Юридический портал. Льготный консультант

Иные акты, содержащие нормы гражданского права, включают в себя указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК) и нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК).

Ранее указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР, имевшие нормативный характер, причислялись к законодательству.

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. ст. 80 - 90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда этот вопрос согласно ГК или иному федеральному закону может быть урегулирован только законом. В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Одна преследует цель конкретизации гражданских федеральных законов. Нормы второй категории предназначены для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу, т.е. законов и указов Президента РФ.

Наконец, акты министерств или иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, и постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их официального опубликования. Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763). Это общий порядок.

Однако самими актами может быть установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ №763).

Постановление Правительства РФ от 08.05.1992 №305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 г. №305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер. Указ Президента РФ от 21 января 1993 г. №104 установил, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения к гражданам, должностным лицам и организациям каких-либо санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Новые Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009, и Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763, сохранили преемственность по отношению к прежним актам.

Итак, для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, установлены два обязательных условия вступления в силу:

Согласно п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 июля 1999 г. №217, государственной регистрации подлежат все нормативные правовые акты вне зависимости от количества квалифицирующих признаков (один, несколько или все).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после их регистрации. Они, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Для нормативных правовых актов Центрального банка РФ официальным источником опубликования является «Вестник Банка России» (ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Для нормативных правовых актов ФКЦБ РФ официальным источником опубликования является «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №1263 «Об информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, если иное не определено в их тексте, вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Нормативные акты этих органов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер, и в связи с этим не подлежащие официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок.

Для актов некоторых ведомств установлен особый порядок вступления в силу:

ГТК РФ - по общему правилу, по истечении 30 дней после их опубликования (ст. 11 Таможенного кодекса РФ);

ЦБ РФ - по общему правилу, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Указы Президента РФ должны соответствовать ГК и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ - ГК, иным федеральным законам и указам Президента РФ; наконец, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - ГК, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации, правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок.

К источникам гражданского права относятся и локальные нормативные акты юридических лиц. Любое юридическое лицо в целях эффективной организации работы и решения уставных задач вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих юридических лиц. Данные акты применяются в сферах, относящихся к созданию и прекращению деятельности юридических лиц, управлению ими, ответственности руководителей и других лиц. Они получили название корпоративного права, корпоративных норм, внутриорганизационных подзаконных актов.

Локальные акты можно условно разделить на две группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы и положения юридических лиц. Санкционирование выражается в государственной регистрации, утверждении и совместном принятии акта.

В настоящее время локальные нормативные акты официально признаны в качестве источников трудового права (ст. 5 ТК). С учетом этого предлагается законодательно закрепить положение о признании статуса источников гражданского права за локальными нормативными актами.

Традиционным источником гражданского права выступает правовой обычай. Он является обязательным, т.е. становится нормой права, если санкционирован законом, другим нормативным актом или воспринят судебной практикой, прецедентным правом.

Обычное право «имеет такую же силу, как и закон - «повальный обычай, что царский указ». Только действие обычного права начинается там, где молчит закон… Обычное право не выдерживает при сопоставлении с нормами законодательными, как имеющими повелительный характер, так равно и с теми, которые имеют только восполнительное значение. Сила заведенного порядка иная - он только восполняет волю контрагентов… Поэтому заведенный порядок, как и договор, несомненно, устраняет применение восполнительного закона, который и рассчитан на его отсутствие».

По действующему гражданскому законодательству источником права признаются обычаи, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений, т.е. обычаи делового оборота (ст. 5 ГК). Для признания их таковыми необходимы следующие условия: 1) правило поведения должно быть сложившимся, т.е. достаточно постоянным и определенным в своем содержании; 2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный, частный характер; 3) сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями; 4) оно должно быть не предусмотрено законодательством.

Форма обычая делового оборота (фиксация в документе) значения не имеет, хотя часто такие документы существуют. По очередности применения обычаи делового оборота стоят после законодательства и договоров. Порядок их применения освещен во многих статьях ГК и других актах. Из анализа ст. 5 и ст. 6 ГК следует, что обычаи делового оборота применяются при обнаружении в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соглашением сторон.

При четкой иерархии по юридической силе плюрализм источников способствует всеобщему и эффективному урегулированию общественных отношений. Степень юридической силы нормативно-правовых актов, составляющих ядро, стержень источников права, может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это составляет основу функционирования правового государства, к статусу которого стремится Россия.

Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты определяются как разновидность нормативных правовых актов, издаваемых компетентными, уполномоченными на это законом государственными органами, на основе и во исполнение закона, в целях его дальнейшей конкретизации. Различные виды подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие гражданские правоотношения, также составляют определенную подсистему, в рамках которой каждый ее элемент (правовой акт) имеет присущую только ему юридическую силу. Между тем указы Президента РФ, хотя теоретически признаются подзаконными актами, но такие признаки, как подзаконность и процедурность, характерны для них в меньшей степени, чем для постановлений Правительства РФ. В то же время признак общегосударственности в меньшей мере характерен для актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако объединяющим признаком для всей системы подзаконных правовых актов будет то, что они все находятся в иерархической зависимости от закона. Как источники гражданского права, подзаконные правовые акты занимают предпоследнее место в правовом регулировании частноправовых отношений. В этом проявляются их особые юридические свойства, выраженные в системной зависимости от законов - главных правовых регуляторов в системе формальных источников гражданского права.

Понятие гражданского законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации. Гражданский кодекс и иные федеральные законы. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Этот основной принцип означает, что по общему правилу все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, регулируются федеральными законами и правовыми актами.

В исключительных случаях по некоторым вопросам установленного Конституцией совместного ведения акты субъектов Федерации, касающиеся гражданско-правовых вопросов (например, по жилищным отношениям), должны основываться и строиться в соответствии с федеральными нормативными актами.

2. Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ.

Действующий Гражданский кодекс РФ - первый за всю историю России сводный закон по гражданскому праву, являющийся кодексом частного права (действовавшие в советском обществе ГК 1922 г. и ГК 1964 г. строились и понимались в соответствии с требованием, сформулированным В. Лениным: "Мы ничего частного в области хозяйства не признаем"). Кодекс разрабатывался и принимался по частям с середины 1990-х гг. В 2007 году принята заключительная, четвертая часть, которая завершила кодификацию современного гражданского права России. При подготовке Гражданского кодекса использованы достижения и лучшие на данное время образцы гражданского законодательства (Германии, Нидерландов, провинции Квебек Канады и др.), международные гражданско-правовые документы. В настоящее время ГК РФ находится в одном ряду с передовыми сводными документами (кодексами) мира по гражданскому праву.

Законодатель крайне редко вносит изменения в Гражданский кодекс, и это подтверждает основательность, глубину и продуманность его основных положений.

3. Гражданский кодекс РФ, являясь федеральным законом, имеет несомненную большую значимость, чем иные федеральные законы, даже принимаемые в развитие общих положений Кодекса. Кодекс, занимая вершину в иерархии гражданского законодательства, не может и не должен регулировать все без исключения экономические отношения. Иные федеральные законы в сфере гражданского права соотносятся с Кодексом как специальные с общим. Основное правило - и общий, и специальный законы не противоречат друг другу и применяются одновременно. И лишь в исключительных случаях вступает в силу правило "специальный закон преобладает над общим законом".


В приведенном ниже судебном акте видно, как Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителя" разъясняет взаимодействие Гражданского кодекса, иных федеральных законов и подзаконных актов.

Судебная практика

Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если: это предусмотрено ГК РФ (например, п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ);

ГК РФ не содержит такого указания, однако названные выше Федеральные законы и нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (например, ст. 8-10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения (например, ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"); указанные законы и другие нормативные правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и нормативными правовыми актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Федеральные законы включаются в гражданское законодательство как источники права по признаку их нормативности (содержания общего для неопределенного числа лиц правила).

Из истории цивилистики

Законом называется исходящее от верховной власти правило, которым устанавливаются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательной. Это свойство закона, что им регламентируются права, только и может руководить нами в различении законов и других актов нераздельной верховной власти.

(Д.И. Мейер)

4. Как правило, федеральные законы включают в себя не только частноправовые нормы, но и публичные.

Пример. Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принятие которого предусматривается Гражданским кодексом (ст. 132), устанавливает нормы преимущественно публичного права. Такое же содержание (соотношение частных и публичных норм) характерно для большинства федеральных законов, включающих в определенном объеме нормы гражданского законодательства: от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и многих других.

Сложно выделить федеральные законы, содержащие только частноправовые нормы - даже в Гражданском кодексе немало публичных императивных норм (сроки, порядок изъятия земельного участка, форма завещания и т.п.). Такое сочетание публичного и частного права в федеральном законе, регулирующего конкретный участок общественных отношений, естественно и необходимо. Законодатель использует весь арсенал правового регулирования.

Нормы гражданского права содержат Трудовой кодекс, Водный кодекс и ряд других. Отнесение той или иной нормы к гражданскому законодательству производится не от наименования закона, а от существа содержащихся в нем положений.

5. В области гражданского права применяются общие правила действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В гражданском законодательстве специально определяется действие закона во времени (ст. 4). Здесь, как и в других отраслях права, проводится принцип немедленного действия закона - его немедленное распространение на отношения, возникшие после введения закона в действие.

Правовой акт

Абз. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

Обратное действие закона (его распространение на ситуации, возникшие и "закончившиеся" до введения закона в действие) допускается лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено в законе.

Принцип, исключающий обратное действие норм, является признанным не только для гражданского, но и для ряда других отраслей. Особый интерес приобретает, в частности, уголовное право, которое последовательно исходит из того, что обратную силу имеет только уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица... В отличие от Уголовного кодекса, ГК при решении вопроса об обратной силе закона подобной дифференциации не проводит. Однако это не означает, что гражданскому праву учет возможных последствий применения принципа обратной силы вообще неизвестен.

Любая юридическая наука опирается на источники права, которые регулируют правоотношения между субъектами. Не является в этом случае исключением и отрасль- гражданское право. Если обратиться к понятию гражданского законодательства в широком, а не узком его смысле, то можно прийти к выводу, что оно представляет совокупную систему источников, которые содержат в себе ключевые нормы ГП.

Понятие источников права и гражданского права

Толкование дефиниции «источники гражданского права» приводится каждым ученым, который имеет отношение к юридической науке. Поэтому современная литература дает массу определений этой категории. По словам Шершеневича, источники гражданского процессуального права - это формы, используемые для выражения ключевых норм права, изучение которых является обязательным механизмом для знакомства субъектов с «миром» права.

Предусматривается и иное понятие данному явлению.

Так, источники гражданского процессуального права - это механизм выражения и фиксации ключевого содержания всех норм гражданско-правовых отношений, которые воплощаются на практике в строго объективированной форме.

Современная юридическая наука выделяет несколько основных видов источников ГП. Самая распространенная классификация содержит в себе важнейшие источники гражданского права:

  • Нормы МП и международные договора, ратифицированные Россией (закреплено ст. 7 ГК РФ).
  • Конституция РФ - как главный нормативный акт на территории государства.
  • Гражданское законодательство, в котором главенствующая роль закреплена за Гражданским кодексом, а также иные ФЗ, которые принимались в строгом соответствии с ГК РФ и регулируют правоотношения между субъектами гражданского права.
  • Иные НПА, в том числе Указ Президента, Постановления, изданные Правительством, а также другие акты, принимаемые органами госвласти и подвластными Министерствами.
  • Правовые обычаи, которые затрагивают систему делового гражданского оборота.

Данная классификация источников ГП относится к романо-германскому типу. Иными словами, классификация подразумевает разделение этих источников на две категории:

  • Нормативные правовые акты, к которым причисляются указы, постановления, ФЗ, инструкции и договоры.
  • Источники ненормативного типа, а именно обычаи.

Иерархия нормативно-правовых актов в сфере гражданско-правового регулирования. Система нормативных актов гражданского права

Нормативные правовые акты подлежат строгой иерархии. Конституция РФ, а именно ст. 15, закрепляет основополагающие принципы и нормы МП, как один из важнейших механизмов гражданско-правового регулирования. Исходя из этого, договоры, принятые на международном уровне, и нормы МП превалируют над российским законодательством, занимая при этом почетное первое место в иерархии НПА. Иными словами, действие источников гражданского права международного уровня будет приоритетно на территории государства, что закрепляет собой Конституция РФ.

Далее классификация источников ГП отдает приоритетную роль Конституции России, как основному государственному закону. Толкование норм права, зафиксированных в Конституции, позволяет сделать вывод о том, что все нормативные акты, принимаемые на территории России, не должны противоречить конституционным нормам. Если будет выявлен факт противоречия, НПА отменяется по решению Конституционного суда.

Важное место в иерархии источников ГП занимает Гражданский кодекс. Если выявлены коллизии в применении тех или иных норм гражданского законодательства, то уполномоченные органы, в том числе и суд, будет опираться на основные принципы и нормы, которые содержит Кодекс. Действующий Гражданский кодекс РФ подразделяется на 4 основные части, каждая из которых имеет характерные особенности.

Общая иерархия источников ГП невозможна без ФЗ. Подобные законодательные акты имеют специальный характер, так как упорядочивают собой отдельные стороны и виды гражданско-правовых отношений.

Подзаконные нормативные акты (указ, постановление, инструкции, приказы) также воплощают собой источники гражданского процессуального права. В иерархии НПА они занимают предпоследнее место. При этом большинство из указанных видов актов имеют нормативный характер и обязательны к исполнению.

Обычаи делового оборота завершают собой иерархию источников ГП. Толкование понятия «обычай» дается в любой юридической литературе. Обычай - это норма права, которая подкрепляется давностью применения. Правовые обычаи имеют характерные особенности, которые выделяют их из системы источников ГП.

Виды источников гражданского права Российской Федерации: законодательные акты и подзаконные нормативные акты

Общая система НПА подразумевает следующие виды источников гражданского права: законодательные акты и подзаконные нормативные акты. Толкование каждого из перечисленных источников можно считать отдельной темой для разговора, поэтому предоставим только общее толкование и содержание смысла каждого из них.

  • Законодательные акты. Классификация законов позволяет выделить два основных вида: федеральные законы, принимаемые органами исполнительной власти на высшем уровне, законы субъектов РФ, действие которых распространяется лишь на определенный регион России. Кроме того, толкование ст. 76 Конституции РФ позволяет разграничить ФКЗ и ФЗ. При этом ФКЗ имеют превосходящую юридическую силу по сравнению с ФЗ. Особое место среди законодательных актов занимает ГЗ, а в частности, Гражданский кодекс РФ. По той причине, что настоящий Кодекс занимает весомую позицию в иерархии источников, то все иные НПА должны приниматься в строгом соответствии с кодифицированными нормами. Гражданский кодекс прямо устанавливает, что «все принципы и нормы ГП, которые включены в другие НПА, должны соответствовать настоящему Кодексу». Кодекс состоит из 4 самостоятельных частей, каждая из которых содержит принципы регулирования правоотношений в конкретных областях ГП. Иными словами, Кодекс представляет собой основу для дальнейшего развития и становления гражданского законодательства в РФ.
  • Подзаконные нормативные акты. Толкование отдельных принципов ГП зафиксировано в подзаконных НПА. В свою очередь ПНПА подразделяются на несколько основных видов:
    a. Указ Президента. Общая характеристика этого источника права позволяет говорить о том, что Указ Президента имеет наибольшую юридическую силу по сравнению с другими актами подзаконного характера. Указ Президента может регулировать собой любые вопросы, которые относятся к компетенции главы государства. Если Гражданский кодекс или ФЗ имеет норму права, которая направлена на урегулирование вопроса, затронутого в подзаконном акте, тогда Указ Президента РФ может быть отменен по решению Конституционного суда.
    Указ Президента подписывается главой государство лично. При этом подобный подзаконный акт может иметь ненормативный характер. В данном случае Указ Президента направлен, например, на утверждение определенного лица на должность.
    b. Постановление Правительства РФ. Стоит на ступень ниже, чем Президентский указ. Понятие постановления позволяет говорить об императивном характере подзаконного акта. Данный вид актов также содержит принципы и нормы ГП, которые, однако, не должны вступать в противоречия с НПА.
    c. Ведомственные распоряжения, приказы и иные инструкции.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Система источников ГП подразумевает выделение в отдельную категорию НПА, изданных компетентными органами на уровне государства.

Согласно законодательству РФ, издание таковых актов может осуществляться в следующих формах:

  • Постановление. Особенности данного типа актов состоят в том, что они содержат ответ на конкретный вопрос или решение определенной проблемы, а также носят нормативный характер.
  • Приказ. Если проанализировать понятие данного акта, то главный смысл НПА состоит в его распорядительном характере.
  • Распоряжение. Особенности данного акта состоят в том, что они принимаются по злободневным вопросам и направлены на решение проблем, связанных с управленческой деятельностью.
  • Правила - данный нормативный акт подразумевает собой регламентацию определенного порядка управленческой деятельности.
  • Инструкция регулирует конкретные стороны управленческой деятельности, осуществляемой органами госвласти.
  • Положение - акт, который устанавливает определенный статус органа госвласти. Документ подразумевает определение границ компетенции органа власти.

Комплексные нормативные акты

Понятие комплексных нормативных актов давно применяется в юридической науке. Здесь речь идет о нормативных актах, которые включают в себя принципы и нормы из различных отраслей права, в частности, и гражданского. Примером подобного акта выступают Инструкции ЦБ РФ.

Применение указанного вида актов обуславливается только в тех ситуациях, когда законодатель должен установить соответствие норм из нескольких отраслей права.

Нормы международного права, международные договоры

Так как Российская Федерация наделена статусом участника международных отношений, то действие норм МП на территории государства является превалирующим.

Об этом гласит Конституция РФ.

При этом главенствующую роль среди источников международного права занимают международные договоры, подразумевающие участие множества сторон. Если быть проще - конвенции. Большую роль в становлении Гражданского права в РФ играют и иные формы международных договоров, что обусловлено ст. 15 Конституции РФ.

Акты высших судебных инстанций, содержащие нормы гражданского права.

Обычаи делового оборота;

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России;

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права;

Гражданское законодательство;

§ 2. Гражданское законодательство

Понятие гражданского законодательства.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Гражданский кодекс и иные федеральные законы.

Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации .

Этот основной принцип означает, что по общему правилу все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, регулируются федеральными законами и правовыми актами .

В исключительных случаях по некоторым вопросам установленного Конституцией совместного ведения акты субъектов Федерации, касающиеся гражданско-правовых вопросов (например, по жилищным отношениям), должны основываться и строиться в соответствии с федеральными нормативными актами.

2. Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ.

Действующий Гражданский кодекс РФ - первый за всю историю России сводный закон по гражданскому праву, являющийся кодексом частного права (действовавшие в советском обществе ГК 1922 г. и ГК 1964 г. строились и понимались в соответствии с требованием, сформулированным В. Лениным: "Мы ничего частного в области хозяйства не признаем"). Кодекс разрабатывался и принимался по частям с середины 1990-х гг. В 2007 году принята заключительная, четвертая часть, которая завершила кодификацию современного гражданского права России. При подготовке Гражданского кодекса использованы достижения и лучшие на данное время образцы гражданского законодательства (Германии, Нидерландов, провинции Квебек Канады и др.), международные гражданско-правовые документы. В настоящее время ГК РФ находится в одном ряду с передовыми сводными документами (кодексами) мира по гражданскому праву.

Законодатель крайне редко вносит изменения в Гражданский кодекс, и это подтверждает основательность, глубину и продуманность его основных положений.

3. Гражданский кодекс РФ, являясь федеральным законом, имеет несомненную большую значимость, чем иные федеральные законы, даже принимаемые в развитие общих положений Кодекса. Кодекс, занимая вершину в иерархии гражданского законодательства, не может и не должен регулировать все без исключения экономические отношения. Иные федеральные законы в сфере гражданского права соотносятся с Кодексом как специальные с общим. Основное правило - и общий, и специальный законы не противоречат друг другу и применяются одновременно. И лишь в исключительных случаях вступает в силу правило "специальный закон преобладает над общим законом".



В приведенном ниже судебном акте видно, как Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" разъясняет взаимодействие Гражданского кодекса, иных федеральных законов и подзаконных актов.

Судебная практика. Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если:

это предусмотрено ГК РФ (например, п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ);

ГК РФ не содержит такого указания, однако названные выше Федеральные законы и нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (например, ст. ст. 8 - 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения (например, ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей");

указанные Законы и другие нормативные правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и нормативными правовыми актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Федеральные законы включаются в гражданское законодательство как источники права по признаку их нормативности (содержания общего для неопределенного числа лиц правила).

Из истории цивилистики. Законом называется исходящее от верховной власти правило, которым устанавливаются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательной. Это свойство закона, что им регламентируются права, только и может руководить нами в различении законов и других актов нераздельной верховной власти (Д.И. Мейер).

4. Как правило, федеральные законы включают в себя не только частноправовые нормы, но и публичные.

Пример . Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принятие которого предусматривается Гражданским кодексом (ст. 132), устанавливает нормы преимущественно публичного права. Такое же содержание (соотношение частных и публичных норм) характерно для большинства федеральных законов, включающих в определенном объеме нормы гражданского законодательства: от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и многих других.

Сложно выделить федеральные законы, содержащие только частноправовые нормы, - даже в Гражданском кодексе немало публичных императивных норм (сроки, порядок изъятия земельного участка, форма завещания и т.п.). Такое сочетание публичного и частного права в федеральном законе, регулирующем конкретный участок общественных отношений, естественно и необходимо. Законодатель использует весь арсенал правового регулирования.

Нормы гражданского права содержат Трудовой кодекс, Водный кодекс и ряд других. Отнесение той или иной нормы к гражданскому законодательству производится не от наименования закона, а от существа содержащихся в нем положений.

5. В области гражданского права применяются общие правила действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В гражданском законодательстве специально определяется действие закона во времени (ст. 4). Здесь, как и в других отраслях права, проводится принцип немедленного действия закона - его немедленное распространение на отношения, возникшие после введения закона в действие.

Правовой акт. Конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Днем их официального опубликования считается первая публикация их полного текста в "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").

Обратное действие закона (его распространение на ситуации, возникшие и "закончившиеся" до введения закона в действие) допускается лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено в законе.

Авторитетное мнение. Принцип, исключающий обратное действие норм, является признанным не только для гражданского, но и для ряда других отраслей. Особый интерес приобретает, в частности, уголовное право, которое последовательно исходит из того, что обратную силу имеет только уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица... В отличие от Уголовного кодекса, ГК при решении вопроса об обратной силе закона подобной дифференциации не проводит. Однако это не означает, что гражданскому праву учет возможных последствий применения принципа обратной силы вообще неизвестен (М.И. Брагинский).

§ 3. Иные источники гражданского права

Правовые акты, содержащие нормы гражданского права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

и международные договоры. Обычаи делового оборота

1. Кроме федеральных законов к источникам гражданского права относятся подзаконные правовые акты, содержащие нормы гражданского права.

Такие правовые акты (ранее их называли "нормативными") имеют исключительно федеральный уровень и подразделяются по юридическому "рангу" на две группы:

а) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ ;

б) ведомственные акты .

Указы Президента РФ могут содержать принципиально новые нормы, регулирующие общественные отношения, однако не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.

Постановления Правительства РФ , содержащие нормы гражданского права, принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса, иных законов и указов Президента.

Пример . Пункт 2 ст. 1128 ГК предусматривает, что порядок совершения завещательных распоряжений денежными средствами в банках определяется Правительством РФ. На основании и во исполнение этой нормы Кодекса Правительство принимает соответствующее постановление, содержащее нормы гражданского права.

Ведомственные акты могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных ГК РФ, федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ . Для их регулятивного действия согласно ст. 7 ГК РФ характерно то, что эти источники гражданского права:

во-первых, обладают непосредственным действием (то есть не нуждаются в том, чтобы они специально признавались или воспроизводились в актах РФ, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта);

во-вторых, имеют приоритетное действие, что предусмотрено Конституцией РФ. Как говорится в ст. 7 ГК РФ, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".

3. Обычаи делового оборота . При рассмотрении и решении гражданских дел могут применяться обычаи , которые в ГК РФ получили название "обычаев делового оборота". Это не противоречащие закону, иным обязательным для субъектов положениям правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности . При этом не имеет юридического значения, зафиксированы ли эти правила в каком-либо документе или нет.

Пример . Федеральными арбитражными судами различных округов в качестве обычаев делового оборота и, следовательно, источников гражданского права признавались: а) подписание одной стороной протокола разногласий, предложенного другой стороной, означает принятие спорных пунктов договора в редакции второй стороны; б) доверенность на получение материальных ценностей (форма N М-2) используется как документ, подтверждающий право доверенного лица на однократное получение товарно-материальных ценностей; в) банк подтверждает оплату товара, проставляя на принятом поручении свою печать со штампом и подписью операциониста, и выдает платежное поручение на руки клиенту для подтверждения факта совершения платежа по договору.

Обычаи делового оборота как источник гражданского права необходимо отличать от схожих понятий: деловых обыкновений, практики договорных отношений, заведенного порядка и т.д. Указанные понятия действительно формируют определенный порядок в экономических отношениях, но силы нормы права не имеют, судебной защитой и силой государственного принуждения не обладают.

Теоретическая проблема: гражданско-правовой договор как источник гражданских прав. В соответствии с принципом диспозитивности договоры в гражданском праве являются не только юридическим фактом, но и источником прав и обязанностей для данных субъектов. В этом отношении они являются категориями, близкими к источникам права. В ряде случаев договоры могут продолжать действовать и в тех ситуациях, когда по соответствующему вопросу издается закон (если, понятно, закон не касается именно данных конкретных отношений - п. 2 ст. 422).

§ 4. Акты высших судебных инстанций

Функции судебного правоприменения.

Нормы права в судебных актах.

Механизм регулирующего воздействия судебных актов

на правоприменение

1. Российское гражданское право традиционно относится к континентальной системе, которая исторически не допускала в качестве официального источника гражданско-правовых норм судебные решения по конкретным делам. В настоящее время правоприменительная практика, в том числе судебная, не только толкует и реализует закон, но и фактически "заполняет", "дополняет" пробелы и нестыковки стремительно нарождающегося гражданского законодательного массива. Законотворчество по определению инертно и неторопливо, в то время как экономические отношения вырабатывают все новые и новые пути и формы, наполняют принципиально иным содержанием классические конструкции купли-продажи, аренды, ответственности и т.д.

Иллюстрацией проявления в судебном акте свойств и существа источника гражданского права могут быть две следующие, по существу юридические, нормы.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к статье 3 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена системе писаных форм (источников) гражданского права (нормативным актам). В ее наименовании и по тексту законодатель, следуя принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции), дифференцирует данную систему на две подсистемы: гражданское законодательство (п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 3) и иные акты, содержащие нормы гражданского права (п. п. 3 - 7 ст. 3). Первая находится в ведении Российской Федерации (п. 1 ст. 3), что отвечает началам федерализма и распределения законотворческих полномочий, согласно которым уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско- и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации, а административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ср. п. "о" ст. 71 и подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции). Это говорит о важном значении гражданского законодательства и его роли в правовом регулировании, о принципиальности самих регулируемых им отношений.

Понятие гражданского законодательства раскрывается уже в следующей норме указанием на круг образующих его источников (и с учетом вышесказанного неожиданным не является): согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 гражданское законодательство - только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, следовательно, за рамками гражданского законодательства остались по крайней мере все региональные законы (ст. 65 Конституции) и подзаконные акты.

Центральное место в подсистеме гражданского законодательства занимает ГК - ее ядро, объединяющее и притягивающее другие законы, так называемая экономическая конституция, обеспечивающая единство и согласованность всех гражданских законов и подзаконных нормативных актов. ГК сопоставим с федеральными конституционными законами, учитывая, что ему должны соответствовать все иные федеральные законы и вообще все акты, содержащие нормы гражданского права (абз. 2 п. 2, п. п. 3, 5 ст. 3). Однако федеральные конституционные законы (ст. 108, ср. со ст. 105 Конституции) принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией (а принятие ГК не входит в их число), требуя к тому же особой процедуры голосования (одобрения большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Поэтому ГК - федеральный закон, имеющий статус primus inter pares ("первого среди равных"). Нормы ГК приоритетны перед нормами принятых в соответствии с ним федеральных законов, не говоря уже об иных актах, содержащих нормы гражданского права.

2. О принадлежности к тому же - федеральному - уровню подсистемы иных актов, содержащих нормы гражданского права, говорит то, что разработчики этих актов - глава государства (Президент РФ) и федеральные госорганы - Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (п. п. 3, 4, 7 ст. 3). В то же время ни тот факт, что данную подсистему представляют сугубо подзаконные акты, ни факт ее нахождения в ведении Российской Федерации не являются исключительными: помимо указов (Президента РФ), постановлений (Правительства РФ), актов (министерств и иных федеральных органов исполнительной власти), в ее состав могут входить и акты высшей юридической силы - те федеральные законы, которые приняты не в соответствии с ГК (а потому и не относящиеся по смыслу абз. 1 п. 2 ст. 3 к гражданскому законодательству), а также законы региональные. Данный вывод подтверждают абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК и сама Конституция.

Несомненная связь между двумя правилами п. 2 ст. 3 в то же время не означает, что "другие законы" в абз. 2 - только федеральные законы, принятые в соответствии с ГК (абз. 1). Законодатель едва ли стремился замкнуть на федеральный уровень создание всех без исключения гражданских норм (которые могут входить в состав различных по профилю и направленности законов) - он скорее преследовал цель передать на федеральный уровень создание только тех нормативных актов, которые содержат гражданские нормы преимущественно. К тому же соответствие в абз. 1 и требование соответствия в абз. 2 не тождественны по смыслу: в первом случае имеются в виду не любые федеральные законы, хотя бы и развивающие положения ГК, а только наиболее важные для гражданского права федеральные законы, т.е. те, о необходимости принятия которых предрешено разработчиками ГК (а потому о которых говорится или которые упоминаются по тексту последнего), во втором же случае имеется в виду именно согласованность и отсутствие противоречий между законами и ГК. Основная масса федеральных законов, принятых в соответствии с ГК (абз. 1 п. 2 ст. 3) и "непосредственно окружающих" ГК, уже разработана и принята, однако этот процесс еще не завершен (все еще нет законов, упомянутых, в частности, в абз. 3 п. 2 ст. 120, ст. 788, п. 3 ст. 1151 ГК). Некоторые из уже принятых законов начинаются именно с указания на то, что они приняты в соответствии с ГК (п. 1 ст. 1 Закона об акционерных обществах, п. 1 ст. 1 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. 1 Закона об унитарных предприятиях и др.). Некоторые из уже принятых законов - кодексы (ЖК, ВК, КТМ, КВВТ, принятые в соответствии с п. 3 ст. 672 и п. 2 ст. 784 ГК), однако в отличие от ГК - общеотраслевого кодифицированного акта - такие законы-кодексы имеют специальный (комплексно-подотраслевой или комплексно-институциональный) характер. При таком понимании федеральных законов, принятых в соответствии с ГК (абз. 1 п. 2 ст. 3), под другими законами (абз. 2 п. 2 ст. 3) следует понимать все содержащие гражданские нормы законы вообще (как входящие, так и не входящие в состав гражданского законодательства - п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 3), кроме, разумеется, самого ГК, которому все эти законы должны соответствовать (не вступать с ним в противоречие).

Закон, не запланированный разработчиками ГК, а потому и не упомянутый по тексту ГК, необязателен, однако его принятие возможно в инициативном порядке при условии соответствия формулируемых ими гражданских норм положениям ГК. Такой закон по смыслу абз. 1 п. 2 ст. 3 лежит за рамками гражданского законодательства и относится к иным актам, содержащим нормы гражданского права (например, Закон об опеке), к этой же подсистеме относятся и все те принципиальные законы, с которыми традиционно связывают существование ряда автономных отраслей законодательства, но которые при этом содержат значительное число гражданских норм (речь, в частности, идет о СК, ТК, законах о природных ресурсах).

В требовании соответствия ГК норм всех других законов (абз. 2 п. 2 ст. 3) реализован принцип иерархичности и соподчиненности источников гражданского права. Поэтому: а) существование гражданских норм, противоречащих ГК, недопустимо, такие нормы подлежат изменению или отмене (иллюстративна в этом смысле судьба Закона о лизинге, который ввиду противоречия его первоначальной версии положениям § 6 гл. 34 ГК позже был приведен в соответствие с ними); б) принятие новых законов, нормы которых противоречат ГК, а также новация существующих законов в части изменения их гражданских норм или дополнения их новыми гражданскими нормами, если эти нормы необходимы, но противоречат ГК, возможны только при условии одновременного изменения ГК. Так, с принятием Закона об унитарных предприятиях, изменившего концепцию унитарного предприятия, и согласно его ст. 38 потребовалось изменить ст. ст. 48, 54, 113 - 115, 300 ГК.

Поскольку гражданское законодательство (ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы) находится в ведении Российской Федерации, при этом федеральные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории РФ, существование аналогичных региональных законов бессмысленно (ср. п. п. 1 и 2 ст. 76 Конституции). В то же время региональный закон посредством гражданских норм может регулировать имущественные вопросы: а) совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (например, владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, другие вопросы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды, жилищного законодательства - подп. "в", "к" п. 1 ст. 72 Конституции); б) находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 73 Конституции). В первом случае региональный закон не может и не должен противоречить федеральному закону, имеющему над ним приоритет (п. 5 ст. 76 Конституции), во втором - при коллизии федерального и регионального законов приоритет имеет последний (п. 6 ст. 76 Конституции).

Итак, нахождение гражданского законодательства в ведении Российской Федерации (абз. 1 п. 2 ст. 3) не исключает того, что гражданские нормы могут использоваться для регулирования отношений, составляющих предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также иных вопросов, а потому могут разрабатываться и приниматься субъектами РФ. Отсюда вопрос вовсе не в том, может или нет субъект РФ разрабатывать гражданские нормы (на который обычно дают отрицательный ответ, ссылаясь на п. 1 ст. 3), а в том, какую законодательную сферу эти нормы призваны регулировать. Именно с учетом этого уточнения следует воспринимать указание на то, что гражданские нормы, содержащиеся в актах субъектов РФ, изданных до введения в действие Конституции, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции и ГК (п. 3 Постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8).

3. Таким образом, в наименовании и по тексту ст. 3 гражданское законодательство (ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы - п. 1, абз. 1 п. 2) противопоставлено иным актам, содержащим нормы гражданского права (иные федеральные законы, региональные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - абз. 2 п. 2, п. п. 3, 4, 7). При нередкой разнице в понимании и использовании термина "законодательство" с точки зрения круга охватываемых им форм права для абз. 1 п. 2 ст. 3 характерен узкий подход.

Кроме ГК и принятых в соответствии с ним федеральных законов, все прочие акты, содержащие нормы гражданского права (как законы, так и подзаконные акты), остаются за рамками гражданского законодательства и образуют автономную и параллельную подсистему иных актов, содержащих нормы гражданского права, причем не являются исключениями ни те акты, в которых гражданские нормы существуют наряду с нормами иных отраслей права (а сам акт за отсутствием определенной отраслевой принадлежности является комплексным), ни те, в которых гражданские нормы явно доминируют (а потому сам акт может по праву считаться актом гражданского права). Между тем формализм при противопоставлении гражданского законодательства иным актам, содержащим нормы гражданского права, и обращение к абз. 1 п. 2 ст. 3 при всяком упоминании о "гражданском законодательстве" чреваты неверными выводами. Так, поскольку в наименовании ст. 6 ГК и в ее п. 1 говорится о применении по аналогии гражданского законодательства, формально это должно исключать возможность применения по аналогии гражданских норм, содержащихся в иных актах (не говоря уже о нормах иных форм права, в частности обычаев делового оборота), что само по себе неверно, принимая во внимание, что назначение ст. 6 ГК и смысл аналогии состоят в ликвидации пробелов. Именно поэтому в этом и в других случаях (например, в ст. 5 ГК) ссылки на законодательство с учетом назначения конкретной статьи и сути заложенной в ней правовой нормы (конструкции) целесообразно оценивать критически и, используя имеющийся теоретический потенциал, толковать распространительно, понимая под законодательством не только ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы, но и иные акты, содержащие нормы гражданского права.

Итак, узкое согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 понимание гражданского законодательства не исключает и противоположного (широкого) подхода, согласно которому гражданское законодательство объединяет все и всякие акты, содержащие нормы гражданского права, в том числе подзаконные. В самом деле, так как согласно п. 6 ст. 3 действие и применение гражданских норм, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, нет сомнений, что, говоря о гражданском законодательстве в наименованиях и по тексту ст. ст. 4 - 7 ГК (которые и образуют эту - первую - главу), законодатель имеет в виду не только ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы, но и все прочие нормативные акты, содержащие гражданские нормы. Не случайно, что в ст. 4 ГК он обобщенно говорит об актах гражданского законодательства и, то и дело адресуя к иным источникам или обращая внимание на возможное их существование в рамках отсылочных или диспозитивных норм, использует другие термины - "законодательство" (п. 3 ст. 2, ст. 5 ГК), "гражданское законодательство" (ст. ст. 6, 7 ГК), "закон и иные правовые акты" (ст. 8, п. 3 ст. 23, ст. 311, п. 1 ст. 313 ГК), а при упоминании об актах высшей юридической силы - "федеральный закон" (абз. 2 п. 2 и абз. 2 п. 3 ст. 1, абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК) и "закон" (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 15, п. п. 1, 2 ст. 19, п. п. 1, 3 ст. 22 ГК). Узкий смысл термина "гражданское законодательство" основан на совместном толковании правил п. п. 1 и 2 ст. 3 и связан с конституционными принципами разделения государственной власти, федерализма и распределения законотворческих полномочий, широкий же основан на совместном толковании правил ст. ст. 3 и 1, 2, 4 - 7 ГК и связан с вопросами действия и применения гражданских норм, в каких бы актах они ни закреплялись.

4. Подзаконные акты, регулирующие гражданские отношения, могут быть трех видов: а) указы Президента РФ; б) постановления Правительства РФ; в) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Все они в отличие от законов могут быть только федерального уровня (п. п. 3, 4, 7 ст. 3), не могут и не должны противоречить ГК и другим федеральным законам, в противном случае применяется правило ГК или федерального закона (п. 5 ст. 3), при этом содержащаяся в данном пункте норма коллизионного типа подлежит распространительному толкованию и касается, помимо указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, также актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

В иерархии источников гражданского права указы Президента РФ (п. 3 ст. 3) занимают второе после ГК и федеральных законов место, они обязательны для исполнения на всей территории РФ (п. 2 ст. 90 Конституции) и могут либо конкретизировать имеющиеся нормы ГК и других федеральных законов, либо формулировать нормы, отсутствующие на данный момент в ГК и в других федеральных законах, с перспективой последующего их включения в закон. Постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), которым принадлежит третье место, обязательны к исполнению в Российской Федерации (п. 2 ст. 115 Конституции), они призваны способствовать наиболее полной и последовательной реализации ГК, федеральных законов и указов Президента РФ, а потому их особенность состоит в том, что они принимаются на основании и во исполнение последних, т.е. только при наличии соответствующего указания, а не "сами по себе". Действие и применение гражданских норм, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, в частности ст. 4 (п. 6 ст. 3). Примечательно, что, согласовав общую концепцию ст. 3 с Конституцией, законодатель едва ли случайно не упомянул в ее п. п. 3 - 6 наряду с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ их распоряжения (п. 1 ст. 90, п. 1 ст. 115 Конституции), которые по этой причине в отличие от указов и постановлений не могут и не должны содержать гражданские нормы.

Наконец, на последнем месте - упомянутые явно "по остаточному принципу" акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты - п. 7 ст. 3), которые могут существовать в виде указаний, положений, инструкций (ч. 1 ст. 7 Закона о ЦБ РФ), а также актов с иными наименованиями (например, приказы, письма) и издаются только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами. Правила п. п. 3 - 5 ст. 3, требующие от указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ соответствия ГК и иным федеральным законам (как и правила п. 2 ст. 3), обеспечивают принцип иерархичности и соподчиненности источников гражданского права.

5. Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (п. 1 ст. 76 Конституции). Другие законы, содержащие гражданские нормы, в зависимости от федерального или регионального уровня их принятия действуют на всей территории РФ или соответствующего ее субъекта. Акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие гражданские нормы, действуют на всей территории РФ. Любые изъятия из сказанного должны быть предусмотрены в самом нормативном акте. По кругу лиц правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, апатридов и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). Особенности действия актов гражданского законодательства во времени определяет ст. 4 ГК.

6. За рамками ст. 3 остались акты высших судебных органов. Между тем постановления Конституционного Суда РФ обладают нормативностью, если признают нормативный акт (отдельное его положение) неконституционным, что для такого акта (положения) означает утрату силы, - см. п. п. 4, 6 ст. 125 Конституции, ст. 79 ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447). Так, правила п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, признаны не противоречащими Конституции, так как они по их конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве со ст. 302 ГК не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом (Постановление КС от 21 апреля 2003 г. N 6-П); напротив, правило абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК признано не соответствующим Конституции исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер (Постановление КС от 23 декабря 1997 г. N 21-П).

В свою очередь, постановления Пленумов ВС и ВАС, которые могут быть совместными или раздельными, содержат разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного понимания и применения положений нормативных актов (ст. ст. 126, 127 Конституции). Будучи интерпретационными актами, они: а) разъясняют смысл существующих норм права, но не формулируют новых норм, а значит, и не являются формой права; б) представляют собой акты официального (судебного) толкования и являются обязательными (прежде всего для судов, но они небезразличны и для участников судебного процесса). Обязательность постановлений Пленума ВАС для всех арбитражных судов подчеркнута прямо - п. 2 ст. 13 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм.) (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589). Первый из этих двух признаков отличает интерпретационные акты от нормативных, а второй, напротив, сближает с ними.

Интерпретационные акты, которые в первую очередь связаны с процессом толкования права и только в конечном счете влияют на процесс правильного и единообразного правоприменения, отличаются и от правоприменительных актов, которые всегда имеют индивидуальный характер и представляют собой формальную сторону процесса реализации права. Судебная практика применения гражданского законодательства публикуется в журналах "Бюллетень Верховного Суда РФ" и "Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ".

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант