется предоставление нового вида обращений в электронном виде. На основе проведенного исследования предлагаются пути совершенствования системы обращения на муниципальном уровне.

FEATURES OF SYSTEM OF WORK WITH ADDRESSES OF CITIZENS AT THE MUNICIPAL LEVEL

Churilina Ekaterina Nikolaevna
Kursk state university


Abstract
In article functioning of system of work with addresses in bodies of the state and municipal authority is considered. The analysis of a problem of work with addresses in authorities and opportunities of increase of efficiency of functioning of system of addresses is carried out. Systematization of classification of addresses by two groups – in form and in content is carried out. Granting a new type of addresses in electronic form is analyzed. On the basis of the conducted research ways of improvement of system of the address at the municipal level are offered.

Для повышения эффективности работы органов власти, их подотчетности необходима обратная связь с населением, важной частью которой являются обращения граждан в органы власти. Обращения традиционно играют важную роль в процессе управления, так как с их помощью осуществляется связь с населением, контроль за деятельностью аппарата государственного и местного управления, а также реализация законных прав личности на обращение.

На сегодняшний день до сих пор остается проблема недоверия к власти и эффективности системы взаимодействия властных структур с населением. Для налаживания поступления информации в органы власти, появления доверия к ним, необходимы качественные изменения системы обращения, например, технологизация новых путей функционирования «обратной связи». Именно поэтому важной задачей является создание более сильных механизмов взаимодействия между органами местной власти и населением.

По мнению исследователей, «обратная связь» с населением может считаться успешной, если посредством имеющихся способов взаимодействия населения с чиновниками будут решены некоторые проблемы эффективности функционирования органов исполнительной власти, повышено доверие к ним .

Граждане имеют право принимать участие в деятельности местного самоуправления, взаимодействовать с муници­пальной властью, разбираться в местных вопросах, задачах деятельности муниципальной власти, что способствует решению проблем повышения качества управления муниципальными образованиями и укрепляет взаимодействие с властными органами .

От местной власти в рамках исполняемых ими управленческих функций требуется инициатива и заинтересованность в усилении «обратной связи», в том числе в работе с обращениями населения. Поэтому для эффективной работы с обращениями граждан в органах муниципального управления необходимо соблюдение следующих условий:

  • создание оптимальных условий для граждан по защите их прав и свобод;
  • укрепление связей с населением;
  • управление и контроль за исполнением программ повышения эффективности работы власти;
  • улучшение качества и расширение перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам;
  • ограничение посредничества, то есть обеспечение связи с властью напрямую.

Регулирование и упорядочивание механизмов работы с обращениями является преимущественным правом законодательных органов соответствующего уровня . Исполнительной власти могут быть делегированы полномочия по принятию подзаконных актов для того, чтобы самостоятельно определять порядок и форму обращений, если это указано в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» .

Существуют два традиционных типа классификации обращений граждан по форме: устная (обращение предоставляется заявителем в процессе личного приема руководителя муниципальной службы) и письменная (регистрация обращений проходит в порядке, установленном законодательством РФ; ответная информация в письменном виде доходит до сведения заявителя).

Также определено, что обращения граждан могут быть представлены в виде заявлений (подразумевается, что население присылает запрос о содействии в реализации их прав, свобод или законных интересов); предложений (подразумевается, что население пишет обращение, содержащие рекомендации по совершенствованию муниципальной и общественной деятельности): жалоб (предполагается обращение населения с требованием возмещения ущерба за нарушенные права, свободы или законные интересы).

Вид обращения граждан, который используется чаще всего – это, конечно же, жалоба. Целью данного вида обращения является восстановление своих законных интересов и прав. Данное обращение доносится до властей как определенный вид критики для улучшения качества предоставления муниципальных услуг.

В настоящее время появился и развивается новый вид обращения как канал «обратной связи» – электронные госуслуги. Программа дает доступ к созданным услугам, статусам и степени готовности поставленных задач . Также у гражданина есть возможность оценить качество предоставленных услуг. Эта система позволяет быстро решать проблемы с обращениями населения, использовать новейшие технологии, упрощает и сокращает сроки исполнения обращений. На местном уровне эта система нашла широкое применение, так на сайтах муниципальных образований предоставляется «обратная связь» с населением, создаются сайты и порталы по предоставлению электронных муниципальных услуг.

Оценка состояния работы с обращениями граждан в Курской области была проведена в исследовании Е.Н. Пясецкой, которое дает представление о предпочтениях и степени участия населения в различных формах взаимодействия с властью . Согласно этим исследованиям, наиболее популярны личный прием граждан и работа с обращениями, в том числе через общественные приемные, в основном – приемные депутатов различных уровней, особенно в сельской местности. Однако в последние годы все более востребованы интернет-сайты, а также общественные опросы, консультативные формы активности населения, к чему чиновники не всегда готовы ни технологически, ни профессионально. Обращения граждан по-прежнему остаются наиболее востребованной формой взаимодействия с населением.

В связи с этим считаем, что для оптимизации системы работы с обращениями граждан следует предпринять следующие меры:

  1. Руководители государственных и муниципальных органов власти должны осуществлять в рамках своей деятельности комплексный анализ причин увеличения случаев обращения граждан в режиме мониторинга.
  2. Необходимо усиление контроля рассмотрения письменных и устных обращений граждан и соблюдение административной дисциплины руководителями и депутатами.
  3. Расширение возможностей организации выездных приемов граждан представителями всех уровней власти и видеосъемка этих процессов.
  4. Регулярное освещение в СМИ актуальных тем по обращениям граждан и привлечению внимания к ним местных властей и общественности.

Таким образом, можно резюмировать, что обращения являются значимой частью осуществления народовластия. С их помощью граждане защищают свои интересы и выражают недовольства существующими проблемами. В то же время обращение является средством защиты прав граждан и формой конституционного участия в управлении государством и местной властью.http://www.consultant.ru(дата обращения 20.10.2015)

  • Пясецкая Е.Н., Самохвалова Т.В. Обратная связь в модели общественного участия граждан // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2015. – № 2 (5). – С. 105-107.
  • Пясецкая Е.Н. Развитие взаимодействия власти и населения в социосистеме города // Казанская наука. – 2014. – №10. – С.333-335.
  • Савоськин А.В. Допустимо ли признавать рассмотрение обращений граждан разновидностью государственных (муниципальных) услуг? //Административное и муниципальное право. – 2014. – № 6. – С. 574-579.
  • Телегина О.В. Функционирование механизма, обеспечивающего реализацию местных инициатив и участие населения в решении вопросов местного значения // Стратификационная модель современного общества: материалы III Орловских социологических чтений 21 октября 2011 г. / Сост. А.А. Алексеенок, Н.П. Старых. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2011. – С. 171–173.
  • Официальный сайт портала государственных услуг Российской Федерации. // Электронное правительство. Госуслуги [Электронный ресурс] URL: http://www.gosuslugi.ru (дата обращения 20.10.2015)
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    «Работа с обращениями граждан»

    Организация работы с письменными обращениями

    Письменные обращения граждан в органы законодательной и исполнительной власти следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности.

    Организация работы с письменными обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.33), Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», частично - Федеральным законом от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов».

    Федеральный закон № 59-ФЗ, несмотря на свое название, распространяется на обращения всех физических лиц — не только граждан РФ, но и иностранцев, а также лиц без гражданства (статья 1). Основное предназначение данного Закона заключается в закреплении требований к составлению обращений и порядка их рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления.

    В ЯНАО работа с письменными обращениями граждан регулируется Законом ЯНАО от 05.03.2007 г. № 24-ЗАО «Об обращениях граждан», Административным регламентом по исполнению государственной функции «Рассмотрение обращений граждан исполнительными органами государственной власти Ямало - Ненецкого автономного округа» (утвержден Постановлением Администрации ЯНАО от 13.03.2008 г. №101-А), Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственного органа Ямало-Ненецкого автономного округа» (утвержден Постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2011 г. № 170-П), Постановлением Правительства ЯНАО от 01.08.2012 г. №620-П «Об утверждении Порядка рассмотрения повторных обращений граждан, поступающих в адрес исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа», Положением о порядке работы исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа с обращениями, поступающими в форме электронного документа, утвержденным Постановлением Правительства ЯНАО от 05.09.2012г. № 737-П.

    Виды обращений граждан, согласно Федеральному закону от № 59-ФЗ (статья 4), представлены на рис.1 (с.2).

    Закон ЯНАО от 05.03.2007 № 24-ЗАО «Об обращениях граждан» в статье 2 дает (помимо обозначенных в Федеральном законе от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») определение дополнительных терминов (коллективное обращение и повторное обращение):

    коллективное обращение - обращение двух или более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на собрании, конференции, митинге, сходе граждан, ином публичном мероприятии, подписанное его участниками, направленное в государственные органы автономного округа и к должностным лицам, а также устное обращение двух или более лиц в указанные органы или должностным лицам;

    повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным законодательством срок рассмотрения или гражданин, подавший его, не удовлетворен данным ему ответом.

    Рис. Виды обращений граждан

    Федеральный закон № 59-ФЗ предусматривает права гражданина при рассмотрении обращения и гарантии его безопасности (статьи 5, 6).

    Основные требования к письменным
    обращениям граждан содержатся в статье 7 данного Закона. Как следует из положений указанной статьи, обращение гражданина обязательно должно содержать:

    наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо просто -должность соответствующего лица;

    фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и почтовый адрес самого гражданина. Если этих данных гражданина не будет, то ответ на обращение не дается (в соответствии с частью 1 статьи 11 рассматриваемого Закона). Здесь необходимо отметить, что наличие подписи
    гражданина, направившего письменное обращение, не является обязательным требованием, соответственно отсутствие подписи не может являться основанием отказа рассмотрения обращения.

    Закон ЯНАО от 05.03.2007 № 24-ЗАО «Об обращениях граждан» отдельной нормой (часть 6 статьи 5) прописывает процедуру письменного обращения коллектива граждан (коллективное обращение). С целью реализации права на обращение граждане должны определить представителя, сведения о котором должны быть указаны в коллективном обращении. В случае если в коллективном обращении нет сведений о том, кто уполномочен представлять интересы граждан, то взаимодействие органа или должностного лица осуществляется с тем гражданином, адрес которого указан в обращении и подпись которого стоит первой.
    Рассмотрим сроки регистрации и рассмотрения письменных обращений (все сроки установлены едино во всех упоминаемых ранее нормативных актах). Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в орган или должностному лицу. Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых либо не входит в компетенцию органа или должностного лица, либо относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц (в этом случае направляются копии обращений) направляются в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. Также в течение семи дней со дня регистрации гражданину возвращается обращение, в котором обжалуется судебное решение, либо - если текст письменного обращения не поддается прочтению.

    Рассмотрение письменного обращения происходит в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях руководитель органа, должностное лицо либо уполномоченное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, уведомив об этом гражданина, направившего обращение.

    Кроме того, орган или должностное лицо, получившее запрос от органа или должностного лица, рассматривающего обращение гражданина, обязан в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения (за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления).

    В части сроков рассмотрения и регистрации обращений граждан в Законе ЯНАО от 05.03.2007 № 24-ЗАО «Об обращениях граждан» (часть 3 статьи 7) уточняется, что в случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день.

    В Административном регламенте по исполнению государственной функции «Рассмотрение обращений граждан исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа» определено, что:

    в случае поступления обращения в день, предшествующий праздничным или выходным дням, регистрация их может производиться в рабочий день, следующий за праздничными или выходными днями;

    руководителями исполнительных органов, их заместителями могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения обращений граждан;

    рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.

    Хотелось бы обратить внимание на процедуру разрешения споров между гражданами и должностными лицами. К сожалению, в Федеральном законе №59 эта процедура толком не прописана - статья 14 одним предложением говорит о контроле за соблюдением порядка обращений граждан, статья 15 – об ответственности за нарушение данного Федерального Закона.

    При этом Административный регламент по исполнению государственной функции «Рассмотрение обращений граждан исполнительными органами государственной власти Ямало - Ненецкого автономного округа» (утвержден Постановлением Администрации ЯНАО от 13.03.2008 г. №101-А) в статьях 145, 146 достаточно четко представляет процедуру разрешения споров. Статья 145 постулирует о том, что разрешение споров и рассмотрение претензий осуществляется в претензионном или ином досудебном порядке урегулирования. Для рассмотрения претензий граждан и урегулирования споров исполнительными органами создается комиссия по досудебному разрешению споров (претензий).

    В состав комиссии включаются должностные лица, ответственные или уполномоченные государственные гражданские служащие, участвующие в осуществлении государственной функции, уполномоченные лица государственных органов автономного округа, представители общественных организаций и объединений, а также другие лица, обладающие необходимыми знаниями, опытом и квалификацией, позволяющими участвовать в рассмотрении претензий и урегулировании споров.

    Информация о порядке досудебного разрешения споров и рассмотрения претензий размещается на Интернет-сайтах и информационных стендах исполнительных органов, участвующих в осуществлении государственной функции.

    При урегулировании споров и рассмотрении претензий члены комиссии осуществляют проверку законности и обоснованности принятия решений, действий или бездействия должностных лиц, участвующих в осуществлении государственной функции, запрашивают объяснительные (служебные) записки и иные необходимые документы.

    Члены комиссии своевременно (не позднее чем за пять календарных дней до проведения заседания комиссии) информируют граждан, их законных представителей о сроке и месте проведения заседания комиссии по вопросу разрешения спора или рассмотрения претензии.

    Споры считаются разрешенными, если между гражданином и комиссией по взаимному согласию достигнута договоренность. Результаты договоренности фиксируются в протоколе, который подписывается гражданином и председателем комиссии.

    По результатам разрешения спора или рассмотрения претензии на основании протокола оформляется решение комиссии, в котором могут быть указаны сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений, восстановлению нарушенных прав и законных интересов гражданина (заявителя), причины и основания невозможности удовлетворения претензий гражданина, разрешения спора в пользу гражданина.

    Продолжительность рассмотрения претензий или урегулирования споров не должна превышать 30 дней со дня регистрации обращения (претензии). Указанный срок может быть продлен по взаимному согласию сторон.

    Несомненным положительным моментом рассматриваемого Административного регламента является наличие блок-схемы, демонстрирующей пошаговую процедуру рассмотрения обращений граждан в исполнительных органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (см. рис.2 на с. 6)

    Таким образом, обращения граждан в государственные органы являются одной из форм участия граждан в управлении, способствуют укреплению связей государственного аппарата с населением, являясь существенным источником информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного
    строительства.

    Рис.№2. Блок-схема рассмотрения обращений гражданина в исполнительных органах государственной власти ЯНАО

    Иные формы взаимодействия должностных лиц с гражданами (интернет-конференции, смс-акции, «горячие линии» и т.д.)

    Взаимодействие должностных лиц с гражданами является неотъемлемой частью современного стиля управления в государственных и муниципальных органах власти. Формы взаимодействия, помимо работы с письменными обращениями граждан, - разнообразны, это – общение с гражданами в процессе личного приема, организация «горячей (прямой) линии», диалоги через средства массовой информации, посредством Электронной приемной, Интернет-конференций, смс-акций и ряд других.

    Порядок организации личного приема, как формы взаимодействия должностного лица с гражданами, регулируется статьей 13 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В статье определяется субъект проведения личного приема граждан: руководители и уполномоченные на проведение приема лица. До сведения граждан обязательно должна быть доведена информация об установленных для приема днях и часах.

    Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2007 № 24-ЗАО «Об обращениях граждан» (часть 9 статьи 9) обязывает государственные органы автономного округа и должностных лиц регулярно проводить личный прием граждан, информировать население о времени и порядке личного приема.

    Личный прием граждан Губернатором ЯНАО, его редставителями и членами Правительства осуществляется на основании распоряжений Губернатора, издаваемых ежеквартально и размещаемых на официальном сайте Аппарата Губернатора ЯНАО. Кроме этого, в отдельном Положении, утвержденном Постановлением Губернатора от 27.08.2012 г. №122-ПГ отражены нормы права, регулирующие функционирование приемных Губернатора в
    муниципальных образованиях в ЯНАО. Указанное Положение определяет цели, основные задачи, функции и права приемных Губернатора ЯНАО.

    Кроме того, в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2007 № 24-ЗАО «Об обращениях граждан» определены категории граждан, имеющих право на внеочередной личный прием. При этом Государственные органы автономного округа и должностные лица обязаны принять гражданина из числа указанных категорий граждан в срок не позднее десяти дней со дня регистрации обращения, содержащего просьбу о личном приеме.

    Возвращаясь к Федеральному закону № 59-ФЗ, необходимо отметить - Законом установлено, что при личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность. При этом закон не уточняет, какие именно документы требуется предъявить. Поэтому можно сделать вывод, что требуется предъявление любого документа, позволяющего достоверно установить личность обратившегося, выданного официальным учреждением и содержащего фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) обратившегося и его фотографию. К таким документам можно отнести: паспорт гражданина РФ (удостоверение личности гражданина РФ), а до их получения – свидетельство о рождении, загранпаспорт гражданина РФ, водительское удостоверение, удостоверение личности офицера, военный билет офицера запаса и иные документы.

    Взаимодействие должностного лица с гражданами может осуществляться посредством устного или письменного обращения, принятого в ходе личного приема. Третья часть статьи 13 рассматриваемого Федерального закона требует документального оформления даже устного обращения гражданина при личном приеме. На каждого гражданина, обратившегося для личного приема в органы или к должностному лицу, заводится карточка личного приема граждан. В этой карточке отражаются сведения о личности явившегося на прием гражданина, кратко излагается суть обращения, а также – ответ на обращение. Ответ на устное обращение может быть дан в устной или письменной форме. Устный ответ также подлежит занесению в карточку личного приема гражданина. Письменный ответ на устное обращение по существу поставленных в нем вопросов дается в общем, установленном законом порядке (см. вопрос по организации работы с письменными обращениями граждан).

    Таким образом, личный прием является важной формой взаимодействия должностных лиц с гражданами, способствующий установлению обратной связи органов государственной власти и населения, обеспечению открытости и прозрачности деятельности властных структур.

    Другой важной формой взаимодействия органов с гражданами является организация «горячей (прямой) линии». В условиях глобализации экономики и общества использование информационных технологий является удобным каналом связи между государством и его гражданами. Услуга «горячей линии» значительно упрощает процесс обработки запросов населения, способствует борьбе с коррупцией, позволяет предоставлять широкий спектр государственных услуг населению, в целом, стимулирует экономический рост и социальное благополучие.

    Работа «горячей линии» осуществляется в целях обеспечения прав на доступ к информации о деятельности государственных органов власти и оперативного взаимодействия с населением по вопросам, относящимся к деятельности того или иного органа власти.

    При организации работы «горячей линии» необходимо учитывать то обстоятельство, что сведения и
    информация, распространяемая по каналам «горячей линии», должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов».

    Важным моментом является своевременное информирование граждан о начале работы «горячей линии» через средства массовой информации и обеспечение бесплатного обращения граждан по «горячей линии». Обращения граждан, поступившие на «горячую линию», регистрируются в журнале (макет представлен в
    табл. №7.1), анализируются и ежедневно представляются ответственному за работу «горячей линии» в электронном виде и на бумажном носителе.

    Таблица
    №7. 1. Журнал регистрации обращений граждан на телефонную «Горячую линию»






    Ф.И.О. гражданина, адрес проживания, конт.тел.





    Результат обращения



    Ф.И.О., должность сотрудника, принявшего обращение


    Ответственный за работу «горячей линии» обобщает предоставленную информацию о работе «горячей линии» для доклада руководителю органа. Результаты работы «горячей линии» анализируются руководителем органа власти - еженедельно.

    Коммуникация в рамках «горячей линии» происходит посредством телефонного разговора. В связи с этим в табл.№7.2. приводится краткий перечень того, что следует и чего не следует делать при телефонном разговоре.

    Таблица №7.2.

    Не следует
    Следует
    1. Долго не поднимать трубку
    1. Поднять
    трубку до четвертого звонка телефона

    2. Говорить:

    «Привет», «Да», «Говорите», когда начинаете разговор

    2. Говорить:
    «Доброе утро (день)», представиться и назвать свой отдел

    3. Спрашивать:

    «Могу ли я вам помочь?»

    3. Спрашивать:
    «Чем я могу вам помочь?»
    4. Вести две беседы сразу
    4. Концентрировать внимание на одной беседе и внимательно слушать

    5. Оставлять

    телефон без присмотра хотя бы ненадолго

    5. Предложить
    перезвонить, если это требуется для выяснения деталей

    6. Использовать
    для заметок клочки бумаги и листки календаря


    6. Использовать
    бланки для записи телефонных разговоров

    7. Передавать

    трубку помногу раз

    7. Записать

    номер звонящего и перезвонить ему

    8. Говорить:
    «Все обедают», «Никого нет», «Пожалуйста, перезвоните»

    8. Записать

    информацию и пообещать заявителю перезвонить ему

    Таким образом, «горячая линия» позволяет сделать взаимоотношения между государственными органами и гражданами более прозрачными, повысить уровень доверия населения и эффективность разрешения проблемных ситуаций.

    Следующая форма взаимодействия должностных лиц с гражданами – это диалоги через средства массовой коммуникации. Данная форма реализуется посредством выступлений или интервью должностных лиц на радио и телевидении, прямых телефонных линий в редакциях областных газет, встречи с населением в режиме видеоконференций и ряда других мероприятий. Организация взаимодействия должностных лиц с гражданами через средства массовой коммуникации относится к ведению пресс-службы органа власти.

    Повышение эффективности взаимодействия органов власти и граждан в современных условиях невозможно без внедрения элементов автоматизации и информатизации, в связи с чем, в настоящее время получают широкое распространение электронные формы и соответствующие способы взаимодействия посредством использования сети Интернет: прием обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращений), электронные приемные (Интернет-приемные), Интернет-конференции.

    Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (принят Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 года № 452) в части 12.9. регулирует процедуру работы с Интернет-обращениями граждан.

    Для приема обращений в форме электронных сообщений применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности
    принять его обращение. При этом, собственно адрес электронной почты гражданина и его электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией. Закон ЯНАО от 05.03.2007 № 24-ЗАО «Об обращениях граждан» (в части 5 статьи 5) уточняет, что при направлении обращения с использованием сети Интернет личная подпись заявителя не обязательна.

    В случае если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

    Ответы на обращения граждан, поступившие по информационно-телекоммуникационным сетям, подписываются руководителем органа либо уполномоченным должностным лицом и направляются по почтовому адресу, указанному в обращениях. Сроки работы с Интернет-обращениями – аналогичны срокам работы с письменными обращениями.

    Другой формой интерактивного взаимодействия являются Интернет-приемные, предоставляющие гражданам возможность обращения к уполномоченным лицам для решения своих вопросов, отслеживания хода работы с обращениями. Электронные приемные переводят
    взаимодействие общества и государства на новый уровень, поскольку заменяют собой посещение государственных организаций, звонки по телефону и отправку письменных обращений.

    Работа с обращениями граждан посредством использования электронных коммуникационных каналов государственных органов власти строится на тех же принципах, что и взаимодействие систем различных ведомств, т. е. система работы с обращениями граждан также подключается к центру обмена документами для автоматической передачи и регистрации в уполномоченных организациях, получения результатов в рамках программы «Электронная Россия». В Ямало-Ненецком автономном округе действуют Интернет-приемные практически во всех учреждениях органов государственной власти.

    Возможности Интернета широко используются в организации еще одной формы взаимодействия должностных лиц с гражданами – Интернет-конференции. Интернет-конференции – это возможность сотрудничества в реальном времени через всемирную сеть с помощью специальных технологий.

    Выделяют следующие виды Интернет-конференций:

    1) Интернет-конференции в виде форумов. Этот вариант проведения общения существует со времен появления сети Интернет (с конца 1980-ых). Такие конференции напоминают переписку на форуме, но проходят в режиме чата (то есть реального общения между участниками).

    2) Видеоконференции. Они позволяют видеть своего собеседника, что имеет важное значение при персональном общении с гражданами.

    3) Веб-конференции – это мероприятие, которое проходит в режиме он-лайн и позволяет осуществлять связь меду одним или несколькими спикерами и аудиторией. Связь может быть односторонней и двусторонней. Чаще используется первый вариант. Наиболее распространены два последних вида – видеоконференции и веб-конференции.

    Думается, будет целесообразным кратко рассмотреть еще одну форму взаимодействия – СМС-акции
    посредством СМС-рассылок. Хотя нужно отметить, что СМС-рассылки более привычны для информирования граждан о предстоящих скидках или акциях в тех или иных сферах бизнеса. Тем не менее, СМС-рассылки применяются и при взаимодействии органов власти с гражданами. Говоря в целом, СМС-рассылка значительно превышает возможности почтовой рассылки в плане оперативности и удобства. Для отправки стандартных СМС можно подготовить текст, в котором при необходимости можно менять определенные параметры (имя абонента, дату заседания и так далее). На
    отправку ста СМС тратится не более двух-трех минут, в то время, как отправка такого же количества писем может отнять весь день. СМС-рассылка, как способ информирования граждан, - это возможность упростить работу многих людей, кроме того, это отличный шанс сделать простой процесс оперативным и более надежным. В
    этой системе задействовано уже довольно много регионов, которые отмечают положительную динамику роста эффективности работы, так или иначе связанной с информированием граждан.

    Таким образом, доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если власть сама будет стремиться в максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, о текущих событиях и положении в стране, т. е. оказывать соответствующие информационные услуги, обеспечивающие информационную открытость и прозрачность её деятельности.

    7.3. Система электронного документооборота в работе с обращениями граждан, применение современных информационных технологий.

    В последнее время вступили в действие законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», разработанные с учетом положений федеральной целевой программы «Электронная Россия», одной из основных целей которых является активное использование информационных технологий.

    В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации.

    Может быть запрошена любая информацию, не относящаяся к защищаемой законом тайне, - например, все резолюции по конкретному документу, все материалы по согласованию документа, по проведению конкурсов, приемке тендеров и т.д. В этих условиях государственный орган может быть вынужден раскрыть сведения, которые он
    предпочел бы «оставить при себе».

    Для эффективного исполнения закона государственным органам потребуется освоение новых технологий работы с государственной информацией.

    Современное состояние проблемы рассмотрения обращений граждан РФ в государственных органах:

    1. Можно выделить три основные функции института обращений граждан: правозащитную, информационную, коммуникационную.

    2. Правовое регулирование работы с обращениями граждан на нынешнем этапе крайне эклектично и противоречиво.

    3. Обращения граждан являются одной из форм гражданского участия, обладая при этом рядом специфических черт, в первую очередь, «тройственной природой»: юридического, бюрократического, гражданского института.

    Просмотр сайтов администраций и правительств регионов России показывает, что регионы с задачей обработки обращений граждан справились. Причем на сайтах присутствует примерно одна схема представления данной услуги гражданам:

    Название регионального органа исполнительной власти (РОИВ), осуществляющего государственную функцию «Рассмотрение обращений граждан» ·

    Виды обращений граждан:

    1. Предложения -обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, рыночных структур экономики и общественных организаций.

    2. Заявления - обращения в целях реализации прав и законных интересов граждан.

    3. Жалобы - обращения с требованиями о восстановлении прав и законных интересов граждан.

    4. Коллективное обращение - обращение, которое подписано двумя или более авторами, а так же подписанные членами одной семьи.

    5. Повторное письмо - обращение, поступившее от одного и того же лица, по одному и тому же
    вопросу.

    Последовательность действий РОИВ при осуществлении государственной функции «Рассмотрение обращений граждан»:

    1. Прием и первичная обработка письменных обращений граждан.

    2. Регистрация поступивших письменных обращений.

    4. Подготовка ответов на обращения граждан.

    5. Организация личного приема граждан.

    6. Контроль исполнения обращений граждан. ·

    Обеспечение прав граждан на обращения в РОИВ:

    1.Порядок предоставления заявителям справочной информации о ходе рассмотрения обращения

    2. Порядок обжалования заявителями действий (бездействия) должностных лиц органов, участвующих в осуществлении данной государственной функции, и решений, осуществляемых (принятых) в ходе осуществления государственной функции, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Заявители имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное обращение, жалобу (претензию).

    Типовой процесс организации обработки обращений граждан представлен на рис. №7.3.


    Рис.№7.3.Типовой процесс организации обработки обращений граждан.

    Данный процесс включает следующие основные этапы:

    · Формирование электронного обращения пользователем сети Интернет на сайте Министерства. ·

    · Доставка обращения в Отдел по работе с обращениями
    граждан и его регистрация в Системе документооборота. ·

    · Доведение обращения до исполнителей и подготовка ответа на обращение. ·

    · Регистрация ответа и отправка ответа гражданину.

    Помимо перечисленных этапов процесс взаимодействия должен обеспечивать для пользователя прозрачность выполнения его запроса, а также возможность контроля текущего состояния исполнения. С этой целью процесс должен обеспечивать информирование пользователя об основных этапах рассмотрения его обращения.

    С целью реализации разработанного процесса взаимодействия была создана система обработки электронных обращений граждан (система «Общественная приемная»). Она включает в себя две логические компоненты: ·

    Интернет-сайт -- предназначен для формирования электронного обращения в Министерство пользователем сети Интернет. Электронное обращение, сформированное на сайте, отправляется по электронной почте на заданный адрес Министерства. ·

    Функциональный блок обработки обращений в систему электронного документооборота (СЭДО) – осуществляет автоматическое формирование регистрационных карточек входящих документов в СЭДО на основе полученных электронных обращений, а также обеспечивает автоматическую отправку уведомлений гражданину об этапах обработки его обращения.

    Помимо функций формирования и отправки электронных обращений граждан внешняя часть системы (интернет-сайт) предоставляет дополнительную информацию, которая может быть полезна пользователям:

    приведены фамилии руководителей, ответственных за работу с обращениями граждан, фамилии сотрудников отдела по работе с обращениями граждан, наиболее часто
    встречающиеся вопросы и предложения граждан, график приема граждан руководителями министерства и департаментов.

    Обязательные реквизиты письменного обращения – рекомендации по оформлению письменных обращений ·

    В настоящее время развитие информатизации в России достигло такой стадии зрелости, когда в высших эшелонах власти, начиная с Президента, публично проявляется реальный интерес к развитию в России информационного общества во всех его электронных ипостасях --электронные правительство, здравоохранение, образование и др.

    Процесс «Регистрация и учёт обращений граждан» позволяет комплексно автоматизировать работу персонала с поступающими в организацию обращениями от граждан, физических лиц, а так же обеспечить контроль над исполнением принятых по обращению решений, резолюций.

    Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

    Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба применительно к рассматриваемому вопросу возлагается на работника в следующих случаях:

    1) умышленного причинения ущерба;

    2) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда..

    3) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

    4) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

    Полномочия автономного округа по установлению ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в
    том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. В этой связи возможно
    применение мер административной ответственности, устанавливаемой на уровне автономного округа за нарушение гарантий права граждан на обращение, установленных нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа. Для этих целей необходимо
    внесение изменений в Закон ЯНАО от 16.12.2004 N 81-ЗАО «Об административных правонарушениях».

    Подводя итог рассмотренному вопросу, виды ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, в целом, можно представить в виде схемы (рис.1 на с. 20).


    Рис.№7.4. Виды ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

    Источники:

    1. Конституция Российской Федерации.-М.: Эксмо, К 65 2010.-32 с. –(Законы и кодексы).

    2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    3. Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов»

    4. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

    5. Административный регламент по исполнению государственной функции «Рассмотрение обращений граждан исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа» (утвержден Постановлением Администрации ЯНАО от 13.03.2008 г. №101-А)

    6. Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственного органа
    Ямало-Ненецкого автономного округа» (утвержден Постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2011 г. № 170-П).

    7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

    8. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2007 № 24-ЗАО «Об обращениях граждан»

    9. Закон ЯНАО от 29.03.2005 N 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа».

    10.Кодекс Российской Федерации об административных
    правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

    11.Письмо Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам"// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 10, 1997.

    12.Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»

    13.Постановление Губернатора ЯНАО от 27.08.2012 г. № 122-ПГ «О приемных Губернатора ЯНАО в муниципальных образованиях в ЯНАО»

    14.Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области".

    15.Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

    16.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 (ред. от 22.05.2012) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

    17.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

    18.Постановление правительства ЯНАО от 01.08.2012 г. №620-П «Об утверждении Порядка рассмотрения повторных обращений граждан, поступающих в адрес исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа».

    19.Постановление Правительства ЯНАО от 05.09.2012 г. №737-П «Об утверждении Положения о порядке работы исполнительных органов государственной власти ЯНАО с обращениями, поступающими в форме электронного документа»

    20.Правительство Российской Федерации Постановление от 28 июля 2005 года N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»

    21.Приказ Минфина России N 114н, Казначейства России N 9н от 25.08.2006 (ред. от 31.12.2010) "О порядке организации и ведения работы по представлению в
    судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011).

    22.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

    23.А.В.Жеребенкова. Документооборот на предприятии. – М. Вершина. 2005. 384 с.

    24.Вилер К.М. Работа органов местного самоуправления со средствами массовой информации. [Электронный ресурс - http://emsy.ru ]

    25.Гражданское право: Учебник: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1993. 989 с.

    26.Громова Т.Н. Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. 2011. Выпуск 1.

    27.Ирхин Ю. В. Политология: Учебник / Ю. В. Ирхин – 2-е изд., доп. – М.: Изд. "Экзамен", 2007. 958 с.

    28.Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Практическое пособие. – М: ИНФРА-М, 2009.368 с.

    29. Кузнецова Т.В. Секретарское дело. Изд.3-е, исправленное. – ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», спец.выпуск журнала «Секретарское дело», 2009. 362
    с.

    30. М.П.Бобылёва. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному. М.: МЭИ, 2004, 184с.

    31.Магомедов К. Эффективность системы власти. Социологический ракурс // Государственная служба. 2009. № 2 (58).

    32.Майкл Дж. Д. Саттон. Корпоративный документооборот. Принципы, технологии, методология внедрения. БМикро, Азбука. 2002. 446 с.

    33.Методы и средства работы с документами. –
    Едиториал УРСС. 2000.-376 с.

    34. Минашкин А.В. Концепция развития административно-процессуального законодательства // Концепции развития российского законодательства: Сб. / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М Юрист, 2007. 190 с.

    35. Миронов М.А. Государственная политика в работе с обращениями граждан // Научно-практический журнал «Компетентность». 2008. №1. с. 6-12

    36. Миронов М.А., Сурков А.П. Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения (сборник нормативных актов) / Под общ. ред. д-ра юр.наук М.А.Миронова – М.: изд-во «Известия», 2008. 600 с.

    37. Мосягина О.В. Работа с обращениями граждан: нормативное регулирование //Справочник секретаря и офис-менедженра. 2009. №2. с. 40-46

    38.Наталья Пестова. Реализация законодательства о свободе информации: Кто за что отвечает? [Электронный ресурс]

    tp://www.rb.ru/blog/svobodainfo/s=32b8dbb055c9daf2fcb5176d6770ac4b&showentry=78478

    39. Подъячев К. В. Обращения граждан в органы государственной власти и местногосамоуправления как форма гражданского участия. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук. – М.: ВШЭ, 2007. 22 с.

    40. Попова В. В. Местное самоуправление: власть и население // Социология власти. 2008. № 2. с. 18-23.

    41.Склифус С.В. Теоретический аспект изучения процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации на современном этапе развития: Статья. – СПб.: Ленинградский юридический журнал, 2008. № 3 (13). с. 197–198.

    42. Толпегин П.В. Общественный стандарт работы некоммерческих организаций по обращению граждан - ЛЕНАНД, СПб, 2010 г. 128 с.

    43. Храмцовская Н. А. Законодательство о свободе доступа к государственной информации: последствия для государственных органов. – Доклад на конференции «Эффективный документооборот в органах государственной власти и местного самоуправления», 15-17 апреля 2009 г., [Электронный ресурс]
    http://www.gdm.ru/meropr/15.04.2009/4768/materials/705/4896.

    44.Широбоков С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: Автореф. дис. ... к.ю.н. Екатеринбург: Уральский юр. ин-т МВД России, 1999. 21 с.

    45. Шульга А.В. Материалы круглого стола «Взаимодействие общественных организаций и Общественной палаты России по вопросам работы с обращениями граждан и защите их прав». Общественная палата Российской Федерации. – М., 2009. 13 с.

    46.Электронный документ и документооборот: правовые аспекты.ИНИОН РАН. 2003. 208 с.

    a.
    Веб-сайт
    премьер-министра Великобритании премьер-министра Великобритании http://www.number10.gov.uk/communicate

    47.Официальный сайт губернатора ЯНАО –

    48.Сайт Рособразования России [Электронный ресурс]
    http://www.ed.gov.ru/ofinf/ob_periem/ [Электронный ресурс]. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=386525-4&128

    51.[Электронный
    ресурс] .-http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант